Реферат по предмету "Экология"


Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА ВРЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГОХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
заключение
список использованных источников

/>ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтему курсовой работы.Животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных,постоянно или временно населяющих территорию государства и находящихся всостоянии естественной свободы. Животный мир Республики Беларусь являетсянеотъемлемым компонентом окружающей среды и биологического разнообразия Земли,возобновляемым, охраняемым природным ресурсом, требующим рациональногоиспользования. Для правовой характеристики животного мира как объекта охраны ииспользования свойственны определенные признаки. Первым признаком, позволяющимпричислять животных к объекту правовой охраны, является нахождение их всостоянии естественной свободы в среде своего обитания. Особенность второгопризнака в том, что объектом правовой охраны и использования позаконодательству о животном мире являются дикие животные. Третьим признакомявляется нахождение таких животных постоянно или временно в пределах территориистраны. Отсюда не являются объектами животного мира сельскохозяйственные идругие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоледля хозяйственных, культурных, научных, эстетических и других целей. Этиживотные являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству,юридическим и физическим лицам. Таким образом, животный мир — это охраняемыйзаконом природный объект, включающий диких животных (насекомых, пресмыкающихся,зверей, птиц, рыб и других водных животных), находящихся в состоянииестественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временнонаселяющих территорию страны и выполняющих экологические, экономические икультурно-оздоровительные функции. Объектом животного мира является организмживотного происхождения (дикое животное) или популяция организмов животногопроисхождения. Состав животного мира достаточно разнообразен. С одной стороны,законодательство делит его на следующие виды: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся;земноводные; рыбы; моллюски; насекомые; другие виды животного мира. С другойстороны, животный мир можно классифицировать по среде обитания: на суше; вводе; в атмосфере; в почве. Показателем биологического разнообразия животногомира Беларуси служит наличие в его составе около 460 видов позвоночных и более20 тыс. видов беспозвоночных животных. Млекопитающие представлены 73 видами,объединенными в 6 отрядов.
Тема курсовойработы: «Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь».
Объектомисследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть этоте нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют рыболовство вРеспублике Беларусь.
Предметомисследования курсовой работы является рыболовство в Республике Беларусь.
Цельисследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно,объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсовой работы.
Задачи исследованияпредопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
— дать понятие и изложитьсодержание регулирования рыболовства в Республике Беларусь;
— рассмотретьиспользование и охрана рыболовных угодий;
— охарактеризоватьгосударственный контроль в области ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.
Характеристикаисточников для написания дипломной работы. В основу работы положены, во-первых, КонституцияРеспублики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Закон РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды» и другие нормативные правовые актыРеспублики Беларусь; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительныйвклад в разработку вопросов, связанных с регулированием рыбной ловли вРеспублике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности,Л.Н. Мороз, Д.М. Демичев, профессор В.Ф. Чигир, С.А. Балашенко и др.
Приразрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись какобщенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методовнаиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощьюэтого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных,устанавливающих регулирование рыбной ловли в Республике Беларусь. Применялсясистемно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследованияпервоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а послерассматривались его структурные части. Основным частнонаучным методом являетсяметод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждогоэлемента исследуемого объекта.
Структуракурсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, трираздела, заключение, список использованных источников. Курсовая работавыполнена на 30 листах компьютерного текста.

1. ПОНЯТИЕИ СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Конституциипровозглашается право каждого человека на благоприятную природную среду,которое может быть реально обеспечено и гарантировано эффективнойгосударственной политикой по созданию системы экологической безопасностинаселения. Проблема обеспечения экологической безопасности населения внастоящее время является важнейшей составляющей национальной безопасностистраны, привлекая к себе внимание государственных и общественных деятелей,представителей бизнеса, ученых. Повышенный интерес к экологической проблематикеобусловлен современной экологической обстановкой, которая, к сожалению,представляет реальную угрозу основам жизнедеятельности человека[1].
Среди задач, решаемыхгосударством в сфере обеспечения экологической безопасности и экологическогоправопорядка, выделяется задача сохранения и дальнейшего воспроизводства водныхбиологических ресурсов, которые на протяжении многих столетий являютсяпредметом противоправного, в том числе и преступного воздействия. Современныемасштабы незаконной добычи рыбы, других водных животных и растений как в целомпо стране, так и в отдельных ее регионах не могут не вызывать серьезнойобеспокоенности общества и государства относительно состояния и перспективсохранения рыбных запасов, которые в последние годы стремительными темпамисокращаются.
Одной из причинсокращения рыбных запасов на территории страны является непрекращающийся ростнезаконной добычи водных биологических ресурсов, причиняющий не толькосущественный экологический ущерб, но и способствующий формированию теневой,нерегламентированной экономической деятельности [6. с. 67].
/>/>/>/>/>/>/>/>/>В соответствии со статьей 4 Закона«Об охране и использовании животного мира» животный мир в Республике Беларусьявляется собственностью Республики Беларусь. Объекты животного мира, изъятые изсреды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке,могут находиться в частной и государственной собственности. Отношения повладению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются даннымЗаконом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Задачейзаконодательства Республики Беларусь в области охраны и использования животногомира является регулирование отношений в области охраны и рациональногоиспользования животного мира в целях обеспечения условий его существования,сохранения видового разнообразия и целостности естественных сообществ живых организмов.Законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, основывается наКонституции Республики Беларусь и состоит из законов, декретов и указовПрезидента, иных законодательных актов. Специальными законодательными актамиявляются законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды», «Об особоохраняемых природных территориях»; декреты Президента Республики Беларусь: от25 марта 2003г. № 11 «О некоторых вопросах компетенции Государственнойинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РеспубликиБеларусь»; от 8 декабря 2005г. № 16 «О некоторых мерах по совершенствованиюгосударственного регулирования в области природопользования и внесениидополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. № 17»; указы Президента Республики Беларусь: от 27 января 2003 г. № 45 «Обобразовании Государственной инспекции охраны животного и растительного мира приПрезиденте Республики Беларусь»; от 8 декабря 2005г. № 580 «О некоторых мерахпо повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственнойдеятельности, совершенствованию государственного управления ими».
Отношенияв области охраны и рационального использования животного мира в РеспубликеБеларусь регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране и использованииживотного мира», который закрепляет единый для страны порядок правовогорегулирования в области охраны и использования животного мира дляудовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностейчеловека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений. Кроме того,отношения в области охраны и рационального использования животного мирарегулируются административным, уголовным, гражданским законодательством.
/> 
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ
Правоведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях возникает у юридических лиц,в том числе иностранных, заключивших письменные договоры аренды этих рыболовныхугодий по результатам проведенного конкурса или аукциона и получившихспециальные разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства. Рыболовныеугодья или их участки, за исключением рыболовных угодий, расположенных вграницах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам в аренду дляведения рыболовного хозяйства на основании решений местных Советов депутатов порезультатам проведенного конкурса или аукциона. Рыболовные угодьяпредоставляются в аренду с земельным участком, необходимым для ведениярыболовного хозяйства, за исключением случаев, если земельный участок или егочасть предоставлены на условиях владения, пользования, аренды и иных законныхоснованиях другим юридическим или физическим лицам. Предоставление в арендуземельного участка, необходимого для ведения рыболовного хозяйства,производится в соответствии с законодательством об охране и использованииземель на срок, не превышающий срока аренды рыболовных угодий. Решение опредоставлении в аренду рыболовных угодий, расположенных на территории одногорайона, принимается районным Советом депутатов. Решение о предоставлении варенду рыболовных угодий, расположенных на территории двух и более районовобласти, принимается соответствующим областным Советом депутатов, на территориидвух и более областей — совместным решением соответствующих областных Советовдепутатов. />Местные Советы депутатовпредоставляют рыболовные угодья в аренду в соответствии с республиканскойкомплексной схемой размещения рыболовных угодий, утверждаемой Советом МинистровРеспублики Беларусь по предложению Министерства сельского хозяйства ипродовольствия, согласованному с Министерством природных ресурсов и охраныокружающей среды, Государственной инспекцией охраны животного и растительногомира при Президенте Республики Беларусь, облисполкомами. Местный исполнительныйи распорядительный орган в целях предоставления рыболовных угодий в арендуорганизовывает и проводит конкурс или аукцион на право заключения договорааренды рыболовных угодий[15. с. 78].
