--PAGE_BREAK--5. Порядок организации по охране окружающей среды на предприятии5.1 ТребованияОбщие положения
1. Природоохранная деятельность включают в себя комплекс технических, технологических, экономических, юридических и организационных мероприятий, обеспечивающих защиту окружающей среды от воздействия производственных процессов и направленных на рациональное взаимодействие между деятельностью человека и окружающей средой.
2. Технические мероприятия предусматривают внедрение в производство оборудования, предусматривающего нейтрализацию, регенерацию и повторное использование применяемых в технологическом процессе материалов, а также природоохранного оборудования (фильтры, пылеулавливающие установки, установки локальной очистки и др.), предотвращающего загрязнение атмосферы, почвы и воды.
3. Технологические мероприятия предусматривают внедрение в производство щадящих, малоотходных, безотходных технологических процессов при широком использовании вторичных ресурсов, эффективной нейтрализации, регенерации (вода, воздух, растворы, вещества), усовершенствование устаревших технологических процессов, направленных на решение экологических проблем.
4. Экономические мероприятия предусматривают:
Ø разработку системы показателей природоохранной деятельности подразделений;
Ø разработку нормативной базы для планирования, составления мероприятий и финансового плана обеспечения проведения природоохранных мероприятий ;
Ø систему санкций к подразделениям, нарушающим нормы и правила охраны окружающей среды;
Ø систему поощрения:
§ за внедрение технологии и оборудования, направленных на сокращение отходов производства, оказывающих вредное воздействие на охрану окружающей среды;
§ за решение вопросов регенерации, рециркуляции, нейтрализации токсичных отходов;
§ за увеличение использования вторичного сырья, отходов.
5. Юридические мероприятия основаны на совокупности установленных государством правовых норм, направленных на сохранение и оздоровление окружающей среды, на рациональное использование природных ресурсов, на соблюдение природоохранного законодательства, соблюдение отраслевых нормативных документов и других приказов и инструкций.
6. Организационные мероприятия предусматривают совершенствование взаимосвязи между бюро охраны окружающей среды и остальными подразделениями предприятия и филиалами, создание планов-мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды на предприятии.
5.2 Основные функции и полномочия подразделений предприятия по охране окружающей среды
Основные функции подразделений
Руководители подразделений осуществляют:
Ø выполнение мероприятий, предписаний, совещаний по экологии и экологической безопасности (ЭБ);
Ø планирование работ по охране окружающей среды (ООС), грамотную эксплуатацию и подготовку к работе закреплённого за ними оборудования;
Ø эксплуатацию вентиляционного и пылегазоочистного оборудования и ведение журналов первичной отчетной документации (ПОД);
Ø отключение работы технологического оборудования, являющегося источником вредных выбросов, при неисправных или неработающих установках очистки газа (УОГ);
Ø выполнение требований государственной экологической экспертизы;
Ø выполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, при получении предупреждения о возможном повышении концентрации ЗВ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ) на основании приказа Генерального директора;
Ø мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и залповых выбросов вредных ЗВ в окружающую среду (ОС);
Ø в установленном порядке сбор, временное хранение, сдачу, учёт образовавшихся отходов производства и потребления;
Ø полный сбор от рабочих мест твёрдых промышленных отходов, отработанных нефтепродуктов, смазочно-охлаждающих жидкостей, химикатов, пыли и своевременное удаление их в установленные места;
Ø представление достоверной информации о деятельности вверенных им подразделений в части количества и номенклатуры образующихся жидких, твёрдых и газообразных выбросов;
Ø соблюдение установленных нормативов качества ОС, требований охраны труда.
Центральное конструкторское бюро осуществляет:
Ø формирование технического задания (ТЗ), технического условия (ТУ) на разрабатываемую продукцию с учётом выполнения санитарных и экологических норм и правил и согласовывает с отделом охраны труда, окружающей среды и техники безопасности (ООТОС и ТБ).
