«ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»
План
1. Порядок разработки раздела ОВОС в предпроектнойдокументации
2. ОВОС, основные принципы, документы
Список использованной литературы
1. Порядокразработки раздела ОВОС в предпроектной документации
Главное и непременноеусловие ОВОС является одновременность ее проведения с разработкой всехпроектных решений.
Процедура ОВОС имеетнесколько этапов, результат завершения которых оформляется следующимидокументами:
— Уведомление онамерениях (УН);
— Заявление о воздействиина окружающую среду (ЗВОС);
— Протокол обсужденияЗВОС;
— Заявление обэкологических последствиях (ЗЭП).
1 этап. Разработкаконцепции намечаемой деятельности
Целью первого этапапроведения ОВОС является информирование общества о намечаемых действиях Заказчика,которые неизбежно приведут к изменению среды обитания людей на конкретнойтерритории. Таким образом, ОВОС начинается, когда Заказчик планируемойдеятельности формирует предложение по осуществлению какого-либо проекта илипрограммы (концепция намечаемой деятельности). По результатам этого этапа сцелью объявления своих намерений по организации того или иного видадеятельности на конкретной территории Заказчиком готовится «Уведомление онамерениях», которое содержит:
— предварительный списокнамерений Заказчика по характеру планируемой деятельности;
— перечень реальных иразумных альтернатив рассматриваемому проекту.
Уведомление о намеренияхпередается в местные органы власти и управления для получения Заказчикомразрешения на проектирование и изыскания.
2 этап. Определениевоздействий на окружающую среду
Целью второго этапапроведения ОВОС является выявление всех возможных воздействий будущегонароднохозяйственного объекта или комплекса на окружающую среду с учетомприродных условий конкретной территории.
На данном этапепроводится:
— технологический анализпроектных предложений;
— обоснование целей,средств и сроков реализации проектных предложений и места размещенияпредполагаемого производства. Это особенно важно проделать, учитывая существенностьнеблагоприятных экологических последствий и неопределенность социальныхэффектов;
— определение воздействийна окружающую среду в случае реализации принятых проектных решений; требуетсяинформация о:
— фактическом состоянииокружающей среды;
— характере и видахвоздействия его качественных и количественных оценках (масштаб, интенсивность,глубина, периодичность, продолжительность);
— источниках воздействия(размерах, пространственных формах и расположении);
— объектах воздействия. Готовится:«Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)», которое представляетсявсем заинтересованным сторонам; органам государственной власти, управления иконтроля, общественности и т.д.
Основная цельпредставления ЗВОС — выявить наиболее значимые последствия реализациинамечаемой деятельности с позиций всех заинтересованных сторон для определениянаправлений дальнейших исследований по ОВОС, а именно:
— границы проведенияОВОС;
— объекты воздействия;
— прогнозируемыеизменения окружающей среды и ее компонентов (вода, воздух, почвы, животный ирастительный мир, недра и т.д.).
3 этап. Выявлениеэкологических последствий
Целью третьего этапапроведения ОВОС является выявление экологических, социальных, экономических идругих связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности наданной территории в определенный временной период.
Выявление последствийосуществляется с помощью общественных слушаний «Заявления о воздействии наокружающую среду», результаты которых оформляются протоколом. Протокол общественныхслушаний является документом, на основании которого производится корректировкапроектных решений, а также составляется программа необходимыхнаучно-исследовательских и изыскательских работ.
4 этап. Корректировкапроекта
Целью четвертого этапапроведения ОВОС является осуществление корректировки проектов, прошедших стадиюЗВОС.
При этом по выявленнымэкологически значимым позициям разработчиком прогнозируются измененияокружающей среды, которые произойдут в результате реализации проекта. Порезультатам прогноза разрабатываются дополнительные меры и мероприятия,направленные на предотвращение отрицательных экологических и других последствийизменений в окружающей среде.
5 этап.Подготовка«Заявления об экологических последствиях»
На данном этапе готовится«Заявление об экологических последствиях» (ЗЭП), представляющее собой документ,содержащий гарантии Заказчика обществу о недопущении отрицательныхэкологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствийв случае реализации проекта.
