Реферат по предмету "Экология"


Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Контрольная работа
 
Предмет:«Экологическое право»
Тема: «Вопросы»
Вариант 6

Москва 2008
Содержание
1. Общая характеристикаправа природопользования 
2. Правовой режим зончрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия 
Список литературы

1.

Общаяхарактеристика права природопользования
 
Виды пра­ваэкологопользования можно подразделить на три основных группы:
— в зависимости отобъектов права экологопользования может быть общим или специальным, то естьосуществляемым без каких-либо разрешений либо по специальному разрешению;
— в зависимости отсубъектов право экологопользования можно подразделить на правоэкологопользования организаций и право экологопользования граждан. Такоеподразделение юридически обусловлено тем, что если граждане имею общуюэкологическую пра­воспособность, то организации – специальную;
— в зависимости отвидов эксплуатируемых природных объектов и их состояния правоэкологопользования можно подразделить на виды: земле­пользование,водопользование, недропользование и т.п.
В зависимости отстепени правовой урегулированности фактического пользования человеком природныхресурсов и способов регламентации этого использования различают:
— естественные условиясуществования человека (потребление кис­лорода, облучение солнцем и т.п.);
— общедоступное(общее) пользование природными ресурсами;
— регламентируемоеправо экологопользования – эксплуатация при­родных объектов, как находящихся всобственности государства, так и не подлежащих индивидуализации, которые возникаютпо разрешениям.
Общедоступное (общее)экологопользование не требует разрешения компетентных государственных органовили предприятий, за которы­ми природные объекты закреплены. Право на такоепользование воз­никает непосредственно из законов или иных нормативно-правовыхактов, регулирующих экологопользование. Это право принадлежит лю­бомупредприятию или гражданину там, где это не запрещено законом.
Различают бессрочноепользование природными объектами, то есть пользование без заранееустановленного срока, и временное пользование. Понятие и содержание праваэкологопользования  приведены на рис. 1 и 2.[1]
/>
Рис. 1. Понятие праваэкологопользования
/>
Рис. 2. Содержаниеправа экологопользования
Объектом праваэкологопользования является прежде всего мате­риализованная субстанция, которойвозможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом праваэкологопользования атмосфер­ный воздух, ибо он не материализован и имневозможно обладать как вещью.
Нематериализованныесубстанции могут являться объектом права экологопользования лишь при условии,что они являются частью тех природных объектов, которыми можно обладать каквещами. Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеетсяпочвенный воздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушныйрежим почвы. Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется всоставе материализованного объекта – земельного участка, предоставленного ему впользование. В связи с этим юридическим объектом экологопользования могут бытьлишь зе­мельные участки, участки для разработки недр, водные объекты или ча­стиих, участки леса для заготовки древесины и других лесопользова­нии, имеющихпобочный характер, а также охотничьи угодья и иные участки обитания дикойфауны.
Субъектами праваэкологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации,учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица.
Содержание праваэкологопользования включает наличие несколь­ких правомочий: правасобственности, права владения, права пользо­вания и права внутрихозяйственногоуправления природным объек­том, предоставленным в пользование, владение,собственность или аренду.
Право владенияприродным объектом как правомочие права эколого­пользования имеет два основныхаспекта: отграничение предоставлен­ного в пользование природного объекта ивнутрихозяйственную орга­низацию его территории (территориально-хозяйственноеустройство). Иначе говоря, владение предполагает наличие двух групп правоотно­шений;правоотношения по обеспечению защиты прав экологопользо­вания и правоотношенияпо организации используемого природного объекта. Так, установление границземельного участка гражданина на местности дает ему право требоватьопределенного поведения от треть­их лиц: запрещать проезд, проход по земельномуучастку, сенокошение на нем и т.п. Закрепленные же в порядкевнутрихозяйственного земле­устройства составные части землепользования колхозадают, во-первых, право органам по контролю за землепользованием требовать отколхоза точного соблюдения целевого назначения внутрихозяйствен­ных участков,определенных внутрихозяйственным землеустройством, во-вторых, право самомуколхозу-землевладельцу требовать от внутри­хозяйственных подразделенийсоблюдать установленные им земельные обязанности.
Право пользованияприродным объектом также имеет два основных аспекта: определенность пределовправа пользования этим объектом и со­блюдение правовой процедуры пользования(правил хозяйственной экс­плуатации).
Правоприродопользования является одним из важнейших ин­ститутов экологического (иприродоресурсового) права, имеющим длительную историю. Данный институт, будучитрадиционным и в целом стабильным, тем не менее подвергся определенным преоб­разованиямв ходе общей правовой реформы, проходящей в России. В первую очередь,специалисты отмечают расширение круга субъ­ектов права природопользования,развитие начала платности, появ­ление новых (для отечественного права) форм,например аренды, концессии, более подробную регламентацию предоставления и пре­кращенияправа природопользования и т. п.
Правоприродопользования – это система норм, регулирующих использование природныхресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи сиспользованием природных ресурсов (субъективное).[2]
В литературевыделяются различные виды права природополь­зования. По критерию объекта – этоправо землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами,животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом В рамкахданной классификации возможно дальнейшее дробление указанного критерия,например по категориям земель. В этом слу­чае различается право пользованияземлями сельскохозяйственно­го назначения, землями поселений, землями, занятымипод транс­порт, и т. п. Таким образом, дополнительным критерием выступают либоцелевое назначение объекта, либо цели деятельности (напри­мер, разведка,разработка живых или минеральных ресурсов конти­нентального шельфа). Покритерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользованияразличается общее и специ­альное право природопользования. Первое характеризуетсяпроизводностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающуюсреду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его реализация не связана снеобходимостью предварительного осуще­ствления каких бы то ни было юридическихдействий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограниченийдвух видов – обоснованных опытом, здравым смыслом (например, право на сбордикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностным характеромпользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Взаконодательстве имеются указания на публичные и частные сервитуты при лесо-,земле- и во­допользовании (ст. 21 ЛК РФ, ст. 43 ВК РФ, ст. 276-277 ГК РФ).Понятие сервитута используется для установления права ог­раниченного пользованиячужим имуществом.
Специальноеприродопользование разделяется на комплексное и собственно специальноепользование недрами, лесами и т.п. и осуществляется только на основепредварительного получения в ус­тановленном законом порядке разрешения (лицензии)на осуществ­ление определенного вида деятельности в соответствии с заранееопределенными условиями. Оно характеризуется платностью и не­обходимостьюпринятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом,возложением, наряду с предостав­лением права, и обязанностей. Разновидностьюправа специального водопользования является особое водопользование для обеспече­ниянужд обороны, федерального транспорта и иных государствен­ных потребностей.
Принципы праваприродопользования: его производность от права собственности на природныересурсы; рацио­нальность; экосистемный подход к регулированию природопользова­ния;целевой характер, устойчивость и платность.[3]
По российскомузаконодательству субъектами права природопользования являются: российскиеграждане и их объединения; органы государственного управления; органы местногосамоуправления; совместные предприятия с уча­стием российских и иностранныхфизических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранныегосударства, ме­ждународные организации. Права и обязанности субъектов праваприродопользования, как правило, детально регламентированы за­конодательством.Основания возникновения и прекращения (при­остановления) праваприродопользования устанавливаются по ка­ждому его виду.
Институт юридическойответственности за нарушение права природопользования достаточ­но подробноурегулирован в российском законодательстве. Ответ­ственность за нарушение правалесо-, недро-, водо-, землепользова­ния и другие виды пользования природнымиресурсами установле­на как УК РФ, так и КоАП РФ, в котором, например,содержится большое число составов административно наказуемых посягательств направо природопользования. Частично эти составы указывались выше – при анализеответственности за административные право­нарушения в области охранысобственности на природные ресурсы. Кроме них, в КоАП РФ можно выделить:
— нарушение требованийпо рациональному использованию недр, т.е. выборочную (внепроектную) отработкуместорождений полезных ископаемых, приводя­щую к необоснованным потерям запасовполезных ископаемых, иное нерациональное использование недр, ведущее ксверхнорма­тивным потерям при добыче полезных ископаемых или при перера­боткеминерального сырья (ч. 1 ст. 8.10);
— нарушение режима ис­пользованияземельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водныхобъектов (ч. 2 ст. 8.12);
— нарушение правилводопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод вводные объекты (ч. 1 ст. 8.14);
— нарушение условийразрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа,сапропеля на водных объектах при возведении и  эксплуатации  нефтепроводов и иных работ,  при строительстве и эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений(ч. 2 ст. 8.14); 5) нарушение правил использования минеральных (неживых)ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентальногошельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации (ч. 1 ст. 8.17);
— нарушение условийлицензий на водопользование или разрешения на промысел водных биоресурсов вуказанных акваториях (ч. 2 ст. 8.17);
— нарушение правиллесопользования (ст. 8.25);
— нарушение правилпобочного лесопользования, например сенокошение или выпас скота без лес­ногобилета (ст. 8.26);
— нарушение правилпользования объектами животного мира (ст. 8.37);
— нарушение правилиспользования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо ох­раняемыхприродных территориях либо в их охранных зонах (окру­гах) – ст. 8.39. УК РФтакже предусматривает составы экологиче­ских преступлений, посягающих на правоприродопользования, на­пример в ст. 253, 255 и др.
 
2.Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и
зонэкологического бедствия
 
Экологическаябезопасность – состояние защищенности окру­жающей среды, населения, территорий,хозяйственных и иных объ­ектов от различных угроз, возникающих вследствиенегативных из­менений компонентов окружающей среды в результате антропоген­нойдеятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическаябезопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых,материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования,предотвращения, лик­видации реальных и потенциальных угроз безопасности,смягчения их последствий.[4]
Угроза экологическойбезопасности выражает повышенную ве­роятность гибели отдельных природныхобъектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды,мас­штабы которых определяются исходя из размеров поражения окру­жающей среды,его устойчивости, возможности устранения, воздей­ствия на жизнь и здоровьенаселения.
Масштабы планетарныхнегативных социально-экономических процессов сказываются на состоянииокружающей среды. Отсюда возникает необходимость более чет­кого правовогорегулирования взаимодействия человеческого общест­ва с окружающей средой,которое составляет целостную планетарную систему со всеми присущими ейотношениями и связями. Поэтому ло­кальное нарушение любого ее элемента приведетк изменению, а в ко­нечном счете и к разрушению всей системы.
Кроме особо охраняемыхтерриторий и природных объектов, имеются территории с особым режимомэкологопользования. В ста­тье 57 нового закона «Об охране окружающей среды»предусмотрены зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологическойситуации, которые объявляются таковыми либо решениями Феде­рального СобранияРФ, либо указами Президента РФ по представ­лению специально уполномоченных нато органов государственной экологической экспертизы. Зонами чрезвычайнойэкологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участ­китерритории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятель­ности происходятустойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимыеизменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения или повлекшиесущественное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, расширениеестественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.[5]
/>
Рис. 3. Возникновение,изменение и прекращение права экологопользования
30 мая 2001 годапринят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».
Чрезвычайное положениеозначает вводимый в соответствии с Кон­ституцией РФ и настоящим Федеральным конституционнымзаконом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовойрежим деятельности органов государственной власти, органов мест­ногосамоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и формсобственности, их должностных лиц, общест­венных объединений, допускающийустановленные настоящим Зако­ном отдельные ограничения прав и свобод граждан,либо без граж­данства, прав организаций и общественных объединений, а такжевозложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвы­чайногоположения является временной мерой, применяемой исклю­чительно для обеспечениябезопасности граждан и защиты конститу­ционного строя РФ. Чрезвычайноеположение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собойнепосредствен­ную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционномустрою РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвы­чайных мер.
Чрезвычайное положениена всей территории РФ или в ее отдель­ных местностях вводится указом ПрезидентаРФ.
После объявлениятерриторий указанными зонами в них прекра­щается или существенно ограничиваетсяподобная и уже указанная де­ятельность. Финансирование всех указанныхмероприятий осуществ­ляется за счет непосредственных виновников ухудшенияэкологичес­кого состояния на данной территории или за счет средств федерально­гобюджета и бюджетов соответствующих субъектов РФ.
В соответствии сПоложением о классификации чрезвычайных ситу­аций природного и техногенногохарактера, утвержденным Постановле­нием Правительства РФ от 13 сентября 1996г., чрезвычайные ситуа­ции классифицируются в зависимости от количества людей,постра­давших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условияжизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зонраспространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; чрезвычайныеситуации подразделяются на локальные, мест­ные, территориальные, региональные,федеральные и трансгранич­ные.
Под чрезвычайнымиситуациями иногда понимают не только экологи­ческие и иные ситуации, связанныесо стихийными бедствиями, взрыва­ми магистральных трубопроводов, наводнениями,землетрясениями и т.д. Такие нарушения окружающей среды нередко затрагиваютцелые экосистемы и носят устойчивый характер, для ликвидации последст­вийкоторых, как правило, необходимы большие сроки и громадные материальныесредства.
Кроме особо охраняемыхтерриторий и природных объектов, имеют­ся территории с особым режимомэкологопользования. В статье 57 За­кона «Об охране окружающей среды»предусмотрены зоны чрезвы­чайной экологической ситуации и зоны экологическогобедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Со­бранияРФ, либо указами Президента РФ по представлению специ­ально уполномоченной нато государственной экологической эспертизы.
Для борьбы суказанными ситуациями было создано Министерство РФ по делам гражданскомобороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных и иныхбедствий. Положение об этом Министерстве было утверждено 2 августа 1999 г.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера» чрезвычайнаяситуация – это об­становка на определенной территории, сложившаяся в результатеава­рии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или ино­го бедствия,которые могут повлечь или повлекли за собой человечес­кие жертвы, ущербздоровью людей или окружающей среде, значи­тельные потери и нарушение условийжизнедеятельности людей; а предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплексмероприя­тий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальновозможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуа­ций, а также насохранение людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде иматериальных потерь в случае их возник­новения.
Инициаторамиобъявления территории зоной чрезвычайной эко­логической ситуации являютсяорганы государственной власти субъек­тов РФ или органы местного самоуправленияэтих территорий.
Зона чрезвычайнойэкологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или постановлениемФедерального Собрания РФ по представлению Министерства природных ресурсов наосновании за­ключения государственной экологической экспертизы.
Порядок определениястатуса зон чрезвычайной экологической си­туации утверждает Правительство РФ.
Организацияэкологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит вкомплексе мероприятий по оздоровлению экологичес­кой обстановки, включаяреабилитацию нарушенных природных ком­плексов, снижение уровня воздействияхозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду. Она оформляется в видепроекта феде­ральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состоя­нияокружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.
Функциигосударственного заказчика федеральной целевой Про­граммы неотложных мер поулучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки издоровья населения воз­лагаются на инициатора объявления территории зонойчрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проектаПрограммы совместно с местными природоохранительными и сани­тарно-эпидемиологическимиорганами управления и контроля, науч­но-исследовательскими и проектнымиорганизациями.
Подготовка федеральнойцелевой Программы включает в себя два аспекта:
— разработкунеотложных мер и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды,санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения;
— создание условий длясубъектов хозяйствования в целях организа­ции устойчивогосоциально-экономического развития территории.
Источникамифинансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета;средства бюджетов различных уров­ней; средствапредприятий-экологопользователей, загрязняющих ок­ружающую среду, и ихотраслевых объединений; средства экологичес­кого фонда; заемные средства(кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранныеинвестиции.
Организациядеятельности по выполнению утвержденной Про­граммы и ответственность за еевыполнение возлагаются на главу адми­нистрации территории, объявленной зонойчрезвычайной экологичес­кой ситуации.
По истечении срокавыполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы осостоянии окружающей среды и реализации мероприятий Программы и представляет ихна государст­венную экологическую экспертизу.
Решение о снятиистатуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается Президентом РФ попредставлению Министерства природ­ных ресурсов РФ на основании заключениягосударственной экологичес­кой экспертизы.
Понятие чрезвычайнаяэкологическая ситуация впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР от 19 декабря1991 г. «Об охране окружающей природной среды», определившей зоны чрезвычайнойэкологической ситуации как участ­ки территории РФ, где в результатехозяйственной и иной деятель­ности происходят устойчивые отрицательныеизменения в окру­жающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естест­венныхэкологических систем, – генетических фондов растений и животных. Федеральныйзакон «Об охране окружающей среды» сохранил отсылочную норму ст. 57 «Порядокустановления зон эко­логического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций», правдавыде­лив для нее целую главу – VIII. Здесь говорится: порядок объявле­ния режима зонэкологического бедствия определяется законода­тельством о зонах экологическогобедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливаетсяфедераль­ным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера, другими Феде­ральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными право­вымиактами субъектов Российской Федерации.[6]
Российскоезаконодательство использует также ряд смежных понятий: «зона экологическогобедствия», «чрезвычайная ситуа­ция», «чрезвычайное положение», «угрозабезопасности», «бедст­вие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зонаэкологи­ческого риска» и пр.
Чрезвычайная ситуация– это обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или ихздоровью с необратимы­ми последствиями для трудоспособности, с существеннымматери­альным ущербом, негативными социально-политическими, эконо­мическими,военными, экологическими и иными последствиями. Федеральный закон от 21 декабря1994 г. № 68-ФЗ «О защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и тех­ногенного характера» в ст. 1 устанавливает, что чрезвычайнаяси­туация – это обстановка на определенной территории, сложившая­ся врезультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного илииного бедствия, которые могут повлечь или повлек­ли за собой человеческиежертвы, ущерб здоровью людей или окру­жающей природной среде, значительныематериальные потери и на­рушение условий жизнедеятельности людей.
Элементамичрезвычайной ситуации являются:
— наличие угро­зы(реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
— по­следствия(необратимые, существенные, устойчивые, отрицатель­ные);
— необходимостьпринятия дополнительных мер для лик­видации, предотвращения, смягченияпоследствий.
Ситуация при­знаетсячрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуетсякризисностью положения.
Классификациячрезвычайных ситуаций проводится по различ­ным единичным и комплекснымкритериям. По источнику возник­новения они делятся на внешние и внутренние (ст.3 Закона РФ «О безопасности»), межнациональные конфликты, массовые беспорядки,блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, круп­ные аварии (ст. 4 ЗаконаРФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном по­ложении»); по своим последствиям – навызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либосоци­ально-политические, экономические, экологические и иные послед­ствия; постепени остроты – на реальные и потенциальные (ст. 3 Закона РФ «Обезопасности»), требующие введения чрезвычайного положения немедленно и безпредупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры; по скоростиразвития – на си­туации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие; по сфе­репроявления – на техногенные, экологические, природного, био­генного, зоогенногои фитогенного характера. Так, чрезвычайные ситуации экологического характеравызываются воздействием из­мененной в результате деятельности человекаокружающей среды, состояния почв, недр, ландшафта и проявляются в просадках, оползнях,обвалах, массовой гибели рыбы, покрытии пленкой трети площади водоема и болеепри общей его поверхности до 6 кв. км, переполнении хранилищ промышленными ибытовыми отходами л др. Биогенные и зоогенные чрезвычайные ситуации – это эпиде­мии,пандемии, инфекционные заболевания экзотическими или не­выясненной этиологииболезнями, массовые отравления водой, продуктами питания, массовое появлениеживотных – разносчиков опасных инфекций и т.п. По своим масштабам ониразделяются на глобальные и локальные; по происхождению – на природные и тех­ногенные.В зависимости от нескольких показателей, взятых ком­плексно (размеров ущерба,количества пострадавших, границ рас­пространения поражающих факторов),чрезвычайные ситуации де­лятся на локальные, местные, территориальные,региональные, фе­деральные и трансграничные.
К локальной относитсячрезвычайная ситуация, в результате ко­торой пострадали не более 10 чел., либонарушены условия жизне­деятельности не более 100 чел., либо материальный ущербсостав­ляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, аее зона не выходит за пределы территории объекта про­изводственного илисоциального назначения. К местной относится чрезвычайная ситуация, в результатекоторой пострадали свыше 10 чел., но не более 50, либо нарушены условияжизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный ущербсостав­ляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуациине выходит за пределы населенного пункта, города, рай­она. Территориальнойявляется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но неболее 500 чел., либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более500 чел. либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн.МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за преде­лы субъекта РФ. Крегиональной относится чрезвычайная ситуа­ция, в результате которой пострадалисвыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше500, но не более 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн.,но не более 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации ох­ватывает территориюдвух субъектов РФ. Федеральная чрезвычай­ная ситуация – та, в результатекоторой пострадали свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельностисвыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ и зоначрезвы­чайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов РФ. На­конец,трансграничной является чрезвычайная ситуация, поражаю­щие факторы которойвыходят за пределы РФ либо которая про­изошла за рубежом и затрагиваеттерриторию РФ (Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного итехногенно­го характера от 13 сентября 1996 г.).
В 2001 г., по даннымМЧС России, в стране произошли 233 чрез­вычайные ситуации природного характера,14,5 тыс. опасных экзо­генных геологических процессов.
Органы, уполномоченныев области управления, контроля и над­зора за чрезвычайными экологическимиситуациями. В систему этих органов входят: МЧС, геофизическая служба Российскойакадемии наук, сейсмическая служба Минобороны России, служба монито­рингагеологической среды МПР России, службы сейсмических и геодинамических охранныхсетей наблюдений Росатома России, службы геодинамических наблюденийМинпромэнерго России, службы инженерно-сейсмометрических наблюдений РосстрояРос­сии, службы контроля деформации земной поверхности Роскартографии,Росгидромет, МПР России.
Понятие экологическоебедствие было введено ст. 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охранеокружающей природной среды». Зонами эколо­гического бедствия объявляютсяучастки территории РФ, где в ре­зультате хозяйственной или иной деятельностипроизошли глубо­кие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие суще­ственноеухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушениеестественных экологических систем, дегра­дацию флоры и фауны. В зонеэкологического бедствия прекраща­ется деятельность хозяйственных объектов,кроме связанных с об­служиванием проживающего на территории зоны населения, за­прещаютсястроительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваютсявсе виды природопользования, при­нимаются оперативные меры по восстановлению ивоспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной сре­ды.Как указывалось выше, Федеральный закон «Об охране окру­жающей среды» содержитлишь отсылку к федеральному законода­тельству (ст. 57).
Экологическиебедствия, как и чрезвычайные экологические си­туации, могут быть природного итехногенного происхождения. Стихийные бедствия – это землетрясения, извержениявулканов (например, в результате начавшегося после сильнейшего землетря­сенияна Камчатке и длившегося почти весь 1996 г. извержения двух вулканов –Карымского и Академии наук, входящих в Камчатский вулканический пояс, произошливыброс пепла и газа на высоту 8 км, излияния лавы, вулканические взрывы иземлетрясения в результате окрестности покрылись слоем пепла, изрыты вулкани­ческимибомбами, вода в расположенном на этой территории озере глубиной 60 м идиаметром около 4 км отравлена, рыба погибла, пойма реки Карымской залитагрязевыми потоками); ураганы (шквалы, смерчи), ливневые дожди,сопровождающиеся, как прави­ло, усилением скорости ветра, в результате чегопроисходят подъем уровня воды в реках, затопление населенных пунктов,расположен­ных по берегам рек, скотомогильников, мест хранения пестицидов,топлива и т.п. с последующим смывом в водные источники и значи­тельнымзагрязнением вод; оползни, лесные пожары, наводнения и др.
М.М. Брингчук вразработанном проекте Федерального за­кона «О стихийных бедствиях» определяеттаковыми чрезвычай­ную ситуацию, обусловленную опасными явлениями и процессами,которые порождены силами природы или совместно ими и деятель­ностью людей, азатем дает их перечень в приложении к законопро­екту. В частности, в числоопасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, онвключает:
— опасные геофи­зическиеявления, т.е. землетрясения и извержения вулканов;
— опасные геологическиеявления, т.е. абразии, эрозии, карстовые просадки (провалы) земной поверхности,курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых вод, просадки пород,сели и склоновые смывы;
— опасныеметеорологические (агрометеороло­гические) явления, т.е. бури (9–11 баллов),вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури,сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, атакже смерчи, торнадо, суховеи, ураганы (12–15 баллов), шквалы;
— опасныегидрологические явления, т.е. высокие уровни воды (наводнения, половодья,дождевые паводки, заторы, ветровые наго­ны), затирания плавсредств и их гибельпод напором льда, напоры льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый(труднопроходи­мый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых соору­жений,отрыв прибрежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай,сильное волнение (5 баллов и более), сильное ко­лебание уровня моря, озера,сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цунами;
— природные пожары, т.е.лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлеб­ныхмассивов, торфяные пожары.
Экологические бедствиятехногенного характера могут быть ре­зультатами крупных аварий (например, нанефтепроводах), мас­штабного загрязнения окружающей среды и т.п. Наиболееизвест­ны экологические бедствия в результате аварий на предприятиях, связанныхс атомной энергетикой (авария в 1957 г. на производст­венном объединении «Маяк»со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча и загрязнением значительныхтерриторий, авария на Чер­нобыльской АЭС), при ядерных испытаниях (наСемипалатинском полигоне, Новой Земле) и др. Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редак­цииот 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергших­ся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС» устанавливает правовойстатус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственныхорганов, граждан и т.п., в частности, выделяет по ряду показателей (загряз­нениецезием-137, стронцием-90, плутонием-239, 240, ландшафт­ные и геохимическиеособенности почв и т.п.) различные участки территории, объявляемыесоответственно: зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом наотселение,- зоной прожи­вания с льготным социально-экономическим статусом,границы ко­торых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в тригода с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.

Список литературы
1. Боголюбов С.А. Экологическоеправо. — М., 2006.
2. Бринчук М.М. Экологическоеправо (право окружающей среды). – М., 2006.
3. Дубовик О.Л. Экологическоеправо. – М., 2008.
4. Ерофеев Б.В. Экологическоеправо России. — М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.