Реферат по предмету "Экология"


Предмет методология и задачи курса "Экология и экономика природопользования"

Предмет,методология и задачи курса «Экологияи экономика природопользования»

 Природопользование как объект изучения курса
Курс «Экология и экономикаприродопользования» рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, котораясинтезирует знания двух научных систем – естественных и общественных. При такомподходе избран единый объект изучения – природопользование.Родоначальниками этого термина стали ученые-биологи, впервые употребившие его внаучных дискуссиях в конце 50-х годов ХХ ст., однако вскоре это понятие сталошироко использоваться всеми специалистами, исследующими разнообразные аспектыданной проблемы.
Понятие «природопользование» всовременной науке применяется как в широком, так и в узком смысле слова. Впервом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействияобщества на природную среду и мер по ее сохранению (изучение, выявлениезапасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором— деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования,относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям.
Воздействие людей на природу можетосуществляться путем целенаправленного, сознательного использования элементов исил природы, т.е. как трудовой процесс, в ходе которого природные веществапреобразуются в необходимый продукт. По сути, вся производственная деятельностьлюдей представляет собой преобразование природы в формы, приемлемые дляиспользования человеком. Однако возможно и косвенное, случайное воздействиечеловека на природные системы, причиняющее им зачастую колоссальный вред(многочисленные техногенные аварии, разрушение озонового слоя и т.п.). Поэтомупод природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как непосредственное,так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду в результатевсей его антропогенной деятельности, которое может быть как сознательным, так истихийным, как целенаправленным, так и случайным.
Такое представление о природопользованиисложилось не сразу. Первоначально оно отождествлялось с ресурсопотреблением —использованием природных ресурсов в хозяйственных целях. Рост производства инагрузок на природу привел к конфликтам между природопользователями инаселением в целом, что породило необходимость целенаправленных мер по охранеприродных факторов жизни людей. Таким образом, развитие природопользованияисторически шло от использования нужных свойств природы к их охране, затем квоспроизводству и далее к улучшению и совершенствованию. Природопользование вшироком смысле понимается сейчас как особая сфера деятельности, направленная навзаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения,сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
В отраслевом разрезеприродопользование включает в первую очередь природохозяйственные отраслиэкономики, занимающиеся выявлением, использованием и воспроизводством природныхбогатств (геологоразведка, отрасли добывающей промышленности, сельское, лесное,водное хозяйство и т.п.). Однако по определению природопользованиеподразумевает не только прямое, но и косвенное воздействие на природную среду,приводящее к ее нарушению, прежде всего загрязнению, поэтому объектамиуправления в природопользовании являются практически все структурные звенья какматериального производства, так и сферы нематериальных услуг (туризм,рекреационная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.), в той илииной степени взаимодействующие с природной средой. Очевидно, что природопользование— органическая часть общественного воспроизводства, элемент экономическойсистемы общества, многофункциональная сфера деятельности.
Широкое признание этого факта неслучайно, оно сформировалось на таком этапе социально-экономического развития,когда выявились ограниченность природного потенциала, исчерпаемость доступныхресурсов природы, возникли кризисные ситуации в состоянии окружающей среды.Однако понадобился достаточно долгий и трудный опыт науки и практики дляосознания того, что разрозненные действия по охране отдельных природныхкомпонентов, увеличению отдачи конкретных природных угодий, преобразованиюландшафтов не только не эффективны экономически и социально, но и приводят кдеградации природных систем, дестабилизации происходящих в них естественныхпроцессов. Благодаря накопленному обществом опыту в сфере взаимодействия сокружающей средой, была признана необходимость единства подхода к деятельностипо использованию природы, ее сохранению и воспроизводству.
Усиление природоохранного и ресурсовоспроизводящегоаспектов природопользования привело к возникновению в научной литературе новогопонятия — «экологическая сфера». Чаще всего этот термин используется каксиноним понятия «природопользование». Однако в ряде исследований подчеркиваетсятакая особенность экологической сферы, как направленность функционирующего вней труда на охрану, восстановление, приумножение и рациональное использованиересурсов живой природы для удовлетворения эколого-ресурсных потребностейчеловеческого общества.
