Реферат по предмету "Экология"


Экологические права граждан

Учебная дисциплина– Экологическое право

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема:

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН»

САРАТОВ – 2003

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Понятие и видыэкологических прав человека …………………5
2. Правовоерегулирование экологических прав человека
 по российскомузаконодательству ………………………………. 8
3. Защита экологических правграждан в судебном и
 административномпорядке………………………………………. 133.1. Защита экологических прав всфере деятельности органов исполнительной власти………………………………… 143.2. Защита экологических правграждан в Конституционном Суде РФ ………………………………………163.3. Защита экологических правУполномоченным по правам человека в РоссийскойФедерации …………………… 173.4. Защита экологических прав иЕвропейский суд по правам человека…………………………………………………… 18
 
4. Роль общественных объединенийв защите
 экологическихправ  граждан……………………………………… 20
Заключение ………………………………………………………………… 23
Список использованных источников ………………………………… 24
ВВЕДЕНИЕ
Вопрособ экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю­щейсреды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраныокружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересахчеловека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду,реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам чело­века,но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благо­приятного состоянияокружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].
Нолюбые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашейстране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающейсреды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан иопределяет порядок их регулирования в Российской Федерации.
Означает ли, что спринятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в странебудут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуетсядетальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмовпрактической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведенияфундаментальных исследований в данной предметной области.
Цельюкурсовой работы является теоретическое обобщениеосновных положений в области регулирования экологических прав граждан.
Данная цельдостигается решением следующих задач:
Øсистематизация понятийного аппарата и  группирование экологических правчеловека по видам;
Øраскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических правграждан в соответствии с российским законодательством;
Øанализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан всудебном и административном порядке;
Øоценка роли общественности в защите экологических прав граждан.


1. Понятиеи виды экологических
правчеловека
Подэкологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленныев законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразныхпотребностей человека при взаимодействии с природой[2].
Поуровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иныеправа в области окружающей среды.
Основныеправа часто называются конституционными и фунда­ментальными. В РоссийскойФедерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовымидокументами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 КонституцииРФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­роднымдокументам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.),Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так,основными конституционными являются правочастной собственности на землю(ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достовернуюинформацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного егоздоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношениек рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также правокаждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Переченьправ дается в гл. 2 Конституции РФ.
Всоответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи­ческие праваотносятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека.Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность инедопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективнымии естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож­дения.
Ккатегории иных экологических прав человека относятся права в областиприродопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иныхнормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видноститаких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятноговоздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранныхграждан и лиц без гражданст­ва, проживающих на территории Российской Федерации,на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесахи др.
Выделение в предлагаемой классификации категории «иныеэкологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чемосновные. Эти права также подлежат государствен­ному обеспечению и защите.
Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­киеправа могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов илисторон деятельности. Как в Российской Консти­туции, так и в Международныхпактах по правам человека выделя­ются гражданские (личные) права; политическиеправа; культур­ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что каксамостоятельные по содержанию экологические права, так и юри­дически значимыеэкологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени вкаждом из названных видов прав[3].
Так,гражданские (личные) права определяют защищенность человека, егоздоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, отвредного воздействия окружающей среды).
Политические права граждан выражают возможности индиви­дана участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведенияреферендума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовкии принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля завластью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ныхорганов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологическиеправа граждан).
Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гическойкультуры человека.
Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­векудостойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право натруд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредноговоздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.
Сучетом важности экологических интересов для человека, об­щества и государства,уровня развития экологических прав чело­века они должны быть выделены вкачестве самостоятельной раз­новидности прав.

