СодержаниеВведение1.Понятие социально-экологического мониторинга2.Единая государственная система мониторинга3.Региональные системы социально-экологического мониторинга4.Осуществление социально-экономического мониторинга в рамках системысоциально-экологического мониторингаЗаключениеБиблиографическийсписок литературы
Введение
Во все времена отношение людей друг к другу и ихотношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества,объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху.Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развитиясистемы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значениеимеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении,преобразовании природы.
Озабоченность человечества безопасностью своего существованияявляется предпосылкой качественно нового социоприродного развития. Обществооказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности – ипогибнуть в экологической катастрофе, – либо кардинально изменить его исохранить природу для жизни последующих поколений. Поскольку второй вариантединственно приемлем, постольку человечеству предстоит на основе осознанияновых реалий преобразовать не только сформировавшийся преимущественноразрушительный тип деятельности, но и систему ценностей, которая составитоснову экологической культуры.
Данная тенденция социоприродного развитиясоответствует концепции устойчивого развития, согласно которой системаценностей, сформировавшаяся в эпоху индустриального общества, должнаподвергнуться радикальным изменениям, она должна отражать интересы ипотребности не только нынешнего, но и будущих поколений людей.
Устойчивое развитиесоциоприродных систем возможно при определенном разрешении в каждыйисторический момент времени противоречий, порождаемых в ходе взаимодействияобщества и природы. Эти противоречия носят системный характер, затрагиваютчрезвычайно широкий круг вопросов, и, в конечном итоге, отражаются насоциально-экономических и политических процессах. Важнейшим регулятивнымфактором в данном случае могут выступить этические принципы, ценностиэкологической культуры и формирующейся «культуры устойчивого развития».
Относительно самостоятельное значение всоциоприродных системах имеет информационный фактор. Более того, необходимымусловием управления социоприродными системами является наличие оперативнойинформации о состоянии природной и социальной среды и тенденциях их изменений.В этой связи определяющее значение приобретает системное наблюдение захарактером изменения социоприродных систем, их экологических, социальных,экономических и других показателей, т.е., создание комплексных мониторингов.[1]
Мониторинг – это система регулярных наблюдений,дающая информацию о состоянии природной среды с целью оценки прошлого,настоящего и возможных ее будущих состояний. Интегральными составляющимиэкологического мониторинга являются геофизический и космический мониторингбиосферы, а также социально-экологический мониторинг.
Информационный аспект вданном случае включает обширный круг вопросов:
— изучение информационныхпоследствий преобразования природной среды, нарушений информационных связей(информационной причинности) в явлениях и процессах биосферы;
— получение информации осостоянии природной среды, антропогенных воздействиях на нее, загрязнениисреды, истощении ресурсов и т.п.;
— поиски новой научной итехнологической информации для обеспечения устойчивого развития общества
Программы мониторинга,разработанные в соответствии с едиными требованиями, позволяют унифицироватьинформацию о проведении наблюдений за окружающей природной средой,систематизировать и анализировать поступающую информацию с целью ее дальнейшегоиспользования при принятии управленческих решений.
1. Понятие социально-экологического мониторинга
Для точного пониманиятермина «социально-экологический мониторинг» необходимо уточнить, чтопредставляют из себя мониторинг как таковой и социально-экологическиймониторинг, поскольку социально-экологический мониторинг исторически не можетбыть ничем иным, как порождением экологического мониторинга.
В первую очередьмониторинг (в буквальном смысле слова -«отслеживание») — это процессобнаружения ряда объектов и значений ряда параметров для этих объектов. Потомуна первых порах его осуществления необходимо четко выяснить — что необходимо«отслеживать», изучать.
Экологический мониторингкак одна из разновидностей мониторинга как такового является основным методомполучения информации об экологической обстановке в исследуемом регионе.Базисной информацией экологического мониторинга являются данные, поступающие изтаких наук, как биология и география. Поэтому наибольшее вниманиеисследователей, занимающихся экологическим мониторингом, сосредоточивается наприродных аспектах изучаемых процессов и явлений. При проведении экологическогомониторинга изучается их соответствие закономерностям общей экологии.
