РЕФЕРАТ
по курсу «Природопользование»
«Экологическая ситуация,экологическая экспертиза и паспортизация в России»
1.Состояние экологии в России
Анализэкологических проблем России целесообразно предварить рядом замечаний. Уже всилу того, что Российская Федерация является крупнейшей территориальнойдержавой, она играет особую роль в поддержании экологического равновесия наЗемле.
На еетерритории, по оценкам специалистов, расположено 30% от мировой площади такназываемой дикой, не тронутой человеком природы. В абсолютном выражении — это30 млн га. Ей принадлежит второе место в мире по среднегодовому речному стоку.Только в озере Байкал — крупнейшем пресноводном водоеме — сосредоточено 20%мировых запасов несвязанной (в ледниках и т. п.) пресной воды.
Россиярасполагает крупнейшими в мире запасами многих видов минерального сырья. На еедолю приходится 30% мировых запасов наиболее ценной хвойной древесины и т. д.
Все эти фактыговорят о том, что Россия является крупнейшей биосферной державой, играющейисключительную роль в обеспечении устойчивого функционирования экосистемыЗемли. Вместе с тем современная экологическая ситуация в стране характеризуетсяналичием целого ряда сложных и весьма острых проблем. Их анализ, как ихарактеристика экологической ситуации в целом, начиная с 1991 г. ежегоднообобщается в Национальном докладе России.
Рассмотримосновные из этих проблем.
15%территории России образуют сегодня неблагоприятные экологические зоны, гдепроживает 25-30 млн человек. К регионам экологического неблагополучия, вчастности, относятся Южный Урал, Кузбасс, некоторые районы Средней и НижнейВолги, Центрального и Центрально-Черноземного районов и другие территории свысокой концентрацией нефтехимической, нефтеперерабатывающей и горнодобывающейпромышленности.
Расширяется,несмотря на предпринимаемые усилия, зона радиоактивного загрязнения среды.Прежде всего это является следствием аварии на Чернобыльской АЭС. В результатенее радиоактивные выбросы имели место в 19 областях и республиках РоссийскойФедерации. Особая проблема в этом же ряду — переработка и захоронение радиоактивныхотходов (РАО), а также контроль за состоянием полигонов подземных ядерныхвзрывов. В условиях либерализации внешней торговли важно предотвратитьнезаконное проникновение в страну РАО из третьих стран, не имеющих на этот счетс Россией специальных договорных отношений.
Сохраняетсявысокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Некоторое сокращениетехногенных выбросов в атмосферу вследствие кризисного падения производства,наблюдавшееся вплоть до 1995 г., ныне перекрыто возрастающим поступлениемвредных веществ от автотранспорта. Отметим, что количество транспортных средствза последние годы удвоилось. При этом немалая часть автомобилей, поступившихиз-за рубежа, представляет собой устаревшие модели с высоким расходом горючегои значительными выбросами.
К числунаиболее острых природно-ресурсных проблем относятся падение плодородияпочвенных ресурсов, а также сокращение пахотного клина. Сокращение пашни,будучи следствием резкого снижения доходности сельскохозяйственных предприятий,произошло из-за развития эрозионных процессов, а также затопления значительныхсельскохозяйственных площадей вследствие подъема уровня Каспия. В итоге тольков 1986-1993 гг. площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 6,8 млн га.
Опасныйхарактер приобретают захламление и загрязнение земель свалками бытовых,промышленных, сельскохозяйственных, медицинских и других отходов. Эти свалки,по расчетам, занимают более 250 тыс. га, как правило, наиболее ценных, в томчисле природных земель. Рост количества свалок и их территорий в условияхотсутствия продуманного законодательства и экономических рычагов приобретаетвсе более неуправляемый характер.
Массированноеобразование отходов, значительная часть которых не перерабатывается, означаетне только растрату дефицитных минерально-сырьевых ресурсов, но и выступает вкачестве своеобразной экологической мины, закладываемой нами под благополучиебудущих поколений.