/>Для получения в аренду рыболовныхугодий юридическое лицо представляет в местный исполнительный ираспорядительный орган следующие документы:
— заявлениео предоставлении рыболовных угодий в аренду;
— копиюучредительных документов юридического лица;
— справкубанка или небанковской кредитно-финансовой организации о наличии на счетеюридического лица денежных средств, необходимых для выполнения условий договорааренды рыболовных угодий в соответствии с биолого-экономическим обоснованиемили рыбоводно-биологическим обоснованием при заключении договора аренды нановый срок, иные документы, подтверждающие платежеспособность юридическоголица. Платежеспособным признается юридическое лицо, имеющее денежные средства,размер которых определяется исходя из площади передаваемых в аренду рыболовныхугодий и суммы, эквивалентной 1000 евро за 100 гектаров по установленномуНациональным банком курсу евро к белорусскому рублю на первое число месяца, вкотором представлены документы, указанные в настоящем пункте;
— проектдоговора аренды рыболовных угодий;
— документы,подтверждающие согласие пользователей водных объектов на предоставление варенду рыболовных угодий, государственных природоохранных учреждений,осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, — вслучае, если рыболовные угодья расположены в границах таких территорий или ихохранных зон, и Министерства по чрезвычайным ситуациям — в случае, еслирыболовные угодья расположены в границах зон последующего отселения, с которыхотселено население;
— копиюкарты-схемы (части карты-схемы) соответствующих рыболовных угодий с нанесеннымиграницами в масштабе 1:50 000;
— биолого-экономическоеобоснование, согласованное с Министерством сельского хозяйства ипродовольствия, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды иГосударственной инспекцией охраны животного и растительного мира при ПрезидентеРеспублики Беларусь, или рыбоводно-биологическое обоснование, имеющееположительное заключение государственной экологической экспертизы (в случаезаключения договора аренды рыболовных угодий на новый срок).
Вбиолого-экономическом обосновании указываются тип, категория или класс,наименование, площадь, глубина рыболовных угодий, которые планируетсяарендовать, виды рыбы, обитающей в рыболовных угодьях, лимиты вылова рыбы,рассчитанные в соответствии с нормативами допустимого вылова рыбы, квоты выловарыбы, орудия и способы рыболовства, которые можно применять при ведениирыболовства, количество орудий рыболовства, количество лиц, которые будут осуществлятьпромысловое рыболовство и охрану рыболовных угодий, а также расчет планируемыхзатрат на ведение рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях, выручки ирентабельности этой деятельности. Для подготовки биолого-экономическогообоснования юридическое лицо имеет право запрашивать в Национальной академиинаук Беларуси, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерствеприродных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственной инспекции охраныживотного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, местныхисполнительных и распорядительных органах, других государственных органахнеобходимую информацию о рыболовных угодьях, которые это лицо планируетарендовать.
Еслиторги не состоялись ввиду наличия единственного претендента, местныйисполнительный и распорядительный орган в месячный срок со дня получениядокументов: рассматривает представленные указанным претендентом документы иподготавливает проект решения местного Совета депутатов о предоставлениирыболовных угодий в аренду либо проект мотивированного решения об отказе впредоставлении рыболовных угодий в аренду; согласовывает проект решенияместного Совета депутатов о предоставлении рыболовных угодий в аренду и проектдоговора аренды рыболовных угодий с Министерством сельского хозяйства ипродовольствия и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды; вноситна рассмотрение в местный Совет депутатов проект решения местного Советадепутатов о предоставлении рыболовных угодий в аренду, согласованный всоответствии с абзацем третьим настоящего пункта, либо проект мотивированногорешения об отказе в предоставлении рыболовных угодий в аренду.
МестныйСовет депутатов принимает решение о предоставлении рыболовных угодий в арендулибо мотивированное решение об отказе в предоставлении рыболовных угодий варенду в месячный срок со дня внесения соответствующего проекта решения местнымисполнительным и распорядительным органом, за исключением случая проведенияторгов. Основаниями для отказа в предоставлении рыболовных угодий в арендуявляются: наличие в представленных документах недостоверных сведений; несоответствиепредставленных документов; отсутствие у юридических лиц денежных средств; обоснованноенесогласие граждан, проживающих на соответствующей территории, с предоставлениемрыболовных угодий в аренду; обращение за предоставлением рыболовных угодий варенду до истечения одного года со дня расторжения договора аренды рыболовныхугодий по инициативе местного исполнительного и распорядительного органа иливынесения решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) наведение рыболовного хозяйства, за исключением случая аннулирования указанногоспециального разрешения (лицензии) в связи с выдачей его с нарушениемустановленного порядка.
/>В решении о предоставлении в арендурыболовных угодий указываются общая площадь (протяженность), а также площадь(протяженность) по классам или категориям рыболовных угодий, наименование,границы рыболовных угодий, срок аренды. При принятии решения о предоставлениирыболовных угодий в аренду местный Совет депутатов должен учитывать мнениеграждан, проживающих на соответствующей территории. />На основании решения местного Совета депутатовсоответствующий местный исполнительный и распорядительный орган в десятидневныйсрок со дня принятия решения заключает с юридическим лицом договор арендырыболовных угодий.
Договораренды рыболовных угодий заключается на срок, определенный в решении местногоСовета депутатов, который исчисляется со дня подписания указанного договора. Зааренду рыболовных угодий взимается арендная плата, размер которойпредусматривается в договоре аренды рыболовных угодий. Ставки платы за арендурыболовных угодий, за исключением рыболовных угодий, предоставленных в арендупо результатам аукциона, определяются местными Советами депутатов посогласованию с облисполкомами исходя из минимальных ставок платы за арендурыболовных угодий, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.
Минимальныеставки платы за аренду рыболовных угодий рассчитываются по областям исходя изтипов, классов и категорий рыболовных угодий с учетом нормативов допустимоговылова рыбы и ежегодно уточняются на основе коэффициента, учитывающего уровеньинфляции по отношению к декабрю предыдущего года. Изменение и расторжение договора аренды рыболовных угодий возможно посоглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РеспубликиБеларусь или договором. Соглашение об изменении, расторжениидоговора аренды рыболовных угодий совершается в той же форме, что и договор.
Субарендарыболовных угодий запрещается. По истечениисрока действия договора аренды рыболовных угодий арендатор рыболовных угодий,надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет при прочих равныхусловиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договорааренды рыболовных угодий на новый срок. Арендаторрыболовных угодий до истечения срока действия договора аренды рыболовных угодийобязан письменно уведомить местный исполнительный и распорядительный орган ожелании заключить договор аренды на новый срок. />Право ведения рыболовного хозяйствапрекращается в случае расторжения и прекращения договора аренды рыболовныхугодий. Договор аренды рыболовных угодийпрекращается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РеспубликиБеларусь, при необходимости использования рыболовных угодий для государственныхнужд, а также в случаях отсутствия по истечении трех месяцев со дня заключениядоговора аренды рыболовных угодий специального разрешения (лицензии) на ведениерыболовного хозяйства или прекращения действия указанного специальногоразрешения (лицензии). Право ведения рыболовного хозяйства идоговор аренды рыболовных угодий в случаях, указанных в частях первой и второйнастоящего пункта, прекращаются в день наступления соответствующегообстоятельства.
Местныйисполнительный и распорядительный орган может инициировать расторжение договорааренды рыболовных угодий на основании решения местного Совета депутатов.
Договораренды рыболовных угодий, может быть, расторгнут на основании решения местногоСовета депутатов (с учетом статьи 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь)по представлению местного исполнительного и распорядительного органа,заключившего указанный договор, или органов государственного рыболовногоконтроля. Данное решение принимается на основании материалов, свидетельствующихо том, что после получения письменного предупреждения местного исполнительногои распорядительного органа арендатор рыболовных угодий не принял мер кустранению в установленный срок допущенных нарушений.