На основе этой функцииданного исследовательского метода и ряда других, упомянутых в научнойлитературе, экологический мониторинг можно определить как комплекс выполняемыхпо научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов иразрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений,необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающейсреды и обеспечения экологической безопасности.
Экологический мониторингвключает в себя мониторинг окружающей среды, мониторинг источниковантропогенного воздействия, биологический мониторинг и решает задачи в рамкахтаких направлений научно-исследовательской работы, как:
• организация единойсистемы сбора и обработки данных наблюдений; обеспечение достоверности исопоставимости данных наблюдений, ведение специальных банков и базэкологических данных;
• гармонизация банков ибаз экологической информации с международными эколого-информационнымисистемами;
• оценка и прогнозсостояния объектов окружающей природной среды;
• информационное обеспечениеорганов власти и управления комплексной информацией о состоянии окружающейприродной среды и природных ресурсах, а также о проблемах обеспеченияэкологической безопасности населения.
В соответствии собщенаучным определением мониторинга можно вывести понятиесоциально-экологического мониторинга. Обнаружение ряда объектов и значений входе социально-экологического мониторинга относится к взаимоотношениям социумаи окружающей среды, а потому оно должно основываться на достаточно обоснованнойэкологической информации, интерпретируемой через максимально приближенные кпрактике (прикладные) социологические концепции.
Социально-экологическиймониторинг, в конечном счете, представляет собой процесс нахожденияпредварительной информации о путях и способах гармонизации взаимоотношениймежду обществом и природой. Поэтому одним из объектов социально-экологическогомониторинга становится общество в целом, но для возведения научных выводов наданный макроуровень необходимо прохождение двух предыдущих — выявление взаимодействийлюдей с окружающей средой на организменном и популяционном уровнях.
Такая постепенность ни вкоей мере не означает уход от предмета исследования, а наоборот, имеет своейцелью избежание ошибок при излишней скачкообразности. Переход от организменногок социальному является необходимым связующим звеном между экологией исоциологией.
При любом случаепроведения социально-экологического мониторинга в первую очередь необходиморациональное построение как самого процесса, так и ожидаемых результатов.Поскольку социально-экологический мониторинг — исследование комплексное,социальные, экологические (природные) и отчасти экономические условияфункционирования цикла «природа — человек — общество» должны рассматриватьсякак одинаково важные составляющие среды жизнедеятельности каждого из егокомпонентов.
Другим следствиемкомплексности социально-экологического мониторинга должно стать его превращениев метод выработки эмпирических и практических рекомендаций, но необходимо,чтобы он полностью соответствовал принципу комплексности своей разработки иосуществления. Вследствие комплексности и системности данного метода сведенияиз различных областей знания при его применении должны укладываться в базуданных, необходимых при решении конкретных проблем.
Таким образом, ясно, чтосоциально-экологический мониторинг в достаточно проработанном виде представляетсобой совокупность методов исследования социальной реальности и окружающейсреды одновременно. Отсюда понятно, что речь должна идти об изучении их взаимовлияния,а не функционирования по отдельности.
Другими словами,экологический мониторинг – это система регулярных длительных наблюдений впространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с цельюоценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем ее параметров, имеющихзначение для человека и сохранения самой среды.[2]
Всестороннийэкологический мониторинг позволяет независимо отслеживать состояние природы истепень антропогенного воздействия на нее, а иногда и источники отдельныхвоздействий. В России он осуществляется Единой государственной системойэкологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Он включает несколькоразновидностей, в том числе:
1) «мониторинг окружающейсреды» – комплекс мероприятий по определению состояния биосферы, воздействий нанее и слежению за нарушениями экологического равновесия в окружающей среде;
2)«социально-гигиенический мониторинг» – система организационных, социальных,медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологическихи иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состояниемсанитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку ипрогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение илиуменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
3)«социально-экологический мониторинг» – система повторяющихся наблюдений заотношением населения (общественного мнения) к экологическим проблемам.
