ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет»
(ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)
Институтприкладной биотехнологии
Кафедра«Стандартизация и сертификация»
ПРЕДМЕТНАЯСТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
Конкурснаяработа по теме:
«Стандартизацияи климат на планете»
Выполнил: Проверил:
Студент группы СТ-3 к.т.н., доцент
Кожевина М.П. Лаптева Е.П.
Владивосток 2010г.
Содержание
Введение
1 Анализпроблем изменения климата на планете
2 Анализприменяемых стандартов в борьбе с изменением климата
3 Биодизель(решение поблеем экологии)
4 Международныеподходы к вопросам энергетической и экологической эффективности
5 Мировыетенденции в энергосбережении
6 Экологияи охрана окружающей среды
Вывод
Введение
Сегодня мир стоитперед лицом серьезной проблемы. Увеличение эмиссии парниковых газов приводит кповышению средней температуры на Земле. Прогнозируется кардинальное изменениеклимата, и, по единодушному мнению ученых, на нашей планете ожидаются огромныеэволюционные, экономические, социальные и экологические катаклизмы[2].
Человек — часть природыи как биологический вид своей жизни деятельностью долго влиял на природу, но небольше, чем многие другие организмы.
Развитие обществапроисходит в процессе постоянного взаимодействия с природой. Преобразующеевлияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной и инойдеятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительныхсил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Особенно крупныеизменения в природу внесены человеком при капитализме с его высокойпромышленной техникой и частной собственностью на средства производства.Развитие промышленности потребовало вовлечения в хозяйственный оборот новыхсамых разнообразных природных ресурсов.
Помимо расширениямасштабов использования земель, лесов, животного мира, началась интенсивнаяэксплуатация ископаемых недр, водных ресурсов и т. п. Все возрастающая по своимтемпам и масштабам эксплуатация природы приводила к ее быстрому истощении.
Помимо истощенияприродных ресурсов, развитие промышленности создало новую проблему — проблемузагрязнения окружающей среды. Оказались сильно загрязненными преимущественнопромышленными отходами и выхлопными газами автомашин атмосферный воздух,водоемы, почва. Эти загрязнения не только крайне отрицательно сказались наплодородии почв, растительности и животном мире, но и стали представлятьсущественную опасность для здоровья людей.
Воздействие человека наприроду достигло наибольшей силы за последнее время, в период высоких темповроста всех видов материального производства и научно-технического прогресса.
Долгое время человексмотрел на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для негоматериальных благ. Но, сталкиваясь с отрицательными результатами своеговоздействия на природу, он постепенно приходил к убеждению в необходимостиболее разумного ее использования и охраны.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС,нарушение взаимосвязей внутри экосистемы или необратимые явления в биосфере,вызванные антропогенной деятельностью и угрожающие существованию человека каквида. По степени угрозы естественной жизни человека и развитию обществавыделяются неблагоприятная экологическая ситуация, экологическое бедствие иэкологическая катастрофа.
Влияние общества наприроду к настоящему времени достигло больших масштабов. Это влияниесказывается не только в отношении отдельных природных ресурсов, но и, как мывидели, на ходе важнейших, глобальных процессов биосферы, нарушение которыхможет привести к весьма опасным для жизни на планете последствиям. Именно этоположение послужило причиной появления и распространения в последнее время вразвитых странах такого понятия, как «экологический кризис».
Истоки«экологического кризиса» кроются в нерациональном использованииприродных ресурсов. Например, в США, по некоторым оценкам, с 1929 по 1963 г. от47 до 56% валового национального продукта было произведено без учетадействительных нужд общества. Следовательно, около половины природных ресурсов,освоенных США за этот период, расходовалось без учета реальных общественныхпотребностей. Освоение естественных ресурсов в интересах конкурирующихсобственников, непомерное увеличение военных расходов, ориентация нанеограниченное потребление неизбежно ведут к хаотическому расходованию богатствприроды и в конце концов оборачиваются тяжелыми лишениями для общества.
Охрана окружающейприродной среды от загрязнения.
Перед наукой возникланепростая и противоречивая задача использования природных ресурсов приодновременном поддержании оптимального качества природной среды. В ее решениинаметилось два принципиально разных пути.
Первый путь — очисткавредных отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. С этой цельюна предприятиях строятся специальные очистные сооружения, улавливающие изотходов загрязнители, устраняя возможность их попадания в природную среду. Донастоящего времени основные усилия в нашей стране были направлены на расширениесети очистных сооружений и их усовершенствование. Это было неизбежным, так каквся промышленность 60-х годов развивалась без учета возможности безотходнойтехнологии. При проектировании предприятий в соответствии с характером иобъемом предполагавшегося загрязнения предусматривались очистные сооруженияопределенной конструкции и мощности.
