Реферат по предмету "Филология"


Историческая грамматика русского языка

Курганский государственный университет Контрольная работа по дисциплине Историческая грамматика русского языка вариант 2 студентки 2 курса заочного отделения группы 225 филологического факультета Александровой Ольги Ивановны Курган 2000 Задание 1. Историческое чередование гласных в современном русском языке. Задание: объяснить чередование гласных звуков, восстановить общеиндоевропейские варианты корней.

В современном русском языке звуки не различаются по долготе и краткости, но в нём до настоящего времени сохраняются следы существования в ранний период общеславянского языка долгих и кратких гласных, унаследованных из индоевропейского языка-основы, но по-разному затем изменённых в общеславянском языке. Отражением этих новых чередованиё разных по качеству гласных являются следующие современные русские чередования: «поведение-водить»; «петух-пою» — чередование

Е-О налицо отсутствие гласного звука. Так как современное русское беглое Е восходит к редуцированному Ь, исчезавшему в слабом положении и переходившему в Е в сильном положении, то русскому чередованию Е-О отсутствие гласного предшествовало общеславянское двухчленное чередование Е-Ь. «кузнец-ковать» — современное чередование У-О в положении перед согласными дифтонги расчленялись: слоговые гласные

О в дифтонгах (ОИ и АИ) оставались в одном слоге а неслоговой звук И в виде согласного В примыкал к следующему гласному. Так возникли на общеславянской почве новые чередования живущие в русском языке У-ОВ. «сокращение-короткий» — современное чередование ОРО с неполногласием РА возникло в поздний общеславянский период (V-

VIII вв. н.э.) из дифтонгического сочетания гласного О плавным ОР в положении между согласными по закону открытого слога. В таких сочетаниях у южных славян наблюдалось перемещение гласного и плавного и продление гласного звука ОР-РА. У восточных славян за счёт долготы плавного после него стал развиваться вторичный гласный, подобный гласному перед плавным, который, вероятно, сначала был короче обычных

О и Е но с падением редуцированных прояснился до гласного полного образования: ОР→ОРО. «зов-звать» — современное чередование в корне нуль звука О отражает древнерусское чередование слабого и сильного редуцированного Ъ по закону потери количественных гласных, следствием которого является процесс потери редуцированных. В слове «звать» в корне «зъв» редуцированный был в слабой позиции, он перестал произноситься и постепенно

исчез. В слове «зов» редуцированный Ъ был в сильной позиции и подвергся возместительному удлинению и звучал как О. Задание 2. Историческое чередование согласных в древнерусском языке. Задание: из предложений выписать слова, в которых налицо результаты общеславянских смягчений согласных и групп согласных под влиянием доисторического йота и гласных переднего. При объяснении придерживаться схемы: исконный звук, подвергнувшийся смягчению (или группа согласных);

закон, вызвавший смягчение; фонетические условия смягчения данного звука в данном слове (а не вообще); результаты смягчения; хронологические рамки процесса. Въстануть намя плъци неподобьныя, клевечуть мне. Нечестиемь свою душю объемлють. Быша равьно пловуща начаша скакати въ лодью его. Седяху пътица различньны имуща одежда. Беаше въ тузе (туга-горе) и печали удрученъ сьрдьцемь.

Жалостьно гласъ испущааше. Учьрнивъша ся отъ ожьжения пещьнаго. Глаголаху ругающе ся:рьци намъ, старьче, что грають враны. Утро узьрите божию помощь. Преже умьртвия своего изглаголавъ паче же преже разумевъ пропочьствова. Бысть сущю самодрьжьцю вьсеи русьское земли Володимиру сыну Святославлю. Пришьдъ Вышегороду ночь призъва Путъшю и вышегородьскые муже и рече.

Жалостьно гласъ испущаше. Лежа съпати и быше сънъ его въ мнозе мысли и въ печали крепъце и тяжьце и страшьне. Щадимыи веньць прииметь отъ рукы вьседьржителевы. Узьре текущиихъ къ шатьру блистание оружия и мечьное оцещение. Приближи ся время покои прияти преоблаженьному отьцу и учителю. Смягчение согласных и групп согласных вызваны законом слогового сингармонизма.

Часть из них смягчилась в ранний общеславянский период (III-II тысячелетие до нашей эры — до V века нашей эры), часть в поздний (V-IX век нашей эры). Ранний общеславянский период: • смягчение заднеязычных согласных перед Ь: «въстануть», «объемлють», «веньць»; перед Е: «беаше», «паче»; • смягчение сонорных (Р, Л, Н) и переднеязычных: «испущааше», «самодрьжьцю», «пещьнаго»; • смягчение переднеязычных

З, С: «узьре»; • смягчение губных в начале слова (П, Б, М, В): «быша»; Поздний общеславянский период: • изменение губных не в начале слова: «неподобьныя», «Святославлю»; • изменение переднеязычных согласных Д и Т перед J: «пришьдъ», «преже»; Задание 3. Последствия неодинаковой судьбы древнерусских редуцированных гласных Ъ и Ь в сильных и слабых положениях. Задание: из текстов соответствующего варианта выбрать слова