По масштабам обобщенияинформации различают: глобальный, национальный, региональный, локальный иимпактный – «точечный» мониторинг источников загрязнения; по методам ведения –биологический, химический, геофизический, автоматический (чаще говорят«автоматический контроль»), дистанционный (космический, авиационный и др.).
По объектам наблюденияэкологический мониторинг подразделяется на: биосферный, климатический,мониторинг океана, генетический, источников загрязнения, мониторинг земель,лесов, водных объектов и др.
Рациональное построение и выработка методапроведения социально-экологического мониторинга впервые появились вотечественной литературе сравнительно недавно (в 80-е годы прошлого века).Поэтому правила и формы организации информационной базы данного метода, объемкоторой соответствовал бы запросам практики, еще не сформулированы российскимнаучным сообществом в должной мере.2. Единая государственная система мониторинга
Единая государственнаясистема экологического мониторинга должна обеспечивать доступностьинтегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включаянаселение и его общественные организации. Единая государственная системаэкологического мониторинга включает целый ряд ведомств.
Министерству природныхресурсов России поручено проведение наблюдений за состоянием недр, а также(после ликвидации Госкомэкологии) организация и ведение мониторинга источниковантропогенного воздействия на окружающую природную среду, мониторинга животногои растительного мира, мониторинга водных объектов, подземной среды и общаякоординация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций вобласти экологического мониторинга.
Росгидромет осуществляеторганизацию и ведение мониторинга загрязнения атмосферы, поверхностных вод,морской среды, естественных почв, озонового слоя, околоземного космическогопространства, а также слежения за радиационной обстановкой (совместно сМинобороны и Росатомнадзором).
Госгортехнадзор проводиткоординацию развития и функционирования мониторинга геологической среды,связанного с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслейпромышленности, а также организует мониторинг промышленной безопасности, заисключением предприятий Минобороны России и Федерального агенства по атомнойэнергии России.
РоспотребнадзорМинздравсоцразвития России организует мониторинг качества и воздействияфакторов среды обитания на состояние здоровья населения.
Минобороны Россииосуществляет мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия нанее на военных объектах, а также из космоса.
Министерство сельскогохозяйства обеспечивает создание и функционирование отраслевой подсистемымониторинга окружающей природной среды на землях сельхозназначения. В егосоставе находятся Департаменты по рыболовству, охоте и др., которые производятмониторинг рыб в подведомственных водных объектах, охотничьих и другихживотных, а также растений.
Федеральная службаземельного кадастра осуществляет мониторинг земель, а также его координацию вотношении землепользователей.3. Региональные системы социально-экологического мониторинга
Всовременности социально-экономическое развитие осуществляется только в формемодернизации, без которой оно становится неэффективным, а стало быть, ибесполезным. При одновременном рассмотрении его характера и свойствсоциально-экологической системы на уровне отдельно взятого региона приоритетследует отдавать тому способу протекания социально-экономического развития, прикотором состояние экосистемы данной части территории поддерживается на уровненормы, т.к. без этого невозможно поддержание безопасности жизнедеятельностинаселения в должном состоянии. Приоритетным в этом отношении становитсяизучение хозяйственной инфраструктуры и хозяйственной обусловленностиэкологических проблем региона.
Неоспоримостьтого факта, что социально-экономическая модернизация илисоциально-экономическое развитие в форме инновационного процесса,ориентированного на адаптацию к новым условиям функционирования, порождаетновые экологические проблемы, даёт информацию, что вследствие этого происходитнарушение гармоничности существования экосистем.
Всовременности это выражается в таких сторонах глобального экологическогокризиса, также характерного практически для всей территории РФ, как разрушениеозонового слоя, истощение ресурсной базы, сведение лесов и т.п. Трудностьрешения этих проблем объясняется незнанием людей относительно методов и средствобеспечения оптимального сосуществования социально-экономической модернизации исоциально-экологических систем. Одним из необходимых условий построения моделиих оптимального взаимодействия является формирование региональных системсоциально-экологического мониторинга.
