Реферат по предмету "Экология"


Охрана таежной природы

Особоохраняемые природные территории
Охранаживой природы и всего ее биологического разнообразия невозможна без созданияспециальных территорий с ограниченной хозяйственной деятельностью, специальнопредназначенных для сохранения естественной природы — особо охраняемыхприродных территорий. Конечно, сохранение некоторой (при разумном хозяйстве — значительной) части природного биологического разнообразия возможно и вне особоохраняемых природных территорий, но очень многие виды растений и животных, атем более сложно организованные природные экосистемы требуют для выживания иразвития специальной охраны мест их обитания.
Сложившаясясистема особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России (закрепленнаяФедеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях»)включает в себя несколько видов таких территорий, существенно различающихся какпо устанавливаемым режимам охраны и использования природных ландшафтов, так ипо подчиненности и процедуре организации.
Заповедники,хотя и занимают в большинстве регионов России относительно небольшую площадь,безусловно, составляют основу системы особо охраняемых природных территорийРоссии. Это связано сразу с несколькими причинами. Заповедники являются особоохраняемыми природными территориями федерального уровня, т.е. в минимальнойстепени зависят от тех или иных неблагоприятных тенденций в регионах, не могутбыть отменены просто решением региональной администрации при желании начать наих территории, допустим, рубки леса или добычу полезных ископаемых. Заповедникиимеют самый жесткий из всех типов особо охраняемых природных территорий режимохраны, а также необходимый для обеспечения этого режима штат охраны. Почти всезаповедники России находятся в ведении Госкомэкологии России, т.е. ведомства,для которого охрана природы (в широком смысле слова) официально являетсяглавной задачей. При организации заповедников вся территория изымается упрежних землепользователей и передается заповеднику.
Заповедникиявляются не только природоохранными, но и научно-исследовательскимиучреждениями. В большинстве заповедников есть научный отдел, проводящий наохраняемой территории (а часто и далеко за ее пределами) долгосрочные научныеисследования, связанные с сохранением дикой природы. Многие заповедники такжезанимаются эколого-просветительской деятельностью. Как правило, в заповедникахведется «Летопись природы» — сборник научных данных и наблюдений,характеризующих состояние природы заповедника и окружающей территории ипроисходящие в результате разных причин долгосрочные изменения в состоянииприроды. Долгосрочные и детальные исследования, проводимые во многихзаповедниках, позволяют отслеживать и контролировать неблагоприятные изменения,происходящие в биосфере Земли под воздействием хозяйственной деятельностичеловека. Территории заповедников являются основными эталонами, с которымисравнивается состояние больших окружающих территорий.
Ксожалению, заповедников в России довольно мало и совершенно недостаточно длясохранения ее природы. В таежной зоне Европейской России имеется только 12заповедников. Безусловно, сеть заповедников этой территории должна бытьсущественно расширена; однако, в настоящее время новые заповедники здесь несоздаются из-за нежелания региональных властей терять контроль над частью«своей» территории, промышленников — расставаться с потенциальнымисырьевыми ресурсами, а также из-за хронической нехватки денег у государства наприродоохранную деятельность.
Национальныепарки являются вторым важным элементом системы особо охраняемых природныхтерриторий федерального уровня. Так же как в заповедниках, в национальныхпарках имеется необходимая для их функционирования администрация. Вообще, вомногом национальные парки сходны с заповедниками; однако, есть и нескольковажных различий.