Возникновение экологической сферывызвано не выпуском новых видов продукции, а необходимостью выполнения обязательныхпроизводственных функций по охране природы и целенаправленного решениявозникающих в обществе экологических проблем. Экологическая сфера все чащерассматривается не только как окружающая нас природная среда, но и какприродоохранный труд, связанный с ее воспроизводством. Экология как наука и общенаучный подход к решению проблемвзаимодействия природы и общества
Проблемы функционированияэкологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний.Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходеисследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.
Естественные науки (естествознание) —это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытиесущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путейиспользования полученных знаний в практической деятельности человека.Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология,физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслейестествознания в исследовании процессов природопользования особое местозанимает экология.
Экология как наука сформировалась внедрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения омногообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не толькостроение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитанияподчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специальногоизучения.
Термин «экология» был введен в наукуизвестным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщаяморфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двухгреческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смыслеэкология — наука о местообитании.
Э. Геккель определял экологию как«общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широкомсмысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э. Геккелю,экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призванаисследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условнообозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наукапревратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и ихсовокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средойобитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергиии органического вещества.
Современная экология в структурномотношении представляет сложную систему знаний; прежде всего она подразделяетсяна общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общейэкологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а такжеэкологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления,исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды(аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей(демэкология, синэкология).
В последние десятилетия произошлорасширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ееизучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностьюи возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией сталиназывать весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой.Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии вразличные области науки и практики, т.е. к экологизации знаний ихозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслейэкологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологиичеловека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой ичастной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающейсреды.
Известный американский эколог Ю.Одумеще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а вего труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная областьзнания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе иобществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более другихсоответствует современному пониманию экологии.
В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы иобщества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрануокружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Такимобразом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился,хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической«геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, котораяпо-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколькосамостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общуюэкологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляетэкология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемамвзаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она являетсятеоретической основой рационального природопользования и играет важную роль вразработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческогоразвития.
Общественные науки (философия, история,социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX—XX ст.также интенсивно исследуют проблемы взаимоотношения природы и общества. Всистеме экономических наук формируется новое направление – экономикаприродопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в70-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебнаядисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом иприкладном значении новой отрасли знаний.
экология экономикаприродопользование финансированиеПредмет и методология курса «Экологияи экономика природопользования»
Экономика природопользованияформируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующеесоциально-экономические закономерности использования человечеством природныхбогатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенностихозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективноговзаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшегозагрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства ижизнедеятельности человека.
Исследование единого объекта –природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений:экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономическихзнаний находит отражение в учебном процессе высших и средних специальныхучебных заведений. Так, в различных странах мира читаются курсы экономическойэкологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала90-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются«Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственномтехническом университете — «Экономические основы экологии».
В Белорусском государственномэкономическом университете, как и в других вузах страны, преподавание новойинтегрированной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования»ведется с 1995/96 учебного года. Предметом изучения этой дисциплиныявляются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействияс окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны ивосстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь исовершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рациональногоприродопользования. Задачи рационального природопользования заключаются вудовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условийдля их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды;эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы,предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических системпутем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов вокружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.
Основополагающей категорией учебнойдисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» выступают эколого-экономическиесистемы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономические отношенияпонимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанноеи взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественныхпроцессов в природе. Важнейший признак эколого-экономической системы —региональность, развитие на определенной территории. В одном случаепространственные границы такой системы может определять территорияпроизводственной деятельности — географические границы национальной экономикиБеларуси, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла ит.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. Придругом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами— Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.
Изучение проблем любой науки, учебнойдисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупностькоторых представляет собой ее методологию. «Основы экологии и экономикаприродопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные,прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными идругими отраслями знаний. Вместе с тем расширяется круг своих специфическихметодов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики.