В качествеобщего правила построения каждой из этих систем необходимо выделитьопределённый порядок проведения процедур социально-экологического мониторинга.Для начала необходимо создание информационной модели системы наблюденийпосредством использования динамической модели среды и её статистическогоописания.
Далеенеобходима выработка критериев оптимизации и в первую очередь главных из них — критерия точности информации и критерия пространственного разрешения. Послезавершения этих процедур надо провести районирование территории исследуемогорегиона, выработать методы оптимизации наблюдательных сетей, для чегонеобходимы максимизация информативности и многокритериальная оптимизация, атакже необходимо рассмотреть различные варианты размещения пунктов наблюдений.
Критерийточности информации и критерий пространственного разрешения как основныекритерии оптимизации построения региональной системы социально-экологическогомониторинга должны быть строго увязаны друг с другом посредством определённойвеличины, характеризующей эффективность станций наблюдательной сети. Такимобразом, критерий пространственного разрешения становится таким критерием,посредством которого происходит усреднение поступающей информации.
Присоответствии всех процедур социально-экологического мониторинга применяемым кним критериям посредством них добывается оценочная информация о фактическомсостоянии окружающей среды, характере и уровнях антропогенного воздействия иэкологическом риске в тех его случаях, когда нарушается стабильность экосистеми возникает угроза частичного разрушения системы жизнедеятельности населения.
Извышесказанного видно, что социально-экологический мониторинг имеет множестводругих исследовательских задач помимо изучения экологических проблем черезпризму их хозяйственной обусловленности, но поскольку стало необходимымрассматривать их во взаимозависимости с новыми условиямисоциально-экономической модернизации постсоветского времени, то теперьнеобходимо анализировать данную хозяйственную обусловленность как одну из сфертесного взаимодействия социально-экономической модернизации и экодинамики.4. Осуществление социально-экономического мониторинга в рамках системысоциально-экологического мониторинга
Рассмотрим в качествепримера организацию системы социально-экологического мониторинга в одной изотраслей народного хозяйства РФ – угольной.
Территория являетсясредой обитания человека. Ее состояние определяет условия его жизни, включаяуровень жизни и окружающую среду. Она чувствительна практически к любойхозяйственной деятельности и ее социально-экономическим результатам. Поэтому ссамого начала реструктуризация угольной отрасли, сопровождающаяся ликвидациейнерентабельных шахт и разрезов, привела не только к перестройке собственноэкономики территорий, но и изменению условий жизнедеятельности, а такжедеформациям в сфере общественного сознания, оценки местным населениемпоследствий реформ, образе жизни.
Особенно остро этипроблемы встали на территориях, где горнодобывающее предприятие былоградообразующим. Отсутствие достоверной информации, высокая политизациянаселения и часто неадекватное отражение ситуации средствами массовойинформации в 1995-1996 гг. привели к возникновению очагов социальнойнапряженности, вылившиеся в некоторых регионах в открытые конфликты. При этомобщественное мнение о результатах реструктуризации угольной промышленностиформировалось лишь по разрозненным, порой тенденциозным репортажам ипубликациям.
Для своевременногопредотвращения возникновения новых очагов социальной напряженности необходимоосуществление мониторинга за условиями жизнедеятельности населения и состояниемокружающей среды, а также донесение до общества объективной информации о целях,задачах и ходе реструктуризации угольной промышленности, а такжесоциально-экологическом состоянии территорий.
Однако, отсутствиенаучно-обоснованной системы социально-экологического мониторинга ведет кбесконтрольности и стихийному характеру происходящих социально-экономическихпроцессов и изменения экологической ситуации в районе. Угольные предприятияликвидируются, работники увольняются, новые рабочие места создаются внедостаточном количестве, уровень жизни местного населения падает, воздействиена окружающую среду растет.[3]
Поэтому изучениеобщественного мнения, проблем жизнедеятельности и состояния окружающей средыявляются необходимыми условиями снятия социально-экономической и экологическойнапряженности на таких территориях. При этом наиболее объективным методомрешения этих задач становится систематическое выполнениесоциально-экономических исследований, опирающихся на мониторингсоциально-экономических и экологических последствий реструктуризации угольнойотрасли.
