В настоящеевремя человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения кокружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда,и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь сосновными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобывоскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить иограничить дальнейшее разрушение природы.
Возникшаяпроблема была бы быстро и эффективно решена, как это неоднократно случалось в историинауки, если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что сохранениеэкологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление такихусилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой иобществом, веществом естественным и социальным. Такое экологическое воспитаниеи образование — процесс длительный: необходимо изменить устойчивое«завоевательное» отношение к природе. Ведь все, что человек мог и можетсоздать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует изприроды. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человекпросто не сможет существовать как биологический вид. Следовательно, человек неможет жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему какестественная основа его бытия.
Во второй половине текущего столетиягосударственно-управленческий подход к социальной экологии занял прочныепозиции в большинстве стран. Если в начале 70-х годов насчитывалось не более10 стран, в которых имелись государственные органы регулирования различныхаспектов взаимоотношений общества и природы, то в середине 70-х годов их ужебыло более 60, а к началу 80-х годов — более 100. Следует заметить, чтоодновременно растет и число неправительственных организаций и учрежденийэкологического профиля: к началу 80-х годов в мире было более 15 тыс. такихорганизаций. Активно идет рост правовых средств регулирования: развитые впромышленном отношении страны имеют уже свои своды и кодексы экологическогозаконодательства — отдельные страны насчитывают по 100-300 природоохранныхактов. Наличие достаточно строгих государственно-правовых мер вполне оправданои необходимо. Однако, по данным ЮНЕП, общее состояние природной среды в мире запериод 1982-2000 гг. не улучшилось, более того, состояние ряда природныхобъектов и компонентов быстро ухудшается. Как известно, социальная экологияизучает те закономерности, которые свойственны механизмам жизнеобеспечения вестественной и социальной средах. В дуализме природы и общества действуют собственные,только им свойственные закономерности субсистем, поэтому главная задача — найтиту «золотую середину», которая позволила бы соединить в оптимальномэкологическом равновесии потребности природы и общества.
Во многихстранах мира остается актуальной проблема ускоренной эрозии и дефляции почв.Самый рациональный способ защиты почв — система лесонасаждений, что уменьшаетинтенсивность турбулентного обмена и скорость ветра. По мнению специалистов,противодефляционные лесонасаждения сокращают количество выдуваемой почвыпримерно в 4 раза. Каждый смытый сантиметр пахотного слоя почвы — это снижениеурожайности примерно на 1 ц/га. Американские специалисты озабоченывозрастающими эрозионными процессами, в результате которых ежегодно теряетсяоколо 6,4 млрд. т почвы. Служба охраны почв США разработала систему охраныземельного фонда страны, которая апробируется в штате Иллинойс с применениемдонных отложений водохранилища Парадиз, в которое поступало с момента егосоздания в 1900 г. около 10 тыс. т. наносов ежегодно.
Специалисты ФАОсчитают, что 60% сельскохозяйственных земель Ближнего Востока, 51% пахотныхугодий в Индии, а также 35% почв Африки к северу от экватора деградированынастолько, что требуют немедленного осуществления целого комплекса мелиоративныхмероприятий. К их числу относится и обновление древней системы заповедныхтерриторий Ближнего Востока, существование которых также позволяло эффективнорегулировать использование засушливых пастбищ этого региона.
Загрязнение атмосферы привело во многихстранах к поражению хвойных лесов на значительных территориях: в Германии запоследние 2—3 года ущерб лесам увеличился с 8 до 24%. Большую опасностьпредставляет комбинированное действие загрязняющих веществ на растительность,например кислых осадков и озона. Исследования в Баден-Вюртемберге показали, чтов наибольшей степени поражены деревья, непосредственно обращенные к солнцу ипоэтому растущие в атмосфере, обогащенной озоном и другими продуктамифотохимических реакций. Вообще концентрация озона в атмосфере горных районов выше,чем в городах, что дает основание считать потенциальное разрушение озонногослоя важной причиной поражения лесной растительности.
Оберегатьземельные ресурсы планеты — важная задача и мирового сообщества, и отдельных государств.Например, внимание к тропической зоне привело к необходимости созданиятропических биосферных заповедников, площадь которых составляет уже около 20млн. га, т. е. около 17% общей территории заповедников в мире, причем лишь 14,8млн. га (около 74%) из них заняты лесом. Во многих странах такими способамистараются предотвратить почти полное сведение тропических лесов, темпы которого,по некоторым данным, уже достигают 15—18 млн. га в год. Это означает, что загод в количественном отношении вырубается примерно территория всех заповедныхлесов в мире. Специалисты ФАО, однако, считают, что такие цифры весьма завышеныи указывают в среднем на 7 млн. га в год. Но даже эти данные говорят окритическом положении тропических лесов, многие из которых вряд ли доживут доследующего века.
Проблемы охраныприроды приобрели в последние годы ярко выраженный глобальный характер.Наибольшее внимание среди этих проблем обращается на вопросы сохраненияэкологического равновесия планеты, защиты окружающей человека среды обитанияот загрязнения, сохранения природного наследия. Официальное признаниеактуальности таких задач широкой международной общественностью произошло напервой интернациональной конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме в1972 г. Начало работы этого исторического форума было встречено с таким воодушевлением,что день ее открытия — 5 июня — был учрежден решением ООН Всемирным днемокружающей среды.
усилиями ЮНЕПи МСОП в течение трех лет была подготовлена «Всемирная стратегия охраныприроды», поддержанная Всемирным фондом а дикой природы (утверждена в 1980г.). На специальной юбилейной сессии ЮНЕП в Найроби была провозглашена новая,теперь уже Найробийская, декларация, подтвердившая принципы Стокгольмскойдекларации и развившая их далее, в соответствии с новыми экологическимизадачами.
Благодаряусилиям ЮНЕП были разработаны программы согласованных мероприятий государств ивсего международного сообщества (т.е. отдельных правительств и систем ООН) посохранению экологического равновесия, разумному использованию природныхресурсов.
Экологическаяполитика современного создается на базе общих исторических закономерностейвзаимодействия природы и общества с точки зрения современных достиженийсоциальных, естественных и других отраслей научного знания. Такой выводпозволяет прийти к заключению о наличии некоторых общих черт, имманентносвойственных экологической политике любого государства. Действительно, дляэкологической политики необходим определенный конгломерат подсистем права,управления и, конечно, образования. Но тут надо видеть и определенные особенности,связанные как с историей, культурой, традициями каждого региона, каждойстраны, так и с существующим уровнем и степенью «социализацииприроды». Для промышленно развитых государств — это скорее борьба сзагрязнением среды обитания, экологизации всех видов хозяйственнойдеятельности; для молодых развивающихся — охрана природы, генетическогоразнообразия флоры и фауны, предотвращение возможности дальнейшей деградацииприроды.
