Эко-эффективность- это философия бизнеса. Она призывает предпринимателей осознать своюответственность за состояние окружающей среды. Эта ответственность во многихразвитых странах закреплена соответствующими законодательными нормами, но посути своей это добровольная инициатива, так как она подкреплена экономическимимеханизмами. Эти механизмы обеспечивают в будущем окупаемость капиталовложенийв экологические программы в первую очередь за счет экономии ресурсов. При этом,стремясь к эко-эффективности, ни к чему коренным образом менять устоявшуюсясистему управления на предприятии. Ее нужно адаптировать к существующим сегодняреалиям при помощи мероприятий, позволяющих поставить цели и достичьзапланированных результатов как по экологическим аспектам, так и вэкономической сфере. Сегодня одним из лучших международно-признанныхинструментов управления на предприятии, позволяющих реализовать принципыэко-эффективности на практике — внедрение системы экологического менеджмента всоответствии с требованиями стандарта ISO 14001.
Эко-эффективностьв равной степени подразумевает эко-логическую и эко-номическую эффективность.Девиз этой концепции — «производить больше при меньших затратах». Содной стороны, уменьшение потребления материальных ресурсов, энергии,сокращение выбросов и отходов положительно сказываются на состоянии окружающейсреды, с другой стороны, это выгодно для бизнеса с экономической точки зрения, таккак сокращает расходы на сырье.
WBCSDпредложил следующие приоритетные области, касающиеся производства и жизненногоцикла продукции, успехи в которых будут способствовать улучшениюэко-эффективности предприятия в целом:
Уменьшениематериалоемкости
Уменьшениеэнергоемкости
Уменьшениевыбросов токсичных веществ
Увеличениедоли замкнутых циклов в производстве
Максимальноеиспользование материалов, которые можно переработать для вторичногоиспользования.
Увеличениепродолжительности жизненного цикла продукции.
Предоставлениев большей мере сервисного обслуживания продукции.
Внедрениепринципов эко-эффективности в идеологию компании — сложный и длительныйпроцесс. Чтобы он прошел успешно, необходимо сотрудничество и партнерство междубизнесом, властью, неправительственными организациями и другимизаинтересованными сторонами. Как возможное руководство к действию со стороныбизнеса WBCSD предлагает следующие рекомендации:
Развитиекорпоративной культуры. Высшее руководство организации признает эко-эффективностьсвоим приоритетом и прививает ее сначала сотрудникам, а потом поставщикам ипотребителям. Кроме того, высшее руководство признает ответственностьорганизации за произведенную продукцию на всех этапах ее жизненного цикла.
Обучениесотрудников включает образовательные программы и тренинги, которые призваныповысить экологическую сознательность сотрудников, а в дальнейшей перспективе иобщества в целом.
Выявлениепотенциальных угроз и возможностей исходит из понимания ограниченностиприродных ресурсов и необходимости их рационального использования.
Внедрениесистемы экологического менеджмента в соответствии с ISO 14000 или EMAS позволитконтролировать выявление и внедрение эко-эффективных возможностей для процессовпроизводства.
Применениеинструментов управления (оценка экологической эффективности, оценка воздействияна окружающую среду, оценка жизненного цикла, экоаудит и др.) помогает выявитьи выбрать возможности для улучшения
Применениеэкодизайна. При разработке продукции следует избегать энерго- и материалоемкихсоставляющих и стремиться к использованию составляющих, пригодных дляпереработки и вторичного использования. При этом функционально продукция должнаотвечать потребностям потребителей.
Оптимизацияпроцессов производства. Технологические нововведения, приводящие к снижениюпотребления энергии, уменьшению выбросов, сбросов и размещения отходов с однойстороны снижают вредное воздействие на окружающую среду, а с другой стороныпозволяют избежать лишних затрат на энергию и на экологические платежи.
Применениеэкологического маркетинга. Продвижение эко-эффективной продукции на рынок:поиск ниш, формирование спроса на «зеленую продукцию» путемудовлетворения экологических потребностей потребителя, применение экологическоймаркировки.
Сервисноеобслуживание. Увеличивает продолжительность жизненного цикла продукции,включает возможность получения дополнительной прибыли за счет послегарантийногообслуживания продукции.
Удовлетворениефункциональных потребностей потребителей. Сущность потребления производимыхматериальных благ состоит не в обладании ими, а в использовании тех функций,которые эти блага предоставляют. Удовлетворение функциональных потребностейпотребителя должно выражаться в гибкой ценовой политике (например, продажа врассрочку).
Использованиезамкнутых циклов. Исходит из ответственности предприятия за произведеннуюпродукцию на протяжении всего жизненного цикла. Включает гарантийноеобслуживание, возможность возврата товара для его последующей переработки ивторичного использования.
Списоклитературы
1. Cleaner production and Eco-efficiency. Complementary approachesto sustainable development. WBCSD, UNEP
2. Dr. Marcus Lehni. ISO Round Table Stockholm. 2000
3. Eco-efficiency Indicators project. A first set of eco-efficiencyindicators for industry: Pilot study. — Anite.1999
4. Eco-efficient Leadership for Improved Economic and EnvironmentalPerformance. -WBCSD. 2000.
5. Hendrik A. Verfaillie, Robin Bidwell. Measuring eco-efficiency. Aguide to reporting company performance. June 2000
6. Kaspar Mueller and Dr. Andreas Sturm Standardized Eco-EfficiencyIndicators. Report 1: Concept Paper. Revision: 1.0.5. — Ellipson. 2001.
7. Making sustainability accountable: Eco-efficiency, resourceproductivity and innovation. Proceedings of a workshop on the occasion of theFifth Anniversary of the European Environment Agency (EEA) Copenhagen.1998
8. Peter James. Business, eco-efficiency and sustainabledevelopment. The role of environmental management tools. An internationalworkshop organized by INETI, Portugese Directorate-General of Industry and theEuropean Comission. Lisbon. 2000.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecobez.narod.ru