/>/>/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Правовые основы защитыатмосферного воздуха
2. Наблюдение за состояниематмосферного воздуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Атмосферный воздухявляется существенной частью природной среды[1]. В соответствии со ст. 1Закона об охране атмосферного воздуха[2] атмосферный воздух — этожизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собойестественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых,производственных и иных помещений. Из этого определения видно, что основнымпризнаком атмосферного воздуха служит его непосредственная связь с остальнойприродой. Соответственно, атмосферный воздух, в отличие от воздуха помещений,постоянно находится под воздействием стихийных сил природы.
Атмосфера обладает рядомдругих полезных для человека и иных живых видов свойств. Являясь проводникомэнергии Солнца, она служит барьером, защищающим Землю от космическихвоздействий[3]. Особенно ее озоновыйслой ограждает человеческий организм, другие живые организмы от губительныхультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Земной поверхности достигают лишьте компоненты солнечного излучения, которые или не зависят от уровня солнечнойактивности (солнечный свет), или очень малы по интенсивности. Геомагнитное полеи атмосфера эффективно изолируют биосферу от космической среды[4].
Целью данной работыявляется изучение правовых мер охраны атмосферного воздуха.
Соответственно задачамиработы стали:
— изучить правовые основызащиты атмосферного воздуха;
— исследовать проблему наблюденияза состоянием атмосферного воздуха.
1. Правовые основы защиты атмосферного воздуха
Объектами правовой охраныи компонентами природной среды являются согласно Федеральному закону «Об охранеокружающей среды»[5] атмосферный воздух,озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Под атмосфернымвоздухом в качестве предмета правового регулирования понимается естественнаясмесь газов атмосферы, находящаяся за пределами помещений. Атмосферный воздухслужит основой климатических и погодных условий, используется в качестве транспортной,звуковой коммуникации, является защитой от космических излучений и средой длявыброса газообразных отходов. Главное – без атмосферного воздуха и егокислорода не существует ничего живого на Земле и человек без него не можетпрожить и нескольких минут[6].
Атмосферный воздух,озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство тесно связаныдруг с другом, образуя некое экологическое единство; законодательства орегулировании их использования в комплексе пока не существует в целостном виде[7].Задачей законодательства об охране атмосферного воздуха является регулированиеобщественных отношений в этой области. Цели регулирования – сохранение вчистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижениевредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу,вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйствастраны, растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка вобласти охраны атмосферного воздуха.
Головным нормативнымправовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»,принятый в 1999 году, с изменениями принятыми 23 июля 2008 года и вступившими всилу 1 января 2009 года. В соответствии с ним изданы иные акты законодательстваРФ и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и иных органовв области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредныхвоздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственностьв области охраны атмосферного воздуха.
Государственноеуправление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласнозаконодательству, Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченныйфедеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха,а также органами государственной власти субъектов РФ. К полномочиям органовгосударственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятсяформирование и проведение единой государственной политики на территории России,формирование единой нормативно-методической базы, установление порядка государственногоучета выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействийна атмосферный воздух[8].
Правительством РФ утверждены:постановление о порядке установления и пересмотра экологических и гигиеническихнормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровнейфизических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрациивредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, Положение огосударственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и ихисточников. МПР России предусмотрены Базовые нормативы платы за выброс ватмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников[9].
Органы государственнойвласти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют ворганизации и проведении государственного мониторинга и государственногоконтроля, регулируют передвижение транспортных средств на соответствующихтерриториях в целях уменьшения выбросов, информируют население о состоянииатмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качестваатмосферного воздуха.
Для оценки состоянияатмосферного воздуха законодательством РФ устанавливаются нормативы выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются единымидля всей территории страны. Но с учетом природно-климатических особенностей иповышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников,национальных парков, курортных и иных рекреационных зон) могут устанавливатьсяболее строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.
Нормативы предельнодопустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижнымиисточниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектови их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобысумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела кпревышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Выброс вредных веществстационарным источником загрязнения допускается в каждом конкретном случае наосновании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования,обеспечивающие охрану атмосферного воздуха в интересах проживающего насоответствующей территории населения[10].
Предприятия обязанысоблюдать эти условия и требования – проводить организационно-хозяйственные итехнические мероприятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов,обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состояниисооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними,осуществлять постоянный учет количества и состава вредных веществ,выбрасываемых в атмосферу. Экологические нормативы качества атмосферноговоздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системыустанавливает Министерство природных ресурсов РФ. Министерство здравоохраненияи социального развития РФ устанавливает и пересматривает гигиеническиенормативы качества атмосферного воздуха. Проекты конкретных индивидуальныхпроизводственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложенийорганов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений,мнения населения. Конкретным предприятиям нормативы выбросов утверждаютспециально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающейсреды и охраны атмосферного воздуха[11].
В случаях нарушенияусловий и требований, предусмотренных разрешениями, либо возникновения угрозыздоровью населения выброс вредных веществ, согласно законодательству РФ,должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа,осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Дляэтого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок,цехов, предприятий.
