1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсови объектов
Государственное управлениеиспользованием и охраной природных ресурсов осуществляют различныегосударственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие наразных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции,органы специальной компетенции, функциональные органы.
Особенность управленияприродопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенциизаключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решениемдругих задач, отнесенных к их компетенции, – развитие экономики, управлениеразвитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры,обороны, космоса и т.д.
Деятельность органов общейкомпетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровнесубъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством,так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечениереализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерстви ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования иохраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов науровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованиеми охраной окружающей среды и др.
К органам общей компетенции,осуществляющим государственное управление использованием и охраной природныхресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; ПравительствоРоссии; администрация субъектов РФ; органы местной администрации.
С учетом действия принципаразделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управленииприродопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности,к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации изоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающейсреды».
Кроме того, на парламентвозлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ,которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основномони принадлежат Государственной Думе.
Природоохранительная деятельностьПрезидента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. Кважнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренныхКонституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней ивнешней экологической политики государства; нормотворчество; организациюсистемы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюденияправ граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
Компетенция Правительства РФ иправительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей средыопределена многими нормативными правовыми актами – как общими, так иэкологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
* обеспечивает проведение вРоссийской Федерации единой государственной политики в области экологии;
* осуществляет управлениефедеральной собственностью на природные ресурсы;
* проводит меры по обеспечениюзаконности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Более подробно полномочияПравительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей среды», иныхактах законодательства об окружающей среде. В частности, Приятельство РФ:
* обеспечивает разработку иреализацию государственных экологических программ;
* координирует деятельностьминистерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;
* устанавливает порядокобразования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
* организует подготовку ираспространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающейприродной среды;
* устанавливает порядок разработкии утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществв окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов,размещения отходов;
* устанавливает порядокопределения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами,загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие видывредного воздействия;
* принимает решения об организацииособо охраняемых природных территорий и объектов и включении их вприродно-заповедный фонд Российской Федерации;
* организует систему всеобщегонепрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.
В решении задач обеспечениярационального природопользования и охраны природы велика рольспециализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На нихвозложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическимнормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.
К специализированным относятсяорганы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействияобщества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросамохраны природы и рациональному природопользованию распространяется на всёотрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называютмежотраслевыми или надведомственными органами.
Структура органов управления вобласти охраны окружающей среды
и природопользования, начиная с начала 90-х годов прошлого века, претерпевалапостоянные изменения. Изменялось как количество органов исполнительной власти вобласти охраны окружающей среды, так и их полномочия. Крупные и незначительныереорганизации проходили с периодичностью от одного до четырех лет.
Административная реформа началасьв 2004 году и продолжается до последнего времени.[1]
Указ Президента РФ №314 от 9 марта2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»радикально изменил структуру государственной власти и управления на федеральномуровне. Была введена трехуровневая структура органов власти и управления:Министерства, службы, агентства.Изменения затронули как властные отношенияпо вертикали (федеральные органы государственной власти – органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации – органы местногосамоуправления), так и по горизонтали (между федеральными органами государственнойвласти).Особое значение имело реформированиеМинистерства природных ресурсов Российской Федерации (передача подавляющегобольшинства правоприменительных полномочий вновь образованным подведомственныморганам: Росприроднадзору, Росводресурсам, Рослесхозу, Роснедрам), Министерствасельского хозяйства Российской Федерации (образование Россельхознадзора,Росрыболовства), создание Федеральной службы по экологическому, технологическомуи атомному надзору (передача последней ряда полномочий реорганизованных иликвидированных федеральных органов исполнительной власти) и др.20 мая 2004 г. Указом ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральная служба по технологическому надзору иФедеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому,технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).Таким образом, вместо одного органа –Министерства природных ресурсов России было создано три – Министерствоприродных ресурсов России, Ростехнадзор (которая напрямую подчиняетсяпремьеру), Росприроднадзор (которая находится в ведении министра природныхресурсов). Причем каждое из этих ведомств имеет свои территориальныеорганы в каждом субъекте Российский Федерации.