Реферат по предмету "Экология"


Перспективы развития экономики природопользования и природоохраны

СОДЕРЖАНИЕ
1. Совершенствованиеэкологического механизма природопользования
2. Экономическоестимулирование природной среды
3. Финансовоерегулирование природоохранной деятельности
Список использованной литературы

1. Совершенствованиеэкологического механизма природопользования
Вусловиях перехода к рыночным отношениям предпочтение, в государственномрегулировании качества окружающей среды, следует отдавать экономическим мерам — элементам экономического механизма природопользования (ЭМПП), который  долженвключать следующие элементы:
–финансовую базу;
— экологическую индустрию (экобизнес); экологическое планирование; системулимитов на природопользование (жестких экологических ограничений);
— систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды (ОС);
— систему экономического стимулирования рационального природопользования и ОС;
— социально-экономическую оценку природных ресурсов; систему экологического страхования.
ОсновойЭМПП должна быть мощная и динамичная финансовая база. В кредитно-финансовойсистеме необходимо создать новые структуры, которые позволяли бы осуществлятькак сугубо финансовые операции, так и функции объединения средств различныхэкологических фондов, предприятий и организаций, а также функции контроля зарасходованием этих средств. Такими структурами могли бы быть экологическиебанки как особые государственные и коммерческие учреждения.
Вторымэлементом ЭМПП должна стать экологическая индустрия. В России эта отрасльхозяйствования только формируется. Её основу могут составить предприятияэкологического профиля любых форм собственности по следующим направлениям:
–по переработке бытовых и промышленных отходов;
–по защите воздушного бассейна, водных и земных ресурсов;
–попроизводству экологически чистых продуктов питания, экологическомувоспроизводству, включающему воспроизводство редких видов животных и растений,восстановление и повышение плодородия почв и продуктивности пастбищ, формированиекачества ближайшей среды жизни человека и другое. Необходимо экономическимимерами стимулировать создание подобных предприятий [2, с.170].
Сформированием экоиндустрии тесно связан экологический рынок. В его рамкахнеобходимо развивать рынок идей, патентов, средощадящей техники и технологий,ресурсов, в том числе и вторичных, товаров, труда, услуг и капитала. Можно сбольшой уверенностью предположить, что в ближайшие 50 лет рынок «экологическихблаг» займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферупроизводства и обслуживания электронной техники.
Сегодняв стране нет плане экоразвития, а принимаемые программы малоэффективны из-заслабой экономической проработки, отсутствует четкая экополитика. Одним изважнейших условий решения вопросов природопользования должно быть экологическоепланирование с реализацией планов восстановления природно-ресурсного потенциаладо определенного уровня. Его целью является оптимизация хозяйствования сминимизацией экологических ущербов как от деградации эксплуатируемой территории, так и от ухудшения состояния здоровья населения.
Сцелью совершенствования существующей системы лимитов на природопользование,кроме установленных предприятием жестких экологических ограничений, необходимотакже разрабатывать таковые и для отдельных территорий и экосистем. Показателиэкологической емкости территории должны учитывать допустимую техногеннуюнагрузку, изъятие природных ресурсов и другие факторы.
Всовершенствовании нуждается и такой элемент ЭМПП, как система платежей за природопользованиеи загрязнение ОС. В эту систему входят:
–плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес, иную растительность,животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы, включая воздух дляхозяйствования);
–плата за загрязнение ОС и другие виды воздействия.
Еслимеханизм платы за право пользования землей, недрами, водой и лесом разработан иутвержден законодательством, то в отношении остальных природных ресурсов ещенеобходимо провести ряд научно-исследовательских работ в этой области (особеннопо проблеме рационального использования кислорода и платы за него). Что жекасается платы за загрязнение ОС, то несмотря то, что «Порядок определенияплаты и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,размещение отходов, другие виды вредного воздействия» существует, взиманиеплаты за радиоактивные, шумовые, электромагнитные, бактериальные загрязнения ОСне осуществляется из-за отсутствия методических разработок. Тем более полностьюотсутствуют хотя бы какие-то наброски по этой проблеме относительно кислорода.
Чтокасается системы экономического стимулирования рационального природопользованияи охраны ОС, несмотря на то, что ее элементы утверждены законом РФ «Обохране окружающей среды», на практике она не применяется из-за усложненнойпроцедуры оформления налоговых и других льгот.
Известно,насколько серьезный ущерб хозяйствованию наносит аварийное загрязнение ОС. Егодоля в общем объеме загрязнения достигает 25-30 %. Реальность такова, что всилу ограниченности в средствах как организаций и предприятий, так игосударства, более 80 % ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется,лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное – из государственныхрезервов. Поэтому очень важно сформулировать в рамках ЭМПП специальную системуэкологического страхования. Главным условием создания такой системы выступаетпринцип трансграничности её функционирования, т.е. достижение стандартовэкологической безопасности обще регионального и даже мирового уровня для всехее участников, т.к. распространение вредных веществ не признает ни каких границ[8, с.95].
Однакосамо по себе формирование системы экологического страхования — ещё не гарантияпонесенных обществом потерь. Необходимо на её базе развивать различные формыэкологического предпринимательства, предварительно утвердив их взаконодательном порядке.
2.Экономическое стимулирование природной среды
ВРоссии стимулирование рационального природопользования и охраны окружающейприродной среды (ООПС) осуществляется на законодательном уровне путем:
–установления налоговых и иных льгот, представляемых государственным и инымучреждениям и организациям, в том числе и природоохранным, при внедрениималоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичныхресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающейприродоохранительный эффект;
–освобождения от налогообложения экологических фондов;
–передачи части средств экологических фондов на договорных условиях подпроцентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам дляреализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющихвеществ;
–применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
–введения специального налогообложения экологически вредной продукции;
–применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций,независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих ООПС.
Однакоследует отметить, что в настоящее время до конца не разработан механизмпрактического осуществления ряда предусмотренных законом мер. Так, например,установление поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукциюдолжно предполагать предварительную ее аттестацию независимой экологическойэкспертизой и подтверждение этих качеств с определенной периодичностью. Эта периодичностьдолжна устанавливаться на каждый конкретный вид продукции [1, с.209].
Длявведения системы социального налогообложения экологически вредной продукции ипродукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий,необходимо определить место для раннего вида налогообложения, разработать егопринципы, обосновать и составить перечень видов экологической продукции итехнологий, при использовании которых нужно применять специально повышенноеналогообложение. При установлении поощрительных цен и надбавок на экологическичистую продукцию, специального налогообложения экологически вредной продукциинеобходимо разработать и утвердить порядок введения системы идентификации и дифференциациитоваров рынка экологических услуг (экологические марки, марочные и товарныезнаки).
 