При превышении врезультате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ собственникипредприятий обязаны немедленно сообщить об этом органам государственногоконтроля за охраной атмосферного воздуха и принять меры к охране атмосферноговоздуха и ликвидации причин и последствий загрязнения, а при необходимостипредприятие прекращает работу[12].
При получениипредупреждения о возможном повышении концентрации вредных веществ в воздухе (отнеблагоприятных метеорологических условий, аварий на соседних производствах,неудачного стечения климатических и антропогенных обстоятельств) предприятия иорганизации проводят специально разработанные мероприятия по снижению выбросовв атмосферу.
Если возникает угрозаздоровью людей, органы общегосударственной службы наблюдения и контроля зауровнем загрязнения окружающей среды обязаны немедленно сообщить об этомсоответствующим исполнительным органам государственной власти, органам местногосамоуправления, заинтересованным предприятиям и организациям. По получениитаких сообщений предприятия и организации переходят на специальный режим работыили временно приостанавливаются с целью снижения интенсивности выбросов иустранения других вредных воздействий на атмосферу; в крайнем случаеосуществляется временная эвакуация населения[13].
Одним из основныхзагрязнителей атмосферы является транспорт, создающий в крупных городахнеблагополучную ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннегосгорания. Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей,самолетов, судов и других передвижных средств и установок разрабатываются иосуществляются в соответствии с законодательством РФ меры по предотвращению исокращению выбросов в атмосферу этими средствами и установками. Количествовредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами, не должно превышать нормативовПДВ[14].
Все транспортныесредства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю органами ГИБДД идругими органами, ответственными за соблюдение ПДВ. Не допускается производствои эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание вредных веществпревышает установленные нормативы. В противном случае наступает юридическаяответственность за загрязнение атмосферного воздуха. Соблюдение нормативоввредных воздействий обеспечивается при размещении, проектировании,строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий исооружений, при совершенствовании существующих и внедрении новыхтехнологических процессов и оборудования. При этом предусматриваютсяулавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов, полноеисключение выбросов.
Предприятия иорганизации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ ватмосферу, независимо от времени ввода их в действие должны быть оснащенысооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов и средствамиконтроля за количеством и составом выбрасываемых веществ. При планированииразмещения и развития городов должны учитываться состояние в них атмосферноговоздуха и прогнозы его изменения.
Проектирование, застройкаи реконструкция городов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническимиправилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства и озеленениютерриторий населенных пунктов и производственных площадей. Размещение внаселенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов,производственного, бытового мусора, являющихся источниками загрязнения воздухапылью, вредными газообразными и дурнопахнущими веществами, сжигание отходов натерриториях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется ссоблюдением требований по охране атмосферного воздуха[15].
Согласно Положению огосударственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденномупостановлением Правительства РФ, он осуществляется Министерством природныхресурсов РФ и его территориальными органами. Они взаимодействуют на основесоглашений с Министерством здравоохранения и социального развития РФ иФедеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ихорганами[16].
Контроль опирается намониторинг (наблюдение) атмосферного воздуха, который имеет целью комплекснуюоценку и прогноз его состояния, обеспечение государственных и муниципальныхорганов, организаций, населения текущей и экстренной информацией о загрязнениивоздуха. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частьюгосударственного мониторинга окружающей среды[17].
Государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор за состоянием атмосферного воздуха осуществляет государственнаясанитарно-эпидемиологическая служба на основании Федерального закона «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[18]и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РоссийскойФедерации[19]. Федеральным законом «Обохране атмосферного воздуха» предусматриваются производственный и общественныйконтроль за охраной атмосферного воздуха, плата за загрязнение окружающей средывыбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, права граждан иобщественных объединений, международное сотрудничество.
2. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха
В Федеральном законе «Обохране атмосферного воздуха»[20] устанавливаются общиецели мониторинга атмосферного воздуха и дается определение мониторингаатмосферного воздуха: это система наблюдений за состоянием атмосферноговоздуха, его загрязнением и происходящими в нем природными явлениями, а такжеоценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Задачимониторинга природных ресурсов с той или иной степенью детализацииформулируются в ряде федеральных законов.
В ст. 67 Земельного кодексаРФ предусматриваются задачи государственного мониторинга земель, напримерпрогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствийнегативных процессов; информационное обеспечение ведения государственногоземельного кадастра и контроля, обеспечение граждан информацией о состоянииокружающей среды. Сходные цели имеет и мониторинг атмосферного воздуха.Подробнее они предусматриваются в Положении о государственной службе наблюденияза состоянием окружающей природной среды, утвержденном постановлениемПравительства РФ[21].
Мониторинг атмосферноговоздуха является составной частью мониторинга за состоянием окружающей среды ивходит в Единую государственную систему экологического мониторинга, созданную в 1993 г. Функции осуществления государственного мониторинга атмосферноговоздуха возлагаются на специально уполномоченные государственные органыисполнительной власти и их территориальные органы:
– в областигидрометеорологии и смежных с ней областях – согласно Федеральному закону «Огидрометеорологической службе»[22];
– в области охраныокружающей среды – согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды»[23];
– в областисанитарно-эпидемиологического надзора – согласно Федеральному закону «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[24].