Кроме этих трех ведомств, окружающую средуфактически контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защитыправ потребителей и благополучия человека, входящая в системуМинистерства здравоохранения и социального развития, а такжеРоссельхознадзор, который тоже наделен полномочиями по регулированиюприродопользования и контроля за состоянием окружающей среды.При этом полномочия этих органов не быличетко определены, в результате чего произошло их дублирование, а,следовательно, общее увеличение численности аппарата при недостатке его вкаждом конкретном органе. Например, контроль и надзор за водными биологическимиресурсами и средой их обитания возложены на Росприроднадзор и Россельхознадзор.Федеральная служба по надзору в сфереэкологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору всфере природопользования (Росприроднадзор), а функции в сфере экологическогонадзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому иатомному надзору.Дополнительные изменения вуправление природопользованием и охраной окружающей среды по распределениюправ, обязанностей и ответственности между уровнями власти внес Федеральныйзакон от 22.08.2004 г. №122 – ФЗ «О внесении изменений в законодательныеакты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторыхзаконодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральныхзаконов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общихпринципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации».В сфере природопользования, среди основныхизменений, внесенных этим законом, можно выделить перераспределение прав иресурсов на уровень федеральный, а ответственности за состояние природной среды– на уровень региональных.Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования,охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Министерство природных ресурсов РоссийскойФедерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельноосуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет вПравительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов,федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации по следующим вопросам:а) геологическое изучение, рациональноеиспользование и охрана недр;б) использование, охрана, защита лесногофонда и воспроизводство лесов;в) использование и охрана водных объектов;г) эксплуатация водохранилищ иводохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и другихгидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехническихсооружений) и обеспечение их безопасности;д) охрана, использование и воспроизводствообъектов животного мира и среды их обитания;е) особо охраняемые природные территории;ж) охрана окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности;з) охрана атмосферного воздуха;и) обращение с отходами производства ипотребления (за исключением радиоактивных);к) совершенствование экономическогомеханизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.Важнейшую роль в управленческой деятельностив сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственныеМинистерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по надзору в сфереприродопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральноеагентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а такжеФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подведомственнаянепосредственно Правительству.Министерство осуществляет координацию иконтроль деятельности находящихся в его ведении федеральной службы ифедеральных агентств. Оно самостоятельно принимает нормативные правовые акты вустановленной сфере деятельности, в частности:– о порядке государственного учета иведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр,участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых;– о порядке переоформления лицензий напользование участками недр;– требования к использованию и охраневодохранилищ, а также по другим вопросам, указанным в Положении о нем,утвержденном Постановлением Правительства №370 от 22 июля 2004 г.[2]
Приказом Министерства природныхресурсов РФ от 10 августа 2004 г. №608 утверждена структура Министерства.Федеральная служба по надзору в сфереприродопользования (Росприроднадзор). ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №400 «Об утвержденииПоложения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесенииизменений в постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. №370» былаутверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.[3]Росприроднадзор осуществляет государственноеуправление в области организации и функционирования особо охраняемых природныхтерриторий федерального значения и является:– федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования;– уполномоченным государственныморганом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;– федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающейсреды (государственный экологический контроль) в установленной сфередеятельности.Федеральная служба по надзору в сфереприродопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфередеятельности:¨ осуществляет контроль и надзор:¨ в области охраны, использования ивоспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектовохоты и рыболовства);¨ в области организации ифункционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;¨ за геологическим изучением,рациональным использованием и охраной недр;¨ за состоянием, использованием, охраной,защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;¨ за использованием и охраной водныхобъектов;¨ за соблюдением законодательстваРоссийской Федерации и международных норм и стандартов в области морской средыи природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и висключительной экономической зоне;¨ за рациональным использованиемминеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;¨ за безопасностью гидротехническихсооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехническихсооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;¨ государственный земельный контроль в пределахсвоей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земельлесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;В соответствии с Лесным кодексом РоссийскойФедерации, вступившим в действие с 1 января 2007 г. функции осуществлениягосударственного лесного контроля и надзора переданы субъектам РоссийскойФедерации.В полномочия региональных управленийРосприроднадзора дополнительно включены функции:– государственного пожарного надзора влесах;– контроля за исполнением органамивласти субъекта переданных им полномочий по осуществлению государственноголесного контроля и надзора;– осуществления контроля за исполнениемсубъектом федерации переданных полномочий по организации государственноголесного контроля и ряда функций в соответствии с Водным кодексом России.