Не будет преувеличением сказать, что привсех попытках унификации и классификации все-таки различий в подходах ксохранению экологического равновесия в отдельных странах больше, чем общего.Например, даже в однотипных системах англосаксонского права и управлениятакие различия проявляют себя достаточно существенно. Американская модельэкологического регулирования базируется на основном законодательном акте —Законе о национальной политике в области окружающей среды, в котором важнейшееместо уделяется экологической экспертизе хозяйственных проектов. Но, главное,конечно, заключается в том, что американский подход характерен ходом от общегок частному, т. е. от общей идеи апробации всех промышленных и хозяйственныхобъектов с точки зрения их воздействия на экологическое равновесие до частныхвопросов сохранения качества отдельных природных объектов. Государственномурегулированию в настоящее время подвержены практически все природные объекты иресурсы. Например, число законов по правовому режиму этих объектов только в СШАперевалило за сотню, в Венгрии — за 300, в Чехии — 400.
Великобританский«подход» имеет существенные отличия от американского. Англичаневыдвинули в начале 70-х годов идею проекта закона об охране окружающей среды,примерно аналогичного по содержанию американскому. Но эта идея не прошла черезпарламент, для которого сразу стало очевидно, что обилие последующих законов,дополняющих и поясняющих основной, задаст парламентариям большую работу. Поэтомув начале 1974 г. был предложен другой проект — «О контроле загрязненийокружающей среды», который и был утвержден 31 июля 1974 г. Так возобладалаконцепция ''предотвращения загрязнения", которая в наиболее оптимальнойстепени отвечает представлениям английской науки об охране окружающей среды.Указанный закон состоит из четырех разделов, в которых соответственнорегулируются следующие аспекты загрязнений. 1. Вводится принципиально новаясистема сбора и обработки коммунально-бытовых, хозяйственных и промышленныхотходов (особенно таких, которые представляют повышенную опасность длячеловека). 2. Пересматриваются полномочия по контролю загрязнения вод состороны водных инспекций в сторону повышения полномочий отдельных граждан иширокой общественности, а также наделения \, министра окружающей средыВеликобритании (что также является новацией в английском экологическомрегулировании) полномочиями по введению налога за сброс неочищенных стоков. 3.Трансформируются положения ранее действовавшего Закона 1960 г. о контроле«шумового» загрязнения, в частности, в связи с более упрощеннойсхемой контроля » источников шума и созданием зон контроля уровня шумов. 4.Вводятся дополнительные аспекты в регулировании воздушного загрязнения, в частностивозможность контроля со стороны государства за химическим составомиспользуемого транспортного топлива (особенно по уровню сернистых и свинцовыхкомпонентов) и др.
Содержаниевеликобританского «основного» экологического закона говорят о том,что английская практика исходит из ориентации на регулирование уровней антропогенноговоздействия на состояние отдельных природных объектов и экологическогоравновесия в целом.
Всевышеуказанное говорит о том, что охрана окружающей природной среды как новаяфункция современного государства имеет некоторые отличия в различных группахстран, в особенности в конкретных направлениях природоохранной деятельности.Так, при всем внимании в большинстве промышленно развитых стран к сокращениюантропогенных воздействий, оптимизации природопользования, предотвращениюотрицательных для экологического и природного равновесия последствийнаучно-технического прогресса сохраняется важность и традиционного направления— охраны природы и заповедного дела. Примечательно, что Европа занимает первоеместо в мире по количеству национальных парков — 400. Великобритания занимаетпервое место по объему заповедных территорий, приходящихся на одного жителя,Венгрия — по общему объему охраняемых территорий в стране (более 5% площади),хотя в большинстве европейских стран заповедные территории не достигают иодного процента. Многие национальные парки создаются из экономическихсоображений, с тем чтобы стимулировать развитие территорий и занятость, а неиз стремления к охране природных ресурсов. Так произошло в случае организациинационального парка в Канаде (Гросс-Морн) площадью 1900 км2 на п-веНьюфаундленд, который рассматривается как перспективная база для туризма: числопосещений возросло с 25 тыс. в 1974 г. до 192 тыс. чел. в 1980 г. за счет развитияохоты, рыболовства и зимнего туризма.
Для большинства стран в системегосударственного природоохранного регулирования продолжает наблюдатьсяпротивоборство двух тенденций в заповедном деле — рекреационного иприродоохранного, т. е. сохранения природных систем и ландшафтов, имеющихприродно-историческое значение, наравне с обеспечением благоприятных условийдля рекреации, научного и образовательного использования национальногоприродного наследия. Поэтому многие национальные парки как бы разделены на двечасти: относительно свободную (рекреационную) и закрытую — природоохранную.
Эколого-энергетические,продовольственные и другие актуальные проблемы, стоящие перед современнымобществом, обостряют вопрос о преодолении противоречий между публичным ииндивидуальным «интересами» в обществе. Например, поведениерациональное по всем индивидуальным параметрам и потребностям может привести к«коллективному» ущербу для всего общества или значительной его части,чего, конечно, никто не желает. Типичный пример — загрязнение воздухавыхлопными газами автомобилей. Поэтому в экологической сфере общественное благодалеко не всегда совпадает с индивидуальным. Здесь противоречие не столько в«арифметическом дисбалансе», сколько в концептуальных разночтенияхпонятий рационального для отдельного индивида и общества в целом. С точкизрения рыночной экономии и невмешательства государства в большую частьпроцессов производства и потребления рациональность и эффективностьобщественного «блага» есть сумма индивидуальных«удовлетворений». Поэтому социальное благосостояние есть результатудовлетворения индивидами своих частных потребностей. В экологической сференеобходима новая концепция рациональности, берущая начало в понимании
Отсюда иэкологическая политика должна ориентироваться на необходимость достижениягармоничного развития «целого».
Активная роль вохране окружающей природной среды принадлежит политической системе государства.Это объясняется тем, что решение этой задачи влияет на все сферы жизни, труда,быта и отдыха населения, имеет большое экономическое, социальное и культурноезначение.
Средиважнейших конституционных принципов охраны окружающей природной среды следуетназвать следующие.
1. Закрепление вконституциях зарубежных социалистических стран самостоятельной функциигосударства по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов,охране окружающей среды (ст. 1 5 Конституции Германии, ст. 31 КонституцииБолгарии и др.).
2. Закреплениеправа исключительной государственной (социалистической) собственности наприродные объекты и ресурсы. Следует учитывать, что при различной степени,уровне обобществления природных объектов характер собственности на эти объектыносит социалистический характер (ст. 8 Конституции Венгрии, ст. 12 КонституцииРумынии и т. д.)
3. Принципплановости в развитии народного хозяйства и природопользования, кудавключаются: народнохозяйственное планирование, учет потребностей в сырье иресурсах, их плановое распределение, рациональное использование и др. (ст. 7Конституции Венгрии, ст. 193 Конституции Югославии и т. д.).