Неблагополучнаяэкологическая обстановка является, наряду с другими факторами, причинойснижения средней продолжительности жизни россиян, роста уровня заболеваемости исмертности населения. По статистике, в городах здоровье населения на 20%зависит от состояния окружающей природной среды, Россия является одной изнемногих стран, где в условиях мирного времени продолжительность жизнисократилась в первую половину 90-х гг. на три года и составляла в 1995 г. длямужчин 58 лет и для женщин — 72 года. В течение ряда лет смертность превышаетрождаемость, в результате чего с 1992 г. общие потери населения составили 4,5млн человек. Острота экологических проблем приводит к усилению социальнойнапряженности в обществе. Она требует для своего разрешения существенныхматериально-финансовых ресурсов, углубляя и без того сложные противоречия вобществе, переживающем этап рыночной трансформации.
2.Экологические проблемы крупных городов
Экологическиепроблемы, являясь общезначимыми, особенно остро проявляются в городах, и,прежде всего крупных.
Для городов,с одной стороны, характерны специфические экологические проблемы, с другой —общие проблемы здесь проявляются в наиболее острой форме. Так, по некоторымоценкам, антропогенное и техногенное воздействие на экологические системыкрупных городов в 10 и более раз выше, чем в сельской местности.
Крайнезагрязненным является атмосферный воздух. В целом в России в 86 городахконцентрация вредных веществ в атмосфере более чем в 10 раз превышает предельнодопустимый уровень концентрации (ПДК). В настоящее время основным источникомзагрязнения атмосферы является автотранспорт. На его долю в Москве приходится85% общего объема атмосферного загрязнения; в Санкт-Петербурге — 78%.
В городахсредняя температура воздуха превышает фоновые значения на 5-7°С. Наблюдаетсянизкое самоочищение атмосферы за счет повышенной запыленности и снижения скоростиветра.
Экологическаяобстановка крупных городов неблагоприятно воздействует на здоровье населения,увеличивая заболеваемость экологической этиологии, т. е. имеющуюпреимущественно экологические причины. В их числе — болезни органов дыхания,пищеварения, онкологические заболевания и т. п.
Специфичнымидля городов являются шумовое, электромагнитное загрязнение среды, а такжеповышенная вибрация. В крупных городах уровни шума на главных магистраляхдостигают 95 дБ (А), что приводит к превышению санитарных норм (55дБ (А)) вблизлежащих жилых помещениях в 1,7 раза и более. Причем территории спревышением допустимых уровней шума расширяются. Так, в Москве они составляют30% от общей площади городской застройки. Дополнительным фактором шумовогозагрязнения являются расположенные вблизи городской черты аэропорты иаэродромы.
3.Экологическая паспортизация предприятий производственной и непроизводственнойсферы
Экологическийпаспорт промышленного (или любого другого) предприятия является основнымнормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсови воздействия его на окружающую среду (ГОСТ 17.0.0.04-90).
Порядоксоставления и представления экологических паспортов предприятий(производственной и непроизводственной сферы) на согласование координируютместные комитеты по охране природы при администрациях. Наличие и ведениеэкологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и видыгосударственной отчетности.
Экологическийпаспорт предприятия является документом, в котором должны быть отражены:
сведения отехнологиях, используемых предприятием;
количественныеи качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);
количественныехарактеристики выпускаемой продукции;
результатысравнения используемых предприятием технологий с лучшими зарубежными иотечественными.
Информация,содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующихприродоохранных задач:
оценкавлияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукциина окружающую среду и здоровье населения и определение размера платы заприродопользование;
установлениепредприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ вокружающую среду;
планированиепредприятием природоохранных мероприятии и оценка их эффективности др.;
экспертизапроектов реконструкции предприятия;
контроль засоблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;
повышениеэффективности использования природных и др. материальных ресурсов, энергии ивторичных продуктов.