Этот путь имеетопределенные ограничения, поскольку в тех случаях, когда стоимость очистки иутилизации отходов превышает стоимость продукции, производство становитсяэкономически необоснованным.
Второй путь — созданиесистем малоотходного и безотходного производства. Это — радикальноетехнологическое решение проблемы сохранения оптимальной природной среды. Онотребует такой технологии, при которой круговорот веществ в производстве будетзамкнутым. Все сырье, поступающее в производство, перерабатывается на полезныепродукты или передается в соседние производства. Никаких отходов, аследовательно, и загрязнения окружающей среды не будет.
Но полноетехнологическое воплощение второго пути — дело исключительно сложное, требующеебольших работ и времени[1].
В соответствии свышеизложенным целью данной работы является анализ методов охраныокружающей среды.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— провести анализпроблем изменения климата на планете;
— провести анализприменяемых стандартов в борьбе с изменением климата.
1Анализ проблем изменения климата на планете
Проблемы, обозначенныев работе многолики. Это — экология, энергосбережение, рациональное потребление,в конечном счете – устойчивое развитие человеческой цивилизации.
1. Глобальныеизменения в экономической структуре общества, возросшие потребности людей вматериальных и энергетических ресурсах привели к резкому увеличению нагрузки наокружающую среду. В геометрической прогрессии увеличивается потребление товаровдлительного пользования, следовательно и количество заброшенных автомобилей,электробытовой техники, «электронного лома». Накоплены десятки миллиардов тоннотходов. По оценке экспертов, каждый житель Европы производить в год тоннумусора. Планета покрыта сетью автомобильных магистралей. Только на дорогахМосквы каждый день сжигается до десяти тысяч тонн моторного топлива, чтосопровождается выбросами отработанных газов, паров бензина.
Автотранспорт являетсяодной из основных причин образования парникового эффекта, глобальногопотепления, сопровождающегося природными катаклизмами. Свой «вклад» впарниковый эффект вносят большие потери энергии при производстве промышленной исельскохозяйственной продукции. На одну единицу ВВП в Росси затрачиваетсяэнергии в 4,5 раза больше, чем в США, и в 2,5 раза, чем в Китая. Не рациональноиспользуется энергия (электричество, газ, вода) в быту: в каждой квартире можнонаблюдать электроосветительные и нагревательные приборы, работающий без зрителятелевизор, подтекающий кран ( как тут не вспомнить опыт Белоруссии – каждаяквартира должна исключить 60 Вт электроэнергии). Из-за низкой теплоизоляциизданий жилые дома превращаются в настоящие отопитель атмосферы
Экономика грядущихдесятилетий будет стремиться к использованию экологически чистых видов энергии.Имеется ввиду возобновляемая энергия альтернативных источников: солнца, ветра,морского прибоя, водорода, а так же применение в моторных топливах растительныхдобавок, улучшающих его показатели.
2. Улучшениеэкологических показателей стало одной из основных задач при выработке политикив области транспорта, энергетики и защиты окружающей среды в большинстверазвитых стран. Не стоит забывать, что транспорт является ключевым секторомэнергопотребления ( около 30 % энергоресурсов) как в России, так и в Европе. Вто же время данный сектор практически полностью зависим от нефтепродуктов, изкоторых производится 98 % топлива для транспорта. Транспорт – это один изосновных источников углекислого газа: его доля в «производстве» углекислогогаза в Европе – 28 % от общих выбросов; более того, около 90 % прироставыбросов СО2 в Европейском союзе приходится на долю транспорта.
Из выше сказанногоследует, что одной из главных причин глобального потепления являются возросшиепотребности людей в материальных и энергетических ресурсах и выбросыуглекислого газа автотранспорта.
2Анализ применяемых стандартов в борьбе с изменением климата
1. Одним из эффективныхсредств по уменьшению негативных последствий изменения климата являетсякомплексная стандартизация. Международные и национальные стандарты охватываютвсе экологические и энергетические проблемы, которые изложены выше.
В России это системыстандартов по экологии, по ресурсосбережению, комплексные стандарты потеплоизоляции зданий и сооружений, по энергетике и теплотехнике. Важноезначение, например, имеет ГОСТ Р 51379-99, регламентирующий разработку энергетическогопаспорта промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.
Первый техническийрегламент, принятый в стране, посвящен требованиям к выбросам автомобильнойтехники, выпускаемой на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ наосновании правил ЕЭК ООН – Евро-2, -3, -4.
Очень важно, чтобыработа по экологии, энергосбережению велась комплексно, на системной основе. Ив этом деле помогут стандарты ИСО серии 14000.