4.Формулирование прав и обязанностей юридических и физических лиц по охранеокружающей природной среды. Причем важно, что праву граждан на проживание вблагоприятной окружающей среде корреспондирует конституционная обязанность поохране природы (ст. 87 и ст. 192 Конституции Югославия, ст. 34 КонституцииГермания и т. д.).
5. Закреплениероли общественных организаций и движений в защиту природы (ст.29Конституции Германия, ст.27 Конституции Румыния и др.).
6. Закреплениеединства принципов внешней и внутренней политики социалистических стран сприродоохранными задачами государства и общества (ст. 20 Конституции Венгрия).
Очевидно, чтоодни и те же конституционные нормы и принципы могут лежать в основе какэкологической политики государства в целом, так и текущего природоохранногозаконодательства.
Конкретноепроявление конституционных основ природоохранной деятельности можно проследитьна примере некоторых стран.Так, в Конституции Чехии внимание охранеокружающей природной среды уделяется прежде всего в ст.15, где указывается, чтогосударство проявляет заботу об улучшении и всесторонней охране природы Родиныи сохранении ее красот с тем, чтобы создавать все большие условия дляблагосостояния народа, здоровья трудящихся, их отдыха. Из приведенногоположения вытекает, что в Конституции Чехии охране окружающей природной средыне только придается важное значение, но и одновременно создаются широкиевозможности для практического обеспечения и выполнения этой задачи. Поэтомуохрана среды понимается в Чехии как сознательная и целенаправленнаядеятельность государства, которая не ограничивается только сохранениемценностей, созданных природой. Сюда входит также и забота о рациональномиспользовании природных ресурсов, и усилия, направленные на улучшение свойствокружающей природной среды в целом и ее отдельных компонентов. В соответствиисо ст. 23 Конституции Чехии все граждане имеют право на охрану здоровья имедицинскую помощь; очевидно, что надлежащее обеспечение такогоконституционного права граждан тесно связано с поддержанием оптимальногокачества компонентов природной среды. В Конституции также подчеркиваетсяприоритет здравоохранительной деятельности социалистического государства,поэтому к этому приоритету должны «приспособиться» все остальныенаправления функционирования общества, в первую очередь его экономическаяполитика).
ВКонституции Германии охрана природы объявляется основной заботой государства ивсего общества. В ст. 15 Конституции говорится, что в интересах благосостоянияграждан государство и общество заботятся об охране природы: содержание вчистоте воды и воздуха, охрана флоры и фауны, природных красот Родины должныобеспечиваться компетентными органами и являются, помимо этого, обязанностьюкаждого гражданина.
ВКонституции Венгрии закреплено отношение к природе и ее богатствам каквсеобщему достоянию венгерского народа. Единство внешнеполитических принциповВенгрии и интересов экологической защиты среды исходит из объективнойнеобходимости сочетания национальных мер по охране окружающей природной среды сширокими международными мероприятиями в данной области (ст. 20). Одним изважнейших условий международного экологического сотрудничества являетсятребование, чтобы государства, пользуясь суверенными правами, не причинялисвоей деятельностью ущерба другим государствам. Эта норма создает объективнуювозможность эффективного выполнения общепризнанных норм международногосотрудничества в мире, прекращения гонки вооружений, всеобщего разоружения ипредотвращения опасности разрушительной войны. Ст. 57 Конституции Веенгрии формулируетосновное право человека на проживание в чистом природном окружении.
КонституцияЮгославии следующим образом определяет основы экологической политики: право пообеспечению условий для сохранения и развития природных и созданных трудомчеловека ценностей в окружающей среде обитания, а также обязанности попредотвращению и ликвидации вредных последствий, которые могут угрожать этимприродным ценностям или создавать угрозу для жизни и здоровья людей вследствиезагрязнения воздуха, почв, вод внутренних водоемов и моря (ст. 87). Каждыйчеловек, использующий землю, воды или другие природные богатства (говорится вст. 193 Конституции Югославии), обязан делать это таким образом, чтобыобеспечивались условия для труда, жизни и отдыха человека в здоровой окружающейсреде. В этой же статье провозглашается конституционная обязанность охранятьприроду, природные достопримечательности, памятники истории и культуры социалистическогогосударства.
Некотороесвоеобразие имеет конституционное регулирование в государствах, где основныевопросы законодательного регулирования охраны окружающей среды решаются науровне федерации, а вопросы практического проведения их в жизнь воплощаются науровне республиканских и подчиненных им нижестоящих органов. Так § 2 ст. 76Конституции Чехии закрепляет за правительством этой страны решение основных,концептуальных вопросов общенационального значения, предусматривая создание вреспубликах необходимых координационных органов для решения региональныхпроблем.
Таким образом,конституции социалистических стран закрепляют целый ряд принципов управления ирегулирования, являющихся основами охраны окружающей природной среды.
Правомерносчитать, что природоохранное законодательство развивается как бы одновременно ипараллельно с природно-ресурсным: часто законы, содержащие нормы консервативнойохраны, включают в себя и нормы, регулирующие использование природных объектови ресурсов.
При отсутствиикомплексного закона и иных юридических актов, которые охватывали бы охранувсех или большинства природных объектов, действуют правовые нормы,регулирующие охрану объектов в отдельности, часто наряду с регулированиемопределенной экономической и иной социальной задачи (например, законы о водах или лесах) или в соответствии с регулированием такой деятельности, котораязатрагивает в той или иной мере охрану большого числа природных объектов(например, закон о здравоохранении, содержащий гигиенические нормы охранысреды). Чехословацкая система природоохранного законодательства основана назначительном количестве правовых норм, которые регулируют конкретную областьобщественных отношений с разных точек зрения; такая система, по признаниююристов-экологов Чехии, создавая некоторые элементы дублирования правовыхнорм, позволяет добиться оптимального воздействия на природоохранные общественныеотношения.
По мередальнейшей интенсификации использования природных ресурсов странах всебольший упор делается на предупреждение факторов нарушения экологическогоравновесия посредством дальнейшей регламентации природопользования. Поэтому взаконодательстве многих стран природно-ресурсовое направление регулированиясочетается с нормами рационального природопользования и требованиями охраныокружающей природной среды.
Однакоприродоохранное законодательство, являясь и до сих пор важным компонентомсовременной экологической политики во многих странах, служит эффективнымсредством охраны, рационального использования, восстановления и обогащенияразличных природных объектов, ландшафтов, флоры и фауны. Так, только вРумынии—около 80 природных резерватов, 7 национальных парков, 20 охраняемыхтерриторий, около 600 природных достопримечательностей и более 500 историческихпамятников, которые находятся под охраной закона. Такие природные объектыконсервативной охраны составляют в Болгарии около 1,5% лесной территориистраны, или около 0,5% общей площади. Вместе с другими охраняемыми природнымиобъектами (например, лесами специального назначения и др.) эта территориясоставляет около 5% площади страны. В болгарских законах 1962 и 1967 гг. обохране природы предусмотрена защита многих видов диких растений, находящихсяпод угрозой уничтожения и исчезновения; вводятся также специальные постановленияо запрещении торговли такими видами флоры, произведено районирование страны попризнаку использования лекарственных растений. В заповедниках Болгариизапрещена всякая хозяйственная деятельность, что позволяет на этих территорияхполностью защитить растительный и животный мир.