Энергетическая служба осуществляет:
Ø планирование предупредительного ремонта и периодический контроль за эксплуатацией и своевременным ремонтом очистных сооружений, УОГ и представляет акты по результатам осмотра в (ООТОС и ТБ) ежеквартально;
Ø рассмотрение и согласование проектов на строительство и реконструкцию природоохранных объектов (участки энергоносителей и очистных сооружений производственных сточных вод, а также реконструкции производственных участков – с учётом выполнения ООС);
Ø обеспечение проектной производительности вентиляции. Регулирование параметров систем вентиляции для соблюдения норм ПДВ;
Ø участие в разработке и реализации текущих и перспективных планов-мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов;
Ø ведение учёта потребления и соблюдения установленных лимитов водопотребления и водоотведения осуществляется по форме ПОД;
Ø разработку ''Паспорта водного хозяйства'', паспортов на УОГ;
Ø разработку инструкций по эксплуатации УОГ и другого природоохранного оборудования;
Ø представление (ежегодно) в бюро ООС копии отчёта технической документации (водхоз) ''Об использовании воды''.
Для составления отчётов окружающей среды (текущие затраты и затраты на капитальный ремонт), технологический процесс (ТП) (воздух) осуществляет представление следующих справок:
Ø затраты по оплате за воду;
Ø затраты на сооружения, установки и оборудование для обезвреживания ЗВ;
Ø среднегодовую стоимость основных производственных фондов по охране атмосферного воздуха;
Ø затраты на выполнение мероприятий по уменьшению выброса ЗВ в атмосферу;
Ø расход природных ресурсов по предприятию (ежеквартально);
Ø сертификаты на топливо;
Ø ежеквартальную ревизию ливнеприёмников и колодцев ливневой канализации на территории предприятия;
Ø ежегодную инвентаризацию УОГ в подразделениях предприятия;
Ø контроль над выполнением правил эксплуатации установок (ПЭУ) очистки газа на предприятии;
Ø проектирование площадок для обслуживания УОГ.
Служба главного технолога осуществляет:
Ø внедрение прогрессивных базовых технологий, высокопроизводительных ресурсо- и природосберегающих технологий, средств ООС;
Ø разработку технологической документации с учётом требований безопасности и ООС;
Ø разработку инструкций по ООС на ТП;
Ø подготовку исходных данных для расчёта норм расхода материалов, разработку мероприятий по снижению расхода и экономии материалов, использованию отходов производства;
Ø предоставление на согласование в ООТОС и ТБ разработанной технической документации (ТД). В случае невыполнения в ней экологических требований представляет в ООТОС и ТБ служебную записку за подписью заместителя главного инженера, с планом мероприятий по решению вопросов по ООС;
Ø составления перечня загрязнений (выбросы, сбросы, отходы) образующихся от ТП;
Ø проведение анализов испытаний и контроль качества сырья, материалов, заготовок и готовой продукции на стадии входного контроля и различных стадиях ТП с составлением заключений о качестве и свойствах анализируемой продукции и материалов;
Ø лабораторный контроль качественного состава сточных вод, источников выбросов ЗВ в атмосферу, опасных и вредных производственных факторов, по согласованным с ООТОС и ТБ, и утверждённым главным инженером графикам и представляет протоколы анализов в ООТОС и ТБ ежеквартально;
Ø участие в разработке планов-мероприятий, предусматривающих внедрение, совершенствование ТП, направленных на решение экологических проблем;
Ø при разработке ТП, вносящих изменения в номенклатуру и увеличение количества выбросов и сбросов, а также при внедрении новых материалов обязательную разработку технического обоснования процесса и согласовывает его с ООТОС и ТБ, территориальным центром госсанэпиднадзора (ТЦГСЭН);
Ø предоставление данных по запросу ООТОС и ТБ для гигиенической паспортизации канцерогеноопасного производства;
Ø представление в бюро ООС данных, для отчёта ОС, о текущих затратах на:
§ осуществление контроля за качественным составом сточных и ливневых вод;
§ осуществление контроля источников выбросов ЗВ в атмосферу;
§ содержание участка регенерации;
§ предоставление для согласования в ТЦГСЭН «Радиационно-гигиенического паспорта предприятия», предварительно согласовав его с ООТОС и ТБ.