К сожалению, нашастрана далеко не лидер в применении этих стандартов. Если предприятия Японииимели на начало прошлого года 27955 экологических сертификатов, Швеции – 3800,то российские организации получили лишь 27 сертификатов на соответствие ИСО14001.
Для практическогоосуществления Указа Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 899 в ближайшем будущемпредстоит большая работа по совершенствованию стандартизации в областиэнергосбережения, которая должна включать основные аспекты борьбы с изменениемклимата: содействие внедрению новых технологий, строительство энергетическиэффективных зданий и сооружений, мониторинг выбросов парниковых газов,применение международных стандартов по экологическому и энергетическомуменеджменту.
С этой цельюРостехрегулирование образовало Технический комитет по стандартизации ТК 39«Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент», которыйформирует перспективную программу стандартизации.
Особого вниманиятребуют стандарты на возобновляемую энергию. Следует помнить, что успех вприменении этого вида энергии – залог лидерства в мировой экономики.
Ведущие эксперты поизменению климата сделали ряд практических предложений для борьбы с изменениемклимата. Эти решения включают использование технических стандартов,разрабатываемых тремя ведущими международными организациями по стандартизации:Международной электротехнической комиссией (МЭК), Международной организацией постандартизации (ИСО) и Международным союзом электросвязи (МСЭ).
В революционномдокладе, опубликованном в 2007 г., Межправительственная рабочая группа поизменению климата (IPCC) ссылается наопубликованные МЭК, ИСО и МСЭ документы, устанавливающие способы уменьшениянегативных последствий изменения климата. Эти документы служат руководством дотех пор, пока не будут разработаны и доведены до практического применения новыетехнологии.
МЭК, ИСО и МСЭкоординируют свою работу, чтобы обеспечить правительства, бизнес и обществонеобходимыми инструментами для борьбы с глобальным изменением и содействияснижению выбросов парниковых газов за счет повышения энергетическойэффективности, что одновременно будет способствовать осуществлению устойчивогоразвития.
Стандарты,разработанные этими организациями, охватывают все секторы, указанные в докладе IPCC,и касаются технологии устранения последствий, определяют политику,предусматривают мероприятия, называют ограничения и возможности, включаявопросы поставки энергии, транспорта, строительств и эксплуатации зданий,промышленности, сельского и лесного хозяйства, а так же утилизации отходов.
МЭК, ИСО и МСЭпредлагают систему стандартизации, которая включает стандарты для следующихаспектов борьбы с изменением климата:
· мониторинги изменение выбросов арниковых газов;
· оценкауглеродного следа сетей и продукции;
· проектированиеи строительство энергетически эффективных домов и рабочий мест;
· бенчмаркингнадлежащей практики, включая экологическое проектирование и маркированиеэнергетической эффективности;
· продвижениенадлежащей практики экологического менеджмента и проектирования энергетическогоменеджмента;
· распространениеинновационных технологий, с помощью которых возможно снизить воздействие,обусловленное изменением климата;
· содействиевнедрении новых энергетически эффективных технологий и услуг.
Международные стандартыпредлагают политикам, промышленникам и потребителям общие средства, в которыхони нуждаются, для проведения совместных работ по устранению последствийизменения климата. Тесно сотрудничающие международные организации постандартизации предлагают также общую систему (в ней могут участвовать какстраны, так и частный сектор), устанавливающую приоритеты борьбы с изменениемклимата в последующие годы. В частности, они предлагают практические решения,возможности которых могут быть использованы как часть какого-либо международногосоглашения, вытекающего из Киотского протокола.
Стандарты, созданные наМЭК, ИСО и МСЭ, называют правительствам разных стран и промышленности наилучшиереальные критерии, которые следует использовать при принятии любых политическихрешений или будущих соглашений по вопросам климата.
3Биодизель (решение проблем экологии)
23 апреля 2009 г. опубликованаДиректива 2009/30/ЕС, которая в основном посвящена вопросам сокращения выбросовв атмосферу парниковых газов, и прежде всего СО2. Но посколькудвигатели внутреннего сгорания являются одним из основных источниковуглекислого газа, то в Директиве 2009/30/ЕС содержатся решения, вносящиесущественные поправки в Директивы 98/70/ЕС и 2003/17/ЕС в части установлениятребований к автомобильному бензину и дизельному топливу с целью сокращениявыбросов СО2. Автомобильное ЕС стремится к тому, чтобы выбросы СО2новыми автомобилями не превышали норму в 130 г/км. В США 19 мая 2009 г.принят новый регламент, согласно которому легковые автомобили с 2012 г. обязаныпотреблять не более 6,5 л бензина на 100 км, тем самым уменьшая выхлоп СО2на 30%.