Площадьохраняемых территорий во многих государствах постоянно увеличивается. Так,только в Венгрии заповедным режимом будет охвачено к 1990 г. около 300 тыс. га(по сравнению с 24 тыс. га в 1975 г.). Число природных резерватовобщенационального значения в Венгрии увеличится с 102 до 150, охватываятерриторию в 50 тыс. га.
Такое общеенормативное регулирование природно-ресурсных и средоохранных отношений требуетдополнительной и более подробной регламентации. Поэтому в развитие законаГермании, Венгрии, Болгарии издается целый ряд постановлений: об охранерастительного и животного мира, об отдыхе населения, о содержании в чистотегородов и населенных пунктов, о защите от шума и т. д.
В законах европейских стран охрана окружающейсреды рассматривается как составная часть социально-экономической политики вэтих странах, однако приоритет в охране отдельных природных объектов различен:если в Германии, Швейцарии, и др. — это формирование и надлежащее состояниеландшафта и только затем использование и охрана земель, лесов, вод и т. д., тов Румынии, Болгарии, Венгрии — в первую очередь это охрана воздуха, вод, другихприродных ресурсов. В законе Германии еще недавно не было норм обответственности за его нарушения, а закон Румынии устанавливает уголовную иадминистративную ответственность за ряд экологическихправонарушений.
Болеевысокая степень консолидации экологических норм отражена в Законе об охранеокружающей среды Венгрии.
Важная новация закона Венгрии —формулирование в нем права граждан на проживание в благоприятной окружающейсреде. Существенно также, что в законе содержится строгая система определенияэколого-правовой ответственности, сущность которой заключается в том, что еенормы распространяются на все распоряжения по охране окружающей среды, т. е.ответственность в равной мере служит как охране, так и планомерномуформированию окружающей среды. Формулируемая система санкций состоит изследующих видов: ограничение хозяйственной деятельности и даже ее запрещение штрафы, возмещение ущерба и уголовное наказание. В законе содержится такжехарактеристика государственного управления в сфере экологической политики:разработка и принятие экологического политико-управленческого решения, этапыего реализации и контроль за его выполнением.
В законодательном акте Болгарии нетолько сформулированы основные цели, задачи и общие принципы экологическойполитики Болгарии, но и излагается программа охраны окружающей природной средыв стране.
В законе Польши содержится развернутаяхарактеристика общих принципов охраны окружающей природной среды в Польше,соответствующихюридических понятий охраны, загрязнения и т. д. излагаются основные требованияк экологическому управлению в области охраны и использования различныхприродных объектов. Далее в законе определяются практические шаги по реализациипоставленных целей охраны окружающей природной среды, формулируются функции икомпетенция хозяйственных и управленческих органов по охране и использованиюокружающей среды, конкретизируются ограничения в природопользовании,излагаются требования к оборудованию, используемому в хозяйственнойдеятельности. Важное место в законе уделяется вопросам ответственности заущерб, нанесенный окружающей природной среде, где главная роль отводитсяпринципам платности за природопользование; подобные выплаты и штрафы образуютспециальный фонд охраны окружающей среды. В законе подробно излагаютсяорганизационно-правовые вопросы охраны окружающей природной среды: созданиеорганов охраны, государственных инспекций, местных и общественныхорганизаций.
В законодательстве зарубежных государствбольшая роль принадлежит закреплению системы и компетенции государственныхорганов управления в области охраны природы.
В европейскихгосударствах странах регулирование качества атмосферного воздуха осуществляетсяс различной степенью полноты. На характер режима этого природного объектаоказывают влияние: уровень развития промышленности, тяжелой индустрии,сельского хозяйства; уровень концентрации населения; климатические игеографические факторы. В одних странах, в правовое определение понятия загрязненияатмосферы входят два вида воздуха: внутренний и внешний. Правовой режимвнутреннего воздуха (рабочая среда помещений предприятий и. организаций) регулируетсяКодексом о труде. Правилами санитарии и т. д., которые содержат иныетребования к охране и санкции, чем Закон об охране атмосферного воздуха, вод ипочв от загрязнений, либо Закон об охране природы. Загрязнение атмосферного воздухапо болгарскому закону квалифицируется как такое изменение состава воздуха,которое делает его опасным для здоровья населения или животных и для развитиярастительности. В Законе об охране атмосферного воздуха Польши сначалаустанавливается принцип охраны: атмосферный воздух подлежит охране отзагрязнений, тягостных для человека или оказывающих отрицательное воздействиена его здоровье, и только затем дается само понятие загрязнения воздуха, подкоторым подразумевается введение в атмосферный воздух веществ, которые могутвызвать превышение допустимых в атмосферном воздухе концентраций.
Другие дополнительные меры охраны — этоснижение налоговых ставок или представление льготных государственных субсидийпредприятиям, которые предпринимают активные меры по переоборудованиюотопительных систем или капитальному строительству для ограничения вредноговоздействия дыма и газа; принудительное отчуждение земли или выселение жителейиз районов с сильно загрязненным воздухом. Предусмотрено изменение плановразвития населенных пунктов (строительство более широких улиц с учетомнаправления постоянно дующих ветров, выделение специальных транспортных артерийдля грузовых машин и др.), поощряется совершенствование автомобильныхдвигателей в целях уменьшения выхлопа вредных газов; запрещено использованиеопределенных видов топлива в экологически опасных районах и др. В приложении кзакону дается перечень и концентраций загрязняющих веществ, на основаниикоторых предприятия должны уплачивать " экологические штрафы".
Длятого чтобы получить самое общее представление об экологической юридическойответственности, рассмотрим некоторые основания и виды ответственности позаконодательству Германии об охране лесов. Лесной кодекс предусматриваетдеяния, которые рассматриваются как преступления против лесного фонда, и устанавливаетсоответствующие наказания в зависимости от степени их общественной опасности.За деяния, совершенные без отягчающих обстоятельств (вырубка, присвоение ирастаскивание вырубленных деревьев), предусмотрен штраф от 700 до 2000 марок, аза тяжелые формы деяний — лишение свободы на срок от одного до трех месяцев илиштраф. При таком разграничении законодатель исходит из реальных потребностейв защите лесного фонда страны, предусматривая наказание в виде лишения свободылишь за тяжкие преступления, совершаемые, как правило, людьми, в отношениикоторых применение воспитательных мер или штрафа не дают желаемых результатов.
Составы,предусмотренные статьями 42 и 43 Лесного кодекса, одинаковы. Разница состоитлишь в отягчающих обстоятельствах, которые заключаются в следующем.