3.Финансовое регулирование природоохранной деятельности
Вбольшинстве развитых стран программы поддержания и улучшения качестваокружающей среды были приняты в конце 60-х — начале 70-х гг. Дляорганизационного обеспечения были созданы специальные государственныеучреждения: Агентство по охране окружающей среды (США, Япония), Комитет поохране окружающей среды (ФРГ), Министерство культуры и окружающей среды (Франция),Консультативный комитет по окружающей среде (Швеция) и др. Задача этих ведомствсостоит в разработке стандартов и в обеспечении эффективного механизмавоздействия на предприятия – источники вредного влияния на природную среду – вслучае нарушения принятых стандартов (национальные стандарты качества воздушнойсреды, стандарты на выброс особо опасных веществ, приводящих к увеличениюсмертности или повышению риска заболеваемости населения, стандарт напредотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, на удаление твердыхотходов).
Помимопрямых затрат правительства на природоохранную деятельность в странах срыночной экономикой используются и эффективные экономические рычагистимулирования затрат на защиту окружающей среды. Одним из таких рычаговявляется ускоренная амортизация оборудования по очистке сбросов и выбросов (дляосновного производственного оборудования в США, например, срок амортизациисоставляет 15 лет, а для систем очистки устанавливается льготный срок 5 лет).Таким путем осуществляется скрытая субсидия в природоохранное оборудование,причем закон уточняет, что речь идет именно об очистных устройствах, не дающихникакой побочной прибыли [10, с.16].
Кромеэтого, устанавливаются еще всевозможные налоговые скидки на дополнительныекапиталовложения в очистные сооружения, которые полностью или частично освобождаютсяот налога на основные фонды, на продажу, при аренде, и пр. Специально длястимулирования установки очистных сооружений во многих странах применяетсяпредоставление государственных низкопроцентных займов на продолжительные сроки.В числе более гибких или более «экономичных» мер сокращения вредныхвыбросов в атмосферу необходимо упомянуть компенсационную политику – принцип ипродажу прав на выброс.
Сутьполитики компенсации заключается в том, что для создания благоприятных условийэкономического роста и вместе с тем сдерживания загрязнения воздушной средыпредусматривается возможность строительства нового источника загрязнения тольков том случае, когда дополнительный выброс загрязняющих от этого источникакомпенсируется сокращением выбросов от других источников. Развитиемкомпенсационного подхода стал так называемый «бабл–принцип», илипринцип пузыря (bubble – пузырь). В соответствии с этим предполагается, чторегиональная производственная деятельность и прочие виды человеческойхозяйственности, приводящие к отрицательному воздействию на воздушную среду,осуществляются в некотором гипотетическом пузыре достаточно больших размеров, изадача состоит в наиболее региональном распределении между загрязнителямивоздушной среды, ограниченных объемом «пузыря» возможностей выбросовразличных видов загрязняющих веществ. Предприятия, снижая путем дополнительнойочистки или усовершенствования технологии объем выбросов определенного типазагрязняющего вещества, становится обладателем «права на выброс»,которое может быть зарезервировано в специальных «банках» излишковразрешенных выбросов или продано фирме, заинтересованной в получении такогоправа.
ВРоссии введение платежей за выбросы и сбросы (в дополнение к штрафам запревышение предельно допустимых выбросов и сбросов) означает, что стратегияприродоохранной деятельности все в большей степени начинает использоватьположительный опыт природоохранной работы стран с рыночной экономикой.
Согласност. 25 Закона РФ " Об охране окружающей среды" плата взимается за:
–природные ресурсы (земля, недра, вода, лес, и другие ресурсы);
–загрязнение окружающей среды;
–нарушение природоохранного законодательства в порядке компенсации причиненногоущерба.