Россия, как и многиепромышленно развитые страны, подписала Киотский протокол об ограничениивыбросов углекислого газа в атмосферу для предотвращения парникового эффекта.Наличие богатых запасов углеводородного сырья позволяет России обеспечиватьсобственные потребности в энергоресурсах и определяет структурутопливно-энергетического баланса страны, в котором на долю сжигаемого топливаприходится около 90% от конечного потребления первичных энергоресурсов. Вструктуре потребления первичных энергоресурсов более 50% составляет природныйгаз, примерно по 20% — нефть и уголь, и около 10 % приходится на нетопливныересурсы (ГЭС, АЭС, альтернативные источники энергии).
В мировомэнергетическом балансе доля альтернативных источников составляет около 17% ирастет быстрыми темпами. На развитие рынка альтернативных источников энергиивлияет не только обеспеченность страны традиционными энергоносителями, но и ихсравнительная стоимость. По мере развития уровня техники стоимость энергии изальтернативных источников постоянно уменьшается и приближается к стоимости энергиииз углеродного сырья.
За рубежом, в связи снеобходимостью резкого уменьшения вредного воздействия автотранспорта наокружающую среду, наметился ряд направлений по замене экологически опасныхбензина и дизельного топлива на экологически чистое топливо, и в первую очередь- на биодизель.
Биодизель – этометиловый эфир жирных кислот, обладающий свойствами горючего материала,получаемый переэтерификацией растительных или животных жиров. Его главноедостоинство — это сокращение концентрации СО2 в атмосфере: присгорании биодизеля выделяется ровно такое же количество углекислого газа, котороебыло потреблено из атмосферы растением, являющимся исходным сырьем дляпроизводства масла, за весь период его жизни. При использовании биодизельноготоплива на минеральной основе в атмосферу ежегодно выбрасывается огромноеколичество углекислого газа, получаемого из углеводородов, миллионы летнаходившихся в земле в виде нефти. А повышение концентрации углекислого газа ватмосфере приводит к тому самому парниковому эффекту, бороться с которым ипризван Киотский протокол. Использование же биодизеля не нарушает балансауглекислого газа в атмосфере земли.
Несколько слов опромышленных проблемах производства биодизеля.
В результате химическойреакции переэтификации образуются, в первую очередь, метиловые эфиры жирныхкислот, а также побочный продукт – глицерин, широко используемый вфармацевтической и лакокрасочной промышленностях. Промежуточными продуктами приэтом являются моно- и диглицериды, наличие которых в биодизеле нежелательно.
Недостатком процессаполучения метиловых эфиров жирных кислот является применение в качестве сырьявысокотоксичного метанола, использование которого ограничено законодательствомРФ.
Биодизельное топливосгорает практически без образования токсических окислов серы. Полученный эфиротличается хорошей воспламеняемостью, обеспечиваемой высоким цетановым числом.Если для нефтяного дизельного топлива характерен показатель в 50-52 ед., то дляметилового эфира – 56-58 ед. Это позволяетиспользовать его в дизельных двигателях без прочих веществ, стимулирующихвоспламенение.
Помимо относительновысокого цетанового числа, биотопливо имеет и ряд других полезных свойств.
· Растительноепроисхождение. Биодизель не содержит бензола и ароматических углеводородов,поскольку изготавливается из масел, сырьем для которых служат растения.
· Биологическаябезвредность. По сравнению с нефтяным дизельным топливо, 1 л которого способензагрязнить 1 млн л питьевой воды и привести к гибели водной флоры и фауны,биодизель попадая в воду не причиняет вреда ни растениям, ни животным. Крометого, он подвергается практически полному биологическому распаду: в почве или вводе микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99% биодизеля, что позволяетговорить о минимизации загрязнения рек и озёр при переводе водного транспортана альтернативное топливо.
· Хорошиесмазывающие свойства. Известно, что минеральное дизтопливо при устранении изнего сернистых соединений теряет свои смазывающие способности. Биодизель же,несмотря на почти полное отсутствие серы, характеризуется хорошими смазывающимисвойствами.
· Высокаятемпература воспламенения. Для биодизеля её значение превышает 100 0С,что позволяет назвать его относительно безопасным веществом.
Анализ экологическихпоказателей двигателей свидетельствует о снижении токсичных выбросов при работена биотопливе. Содержание окиси углерода СО (угарный газ) при любой нагрузке ивыбросы углеводородов СН сокращаются в два раза, количество твердых частиц(дымность) в режиме максимальной нагрузки снижается в два раза, а в режиме малойнагрузки дымность практически отсутствует. Исследования по замене дизельноготоплива биодизельной смесью ( при соотношении в ней 1:1) показали существенноеулучшение экологических характеристик двигателя. Выбросы оксидов азота принормальном режиме работы двигателя сократились на 15 – 20%, сажи – на 30 – 35%,оксидов углерода и углеводородов – на 10 – 15%.
