Содержание
Введение. 2
Основная часть. 3
Заключение. 9
Литература. 10
Введение
Острота экологическихпроблем и неотложность их решения требуют разработки новых подходов коптимизации социоприродного взаимодействия. Взаимодействие человека с природой- необходимое условие и предпосылка становления, существования и развитияобщества. Это взаимодействие противоречиво в самой своей сущности: человек неможет существовать вне биосферы, в то же время само его существование есть еенепрерывное изменение, в результате которого происходят как позитивные, так инегативные явления. Достижение равновесия между развитием цивилизации, социумаи природы есть цель, к которой стремится человечество, но, к сожалению, чащевсего не достигает ее.
В настоящее времядеятельность человека затрагивает все геологические оболочки планеты ираспространяется на околоземное космическое пространство. Возникает угрозатаких необратимых изменений окружающей среды, которые могут сделать невозможнымсуществование человека как биологического вида.
Одновременноэкологическая ситуация оказывает значительное влияние на собственно социальнуюдействительность: экономическую, политическую, духовную жизнь общества. Оназаставляет человека переосмыслить сущностные основания своего бытия в мире,ценности и приоритеты общественного развития
На современном этапеактуальна разработка образовательной программы введения учащегося в окружающиймир (естественной и искусственно созданной природы и социальной культуры), построеннойна идее социально-экологического развития и специфически преломляющей в себевсе содержание образования.
Основная часть
Необходимость подготовкилюдей к решению экологических проблем потребовала сегодня экологизации всехсфер жизни и деятельности общества, содержания всех ступеней образования. Экологизациясистемы образования выступает важной характеристикой тенденции проникновенияидей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, а такжеподготовку экологически грамотных специалистов самого различного профиля:инженеров, врачей, экономистов и др. Среди путей экологизации он отдаетпредпочтение точке зрения, отражающей экологизацию в системе непрерывногообразования. При этом экологизация образования не должна быть механическимдобавлением к общему образованию, она должна стать органичной частью системыобразования в целом.
К настоящему временисложились достаточно определенные предпосылки, способствующие решению проблемысоциально-экологического образования: выявленная сущностьсоциально-экологической науки, проектирующей его; накопленныйисторико-педагогический опыт образования в области окружающей среды;заинтересованность государства и общества в решении этой проблемы; постепенноеосознание каждой личностью необходимости перестройки социально-экологическихотношений.
Одним из направленийэкологизации современного образования выступает социально-экологическоеобразование.
С позиций деятельностногоподхода социально-экологическое образование предполагает особый видобразовательной деятельности, побуждаемой необходимостью решениясоциально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшегоустойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов,способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения сприродной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры,норм и правил природопользования. Социально-экологическое образование, какцелостный педагогический процесс, представляет собой обучение и воспитание,целью которых выступает усвоение ими новых научных знаний об окружающей среде,современных видах и способах рационального природопользования; новых нормахвзаимодействия со средой; освоение студентами новых социально-экологическихтехнологий, сберегающих среду жизни для настоящих и будущих поколений;овладение опытом творческой (созидательной) деятельности в окружающей среде,опытом человеческого отношения к окружающей среде: отношения любви,бескорыстия, самопожертвования во взаимодействии с ней.
Экологическое образованиевыступает частью общего образования, позволяет углубить межпредметные связи,последовательно раскрывать основные аспекты взаимодействия общества, с природойв различных учебных предметах. Экологическое образование направлено на усвоениеучащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы,формирование интеллектуальных и практических умений рационального использованияи охраны природы. Оно включает в себя обучение и воспитание учащихся, которыеведут за собой развитие универсального, разностороннего – научного,нравственного, эстетического, экономического, юридического, практическогоотношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека.
Все ранее изложенноепозволяет утверждать, что объектом отражения общего экологического образованиявыступают все области экологических отношений, присущих различным формамдвижения материи. При этом, каждой форме свойственны свои объектные отношения,являющиеся предметом исследования соответствующей науки с экологическимкомпонентом и предметом соответствующего образования. Высшая форма движения –социальная – необходимо взаимодействует с другими формами, более низкогопорядка, поэтому в социально-экологическом образовании должны быть отражены иэти отношения, а также необходимость сохранения потенциала среды для ихдальнейшего существования, функционирования и развития. Иными словами, если всвое время взаимодействие общества со средой выступало объектом исследованиянаук и человеческого сознания, а в последнее время это взаимодействие сталопредметом социально-экологической науки, то и в экологическом образовании: еслина этапе своего становления оно отражало объект науки и сознания, т.е. обществои природу, их взаимодействие, то в настоящее время предметы начинают“отпочковываться” от основного объекта и отображаться соответствующей ветвьюэкологического образования, в частности, социально-экологическим. В связи сэтим возникает необходимость переосмысления сущности общего экологическогообразования, определения филиативных направлений.
Одним из них, как ужеотмечалось, является социально-экологическое образование. Оно призвано отражатьсобственно систему “общество-природа”, взаимодействия между ее элементами.Иначе говоря, эта система отражает сущность содержания социально-экологическогообразования школьников. С другой стороны социально-экологическое образование –это, прежде всего, процесс.