Дляпроектируемого (реконструируемого) предприятия экологический паспортразрабатывает организация-проектировщик на стадии разработки соответствующегопроекта. Экологический паспорт составляется на основе согласования основныхпоказателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, нормПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок поутилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризацииисточников загрязнения и других нормативно-технических документов.Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы администрациии утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2экземплярах: один хранится на предприятии, другой в местном комитете по охранеприроды с грифом «для служебного пользования». В общих сведениях (первый разделпаспорта) указывается расположение предприятия с граничащими характернымиобъектами. Приводится карта-схема предприятия с нанесенными на нее источникамизагрязнения атмосферы и поверхностных вод, водозаборами, местами складированияотходов, указываются границы санитарно-защитной зоны, жилых массивов,промышленных зон, сельхозугодий, транспортных магистралей, зон отдыха(санатории, дома отдыха, территории заповедников, памятников культуры, музеев,кинотеатров и др.).
В разделепаспорта «Краткая природно-климатическая характеристика района размещенияпредприятия» даются сведения о метеорологических характеристиках икоэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ, ихарактеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод (наименование,код, месторасположение, минимальный среднемесячный расход и показатели качестваводы). Все эти данные предприятие может получить в территориальных органахГоскомгидромета и Минприроды.
В разделе«Краткая характеристика производства, сведения о продукции» приводитсяинформация о видах и количестве исходного сырья и промежуточных продуктах, опроизводственной программе, о видах и объемах выпускаемой продукции и др. Покаждому виду производства составляется балансовая схема материальных потоков.
Номераисточников загрязнения атмосферы, указанные на схеме, не должны меняться. Припоявлении нового источника загрязнения ему присваивается номер, ранее неиспользованный в отчетности. При ликвидации источника его номер в дальнейшем неиспользуется. Все организованные источники загрязнения атмосферы нумеруются впределах от 0001 до 5999, а неорганизованные — в пределах от 6001 до 9999.
В разделе«Расход энергоресурсов по видам продукции» приводятся данные о расходах газа,угля, других видов топлива, а также тепловой энергии по производствам, видампродукции, всего на единицу продукции.
В разделе«Характеристика выбросов в атмосферу» приводятся все данные о выбросах,устройствах для газоочистки в соответствии с проектом норм ПДВ.
В разделе«Характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод напредприятии» приводится вся информация, связанная с балансовыми схемамиводопотребления и водоотведения, характеристика источников водоснабжения, атакже информация о потребителях воды, сточных водах, очистных сооружениях,водооборотных системах (адекватно данным паспорта водного хозяйства предприятияпроизводственной или непроизводственной сферы).
В разделе«Характеристика отходов, образующихся на предприятии» указывается точноеназвание отходов в соответствии с действующим классификатором, их классопасности и количество, основные химические элементы (соединения) и их пожаро-и взрывоопасность (способность к горению, самовоспламенению, взрыву),агрегатное состояние (шлакообразный, порошкообразный, крупнокусковой,гранулированный, жидкий, вязкий и т. д.), растворимость, влажность. В этомразделе также указывается количество отходов, находящихся в местах организованногоскладирования (захоронения) как на территории предприятия, так и за еепределами; количество отходов, использованных за отчетный период из мест ихорганизованного складирования; количество отходов, переданных другиморганизациям с целью их дальнейшего использования; количество отходов,использованных предприятием для проведения работ (отсыпка и отмостка дорог,наращивание дамб накопителей, засыпка отработанных пространств) и выпускапродукции, количество уничтоженных отходов.
В разделе«Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения(складирования) отходов», находящихся на балансе предприятия, указывается ихколичество, район размещения, занимаемая площадь, мощность объекта и размерсанитарно-защитной зоны, год открытия и планируемый срок закрытия. В этомразделе экологического паспорта указываются типы (конструкции)противофильтрационных экранов (грунтовые, пленочные, бетонные, железобетонные идр.), приводятся краткое описание системы контроля за состоянием окружающей средыв районе размещений объекта (наблюдательные скважины, их количество ирасположение, периодичность контрольного отбора грунтовых вод), затраты,связанные со складированием или захоронением отходов, и содержание объекта.
