Сегодня речь идет не просто обэкологическом образовании и воспитании — обо всей системе «УЧИТЕЛЬ»
Н.Н. Моисеев, действительный членРоссийской Академии наук
Сегодняот учителя в первую очередь, и я это постараюсь доказать, зависит не толькосудьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.
Когдая произношу слово «УЧИТЕЛЬ», то имею в виду не только педагогов, работающихв средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развитияколлективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всегонакопленного следующим поколениям. Имею в виду всех тех людей, которые еесоздают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущностьсвоего народа, а в нынешних условиях — и будущность планетарной цивилизации.
Последнееозначает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы «людейпланеты» — своего биологического вида, которому предстоит в ближайшиедесятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, закоторым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новаясистема ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующиепоколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализоватьсобственную Ответственность, и зависит это будущее.
Вотпочему «УЧИТЕЛЬ» — тот, кто передает эстафету знаний, культуры,особенно в «минуты роковые», — превращается в центральную фигуруобщества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.
* * *
Духовныймир человека рождается, конечно, в контексте его практической деятельности, новзаимодействует с ней совсем неоднозначным образом. Возникающее знание,утверждение принципов взаимодействия человека с окружающей природой, егоспособность передавать накопленный опыт следующим поколениям начинают самиоказывать прогрессирующее влияние на действительность т становятся движителемобщественного развития… Многие ли задумывались над тем, как могло случиться,что за полтора десятилетия после окончания самой страшной войны, которую зналочеловечество, после трех десятков миллионов жертв и ужасающей разрухи, послерепрессий 30-х годов, унесших жизнь и многих представителей русской интеллигенции,Советский Союз сделался второй державой мира? Во всяком случае, в области наукии техники. Как такое могло произойти? Ответ однозначен. Основную причину я вижув том, что в Советском Союзе была создана лучшая в мире система «УЧИТЕЛЬ».Она охватывала все уровни образования, все слои населения. И, что совсемнемаловажно, эта система утверждала престиж образованности! Были созданыусловия для передачи эстафеты знаний, эстафеты культуры. А корни этой системыбыли заложены еще в дореволюционные годы в системе земских школ, гимназий,университетов...
Итаких примеров, которые показывают, что рожденная человеком система образованияи воспитания однажды меняла направление судьбоносных русел истории, достаточно,чтобы отчетливо представить себе, что нет для нации более важной задачи, чемразвитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующимпоколениям. Особенно в период ломки стереотипов поведения и традиций, которыйпереживает не только наша страна, но и все планетарное сообщество. И именно танация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему«УЧИТЕЛЬ», сделается лидером XXI века!
Ещераз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершеннаяэлектроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафету знаний икультуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечаетсовременным потребностям.
* * *
Нодля того чтобы система «УЧИТЕЛЬ» была способна сделаться истиннымдвижителем цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, всете, кто ее создают и обеспечивают ее функционирование, должны четкопредставлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнетсячеловечество уже в ближайшее время. А предсказать многие особенности того, чтонас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следоватькаким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывнокорректироваться изменениями условий жизни. Система «УЧИТЕЛЬ» должнасочетать положительный опыт традиций со все время возникающими новымипотребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни,должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должнопроисходить включение в систему новых знаний и отбраковывание старых.Творческое начало в процессах образования и разнообразие типов обучения тожедолжно развиваться во все большей степени… Сегодня на авансцену выходятпроблемы взаимоотношения природы и общества, того, что не совсем точно называютэкологией. Природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда,окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедиии грозит бедами, которые сейчас во все большей степени занимают умы ученых. Яне буду подробно обсуждать те предзнаменования, о которых сейчас пишут не тольков научных трактатах, но и в широкой прессе. Это и неизбежное изменение климата,и постепенный распад озонового слоя, ухудшение генофонда, опаснейший ростгородов и разрушение традиционной культуры, рост наркомании, преступности и т.д. И наконец, может быть, самое грозное — неизбежное исчерпание ресурсов, ибоЗемля на самом деле очень невелика, запасы, накопленные былыми биосферами,весьма ограниченны, а потребности человечества удваиваются каждые 10-12 лет.
* * *
Гдеже выход?
Наукаутверждает, и мы обязаны признать это утверждение, сколь бы нам это ни былотрудно, что человечество сможет иметь шанс на будущее только тогда, когда оноснова окажется в равновесии с биосферой, другими словами, когда прогрессчеловечества будет сопровождаться и развитием биосферы. Значит, деятельностьчеловека, вся его активность должны быть подчинены определенным требованиямприроды: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива!И императив этот будет очень жестким.
Всеразвитие человека подчинено тем же общим законам, которым следует и всеостальное живое вещество. Человеку смертельно опасно игнорировать эти законы ичувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир — это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можемжить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мыдолжны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и нашРазум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобыобеспечить нам возможность жить в этом доме.
Вэтих условиях системе «УЧИТЕЛЬ» предстоит сыграть особую иопределяющую роль! И мы, участники этой системы, должны не просто составить теили иные программы, а заложить основы той цивилизации, рамках которой человечествоспособно жить и развиваться.
Яубежден, что сегодня речь идет не просто об экологическом образовании ивоспитании — обо всей системе «УЧИТЕЛЬ», основанной на новой этике иновом понимании места человека и задачах его цивилизации. И новой нравственности!Об этом тоже не надо забывать.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecolife.ru/