В связи с этим сегодняпредставляется актуальным и экономически целесообразным расширить функции ужесозданных региональных Центров экологического мониторинга, включив в их задачивопросы регионального социально-экономического мониторинга.
Основными целями изадачами региональных центров должны стать:
· осуществлениемониторинга реализации программ местного развития и обеспечению занятости дляуглепромышленных муниципальных образований;
· осуществлениемониторинга технических и экологических работ в связи с ликвидацией шахт иразрезов, а также производственной безопасности предприятий;
· осуществлениепостоянного экологического мониторинга за воздушной средой, земной поверхностьюгорных отводов, за самовозгоранием горных отвалов, водой и водным режимомподземных и поверхностных вод, состоянием геомеханической обстановки, а такжемикросейсмики;
· участие впроведении независимой экспертизы обоснований инвестиций, бизнес-планов, ТЭО ипроектов, разрабатываемых для ликвидируемых и действующих предприятий угольнойотрасли, а также для создания новых производств в рамках реализации программструктурной перестройки экономики углепромышленных территорий, включаяпрограммы местного развития;
· проведениенаучных исследований по проблемам социально-экологического состояния территорийи созданию необходимого нормативно-правового обеспечения посоциально-экологическим последствиям реструктуризации угольной отрасли;
Социально-экологическиймониторинг последствий реструктуризации угольной отрасли – это системанаблюдения, оценки и прогноза социально-экономической ситуации и состоянияокружающей среды на конкретной углепромышленной территории, где происходятпроцессы, связанные с реформированием угольной промышленности.
Мониторинг социально-экологическихпоследствий реструктуризации угольной отрасли осуществляется по следующимнаправлениям:
— мониторинг мероприятийпо социальной защите высвобождаемых и высвобожденных работников угольнойотрасли;
— мониторинг реализацииПрограмм местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов ипоселков;
— мониторинг социальныхпоследствий ликвидации неперспективных и особо убыточных предприятий угольнойотрасли;
— наблюдение засостоянием окружающей среды.
Реализация отмеченныхосновных целей, задач и направлений мониторинга предполагает егоорганизационное, информационное, техническое, правовое и финансовоеобеспечение.
Информационная базасоциально-экологического мониторинга представляет собой систематизированныестатистические и социологические данные за период с начала реализации мер пореструктуризации угольной отрасли в разрезе основных направлений мониторинга,нормативно-справочные материалы, сведенные в соответствующие регистры и базыданных. Информационными источниками мониторинга являются данные государственнойстатистической отчетности, материалы социологических опросов, данныеисполнительных органов государственной власти, уполномоченных реализоватьпрограмму реструктуризации угольной отрасли, данные приборного наблюдения засостоянием окружающей среды и т.п.
Результаты осуществлениясоциально-экономического мониторинга по указанным выше направлениям в рамкахсистемы социально-экологического мониторинга определяются двумя группамиоценок, основанных на статистической информации и социологических опросах.
Оценки, основанные настатистических данных. Система показателей раздела “Уровень жизни” введена вдействие Госкомстатом России и состоит из следующих показателей: средняя оплататруда работников; покупательная способность населения со средними заработнойплатой и пенсией; минимальный потребительский бюджет по основнымсоциально-демографическим группам населения; прожиточный минимум по основнымсоциально-демографическим группам населения; численность и доля населения,имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета ипрожиточного (физиологического) минимума; потребление продуктов питания вдомашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода; денежные доходыи расходы определенных социально-демографических групп населения; показателидифференциации населения; соотношение среднедушевых доходов населения: 10%наиболее и 10% наименее обеспеченного населения; индекс концентрации доходовнаселения (коэффициент Джини); структура потребительских расходов социально-демографическихгрупп населения; распределение населения по размеру среднедушевого дохода.
Важнейшей составляющейоценки социально-экономической ситуации является определение уровняудовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений на территории(качеством лечебно-профилактической помощи, условиями трудовой деятельности,рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.).
В связи с этим управлениекачеством жизни населения предполагает наряду с использованием системыстатистических показателей разработку и применение комплекса социальныхиндикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.