2. Правовое регулирование экологических прав человекапо российскому
Законодательству
Признаниеи регулирование экологических прав граж­дан – одна из наиболее существенныхноваций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то,что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст.36, 37, 41, 42),
К решению вопросов в сфере взаимодействия общества иприро­ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти­туционныеправа – свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространятьинформацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своихинтересов (ст. 30), соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митингии демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а такженаправлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы иорганы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прави свобод челове­ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то жевремя, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом (ст. 45).
Конституция РФ развивает и конкретизирует экологическиеправа граждан, закрепленные в международных документах в об­ласти охраныокружающей среды. Конституционное право каждо­го на благоприятную окружающуюсреду – одно из фундаменталь­ных и всеобъемлющих субъективных прав человека игражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под­держаниемнормальных экологических, экономических и эстети­ческих условий его жизни. Лишьнемногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разныхформах за­крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не толькозакрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри­ятного воздействияокружающей природной среды, но и предус­мотрел ряд важных полномочий граждан,способствующих обеспе­чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
а) создавать общественныеобъединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность вобласти охраны окружающей среды;
б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органыгосударственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иныеорганизации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достовернойинформации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ееохране;
в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествияхи митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраныокружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы иучаствовать в ее проведении в установленном порядке;
д) оказывать содействиеорганам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
е) обращаться в органыгосударственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам,касающимся охраны окружающей среды;
ж) предъявлять в суд искио возмещении вреда окружающей среде;
з) осуществлять другиепредусмотренные законом права[4].
Рядсущественных прав граждан в области охраны окружаю­щей среды установлен инымизаконодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:
Øна благоприятную среду обитания (включая окружающую природнуюсреду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание,потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которойне должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человеканастоящего и будущих поколений;
Øна своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда,причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших засобой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний иотравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;
Øпри обращении на предприятия и в организации – на полу­чение от них впределах их компетенции полных и достовер­ных сведений:
а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения,эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах;
б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпиде­миологическогоблагополучия и их резуль­татах;
в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления,в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
Øнепосредственно или через своего представителя, или через общест­венныеобъединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органамигосударственной власти и управ­ления реше­ний, направленных на обеспечениесанитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения[5].
Сучетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязненияокружающей среды Федеральным зако­ном «Орадиационной безо­пасности населения»также установлен ряд прав граждан. Согласно ст.22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица безгражданства, про­живающие на территории Российской Федерации, имеют право нарадиацион­ную безопас­ность. Граждане и общественные объединения имеют такжеправо на получение объективной информации от организации, осущест­вляющей дея­тельностьс использованием источников ионизирую­щего излучения, в пределах выполняемых еюфункций о радиаци­онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци­оннойбезопасности (ст. 23). Представителям общест­венныхобъ­единений предоставлено право доступа в организацию, осущест­в­ляющуюдеятельность с использованием источников ионизирую­щего излуче­ния, в порядке ина условиях, установленных законо­дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26,граж­дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни издоровью, и (или) на возмещение причинен­ных им убытков, обусловленныхоблучением ионизирующим излучением сверх уста­новленных данным Федеральнымзаконом основных пределов доз, в соот­ветствии с законодательством РоссийскойФедерации. А в случае радиацион­ной аварии граждане имеют право на возмеще­ниевреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще­ние причиненных имубытков в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.
Законом«О защите прав потребителей» (вредакции Федераль­ного за­кона от 9 января 1996 г.) установлено правопотребителей на просвещение в об­ласти защиты прав потребителей (ст. 3). Этоправо обеспечивается посредством включения соответствующих требова­ний вгосударственные образовательные стандарты и общеобразо­вательные ипрофессиональные программы, а также посредством организации системы информациипотребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Подпотребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб­рестилибо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги)исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – набез­опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то,чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис­пользования, хранения,транспортировки и утилизации был без­опасен для жизни, здоровья потребителя,окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.
Всистеме экологических прав граждан можно выделить права наприродопользование, т.е. на использование природных ресурсов дляудовлетворения разнообразных потребностей человека – эко­номических,оздоровительных, рекреационных, эстетических, на­учных, культурных. Праваграждан на природопользование регу­лируются природоресурсными актамизаконодательства – Зе­мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «Онедрах», «О животном мире» и др.
 