Бюро стандартизации обеспечивает:
Ø всей необходимой документацией в области ООС ООТОС и ТБ и информирует начальников подразделений о внедрении нормативно-технической документации (НТД) на предприятии, об изменениях или введениях новых НТД.
Юридическое бюро обеспечивает:
Ø бюро ООС предприятия законодательными документами по ООС и информирует начальников подразделений об изменениях или введении новых законодательных документов.
Отдел реконструкции и ремонтно-строительных работ и строительное управление осуществляют:
Ø разработку совместно с энергослужбой, службой главного технолога ТЗ на проектирование сооружений и оборудования по ООС с обязательным согласованием с территориальными природоохранительными органами и ТЦГСЭН;
Ø разработку проектов реконструкции производства в соответствии со строительными нормами и правилами (СниП), с учётом требований промсанитарии и ООС (согласно ТЗ, ТП);
Ø согласование проектов реконструкции с ООТОС и ТБ и вышестоящими организациями: ТЦГСЭН и ДПР по ЮР на этапе проектирования технологических планировок, энергопроектов;
Ø передачу копий ТЗ на реконструкцию и раздела ООС проектов реконструкции в ООТОС и ТБ для внесения изменений в ''Инвентаризацию выбросов ЗВ в атмосферу'', ''Проект нормативов ПДВ ЗВ в атмосферу'' и ''Проект лимитов образования и размещения отходов предприятия'';
Ø строительный филиал представляет ежеквартально (не позднее 4 числа после отчётного квартала) в бюро ООС:
§ справку-отчёт о балансе автотранспортных средств. В случае применения коэффициента использования автотранспорта, прилагает расчёт количества автотранспорта, фактически отработавшего за отчётный квартал;
§ сертификаты радиационного качества ввозимых материалов и продукции;
Ø строительный филиал осуществляет деятельность в области обращения с отходами, руководствуясь «Порядком обращения с отходами производства и потребления»;
Ø руководители отдела реконструкции и ремонтно-строительных работ и строительное управление несут полную ответственность за выполнение в проектах реконструкции санитарных и экологических норм и правил.
Транспортно-эксплуатационное управление осуществляет:
Ø организацию проверки транспортных средств на содержание вредных примесей в отработавших газах двигателей;
Ø выдачу талонов токсичности и дымности по установленным нормам водителям транспортных средств;
Ø ежеквартальное предоставление (не позднее 4 числа после отчётного квартала) в бюро ООС справку-отчёт (о балансе автотранспортных средств). В случае применения коэффициента использования автотранспорта, фактически отработавшего за отчётный квартал;
Ø предоставление отчёта о выполнении плана природоохранных мероприятий и количестве проверенных транспортных средств;
Ø своевременное получение лицензии на выполнение работ по эксплуатации средств измерений и контроля;
Ø предоставление сведений в бюро ООС о текущих затратах на организацию проверки транспортных средств на содержание вредных примесей, для составления отчёта;
Ø транспортирование отходов по заявкам отдела материальных ресурсов и цеха хозяйственных услуг и благоустройства.
Отдел материально-технического снабжения осуществляет:
Ø обеспечение материалами подразделений предприятия для осуществления природоохранных мероприятий по их заявкам и заявкам энергослужбы, отдела реконструкции и ремонтно-строительных работ и строительного управления;
Ø предоставление по запросу бюро ООС справки по завозимым и выдаваемым в производство материалам;
Ø обеспечение необходимыми материалами и реагентами очистных сооружений.
Отдел кадров и технического обучения осуществляет:
Ø работу по повышению экологических знаний у всех категорий работников предприятия (курсы повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства, периодическую учёбу работников производственных подразделений по ООС).