Совершениедеяния в ночной период (от захода до восхода солнца). Установление такогоотягчающего обстоятельства объясняется тем, что в это время легче совершитьпреступление, так как охрану леса труднее осуществить. Однако в законе значитсяименно эта формулировка — «от заката до восхода солнца», а не «вночное время», поскольку она является более подходящей, когда речь идет озащите лесного фонда. При установлении этого отрезка времени учитываются временагода, месяц, день, час, расположение местности. Суд для определения такого родаотягчающих обстоятельств преступления против лесного фонда обязан точноопределить время совершения преступления.
Совершениедеяния посредством спиливания деревьев. Это объясняется тем, что спиливаниедеревьев проходит более тихо, чем их рубка, и преступление труднее обнаружить.Кроме того, спиливание наносит большой вред лесам, так как уничтожаютсяпоросль, молодые побеги.
Совершениедеяния в лесах, которые несут исключительно защитную функцию (в ст. 7 Лесногокодекса они отнесены к лесам первой группы, т.е. особо охраняемым).
Совершениедеяния тремя и более лицами, т. е. коллективно.
Совершениедеяния в течение года после осуждения за преступления против лесного фонда.
Уголовнаяответственность за преступления, совершенные против Лесного фонда страны,призвана защищать общенародную государственную социалистическую собственность,но в то же время она является одной из форм защиты окружающей природной среды.
Сточки зрения формирования понятия охраны окружающей природной среды характерноуказание в соответствующем японском законе: чтобы человек был здоров, чтобыобеспечивать высокое качество его жизни, необходимо предотвратить вредноевоздействие таких факторов, как загрязнение воздуха, вод и почв, шума,вибрации, вредных испарений и т. д. Неотъемлемой частью окружающей среды вЯпонии считается флора и фауна, а также все те экологические системы, которыесвязаны с организациями и учреждениями, обеспечивающими оптимальное«экологическое» существование человека. Как видно, и в этой странеподход к окружающей среде, так сказать, расширенный, ориентированный навключение в «среду обитания человека» всего природного окружения(поэтому в Японии, например, нет отдельного закона об охране природы).
Во Франциинаряду с формулированием общенациональной экологической проблемы всоответствующих постановлениях и актах указываются и общесоциальные пути еерешения. В качестве трех основных путей и средств названы: борьба со всемивидами загрязнения окружающей среды, снижение потребления природных ресурсов(подразумевается сокращение нерационального с экологической точки зренияпотребления сырья), улучшение качества жизни самых широких слоев населения.Таким образом, во Франции подход к экологической проблеме имеет определенные«рамки». Это природные ресурсы, хозяйственная деятельность и качественноесостояние окружающей среды.
Американскиеученые, высказывая соображения об уровне развития науки об окружающей среде(или экологической науки), подчеркивают, что в первую очередь речь должна идтив этой совершенно новой научной дисциплине о специфичном понятийном аппарате.Однако временное отсутствие научно обоснованных рекомендаций в этой областизнания приводит к тому, что под действием солидных изданий или авторитетныхмнений, поступающих из других научных направлений, все еще многие политическиеи государственные экологические решения предпринимаются без должнойэкологической апробации. Как правило, сторонники охраны природы выдвигают всвою защиту лозунг типа «потом будет поздно» именно в те моменты,когда у них не хватает соответствующих эмпирических данных, фактическойинформации о воздействии загрязнения на состояние окружающей среды: так, Р.Кларк стремился подтолкнуть экологов США к восприятию преданных забвению общихнаучных подходов к любой проблеме в сфере научной деятельности (объективныйанализ, научный эксперимент, систематизация фактов и др.). Более«жесткий» подход в США наметился при отборе материалов для журнальныхпубликаций по проблемам загрязнения морей (более 3 работ отклоняется). До сихпор многие статьи страдают описательностью, отсутствием четкой научнойдоказательности. Во всех других науках, кроме социальной экологии, такие работысчитались бы лишь предварительным наброском, не претендующим на публикацию;здесь же проходит все. Другая проблема, по мнению автора, заключается в том,что иногда в сфере государственного управления сталкиваются два варианта экологическогорешения, часто взаимоисключающие, но продиктованные идеями «доброгодела». Видимо, такое положение может иметь место только в тех науках (вчастности, экологических), где еще не выработаны четкие научные критерииоценок. Так, под действием норм Международной конвенции по предотвращениютрансграничных загрязнений воздуха, видимо, будет утверждено правительством США50%-ное сокращение эмиссий сернистых соединений для ТЭС, что потребуетзначительных финансовых расходов. Однако никто точно не знает, насколькосократится загрязнение поверхностных вод — рек и озер в Скандинавии и Канаде.
США, например,многие проблемы социальной экологии считаются проблемами экономическими,поэтому для их решения используется и соответствующий понятийный аппаратнаучного анализа. В результате все вопросы, связанные с процессами управленияприродопользованием, варьируют вокруг проблем эффективности их использования,а вопросы получения «преимуществ» от природопользования — вокругвопросов «справедливого» распределения природных благ.
Историческисложилось так, что в рассматриваемой группе стран именно консервативная охранаприроды развивалась наиболее активно. Это был, так сказать, наиболее старыйобъект экологического регулирования. Законы об организации национальныхпарков, лесов, охране природных достопримечательностей принимаются еще впрошлом веке: так, более 100 лет назад в США был создан первый в миреЙеллоустоунский национальный парк. В настоящее время в США более 40национальных парков, причем каждые 10 лет создаются еще около 5 новых парков и заповедныхтерриторий. На тех территориях, где частная собственность на землю непрепятствует изъятию отдельных территорий из хозяйственного оборота, этотпроцесс идет более активно. Так, на Аляске в конце 70-х годов создано девятьновых заповедных территорий, а два существовавших ранее национальных парказначительно расширены. Новые заповедные территории района Аляски составляютоколо 130 тыс. км2, а общая площадь таких территорий в США сразличными режимами охраны достигает 3%. Режим природных объектов назаповедных территориях привлекает внимание в буржуазных странах главнымобразом с точки зрения охраны земель. Во Франции предусмотрены самостоятельныевиды правовых режимов для отдельных природных резерватов и комплексныхохраняемых территорий.
В странах в качестве основных мер контроля загрязненийпредусмотрено введение налогов и штрафов, налагаемых на природопользователей изагрязнителей окружающей среды. Так, в Германии недавно законодательно введенасистема налогообложения всех загрязняющих производств, в Нидерландах такаясистема функционирует уже на протяжении более четырех лет, во Франции — начинаяс 60-х годов нынешнего столетия. Очевидно, что подобный налоговый«гнет» неминуемо скажется на конечной цене готовой продукции:введение подобной системы в Великобритании привело к тому, что расходы наочистные сооружения составляют в отдельных случаях до 50% производственныхзатрат.