3.Защита экологических прав граждан
всудебном и административном порядке
Всоответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос­сии являетсягарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главойгосударства его конституци­онных полномочий гаранта прав и свобод человека игражданина призвана Комиссия по правам человека при ПрезидентеРФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляетсвою деятельность на основа­нии Положения, утвержденного Указом Президента РФот 18 ок­тября 1996 г.
Однако статус Комиссии не высок. Она не является дажесамо­стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю­чена вструктуру Управления по работе с обращениями граждан.
Такимобразом, в действующем государственно-правовом меха­низме пока отсутствуетмеханизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гарантаэкологических прав чело­века.
ВКонституции РФ предусмотрена система юридических га­рантийэкологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, врамках которых может осуществлять­ся охрана таких прав:
Øсудебная защита прав и свобод;
Øправо обжалования в суд решений и действий (бездействия) органовгосударственной власти, органов местного самоуп­равления, общественныхобъединений и должностных лиц;
Øправо на получение квалифицированной юридической по­мощи;
Øправо на возмещение государством вреда, причиненного не­законнымидействиями (или бездействием) органов государ­ственной власти или ихдолжностными лицами;
Øправо обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, еслиисчерпаны все имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты[6].
Гарантируясудебную защиту прав и свобод человека и гражда­нина, Конституция РФустанавливает, что каждый вправе защи­щать свои права и свободы всемиспособами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут бытьобжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическимправам граждан решения и действия органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объеди­нений и  должностных лиц, но  и  бездействие этих органов и   лиц (ст. 26).3.1. Защита экологических прав в сфередеятельности органов исполнительной власти
Весьмаактуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законныхинтересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретаетособую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданиномэкологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от­дельныедолжностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за этоответственности. К таким средствам и способам защи­ты относятся:
а)судебный контроль за деятельностью администрации (имеют­ся в виду полномочияобщих судов по рассмотрению администра­тивных споров, а также возможнаяорганизация административ­ной юстиции);
б)административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор,осуществляемый в рамках самой испол­нительной власти. Сюда следует отнести ипрезидентский кон­троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен­ныхорганов;
в)организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органыисполнительной власти;
г)прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон­ностью деятельностиотдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также заорганами местного самоуп­равления;
д)контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления врамках, определенных законом, и с уче­том принципа разделения властей.
Административныйспособ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан,регулируется Зако­ном РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995г.).
Законпредоставляет истцу возможность выбора органа, в кото­рый он может обратитьсядля обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратитьсялибо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненностигосударст­венному органу, органу местного самоуправления, учреждению,предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя­щие в порядкеподчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии сЗаконом рассмотреть жалобу в ме­сячный срок. Если в удовлетворении жалобыгражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,он вправе обратиться с жалобой в суд.
Законопределяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия,нарушающие экологические права гражда­нина, были обжалованы им вадминистративном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дняполучения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединенияили должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани­ном не былполучен письменный ответ на жалобу, то срок обраще­ния в суд наступает поистечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственносудебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок тримесяца со дня, когда гражданину стало известно о нару­шении его прав и законнаделяет суд правом восстановления про­пущенного по уважительной причине срокаподачи жалобы. Ува­жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд­нившиеполучение информации об обжалованных действиях (ре­шениях) и их последствиях.
Рассмотревжалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно­ванна, он признает обжалуемоедействие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным,обязывает удовле­творить требования гражданина, отменяет примененные к немумеры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права исвободы. 3.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ
Важнаяроль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит КонституционномуСуду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра­вовых актов,конституционность которых проверяет Конституци­онный Суд РФ. Это – федеральныезаконы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,Пра­вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другиенормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственнойвласти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившиев силу международные договоры Российской Федерации.
КонституционныйСуд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не пособственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в КонституционныйСуд с за­просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, однапятая членов Совета Федерации или депутатов Государ­ственной Думы,Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органызаконодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Нарядус проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических правграждан в рамках Конституци­онного Суда связана с реализацией права граждан наконституци­онную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» правом на обращение в Конституци­онный Суд синдивидуальной или коллективной жалобой на нару­шение конституционных прав исвобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененнымили подлежа­щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Такимправом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст.96).
Поитогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти­туционных экологическихправ принимается одно из двух реше­ний: о признании закона либо отдельных егоположений соответст­вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельныхего положений не соответствующими Конституции РФ или созда­ющими возможность несоответствующего Конституции истолко­вания судом или иным органом. В случаепризнания закона, при­мененного в конкретном деле, не соответствующимКонституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч­номпорядке.3.3. Защита экологических правУполномоченным по правам человека в Российской Федерации
Нарушенныеэкологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченнымпо правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена всоответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государ­ственнойзащиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже­ния государственнымиорганами, органами местного самоуправле­ния и должностными лицами.
ИнститутУполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах,помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента вотношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты правграждан. Он назначается на должность и осво­бождается от должности ГосударственнойДумой в порядке, пред­усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев­раля1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации».Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствуетвосстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России оправах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнаннымипринципами и нормами международного права, развитию между­народногосотрудничества в области прав человека, правовому про­свещению по вопросам прави свобод человека, форм и методов их защиты.3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
Смомента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж­дане получили правообращаться за защитой нарушенных экологи­ческих прав в Европейский суд поправам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.
Обращениенаправляется заявителем лично либо через адвока­та в Европейскую комиссию поправам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым крассмотрению, или не­посредственно в суд. В обращении указывается заявитель,прави­тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьиЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, которые, помнению заявителя, были нарушены. Кроме того,  должны быть представленыдокументы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средстваправовой защиты.
Такимидокументами могут быть ответы Генеральной прокурату­ры РФ, Верховного Суда РФ идр. При этом обращение в Европей­скую комиссию должно быть направлено в течениешести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан­ции.
Европейскаякомиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о егорассмотрении по существу, если удосто­верится, что исчерпаны все доступныевнутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срокпосле принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли­ваетюридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия кдружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительномурезультату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положенийКонвен­ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министровСовета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. Вслучае утвердительного ответа он обязы­вает соответствующее государство принятьв течение определенно­го времени предписанные ему решением Комитета меры. Поисте­чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен­ныхпредписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные мерыдолжны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решениеКомитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитетминистров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере­даны вЕвропейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правамчеловека.
11мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду,неправительствен­ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред­ственнов суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты изсеми судей и большие палаты из сем­надцати судей. Вопросы о приемлемости жалобрешаются коми­тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. РешенияСуда обязательны для государств-участников, а за их осущест­влением наблюдаетКомитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и доее разрешения несет заявитель.
 