Раздел«Рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы» заполняетсяпо данным статотчетности. Непосредственно это касается предприятий добывающейпромышленности и при строительстве, развитии и реконструкции предприятия. Вразделе указывается общая площадь нарушенных за год земель и рекультивируемых,в том числе под пашню, сельхозугодий, лесных насаждений, водоемов и пр.
В разделе«Транспорт предприятия» приводится информация о транспорте и выбросе основныхкомпонентов вредных для окружающей среды веществ в расчете за год.
Раздел «Платаза выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ в окружающую среду»оформляется в соответствии с действующим положением по взиманию платежей заразличные виды загрязнения окружающей среды.
Составленныйпредприятием экологический паспорт по требованию местных комитетов по охранеприроды может быть направлен на экспертизу.
4.Принципы экологической паспортизации населенных мест
Величина иглубина техногенной нагрузки города на природную среду для разных регионовразлична и обуславливается зонально-климатическими условиями, темпамиурбанизации, формами организации хозяйств и расселения. На данный период покане разработана универсальная классификация городов, основанная на учете ихвоздействия на окружающую среду, а также не создана единая стандартизированнаясистема оценки состояния окружающей природной среды городов. Наиболее сложным втакой оценке является установление «порогов» граничных условий, при которыхсостояние природных сред из нормального переходит в деградированное, критическое.
Неравномерноераспространение источников загрязнения в пределах городской территории приводитк тому, что уровень воздействия техногенной нагрузки на природные среды,биосферу, растительность и человека в различных функциональных зонах не одинаков.
В случаенормального состояния природной среды не требуются дополнительные меры длясоздания оптимальных экологических условий. При удовлетворительном состоянии —мероприятия для нормализации экологических условий не выходят за рамки обычнойинженерной подготовки территории. При неудовлетворительном состоянии окружающейприродной среды требуются специальные мероприятия, разрабатываемые для каждогоконкретного случая, определяемые видом и интенсивностью техногенноговоздействия. Реальный ущерб, понесенный городским хозяйством вследствиенепринятия своевременных природоохранных мер или их недостаточностьсоответствует величине необходимых затрат на защиту окружающей среды.
Экологическаяпаспортизация города, как показала практика, является настоятельной необходимостьюи качественно новой ступенью оценки и обобщения информации о состоянии и попрогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный наоснове паспортизации документ «Экологический паспорт города» должен состоять изследующих разделов:
оценкасовременного состояния физико-химических параметров окружающей природной средыгородской территории и состояния здоровья граждан;
изучение,прогноз и контроль за состоянием окружающей городской среды, изменяющейся подвоздействием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства всистеме мониторинга;
оптимизацияразличных этапов городского хозяйствования: планирования, управления,строительства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи сприродоохранными мероприятиями.
Первый разделэкологического паспорта города включает оценку современного состояния всехпараметров окружающей среды (атмосферы, гидросферы, геологической среды) итехносферы. Процесс выявления направленности изменения состояния в окружающейсреде и экологических последствий состоит из трех этапов.
Созданиеспециальных аналитических карт города, отражающих комплекс условий, факторов икомпонентов природно-техногенной среды.
На основетаких аналитических карт разрабатывается комплект синтетических карт споследующим анализом всех данных по антропогенному воздействию.
На основеанализа синтетических карт выделяются кризисные в экологическом отношениирайоны и дается интегральная (обобщающая) оценка города по степени опасностиприродных и техногенных условий для жизнедеятельности населения города.
5.Экспертиза и оценка вредного воздействия на окружающую среду техногенного иантропогенного типа
Государственнаяэкологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действийгосударственных и экспертных комиссий по рассмотрению различных проектов,планов, проектно-сметной, нормативно-технической и нормативно-правовойдокументации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позицииих соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам.
Цельэкспертизы — проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиямохраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатомэкспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка ихпоследствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболееэффективных условий реализации проектов и объектов, представленных наэкспертизу.