Вслучае прекращения договора аренды рыболовных угодий возврат арендуемыхрыболовных угодий осуществляется арендатором рыболовных угодий в течение месяцасо дня наступления обстоятельств, влекущих прекращение договора арендырыболовных угодий, на основании акта приема-передачи этих угодий. Акт приема-передачи рыболовных угодий составляется наосновании сравнительных данных промыслового запаса рыбы на дату передачирыболовных угодий в аренду, определенного в биолого-экономическом обосновании,и промыслового запаса рыбы на дату возврата рыболовных угодий, которыйрассчитывается на основании учета объемов вылова рыбы за период арендырыболовных угодий. При ухудшении видового разнообразиярыбы, обитающей в рыболовных угодьях, уменьшении ее промыслового запаса запериод аренды рыболовных угодий арендатор рыболовных угодий или егоправопреемник возмещает государству причиненный вред, за исключением наступленияобстоятельств непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, ураган, другиестихийные бедствия), в размере, определяемом по таксам, установленнымПрезидентом Республики Беларусь. Получениеюридическим лицом, заключившим договор аренды рыболовных угодий, специальногоразрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства осуществляется всоответствии с законодательством о лицензировании.
Торгипроводятся на основании решения местного Совета депутатов местнымиисполнительными и распорядительными органами в форме аукционов и конкурсов иявляются открытыми. Средства от проведения торговнаправляются в соответствующий местный бюджет. />Участниками торгов могут бытьюридические лица, заинтересованные в получении рыболовных угодий в аренду. Для проведения торгов местный исполнительный ираспорядительный орган своим решением создает комиссию по организации ипроведению торгов (далее — комиссия) и утверждает ее персональный состав. Всостав комиссии включаются представители местных исполнительных ираспорядительных органов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия,территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающейсреды, Государственного комитета по имуществу.
Комиссияможет создаваться для организации проведения одних торгов или на определенныйпериод, но не более чем на один год.
/>Местный исполнительный ираспорядительный орган определяет: источникифинансирования мероприятий по проведению торгов; границы, общую площадь (протяженность), а также площадь (протяженность)по типам, классам или категориям рыболовных угодий, которые предполагаетсяпредоставить в аренду по результатам торгов.
Торгимогут совершаться только в отношении тех рыболовных угодий, которые не являютсяобъектом спора и на которые претендуют два и более участника торгов.
Комиссия: принимает заявления об участии в торгах; знакомит участников торгов с представленнымибиолого-экономическими или рыбоводно-биологическими обоснованиями (в случаезаключения договора аренды на новый срок); организуетосмотр в натуре рыболовных угодий, которые предполагается предоставить в арендупо условиям торгов; подготавливает и публикует всредствах массовой информации извещение о проводимых торгах; определяет начальную цену объектов аукциона (при проведенииторгов в форме аукциона);определяет условияконкурса для объявления его победителя (при проведении торгов в формеконкурса); проводит торги и оформляет ихрезультаты; разрешает споры о порядке проведенияторгов; определяет победителей торгов илипринимает иные решения по их результатам, подписывает протоколы о результатахторгов, представляет соответствующие протоколы местным Советам депутатов.
Припроведении торгов в форме аукциона комиссия организует проведение оценкирыболовных угодий и утверждает их начальную цену. Начальная цена рыболовныхугодий определяется исходя из типа, класса и категории рыболовных угодий,промыслового запаса рыбы в рыболовных угодьях, которые предполагаетсяпредоставить в аренду по результатам аукциона. В начальную цену можетвключаться стоимость документации, необходимой для проведения аукциона. Начальная цена рыболовных угодий устанавливаетсяприменительно к каждому конкретному рыболовному угодью, которое предполагаетсяпредоставить в аренду по результатам аукциона. Начальная цена рыболовных угодий не должна быть ниже цены рыболовныхугодий, рассчитанной на основании минимальных ставок платы за аренду рыболовныхугодий.
/>Извещение о проведении торговпубликуется в средствах массовой информации не позднее, чем за месяц до ихпроведения.
Местныйисполнительный и распорядительный орган вправе отказаться от проведения торговв любое время, но не позднее, чем за три дня до назначенной даты их проведения,о чем должен известить участников торгов. При этом сумма задатка и специальногосбора за участие в торгах, внесенная участниками торгов в соответствующийместный бюджет, подлежит возврату им в десятидневный срок. Для участия в торгах юридические лица в сроки, указанные визвещении, подают в комиссию заявление об участии в торгах. В заявленииуказываются сведения о рыболовных угодьях, которые указанные юридические лицажелают получить в аренду по результатам торгов.
Кучастию в торгах допускаются юридические лица, подавшие в комиссию не позднее,чем за три дня до начала их проведения документы. После получения документов, комиссия выдает юридическому лицу билетучастника торгов с указанием даты регистрации заявления и порядкового номера,под которым оно будет участвовать в торгах. Данные о каждом участнике торговзаносятся в книгу регистрации участников торгов. Участник торгов имеет право до начала торгов письменно отозвать заявлениеоб участии в торгах. При этом участнику торгов в десятидневный срок со дняобращения в комиссию об отзыве заявления должна быть возвращена суммавнесенного им задатка. Прием документов, заканчивается вустановленный в извещении о проведении торгов день и час, но не позднее, чем затри дня до начала проведения торгов. Заявления, поступившие послеустановленного срока, не рассматриваются. Сроком поступления заявления являетсядата его регистрации. Сведения об участниках торгов неподлежат разглашению. Желающим присутствовать припроведении аукциона могут продаваться входные билеты, цена которыхустанавливается местным исполнительным и распорядительным органом. Перед началом торгов их участники обязаны зарегистрироватьсяв комиссии и обменять билеты участников торгов на порядковые номера, которыевозвращаются в комиссию после окончания торгов. При проведении торгов в форме аукциона комиссия из своего составаназначает аукциониста. Аукцион проводится аукционистом при наличии двух и болееучастников. Аукцион начинается c объявленияаукционистом порядка проведения аукциона и размера увеличения цены объектааукциона. Размер увеличения цены объекта аукциона определяется комиссией доначала проведения аукциона в пределах от 5 до 15 процентов от его начальнойцены.
Торгипо каждому объекту аукциона начинаются с объявления аукционистом их краткойхарактеристики и иных условий, если они имеются. После объявления очереднойцены аукционист называет порядковый номер участника торгов, который, с еготочки зрения, первым поднял порядковый номер. Затем аукционист в соответствии сразмером увеличения цены объявляет новую цену. Торги продолжаются до тех пор,пока по новой объявленной аукционистом цене порядковый номер будет подняттолько одним из участников. Аукционист называет последнюю цену и номер данногоучастника торгов трижды и объявляет его победителем аукциона. При отсутствии участников торгов, готовых получить рыболовныеугодья в аренду по результатам аукциона по названной аукционистом цене объектааукциона, аукционист называет эту цену три раза. Аукцион завершается, если ниодин из участников торгов не поднял своего порядкового номера. Данныерыболовные угодья не предоставляются в аренду по результатам аукциона, о чемкомиссией составляется отдельный протокол. Вслучае признания комиссией торгов несостоявшимися местный исполнительный ираспорядительный орган возвращает в течение пяти банковских дней участникамторгов внесенные ими в виде задатка и специального сбора за участие в торгахденежные суммы. При проведении торгов в формеконкурса в указанные в извещении о проведении торгов дату и время комиссия насвоем заседании определяет соответствие представленных документов требованиямнастоящих Правил. После этого в присутствии всех членов комиссии вскрываютсяконверты с предложениями участников торгов о выполнении условий конкурса. Предложениязачитываются председателем комиссии вслух и обсуждаются каждое в отдельности. При необходимости на заседание комиссии могут приглашатьсяучастники торгов. Предложения участников торгов, неотвечающие условиям конкурса, в дальнейшем комиссией не рассматриваются, о чемделается отметка в протоколе конкурса [9. с. 55].