4. Роль общественных объединений в защите
экологическихправ  граждан
Возможностиграждан обеспечивать соблюдение и защи­щать свои экологические права возрастаютпри объединении уси­лий путем создания экологических организаций,наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочияобщественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природнойсреды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно онивыражены в  Законе «Об охране окружающей природнойсреды»[7].
Экологические и иныеобщественные объединения, выполняю­щие экологические функции, имеют право:
а)разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядкепрограммы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересыграждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основеграждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять ипропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природныхресурсов, обеспечения экологической безопасности;
в)  оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия,пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанныхмероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения опроведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждениипроектов, касающихся охраны окружающей среды;
д)  обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам ополучении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающейсреды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и инойдеятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществуграждан;
е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иныхрешений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающуюсреду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
ж) обращаться в органыгосударственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями повопросам, касающимся охраны окружающей среды;
з) организовывать и проводитьслушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанестивред окружающей среде;
и) организовывать и проводитьэкологическую экспертизу;
к) рекомендовать своихпредставителей для участия в проведении экологической экспертизе;
л) подавать в органыгосударственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказатьнегативное воздействие на окружающую среду;
м) предъявлять в суд иски овозмещении вреда окружающей среде;
н) осуществлять другиепредусмотренные законодательством права.
ВРоссии создано более 1000 общественных экологических фор­мирований,осуществляющих многообразную полезную деятель­ность.
Однимиз примеров реализации прав общественных объедине­ний в области охраныокружающей среды может служить опротес­тование Российскимсоциально-экологическим союзом в Вологод­ском областном арбитражном судерешения вологодских властей о строительстве на территории Национальногоприродно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ вмарте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. судудовлетворил иск общественной организации.
Поиску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об­ласти суд признал незаконнымвыделение участка под садоводчес­кие хозяйства на территории, прилегающей кзаказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословенияобластных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора­бельной рощей,находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани­лись сибирские лиственницы,посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраныприроды, ука­зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев подбудущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы­рубок».
Успешнодля российского отделения Гринпис и населения Крас­ноярского края завершилосьрассмотрение иска его представите­лей к Президенту России о признаниинезаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки икон­версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр­ского края» от 25января 1995г. противоречащего российскому природоохранительномузаконодательству. Заключение
РоссийскаяФедерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, чтоприродные условия на таком обширном пространстве отличаются большимразнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны оченьранима.
Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российскомобществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно.Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной.В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которыхэкологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКО произвела оценкуэкологической ситуации и уровня жизни населения  всех стран мира по 5-бальнойшкале. Вывод был поразителен: «Выживаемостьрусских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4балла), по существу рассматривается как смертный приговор  нации. Этот диапазон означает, что населениеобречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые»поколения будут отличаться физиологичес­кой и интеллектуальнойнеполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природныхинстинктов. Эти по­коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будетспо­собностей к самостоятельному мышлению[8].
Защитанации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны кней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбраннаягосударством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требуетвнедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех икаждого.
Сделанныегосударством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход изкризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы началидействовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.
2.    Федеральный закон от20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательныеакты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основныхсвобод». // Российская газета. – 2001,  23 марта.
3.    Федеральный закон от10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12января.
4.    Федеральный закон от10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационномувоздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12января.
5.    Федеральный закон «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. –1999, 6 апреля.
6.    Федеральный закон «Опромышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российскаягазета. – 1997, 30 июля.
7.    Федеральный закон от7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». //Российская газета. – 2000, 9 ноября.
8.    Федеральный закон«Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.
9.    Боголюбов С.А.Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. –М.: ЦЭП, 1996.
10.  Васильева М.И.Судебная защита экологических прав. – М., 1996.
11.  Винокурова Н.Ф.,Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.
12.  Вронский В.А.Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.
13.  Общественноеэкологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. –М.: Экология, 1995.
14.  Экологическое правоРоссии. Учебник. – М.: ИМП, 1997.
15.  Экологическаябезопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.