Федеральное агентство по недропользованию(Роснедра) является федеральным органомисполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг иуправлению государственным имуществом в сфере недропользования. Своюдеятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальныеорганы или подведомственные организации.Агентство организует:– государственное геологическоеизучение недр и экспертизу проектов этого изучения;– проведение геолого-экономической истоимостной оценки месторождений полезных ископаемых; проведение конкурсов иаукционов на право пользования недрами;– проведение государственной экспертизыинформации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономическойинформации о предоставляемых в пользование участках недр.– экономический анализ деятельностиподведомственных государственных унитарных предприятий, использованияимущественного комплекса, а также выполняет другие функции, указанные вПоложении о нем, утвержденном постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.[4]Федеральное агентство водных ресурсов(Росводресурсы) является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственныхуслуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.Агентство реализует свою деятельностьнепосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые)и через подведомственные организации. Агентство организует:– перераспределение водных ресурсовводных бассейнов, находящихся в федеральной собственности;– подготовку, заключение и реализациюбассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;– подготовку и осуществлениепротивопаводковых мероприятий;– проведение государственной экспертизысхем комплексного использования и охраны водных ресурсов.Агентство осуществляет ведениегосударственного реестра договоров пользования водными объектами игосударственного водного кадастра, Российского регистра гидротехническихсооружений; управление водным фондом; планирование рационального использованияводных объектов, а также другие функции, указанные в Положении о нем,утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.[5]Федеральное агентство лесного хозяйства(Рослесхоз) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственнойполитики, оказанию государственных услуг и управлению государственнымимуществом в сфере лесного хозяйства. Оно осуществляет свою деятельностьнепосредственно, через свои территориальные органы или подведомственныеорганизации.Агентство организует:– предоставление гражданам июридическим лицам информации о лесном фонде;– осуществляет государственный мониторинглесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжениеинформацией о лесном фонде;– установление возраста рубок;– утверждает расчеты лесосек;– ведет государственный лесной кадастр;– организует оказание лесопользователямпомощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными ипосадочными материалами, проведение лесоустройства;– осуществляет деятельностьгосударственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функцийгосударственного контроля и надзора.Для реализации перечисленных и другихфункций, указанных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства от 16июня 2004 г.[6],Агентство наделено необходимыми правами.Руководство деятельностью Федеральнойслужбы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)осуществляет Правительство.Служба является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовыхактов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг вобласти гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающейприродной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работпо активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства №372 от 23 июля 2004 г.[7]Управление в сфере экологии,природопользования и охраны окружающей среды [8]осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому иатомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др.Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому,технологическому и атомному надзору»была утверждено Положение о Федеральнойслужбе по экологическому, технологическому и атомному надзору.Федеральная служба по экологическому,технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю инадзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничениянегативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения сотходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных спользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использованииатомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кромебытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений наобъектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения иприменения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальныефункции в области государственной безопасности в указанной сфере.Федеральная служба по экологическому,технологическому и атомному надзору является:– органом государственногорегулирования безопасности при использовании атомной энергии;– специально уполномоченным органом вобласти промышленной безопасности;– органом государственного горногонадзора;– специально уполномоченнымгосударственным органом в области экологической экспертизы в установленнойсфере деятельности;– органом государственногоэнергетического надзора;– специально уполномоченным органом вобласти охраны атмосферного воздуха. 1 февраля 2006 г. ПостановлениемПравительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому,технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственныйстроительный надзор[9].
Задачи государственногостроительного надзора – предупреждение, выявление и пресечение допущенныхзастройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основаниидоговора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых впроцессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектовкапитального строительства работ требованиям технических регламентов, иныхнормативных правовых актов и проектной документации.
2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающейприродной среды
Природоохранные полномочия органовместного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами изаконами субъектов РФ, уставом муниципального образования и договорамисовокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности,направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращениенегативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидациюпоследствий такого рода деятельности.
Классификация природоохранныхполномочий органов местного самоуправления выглядит следующим образом.
Во-первых, по видам нормативныхправовых актов можно выделить полномочия по охране окружающей среды,определяемые законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных правовых актахмуниципальных образований.