Оценки, основанные насоциологических опросах. В составе социальных индикаторов приняты следующиегруппы оценок общественного мнения: социокультурные установки и взгляды(отношение к частной собственности, представление о социальной справедливости идр.); социальное самочувствие (удовлетворенность различными аспектами жизни,наиболее беспокоящие проблемы и пр.); политические оценки и взгляды ( доверие кполитическим лидерам, органам власти); оценки экономической ситуации(производственная и социальная ситуация на предприятии, уровень потребления,оценка материальной обеспеченности); оценки и прогнозы экономических перемен(темпов и результатов реструктуризации); экономические установки и поведение(трудовая и хозяйственная мотивированность, инвестиционное поведение); оценкисоциальных перемен (отношение к “новым русским”, оценки эффективностисоциальной поддержки).
Частные статистическиеиндикаторы уровня жизни: среднедушевые реальные доходы населения; среднийминимальный потребительский бюджет; прожиточный минимум; среднедушеваяпокупательная способность. В качестве частных статистических индикаторовсоциальной напряженности используются следующие: уровень безработицы; уровеньзастойной безработицы; отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму;уровень преступности.
Частные социологическиеиндикаторы уровня социальной напряженности следующие: доля респондентов,считающих угрозу безработицы наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов,считающих рост преступности наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов,считающих загрязнение окружающей среды наиболее угрожающей проблемой; доляреспондентов, считающих, что терпеть бедственное положение уже невозможно; доляреспондентов, с тревогой и обреченностью думающих о завтрашнем дне; доляреспондентов, готовых лично участвовать в наиболее радикальных акциях протеста.
При этом организациясоциологической составляющей социально-экономического мониторинга включаетвыполнение следующего вида работ: определение и обоснование объема выборочнойсовокупности; разработка рекомендаций по организации сбора информации;разработка инструментария (пакета анкет) для изучения мнения респондентов иинструкции анкетера.
Важнейшей задачейсоциологического блока в организации социально-экономического мониторингаявляется обеспечение информационного взаимодействия населения и органов властив направлении реализации программ реструктуризации. Изучение общественногомнения является необходимым условием снятия социальной напряженности нанаблюдаемой территории. Осуществляется мониторинг общественного мнения путемпериодических замеров (панельных исследований) состояния общественного мненияпри помощи одной и той же методики на одной и той же выборке (одной и той жегенеральной совокупности).
Интервал исследованийопределяется характером и временным масштабом факторов, воздействующих наобщественное мнение. Большинство апробированных методик рассчитано наповторение исследований. Сложнейший характер отражения социально-экономическойобстановки на социальном поведении и настроениях населения требует комплексногоприменения методов социологического анализа и корректных процедур обобщения иобработки данных. Социологический анализ, выполняемый в рамкахсоциально-экономического мониторинга, должен базироваться не только на чистоэмпирических данных, но и на результатах теоретических работ в областисоциальной психологии и социального управления.
Для разрешенияпоставленных задач социально-экологический мониторинг должен обеспечитьобъективное измерение, как минимум, следующих социологических параметров: общаяоценка населением социально-экономической ситуации на обследуемой территории;оценка работников деятельности администрации ликвидируемых шахт по решениюсоциальных проблем высвобождаемых работников, т.е. общая оценка ихдеятельности, мнение о недостатках в работе, уровень доверия руководству;мнение населения муниципального образования об узловых проблемах территории ипутях их разрешения, т.е. о номенклатуре данных проблем, степени ихотносительной важности, приемлемости возможных технологических, экономических исоциально-политических путей разрешения.