Главная бухгалтерия осуществляет:
Ø предоставление в бюро ООС следующих сведений:
§ суммы экологических платежей и фактические платежи за природные ресурсы;
§ среднегодовую стоимость основных производственных фондов (ОПФ) по ООС;
§ затраты на содержание сотрудников бюро ООС и лаборатории химико-физического анализа (ХФА);
§ суммы (исков) штрафов, взысканных в возмещение ущерба, причинённого нарушением природоохранного законодательства.
Финансовый отдел осуществляет:
Ø платежи за загрязнение окружающей природной среды (ПС) (ежеквартально), согласно действующему законодательству;
Ø платежи за мероприятия по ООС и рациональному использованию ПР;
Ø оплату сторонних услуг, направленных на ООС, проведение экологического аудита, контрольных замеров, научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов;
Ø предоставление в бюро ООС (ежеквартально) копии финансовых документов, по которым произведены фактические выплаты за загрязнение ОС.
Цех хозяйственных услуг и благоустройства осуществляет:
Ø сбор отходов:
§ нетоксичных;
§ 3, 4 классов опасности;
§ твёрдых бытовых;
§ отходов от уборки территории;
Ø учёт принимаемых отходов и их движение в соответствии с «Порядком обращения с отходами производства и потребления»;
Ø составление отчёта о принятых отходах и их движении в соответствии с «Порядком обращения с отходами производства и потребления»;
Ø уборку территории предприятия и озеленение;
Ø заключение договора на передачу отходов на свалку твердых бытовых отходов (ТБО);
Ø своевременный вывоз бытовых отходов (согласно лимитам на временное размещение отходов);
Ø эксплуатацию площадки для сбора отходов;
Ø ежеквартально (не позднее 4 числа после отчётного квартала) в бюро ООС справку-отчёт (о балансе автотранспортных средств). В случае применения коэффициента использования автотранспорта прилагает расчёт количества автотранспорта, фактически отработавшего за отчётный квартал.
Штаб гражданской обороны осуществляет:
Ø действия по предотвращению возможных аварийных и залповых выбросов, согласно положению о подразделении (ПП).
Планово-экономический отдел представляет:
Ø сведения о номенклатуре и годовом объёме выпуска продукции, основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в бюро ООС.
Отдел материальных ресурсов осуществляет:
Ø сбор и временное хранение отходов на централизованных площадках и в складских помещениях. Передачу отходов сторонним организациям по приёму отходов (в том числе на временную площадку захоронения отходов (ВПЗО)), а также подразделениям предприятия для повторного использования;
Ø учёт принимаемых от подразделений отходов и их передачи сторонним организациям (в том числе на ВПЗО), подразделениям предприятия (согласно ''Порядка обращения с отходами производства и потребления'');
Ø разработку и оформление инструкций по сбору, временному хранению и транспортированию отходов;
Ø составление ежеквартального отчёта о принятых отходах и их дальнейшем движении, предоставление его в бюро ООС, согласно ''Порядку обращения с отходами производства и потребления'';
Ø заключение договоров на передачу отходов сторонним организациям (в том числе на ВПЗО);
Ø правильную эксплуатацию мест централизованного сбора и складирования отходов;
Ø своевременную передачу отходов сторонним организациям (согласно лимитам на временное размещение отходов).