В ЗЭП приводятся:
— основные результатыисследований, проведенных в процессе ОВОС и выводы, сделанные на их основе;
— последствия значимыхвоздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия егожизнедеятельности;
— обязательства Заказчикапо реализации проектных решений, изложенных в документации, в соответствии стребованиями экологической безопасности и мер, гарантирующих выполнение этихобязательств на весь период «жизненного цикла» предприятия.
ЗЭП рассматривается какотчет разработчика проектных материалов о проделанной работе по оценкевоздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представляетсяЗаказчиком на государственную экологическую экспертизу в составе проектнойдокументации.
Окончательный вариантготовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний,предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки на стадииобсуждения. В окончательный вариант материалов должны включаться информация обучете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественныхслушаний. Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается заказчиком,передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в еесоставе представляется на Государственную и Общественную экологическуюэкспертизу.
Для намечаемойинвестиционной деятельности заказчик проводит указанные выше этапы ОВОС на всехстадиях подготовки документации, которая должна представляться наГосударственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).
— оценка состоянияокружающей среды (проект ОВОС)до реализации проектных решений, то есть определение исходных характеристик ипараметров компонентов окружающей среды, которые могут быть затронуты впроцессе хозяйственной деятельности;
— выявление основныхфакторов и видов негативного воздействия в связи с реализацией планируемойдеятельности: загрязнение атмосферного воздуха, акустическое воздействие,воздействие на геологическую среду, загрязнение поверхностных и подземных вод,загрязнение почв, общее экологическое воздействие;
— обоснование показателейпредельно допустимого воздействия и правил природопользования, исходя излимитирующих экологических факторов намечаемого вида деятельности. Нормативы иправила должны обеспечить устойчивое развитие биогеоценозов в рамках природноизмененныхгеосистем;
— разработка рекомендацийи мероприятий по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействийс учетом современных достижений в этой области, использованияресурсосберегающих технологий, систем защиты окружающей среды и т.п.
Для решения поставленныхзадач и создания тома оценки воздействия на окружающую среду (проект ОВОС)проводится комплекс экологических исследований по оценке воздействиянамечаемого объекта на компоненты окружающей среды, а именно:
— оценка возможного загрязненияатмосферного воздуха;
— оценка акустическоговоздействия;
— оценка влияниянамечаемой деятельности на поверхностные и подземные воды;
— оценка возможноговоздействия на почвенный и растительный покров;
— оценка рекреационноговоздействия на прилегающие территории;
— разработкаприродоохранных мероприятий, способствующих снижению негативных последствий. 2.ОВОС, основные принципы, документы
В соответствииградостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна вестись ссоблюдением соответствующих установленных требований об охране окружающейсреды.
Закон РФ «Об охранеокружающей среды» предусматривает особые экологические требования припроектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенныхпунктов. Проектирование, строительство, реконструкция объектов градостроениядолжны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического иприродоохранного законодательства РФ.
Общиесанитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к планировке и застройкегородов, определены Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения».
Закон устанавливает, чтопри планировке и застройке городов должно предусматриваться созданиеблагоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексногоблагоустройства и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредноговоздействия на человека факторов среды обитания.
Важным инструментомпредотвращения негативного влияния на состояние окружающей среды являетсяпроцедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Под ОВОС намечаемойхозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс,способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения ореализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определениявозможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учетаобщественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращениювоздействий.
Проведение ОВОС основанона принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемойхозяйственной или иной деятельности, т.е. потенциальной экологической опасностилюбой деятельности. Проведение оценки обязательно на всех этапах подготовкидокументации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до еепредставления на государственную экологическую экспертизу.
Результатами ОВОСявляются:
— информация о характереи масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности,альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с нимисоциально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости,возможности минимизации воздействий;
— выявление и учетобщественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихсянамечаемой деятельности.
Результаты ОВОСдокументируются в материалах, подготовленных при данной процедуре, и являютсячастью документации, представляемой на Государственную экологическуюэкспертизу.
Обеспечение участияобщественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС намечаемойдеятельности, т.е. деятельности, способной воздействовать на окружающуюприродную среду и являющейся объектом экологической экспертизы, основано напринципах участия общественных организаций (объединений) и учете общественногомнения. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая ОВОС намечаемойхозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органамиместного самоуправления в соответствии с законодательством.
