Экологическое содержание курса «ГеографияЯрославской области»
В. А. Щенев
Происходящийв настоящее время период активного развития и становления системыэкологического образования почти не коснулся географии своей области, хотя,во-первых, именно на местном материале становятся наглядными и ощутимыми теизменения в природной среде, которые связаны с антропогенными процессами, и,во-вторых, только в своей местности возможно «локально действовать»,поскольку будущее земли зависит от нашего отношения к ней. Добавим, что иценностно-смысловые ориентации, столь важные в развитии личности, имеют своейэмоциональной основой прежде всего местные условия.
Содержаниелюбого учебного предмета обусловлено, прежде всего, его целями и функциями в ихсовременном понимании. В настоящее время в педагогической литературе предложенодовольно большое количество целей экологического образования и воспитания. Вчисле наиболее часто предлагаемых — формирование бережного, ответственногоотношения к природе, экологически оправданного поведения, экологическогомышления, экологического сознания и даже экологического мировоззрения,экологической культуры и др. Как говорится, «зерно истины» есть в каждомиз этих предложений. Однако у большинства из них имеется существенный дляорганизации учебно-воспитательного процесса недостаток — они не технологичны.Как правило, предлагаемые формулировки не разлагаются на понятийные единицы ипотому мало конструктивны, что вызывает сомнение в их реализуемости. Они имеютскорее информационный, чем практический характер.
Естьразные точки зрения и на причины экологического кризиса, начавшегося в серединеХХ века. Одни видят причину в низком уровне экологической культуры у населения,у природопользователей, другие связывают ухудшение природной среды с быстрымростом населения в мире, с научно-технической революцией. Все они в той илииной мере объясняют сложившееся положение. Комплексный характер глобальныхпроблем, к числу которых относится и экологическая, предполагает и комплексныйподход к их решению. Свой вклад в эту проблему вносит и педагогическая наука.
Многиеспециалисты считают, что наиболее приемлемой можно рассматривать установку наформирование у школьников экологической культуры личности (упомянем лишьгеографов — С. Н. Глазачева, Н. Н. Родзевича и др.) как наиболее комплексной иохватывающей различные элементы процесса экологического образования ивоспитания обучаемых.
Отсюдаодна из приоритетных задач в народном образовании — воспитание личности свысоким уровнем экологической культуры. География в решении этой задачирасполагает значительными возможностями. Особенно велик в этом отношениипотенциал региональной, местной географии. Экологические проблемы имеют, какизвестно, глобальный, региональный и местный аспекты, в воспитательномотношении особенно существенны последние: они наиболее личностно значимы,доступны для непосредственного изучения, наблюдаемы, становится возможнойэкологическая деятельность практического характера. Нарушения природной средыпрежде всего имеют местный характер, происходят на глазах учащихся.
«Удивляетпорой, что школьники намного больше знают о том, что происходит в джунгляхАмазонии или в глубинах Мирового океана, чем о том, что ждет их за порогомсобственного дома», — пишет один из авторов в журнале «Экология ижизнь».
Самыелучшие цели останутся благим пожеланием, если они не будут подкрепленынадежными средствами их реализации, поэтому так важно определить оптимальноесодержание изучаемого. Разрабатывая экологическое содержание курса«География Ярославской области», следует учитывать два основныхподхода — предметный (географический) и педагогический.
Воснове географического (по Б.И.Кочурову) лежит учение об экологической ситуации,возникших и возникающих экологических проблемах, характерных для региона вцелом и его отдельных частей. Автор отмечает [3], что исследовательское полегеоэкологии — анализ экологических ситуаций и экологических проблем.
Этойже точки зрения придерживается известный югославский специалист в областисоциальной экологии Д. Ж. Маркович, который считает, что «экологическоеобразование можно определить как процесс приобретения знаний об экологическихпроблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможностях ихрешения» [4].