Послеознакомления с представленными для участия в конкурсе предложениями участниковторгов о выполнении условий конкурса каждый член комиссии высказывает своемнение, которое отражается в протоколе конкурса. Если предложения двух и более участников торгов полностью соответствуютусловиям конкурса, комиссия признает победителем того участника, которыйпредставил лучшие предложения о выполнении условий конкурса, что отмечается впротоколе конкурса. />Решениекомиссии по результатам торгов оформляется протоколом. В протоколе отражаются место и время проведения торгов,границы, общая площадь (протяженность), а также площадь (протяженность) потипам, классам или категориям рыболовных угодий, которые должны бытьпредоставлены в аренду по результатам торгов, и другие необходимые сведения взависимости от формы торгов. Протоколподписывается председателем, членами комиссии и победителем торгов в деньторгов и в семидневный срок представляется с проектом решения о предоставлениирыболовных угодий в аренду в местный Совет депутатов. Отказ местного Советадепутатов в предоставлении рыболовных угодий в аренду в этом случае недопускается.
Еслипобедитель торгов в день их проведения не подписал протокол, то результатыторгов в отношении этого победителя аннулируются и внесенный им задатоквозврату не подлежит. После проведения торгов сумма задаткавозвращается участникам торгов, не ставшим их победителями, в течение пятибанковских дней со дня подписания протокола. Суммазадатка победителя торгов засчитывается при внесении им платы за арендурыболовных угодий. Решение местного Совета депутатов ипротокол являются основанием для заключения договора аренды рыболовных угодиймежду местным исполнительным и распорядительным органом и победителем торгов. Споры о признании недействительными результатов торговрассматриваются в суде.
Ведениерыболовного хозяйства осуществляется арендаторами рыболовных угодий всоответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями. До утверждения рыбоводно-биологического обоснования ведениерыболовного хозяйства осуществляется арендатором рыболовных угодий всоответствии с биолого-экономическим обоснованием и с соблюдением требований,нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использованиярыбных ресурсов. Арендаторы рыболовных угодий втечение одного года со дня заключения договора аренды рыболовных угодий, заисключением случая заключения такого договора на новый срок, должны обеспечитьразработку рыбоводно-биологических обоснований и представить их в Министерствоприродных ресурсов и охраны окружающей среды на государственную экологическуюэкспертизу. Рыбоводно-биологические обоснования, а также вносимые в нихизменения и (или) дополнения подлежат утверждению Министерством сельскогохозяйства и продовольствия при наличии положительного заключениягосударственной экологической экспертизы. Государственнаяэкологическая экспертиза рыбоводно-биологических обоснований, а также вносимыхв них изменений и (или) дополнений проводится Министерством природных ресурсови охраны окружающей среды в соответствии с законодательством о государственнойэкологической экспертизе.Ведение рыболовногохозяйства на основании рыбоводно-биологического обоснования, не имеющегоположительного заключения государственной экологической экспертизы,запрещается. />Правона разработку рыбоводно-биологических обоснований имеют научные организации,перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства ипродовольствия. Рыбоводно-биологические обоснования разрабатываются указаннымиорганизациями сроком на 10 лет на основании данных ихтиологическихисследований, которые проводятся, как правило, с апреля по октябрь. />Измененияи дополнения в рыбоводно-биологические обоснования вносятся не менее одногораза в пять лет и не ранее чем через год после прохождения государственнойэкологической экспертизы.
/>На основании рыбоводно-биологическихобоснований, имеющих положительное заключение государственной экологическойэкспертизы, Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно до 1марта устанавливает арендаторам рыболовных угодий квоты на вылов рыбы.
Промысловоерыболовство осуществляется арендаторами рыболовных угодий в соответствии сустановленными квотами на вылов рыбы. />В рыболовных угодьях разрешаетсяпромысловое рыболовство всех видов рыбы. Вслучае вылова рыбы, миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным вКрасную книгу Республики Беларусь, они должны быть выпущены в рыболовные угодьяв живом виде, а факты их вылова и выпуска должны быть отмечены в тоневомжурнале. Если выловленные рыба, миноги, раки икреветки, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь,не могут быть выпущены в рыболовные угодья в живом виде, лицо, ответственное заведение тоневого журнала, обязано после его заполнения составить акт, в которомуказываются: вид, количество, средняя массавыловленных рыбы, миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным вКрасную книгу Республики Беларусь; состояниевыловленных рыбы, миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным вКрасную книгу Республики Беларусь, при выборке из промысловых орудийрыболовства; использование выловленных рыбы,миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным в Красную книгуРеспублики Беларусь; фамилии и инициалы лиц,осуществлявших промысловый лов рыбы, при котором были выловлены рыба, миноги,раки и креветки, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу РеспубликиБеларусь. Копия акта о вылове рыбы, миног,раков и креветок, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь,в десятидневный срок направляется в соответствующий территориальный органМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Припромысловом рыболовстве разрешается вылов рыбы, не достигшей промысловой меры,приведенной в приложении 2, по норме не более 20 процентов от количествавыловленной рыбы каждого из видов, для которых установлена промысловая мера. Длина рыбы определяется измерением расстояния от вершины рыладо основания средних лучей хвостового плавника, длина рака и креветки — от линииглаз до конца средней хвостовой пластины. />При возникновении в рыболовныхугодьях заморных явлений, а также в случаях, если необходимо провестирегулирование численности рыбы, по решению Министерства природных ресурсов иохраны окружающей среды норма вылова рыбы, не достигшей промысловой меры, можетбыть изменена или отменена. Промысловоерыболовство может осуществляться с использованием неводов, сетей, ловушек и(или) переметов. />Припромысловом рыболовстве могут применяться орудия рыболовства из сетного полотнасо следующими минимальными размерами ячеи: вневодах — мотня 18 миллиметров, привода 22 миллиметра, крылья 26 миллиметров; в ставных и плавных сетях — не менее 28 миллиметров; в неводах и сетях для лова уклейки — не менее 12 миллиметров; в ловушках, за исключением ловушек, указанных в абзацахшестом-восьмом настоящего пункта, — не менее 28 миллиметров; в ловушках для лова сомика американского — не менее 18 миллиметров; в ловушках для лова угря — не менее 16 миллиметров; в ловушках для лова рака узкопалого — не менее 22миллиметров.
Размерячеи (шаг) в орудиях рыболовства определяется путем измерения расстояния между11 узлами сетного полотна, расположенными на одной прямой, и делениемполученного числа на 10.При использованииневодов и сетей для лова уклеи, ловушек для лова сомика американского и угрявылов указанных видов рыбы должен составлять не менее 70 процентов веса общегоулова.
/>При проведениирыбоводно-мелиоративных мероприятий, регулировании численности рыбы, лове рыбыв случае возникновения в рыболовных угодьях заморных явлений арендаторырыболовных угодий, местные исполнительные и распорядительные органы или уполномоченныеими юридические лица могут по согласованию с Государственной инспекцией охраныживотного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь применятьорудия рыболовства из сетематериалов с размерами ячеи менее разрешенных.
Применяемыедля промыслового рыболовства, а также для проведения рыбоводно-мелиоративныхработ орудия рыболовства должны быть зарегистрированы и обозначенымаркировочными знаками в соответствующих структурных подразделенияхГосударственной инспекции охраны животного и растительного мира при ПрезидентеРеспублики Беларусь.
/>Промысловое рыболовство осуществляютлица, работающие у арендаторов рыболовных угодий на основании трудового илигражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты.
Вслучае выявления должностными лицами органов государственного рыболовногоконтроля факта незаконного рыболовства лицами, осуществляющими промысловоерыболовство, промысловый билет подлежит изъятию. Изъятый промысловый билетнаправляется в орган, его выдавший, который в течение семи дней со дняполучения указанного промыслового билета принимает решение о его аннулированиии уведомляет об этом арендатора рыболовных угодий. При прекращении действия промыслового билета указанный билетв десятидневный срок должен быть возвращен в Министерство сельского хозяйства ипродовольствия.
Приосуществлении промыслового лова рыбы арендаторы рыболовных угодий и лица,осуществляющие промысловое рыболовство, обязаны соблюдать правила безопасности,установленные в настоящей главе. Лица,осуществляющие промысловое рыболовство, обязаны уметь плавать, грести,оказывать первую помощь утопающим.
Приосуществлении промыслового рыболовства запрещается: выходить на промысловый лов рыбы при наличии сигнала,извещающего о приближении шторма или сильного ветра, без спасательных средств(индивидуальный спасательный жилет, круг, веревка); включать или выключать (кроме аварийных случаев)оборудование, механизмы, транспортные средства, пусковую аппаратуру,электрооборудование без руководителя рыболовецкой бригады.