В декабре 1970 г. в соответствии с Реорганизационнымпланом президента США было учреждено специальное правительственное ведомство —Агентство по охране окружающей среды (ЕРА), руководитель которого подчиняетсянепосредственно президенту страны. Новое агентство объединило все основныедействовавшие до них и новые федеральные программы по борьбе с загрязнениемвоздуха и вод, по борьбе с радиацией и обработке твердых отходов, по борьбе сшумом и контролю токсичных веществ и т. дВ специальной литературе деятельностьЕРА иногда называется «регулирующей», так как основное влияние накачество окружающей среды ЕРА осуществляет через подготовку стандартовкачества объектов среды, нормативов выбросов загрязнений и контроль за ихсоблюдением, т. е. это учреждение является координатором государственного«регулирующего механизма» охраны окружающей среды по отношению ко всемотраслям промышленности через разработку стандартов качества окружающей среды.
Комплексныйхарактер природоохранных проблем налагает определенные обязанности и на другиеправительственные ведомства и учреждения. Так, кроме ЕРА, в США такие функциивыполняют следующие ведомства правительства: Административно-бюджетноеуправление (вопросы финансирования национальных и отраслевых экологическихпрограмм). Министерство внутренних дел (консервативная охрана природы),Национальное управление по освоению океана и атмосферы (включая метеослужбу игеодезические исследования). Министерство транспорта (охрана прибрежныхморских вод). Министерство сельского хозяйства (регулирование использованияпестицидов, предупреждение деградации земель) и другие ведомства. Высшимкоординационным органом программ охраны окружающей среды и природы в СШАявляется Президентский совет по качеству окружающей среды (далее Совет), которыйподготавливает ежегодные отчеты-доклады президенту страны по соответствующимвопросам социальной экологии. После их рассмотрения президентом эти докладынаправляются в американский Конгресс для разработки законодательныхпредложений. В Совет поступают от всех федеральных ведомств предварительныезаключения о возможном воздействии мероприятий на качество окружающей среды дляих обобщения. Совет координирует планы федеральных ведомств, оказывающихвлияние на состояние природных объектов, контролирует деятельность всехсуществующих в стране систем наблюдения и контроля за состоянием окружающейсреды; подготавливает рекомендации президенту по различным аспектам улучшениякачества среды и т. д. В составе Совета около 60 высококвалифицированныхспециалистов — химиков, физиков, юристов, экономистов. За 10 лет существованияСовета в США он превратился в важнейший орган экологического контроля. В последниегоды значение Совета резко упало. Но вместе с тем в американском Конгресседействует более 20 комитетов, анализирующих и подготавливающих предложения поэкологическому регулированию.
В других странах (например, Франции)структура экологического регулирования строится по двухзвенной системе —министерства и межведомственные управления охраны окружающей среды.
В правовых актах управления местныхорганов Франции состояние таких объектов, как воды, воздух и др., регулируетсяи нормами об охране природы, и об охране окружающей среды.
В некоторых странах практикуетсякомплексный подход к охране и контролю загрязнения объектов окружающей среды спозиций их использования. Например, в Великобритании, учитывая, что административно-территориальноеделение страны не совпадает с бассейнами основных рек, был принят закон,предусматривающий, что местные органы должны координировать свою деятельность сбассейновыми инспекциями, путем консультаций и сотрудничества подготавливатьсовместные планы использования и управления качеством вод в бассейнах рек.Законом закрепляются за местными органами такие важные полномочия, какэкологическая оценка водных ресурсов, контроль расхода воды и сброса сточныхвод, осуществление программ мониторинга качества водных ресурсов. В странесоздана национальная информационная система данных, базирующаяся на 7 водныхрегионах, и 40 станций сбора гидрометрических данных. Эта система позволяетместным органам вести учет количественных и качественных показателей состоянияводных ресурсов в каждом органе управления.
Главное дляСША, основные принципыих эк. политики.
Первый можно определить как«равновесие» расходов и прибыли в механизме экологическогорегулирования. Дело в том, что после первых десятилетий борьбы с загрязнениемсреды экополитика США перестала ориентироваться на основные параметрыэкономического закона, согласно которым издержки на какие-либо мероприятия недолжны превышать получаемых преимуществ и благ. Поначалу с природоохраннымимероприятиями было наоборот — они не оправдывали произведенныекапиталовложения для индивидуального предпринимателя. Теперь же считается, чтоэффективная реализация долгосрочных экологических интересов США может бытьдостигнута лишь в сочетании с дополнительным упором на окупаемость такихрасходов.
Второй принципсвязан с более активным включением в экополитику основных рыночных механизмов.Этот подход должен как бы активизировать «здоровую конкуренцию».Третий ориентирован на децентрализацию государственного регулирования, т. е.на то, чтобы перевести основное бремя экологической ответственности направительства штатов, местные и муниципальные органы.
В Японии соответствующие механизмыуправления ориентированы на разработку в первую очередь стандартов здоровья,дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности ивидов производства. Для Японии характерны региональные (наряду с общенациональными)планы социально-экономического развития, учитывающие современные экологическиеимперативы. Эти планы и экологические стандарты разрабатываются в процессе такназываемых публичных переговоров между промышленными фирмами и местнымиорганами. Всевозможные «согласования» — тоже отличительная чертасоциальной жизни Японии: важно не доводить какую-либо проблему до социальногоконфликта. Характерно, например, что в этой стране наименее активна судебнаясистема, здесь меньше всего адвокатов и защитников по сравнению с США илиВеликобританией. Но экологические «переговоры» — несколько иное посвоему содержанию социальное явление, чем обычныйхозяйственно-производственный конфликт. Вообще в некоторых случаях загрязненияокружающей среды не исключена возможность договоренности междупредпринимателем — владельцем источника загрязнения и лицом, потерпевшим врезультате экологического ущерба, В Японии такими жертвами стали сотни и тысячилюдей, поэтому для мирного решения и согласования оставались очень слабыевозможности — необходимо было создать универсальный общенациональный механизмопределения виновника ущерба, размера возмещения и т. д. Функции такогомеханизма и выполняют в Японии здравоохранительные стандарты экологическиправомерного поведения промышленных фирм и компаний. В связи с массовымиотравлениями населения ртутью, кадмием и другими особо опасными промышленнымиотходами Япония была вынуждена под давлением общественности разработать самыежесткие санитарно-гигиенические стандарты по отдельным природным объектам,например вод. Еще одна особенность экополитики этой страны — широкое использованиедробной системы компенсаций за ущерб от загрязнения природной среды; такаякомпенсация выплачивается потерпевшим виновными фирмами-загрязнителями.Например, при респираторных заболеваниях и вызванной этим потерей трудоспособностипотерпевший вправе обратиться за возмещением ущерба к любому предприятию — загрязнителю воздуха на данной территории (при условии, что потерпевший живетв данной местности достаточно продолжительное время). Поэтому в финансированииприродоохранных мероприятий в Японии большая роль принадлежит частным фирмам,доля которых в общегосударственных экологических мероприятиях составляет околополовины, а иногда и больше.