Воснову педагогической теории содержания учебного предмета по М. Н. Скаткину иИ. Я. Лернеру, предложенной в 6О-7О годах прошлого века, положено представлениео его многокомпонентном содержании, наиболее соответствующем социальному опытучеловечества. Согласно этой модели содержание включает знания, умения, опыттворческой деятельности и опыт эмоционально — ценностного отношения кизучаемому. Эти элементы образуют определенную целостность, они взаимосвязаны ипредставляют систему, во многом соответствующую понятию «экологическаякультура»: эколого-географические знания — база для формированияэкологических умений, последние, в свою очередь, обеспечивают опыт творческойдеятельности, в процессе которой формируются ценностные ориентацииэкологического характера. К сожалению, в полном объеме четырехкомпонентнуюмодель содержания учебного предмета, хотя с ней знакомы и современныестуденты-географы, нельзя реализовать полностью, поскольку объем предлагаемойучебной информации чаще всего превышает возможности ее усвоения из-за большихзатрат учебного времени на самостоятельную работу учащихся. Однако основныеэлементы экологически важного содержания могут быть «проведены» повсем четырем этапам. В статье рассмотрен географический подход к определениюэкологического содержания курса «География Ярославской области», ноон оправдан и педагогически.
Впредложенной нами программе регионального курса по географии своей областивыделен раздел «Экологические проблемы Ярославской области и пути ихрешения», однако экологическое содержание включено и в каждый из другихразделов.
Эколого-географическуюхарактеристику области можно представить в следующем содержании:
Понятие" качество жизни" и природные факторы, его определяющие.
Природнаясреда как фактор здоровья человека.
Благоприятныеи неблагоприятные для жизни населения элементы природной среды.
Общаяоценка состояния природной среды.
Различияв состоянии природной среды на территории области. Эколого-географическиерайоны и их характеристика.
Мерыпо поддержанию природной среды в благоприятном для жизни населения состоянии.
Системаособо охраняемых территорий как один из путей охраны природы.
Чтобыне создалось впечатления некоторой перегруженности этой программы, дадимкраткий комментарий к отдельным элементам содержания.
Всовременной географической науке природа рассматривается с нескольких точекзрения, основными из которых являются потребительская (ресурсная) иэкологическая (средообразующая). Традиционно с древности до настоящего времениприрода оценивается как база для развития хозяйства, что предполагает выявлениеее экономического значения. Второй подход — экологический. Он рассматриваеткаждый компонент природы как среду жизни, обитания и выживания человека. Это внастоящее время наиболее актуальный подход, отсюда внимание к взаимосвязиландшафта и образа жизни, необходимость оценивать каждый компонент природы сэкологической точки зрения. Экологические оценки могут относиться как кландшафту в целом, так и к его отдельным компонентам. Отмечаетсяоздоровительное, рекреационное и эстетическое значение природы, ее влияние нанравственное совершенствование человека .
Новаяточка зрения, обязанная своим появлением замечательному российскому ученому Н.Н. Моисееву, — признание природы как самоценности и необходимости ее развития всодружестве с человеком.
Какотмечают В. М. Котляков, Г. А. Агранат и Г. М. Лаппо [2], «география никакне может пройти мимо проблемы качества жизни, которое имеет региональныеразличия». В основе современной идеологии образования лежит идея личностно- ориентированного обучения, поэтому уже во введении к курсу " ГеографияЯрославской области" надо пояснить, что нормальная природная среда — одиниз важнейших элементов качества жизни. Это понятие относится к социологическим.В то же время его можно считать эколого-географическим, поскольку оно включаетряд демографических элементов (продолжительность жизни, состояние здоровья),которые в значительной мере зависят от уровня благоприятности природной среды.Понятие «среда» — одно из основных в экологии. Оно включает комплексприродных объектов и явлений, с которыми организм, в том числе и человеческий,находится в прямых или косвенных отношениях. Различают четыре типа средыобитания: воздушную, водную, почвенную, совокупность живых организмов. Каквидно, каждый тип среды обитания — это компонент природы, изучаемый географией,в том числе своей области.
Новыйкомпонент экологического образования — изучение эколого-географическогоположения области. Это понятие лишь недавно вошло в научный и учебный оборот, ионо несомненно эколого-географическое, поскольку отражает территориальныйаспект проявления различных экологических ситуаций. Его формированиепредполагает усвоение тех особенностей положения, которые определяют экологическиеусловия жизни населения. Для нашей области эколого-географическое положениесвязано с влиянием, действительным или возможным, Череповецкого промышленногоузла, Тверской АЭС, планируемой Буйской АЭС в соседней Костромской области. Этивопросы рассматриваются в теме «Географическое положение Ярославскойобласти».
Взглядна природу как среду обитания предполагает анализ каждого компонента природы сэкологической точки зрения и его соответствующую оценку. Приведем несколькопримеров.