Впервые вРоссии с 1990 г. введено требование обязательной экспертизы и финансированияработ только после получения положительного заключения. ОрганизационноГосударственную экологическую экспертизу проводит МПР (или его комитеты наместном уровне) с привлечением экспертов из числа квалифицированныхспециалистов, ученых и практиков с оплатой их труда из федеральных средств илиза счет средств заказчика экспертных работ. Председатель и члены экспертныхкомиссий несут юридическую ответственность экспертного заключения.
Общественнуюэкологическую экспертизу проводят объединения, научные коллективы на добровольныхначалах. Заключения общественной экологической экспертизы носятрекомендательный и информационный характер. Если такое заключение будетутверждено органами государственной экспертизы, то оно приобретает силуюридически обязательного к исполнению документа.
В зависимостиот степени и масштабности влияния объекта на ОПС его экспертиза можетпроводиться на федеральном, бассейновом (ландшафтном), региональном и районномуровнях. Независимо от уровня экспертизы в анализируемые вопросы включаетсяизложение принципов, отражение обязательности, научной ответственности,независимости, вневедомственности, законности проведения, гласности, участияобщественности и ответственности. Объектами экспертизы могут быть проектыпрограмм, проекты строительства, проекты размещения; техника и технология;сырье и материалы; продукция; химические вещества; проекты стандартов,технических и правовых норм.
Исходнымиматериалами экологической экспертизы как на предпроектной, так и напослепроектных стадиях являются климатические, геологические, гидрологические,генетические и самоочищающие характеристики почв, лесистость территории, флора,фауна, население, социально-экономические данные и др. Экспертиза проводитсятаким образом, что в результате получается модель объекта, выявляющаясоответствие проекта требованиям ОПС. Она строится на основе изучения и анализаследующих моментов:
конечная цельпроекта и его народнохозяйственное значение от районного до федеральногоуровня;
аргументированностьпричин реализации проекта на местности;
ТЭО (впоследние годы оно заменяется технико-экономическими расчетами) с учетомтехнической возможности, земле- и ресурсоемкости;
современноесостояние ОПС, его сравнение с фоновыми концентрациями;
типы инадежность мероприятий проекта по охране ОПС;
возможныенегативные воздействия на окружающую среду и меры по их снижению;
соответствиетехнико-экономических потребностей природным возможностям с целью выявлениявозможных кризисных ситуаций;
возможныеальтернативные решения реализации проекта;
альтернативныеварианты рекомендуемых природоохранных мероприятий и очередность ихосуществления;
выбороптимального варианта, обеспечивающего компромисс между минимумом ущерба ОПС имаксимумом технической возможности;
сопоставлениеальтернативных решений: на единицу затрат по критериям ценности проекта;экономических и социальных преимуществ от размещения объекта на местности;степени риска непредвиденных последствий размещения проекта; стоимостиприродоохранных мероприятий текущих и на перспективу. В соответствии сМеждународной конвенцией об оценке воздействия на ОПС, принятой странамиЕвропейской экономической комиссии в 1991 г., России предписано проводитьэкспертизы по природным, техническим, экономическим, социальным,геотехническим, природно-техническим системам и природно-хозяйственнымрегионам.
Оценкавоздействия на окружающую среду (ОВОС) является более углубленным и объемнымвариантом проведения экологической экспертизы с учетом межгосударственныхпереносов загрязняющих веществ, информации и энергии.
Международнойконвенцией определен перечень видов хозяйственной деятельности, для которыхОВОС проводится в полном объеме.
Нефтеочистныезаводы, установки газификации и сжигания угля, битумных сланцевпроизводительностью более 500 т/сутки.
Тепловыеэлектростанции, АЭС мощностью более 300 МВт.
Установки дляполучения и регенерации ядерного топлива, переработки радиоактивных отходов.
Установки длядоменного и мартеновского производства, предприятия цветной металлургии.