Внациональных парках, в отличие от заповедников, вовсе не обеспечивается режимстрогой охраны природных комплексов на всей территории национального парка. Какправило, на территории национального парка выделяется несколько зон с разнымрежимом охраны — от полностью заповедного до режима, допускающего интенсивнуюэксплуатацию природных ресурсов (например, рубки леса или добычу полезныхископаемых). Более того — в территорию национального парка могут входитьучастки земли, вовсе не изымаемые у прежних землепользователей, иэксплуатируемые так же, как и до организации национального парка. Администрацияпарка в этих случаях имеет лишь формальное право контроля за проводимой на этихтерриториях хозяйственной деятельностью. Нередки случаи, когда в территориюнационального парка входят не только сельские населенные пункты, но и довольнокрупные города (например, Кириллов Вологодской области и Переславль-ЗалесскийЯрославской). Подавляющее большинство национальных парков находится в веденииФедеральной службы лесного хозяйства России, лишь формально являющейсяприродоохранным ведомством; с этим связаны довольно большие объемы заготовоклеса во многих национальных парках (в большинстве случаев — под видом «рубокухода»).
Эколого-просветительскаядеятельность и организация экологического туризма входят в число основных задачнациональных парков; в некоторых парках предусматривается и проведениенаучно-исследовательских работ. К сожалению, и то, и другое ведется в настоящеевремя все же в недостаточном объеме.
Заказникипредставляют собой самый многочисленный, занимающий (по крайней мере, в таежнойзоне Европейской России) самую большую площадь и самый разнообразный пофункциям и режимам охраны вид особо охраняемых природных территорий. Заказникимогут быть как федерального, так и регионального уровня (т.е. устанавливатьсярешениями федеральных или региональных уровней власти). Во всех регионахабсолютно преобладают заказники регионального уровня (а во многих только они иимеются). Заказники могут иметь собственную администрацию, а могут не иметь(подавляющее большинство заказников администрации не имеют). Заказники могутсоздаваться с изъятием земель у прежних землепользователей, а могут и безизъятия (подавляющее большинство заказников создается без изъятия, т.е.территория заказника остается под управлением прежнего землепользователя).Заказники могут создаваться с различными режимами охраны; в каждом конкретномслучае режим устанавливается индивидуально. Нередко при организации заказникарежим охраны «забывают» установить; в таком случае заказникпревращается в фиктивную особо охраняемую территорию, где разрешены все те видыдеятельности, которые были разрешены и до организации заказника. Заказники могутсоздаваться на неограниченное время и на какой-то срок (10, 20 лет и т.д.); внекоторых регионах существуют только постоянные заказники, в некоторых — ипостоянные, и временные.
Частозаказники создаются для охраны какого-либо одного вида природных объектов(например, охотничьей дичи). При этом в заказниках разрешается рубить лес,добывать полезные ископаемые, прокладывать дороги, строить коттеджи и т.д. — как будто это совершенно не вредит охраняемой охотничьей дичи (охота накоторую, впрочем, в таких заказниках все же запрещается). В некоторых регионахтакие «охотничьи» заказники преобладают по площади. Заказники — нетолько наиболее распространенный, но и наименее защищенный вид особо охраняемыхприродных территорий. В органах управления лесным хозяйством сложилась стараятрадиция игнорировать заказники при лесоустройстве и планированиилесохозяйственной деятельности; нередко рубки в заказниках ведутся так же, каки на прилегающей территории. Какая-либо специальная охрана территорийзаказников в подавляющем большинстве случаев не предусматривается. Нередкислучаи, когда о существовании заказника (официально утвержденного и входящегово все виды «природоохранной» отчетности) на районном уровнепрактически никто не знает — ни администрация района, ни руководство лесхоза,ни землеустроители. Нередко точные границы заказника неизвестны вообще никомуиз-за неточностей в оформлении документов при его создании.
Темне менее, заказники представляют собой весьма важный элемент системы особоохраняемых природных территорий. При налаживании надлежащей системы контроля засостоянием и охраной заказников именно они (как территории, создание которых нетребует больших организационно-финансовых затрат и где возможно на законныхоснованиях ведение традиционных для местного населения низкоинтенсивных видовприродопользования) могут составить основу экологического каркаса большинствалесных регионов России.