Сырьевая база дляпроизводства эфиров жирных кислот отличается большим разнообразием. Более 150видов растений по всему миру, способных вырабатывать масла, — это шанс,позволяющий регионам самостоятельно на местном уровне решать свои региональныеэнергетические проблемы. К числу масляных растений относятся: земляные орехи,соя, рапс, лен, горчица, подсолнечник, рицина, хлопок, фундук, оливы, бук,пальмы.
По элементному составурастительные масла близки друг другу, а от нефтяного топлива отличаютсяприсутствием кислорода (9,6 – 11,5%). Их главные недостатки как топлива (посравнению с нефтепродуктами) — меньшая теплота сгорания (на 7 – 10%), болеевысокая вязкость (в 6 раз и более), повышенная склонность к нагарообразованию,низкая испаряемость и др. Поэтому большинство современных дизельных двигателеймогут работать на чистых растительных маслах весьма непродолжительное время.
Показателен примеррапса – технической масличной культуры, урожайность которой составляет 24 – 26центнеров с гектара. Из тонны рапса можно получить порядка 270 кг биодизельноготоплива. Метиловый эфир рапсового масла по всей физико-химической характеристикеблизок к дизельному топливу: при его использовании не требуется подогревтоплива, в меньшей степени образуются отложения на деталях цилиндро-поршевойгруппы.
По химическому составурапсовое масло представляет сбой смесь триглицеридов различной молекулярноймассы. Но в целом оно имеет более высокую молекулярную массу и более длинную,по сравнению с углеводородами дизельного топлива, углеродную цепь. Помимоэтого, при переработке рапса, кроме самого масла, получается ещё и рапсовыйшрот – ценный белковый корм для птицеводства и животноводства.
Биодизель можетсмешиваться с дизельным топливом. При малых долях биотоплива в смеси возможноиспользование этих биотоплив без каких-либо переделок в двигателях. Другие видыбиотоплива, такие, как чистое растительное масло, биометанол, биогаз,биодиметилэфир и биоводород, требуют при своем использовании существенногоизменения как инфраструктуры снабжения, так и модификации двигателей.
Европейский опытпоказывает, что к такому топливу предъявляется ряд специфических требований,изложенных в европейском стандарте EN14214:2003 «Automotivefuels. Fattyacid methyl esters (FAME) for diesel engines. Requirements and test methods»(EN 14214:2003 «Топлива длядвигателейвнутреннегосгорания.Метиловыеэфиры жирных кислот (FAME)для дизельных двигателей. Требования и методы испытаний»).
В России разработан ивведен в действие ГОСТ Р 52368 – 2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Техническиеусловия», допускающий содержание биологических добавок до 5 % от объематоплива. Однако указанный стандарт не решает всех вопросов онормативно-правовом обеспечении использования метиловых эфирных жирных кислот –основного компонента биотоплива для двигателей внутреннего сгорания, вчастности для дизельных двигателей.
Это связано с тем, что,несмотря на кажущуюся простоту реакции переэтерификации растительных масел,технологический процесс получения метиловых эфиров протекает с образованиемряда промежуточных и побочных продуктов, весьма нежелательных в дизельномтопливе. К таким соединениям относятся эфиры линоленовой кислоты, которые всилу наличия в молекуле трех двойных связей склонны к полимеризации собразованием высокомолекулярных соединений. Ограничивается также содержаниемоно-, ди- и триглицеридов и свободного глицерина; строго нормируется содержаниекалия, натрия, фосфора и свободного метанола. Соединения калия и натрияиспользуются в качестве катализаторов переэтерификации. Но, если их не удалитьпосле завершения процесса, они могут вызвать расщепление метиловых эфиров с образованиемсвободных жирных кислот — сильных коррозионных агентов. Фосфор, содержащийся вмаслах в виде фосфолипидов, может отравлять нейтрализаторы выхлопных газовавтомобилей, а метанол сам по себе является сильным ядом.