Платаза природные ресурсы взимается в соответствии с законами РФ «Земельныйкодекс РФ», «Налоговый кодекс РФ», «Об экологическойэкспертизе», «Об охране окружающей среды» и др.
Значительнуюроль в мобилизации средств для природоохранной деятельности и обеспечениязаинтересованности предприятий в снижении промышленных выбросов отводитсяплатежам за загрязнение окружающей среды, которые представляют собой особый видналогообложения, когда облагаемой величиной является масса выбросов илисбросов, а также размещаемых отходов, независимо от других результатовхозяйственной деятельности предприятий. Финансовое бремя такого налогообложенияраспределяется между природопользователями пропорционально наносимому им вредуокружающей среды и у каждого из них появляется стимул к уменьшению облагаемойналогом величины. В соответствии с новым порядком предусматривается взимание платыза следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:
–выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижныхисточников;
–сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
–размещение отходов;
–другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные ирадиационные воздействия и т.п.).
Установленытри вида базовых нормативов платы:
–за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредноговоздействия в пределах нормативов;
–то же, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
–то же, за сверхлимитное загрязнение [2, с.433].
Базовыенормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода),виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающейприродной среды и здоровья населения. Норматив платы за размещение отходов,являющихся вторичными ресурсами, устанавливаются в размере цен на эти ресурсы,а по остальным – в зависимости от классов токсичности. В случае нарушенияприродоохранного законодательства виновные могут быть подвергнуты штрафу вадминистративном порядке в соответствии со ст. 43 Закона «Об охранеокружающей среды». Виновные обязаны полностью возместить вред, причиненныйокружающей среде, здоровью и имуществу граждан, хозяйству.
Однакосумма штрафов и исков при крупных авариях может оказаться настолько велик, чтоеё не сможет выплатить даже мощное предприятие. Чтобы не допустить неизбежного «списания»претензий в таких случаях, следует широко использовать экологическоестрахование, предусмотренное ст. 23 Закона «Об охране окружающей среды».Платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, а также суммы,взысканные по искам о возмещении нанесённого ущерба и штрафа, поступают вовнебюджетный государственный экологический фонд. Средства экологических фондовзачисляются на спецсчета в банках и распределяются специальным образом. 60% — на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% — то же,республиканского, краевого и областного значения; 10% — тоже, федеральногозначения. Расходовать средства экологического фонда на цели, не связанные сприродоохранной деятельностью, запрещается [6, с.302].

Списокиспользованной литературы
1. Гальперин М.В.Экологические основы природопользования. М.: Форум, 2009. — 256 с.
2. Гредел Т.Е., Алленби Б.Р.Промышленная экология. М.: Юнити, 2004. — 527 с.
3. Лиходед В.М. Экология.Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. — 256 с.
4. Милютин А.Г. и др.Экология: геоэкология недропользования. М.: Высшая школа, 2007. — 440 с.
5. Родькин О.И.Экологический менеджмент. Мн.: РИВШ, 2008. — 254 с.
6. Серов Г.П., СеровС.Г. Техногенная и экологическая безопасность в практике деятельностипредприятий: Теория и практика. М.: Ось-89, 2009. — 512 с.
7. Тарасов В.В.,Тихонова И.О. и др. Мониторинг атмосферного воздуха. М.: Форум, 2008. — 128 с.
8. Черняховский Э.Р.Управление экологической безопасностью: учебно-практическое пособие. М.:Альфа-Пресс, 2007. — 248 с.
9. Юшин В.В., ПоповВ.М., Кукин П.П. Техника и технология защиты воздушной среды. М.: Высшая школа,2008. — 399 с.
10. Ясаманов Н.А.Основы геоэкологии. М.: Academia, 2007. — 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.