Средообразующеезначение рельефа связано, прежде всего, с эстетическим восприятием окружающейместности — как отдельных форм рельефа, так и их сочетания с другимикомпонентами природы — водами и растительностью в особенности. Наиболеепривлекателен разнообразный рельеф. Касьян с Красивой Мечи («Запискиохотника» И.С. Тургенева) вспоминает о своей оставленной родине: «Таму нас, на Красивой-то на Мече, взойдешь ты на холм, взойдешь — и, Господи тыбоже мой, что это? а? И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошлилуга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно...» И у нас с вершинхолмов (многие ярославские села и деревни расположились на высоких местах)открываются дали, линия горизонта отодвигается, вдали или поблизости синеютлеса или стоят отдельные группы деревьев. Прекрасны виды с высоких волжскихберегов.
Климатв жизни населения, каждого человека в отдельности играет особенно заметнуюроль. Наиболее влияет он на условия жизни и деятельность людей. Климатическиепоказатели учитывают при строительстве промышленных и жилых построек, привыборе одежды и обуви и т.д. Всем известно, как влияет погода на настроениечеловека. Каждый может представить, как мы ждем первого весеннего тепла посленадоевшей всем длинной у нас зимы с ее коротким днем, пасмурным северным небомс низкими облаками, как мы благодарны первому солнечному теплу и свету.Характеристика климата может быть завершена суждениями о степениблагоприятности климатических условий и происходящих в нем изменений — потеплении климата, появлении кислотных дождей, влиянии неправильного выбораместоположения для создания промышленных предприятий, например, НПЗ в Ярославлена здоровье населения. Так же следует прокомментировать средообразующийхарактер других компонентов природы.
Многоэкологических аспектов содержит раздел " Население и его культура". Внем раскрываются природные факторы формирования социокультурных особенностейместного насе-ления, показано, как природное окружение влияет на сельский образжизни, влияние природы на планировку сельских и городских поселений, трудовыенавыки ярославского населения и др. В то же время нужно раскрыть и особенностигородского образа жизни, что важно в связи с поставленной перед народнымобразованием задачей знакомить школьников с основами безопасности жизнедеятельности.В городских условиях слишком много факторов риска для здоровья, не случайно всовременной литературе выделяют городской тип личности.
Средообразующеезначение природы важно выяснять не только потому, что ее ресурсная рольосознается полнее, важен показ многостороннего, универсального значенияприроды, а это одна из ведущих экологических идей в образовании.
Изучениехозяйства позволяет увидеть этапы хозяйственного освоения территории области и,поскольку загрязнение природы всегда имеет ресурсный характер, то раскрытьстепень влияния различных отраслей промышленности и сельского хозяйства наприродную среду и связанные с ним экологические проблемы. Все отрасли хозяйстваполезно разделить на сильно, средне и слабо загрязняющие природную среду.
Завершаеткурс раздел «Экологические проблемы Ярославской области и пути ихрешения». Он представляет собой определенную и мотивированную системуобобщения изученного ранее. В то же время здесь рассматривают территориальныеэкологические проблемы. Возможны два варианта их характеристики: первый — наиболее острые экологические ситуации, к которым можно отнести проблемыРыбинского водохранилища, вызывающие острые научные дискуссии; реки Волги и еедолины в нашей области и проблемы крупных городов — Ярославля и Рыбинска. Чащевсего экологические проблемы описывают по стандартной схеме: сущность проблемы,причины и история ее появления, возможные пути решения. Существенно, что рядхарактеристик описываемых проблем, кроме проблемы Рыбинского водохранилища,подтверждается данными экологической карты в атласе по географии и историиЯрославской области [1]. Достаточно подробное (в школьном варианте) описаниеострых экологических проблем приведено в [5].
Второйвариант связан с описанием состояния природной среды и экологических проблемсвоего муниципального округа по данным экологической карты области, имеющейся ватласе Ярославской области, с привлечением других карт в нем: особо охраняемыхтерриторий, карты промышленности. Такое описание можно дать по упомянутымкартам и таблице «Общие сведения об экологических районах Ярославскойобласти» [5].
Учащимсянеобходимо найти место своего муниципального округа (или города) на карте,оценить общее состояние экологической обстановки и то, насколько позволяютусловные знаки экологической карты привести соответствующие показателизагрязненности природной среды, волжских берегов, места нарушенных болот,накопления промышлен-ных и нерекультивированных отходов, затем назвать причинызагрязнений (перенос водным и воздушным путем, наличие свалок бытового ипромышленного мусора, мест его накопления, молевого сплава леса в прошлом идр.). В этом примере содержание изучаемого описано с учетом способовдеятельности, которые надо использовать для решения учебной задачи. К даннымэкологической карты следует добавить плотины на Волге — существенный факторизменения состояния как Волги, так и малых рек нашей области.