Экологическаяполитика Швеции ориентирована на разработку экологически чистых мало- ибезотходных производственно-технологических процессов и оборудования, которыене только способствуют предотвращению, но и гарантируют элиминациюантропогенных воздействий и загрязнений атмосферы, вод, почв и других природныхобъектов. Основная цель экополитики Швеции — остановить дальнейшую деградациюкачества окружающей среды, восстановить ее естественное состояние, но вдостижении этой цели учитываются и экономические показатели национальногоразвития через механизмы эффективности капиталовложений в экологическиемероприятия. Так, загрязняющие производства (если при существующем уровнеразвития техники предотвратить загрязнение нельзя) должны располагаться тольков тех районах страны, где отрицательное воздействие на природную среду будетнаименьшим, а затраты и капиталовложения — наиболее эффективными.
Великобританский природоохранный опыт показывает,что экополитика может исходить также из упора на качественные критерииобъектов окружающей природной среды, оставляя на втором месте поиск наиболеежестких стандартов антизагрязняющей деятельности. Британские экологи неразделяют того оптимизма, с которым, например, их американские коллеги подходятк экологической экспертизе. Специалисты в Великобритании вполне обоснованносчитают, что загрязнение среды как одно из отрицательных последствийпромышленного развития составляет только часть, хоть и значительную, общейпроблемы действительно оптимальной и научно обоснованной экологическойэкспертизы. Весь комплекс эмиссий любого нового или старого предприятия,считают экологи, необходимо оценивать в широком диапазоне воздействий наокружающую среду в целом, имея в виду состояние отдельных природных объектов,системы коммуникаций, рекреационные потребности населения и сложившиесяструктуры местной экономики. Поэтому загрязнение среды в экополитике этойстраны рассматривается как один из многих компонентов комплексного анализафакторов политической экологии в социально-экономическом развитии. Воздействиехозяйственной деятельности на экологическое равновесие зависит как от объемовэмиссий, так и от дисперсионных свойств загрязняющих веществ, от ужесуществующего качества среды обитания, от видов используемого очистногооборудования. То есть необходима оценка окружающей среды как до начала проектированиякакого-либо строительства, так и последующий периодический контроль засостоянием окружающей природной среды. Поэтому в экологическом планировании иуправлении Великобритании на начальный вариант экологической экспертизы затемнакладываются другие варианты оценок, позволяя более оптимально урегулироватьпараметры антропогенного воздействия. Великобританский процесс экологическойкорректировки позволяет избежать раз и навсегда сделанного заключения,характерного для экологической экспертизы в США, проводя постоянныесогласования между хозяйственниками, экологами и государственными и местнымиорганами контроля, включая этап завершения проекта и его дальнейшуюэксплуатацию.
В зависимости отметодологии подхода к экополитике в каждой стране меняются не толькоконкретные средства воздействия на природу, но и механизмы экологическогоуправления. Например, в Канаде Министерство окружающей среды произвело оценкувсех территорий «свободных» земель с тем, чтобы еще задолго докакого-либо антропогенного воздействия определить социальную значимостькаждого района и предполагаемых в них видов хозяйственной деятельности. Такаяпредстроительная проверка считается специалистами весьма эффективным средствомдля тех стран, где значительные территории земель находятся еще в естественномсостоянии, а бюджетные средства позволяют проводить столь дорогостоящиепроверки.
В Великобританиинеразработанных земель практически не осталось, но процесс структурногопланирования, воспринятый местными органами графств в направлении созданиякомплексных планов устройства территорий, предусматривает необходимостьсоставления заявлений предпочтительного использования территорий фактическогои потенциального фонда земель. Перспективный анализ землепользования осуществляетсяв два этапа: сначала готовится подробное описание современного состоянияокружающей среды (топографическое картирование, геологические изыскания,кадастровые оценки лесов, земель и др.) и затем уже в структурном планепроисходит разработка политических целей для каждого района страны. Видимо,такие процедуры могут быть весьма позитивными, так как позволяют соединитьнаучно-нейтральный анализ с моделями перспектив развития и с ценностнымиориентирами оптимального экологического выбора по времени, затратам и другимпоказателям. Процедура экологической экспертизы в Великобритании происходит непо линии прогноза, ожидания результатов структурного плана или управленияпотенциальнымиземельными ресурсами, как, например, в Канаде, а на этапе контролястроительства, когда выдвигается новый проект. Экологи считают такой типэкспертизы более «отзывчивым», реагирующим на сегодняшние нужды, ненацеленным на перспективу. В самом деле, пока проекты хозяйственного развитияне обнародованы, трудно сделать какие-либо прогнозы о возможных экологическихпоследствиях. Как не может быть двух, казалось бы, одинаковых хозяйственныхпроектов, так не может быть и двух районов с одинаковой экологической ситуацией.Поэтому в настоящее время в Великобритании проводится изучение процессовоптимизации оценок воздействия на окружающую среду новых проектов развития сучетом положений законодательства о планировании землепользования. Вчастности, предусмотрены следующие категории земель: очень ценные или оченьуязвимые в экологическом отношении; обычные и бросовые. Естественно, что вотношении первой категории земель применяются более жесткие меры анализа иконтроля, чем в отношении всех других категорий.
Экологическая политика Франции в большейстепени, чем в других странах (не считая, пожалуй, США), связана с общиминаправлениями организационно-правового регулирования природоохранных проблембуржуазного государства. Реализация принципа «загрязнитель платит»(ПЗП) привела, в значительной степени под давлением стандартов ЕЭС, к разработкедетальных мер и средств взыскания с загрязнителя различных видов платежейприродопользования — своеобразной «экологической налоговой политики»,как ее назвали во Франции в середине 70-х годов текущего столетия. Именно кэтому периоду и относится формирование организационно-управленческих иправовых основ экологической политики Франции, особенно в отношенииналогово-финансовых аспектов природоохранной деятельности, французские ученыесчитают, что экологическое регулирование в общественных отношениях по охранеокружающей природной среды опосредовано целым рядом факторов, таких кактрактовка социального понятия качества жизни, уровень экологического сознанияи образования населения, адекватное отображение в текущем законодательствеобъективных потребностей охраны среды обитания. Французские специалистысчитают, что адекватной разработке экологической политики препятствуетструктурный консерватизм общественного сознания, особенно в сферепротиворечивого развития экономики и задач охраны среды. Устранениеэкологического кризиса в капиталистических странах затрудняется тем, что мерыпо охране природы требуют высоких капиталовложений, не дающих прямой инепосредственной экономической отдачи, а широкое внедрение и реализацияэкологических требований предполагают радикальную перестройку всей структурыэкономики и государственного управления в данной области.
