РоссийскийУниверситет дружбы народов
Экологическийфакультет
КафедраУправления эколого-экономическими системами
Реферат
по предмету:Экологическая безопасность
на тему:Обеспечение экологической безопасности на военных объектах
Подготовила: ст. 1 курса магистратуры, СултановаЕ. Ф.
Проверил: Куценко
Москва, 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятиеэкологической безопасности
2.Экологические проблемы военных территорий
3. Методыобеспечения экологической безопасности на военных объектах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Экологическаябезопасность является составной частью национальной безопасности РоссийскойФедерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной,информационной и иными видами безопасности страны [1]. В Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерациипо охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» экологическаябезопасность определена как важнейшая составляющая национальной безопасностинаряду с экономической, социальной, военной. В Концепции национальнойбезопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РоссийскойФедерации от 10 января 2000 г. № 24, среди важнейших поставлена задача по«коренному улучшению экологической ситуации в стране». При этом особо отмечается,что «национальные интересы России в экологической сфере заключаются всохранении и оздоровлении окружающей среды» [2].
1.Понятие экологической безопасности
На сегодняшний деньпонятие экологическая безопасность по-разному интерпретируется авторами. Согласноопределениям объект экологической безопасности – это и процесс обеспечениязащищенности, степень защищенности, отсутствие угроз, система мер имероприятий. Так же существуют разные представления об объекте экологическойбезопасности. Многие авторы на первое место как объект экологическойбезопасности выдвигают личность или человека и его интересы. В сферу интересовличности входит стремление к обеспечению жизни, здоровья, прав и свобод,имущества, чести и достоинства [3]. В немногих определениях экологическойбезопасности фигурирует термин природная среда, как объект экологическойбезопасности. В тех же, в которых она встречается, природная среда стоит восновном на втором месте, после интересов человека. Такая ситуация вероятноотражает преобладание антропоцентрической точки зрения в современныхпредставлениях об окружающей среде, хотя еще в 1861 г. И.М. Сеченов писал:»Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен,поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая нанего".
Для ясного пониманияэкологической безопасности, необходимо точно определить экологическуюопасность. Экологическая опасность – это возможность наступления негативных иликатастрофических событий. Под экологической опасностью понимают вероятностьразрушения среды обитания человека, биосферы в результате устаревшихтехнологий, естественных и антропогенных катастроф, вследствие чего нарушаетсяприспособление живых систем к ухудшенным условиям существования [4].Экологические опасности часто заменяются термином экологической угрозы, которыевозникают в результате антропогенного или техногенного, а также естественноговоздействия на окружающую среду. Отдельными авторами в качестве причинывозникновения экологической угрозы также выдвигаются экологическиеправонарушения [10]. Одним из основных факторов возникновения опасностей вобласти природы вероятно необходимо назвать человеческий, это беспечность инекомпетентность, погоня за немедленной выгодой без оценки возможныхпоследствий, непредусмотрительность [3]. Источниками экологической опасностиявляются объекты хозяйственной, бытовой, военной и иной деятельности,содержащие значимые факторы экологического риска.
Понятие риска содержитсяв федеральном законе «О техническом регулировании», в котором под экологическимриском понимается – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан,имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальномуимуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетомтяжести этого вреда [23].
В федеральном законе от 10 января 2002 г., №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится понятие экологическийриск, под котором понимается вероятность наступления события, имеющегонеблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативнымвоздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациямиприродного и техногенного характера (ст. 2 Законодательство в области охраныокружающей среды) [15]. Однако кажется весьма затруднительным определитьнеблагоприятные последствия для природной среды, в свете того, что практическивсе нормы качества природной среды разработаны с точки зрения здоровьячеловека. Если же рассматривать неблагоприятное событие для природной среды какнарушение природного равновесия, то встает вопрос о методике определенияприродного равновесия.
Сложно учестьэкологические риски в отношении военных объектов, т.к. эти объекты являются специфическими.
В результате различногопо продолжительности и интенсивности негативного антропогенного воздействия наокружающую среду, возникают сложности при определении пространственной границысуществования экологического риска, длительности существования риска вовремени, а также группы лиц ему подвергающихся
В сфере личности ичеловека экологическими опасностями являются: нарушение природной среды(загрязнение атмосферы, гидросферы, истощение, эрозия почвы и т.д.), ухудшениеэкологических условий жизни. В России 85 % населения дышат воздухом, несоответствующим санитарно-гигиеническим требованиям; 50 % — пьет воду и естеду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, 30 %заболеваемости обусловлены экологическими факторами [3] Следствием выше перечисленного,а также непрерывного роста населения, становится уменьшение природных ресурсовна долю одного человека.
На сегодняшний день общаяплощадь закрепленного за квартирно-эксплутационными органами Минобороны Россииказарменно-жилищного фонда составляет примерно 0,1 % от всей площади РФ [19].Эти территории являются мощным земельным ресурсом Российской Федерации приправильном стратегическом планировании их использования.