Всеобщим методом познания, общейфилософской основой всех наук является диалектический метод, согласнокоторому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновениеи разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследованиеэкологических и экономических процессов в единстве, различии и историческомразвитии. Принципиальным положением диалектического метода является включениепрактики в теорию познания. Изучение курса «Основы экология и экономикаприродопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования,научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявленияпрогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.
Для эколого-экономическихисследований велика роль исторического метода, позволяющего проследитьдинамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействийнеобходимо как для лучшего понимания современного состоянияэколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозовособенностей их развития.
Важнейшим методом исследования вэкологии и экономике природопользования является системный, состоящий вопределении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих сними внешних объектов, установлении структуры системы, т.е. совокупностивнутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользованияпозволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации ивоспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состоянияокружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработкекомплексных программ природопользования, системном анализе проблемвоспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.
Специфическим методом исследования вэкологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особаяроль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимаяконцентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон ит.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенныхнагрузок на природу. Используются и другие нормативы — отходов,ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д. Бездолжной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающейдеятельности и рационализации использования природных ресурсов.
Особо нужно сказать об экономико-математическоммоделировании в экологии и экономике природопользования. Первоначально вэколого-экономических исследованиях разрабатывался преимущественно аппаратлинейного программирования, позволявший решать задачи распределенияограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий. Позднее сталосуществляться учет экологических факторов (объемы загрязнения, отходыпроизводства) в балансовых моделях, что позволило определять направления и количественныепараметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений. Более совершенныйуровень применения экономико-математических методов представляют собойоптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центральногоэкономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) дляопределения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природныхресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и другихэколого-экономических параметров.
Эколого-экономические процессыпротекают на определенной территории и для анализа их распространения,выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографическихметодов. С помощью этих методов дают оценку природных ресурсов (размещение,запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируют природные явленияв регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяютприродоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранениеи воспроизводство природных ресурсов. В Беларуси картографические методыисследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельныхрегионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населениювозможной радиационной опасности.
Среди новейших направлений следуетотметить перспективность космических методов исследования. Космическаясъемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственныхспутниках нашей планеты, космических станциях и кораблях, необычайно расширяетинформацию о Земле, позволяет вести наблюдение за глобальными природнымипроцессами. Осуществляется изучение структуры и изменчивости атмосферы,гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также некоторых проявленийхозяйственной деятельности человека (следов антропогенного воздействия наокружающую среду, включая содержание и распространение аэрозолей в атмосфере,оценку загрязнения водоемов, размещение отходов и т.п.). Научная и практическаязначимость космических методов исследования обусловлена главным образом значительнойобзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей междукомпонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности.Большая скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократныхсъемок одних и тех же территорий позволяют оперативно исследовать из космосамногие экологические процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогноз иразрабатывать природоохранные мероприятия.
Подготовка экономистов широкогопрофиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин. Курс «Основыэкологии и экономика природопользования» имеет наиболее тесные контакты сэкономической теорией (политической экономией), которая изучает законыобщественного производства, распределения и потребления материальных благ.Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализэколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественномпроизводстве.
Велика роль взаимосвязей и с другимиэкономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практическойдеятельности которых используются при изучении «Основ экологии и экономикиприродопользования»: государственным регулированием, прогнозированием ипланированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализомхозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой,размещением производительных сил, региональной экономикой и др.
В свою очередь во многихэкономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственногоразвития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера иособенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявленийэтого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшееразвитие общественного производства немыслимо без его экологическойперестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируютсяузкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы вучебном процес-се — статистика окружающей среды, экология промышленности,сельскохозяйственного производства, туризма и др.
В условиях становления рыночныхотношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования,что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий,обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации формсобственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес дляэкономики природопользования представляют так называемые «рыночные»экономические науки — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и др, из которыхона черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и еевозможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.