Лица,осуществляющие промысловый лов рыбы в рыболовных угодьях, покрытых льдом,обязаны: проверить перед началом лова рыбысостояние льда — его толщина должна составлять не менее 10-12 сантиметров; проверить исправность орудий рыболовства, оборудования имеханизмов, используемых для промыслового рыболовства; иметь при себе средства спасения на воде (веревка с узлами,багор и другое); использовать «бузлуки»,которые привязываются к подошвам обуви; освободитьпосле окончания работы все орудия рыболовства от снега и льда и оградитьзапускную и вытяжную майны специальными знаками.
/>Организация платного любительскогорыболовства осуществляется арендаторами рыболовных угодий, имеющими специальныеразрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства, в соответствии сустановленными квотами на вылов рыбы. Втечение года со дня получения специального разрешения (лицензии) на ведениерыболовного хозяйства организация платного любительского рыболовстваосуществляется арендатором рыболовных угодий в соответствии сбиолого-экономическим обоснованием. />Организация платного любительскогорыболовства осуществляется путем реализации арендаторами рыболовных угодийгражданам путевок на платное любительское рыболовство.
Порядокреализации путевок на платное любительское рыболовство и режим рыболовстваопределяются арендаторами рыболовных угодий. Ценына путевки на платное любительское рыболовство формируются с учетомзаконодательства о ценообразовании. Приреализации путевок на платное любительское рыболовство арендаторы рыболовныхугодий не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим.
/>Информация о режиме платноголюбительского рыболовства и порядке реализации путевок на платное любительскоерыболовство должна быть общедоступной.
Арендаторрыболовных угодий обязан установить аншлаги с указанием информации: о режиме рыболовства в арендованных рыболовных угодьях; о количестве разрешенной к вылову рыбы при осуществленииплатного любительского рыболовства; оцене путевки на платное любительское рыболовство; о месте реализации путевок на платное любительское рыболовство, а такжедругой информации, регламентирующей платное любительское рыболовство варендованных рыболовных угодьях. Аншлагиустанавливаются арендаторами рыболовных угодий в местах, определенных местнымиисполнительными и распорядительными органами, в течение двух месяцев со дняполучения специального разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства.В случае изменения информации, указанной в части второй настоящего пункта,арендатор рыболовных угодий обязан обновить ее на установленных аншлагах.
/>Путевки на платное любительскоерыболовство подлежат возврату арендатору рыболовных угодий, выдавшему их, втечение срока, указанного в путевке на платное любительское рыболовство, сзаполнением отчета о количестве выловленной рыбы по видам. Лицам, не возвратившим в установленный срок или возвратившимс нарушением порядка, указанного в части первой настоящего пункта, путевки наплатное любительское рыболовство без уважительных причин, новые путевки втечение года арендатором рыболовных угодий не выдаются.
/>В фонде рыболовных угодий можеторганизовываться любительское рыболовство интенсивными способами лова рыбы всветлое время суток. К интенсивным способам лова рыбыотносятся: лов рыбы с применением орудийлюбительского рыболовства с общим количеством крючков от 11 до 20 штук нарыболова; лов рыбы на дорожку с судов сдвигателями; подводная охота.
/>Арендаторы рыболовных угодий обязаныпроводить учет объемов вылова рыбы при промысловом рыболовстве и организацииплатного любительского рыболовства и представлять отчеты об объемах вылова рыбыежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство сельскогохозяйства и продовольствия и Министерство природных ресурсов и охраны окружающейсреды. Учет выловленной рыбы при промысловомрыболовстве осуществляется на основании данных тоневого журнала, которыйведется лицами, уполномоченными арендаторами рыболовных угодий. Тоневые журналы являются бланками строгой отчетности.Изготовление бланков тоневых журналов осуществляется Министерством сельскогохозяйства и продовольствия. Тоневые журналывыдаются арендаторам рыболовных угодий Министерством сельского хозяйства ипродовольствия ежемесячно в количестве, соответствующем количеству рыболовецкихбригад, работающих у указанных арендаторов, под роспись. В тоневых журналах указываются фамилия и инициалы лица,ответственного за ведение тоневого журнала, который определяется арендаторомрыболовных угодий. Тоневые журналы ведутся приосуществлении промыслового рыболовства в рыболовных угодьях. Записи в тоневомжурнале производятся чернилами или шариковой ручкой аккуратно и разборчиво безисправлений на протяжении месяца с начала лова рыбы и до его окончания. Запрещается ведение учета выловленной рыбы одного вида подназванием другого.
Лицо,ответственное за ведение тоневого журнала, обязано представлять тоневой журналдолжностным лицам органов государственного рыболовного контроля приосуществлении ими проверки соблюдения при промысловом рыболовстве требованийнормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбныхресурсов. О результатахпроверки должностные лица органов государственного рыболовного контроля делаютотметку в тоневом журнале. По окончанииведения тоневые журналы хранятся арендаторами рыболовных угодий в течениесрока, на который им предоставлены в аренду рыболовные угодья. Учет выловленной рыболовами рыбы при организации платноголюбительского рыболовства осуществляется арендаторами рыболовных угодий путемобобщения отчетов по путевкам на платное любительское рыболовство.
Арендаторырыболовных угодий имеют право: получать отМинистерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства природныхресурсов и охраны окружающей среды, местных исполнительных и распорядительныхорганов информацию о рыбе и рыболовных угодьях, предоставленных им в аренду; распоряжаться продукцией рыболовства, доходами, полученнымиот ее реализации, прочими доходами, полученными в результате ведениярыболовного хозяйства; пользоваться иными правами всоответствии с законодательством.
/>Арендаторы рыболовных угодий обязаны: осуществлять ведение рыболовного хозяйства в соответствии снормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использованиярыбных ресурсов; своевременно вносить плату за арендурыболовных угодий в соответствии с договорами аренды рыболовных угодий; выполнять условия, указанные в договорах аренды рыболовныхугодий, специальных разрешениях (лицензиях) на ведение рыболовного хозяйства,рыбоводно-биологических обоснованиях; устанавливатьна берегу рыболовных угодий аншлаги с указанием информации о режиме рыболовствав арендованных рыболовных угодьях; соблюдатьтребования правового режима территорий радиоактивного загрязнения вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС при нахождении рыболовных угодий в границахуказанных территорий; выполнять предписания органов(должностных лиц) государственного рыболовного контроля; обеспечивать свободный доступ граждан к арендованным рыболовнымугодьям; не допускать нарушения прав другихпользователей объектов животного мира, а также пользователей водных объектов, вграницах которых осуществляется ведение рыболовного хозяйства; возмещать государству вред, причиненный в процессе ведениярыболовного хозяйства; планировать и осуществлятьмероприятия по охране рыбных ресурсов в арендованных рыболовных угодьях; выявлять и охранять места нереста рыбы и их зимнихконцентраций (зимовальных ям); проводитьрыбоводно-мелиоративные мероприятия в соответствии с рыбоводно-биологическимиобоснованиями; содержать в надлежащем санитарномсостоянии береговые участки рыболовных угодий; ежегодно проводить ихтиопатологическое обследование рыбы в рыболовныхугодьях, осуществлять по согласованию с Министерством сельского хозяйства ипродовольствия мероприятия по предотвращению массовых эпизоотий; осуществлять мероприятия по предотвращению заморных явлений иликвидации их последствий; принимать меры,направленные на предотвращение, выявление и пресечение случаев браконьерства, втом числе укомплектовать штат работниками, осуществляющими охрану арендованныхрыболовных угодий в соответствии с требованиями договоров аренды рыболовныхугодий; исполнять иные обязанности всоответствии с законодательством.
Приорганизации платного любительского рыболовства арендаторы рыболовных угодийпомимо обязанностей, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны: создать благоприятные условия для осуществления любительскоголова рыбы (оборудование лодочных станций, причалов, автостоянок и мест дляночлега, прокат орудий рыболовства, маломерных судов и предоставление другихуслуг); проводить зарыбление рыболовныхугодий в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями; исполнять иные обязанности согласно законодательству [10. с. 89].