Поэтому необходимостандартизировать в России ряд специфических методов испытаний, применимыхтолько для топлив этого вида. В настоящее время действуют следующие стандарты:
· EN14103:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания эфиров и метилового эфира линоленовой кислоты»;
· EN14104:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение кислотного числа»;
· EN14105:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания свободного и общего глицерина, а также содержания моно-,ди- и триглицеридов (основной метод)»;
· EN14106:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания свободного глицерина»;
· EN14107:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания фосфора методом эмиссионной спектрометрии синдуктивно-связанной плазмой »;
· EN14108:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания натрия методом атомно-абсорбционной спектрометрии»;
· EN14109:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания калия методом атомно-абсорбционной спектрометрии»;
· EN14110:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания метанола»;
· EN14111:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания йодного числа»;
· EN14112:2003 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение стойкости к окислению (экспресс-метод испытания на окисление)».
Для решения этой задачиТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» уже разработаны и представленына утверждение в Ростехрегулирование проекты следующих нормативных документов:
· ГОСТР ЕН 14214 «Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирныхкислот (FAME) для дизельныхдвигателей. Общие технические требования». Проект стандарта распространяется наметиловые эфиры жирных кислот, при меняемых в качестве биотоплива в чистом видеили в качестве компонента дизельного топлива, соответствующих требованиям ГОСТР 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», гармонизированногос EN 590:2004. В проекте стандарта сделана оговорка о том, что топлива,приготовленные только на основе метиловых эфиров жирных кислот, предназначеныдля транспортных средств с дизельными двигателями, сконструированными илипереоборудованными для работы на данном виде топлива.
· ГОСТР ЕН 14103 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания эфиров и метилового эфира линоленовой кислоты».
· ГОСТР ЕН 14105 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания свободного и общего глицерина, а также содержания моно-,ди- и триглицеридов (метод сравнения)».
· ГОСТР ЕН 14109 «Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Определение содержания калия методом атомно-абсорбционной спектрометрии».
При поддержке состороны Ростехрегулирования ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалысчитает целесообразным продолжить работу по остальным стандартам EN.
4Международные подходы к вопросам энергетической и экологической эффективности
В федеральном законе «Овнесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (№189-ФЗот 18 июля 2009г.) расширены цели принятия технических регламентов за счет цели«обеспечение энергетической эффективности».
После выхода УказаПрезидента РФ от 4 июня 2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетическойи экологической эффективности российской экономики» задачи повышенияэнергетической и экологической эффективности становятся особенно актуальными. Вэтой связи интересен международный опыт в области повышения энергетической иэкологической эффективности, представленный на примере работы самойавторитетной международной организации в области стандартизации и подтверждениясоответствия электрооборудования – Международной электротехнической комиссии(МЭК).
Два основныхнаправления деятельности МЭК – стандартизация и оценка соответствия, которыеосуществляются Комитетом по управлению стандартами (SMB)и Комитетом оценки соответствия (САВ), активно участвующими в создании иразвитии международной программы по энергосбережению.
В настоящее время SMBимеет три стратегические группы, деятельность которых в большей или меньшейстепени направлена на программу энергосбережения с помощью системэлектротехнической отрасли:
· SG 1 «Энергосбережение ивозобновляемые источники энергии»;
· SG 2 «Сверхвысокоенапряжение (свыше 600 кВ)»;
· SG 3 «Информационныеэнергосистемы».
Было предложеносоздание четвертой стратегической группы по низковольтным системам постоянноготока (системам LVDC).
Два года назад в рамкахМЭК было решено начать изучение вопросов энергетической эффективности с цельювозможного предоставления услуг по оценке соответствия.
5Мировые тенденции в энергосбережении
Вследствие отсутствияединой международной терминологии по энергосбережению и возобновляемымисточникам энергии, большое внимание уделяется ее развитие. МЭК и ИСО совместновыпустили проект стандарта по общей международной терминологии поэнергосбережению и возобновляемым источникам энергии (NWIP).В настоящее время рассматриваются замечания, полученные от различных стран.Этот стандарт очень важен ля всех отраслей, так как создаст условия дляпродолжения дальнейшей работы по энергосбережению.
Очевидно, что в будущемвсе больше продукции и отраслей промышленности будет включено во всемирнуюпрограмму по энергосбережению и снижению выбросов углерода.
В электротехническойотрасли исторически были очень хорошо развиты измерения, испытания исертификация продукции и компонентов, а в будущем появится потребность визмерениях / испытаниях и сертификации на соответствие новым требованиям кэнергосбережению больших промышленных систем. Эта потребность обусловлена тем,что при создании больших промышленных систем может быть достигнута значительнаяэкономия электрической энергии. А большие системы имеют другие типы стандартовМЭК и иные методы измерений, оценки и критерии.
В дальнейшемособенности систем приведут к развитию новых типов аккредитации и сертификации.Измерения параметров должны будут проводиться в местах расположениякрупномасштабных систем, т.е. на крупном производстве в промышленности, крупныхпроизводителях энергии и т.д.