Cоциально-экологическое образованиепредставляет собой психолого-педагогический процесс воздействия на человека сцелью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимыхубеждений и практических навыков, нравственных принципов, определеннойориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов.
Все ранее изложенноепозволяет подойти к определению сущности понятия “социально-экологическоеобразование ” как одной из подсистем общего и общего экологическогообразования. Очевидно, что оно отражает сложнейшие функциональные системы, какимиявляются природа, общество и образование. Последнее выступает в качестве однойиз форм культуры. Взаимодействие двух первых элементов обусловлено объективнымисвязями общества с природой. Третий элемент – образование – также определенжизненно важной для общества необходимостью сохранения и воспроизводстваокружающей среды, что реально при условии специальной подготовки людей,ориентированной на изучение, использование, сохранение и восстановление среды,причем, на всех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Такаяподготовленность реализуется, если в содержание обучения и воспитания включенызнания о взаимодействии общества со средой, его видах и способах, нормах иправилах природопользования; связанные с этими знаниями умения и навыки интеллектуальнойи практической деятельности в среде; личностные качества, содействующиеоптимальному взаимодействию с природой.
Иными словами,социально-экологическое образование предполагает целенаправленный процессобучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных дляданных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению всоциально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию вотношениях при соблюдении исторически и пространственно обусловленных меры,норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих ивосстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие,сберегающих среду жизни для будущих поколений. Социально-экологическоеобразование выступает одной из форм накопления и отражениясоциально-экологических ценностей (естественной психологической, педагогическойэтнической, социальной, трудовой, экономической). В процессе его практическойреализации осуществляется усвоение этих ценностей, позволяющих удовлетворятьсоответствующие потребности. В условиях образовательного учреждения усвоениесодержания социально-экологического образования школьников предполагает иопределенный результат, который в самом общем виде заключается в культуреотношений со всеми элементами среды; в соответствующей степени готовностиличности к социально-экологическим взаимодействиям; в необходимом объемеадекватных знаний, умений и навыков.
Первой ступенью системынепрерывного экологического и социального образования является дошкольнаяступень. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие личности,закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение кокружающему миру — природе, другим людям, культуре.
Современная ситуациявзаимодействия общества с окружающей природной средой объективно требуетразработки целостного содержания социально-экологического образования. Именнооно поможет растущему человеку включаться в социально-экологические отношения,жить и действовать в них. В самом общем виде его сущность заключается,во-первых в системе знаний о взаимодействии общества и человека с природнойсредой; о способах этого взаимодействия, позволяющих формировать целостнуюкартину об окружающем человека мире и овладевать системой методов познанияреальной социально-экологической действительности и практической деятельности вней. В эту систему включены знания об основных объектах среды: природе,обществе, человеке и технике. Во-вторых, содержание СЭО включает систему техинтеллектуальных и практических умений и навыков, которые способствуют установлениюреальных связей со всеми элементами среды и которые становятся затем основойбудущей деятельности в ней. В-третьих, накопленный опыт творческойдеятельности, обусловленный многообразием реального мира и необходимостью, всвязи с этим, неординарных подходов к его освоению, содействию дальнейшемуразвитию. В-четвертых, опыт эмоционально-оценочного, волевого отношения ксоциально-экологической реальности, каждому ее элементу, к себе. Это обеспечитформирование психологической готовности личности к оптимальному взаимодействиюсо средой, убежденности в обязательном ее сохранении, восстановлении ивозобновлении, усвоении системы социально-экологических ценностей.
Подытоживая отметим, чтовыделенная сущность социально-экологического образования определяет содержательно-деятельностныйкомпонент, обозначает необходимость и область поиска закономерностей ипринципов его функционирования.
Заключение
Современные экологическиепротиворечия проявляются во всех природных сферах, ставят человечество на граньвыживания. Новая идеология выживания человечества заключается в единстве сокружающей средой на основе гармонизации социально-экономического иэкологического развития цивилизации. Решение этих задач предполагаетрадикальные изменения ценностных ориентации каждого человека и социума в целом,понимания смысла и значения предстоящих перемен. Это стимулировало перемещениеприоритета в преодолении глобальных экологических проблем изтехнико-экономической сферы в сферу идеологии, морали, образования.
Сегодняшнее молодоепоколение призвано не только адаптироваться, но и критически переосмыслить опыти результаты антропоцентрического отношения к природе в ретроспективе,реализовать стратегию устойчивого развития. Поэтому в контексте глобальных экологическихпроблем вся система образования должна быть ориентирована на выполнение двухвзаимосвязанных функций: гуманистической, суть которой сводится к ориентациипедагогического процесса на выживание и развитие всего человечества, иэкологической, которая акцентирует внимание на сохранении всех компонентовприроды в целом, обеспечении условий для сохранения жизни. Следовательно,стратегии развития образования XXI века должны разрабатываться с учетомвзаимосвязи идей гуманизации и экологизации на всех ступенях и уровняхобразования.
Литература
1. Галеева А.М. Педагогические основы системысоциально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальнойэкологии. М., 1991.
2. Шилова В.С. Социально-экологическое образование:теория и практика. М., 1999.
3. Экологическое образование школьников //подред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной. М., 1983.
4. Якушкин В. П. Экологическое образование — социальный аспект// Экология планеты, 1990, № 3.