на такие последствия падения редуцированных: • появление беглых гласных О и Е в приставках, предлогах, корнях, суффиксах; • появление в русских словах звука Ф; • оглушение звонких согласных на конце слов; • ассимиляции согласных; по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, свистящего следующему шипящему (по способу и месту образования); • отвердение мягкого конечного (губного) согласного; • диссимиляция согласных; • упрощение групп согласных в начале, конце и середине

слов. Из всех современных писателей я не знал не одного, который был бы так страстно и убеждённо либерален, как Писемский. Из всех фамилии Чеховых один я лежу или сижу за столом. Будь здоров и пиши чаще. Общество относится к вам с полным сочувствием. Отец постничает. С вашим расчётом я соглашаюсь. Фальшь была в том, что я будто хочу своим «Сахалином» научить и вместе с тем что-то скрываю и сдерживаю себя.

С ней не скучно. Мне, конечно, лестно, что хотят перевести «Мою жизнь». Я бы сам с удовольствием открыл что-нибудь, что бы бороться за существование изо дня в день, как все. Он стал меня отчитывать за то, что я не жгу глаголом сердца людей. Нет надежды, что развитие дела будет соответствовать задачам. Обо всём, что будете получать, сообщайте мне, а то, повторяю, скучно посылать, когда находишься в неизвестности.

Фельетон мой уже почти готов, он мал очень, и хочется мне прибавить ещё что-нибудь. Появление беглых гласных О, Е: • в приставках: современных — сочувствием — соглашаюсь — сообщайте — скрываю — сдерживаю; • в корнях: дня — день, мне — меня; • в суффиксах: либерален — убеждённо— лестно; • появление в русских словах звука Ф (на конце слов а и перед глухим согласным): все, всех, здоров, в том, готов; • оглушение звонких согласных на конце слов: из, будь, что-нибудь; • ассимиляция согласных:

• по звонкости-глухости: будто, повторяю; • по твёрдости-мягкости: соглашаюсь, лестно, неизвестности, надежды, современных, страстно, убеждённо; • диссимиляция согласных: что, расчётом, отчитывать, скучно, конечно; • упрощение групп согласных путём выпадения или слияния согласных: страстно, существование, неизвестности, соответствовать, сочувствием, современных. Задание 4. Лабиализация (1, 2, 3) звука Е, их отражение в современном русском языке.

Задание: определить тип лабиализации (1, 2, 3), условия её возникновения и хронологию процессов. «молочный» — до образования на восточнославянской почве полногласия исконное —ЕЛ— (с Л твёрдым), давшее в инославянских языках неполногласие —ЛЕ—, перешло в сочетание —ОЛ— в связи с лабиализацией перед твёрдым Л гласного переднего ряда Е в гласный заднего ряда О, затем это вторичное —ОЛ—, как и исконное —ОЛ— дало в восточнославянских языках полногласие —ОЛО—.

«осётр» — звук Е внутри слова под ударением, перед твёрдым согласным. «нёс» — звук Е внутри слова под ударением, перед твёрдым согласным. Задание: объяснить, почему прошёл процесс третьей лабиализации, хотя условий для неё не было: Во всех случаях переход Е в О совершился после XV века по грамматической аналогии, так как условий для третьей лабиализации в словах не было: «буёчек» — как «буёк». «дешёвенький» — как «дешево». «на

берёзе» — как «берёза». «начнёте» — как «начал». «в полёте» — как «палёт». «за душой» — как «водой». «твоё» — как «копьё». «ухо» — как «то». «дурачьё» — как «твоё». «лицо» — как «кольцо». Задание 5. Старославянизмы в русском языке и восточнославянские фонетические особенности параллельных русских слов. Задание: Из текста 2 задания соответствующего варианта выписать слова с древнерусскими и соотносительными старославянскими фонетическими чертами.

Древнерусские фонетические черты: • полногласие: враны — вороны, глас — голос. • начальные ЛО, РО: лодью, ровно — равный. • согласный Ч на мести Т+J, КТ, ГТ+ гласный переднего ряда: клевечуть. • согласный Ж на месте Д+J: преже — прежде, нужно, гляжу. • начальное О: оть, однако. • произношение Е как О под ударением в конце и в середине слова: насчёт, всё (третья

лабиализация). • сочетание ОЛ, ОР, ЕР, между согласными на месте общеславянских редуцированных Ъ, Ь + плавный Р, Л: совершенна, держится; • отсутствие редуцированного И на конце основ существительных и прилагательных: ночью. Старославянские фонетические черты: • неполногласие: благодати, Всеволод, прекращаю — короткий, нравится — приноровиться, странно — сторонний. • начальные

РА, ЛА: растекашеться, работать, работается. • согласный Щ на месте Т+J, КТ, ГТ+ гласные переднего ряда — рещи, имуще, согревающе, отъвештавъ, мощно, плешти. • ЖД на месте Д+J: прежде. • начальное Е’’: единственный, едва. • сохранение Е под ударением в конце слова и внутри перед твёрдым согласным (третья лабиализация отсутствует): совершена, неба, уже. • сохранение редуцированного И в слабой позиции (на конце основы существительных и прилагательных):

удовольствием, братия, божия, божиею, нощию.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.