Арендаторырыболовных угодий обязаны обеспечивать охрану рыболовных угодий путемпроведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, предупреждения, выявления ипресечения случаев браконьерства в арендованных рыболовных угодьях.
Арендаторырыболовных угодий обязаны в соответствии с рыбоводно-биологическимиобоснованиями планировать и осуществлять рыбоводно-мелиоративные мероприятия, ккоторым относятся: расчистка русел водотоков,естественных нерестилищ, создание искусственных нерестилищ, зимовальных ям,аэрация и другие работы;селективный вылов илиотлов отдельных видов рыбы; зарыбление, в томчисле расселение, интродукция, реинтродукция, акклиматизация, реакклиматизациярыбы путем разведения рыбы в неволе либо ее приобретения у организаций,занимающихся разведением рыбы; осуществлениепрофилактических и других мероприятий по защите рыбы; иные мероприятия.
Охранарыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, осуществляетсяместными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами. Рыболовные угодья, составляющие фонд запаса рыболовныхугодий, могут быть использованы рыболовами для осуществления бесплатноголюбительского рыболовства. />Для обеспечения охраны рыболовных угодий, составляющих фондзапаса рыболовных угодий, местные Советы депутатов, исполнительные ираспорядительные органы либо юридические лица, уполномоченные ими охранять этирыболовные угодья: принимают меры, направленные напредотвращение, выявление и пресечение нарушений нормативных правовых актов,регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов; назначают работников, которые отвечают за охрану рыболовныхугодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий; принимают меры, направленные на содержание в надлежащемсанитарном состоянии береговых участков рыболовных угодий, составляющих фондзапаса рыболовных угодий;выявляют, обозначают иохраняют места нереста рыбы и их зимних концентраций (зимовальных ям); осуществляют мероприятия по предотвращению заморных явлений иликвидации их последствий; осуществляют иныемероприятия согласно законодательству.
Любительскоерыболовство осуществляется гражданами Республики Беларусь, иностраннымигражданами и лицами без гражданства за плату или бесплатно. Любительское рыболовство в рыболовных угодьях, составляющихфонд запаса рыболовных угодий, а также в рыболовных угодьях, предоставленных варенду, на которых не организовано платное любительское рыболовство,осуществляется бесплатно в порядке общего пользования.
Врыболовных угодьях разрешается любительское рыболовство всех видов рыбы, заисключением угря. В случае вылова рыбы, раков и (или)миног, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, атакже угря такая рыба должна быть выпущена в рыболовные угодья в живом виде. При любительском рыболовстве разрешается вылов рыбы, недостигшей промысловой меры, по норме не более 20 процентов от количествавыловленной рыбы каждого из видов, для которых установлена промысловая мера. />Рыболовамв рыболовных угодьях разрешается использовать для любительского рыболовстванахлыстовые, поплавочные и донные удочки всех систем, спиннинги, кружки,дорожки, жерлицы, ружья и пистолеты для подводной охоты, сачки и подъемныесетки для лова рыбы, используемой в качестве наживки, сачки для подъема из водырыбы, выловленной указанными в настоящем пункте орудиями рыболовства.
/>Рыболовам разрешается: лов в рыболовных угодьях, за исключением рыболовных угодий,предоставленных в аренду, на которых организовано платное любительскоерыболовство, не более 5 килограммов рыбы на одного рыболова в сутки и однойрыбы, если общий вес с учетом ее веса в сумме будет превышать 5 килограммов,или одной рыбы, вес которой превышает 5 килограммов. В рыболовных угодьях,предоставленных в аренду, на которых организовано платное любительскоерыболовство, количество разрешенной к вылову рыбы определяется арендаторамирыболовных угодий в путевках на платное любительское рыболовство в соответствиис квотами на вылов рыбы;лов раков не более 30штук в сутки; лов пресноводных креветок не более 1килограмма в сутки; лов рыбы сачком и (или) подъемнойсеткой, за исключением видов рыбы, для которых установлена промысловая мера, вкачестве наживки для лова других видов рыбы не более 30 штук на одного рыболовав сутки одним сачком диаметром не более 0,5 метра с ячеей менее 10 миллиметрови (или) одной подъемной сеткой размером не более 1х1 метр и ячеей менее 10миллиметров.
Припроведении соревнований по спортивному рыболовству ограничения по количествувылавливаемой рыбы не устанавливаются, если это предусмотрено условиямисоревнований. Проведение соревнований поспортивному рыболовству в арендованных рыболовных угодьях согласовываетсяорганизаторами таких соревнований с арендаторами рыболовных угодий, врыболовных угодьях, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, — ссоответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Организаторы соревнований за десять дней до началасоревнований должны уведомить соответствующее структурное подразделениеГосударственной инспекции охраны животного и растительного мира при ПрезидентеРеспублики Беларусь об организации соревнований по спортивному рыболовству, овремени и месте их проведения.
/>/>Вцелях сохранения рыбных ресурсов и создания благоприятных условий длявоспроизводства рыбы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыможет устанавливать ограничения и запреты на промысловое и любительскоерыболовство, лов отдельных видов рыбы, в отдельных рыболовных угодьях, вопределенные сроки, а также использование отдельных орудий и (или) способоврыболовства. />Выловвсех видов рыбы запрещается с 1 апреля по 30 мая, за исключением любительскогорыболовства, осуществляемого рыболовом одной удочкой с одним крючком или однимспиннингом, оснащенным искусственной приманкой, с одним одинарным, или двойным,или тройным крючком размером не более № 10 по международной классификации № 1 всветлое время суток с берега, а также промыслового вылова угря без соблюденияпромысловой меры в местах и на условиях, ежегодно определяемых Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды/> [9. с. 110].
Запрещается: промысловое рыболовство: путемперегораживания ставными сетями более двух третей ширины русла водотоков, атакже установки ставных сетей в шахматном порядке на расстоянии ближе 100метров друг от друга на водоемах и водотоках; с применением в зимний период неводов в местах нереста налимаобыкновенного, сига чудского и ряпушки; сиспользованием приспособлений или способов, уменьшающих размер ячеи в орудияхпромыслового рыболовства;с привлечением лиц, неимеющих промысловых билетов, к работе при промысловом рыболовстве; с перемещением промысловых орудий рыболовства, маломерныхсудов, оборудования из одних рыболовных угодий в другие без предварительнойдезинфекции, за исключением их перемещения по воде; в местах, используемых для массового отдыха и спорта,установленных местными исполнительными и распорядительными органами; любительское рыболовство: сприменением на орудиях рыболовства двойных и тройных крючков без блесны,естественной или искусственной наживки; сплавательных средств в темное время суток; сприменением раколовок в количестве более 3 штук на одного рыболова с диаметромвходного отверстия более 70 сантиметров и ячеей менее 22 миллиметров; с одновременным использованием одного или различных видоворудий рыболовства с общим количеством крючков более 10 штук; промысловое и любительское рыболовство: с использованием колющих орудий рыболовства, осветительныхприборов или приспособлений для ловли раков, огнестрельного или пневматическогооружия (за исключением подводных ружей и (или) пистолетов), орудий рыболовства,принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля,ультразвука, и иных орудий рыболовства, применение которых не разрешается; путем взрыва или с использованием других приспособлений,оказывающих вредное воздействие на рыбу; вводных объектах, расположенных на территориях радиоактивного загрязнениявследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зонах эвакуации (отчуждения) ипервоочередного отселения, на особо охраняемых природных и иных территориях, накоторых в соответствии с режимом их охраны и использования рыболовствозапрещено; путем запруд и спуска воды изрыболовных угодий, способами «гона» и «багрения»; у железнодорожных и иных мостов, плотин, шлюзов и насосныхстанций и иных гидротехнических сооружений, в отношении которых установленспециальный режим охраны на расстоянии ближе 50 метров в обе стороны от границгидротехнического сооружения; изъятиегражданами обнаруженных ими в рыболовных угодьях промысловых орудийрыболовства, орудий рыболовства, запрещенных к применению при любительскомрыболовстве, и рыбы, выловленной этими орудиями рыболовства; использование гражданами маломерных судов и судов сдвигателями в рыболовных угодьях в сроки запрета на вылов рыбы. В случаенеобходимости использования маломерных судов и судов с двигателями дляпередвижения по водному объекту в хозяйственных, транспортных и иных целяхместные исполнительные и распорядительные органы по согласованию стерриториальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающейсреды вправе принимать решение о разрешении использования гражданами такихсудов в рыболовных угодьях в сроки запрета на вылов рыбы. Местныеисполнительные и распорядительные органы не позднее 5 дней до вступления в силуданного решения уведомляют об этом Министерство природных ресурсов и охраныокружающей среды и Государственную инспекцию охраны животного