Памятникиприроды — категория особо охраняемых природных территорий, практически ничем неотличающихся от заказников. С формальной точки зрения к памятникам природыотносятся отдельные природные объекты; однако, отдельным объектом можетсчитаться и крупное болото, и таежный массив, и огромное озеро. Так же, как изаказники, памятники природы могут создаваться с администрацией и без таковой,с отчуждением земель у прежних землепользователей и без отчуждения, с жесткимрежимом охраны или практически вообще без ограничений хозяйственнойдеятельности. Так же, как и заказники, реально памятники природы в подавляющембольшинстве случаев не имеют собственной администрации, создаются на остающейсяу прежних землепользователей территории, не имеют достаточно жесткого иконтролируемого режима охраны. Традиционно памятники природы формальнопризнаются лесоустройством, но в жизни иногда и они не служат надежной защитойприродных территорий от лесозаготовителей. В России в конце прошлого века иначале нынешнего такой отдельной категории, как «памятники природы»,не было. Под этим сборным названием объединялись все в той или иной степени охраняемыеприродные объекты, часто и не имевшие четкого формального статуса (например,«охраняемый участок девственной степи», «охраняемая ясеневаяроща» и т.д.); сюда же включались и заказники, существовавшие в началевека в довольно большом количестве. Природные парки — относительно недавнопоявившийся вид особо охраняемых природных территорий. Фактически, по принципаморганизации, возможному зонированию и использованию территории, целям и задачаморганизации природные парки являются аналогом национальных парков, толькорегионального уровня. К сожалению, порядок организации природных парков вРоссии еще недостаточно проработан и связан с большим количеством сложных инеясных бюрократических процедур. Реально, к сожалению, ни в одном из регионовЕвропейского Севера России ни одного природного парка еще не было создано, хотяи существует несколько проектов их организации. По всей видимости, природныепарки — оптимальный вид особо охраняемых природных территорий длягустонаселенных и интенсивно используемых человеком территорий. Этот вид ООПТможет иметь очень большое будущее, если будут устранены основныебюрократические препятствия на пути организации природных парков и отработанмеханизм их создания.
Закон«Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает возможностьорганизации на региональном уровне и иных видов особо охраняемых природныхтерриторий, в настоящее время не существующих и не разработанных. Однако, длясоздания таких ООПТ требуется выполнение большого количества условий (в томчисле принятие соответствующих региональных постановлений или законов,утверждающих порядок организации этих территорий).
Ксожалению, сложившаяся в России (в том числе на Европейском Севере) системаособо охраняемых природных территорий крайне несовершенна, о чем уже говорилосьвыше. Несовершенство этой системы связано как со слабостью режимов охраны ООПТи постоянным их нарушением, так и с недостаточной их площадью и нерациональнымс точки зрения охраны природы размещением. Обычно в прошлом особо охраняемыеприродные территории создавались не на основании общерегиональных концепций, ав случайно выявленных теми или иными группами специалистов более или менееценных местах. Режим таких территорий нередко ориентировался на сохранениекакого-либо одного объекта и не учитывал ценность всей территории. Значительноевлияние на структуру системы особо охраняемых природных территорий оказаличисто бюрократические причины — ведь для создания каждой ООПТ необходимополучить согласие всех землепользователей, а также множества других организаций.Многие уникальные природные объекты так и не были включены в особо охраняемыеприродные территории из-за несогласия леспромхозов, лесхозов, колхозов,совхозов, земельных комитетов или других организаций и в итоге уничтожены.
Ксожалению, такая ситуация сохраняется и в настоящее время. Например, для того,чтобы организовать заказник (даже без отвода земель и создания администрациизаказника), необходимо согласование землепользователя (если заказник лесной — то, как правило, лесхоза), нескольких организаций районного уровня, решениеглавы районной администрации об организации заказника, затем согласованиенескольких организаций регионального уровня, решение губернатора (председателяправительства). На любом из этих этапов процесс организации заказника (равнокак и любой другой ООПТ) может намертво «застрять». Положениеосложняется тем, что каждое «согласование» действительно только втечение короткого срока — двух лет, и если решение за этот срок не будетпринято, весь процесс начинается сначала. Многие ООПТ создаются годами, иконечный результат в этом случае зависит от того, кто кого переживет — ценныйприродный объект отказывающихся его «согласовать» хозяйственников ичиновников или наоборот. Практически все наиболее ценные особо охраняемыеприродные территории России были созданы не по указке «сверху» иливолшебным образом «по рекомендациям ученых», а благодаря многолетнемунапряженному труду энтузиастов охраны природы, готовых тратить долгие годы наборьбу с хорошо организованной бюрократической машиной и преодолениесопротивления чиновников самого разного уровня.