Бюро ООС осуществляет:
Ø координацию деятельности всех производственных подразделений, методическое руководство и контроль за состоянием ОС;
Ø контроль за выполнением руководителями подразделений предприятия природоохранного законодательства, правил, норм, инструкций и предписаний инспектирующих и вышестоящих организаций по ООС;
Ø по результатам контроля источников выбросов ЗВ в атмосферу, эффективности УОГ, качественного состава сточных вод предприятия даёт предложения и предписания по устранению выявленных нарушений;
Ø участие в рассмотрении и согласовании проектов строительства и реконструкции предприятия в части выполнения в них требований по разработке экологически чистых технологий, ООС;
Ø участие в работе комиссии по обследованию технического состояния УОГ в подразделениях предприятия;
Ø согласование ТЗ, ТУ на разрабатываемую продукцию;
Ø согласование технологической документации, инструкций ООС (в случае несоответствия требованиям ООС разработчики вышеуказанной документации представляют мероприятия по решению вопросов приведения документации в соответствие с требованиями ООС и ЭБ);
Ø составление и согласование ежегодных ''Мероприятий по ООС'' и отчётов о выполнении ''Мероприятий по ООС'';
Ø составление и согласование ежегодных планов-графиков контроля сточных вод и выбросов ЗВ в атмосферу;
Ø организацию и проведение работ по «Инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу», «Проекта нормативов ПДВ ЗВ в атмосферу», «Проекта нормативов ПДК ЗВ в сточных водах» и т.д.;
Ø организацию и проведение работ в случае увеличения числа источников и (или) изменения качественного состава выбросов ЗВ;
Ø представление на согласование и утверждение в ТЦГСЭН, ДПР по ЮР, материалов по установлению нормативов ПДВ, ПДО;
Ø координационную деятельность, при инспекционных проверках любого производственного подразделения предприятия, специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области ООС;
Ø получение и продление следующих документов: «Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу», «Разрешение на временное размещение отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям», «Разрешение на сброс производственных сточных вод в систему городской канализации», «Разрешение по выполнению требований по ЭБ производства», а в дальнейшем «Экологического сертификата на производство», «Разрешение на сброс ливневых стоков с территории предприятия»;
Ø контроль за:
§ выполнением планов мероприятий, связанных с ООС;
§ порядком сбора, хранения, транспортирования, утилизации промышленных отходов;
§ достижением и соблюдением природоохранных норм в подразделениях;
§ проведением работ по обезвреживанию и нейтрализации производственных сточных вод;
§ учётом выбросов, по сведениям, полученным от подразделений, количества образующихся производственных отходов;
§ составление форм ежеквартальной отчётности после начисления платы за загрязнение природной среды ДПР по ЮР, проверку правильности начисления платы и передачу извещения платы за загрязнение природной среды в главную бухгалтерию предприятия;
§ регистрацию паспортов на УОГ в ДПР по ЮР;
§ участие в разработке и внедрении проектов очистных сооружений с применением новых прогрессивных методов очистки.
Бюро ООС составляет, согласовывает с департаментом природных ресурсов по Южному региону (ДПР по ЮР), межрайонным отделом государственной статистики и отправляет в Областной комитет государственной статистики, и орган, осуществляющий государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики, отчётности по формам федерального государственного статистического наблюдения: воздух, токсичные отходы, текущие затраты и затраты на капитальный ремонт.
Бюро ООС имеет право:
Ø беспрепятственно осматривать производственные участки объединения, знакомиться с документами по вопросам ООС, проверять соблюдение природоохранного законодательства;
Ø запрещать внедрение в производство ТП или оборудования, при разработке которых не учтены экологические требования к ООС;
Ø разрабатывать рекомендации и предложения по результатам экологического аудита;
Ø запрашивать от подразделений предприятия объяснения:
§ о нарушениях режима работы технологических установок;
§ о возможных аварийных и залповых выбросах;
§ о выполнении мероприятий на период НМУ;
Ø подготавливать проекты приказов и распоряжений по предприятию в части ООС;
Ø требовать от руководителей подразделений внедрения мероприятий по ООС и ЭБ производств и соблюдения действующих природоохранных нормативов;
Ø подготавливать предписания подразделениям по устранению факторов, отрицательно влияющих на ОС. Предписания являются обязательными и могут быть отменены только Генеральным директором или Главным инженером;
Ø представлять предприятие по поручению руководства предприятия, в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов ООС и ЭБ;
Ø ставить вопрос о привлечении должностных лиц к административной и материальной ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства.
продолжение
--PAGE_BREAK--