и растительногомира при Президенте Республики Беларусь и публикуют решение в средствахмассовой информации. В весенний сезон охоты разрешаетсяиспользовать маломерные суда без двигателей для установки (снятия) подсадныхуток, профилей, чучел и подъема добытой дичи; кормление рыбы искусственными кормами в рыболовных угодьях, заисключением кормов, используемых рыболовами в качестве прикормки рыбы; подводная охота рыболовам, не имеющим при себе удостоверенияподводного охотника и членского билета республиканскогогосударственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников ирыболовов», и (или) с использованием аквалангов и других автономныхдыхательных приборов и (или) осветительных приборов и (или) приспособлений, и(или) с применением подводных ружей и (или) пистолетов, стреляющих гарпуном снаконечником более 5 зубьев, а также попытка добычи или добыча рыбы сиспользованием подводного ружья и (или) пистолета или иных орудий для подводнойохоты с берега или с маломерных судов; сбросв рыболовные угодья и на их берега в пределах водоохранных зон неочищенных инеобезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных идругих организаций, а также снега с содержанием песчано-солевых смесей,противоледных реагентов, отходов производства и потребления; устройство завалов и сплошных заграждений рек, проток иканалов, а также искусственное обособление стариц, заливов, карьеров отосновных водных объектов, за исключением случаев, когда это необходимо дляпроведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий в соответствии срыбоводно-биологическими обоснованиями; сбросгрунта, выбранного при проведении дноуглубительных и дноочистительных работ, вместах нерестилищ и зимовальных ям, а также на расстоянии менее 25 метров отних; устройство в пределах водоохранныхзон летних лагерей для сельскохозяйственных животных, хранилищ дляскладирования удобрений и средств защиты растений, объектов размещения отходов; эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающихмеханизмов без рыбозащитных устройств; стоянкамеханических транспортных средств в границах прибрежных полос водных объектовдо 30 метров от береговой линии водного объекта, за исключением специальноотведенных в установленном порядке мест для стоянок; мойка транспортных и других технических средств в пределахводоохранных зон водных объектов.
Рыболовныеугодья для ведения рыболовного хозяйства предоставляются в безвозмездноепользование по решению Президента Республики Беларусь: государственным природоохранным учреждениям,лесохозяйственным организациям Управления делами Президента РеспубликиБеларусь; организациям, осуществляющимкомплексное использование водных и рыбных ресурсов.
Государственныеприродоохранные учреждения, лесохозяйственные организации Управления деламиПрезидента Республики Беларусь и организации, осуществляющие комплексноеиспользование водных и рыбных ресурсов, которым рыболовные угодья предоставленыв безвозмездное пользование, получают специальное разрешение (лицензию) наведение рыболовного хозяйства в соответствии с законодательством олицензировании [13. с. 45].
Ведениерыболовного хозяйства государственными природоохранными учреждениями,лесохозяйственными организациями Управления делами Президента РеспубликиБеларусь и организациями, осуществляющими комплексное использование водных ирыбных ресурсов, осуществляется в соответствии с их компетенцией.
 
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГОХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
Государственныйконтроль в области ведения рыболовного хозяйства и рыболовства осуществляетсяорганами государственного рыболовного контроля в соответствии с их компетенцией. Государственный контроль в области ведения рыболовногохозяйства и рыболовства является составной частью государственного контроля вобласти охраны окружающей среды[2].
/>Уполномоченные должностные лицаорганов государственного рыболовного контроля при осуществлениигосударственного рыболовного контроля вправе:
— проводитьпроверки соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числеиндивидуальными предпринимателями, нормативных правовых актов, регулирующихвопросы охраны и использования рыбных ресурсов;
— проверятьдокументы на право ведения рыболовного хозяйства и рыболовства;
— останавливатьтранспортные средства, производить досмотр вещей, транспортных средств, орудийрыболовства, продукции рыболовства в рыболовных угодьях либо на прилегающей кним территории на расстоянии до одного километра от береговой линии рыболовныхугодий, а также проводить личный досмотр лиц, совершивших правонарушения;
— вносить всоответствующие государственные органы представления о прекращении действияспециального разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства и (или)договора аренды рыболовных угодий;
— выноситьобязательные для исполнения юридическими лицами и гражданами, в том числеиндивидуальными предпринимателями, предписания об устранении нарушенийнормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбныхресурсов, а также предписания об устранении причин и условий, способствующихсовершению таких нарушений;
— вноситьарендаторам рыболовных угодий представления о возбуждении дисциплинарногопроизводства в отношении их работников, допустивших нарушение нормативныхправовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов;
— вызывать граждани должностных лиц для дачи письменных объяснений в связи с нарушениемнормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбныхресурсов;
— получатьбезвозмездно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения идокументы, необходимые для осуществления государственного рыболовного контроля;
— составлять вустановленном законодательными актами порядке протоколы об административныхправонарушениях;
— рассматриватьдела об административных правонарушениях (за исключением должностных лицМинистерства по чрезвычайным ситуациям);
— доставлять лиц,нарушивших нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны ииспользования рыбных ресурсов, в органы внутренних дел;
— изымать у лиц,нарушивших нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны ииспользования рыбных ресурсов, орудия рыболовства, незаконно добытую продукциюрыболовства, промысловые билеты;
— предъявлять кюридическим лицам и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям,требования о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения нормативныхправовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов.
/>Уполномоченные должностные лицаГосударственной инспекции охраны животного и растительного мира при ПрезидентеРеспублики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия,Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальныхорганов, Управления делами Президента Республики Беларусь при осуществлениигосударственного рыболовного контроля имеют следующие полномочия:
— носить форменноеобмундирование установленного образца, а также боевое и служебное оружие,находящееся у них на вооружении, специальные средства в соответствии сзаконодательством;
— применять послепредупреждения о намерении их осуществить: физическуюсилу для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоленияпротиводействия законным требованиям указанных лиц, если ненасильственныеспособы не обеспечивают выполнения возложенных на них служебных обязанностей;
— специальныесредства (наручники, средства связывания, механические распылители, аэрозольныеи другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающегодействия, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства дляпринудительной остановки транспорта) для отражения нападения, пресечениянеповиновения или сопротивления их законным требованиям при выполнении имислужебных обязанностей, задержания и доставления в органы внутренних дел лиц,совершивших правонарушение;
— оружие дляотражения нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью,задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
— использоватьоружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, обезвреживания животного,непосредственно угрожающего жизни и здоровью граждан.
Специальныесредства и оружие не применяются против женщин с видимыми признакамибеременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, которыепо возрасту очевидны или известны, за исключением совершения указанными лицамивооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Огнестрельное оружие не применяется также при значительномскоплении людей в направлении огнеопасных, взрывоопасных и содержащихсильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ). В случае ранения или смерти лица вследствие примененияфизической силы, специальных средств или оружия уполномоченное должностное лицооргана государственного рыболовного контроля обязано незамедлительно сообщитьоб этом в ближайший орган внутренних дел и прокурору. В случаях, когда избежать применения физической силы,специальных средств или оружия невозможно, уполномоченное должностное лицооргана государственного рыболовного контроля обязано стремиться причинитьнаименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а такжеобеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи[3].
Применениефизической силы, специальных средств или оружия в случаях и порядке,противоречащих настоящим Правилам, влечет ответственность, установленнуюзаконодательными актами.
Координациядеятельности органов государственного рыболовного контроля осуществляетсяГосударственной инспекцией охраны животного и растительного мира при ПрезидентеРеспублики Беларусь.