Наэкологической карте в атласе Ярославской области выделены четыре типаэколого-географических районов, различающихся по степени изменения природнойсреды хозяйственной деятельностью населения. Это мало загрязненные ("условно чистые"), заметно загрязненные территории, ареалы с сильнойстепенью загрязнения и, наконец, кризисные территории. Мест с катастрофическойситуацией, когда природные изменения необратимы и приводят к вымираниюнаселения (Чернобыль, Аральское море и т.п.), в нашей области нет. К условночистым относятся северные и северо-западные районы, экономика которых имеетпреимущественно аграрный характер. Заметно загрязненные — Большесельский,Рыбинский, Тутаевский, Некрасовский, Гаврилов-Ямский, значительная частьУгличского, Ростовского, Переславского, Ярославского и других муниципальныхокругов. Территории с сильной степенью загрязнения расположены вокруг городов — больших и малых, за исключением Пошехонья и Мышкина.
Кризисныетерритории — это города с крупными промышленными предприятиями или небольшими,но сильно загрязняющими природную среду, да еще прилегающие к Ярославлю иРыбинску окрестности. Затем учащимся дают описание особо охраняемых природныхтерриторий своего муниципального округа как одного из способов охраны природы.
Экологическоесодержание курса «География Ярославской области» представим в краткомвиде в следующей таблицеРаздел Экологические знания Экологические умения Ценностные ориентации Введение Природная среда жизни населения области /> Зависимость здоровья от состояния природной среды Природный облик области Ресурсное и средообразующее значение компонентов природы. Их экологические проблемы Описание эколого-географического положения. Оценка значения и состояния природных компонентов. Чтение экологической карты Средообразующее значение компонентов природы Население области и его культура Влияние природных факторов на местные особенности населения области. Сельский образ жизни. Трудовые навыки населения, связанные с природными условиями. Оценка благоприятных и неблагоприятных природных условий в сельской местности и в городах. Выявление особенностей сельского и городского образа жизни. Чтение экологической карты Влияние Волги на население области. Взаимосвязь природной среды и трудовых навыков ярославского населения Хозяйственный облик Ярославской области Влияние промышленности и сельского хозяйства на природную среду. Деление отраслей промышленности на сильно, средне и мало загрязняющие. Природные предпосылки возникновения ряда промышленных отраслей и сельского хозяйства. Связь сельскохозяйственной специализации районов с природными условиями Оценка воздействия отраслей хозяйства на природную среду ( по картам и на экскурсии). Обоснование размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства природными предпосылками Понимание роли природных предпосылок в развитии и размещении отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также влияние местного хозяйства на природу. Необходимость рационального природопользования и охраны природы Экологические проблемы Ярославской области и пути их решения Факторы, изменяющие природную среду. Экологическое состояние территории и акватории области. Экологические проблемы, пути их решения Оценка состояния природной среды по экологической карте и данным наблюдений в своей местности. Определение по экологической карте эколого-географических районов и их характеристика. Описание территориальных экологических проблем. Использование критериев оценки экологической ситуации Понимание необходимости бережного отношения к природной среде и охраны природы. Соблюдение правил личного поведения в природе и в городе Итоговый урок Подведение итогов изучения географии своей области. Что мы узнали о состоянии природной среды нашей области и необходимости бережного отношения к ней. Как нужно относиться к особо охраняемым природным территориям Обобщение: что мы можем узнать по экологической карте (перечень способов чтения). За какими изменениями природы, наиболее важными для здоровья, необходимо наблюдать Значение географических знаний для поддержания природной среды в равновесии
Список литературы
АтласЯрославской области. География, история. М., 1999.
КотляковВ. М., Агранат Г. А., Лаппо Г. М. Россия на рубеже веков // География. 2ООО. №33.
КочуровБ. И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории.Смоленск,1999.
МарковичД. Ж. Глобализация и экологическое образование // Социальные исследования,2001. № 1.
ЩеневВ. А. Уроки и экскурсии по географии Ярославской области: Методическиерекомендации. Ярославль, 1999.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru