Контрольная работа
Предмет:«Экологическое право»
Тема: «Вопросы»
Вариант 6
Москва 2008
Содержание
1. Общая характеристикаправа природопользования
2. Правовой режим зончрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия
Список литературы
1.
Общаяхарактеристика права природопользования
Виды праваэкологопользования можно подразделить на три основных группы:
— в зависимости отобъектов права экологопользования может быть общим или специальным, то естьосуществляемым без каких-либо разрешений либо по специальному разрешению;
— в зависимости отсубъектов право экологопользования можно подразделить на правоэкологопользования организаций и право экологопользования граждан. Такоеподразделение юридически обусловлено тем, что если граждане имею общуюэкологическую правоспособность, то организации – специальную;
— в зависимости отвидов эксплуатируемых природных объектов и их состояния правоэкологопользования можно подразделить на виды: землепользование,водопользование, недропользование и т.п.
В зависимости отстепени правовой урегулированности фактического пользования человеком природныхресурсов и способов регламентации этого использования различают:
— естественные условиясуществования человека (потребление кислорода, облучение солнцем и т.п.);
— общедоступное(общее) пользование природными ресурсами;
— регламентируемоеправо экологопользования – эксплуатация природных объектов, как находящихся всобственности государства, так и не подлежащих индивидуализации, которые возникаютпо разрешениям.
Общедоступное (общее)экологопользование не требует разрешения компетентных государственных органовили предприятий, за которыми природные объекты закреплены. Право на такоепользование возникает непосредственно из законов или иных нормативно-правовыхактов, регулирующих экологопользование. Это право принадлежит любомупредприятию или гражданину там, где это не запрещено законом.
Различают бессрочноепользование природными объектами, то есть пользование без заранееустановленного срока, и временное пользование. Понятие и содержание праваэкологопользования приведены на рис. 1 и 2.[1]
/>
Рис. 1. Понятие праваэкологопользования
/>
Рис. 2. Содержаниеправа экологопользования
Объектом праваэкологопользования является прежде всего материализованная субстанция, которойвозможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом праваэкологопользования атмосферный воздух, ибо он не материализован и имневозможно обладать как вещью.
Нематериализованныесубстанции могут являться объектом права экологопользования лишь при условии,что они являются частью тех природных объектов, которыми можно обладать каквещами. Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеетсяпочвенный воздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушныйрежим почвы. Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется всоставе материализованного объекта – земельного участка, предоставленного ему впользование. В связи с этим юридическим объектом экологопользования могут бытьлишь земельные участки, участки для разработки недр, водные объекты или частиих, участки леса для заготовки древесины и других лесопользовании, имеющихпобочный характер, а также охотничьи угодья и иные участки обитания дикойфауны.
Субъектами праваэкологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации,учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица.
Содержание праваэкологопользования включает наличие нескольких правомочий: правасобственности, права владения, права пользования и права внутрихозяйственногоуправления природным объектом, предоставленным в пользование, владение,собственность или аренду.
Право владенияприродным объектом как правомочие права экологопользования имеет два основныхаспекта: отграничение предоставленного в пользование природного объекта ивнутрихозяйственную организацию его территории (территориально-хозяйственноеустройство). Иначе говоря, владение предполагает наличие двух групп правоотношений;правоотношения по обеспечению защиты прав экологопользования и правоотношенияпо организации используемого природного объекта. Так, установление границземельного участка гражданина на местности дает ему право требоватьопределенного поведения от третьих лиц: запрещать проезд, проход по земельномуучастку, сенокошение на нем и т.п. Закрепленные же в порядкевнутрихозяйственного землеустройства составные части землепользования колхозадают, во-первых, право органам по контролю за землепользованием требовать отколхоза точного соблюдения целевого назначения внутрихозяйственных участков,определенных внутрихозяйственным землеустройством, во-вторых, право самомуколхозу-землевладельцу требовать от внутрихозяйственных подразделенийсоблюдать установленные им земельные обязанности.
Право пользованияприродным объектом также имеет два основных аспекта: определенность пределовправа пользования этим объектом и соблюдение правовой процедуры пользования(правил хозяйственной эксплуатации).
Правоприродопользования является одним из важнейших институтов экологического (иприродоресурсового) права, имеющим длительную историю. Данный институт, будучитрадиционным и в целом стабильным, тем не менее подвергся определенным преобразованиямв ходе общей правовой реформы, проходящей в России. В первую очередь,специалисты отмечают расширение круга субъектов права природопользования,развитие начала платности, появление новых (для отечественного права) форм,например аренды, концессии, более подробную регламентацию предоставления и прекращенияправа природопользования и т. п.
Правоприродопользования – это система норм, регулирующих использование природныхресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи сиспользованием природных ресурсов (субъективное).[2]
В литературевыделяются различные виды права природопользования. По критерию объекта – этоправо землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами,животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом В рамкахданной классификации возможно дальнейшее дробление указанного критерия,например по категориям земель. В этом случае различается право пользованияземлями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятымипод транспорт, и т. п. Таким образом, дополнительным критерием выступают либоцелевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка,разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа). Покритерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользованияразличается общее и специальное право природопользования. Первое характеризуетсяпроизводностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающуюсреду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его реализация не связана снеобходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридическихдействий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограниченийдвух видов – обоснованных опытом, здравым смыслом (например, право на сбордикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностным характеромпользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Взаконодательстве имеются указания на публичные и частные сервитуты при лесо-,земле- и водопользовании (ст. 21 ЛК РФ, ст. 43 ВК РФ, ст. 276-277 ГК РФ).Понятие сервитута используется для установления права ограниченного пользованиячужим имуществом.
Специальноеприродопользование разделяется на комплексное и собственно специальноепользование недрами, лесами и т.п. и осуществляется только на основепредварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии)на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранееопределенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостьюпринятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом,возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей. Разновидностьюправа специального водопользования является особое водопользование для обеспечениянужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.
Принципы праваприродопользования: его производность от права собственности на природныересурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования;целевой характер, устойчивость и платность.[3]
По российскомузаконодательству субъектами права природопользования являются: российскиеграждане и их объединения; органы государственного управления; органы местногосамоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранныхфизических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранныегосударства, международные организации. Права и обязанности субъектов праваприродопользования, как правило, детально регламентированы законодательством.Основания возникновения и прекращения (приостановления) праваприродопользования устанавливаются по каждому его виду.
Институт юридическойответственности за нарушение права природопользования достаточно подробноурегулирован в российском законодательстве. Ответственность за нарушение правалесо-, недро-, водо-, землепользования и другие виды пользования природнымиресурсами установлена как УК РФ, так и КоАП РФ, в котором, например,содержится большое число составов административно наказуемых посягательств направо природопользования. Частично эти составы указывались выше – при анализеответственности за административные правонарушения в области охранысобственности на природные ресурсы. Кроме них, в КоАП РФ можно выделить:
— нарушение требованийпо рациональному использованию недр, т.е. выборочную (внепроектную) отработкуместорождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасовполезных ископаемых, иное нерациональное использование недр, ведущее ксверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработкеминерального сырья (ч. 1 ст. 8.10);
— нарушение режима использованияземельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водныхобъектов (ч. 2 ст. 8.12);
— нарушение правилводопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод вводные объекты (ч. 1 ст. 8.14);
— нарушение условийразрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа,сапропеля на водных объектах при возведении и эксплуатации нефтепроводов и иных работ, при строительстве и эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений(ч. 2 ст. 8.14); 5) нарушение правил использования минеральных (неживых)ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентальногошельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации (ч. 1 ст. 8.17);
— нарушение условийлицензий на водопользование или разрешения на промысел водных биоресурсов вуказанных акваториях (ч. 2 ст. 8.17);
— нарушение правиллесопользования (ст. 8.25);
— нарушение правилпобочного лесопользования, например сенокошение или выпас скота без лесногобилета (ст. 8.26);
— нарушение правилпользования объектами животного мира (ст. 8.37);
— нарушение правилиспользования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемыхприродных территориях либо в их охранных зонах (округах) – ст. 8.39. УК РФтакже предусматривает составы экологических преступлений, посягающих на правоприродопользования, например в ст. 253, 255 и др.
2.Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и
зонэкологического бедствия
Экологическаябезопасность – состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий,хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствиенегативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогеннойдеятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическаябезопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых,материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования,предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности,смягчения их последствий.[4]
Угроза экологическойбезопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природныхобъектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды,масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды,его устойчивости, возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровьенаселения.
Масштабы планетарныхнегативных социально-экономических процессов сказываются на состоянииокружающей среды. Отсюда возникает необходимость более четкого правовогорегулирования взаимодействия человеческого общества с окружающей средой,которое составляет целостную планетарную систему со всеми присущими ейотношениями и связями. Поэтому локальное нарушение любого ее элемента приведетк изменению, а в конечном счете и к разрушению всей системы.
Кроме особо охраняемыхтерриторий и природных объектов, имеются территории с особым режимомэкологопользования. В статье 57 нового закона «Об охране окружающей среды»предусмотрены зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологическойситуации, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального СобранияРФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных нато органов государственной экологической экспертизы. Зонами чрезвычайнойэкологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участкитерритории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходятустойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимыеизменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения или повлекшиесущественное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, расширениеестественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.[5]
/>
Рис. 3. Возникновение,изменение и прекращение права экологопользования
30 мая 2001 годапринят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».
Чрезвычайное положениеозначает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционнымзаконом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовойрежим деятельности органов государственной власти, органов местногосамоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и формсобственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающийустановленные настоящим Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан,либо без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а такжевозложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайногоположения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечениябезопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Чрезвычайноеположение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собойнепосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционномустрою РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
Чрезвычайное положениена всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом ПрезидентаРФ.
После объявлениятерриторий указанными зонами в них прекращается или существенно ограничиваетсяподобная и уже указанная деятельность. Финансирование всех указанныхмероприятий осуществляется за счет непосредственных виновников ухудшенияэкологического состояния на данной территории или за счет средств федеральногобюджета и бюджетов соответствующих субъектов РФ.
В соответствии сПоложением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996г., чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей,пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условияжизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зонраспространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; чрезвычайныеситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные,федеральные и трансграничные.
Под чрезвычайнымиситуациями иногда понимают не только экологические и иные ситуации, связанныесо стихийными бедствиями, взрывами магистральных трубопроводов, наводнениями,землетрясениями и т.д. Такие нарушения окружающей среды нередко затрагиваютцелые экосистемы и носят устойчивый характер, для ликвидации последствийкоторых, как правило, необходимы большие сроки и громадные материальныесредства.
Кроме особо охраняемыхтерриторий и природных объектов, имеются территории с особым режимомэкологопользования. В статье 57 Закона «Об охране окружающей среды»предусмотрены зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологическогобедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального СобранияРФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченной нато государственной экологической эспертизы.
Для борьбы суказанными ситуациями было создано Министерство РФ по делам гражданскомобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных и иныхбедствий. Положение об этом Министерстве было утверждено 2 августа 1999 г.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайнаяситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результатеаварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущербздоровью людей или окружающей среде, значительные потери и нарушение условийжизнедеятельности людей; а предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплексмероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальновозможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также насохранение людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде иматериальных потерь в случае их возникновения.
Инициаторамиобъявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации являютсяорганы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправленияэтих территорий.
Зона чрезвычайнойэкологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или постановлениемФедерального Собрания РФ по представлению Министерства природных ресурсов наосновании заключения государственной экологической экспертизы.
Порядок определениястатуса зон чрезвычайной экологической ситуации утверждает Правительство РФ.
Организацияэкологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит вкомплексе мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, включаяреабилитацию нарушенных природных комплексов, снижение уровня воздействияхозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Она оформляется в видепроекта федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состоянияокружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.
Функциигосударственного заказчика федеральной целевой Программы неотложных мер поулучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки издоровья населения возлагаются на инициатора объявления территории зонойчрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проектаПрограммы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическимиорганами управления и контроля, научно-исследовательскими и проектнымиорганизациями.
Подготовка федеральнойцелевой Программы включает в себя два аспекта:
— разработкунеотложных мер и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды,санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения;
— создание условий длясубъектов хозяйствования в целях организации устойчивогосоциально-экономического развития территории.
Источникамифинансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета;средства бюджетов различных уровней; средствапредприятий-экологопользователей, загрязняющих окружающую среду, и ихотраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства(кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранныеинвестиции.
Организациядеятельности по выполнению утвержденной Программы и ответственность за еевыполнение возлагаются на главу администрации территории, объявленной зонойчрезвычайной экологической ситуации.
По истечении срокавыполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы осостоянии окружающей среды и реализации мероприятий Программы и представляет ихна государственную экологическую экспертизу.
Решение о снятиистатуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается Президентом РФ попредставлению Министерства природных ресурсов РФ на основании заключениягосударственной экологической экспертизы.
Понятие чрезвычайнаяэкологическая ситуация впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР от 19 декабря1991 г. «Об охране окружающей природной среды», определившей зоны чрезвычайнойэкологической ситуации как участки территории РФ, где в результатехозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательныеизменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественныхэкологических систем, – генетических фондов растений и животных. Федеральныйзакон «Об охране окружающей среды» сохранил отсылочную норму ст. 57 «Порядокустановления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций», правдавыделив для нее целую главу – VIII. Здесь говорится: порядок объявления режима зонэкологического бедствия определяется законодательством о зонах экологическогобедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливаетсяфедеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера, другими Федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации.[6]
Российскоезаконодательство использует также ряд смежных понятий: «зона экологическогобедствия», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «угрозабезопасности», «бедствие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зонаэкологического риска» и пр.
Чрезвычайная ситуация– это обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или ихздоровью с необратимыми последствиями для трудоспособности, с существеннымматериальным ущербом, негативными социально-политическими, экономическими,военными, экологическими и иными последствиями. Федеральный закон от 21 декабря1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера» в ст. 1 устанавливает, что чрезвычайнаяситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся врезультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного илииного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческиежертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительныематериальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Элементамичрезвычайной ситуации являются:
— наличие угрозы(реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
— последствия(необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);
— необходимостьпринятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягченияпоследствий.
Ситуация признаетсячрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуетсякризисностью положения.
Классификациячрезвычайных ситуаций проводится по различным единичным и комплекснымкритериям. По источнику возникновения они делятся на внешние и внутренние (ст.3 Закона РФ «О безопасности»), межнациональные конфликты, массовые беспорядки,блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии (ст. 4 ЗаконаРФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»); по своим последствиям – навызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либосоциально-политические, экономические, экологические и иные последствия; постепени остроты – на реальные и потенциальные (ст. 3 Закона РФ «Обезопасности»), требующие введения чрезвычайного положения немедленно и безпредупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры; по скоростиразвития – на ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие; по сферепроявления – на техногенные, экологические, природного, биогенного, зоогенногои фитогенного характера. Так, чрезвычайные ситуации экологического характеравызываются воздействием измененной в результате деятельности человекаокружающей среды, состояния почв, недр, ландшафта и проявляются в просадках, оползнях,обвалах, массовой гибели рыбы, покрытии пленкой трети площади водоема и болеепри общей его поверхности до 6 кв. км, переполнении хранилищ промышленными ибытовыми отходами л др. Биогенные и зоогенные чрезвычайные ситуации – это эпидемии,пандемии, инфекционные заболевания экзотическими или невыясненной этиологииболезнями, массовые отравления водой, продуктами питания, массовое появлениеживотных – разносчиков опасных инфекций и т.п. По своим масштабам ониразделяются на глобальные и локальные; по происхождению – на природные и техногенные.В зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно (размеров ущерба,количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов),чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные,региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной относитсячрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 чел., либонарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо материальный ущербсоставляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, аее зона не выходит за пределы территории объекта производственного илисоциального назначения. К местной относится чрезвычайная ситуация, в результатекоторой пострадали свыше 10 чел., но не более 50, либо нарушены условияжизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный ущербсоставляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуациине выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальнойявляется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но неболее 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более500 чел. либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн.МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ. Крегиональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадалисвыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше500, но не более 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн.,но не более 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации охватывает территориюдвух субъектов РФ. Федеральная чрезвычайная ситуация – та, в результатекоторой пострадали свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельностисвыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ и зоначрезвычайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов РФ. Наконец,трансграничной является чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которойвыходят за пределы РФ либо которая произошла за рубежом и затрагиваеттерриторию РФ (Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера от 13 сентября 1996 г.).
В 2001 г., по даннымМЧС России, в стране произошли 233 чрезвычайные ситуации природного характера,14,5 тыс. опасных экзогенных геологических процессов.
Органы, уполномоченныев области управления, контроля и надзора за чрезвычайными экологическимиситуациями. В систему этих органов входят: МЧС, геофизическая служба Российскойакадемии наук, сейсмическая служба Минобороны России, служба мониторингагеологической среды МПР России, службы сейсмических и геодинамических охранныхсетей наблюдений Росатома России, службы геодинамических наблюденийМинпромэнерго России, службы инженерно-сейсмометрических наблюдений РосстрояРоссии, службы контроля деформации земной поверхности Роскартографии,Росгидромет, МПР России.
Понятие экологическоебедствие было введено ст. 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охранеокружающей природной среды». Зонами экологического бедствия объявляютсяучастки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельностипроизошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенноеухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушениеестественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зонеэкологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов,кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаютсястроительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваютсявсе виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению ивоспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.Как указывалось выше, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержитлишь отсылку к федеральному законодательству (ст. 57).
Экологическиебедствия, как и чрезвычайные экологические ситуации, могут быть природного итехногенного происхождения. Стихийные бедствия – это землетрясения, извержениявулканов (например, в результате начавшегося после сильнейшего землетрясенияна Камчатке и длившегося почти весь 1996 г. извержения двух вулканов –Карымского и Академии наук, входящих в Камчатский вулканический пояс, произошливыброс пепла и газа на высоту 8 км, излияния лавы, вулканические взрывы иземлетрясения в результате окрестности покрылись слоем пепла, изрыты вулканическимибомбами, вода в расположенном на этой территории озере глубиной 60 м идиаметром около 4 км отравлена, рыба погибла, пойма реки Карымской залитагрязевыми потоками); ураганы (шквалы, смерчи), ливневые дожди,сопровождающиеся, как правило, усилением скорости ветра, в результате чегопроисходят подъем уровня воды в реках, затопление населенных пунктов,расположенных по берегам рек, скотомогильников, мест хранения пестицидов,топлива и т.п. с последующим смывом в водные источники и значительнымзагрязнением вод; оползни, лесные пожары, наводнения и др.
М.М. Брингчук вразработанном проекте Федерального закона «О стихийных бедствиях» определяеттаковыми чрезвычайную ситуацию, обусловленную опасными явлениями и процессами,которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей, азатем дает их перечень в приложении к законопроекту. В частности, в числоопасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, онвключает:
— опасные геофизическиеявления, т.е. землетрясения и извержения вулканов;
— опасные геологическиеявления, т.е. абразии, эрозии, карстовые просадки (провалы) земной поверхности,курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых вод, просадки пород,сели и склоновые смывы;
— опасныеметеорологические (агрометеорологические) явления, т.е. бури (9–11 баллов),вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури,сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, атакже смерчи, торнадо, суховеи, ураганы (12–15 баллов), шквалы;
— опасныегидрологические явления, т.е. высокие уровни воды (наводнения, половодья,дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны), затирания плавсредств и их гибельпод напором льда, напоры льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый(труднопроходимый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых сооружений,отрыв прибрежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай,сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, озера,сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цунами;
— природные пожары, т.е.лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлебныхмассивов, торфяные пожары.
Экологические бедствиятехногенного характера могут быть результатами крупных аварий (например, нанефтепроводах), масштабного загрязнения окружающей среды и т.п. Наиболееизвестны экологические бедствия в результате аварий на предприятиях, связанныхс атомной энергетикой (авария в 1957 г. на производственном объединении «Маяк»со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча и загрязнением значительныхтерриторий, авария на Чернобыльской АЭС), при ядерных испытаниях (наСемипалатинском полигоне, Новой Земле) и др. Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редакцииот 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает правовойстатус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственныхорганов, граждан и т.п., в частности, выделяет по ряду показателей (загрязнениецезием-137, стронцием-90, плутонием-239, 240, ландшафтные и геохимическиеособенности почв и т.п.) различные участки территории, объявляемыесоответственно: зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом наотселение,- зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом,границы которых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в тригода с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.
Список литературы
1. Боголюбов С.А. Экологическоеправо. — М., 2006.
2. Бринчук М.М. Экологическоеправо (право окружающей среды). – М., 2006.
3. Дубовик О.Л. Экологическоеправо. – М., 2008.
4. Ерофеев Б.В. Экологическоеправо России. — М., 2006.