Вся эта системаоснована на обратной связи для постоянного усовершенствования энергосбережения.
Большинство программ посотрудничеству между странами по энергосбережению направлено на общественноепотребление. На уровне страны часто существуют программы или руководства,стимулирующие промышленность к снижению потребления энергии и, как следствие,снижению себестоимости продукции.
В ИСО недавно былопринято решение о разработке международного стандарта по унифицированному,широко признаваемому подходу к практическому регулированию энергопотребления,снижению стоимости и улучшению энергетических характеристик как с техническойстороны, так и с точки зрения рационального потребления энергии. Стандартпредназначен для широкого применения в различных отраслях экономики, включаяобслуживание, производство, коммерческое строительство, оптовую торговлю и транспортныеотрасли, что составляет до 60 % мирового потребления в электрической энергии.Для того чтобы выполнять рекомендации данного стандарта, будет необходимоусовершенствовать систему измерений, маркировки и определения показателей дляизмерений в сложных системах.
Растущий спрос наэнергию, увеличение ее стоимости и связанное с этим воздействие на окружающуюсреду стали причинами появления нового законодательства, направленного науменьшение использования электричества в Европейском союзе.
Существуют различныедирективы и регламенты ЕС, связанные с эффективностью использования энергии.Одни стимулируют спрос на продукцию с низким энергопотреблением или услуги вобласти энергопотребления (например, Директива 2004/18/ЕС по общественномупотреблению электроэнергии). Другие постепенно сокращают производствонеэффективной с точки зрения энергопотребления продукции или услуг (например,Директива 2000/55/ЕС по балластам). Некоторые европейские документы, напримерПлан действий по эффективности использования энергии (сокращение неэффективногоиспользования энергии к 2020 г. на 20%), описывают общие цели эффективностииспользования энергии. Также в ЕС действуют законы, описывающие эффективностьиспользования энергии, например Директива 2002/91/ЕС по энергетическойэффективности рабочих характеристик функционирования зданий.
6Экология и охрана окружающей среды
В 2005 г. Евросоюзопубликовал экологическую директиву для изделий, потребляющих энергию (EuP).Она включает требования по обеспечению охраны окружающей среды при разработкеэнергопотребляющих изделий и устанавливает рамки, в соответствии с которымипроизводитель будет обязан на стадии конструирования снижать потреблениеэнергии.
Директивапредусматривает введение так называемых мероприятий по реализации, которыечасто соотносятся со стандартами на минимальные энергетические параметры,условия этикетирования изделий по параметрам энергосбережения, а такжемаркировку систем и распространяется на все потенциально потребляющие энергиюизделия в быту, торговлю и промышленности, за исключение транспорта.
Существуют определенныекритерии для изделий, включаемых в рамки экопроекта. Одним из них являетсяобъем, который должен составлять более 200 тыс.единиц в год.
К весне 2009 г.специальным комитетом были рассмотрены и включены в директиву путем голосованияследующие виды продукции:
· электродвигатели(1-150 кВ);
· циркуляционныенасосы (1-150 кВ);
· бытовыехолодильники и морозильники;
· телевизоры;
· бытовыестиральные машины;
· водонагреватели;
· бытовыепосудомоечные машины.
Однако принятиеЕвросоюзом официального решения по включению в экологическую директивувышеуказанных видов продукции ожидается во второй половине 2009 г. Требованияэтой директивы будут обязывать изготовителя проводить полную оценкуэкологичности продукции с учетом всего срока службы.
Необходимость отметить,что европейские директивы по энергетической эффективности, экологии и охранеокружающей среды взаимоувязаны. Так, планирующийся в ЕС отказ от лампнакаливания и переход на энергосберегающие лампы приедет к появлению на рынкеламп, содержащих ртуть и другие опасные вещества. Для регулирования содержанияопасных веществ, а так же упорядочивания утилизации продукции, содержащей опасныевещества, в Европейском союзе были разработаны и введены в действие Директива2002/95/ЕС по опасным веществам (ROHS)и Директива 2002/96/ЕС по утилизации электрического и электронного оборудования(WEEE).
Особый интереспредставляет деятельность Системы МЭК по ценке соответствия электрическогооборудования и компонентов (МЭКСЭ) в части оценки уровней опасных веществ вматериалах и компонентах, используемых в электрооборудовании.