При этом для обеспеченияпрактической реализуемости социально-экономического мониторинга, егопригодности к решению специфических задач, а также возможностисовершенствования и расширения функций необходимо соблюдение общих принциповпостроения модели, к числу которых относятся:
1. Принцип целевойориентации. Все структурные звенья модели должны быть направлены на обеспечениеэкологической безопасности и снижение социально-экономической напряженности взоне деятельности модели; естественные тенденции к постоянному расширениюфункций модели в целях удовлетворения задач социального управления должныограничиваться обоснованными пределами;
2. Принцип системногоподхода. Состав структурных звеньев модели должен вписываться вструктурно-функциональную схему обеспечения социально-экономической безопасностина наблюдаемой территории;
3. Принцип оперативности.Периодичность предоставления социально-экономической информации должнасоответствовать реальным потребностям заказчика;
4. Принцип стандартизациии унификации технического обеспечения и инструментария. В модели в максимальновозможном объеме должны применяться стандартизированные и тестированныепроцедуры сбора, обработки и анализа информации. Техническое обеспечение моделивыбирается с учетом местных условий;
5. Принцип связи собщественными организациями. Реальная структура модели должна гарантироватьобщественности, что измерение социологической информации не сопровождается ееискажением в желательном (даже не явно) заказчику направлении, более того, всядеятельность модели социально-экономического мониторинга способствуетобеспечению законных прав граждан, проживающих на территории;
6. Принцип упорядочениядоступа к информации. Структура информационных потоков в системесоциально-экономического мониторинга и правила доступа к циркулирующей в нейинформации устанавливаются в соответствии с законодательством РФ в сфереинформации и информатизации, в том числе в вопросах конфиденциальности информациии деятельности СМИ.
Построенная в соответствии с данными принципамимодель социально-экономического мониторинга будет способна реализовать каксовокупность специфических частных социологических процедур и методов,адаптированных к решаемым задачам, так и некоторые социально-управленческиефункции, позволяя определить, какими путями и средствами можно наиболееэффективно добиться требуемого уровня снижения социальной напряженности,сохранить социальный мир.
Заключение
Практически любоекрупномасштабное экологическое бедствие в нашей стране вследствиезначительности поражающего воздействия на территории компактного проживаниянаселения быстро начинает препятствовать удовлетворению его нужд и потребностейв должной мере.
В результате этогоуровень социально-экологической напряженности увеличивается до уровня грозящегоразрушением системы жизнеобеспечения населения региона, т.е. совокупностиусловий жизнедеятельности людей, позволяющей им достаточным образомудовлетворять свои насущные потребности.
Удовлетворение людьмисвоих потребностей не должно идти вразрез с мерами по охране природы со стороныразличных организаций и сообществ. Люди должны четко осознавать пределывмешательства в «дела природы». Для этого нужно, чтобы фактически каждый членсообщества мог бы стать причастным к информации о происходящих в природепроцессах. Получение этой информации невозможно без рациональной организации иосуществления наблюдения за явлениями природы.
При научном подходе ксвоему проведению это наблюдение, вкупе с отслеживанием последствийвмешательства людей в окружающую среду, представляет собой не что иное каксоциально-экологический мониторинг.
Социально-экологическиймониторинг следует рассматривать как составную часть системы экологическогомониторинга, призванную обеспечить органы государственной власти, общественныеорганизации, граждан объективной информацией о состоянии и тенденциях развитияэкологической ситуации. Ценность социально-экологического мониторингазаключается, прежде всего, в том, что он позволяет определить эффективностьконкретных природоохранных мероприятий.
Библиографический список литературы
1. Бабина Ю.В.,Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент: Учебное пособие.-М.: ИД «Социальныеотношения», Изд-во «Перспектива», 2002. –345с.
2. Мамедов Н.М.Основы социальной экологии.//Техника, общество и окружающая среда- 2003. — № 6.-С. 34-37
3. Марфенин Н.Н.,Фомин С.А. Ресурсы экополитики в современной России//Россия в окружающем мире:2003 (Аналитический ежегодник). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – 336 с.
4. Пахомова Н.В.,Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. -СПб.: Питер,2003 — 269с.
5. Рожков А.А., Казаков Е.М., Шеломенцевв А.Г. Организация системысоциально-экологического мониторинга последствий реструктуризации угольнойотрасли// Журнал «Уголь». – 2001. — № 3. – С. 14-17.
6. Сосунова И.А. Методология и методика социально-экологическихисследований. -М: Изд-во «НИА-Природа», 1999. 144 с.