Во-вторых, по видам муниципальныхорганов власти можно выделить полномочия представительных органов,исполнительных органов и главы муниципального образования, а также полномочияорганов местного самоуправления специальной компетенции. В силу различияструктур органов местного самоуправления в каждом муниципальном образованиисуществует свой набор таких органов. Распределение полномочий между этимиорганами также индивидуально.
В-третьих, по порядку закрепленияполномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можноразделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которыепереданы путем делегирования или наделения, а также полномочия, возникшие врезультате заключения специальных договоров. При закреплении за органамиместного самоуправления отдельных государственных полномочий в законодательствесубъектов Российской Федерации в ряде случаев отсутствуют нормы, закрепляющиенеобходимость финансирования соответствующих полномочий.
В-четвертых, по своему характеруэкологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить наобщие и специальные.
Общие полномочия определяютсяправовыми актами трех видов:
а) Конституцией РоссийскойФедерации и конституциями (уставами) ее субъектов;
б) законами РФ и ее субъектов оместном самоуправлении;
в) уставами и иными нормативнымиправовыми актами муниципальных образований.
Особенность общих полномочий втом, что они могут реализовываться не только в природоохранной деятельностимуниципальных органов, но и применительно к иным сферам деятельности(управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение иисполнение местного бюджета и т.д.). Некоторые из перечисленных правомочийорганов местного самоуправления, являясь общими, часто могут выступатьодновременно условием и средством реализации специальных природоохранныхполномочий.
Общие полномочия муниципальныхорганов конкретизируются в перечне специальных экологических полномочийнепосредственно в процессе осуществления природоохранной деятельности.Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местномсамоуправлении, так и законодательством об охране окружающей среды, об охранеатмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, о земле, онедрах, лесным, водным законодательством.
В-пятых, по предметуприродоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочияможно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охранеокружающей природной среды в целом (как комплексного объекта). Во вторую – поохране отдельных видов природных объектов. Третья группа включает полномочия посозданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения.Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды приосуществлении различных видов деятельности (в сельском хозяйстве,градостроительстве, при обращении с бытовыми отходами и т.д.).
Общие положения о полномочияхорганов местного самоуправления в области охраны окружающей среды каккомплексного объекта закреплены в Федеральном законе от 6.10.2003 г. «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральном законеот 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также всоответствующих законах субъектов РФ.
В соответствии с Федеральнымзаконом «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления призваныосуществлять непосредственную природоохранительную деятельность на своей территории.
Ст. 10 Закона «Об охранеокружающей среды» определяет, что «управление в области охраны окружающей средыосуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящимФедеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований инормативными правовыми актами органов местного самоуправления».
Не перечисляя полномочий органовместного самоуправления в отдельной статье, указанный Закон все же закрепляетряд обязанностей этих органов: принимать необходимые меры по предупреждению иустранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических,электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействияна окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха приосуществлении хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 55);учитывать мнение населения или результаты референдума при принятии решения оразмещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинитьвред окружающей среде (ч. 2 ст. 13); оказывать содействие гражданам,общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в областиохраны окружающей среды и др.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об охране окружающейсреды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ. (в ред. Федерального закона от26.06.2007 №118-ФЗ).3. Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти».
4. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 22 июля 2004 г. №370 «Об утверждении Положения о Министерствеприродных ресурсов Российской Федерации».5. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 августа2004 г. №608 «О структуре Министерства природных ресурсов РФ».6. Приказ Министерстваприродных ресурсов РФ от 10 мая 2006 г. №108
«О внесении изменений в структуру Министерства природных ресурсов РоссийскойФедерации».
7. Боголюбов С.А. Экологическоеправо России. – М., 2004.
8. Бринчук Н.Н. Экологическоеправо России. – М., 2004.
9. Дубовик О.Л. Экологическоеправо России. – М., 2006.
10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.,2005.
11. Иванов О.П. Основные направления реформирования современнойприродно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсовв России, №3, 2006 г., с. 40–45.
12. Лексин В.П. Административная реформа:федеральный, региональный и местный уровни. Статья 2. Идеологияадминистративной реформы и первый этап ее реализации // РЭЖ. №3, 2006,стр. 3–22.13. Честин И.Е. Структура и функции федеральныхорганов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в областиохраны окружающей среды: итоги 2004–2005 гг. (Аналитическая записка) – М.,2005.