Активную позициюв разработке совместной экополитики занимают страны Западной Европы, которыепринимают уже третью по счету программу экологического регулирования. Страны-члены ЕЭС также обращают внимание на организационно-правовые аспектыподготовки исчерпывающих экологических экспертиз. Несмотря на некоторыенациональные особенности, экополитика стран Общего рынка обладает иопределенными общими признаками. Это усиливающийся политический акцент вприродоохранных мероприятиях, учет эффективности и соразмерности затрат наохрану окружающей среды (в частности, путем использования таких средств, какштрафы и налоги на загрязнение), пробуждение интереса к социальным аспектамохраны среды и экологическая экспертиза. Если основная цель экологическойэкспертизы, как считают западные экологи, заключается во введении в процессеподготовки и проведения их важнейших социальных ценностей всех заинтересованныхгрупп населения, то единственным надежным средством реализации такой целидолжно быть непосредственное участие всех жителей страны в процессахэкологического регулирования. Поэтому прямым следствием и результатомэкологической политики в капиталистическом государственном управлении являетсяусиление участия общественности в отдельных аспектах планированияэкономического развития. Временно высшие органы власти и управления идут наудовлетворение требований общественности о приобщении к процессам экологическойэкспертизы хозяйственных проектов. Но по мере того как широкие круги населениябудут непосредственно знакомиться с принципами капиталистического отношения кприроде, эти требования будут обрастать различными ограничениями. Монополии всегдастремились к тому, чтобы скрыть от общественности истинные причины и стимулыпроизводственных процессов при капитализме.
Развитиетуризма выдвигает новые требования по контролю загрязнений и охране окружающейсреды. Этому вопросу во Франции посвящены два нормативных акта: 1-ый — ограничивающий «дикий» туризм в определенных зонах ипредусматривающий необходимость получения предварительного разрешения состороны администрации на любое туристическое строительство, и Закон о созданиизеленых зон отдыха.
Большоезначение для сохранения природного равновесия в сельском хозяйстве имеетправовое регулирование применения ядохимикатов.Закон регулирует такие вопросы,как утверждение номенклатуры инсектицидных средств, используемых в сельском хозяйстве,разрешение на их продажу и применение. В целях обеспечения плодородия почввводятся требования о чередовании посевов различных культур, которыеутверждает сельская земельная комиссия.
ВоФранции принято несколько нормативных актов по борьбе с загрязнением воздуха:первый закон был принят 2 августа 1961 г., но особое значение имеет закон,согласно которому на промышленные предприятия возложена обязанность по охраневоздуха от загрязнения. Большое число нормативных актов касается борьбы сшумом. Министерство транспорта издало специальное руководство по борьбе сдорожными шумами и их последствиями. Совместным постановлением Министерстватранспорта. Министерства охраны окружающей среды и Министерства здравоохранениярегулируется предельно допустимый уровень шума, производимого городским автотранспортом.Правительство Франции постановлением установило нормы по строительству жилыхзданий в районах аэропортов. Военным ведомством были разработаны условияполетов для сверхзвуковых самолетов.
Большоезначение в экологическом государственном управлении отводится мероприятиям попрофилактике и предупреждению загрязнения окружающей среды. Была создана Межведомственнаякомиссия по предупреждению и оперативной ликвидации последствий загрязнениявоздуха, в работе которой приняли участие представители 9 министерств иведомств. Самостоятельные управления существуют по борьбе с шумом, защитетерриториальных вод, береговой зоны, по национальным паркам и зонам отдыха, посохранению естественной флоры и фауны. Таким образом, организация экологическогоуправления во Франции осуществляется как «по вертикали» —центральными и местными органами государственного управления, так и «погоризонтали» — специализированными ведомствами и управлениями вконкретных сферах природоохранной деятельности.
Несколько словоб экологическом управлении в других странах. Государственное регулированиеохраны природы в Австрии определяются формой государственного устройства(федеративное государство, состоящее из 9 независимых земель), и поэтомуприродоохранные нормы содержатся как в федеральном, так и земельномзаконодательстве. Кроме того, отсутствие конституционного закрепленияфункционального распределения задач охраны природы между субъектами федерации иобщенациональными органами управления еще более осложняет эту проблему. Напрактике система экологического управления формируется на основе принципаэлиминации источника загрязнения: так, предотвращение ущерба для здоровьялюдей от промышленных сточных вод регулируется законами о развитии торговли ипромышленности (а не законодательством о водопользовании, как в другихстранах). Конституционный суд Австрии в своих решениях по экологическим спорамопределил сферу и объем компетенции в земельном и федеральном природоохранномзаконодательстве: правительство осуществляет экологическое регулирование втаких областях, как использование вод, лесов, государственных дорог, развитиеядерной энергетики, вопросу здравоохранения; компетенция органов земельногоуправления охватывает: экологически правомерное использование движимой инедвижимой собственности; городское и сельское планирование; устройствотерриторий; строительство, консервативную охрану природы; пожарное дело и др.Из общего объема актов экологического регулирования 80% относится к федеральнойюрисдикции и 20% — к земельной [25]. Однако фактически по состоянию на конец70-х годов именно правовая охрана земель в Австрии регулирует подавляющую частьэкологической проблематики.
Так в Швейцарии,по которой на конфедерацию, например, возлагаются функции охраны вод;
Отличительнаяособенность этого охранного министерства Дании заключается в«жестком» объединении всех контрольных функций охраны и использованияприроды. Министерство интегрально объединяет такие государственные учреждения,как Национальное управление по охране окружающей природной среды (с функциямиконтроля загрязнения воздуха, почв, морских и внутренних вод, обработки отходови их вторичного использования, контроля химических веществ, пестицидов,ядерных материалов и т. д.). Национальное управление по охране природы,архитектурного наследия и ландшафта, Национальное управление физическогопланирования (включая все виды землепользования и зонирования), Национальныйинститут продуктов питания (контролирующий разнообразные качественныепараметры продуктов, институт находится в непосредственном подчинениицентрального аппарата министерства); Национальная лесная служба, котораяконтролирует: состояние государственного лесного фонда; торговлюлесоматериалами, семеноводство и лесоводство; сделки купли-продажи лесных иприлегающих к ним земель, а также осуществляет инспекцию частных лесов, следитза состоянием рекреационных функций государственных лесов. Кроме того, указанныеуправления и институты министерства имеют свои органы экологического контроля,через которые осуществляется природоохранная деятельность на местах.
В качествехарактерного примера государственного управления в области заповедной охраныприроды можно привести опыт США.
Двазаконодательства: Первое из них определяло порядок разрешений и запрещений,связанных с природопользованием в заповедных территориях, второе вводилокатегории землепользования в соответствии с целями использования отдельныхучастков «дикой» природы. Характерно, что оба постановления носилиярко выраженный административный характер, их реализация обеспечиваласьдискреционными полномочиями министра сельского хозяйства или главы лесногоуправления. Однако для большинства экологов и общественных деятелей былаочевидна недостаточность подобного директивного механизма регулирования.