Лица,нарушившие в процессе ведения рыболовного хозяйства и рыболовства настоящиеПравила и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны ииспользования рыбных ресурсов, несут административную, уголовную и инуюответственность в соответствии с законодательными актами. В случае привлечения гражданина к уголовной или административнойответственности за нарушение законодательства в области рыбной ловлиі Министерство сельского хозяйства ипродовольствия делает об этом отметку в промысловом билете по представлениюгосударственного органа, вынесшего решение о привлечении лица, осуществляющегопромысловый лов рыбы, к указанной ответственности, в десятидневный срок со дняего вынесения или изымает промысловый билет.
Изъятыепромысловые билеты передаются органом государственного рыболовного контроля вдесятидневный срок со дня их изъятия в орган, выдавший промысловые билеты, очем делается отметка в материалах дела об административном правонарушении илиматериалах, направляемых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Незаконнодобытая продукция рыболовства и запрещенные орудия рыболовства подлежат изъятиюорганами государственного рыболовного контроля. Изъятие и использованиенезаконно добытой продукции рыболовства, запрещенных орудий рыболовства,взыскание и определение размера стоимости незаконно добытой продукции рыболовствапри невозможности ее изъятия осуществляются в порядке, установленном всоответствии с законодательными актами. />Запрещенныеорудия рыболовства, а также орудия рыболовства из сетематериалов, которые немогут быть использованы для промыслового рыболовства, изъятые у физических лицлибо бесхозяйные, изъятая у физических лиц незаконно добытая продукциярыболовства, а также бесхозяйная продукция рыболовства, затраты на доставку иреализацию которой превышают ее стоимость, определяемую в порядке,установленном Советом Министров Республики Беларусь, на день изъятия продукциирыболовства, или в случае ее порчи из-за температурных и иных условий подлежатуничтожению органами государственного рыболовного контроля с оформлением акта.
Вред,причиненный окружающей среде в результате незаконного вылова или уничтожениярыбы и иного вредного воздействия на среду ее обитания, подлежит возмещениюлицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленнымПрезидентом Республики Беларусь. Возмещение указанного вреда осуществляетсянезависимо от изъятия продукции рыболовства.
Требованияо возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконноговылова или уничтожения рыбы и иного вредного воздействия на среду их обитания,предъявляются органами государственного рыболовного контроля в соответствии снастоящими Правилами и другими законодательными актами.

заключение
Написавкурсовую работу на тему: «Правовое регулирование рыболовства в РеспубликеБеларусь», сделаем выводы.
Отношенияв области охраны и рационального использования животного мира в РеспубликеБеларусь регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране и использованииживотного мира», который закрепляет единый для страны порядок правового регулированияв области охраны и использования животного мира для удовлетворенияэкологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека сучетом интересов нынешнего и будущих поколений. Кроме того, отношения в областиохраны и рационального использования животного мира регулируютсяадминистративным, уголовным, гражданским законодательством.
Всерыболовные угодья подразделяются на следующие типы: водоемы (озера иводохранилища); водотоки (реки и каналы). Водоемы подразделяются на следующие классы:сигово-снетковые; лещево-судачьи; лещево-щучье-плотвичные; карасево-линевые;окунево-плотвичные. Водотоки подразделяются на следующие категории: первая — протяженностью свыше 500 километров; вторая — протяженностью от 200 до 500километров; третья — протяженностью до 200 километров. />Все рыболовные угодья составляют фонд рыболовныхугодий, который подразделяется на: фонд рыболовных угодий, предоставленных варенду для ведения рыболовного хозяйства; фонд рыболовных угодий,предоставленных в безвозмездное пользование по решению Президента РеспубликиБеларусь; фонд рыболовных угодий, не предоставленных в аренду для ведениярыболовного хозяйства или в безвозмездное пользование по решению ПрезидентаРеспублики Беларусь и составляющих фонд запаса рыболовных угодий.
Изъятиерыбы в научных, образовательных, а также рекреационных, эстетических и иныхцелях в процессе осуществления культурной деятельности в фонде рыболовныхугодий осуществляется в соответствии с Правилами пользования дикими животными внаучных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетическихи иных целях в процессе осуществления культурной деятельности, утвержденнымиСоветом Министров Республики Беларусь. Отлов рыбы в фонде рыболовных угодий вцелях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения, интродукции,реинтродукции, акклиматизации, скрещивания этих животных осуществляется всоответствии с Правилами отлова диких животных в целях содержания и (или)разведения в неволе, а также вселения, интродукции, реинтродукции,акклиматизации, скрещивания, утвержденными Советом Министров РеспубликиБеларусь.
Основными мерами охраныокружающей среды в рыбной промышленности, являются рациональное использованиедобываемого сырья, безотходная технология и современная техника. Интенсивнаядеятельность человека, связанная с развитием промышленности, сельскогохозяйства, водного транспорта и др. в ряде случаев отрицательно сказалась насостоянии рыбохозяйственных водоемов.
В результате зарегулированиярек и использования водных ресурсов в основном для целей энергетики и сельскогохозяйства без учета других интересов отраслей народного хозяйства произошлорезкое сокращение объема паводковых вод и наблюдается постоянное в течение годаколебание уровня воды в нижних участках рек, что крайне отрицательносказывается на размножении полупроходных рыб во многих крупных бассейнах.Вырубка леса, распашка склонов рек и речных пойм приводит к заилению изахламлению нерестилищ, а загрязнение воды токсичными стоками губительнодействует на фауну водоемов. Антропогенное воздействие на водоемы в конечномитоге привело к сокращению рыбных запасов и уловов рыбы во внутренних водоемах.В связи с этим перед рыбным хозяйством стоит одна из главных задач — созданиеблагоприятных условий для воспроизводства и увеличения рыбных запасов путемпроведения комплекса различных рыбоводно-мелиоративных и рыбоохранныхмероприятий.
Для поддержания иувеличения запасов ценных промысловых рыб в нашей стране, несмотря на продолжающийсякризис, осуществляются широкие мероприятия по искусственному рыборазведению,улучшению условий естественного воспроизводства рыб, а также развитию озерногои прудового рыбоводства по выращиванию товарной рыбы. Большие работы проводятсяпо акклиматизации ценных промысловых рыб и других объектов промысла,направленные, на расширение видового состава рыб и увеличение рыбных запасов.
Для сохранения и развитиярыбных ресурсов, необходимо проводить повсеместный контроль загрязненияводоемов сточными водами, создавать условия для нормального размножения,развивать рыбную промышленность, поощрять развитие и применение научных идей врыбной промышленности, и т.д.
Сохранение и рациональноеиспользование рыбных ресурсов (являющихся не только пищевым ресурсом), важнейшаязадача государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.  Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2.  Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998г. № 191-З. Принят Палатой представителей 18 июня 1998 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998г., № 33, ст. 473). Юридическая база «ЮСИАС».
3.  Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
4.  Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993г. №1 Юридическая база «ЮСИАС».
5. Закон РеспубликиБеларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 года №3335-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994г., № 35,ст.570) (с учетом изменений, внесенных Законами от 23.05.2000 № 396-З, рег. №2/171 от 26.05.2000; 29.06.2006 № 137-З, рег. № 2/1235 от 05.07.2006).
6.  Балашенко С.А, Демичев ДМ.Экологическое право: Учебное пособие 2-е изд. Минск: Ураджай, 2000.
7.   Боголюбов С.А.Экологическое право. Учебник. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1997.
8.  Бринчук М.М. Экологическое право:Право окружающей среды: Учебник. М.: Юристъ, 1998.
9.  Демичев Д.М. Экологическое право:Особенная часть: Учебное пособие Минск: Вышэйшая школа, 2007.
10.Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юриспруденция,1999.
11.Зайчук Г.И. Экологическое право: методические рекомендации. Брест. Изд-воБрГУ. 2000.
12.Мороз Л.Н., Неверов А.В., Апанасевич С.В., Вершок И.Л.Основы экологического права. Учебное пособие Минск: БГТУ, 2000.
13.Обзор экологического законодательства РеспубликиБеларусь. СПб.: Невский Простор. 2003.
14.Петров В.В. Экологическое правоРоссии М.: БЕК, 1996.
15.Сапогин А.Н. Экологическое право Республики Беларусь.Курс лекций. Минск: Академия МВД Республики Беларусь. 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.