Обеспечение экологическойбезопасности – это важный фактор дальнейшего развития военных объектов, так какони могут полноценно использоваться, будучи безопасными для человеческогоздоровья. Скорость проведения и стоимость экологической очистки территорииважная проблема военных объектов.
Таким образом,проведенный нами анализ современного представления об экологическойбезопасности позволил выявить основные тенденции развития данного термина, атакже определить, что несмотря на разночтения в понимании предметаэкологической безопасности, главным объектом ее обеспечения считается человек,субъектом экологической безопасности являются угрозы его жизни и здоровью,обусловленные негативным изменением окружающей среды, в результатеантропогенного и естественного воздействия.
2.Экологические проблемы военных территорий
По роду своей деятельностиВооруженные Силы любого государства используют природные ресурсы и оказываютнегативное воздействие на окружающую среду. Это воздействие носит неоднородныйхарактер, что связано с разнонаправленностью деятельности военных объектов.Однако, в целом источники и виды загрязнения для воинских частей всех видовВооруженных Сил и родов войск в их повседневной жизни практически идентичны[17].
Поданным Федеральной службы государственной статистики и Экологической службыВооруженных Сил Российской Федерации, вклад военных объектов в загрязнениеокружающей среды России в 2005 г. составил: 1,2 % выбросов загрязняющих веществв атмосферу от стационарных источников, 0,73 % сбросов неочищенных инедостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Основные показатели,характеризующие воздействие Вооруженных Сил Российской Федерации на окружающуюсреду в последние годы, свидетельствуют о некоторой стабилизации экологическойобстановки в районах размещения военных объектов. Вместе с тем проблемыобеспечения экологической безопасности военной деятельности сохраняютактуальность.
Основной вклад взагрязнение окружающей среды вносят жилые и административные здания, складскиепомещения, котельные, заправочные пункты и склады ГСМ, системы энерго- ирадиотехнического обеспечения, парки боевой и транспортной техники, канализацияи очистные сооружения, хозяйственные блоки, кухни-столовые [17].
Остро стоит проблема загрязнения окружающей средысточными водами военных городков. Обеспеченность военных объектов комплексамиочистных сооружений составляет 77% от расчетной потребности: имеется 521комплекс очистных сооружений, необходимо строительство 253 комплексов. Крометого, 355 комплексов очистных сооружений требуют реконструкции и ремонта.Недостаточное финансирование строительства, ремонта и реконструкцииприродоохранных сооружений в Вооруженных Силах Российской Федерации непозволило должным образом решить задачу снижения негативного воздействия на окружающуюсреду.
Значительное количествопарков техники не оборудованы пунктами мойки с системами оборотногоиспользования воды. Неочищенная вода с этих объектов загрязняет почву, поверхностныеи грунтовые воды. В парках требуется построить 609 пунктов мойки (36% необходимогоколичества).
Серьезной проблемой дляВооруженных Сил Российской Федерации остается размещение твердых бытовыхотходов на несанкционированных свалках. Зачастую пункты сбора и временногохранения отходов не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерациив области обращения с отходами. До сих пор не убрано более 29 тыс. т твердыхбытовых отходов на общей площади 70 га. Для предотвращения нарушений технологииутилизации таких отходов в 2005 г. была продолжена поставка в отдаленныегарнизоны установок для термической утилизации отходов.
Деятельность вооруженныхсил приводит к целому ряду экологических проблем:
· Загрязнение почви грунтов, поверхностных и подземных вод нефтепродуктами;
· Загрязнениетяжелыми металлами;
· Несанкционированныесвалки ТБиПО;
· Радиоактивноезагрязнение территории;
· Нарушениеландшафта и разрушение растительно-почвенного покрова.
3.Методы обеспечения экологической безопасности на военных объектах
Для обеспечения экологическойбезопасности на военных объектах были выделены следующие меры:
· правовые инормативно-методические;
· административные;
· эколого-экономические;
· научно-методические;
· инженерно-технические;
· социальные;
· образовательные.
В рамках программы международногосотрудничества между министерствами обороны Российской Федерации, СоединенныхШтатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,Королевства Норвегия по вопросам окружающей среды в Арктике (АМЕС) принята вэксплуатацию система радиоактивного мониторинга “Пикассо” на ФГУП “10 СРЗ”Минобороны России, что позволит внедрить экологически безопасные технологииобращения с радиоактивными отходами на Северном флоте.
В 2005 г. работы по ликвидации загрязнения земель нефтепродуктами велись на 35 военных объектах. В полном объеме эти работы выполненына 6 объектах, на остальных 29 уровеньзагрязнения снижен на 50%.