Теоретическидля сохранения ценных природных территорий может быть применено ихрезервирование (с ограничением всех или некоторых видов хозяйственнойдеятельности) до решения вопроса о необходимых формах и методах охраны исоздания соответсвующей особо охраняемой природной территории. Однако, и длярезервирования той или иной территории необходимо соответствующее решениерегиональных органов власти. К сожалению, до настоящего времени практикарезервирования наиболее ценных природных территорий в России не получилаширокого распространения. В качестве одного из примеров зарезервированныхтерриторий можно привести Калевальский лесной массив в Карелии, который былзарезервирован до решения вопроса об организации Калевальского национальногопарка. Благодаря резервированию этот лесной массив, являющийся одним изнаиболее ценных природных комплексов Карелии, был сохранен, и сейчас на еготерритории проектируется национальный парк «Калевальский».
Внастоящее время все большее и большее количество специалистов в области охраныприроды и природопользования приходит к пониманию того факта, что ни отдельныеособо охраняемые природные территории, ни даже десятки или сотни их,разбросанные по территории того или иного региона, не могут обеспечить должногоуровня сохранности дикой природы, поддержания на необходимом уровнесредообразующих, природоохранных, социальных и других функций природныхэкосистем. Эта задача может быть решена только за счет формированияэкологического каркаса территории (на уровне отдельных регионов, а в дальнейшем- и в пределах значительно более крупных территорий). В соответствии ссовременными представлениями, экологический каркас должен представлять собойсистему сохраняемых особо ценных природных участков, способных к длительному (видеале — бесконечно длительному) самоподдержанию — «ядер»экологического каркаса, связанных так называемыми «экологическимикоридорами», т.е. полосками, поддерживаемыми в близком к естественномусостоянии (например, водоохранными зонами вдоль рек). Ядра экологическогокаркаса могут быть представлены заказниками, памятниками природы,заповедниками, национальными парками или любыми другими особо охраняемымиприродными территориями. Для того, чтобы экологический каркас территорииэффективно функционировал, он должен формироваться на основе единой для крупныхрегионов разумной политики. Безусловно, при формировании экологического каркасатерритории надо стремиться в максимальной степени использовать те элементыспособной к самоподдержанию дикой природы, которые сохранились до наших дней, иприкладывать все возможные усилия к тому, чтобы эти элементы природы непотерять.
Невозможнооднозначно оценить, какова необходимая площадь территорий, входящих вэкологический каркас того или иного региона. Понятно, что чем больше площадьвходящих в экологический каркас территорий, чем крупнее ядра этого каркаса, темнадежнее будет сохраняться естественная дикая природа, тем эффективнееэкологический каркас будет противостоять неблагоприятным изменениям вокружающей среде и сглаживать эти изменения. Можно лишь приблизительно оценитьминимально необходимую площадь экологического каркаса (в первую очередь — ядерэкологического каркаса, от которых главным образом и зависит его функционирование),исходя из особенностей структуры естественных ландшафтов, характераформирования речного стока, площади, необходимой для сохранения подавляющегобольшинства видов, входящих в состав естественных природных экосистем.Подавляющее большинство экспертов считает, что для условий таежной зонынеобходимо сохранение от 20 до 50% территории в виде ядер экологическогокаркаса, сохраняемых в естественном состоянии, причем эта доля должнасущественно увеличиваться с юга на север и от равнинных территорий к горным. Ксожалению, ни в одном из регионов таежной зоны Европейской России не достигнутадаже нижняя из этих оценок.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.forest.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.