В соответствии сПоложением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающейприродной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ, переченьобъектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферноговоздуха, устанавливают и пересматривают территориальные органы МПР Россиисовместно с территориальными органами Федеральной службы России погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды[25].Владельцы объектов (источников вредных химических, биологических и физическихвоздействий) – юридические лица должны осуществлять мониторинг и охрануатмосферного воздуха посредством производственного контроля в соответствии сзаконодательством РФ об охране атмосферного воздуха.
Органы государственнойвласти ряда субъектов РФ активно участвовали в подготовке и принятиинормативных правовых актов, необходимых для реализации ФЗ «Об охранеатмосферного воздуха», в том числе путем изменения и дополнения своих актов,которыми устанавливался мониторинг атмосферного воздуха. Хотя законодательствооб охране атмосферного воздуха, как и законодательство о животном мире, непредусматривается в Конституции РФ, где перечисляются вопросы ведения РФ исубъектов РФ, оно входит в законодательство об охране окружающей среды ипредполагает совместную компетенцию РФ и ее субъектов.
Единство системы игосударственный характер наблюдений за атмосферным воздухом предполагаютприведение в соответствие с федеральным законодательством актов субъектов РФ повопросам охраны, использования и мониторинга атмосферного воздуха, инымаспектам совместного ведения в области охраны окружающей среды.
Правовой характеросновных мер по защите атмосферного воздуха от загрязнения, разграничениеполномочий по осуществлению мониторинга атмосферного воздуха, неотъемлемаясвязь атмосферного воздуха с другими компонентами природной среды предполагаютобъединение и разнообразие усилий общества по совершенствованию правового,организационного, экономического механизма охраны атмосферного воздуха. Кправовому регулированию охраны атмосферного воздуха имеют отношение ряднормативных правовых актов, регулирующих смежные и сходные природоохранныеотношения. Органы государственной власти субъектов РФ, например, не тольковедут Красную книгу субъекта Российской Федерации, но и вносят предложения одополнениях в Красную книгу РФ.
Нередко принимаются актыоб упорядочении транспортного движения в крупных городах в целях уменьшениявыбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В городе Москверазработан и осуществляется план приостановления деятельности предприятий,наиболее загрязняющих атмосферу, на случай повышения температуры и усиленияюго-восточного ветра в целях предупреждения угрозы для жизни и здоровья людей врезультате загрязнения атмосферного воздуха[26]. Договорные формы приобретаютвсе большее значение: договоры заключаются между различными государствами,между органами исполнительной власти Российской Федерации и органамиисполнительной власти ее субъектов, между субъектами РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Атмосфера являетсясущественным фактором определения климатических и погодных условий на Земле. Ресурсыатмосферы занимают большое место в экономической деятельности человека.Атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Воздухявляется неотъемлемым компонентом производственных процессов, получениятепловой энергии, иной хозяйственной деятельности человека.
Атмосферный воздухявляется одним из важнейших жизненно важных элементов природы, неотъемлемойчастью среды обитания человека, растений и животных. Эти обстоятельствапредопределяют необходимость правового регулирования общественных отношений поповоду его охраны от разнообразных вредных химических, физических ибиологических воздействий. Основная полезная функция атмосферы заключается втом, что она служит незаменимым источником кислорода, необходимого длясуществования всего живого на Земле. Все функции атмосферного воздуха,выполняемые им по отношению к растительному и животному миру, человеку иобществу, являются важнейшей предпосылкой для обеспечения всестороннегоправового регулирования охраны атмосферного воздуха.
Головным нормативнымправовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Всоответствии с ним изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ. Имирегулируются компетенция государственных и иных органов в области охраныатмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него,наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраныатмосферного воздуха. Государственное управление в области охраны атмосферноговоздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФнепосредственно или через специально уполномоченный федеральный органисполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органамигосударственной власти субъектов РФ.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» // Собраниезаконодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6450.
2. Федеральный закон от 04.05.1999 N96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране атмосферного воздуха» // Собраниезаконодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6450.
3. Федеральный закон от 30.03.1999 N52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 17.
4. Федеральный закон от 19.07.1998 N113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О гидрометеорологической службе» // Собраниезаконодательства РФ, 28.07.2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616.
5. Постановление Правительства РФ от24.07.2000 N 554 (ред. от 15.09.2005) «Об утверждении Положения оГосударственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 26.09.2005, N 39, ст. 3953.
6. Комментарий к Федеральному закону «Обохране атмосферного воздуха»/ Под ред. С.А. Боголюбова.- М.: Юстицинформ,2008.- 395 с.
7. Коробкин, В.И. Экология: учебник длявузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 373 с.
8. Николайкин, Н.И. Экология: учеб. длявузов / Н. И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова.- М.: Дрофа, 2004.-365 с.
9. Экологические проблемы: чтопроисходит, кто виноват и что делать? / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна.- М.:Изд-во МНЭПУ, 2005. — 332 с.
10. Экологическоеправо. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова.- М.: Велби, 2008.- 400 с.
11. Экологическоеправо: учебник / Под ред. О.Л. Дубовик.- М.: Эксмо, 2005.- 428 с.