МЭКСЭ, как международнаясхема оценки соответствия, всегда была заинтересована в предоставлении услуг пооценке соответствия электрооборудования для производителей и потребителейэлектрооборудования. С появлением европейской директивы по опасным веществам вМЭКСЭ было принято решение о разработке международного стандарта МЭК и процедуроценки соответствия уровня опасных веществ в материалах и компонентах,используемых в электрооборудовании, в том числе и для подтверждения соответствияпродукции требованиям данной директивы. С 2008 г. действует стандарт МЭК 62321«Изделия электротехнического назначения. определение уровней шести регулируемыхвеществ (свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома, полибромированныхбифенилов, полиромированных дифениловых эфиров)».
Результатом разработокМЭКСЭ в области оценки уровней опасных веществ стало создание проектаоперативной процедуры реагирования на опасные вещества, которая содержитположения по определению уровня опасных веществ в материалах и компонентах,используемых в электрооборудовании, и предусматривает соответствующую отчетностьпо нему. согласно вышеуказанной оперативной процедуре, результатом оценки будетявляться заявление о результатах испытаний – документ, которым национальныйорган по сертификации объективно подтверждает результаты испытаний МЭКСЭ поопасным веществам. Заявление о результатах испытаний по опасным веществам будетвыпускаться на основе протокола испытаний по опасным веществам и являетсясвидетельством для рынка, полномочных и других сертификационных органов. Припроведении испытаний должны применяться методы испытаний, описанные в стандартеМЭК 62321, а также стандартизированная форма протокола испытаний. Заявление орезультатах испытаний и детали измеренных значений и методов испытаний, опубликованныхнациональным органом по сертификации, должны быть размещены на сайте МЭКСЭ истанут общедоступными. Для получения права проводить оценку / испытания поопасным веществам, национальный орган по сертификации и испытательныелаборатории, помимо обычных процедур МЭКСЭ, должны пройти оценку комиссиейэкспертов МЭКСЭ для подтверждения способности и наличия опыта в проведенииоценки соответствия/испытаний по стандарту МЭК 62321.
Фактически в настоящеевремя в МЭКСЭ создан первый полноценный инструмент для проведения оценкисоответствия уровня опасных веществ в материалах и компонентах, используемых вэлектрооборудовании, который может быть обеспечен необходимой инфраструктуройсертификационных органов и испытательных лабораторий.
В Российской Федерациизаконодательство по техническом регулированию в области экологической иэнергоэффективности пока отсутствует. Представляется целесообразным широкоиспользовать международный опыт и уже готовые решения в этой области длясоздания передового национального законодательства, направленного на решениезадач, поставленных в Указе Президента РФ от 04.06.2008 «О некоторых мерах поповышению энергетической эффективности российской экономики».
С целью созданияроссийского законодательства по ограничению содержания опасных веществ в материалахи компонентах, используемых в электрооборудовании, предлагается разработатьсоответствующие технические регламенты, основанные на требованиях европейскихдиректив по опасным веществам и по утилизации электрического и электронногооборудования. При этом будет целесообразно опираться на созданный в рамкахМЭКСЭ механизм оценки соответствия уровней опасных веществ в материалах икомпонентах, используемых в электрооборудовании.
С целью созданияроссийского законодательства по энергетической эффективности предлагаетсяразработка первоочередных технических регламентов по энергосбережениюоснованных на базе уже имеющихся европейских директив в этой области. Преждевсего, это директивы по маркировке / этикетированию потребления энергииразличных видов наиболее энергопотребляющего электрооборудования: бытовогохолодильного и прачечного оборудования, бытовых электрических печей,кондиционеров, посудомоечных машин и др[2].
Из выше сказанногоследуют следующие выводы: 1. одним из эффективных средств по уменьшениюнегативных последствий изменения климата является комплексная стандартизация.2. Для решения проблем экологии необходима замена экологически опасных бензинаи дизельного топлива на экологически чистое топливо, и в первую очередь — набиодизель. 3. внедрение технического регулирования в области экологической иэнергоэффективности.
Вывод
С прогрессивным ростомпроизводственных технологий экологическая ситуация в мире в целом ухудшается,ярким примером является глобальное потепление. Человечеству требуются новый видэнергии и топлива. В работе проведён анализ проблем изменения климата напланете: свой «вклад» в парниковый эффект вносят большие потери энергии припроизводстве промышленной и сельскохозяйственной продукции, так же выявленочто, автотранспорт является одной из основных причин образования парниковогоэффекта, глобального потепления, сопровождающегося природными катаклизмами.
Для достиженияпоставленной цели проведён анализ применяемых стандартов в борьбе с изменениемклимата: Ростехрегулирование образовало Технический комитет по стандартизацииТК 39 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент»,который формирует перспективную программу стандартизации. Разработка иприменение стандартов в применении биодизеля как более экологического топлива.Опубликование требований, к производителю, по обеспечению охраны окружающейсреды при разработке энергопотребляющих изделий.