Установки дляизвлечения, переработки и преобразования асбеста производительностью более 200т/год.
Химическиекомбинаты.
Строительствоавтомагистралей, скоростных дорог, железных дорог, аэропортов.
Нефте- игазопроводы из труб большого диаметра.
Торговыецентры (супер-, макси- и гипермаркеты).
Установки поудалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсичныхи опасных отходов.
Крупныеплотины и водохранилища.
Водозаборыподземных вод с газовым расходом более 10 млн м3.
Производствоцеллюлозы и бумаги производительностью более 200 т/сутки.
Добычауглеводородов на континентальном шельфе.
Крупныесклады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
Вырубка лесана больших площадях.
ОВОС включаеткомплекс взаимосвязанных действий:
Выявление,анализ, оценка и учет в проектных решениях:
предполагаемыхвоздействий на ОПС действующего проекта;
изменений вОПС как результат этих воздействий;
последствиядля общества, к которым приведут изменения в ОПС.
Выявление,анализ и сравнение всех разумных альтернатив на основе социально-экономическихоценок.
Форму, врамках которой заказчик представляет результаты проведенных изысканий ОВОС впроцессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.
Инструментпринятия решений.
Принциппроведения ОВОС такой же, как и при экспертизе, а последовательность проведения— существенно отличается.
Перед началомпроектирования и проведения ОВОС предполагаемой деятельности заказчик готовит«Уведомление о намерениях», в котором излагает обоснование по характерунамечаемой деятельности. Эта информация представляется в органы управления(представительные, исполнительные) с целью получения согласия на дальнейшуюподготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности навозможных площадях для ее осуществления.
6.Экологическая политика государства
За последниегоды XX в. накоплен достаточный стартовый потенциал для того, чтобы не ждать,что «само собой пройдет, рассосется», а действовать на всех направлениях.
1 апреля 1996г. Президентом РФ был издан указ «Об утверждении Концепции перехода РоссийскойФедерации к устойчивому развитию». На основании этого документа в субъектахФедерации и в Правительстве дорабатывается соответствующая стратегия. В декабре1998 г. Правительством РФ рассмотрен и рекомендован для использования впрактической деятельности Национальный план действий по охране окружающей средыРоссийской Федерации до 2002 г. При входе страны в XXI в. сегодня нормативнаябаза по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасностипозволяет практически по всем направлениям осуществлять действия,способствующие предотвращению и ликвидации экологических нарушений. Осознаваяважность сохранения экологического благополучия для всей планеты, зарубежныеприродоохранные организации по мере своих возможностей оказывают помощь Россиив решении экологических проблем. Следует расширять такие контакты, тщательнееготовить совместные проекты, необходимо поддерживать экологически значимыеинициативы общественных организаций, поощрять наиболее активных волонтеров,усилить внимание к экологическому просвещению в семьях, учебных заведениях, напредприятиях.
Не все можноосуществлять на одном энтузиазме. Крайне низка доля экологии в Законе «Обюджете». Имеет место недопонимание всей ответственности перед нашим будущим ввысших органах власти. Мы сейчас пользуемся теми ресурсами и той средойобитания, какую оставили нам наши предки. А что оставим внукам и правнукам мы,если совершенно не задумываемся о «запасе биосферной прочности».
Литература
1. Авраменко И.М.Природопользование. Белгород, 2007.
2. Арустамов Э.А.Природопользование. М., 2006.
3. Авраменко И.М. Вводныйкомментарий к Земельному кодексу РФ. Ростов-на-Дону, 2007.
4. Гиляров Э.М. и др.Экология и экономика природопользования. М., 2007.
5. Закон «Об охранеокружающей природной среды. М., 2002.
6. Коробкин. В.И. и др. Экология.Ростов-на-Дону, 2008.
7. Петров В.В. Экологическоеправо. М., 2005.
8. Реймерс Н.Ф.Природопользование: Словарь-справочник. М., 2008.
9. Федеральный закон «Обэкологической экспертизе». М., 1995.