В целях предотвращения иснижения негативного воздействия на окружающую среду военной деятельностипродолжается разработка нормативов допустимого воздействия на окружающую среду(предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и лимитов наразмещение отходов) для военных объектов. В 2005 г. были проведены работы по нормированию допустимого воздействия на окружающую среду в 535воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации,разработано 1 339 нормативов.
Для осуществленияинструментального экологического контроля в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации создается ряд технических средств широкого спектра: от переносногокомплекта технических средств экологического контроля на военных объектах доподвижной лаборатории экологического контроля для экологической службы военногоокруга (флота).
В течение 2005 г. приняты на снабжение Вооруженных Сил прибор экспресс-оценки экологической обстановки натерритории (акватории) военного объекта – “Биотокс-К” и индивидуальныйаналитический комплект эколога.
Разработка техническихсредств экологического контроля, экологической защиты и восстановленияокружающей среды предусмотрена в проекте Государственной программы вооружениядо 2010 года, реализация которой позволит принять на снабжение Вооруженных СилРоссийской Федерации современные технические средства экологической безопасности.
Проводится работа попереводу организации обеспечения экологической безопасности на территориальныйпринцип и формированию Межведомственной системы обеспечения экологическойбезопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований и органов в рамках Межведомственной унифицированной системы тыловогообеспечения. Это позволит осуществить централизацию руководства деятельностью всфере экологической безопасности.
загрязнение военныйэкологический радиоактивный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Несмотря наразночтения в понимании предмета экологической безопасности, главным объектомее обеспечения считается человек, субъектом экологической безопасности являютсяугрозы его жизни и здоровью, обусловленные негативным изменением окружающейсреды.
2. Наиболеераспространенные типы загрязнения — это углеводороды нефти, тяжелые металлы,токсические химические соединения, ТБиПО, неочищенные сточные воды, нарушениеландшафта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Лагунова А. И.Экологическая безопасность регионов России. В 2-х частях. Ч.2. – Красноярск:СибГТУ, 2005. – 231с.
2. Лапина М. А.Обеспечение экологической безопасности правоохранительными органами: зарубежныйопыт: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – 115с.
3. Ильичев А. В.Начала системной безопасности. – М.: Научный мир, 2003, — 456 с.
4. Куценко В. В., ГуроваТ. Ф. Экологическая безопасность: методологические подходы и способыреализации. Учеб. – метод. Пособие/ Под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. –М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – 160с.
5. Буркин А.И.,Воздвижников А. В., Национальная безопасность России, — Москва, 2005 г, Изд. «РАГС» — 520с.
6. Россинская М.В.Основы обеспечения эколого-экономической безопасности региона: монография /М.В. Россинская. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. — 186 с.
7. Экологическоеуправление: Учебное пособие/ Под общ. Ред. А. Д. Урсула. – М.: Изд-во РАГС,2005. – 284с.
8. БезопасностьРоссии. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты.Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. –М.: МГФ «Знание», 1999. – 704 с.
9. Реймерс Н. Ф.Природопользование: Словарь-справочник. _ М.: Изд-во «Мысль», 1990. – с. 41-42.
10. Экология.Юридический энциклопедический словарь/ под ред. Проф. С.А. Боголюбова. – М.:Изд-во НОРМА, 2000. – 448 с.
11. Экологическийэнциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 930 с.
12. Концепцияэкологической безопасности России, 1993
13. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1999 г.)
14. Мышко Ф. Г.Обеспечение экологической безопасности России. Теоретические, правовые иорганизационные проблемы, — М.: Экономическое образование, 2002. – 85 с.
15. ФЗ от 10 января 2002 г., №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
16. Проект ФЗ «Обобщем техническом регламенте «Об экологической безопасности», www.bumprom.ru/indexphp?ids=285&sub_id=8018
17. Экологическаяподготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов, — Москва, 2003 г, Военное издательство – 111с.
18. РФФИ, Объемпродаж высвобождаемого военного имущества по округам. – РФФИ, — www.fpf.ru/index.php?root_id=3&category_id=65,2001
19. Высвобождениенедвижимого военного имущества: практика работы в странах Европейского Союза иРоссийской Федерации./Проект: «Передача бывших военных территорий длягражданского использования» EuropeAid/120026/C/SV/RU — Москва,2006г. – 277с.
20. Передача бывшихвоенных территорий для гражданского использования. Отчет о начальной стадии.Июль 2005 – сентябрь 2005./ Проект ТАСИС «Передача бывших военных территорийдля гражданского использования» EuropeAid/120026/C/CV/RU – Москва, 2005 г. – 510с.
21. МатериалыМеждународной практической конференции «Передача высвобождаемых военныхобъектов и территорий в гражданское использование: проблемы и пути повышенияэффективности»./ Поддержка внедрения механизмов регулирования земельных иимущественных отношения EuropeaAid/113842/C/SV/Russia – Москва, 2005 г. – 82 с.