Первоначальный этап ОВОСпредставляет собой уведомление, предварительную оценку и составлениетехнического задания на проведение ОВОС. На этом этапе заказчик подготавливаети представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общееописание намечаемой деятельности, цели ее реализации, возможные альтернативы,описание условий ее реализации, информацию, предусмотренную действующиминормативными документами, информирует общественность и проводит с нейпредварительные консультации.
Затем проводятсяисследования по ОВОС и готовится предварительный вариант материалов по оценке.Заказчик (исполнитель) проводит ОВОС в соответствии с техническим заданием, сучетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения иподготавливает предварительный вариант материалов ОВОС.
Содержание исследованияОВОС включает определение характеристик намечаемой хозяйственной и инойдеятельности и возможных альтернатив, анализ антропогенной нагрузки и т.п.,определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативныевоздействия, оценки их эффективности и возможности реализации, подготовкупредварительного варианта материалов ОВОС намечаемой деятельности (включаякраткое изложение для неспециалистов) и ряд других вопросов.
Следующий этаппредставляет собой подготовку окончательного варианта материалов по оценкевоздействия на окружающую среду. Окончательный вариант готовится на основепредварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений иинформации, поступившей от участников процесса оценки на стадии обсуждения. Вокончательный вариант материалов должны включаться информация об учетепоступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний.Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается заказчиком, передается дляиспользования при подготовке обосновывающей документации и в ее составепредставляется на Государственную и Общественную экологическую экспертизу.
Для намечаемойинвестиционной деятельности заказчик проводит указанные выше этапы ОВОС на всехстадиях подготовки документации, которая должна представляться наГосударственную экологическую экспертизу.
/>ПринципыОВОС
1. интеграция(рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных,природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений;
2. альтернативность проектныхрешений, формирование новых вариантов;
3. применение ОВОС вкачестве инструмента формирования решений на самых ранних этапахпроектирования;
4. доступность информациипо проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотренияпроекта;
5. ответственностьзаказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектныхрешений.
Перечень документов дляразработки раздела « Оценка воздействия на окружающую среду» (проект ОВОС) иполучения заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).
1. Информация об объекте(что будет строиться на отводимом участке, как будет осуществлятьсяводоснабжение, канализование, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение,отвод ливневых сточных вод; наличие зеленых насаждений на участке, наличиевременных построек или жилых домов на участке, расстояние до ближайшей жилойзастройки, наличие водоемов, рек, лесов скважин и т.п.)
2. Предварительноесогласование планируемой деятельности с Администрацией (письмо, распоряжение,постановление).
3. Акт комиссии по выборуземельного участка под проектирование объекта.
4. Градостроительнаяпроработка на размещение объекта, согласованная на районном уровне.
5. Распоряжение Главыгорода (района) «О согласовании места размещения объекта».
6. Свидетельство огосударственной регистрации права на аренду земельного участка дляпроектирования объекта (Договор аренды земельного участка).
7. ЗаключениеРоспотребнадзора по отводу земельного участка под строительство.
8. ЗаключениеГосударственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выборуземельного участка.
9. Справка ФГУП «Геоцентр»об отсутствии полезных ископаемых.
10. Справка отделакультуры (города, района) об отсутствии памятников культуры на участке.
11. Материалы по опросуобщественного мнения по размещению объекта с гражданами и общественнымиорганизациями, согласованные с Администрацией.
12. Письмо на имяначальника Гостехнадзора (Госприроднадзора) о рассмотрении и согласованииматериалов выбора земельного участка с гарантией оплаты и с указанием всехреквизитов, в том числе ОКПО.
Список использованной литературы:
1. Прикладная экология: учеб. пособиедля вузов по экол. специальностям / Т. А. Трифонова, Н. Селиванова, Н. В.Мищенко. — М.: Акад. Проект, 2005. — 381 с.
2. Промышленная экология: учеб.пособие для вузов / В. В. Гутенев [и др.]; под ред. В. В. Денисова. — М.;Ростов н/Д: МарТ, 2007. — 719 с.
3. Промышленная экология: учеб.пособие для вузов / В. Г. Калыгин. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 430 с.