Совершенствование преподаванияэкологии и экономики природопользования связано с использованием многихтеоретических положений и информационных данных естественных и техническихнаук. Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческихотраслей знаний — геологией, почвоведением, биологией, лесоведением,метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны нанеобходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которыевовлекаются в эколого-экономические отношения.
Большое значение имеет взаимосвязькурса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемырегионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованияхвсе шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования.
Связь экологии и экономикиприродопользования с техническими науками обусловлена тем, что экологизацияпроизводства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействияпроизводительных сил на природную среду невозможны без учета новейшихдостижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования. Функции и задачи эколого-экономических исследованийи учебногокурса
В переходный периодсоциально-экономического развития возникает серьезная опасность ухудшенияэкологической ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных связей,использования низкокачественных и некондиционных видов топлива, финансовыхтрудностей субъектов хозяйствования, ограничивающих возможности природоохраннойдеятельности, недостаточности бюджетного финансирования экологической сферы ит.п. Многие специалисты считают, что «чисто рыночная» экономика являетсянаиболее опасным для природы способом хозяйствования, поскольку частныйсобственник в условиях слабо регулируемого рынка в погоне за максимальнойприбылью стремится к сокращению своих непроизводительных расходов, к которым впервую очередь и относят затраты на экологию. А это, конечно же, приведет кухудшению экологической обстановки.
В связи с этим эколого-экономическиеисследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции:
-  направляющую (обоснованиеэкологических целей и выбор главных путей их реализации);
-  координирующую (сбалансированиеважнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственныхинтересов природопользователей с экологическими интересами общества);
-  стимулирующую (активизацияприродоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).
-  Выполнение этих функций в своюочередь выдвигает перед экономикой природопользования как наукой следующие задачи:
-  разработка стратегических направленийресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;
-  формирование системы государственногорегулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;
-  исследование и научное обоснованиехозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночныхотношений;
-  совершенствование организационныхоснов управления природопользванием;
-  разработка экономического механизмаохраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночныхрычагов;
-  теоретическое обоснование и выработкаметодических подходов к определению экономических показателей природоохраннойдеятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающуюсреду;
-  установление путей и методовповышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства,усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсовпроизводства, снижения материало- и энергоемкости производства в целяхсокращения вредного воздействия на окружающую среду.
Главной задачей курса «Основыэкологии и экономика природопользования» является формирование системы знаний орациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономическогоразвития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизмаприродопользования, адекватного рыночной экономике. Это предопределило изучениев данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы природопользования:
-  системы планирования ипрогнозирования природопользования;
-  управления и регулированияприродопользованием, правовой защиты природной среды;
-  системы наблюдения, учета и контроляв области охраны окружающей среды;
-  финансирования и кредитованияприродоохранных мероприятий;
-  экономического стимулированиярационального природопользования и природоохранной деятельности.
В задачи курса «Основыэкологии и экономика природопользования» составной частью входит изучениеэколого-экономических проблем Республики Беларусь и путей их решения. Этоохрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны, охрана и рациональноеиспользование водных ресурсов, улучшение использования и сохранение плодородия земельныхресурсов, повышение эффективности использования и охраны лесных иминерально-сырьевых ресурсов. Сложность экологической ситуации обусловленасовмещением в ряде регионов производственного и радиационного загрязнения.Отсюда вытекает необходимость анализа и учета специфики природопользования вусловиях радиационного загрязнения территории страны.
Знания в области экологии и экономикиприродопользования помогут будущим специалистам осуществлять необходимыерасчеты по экономической оценке природных ресурсов, определению размеровэкологических платежей, экологических издержек производства, экономическойэффективности проводимых природоохранных мероприятий и т.п.
Одна из главных задачэколого-экономического образования — привить будущему руководителю производствапонимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянииокружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно,сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.
Для устойчивого развития странынеобходимо, чтобы каждый гражданин был сознательным и активным участникомпроцесса сбережения, умножения и рационального использования природных ресурсовв целях обеспечения нормальных условий проживания и деятельности настоящего ибудущих поколений.
финансирование


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :