Содержание
Введение
1.Объекты международной правовой охраны окружающей среды
2.Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космическогопространства
3.Международно-правовая охрана Мирового океана
4.Международно-правовая охрана животного и растительного мира
5.Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивнымиотходами
6.Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду
Заключение
Списоклитературы
Введение
Характер и динамика развития современных эколого-кризисныхотношений настоятельно диктуют необходимость предпринятия совместных усилийвсех государств для решения экологических проблем, требующих какмежрегионального, так и глобального охвата.
Поиск путей объединения усилий государств и народов дляуспешного решения проблемы охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгомсоответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества,который в международном экологическом праве означает юридическую обязанностьгосударств, независимо от их общественного и государственного строя,сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в томчисле, экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованиюмеждународного экологического правопорядка.
Принцип международного сотрудничества в настоящее времяявляется одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраныокружающей среды. На нем основываются практически все действующие иразрабатываемые в данной области международно-правовые акты.
В зависимости от конкретных проблем природоохранноесотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического,научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, еслисотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на созданиеблагоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраныокружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет кразработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющихправовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохраннойдеятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющихмеждународный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующихмеждународное экологическое право.
1. Объекты международной правовой охраны окружающей среды
Проблема охраны окружающей среды неявляется проблемой отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамкинациональных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередьпредопределяет активизацию международного сотрудничества при решенииэкологических проблем.
Именно, глобальные меры, которыепринимаются и которые будут приниматься в целях смягчения и решения экологическогокризиса, должны основываться на договоре заинтересованных государств, так какони реализуются в рамках отдельных государств. [1]
Объекты международной правовой охраны окружающей среды — этоприродные объекты, по поводу которых у субъектов международного права(государств и международных организаций) формируются экологические отношения.Например, в составе государственных природных заповедников выделяютсябиосферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО в качестве составныхчастей международной сети наблюдательных станций для слежения за изменениямисостояния окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности.
Объектом международно-правовой охраны является вся природапланеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которыхчеловек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная средаимеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее элементы иохраняемые объекты. В том числе Мировой океан, который занимает 2/3 площадиповерхности земного шара.
Понятием «Мировой океан»охватываются все четыре имеющихся на земле океана: Атлантический, Индийский,Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Мировой океан содержит огромноеколичество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико еготранспортное значение. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересахвсего человечества.
Материки, которые составляют основное и непосредственноежизненное пространство для развития человечества. Традиционно этим понятиемохватывается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутнойповерхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный иживотный мир.
Однако за последние годы происходит дифференциация природныхобъектов в сфере международно-правовой охраны, и постепенно получаютсамостоятельное признание в качестве охраняемых объектов международные реки идругие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельныепериоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах,другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам.
Антарктиду справедливо называют материком мира имеждународного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959 г.) провозглашенасвобода научных исследований, использование этого материка только в мирныхцелях, определен международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткиемеры по охране животного и растительного мира, удалению отходов ипредупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г.в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.
Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара,лежащая между поверхностью Земли и космическим пространством. Состав газоватмосферного воздуха является относительно постоянным, содержит в определенныхпропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивается однаиз основных физиологических потребностей живых организмов — дыхание, а такжеряд процессов обмена веществ в природе.
Космос — все материальное пространство, лежащее за пределамиЗемли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфера влияниялюдей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому при современном уровнеразвития производительных сил, который обусловливает процессы проникновениячеловека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса,а именно, околоземное космическое пространство, естественный спутник Земли —Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космическиекорабли.
В этой связи рамки международно-правового урегулированияохраны окружающей среды тоже распространяется на космическое пространство,соответствующие объекты охватывает Землю, воздушное пространство и космическоепространство.
Независимо от приведенной классификации природные объекты сучетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящиеся поднациональной юрисдикцией или контролем отдельных государств —внутригосударственные природные объекты и находящиеся вне национальнойюрисдикции или контроля — международные, интернациональные природные объекты.
К объектам, находящимся под национальной юрисдикцией иликонтролем, принадлежат природные богатства материков на территории отдельныхгосударств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальныхморских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.
Правовой режим внутригосударственных природных объектовопределяется внутренним правом каждой страны. В соответствии с нормамивнутреннего права решается вопрос о собственности на природные объекты: онимогут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооперативным,общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннееправо устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования природнымиобъектами.
В правовом регулировании использования и охранывнутригосударственных природных объектов есть доля участия и норммеждународного права. Здесь существует соотношение и взаимодействие нормвнутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой,получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актахпрогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким путемпроводятся в жизнь.
К числу природных объектов, находящихся вне национальнойюрисдикции и контроля, за пределами сферы исключительного суверенитетаотдельных государств, относятся в основном те из них, которые находятся винтернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, запределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон,отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос.
Правовой режим международных природных объектов определяетсяв основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объектыпродолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признаниеинтернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой странына захват этих объектов.
Но в современных условиях такое положение все меньше сталоотвечать интересам и потребностям народов мира. Были выработаны и постепенновнедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающиевозможность произвольных действий в отношении международных природных объектов.
2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космическогопространства
Усилиямеждународного сообщества нацелены главным образом на предупреждение иустранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озоновогослоя от разрушения. Центральное место в системе норм по охране атмосферыЗемли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебногоиспользования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция отрансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочнаяконвенция ООН об изменении климата 1992 г, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992).
Участники Конвенции о запрещении военного или любогоиного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средстввоздействия на природную среду (преднамеренному управлению природнымипроцессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеютширокие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесенияущерба или причинения ущерба другому государству.
В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнениивоздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению онеобходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, преждевсего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главнымобразом серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обменинформацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществлениесовместных программ по регулированию качества воздуха и подготовкесоответствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европейскойэкономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координациюнациональных мер по выполнению конвенционных положений.
Целью принятия Рамочнойконвенции ООН об изменении климата 1992 г. является стабилизация концентрациипарниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасногоантропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции будутпринимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения илисведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательныхпоследствий. Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентрацийпарниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасноеантропогенное вторжение в климатическую систему.
Вторым составляющим системы международной защиты природыявляется охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г.,дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза ивывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиесягосударства без соответствующего разрешения (лицензии). Государства информируютучрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве,потреблении и использовании озоноразрушающих веществ. Участниками Конвенцииразрабатываются национальные системы сбора, хранения, регенерации и утилизацииозоноразрушающих веществ. В июне 1990 г. в Лондоне в Монреальский протоколвнесли уточнения: к 1995 г. снизить производство фреонов вдвое, а к 2000 г.прекратить его совсем.
Третьим объектом защиты является космическое пространство.Международное космическое право является основным регулятором отношений междугосударствами по охране и использованию космической и окружающей среды, онопризвано играть решающую роль в регламентации природоохранной деятельностигосударств в своей космической деятельности.
Становление международно-правовой охраны космическойи окружающей среды происходило и происходит в русле общего процессапрогрессивного развития международного космического права. Поэтомумеждународно-правовое регулирование в этой области складывалось под несомненнымвлиянием таких универсальных международных соглашений, как Московский договор озапрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве ипод водой 1963 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованиюи использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела1967г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненныйкосмическими объектами 1972., Соглашение о деятельности государств на Луне идругих небесных телах 1979г. и т.д.
Дляограничения военного использования космоса большое значение имели Договор обограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашенияоб ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Все эти международно-правовые акты либо содержат важныеприродоохранительные положения в процессе освоения космоса человечеством, либоспособствуют оздоровлению земной, воздушной и космической среды. Вместе с темпостоянно растет число многосторонних и двусторонних международных договоров,направленных на предотвращение загрязнения космической и окружающей средырадиоактивными и другими вредными веществами, охрану и рациональноеиспользование ресурсов, а также целых природных комплексов.
В системе международно-правового регулирования охраныкосмической и окружающей среды в процессе освоения космоса человечеством особуюи постоянно возрастающую роль на современном этапе играют международныеорганизации и, прежде всего Организация Объединенных Наций.3. Международно-правовая охрана Мирового океана
Нормы по охране морской среды содержатся как в общихконвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН поморскому праву 1973г, 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция попредотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.,Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г.,Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).[2]
В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения попредотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования.
Конвенцией ООН по морскому праву (1973 г.) признаетсясуверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежныхзонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (заисключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).
Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельныхкомпонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.
Международная конвенция по предотвращениюзагрязнения моря нефтью 1954 г. предусматривает меры для оборудования портовустройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.
Международная конвенция относительно вмешательства воткрытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствийзагрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государствадолжны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронутыморской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять всевозможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба.К указанной Конвенции в 1973 г. был принят Протокол о вмешательстве в случаяхаварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.
В 1972 г. была подписана Конвенция (Лондонская конвенция1972 г.)по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов(с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два видапреднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформи др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д.
В частности, в результате трехстороннего сотрудничествамежду Россией, Норвегией и США практически завершены работы по модернизациидействующих и строительству новых сооружений для переработки жидкихрадиоактивных отходов (ЖРО) малой активности в Мурманске. Активно осуществляетсясотрудничество по аналогичной проблеме с Японией, которая оказывает помощьРоссии как Стороне Конвенции в создании соответствующих мощностей попереработке ЖРО на Дальнем Востоке. 4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира
Международно-правовая охрана животного и растительного мираразвивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов.
2. Охрана редких и исчезающих видов животных ирастений.
3. Обеспечение рационального использования природныхресурсов.
Отношения в области охраны и использования животного мира, атакже в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целяхобеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животногомира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мирарегулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, вбольшинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охраневсемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международнойторговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок ихиспользования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматриваютформы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивоеиспользование его компонентов и совместное получение на справедливой и равнойоснове выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государстваопределяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по ихсохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия исведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применениебиотехнологий и пр.
По линии Конвенции о биологическом разнообразии завершенаработа над Протоколом по биобезопасности (Картахенский протокол),регламентирующим безопасное перемещение генетически модифицированных организмовв трансграничном контексте. На 5-м совещании Конференции Сторон Конвенции (май2000 г., Кения) приняты решения по таким важным для России вопросам, каксохранение и устойчивое использование биологического разнообразия внутреннихводных экосистем, морских и прибрежных районов, лесов; мониторинг и оценкачужеродных видов. В 2000 г. в России начата внутринациональная официальнаяпроцедура присоединения к данному Протоколу.
В марте 1973 года, в Вашингтоне была принятаКонвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимисяпод угрозой исчезновения (СИТЕС), поправки к приложениям которой были принятына 11-й конференции сторон СИТЕС (Найроби, 10-20 апреля 2001 г.), вступили всилу с 19 июля 2000 г. (по приложениям 1 и 2), и 13 сентября 2000 г. (поприложению 3).[3]
Государства, подписавшие данную Конвенцию, признают, чтодикая фауна и флора в их многочисленных, прекрасных и различных формах,являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны охранятьсядля настоящих и будущих, поколений; сознают увеличивающуюся ценность дикойфауны и флоры для всех народов Земли со всех точек зрения — эстетики, науки,культуры, отдыха и экономики; признают, что именно народы и государства должнынаилучшим образом охранять собственную дикую флору и фауну, а также признаютважность международного сотрудничества, необходимого для защиты некоторых видовдикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в между народной торговле,убеждены в необходимости объединения усилий и принятия надлежащих мер в этихцелях.
Для реализации этих целей разработаны Приложения, содержащиесписки видов дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения. Так, вПриложение 1 включены все виды, находящиеся под угрозой вымирания и торговлякоторыми оказывает или может оказать влияние на их существование. Торговляобразцами этих видов должна находиться под особо строгим контролем с тем, чтобыне подвергать опасность их выживание, и может быть разрешена только висключительных обстоятельствах. В Приложение II включены:
(а) все виды, которые хотя в данное время не находятсяобязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми,если торговля образцами таких видов не будет строго регулирована в целяхпредотвращения их использования, несовместимого с их выживанием;
(б) другие виды, которые должны быть предметом контроля стем, чтобы торговли образцами тех видов, которые указаны в п. (а), могла быконтролироваться.
В приложение III включены все виды, которые по определениюлюбого государства должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственнойюрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которыенуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли. При этомторговля образцами видов, содержащимися во всех Приложениях, можетосуществляться только в соответствии с положениями данной Конвенции.
Всякая торговля образцами таких видов должна осуществлятьсяпод неукоснительным наблюдением научных компетентных и административных органовгосударств-участников Конвенции и каждого в отдельности.5. Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнениярадиоактивными отходами
Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнениярегулируются нормами договора о запрещении испытания ядерного оружия ватмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., договора онераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охранечеловеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (обэксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международнойконвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г.,Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международныхдокументов.
Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности,обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря отрадиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним врезультате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов.Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациямии учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такимиорганизациями.
Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивныхвеществ южнее 60-й параллели южной широты.
Преднамеренному захоронению в океане вредных, в томчисле радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. попредотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов.
Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками исоответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция поохране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция обответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция обответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. идополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенцияо гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенцияо гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихсяматериалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности поморским требованиям 1976г. Эти конвенции регулируют также вопросыответственности за причинение ущерба в результате использования атомнойэнергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.
6. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду
Существует целый ряд документов, в которых содержатся нормы,защищающие природную среду во время войны.
Здесь необходимо отметить Санкт-Петербургскую декларацию1868 года, Декларации 1899 года, Гаагскую конвенцию о законах и обычаяхсухопутной войны 1907 года и Положение к ней, Женевскую конвенцию 1949 года озащите гражданского населения во время войны, Дополнительный протокол 1 1977года, Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебногоиспользования средств воздействия на природную среду 1977 года, а такжеКонвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычногооружия 1980 года.
Так, ст. 35Дополнительного протокола 1 закрепляет принцип защиты окружающей среды изапрещает применять методы или средства ведения военных действий, которые имеютсвоей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременныйи серьезный ущерб природной среде.
Запрещается причинениеущерба природной среде в качестве репрессалий. Также запрещается превращатьокружающую среду как таковую в объект нападения.
Конвенция о запрещениивоенного или любого иного враждебного использования средств воздействия наприродную среду 1977 года стала первым международно-правовым договором, которыйнаправлен на предотвращение использования сил природы в качестве оружия ведениявойны, так как в ней речь идет о качественно новом способе ведения военныхдействий, отличающихся крайне неизбирательным характером.
В Конвенции говорится озапрещении антропогенного воздействия посредством преднамеренного вмешательствав естественные процессы. Государства участники обязуются не прибегать киспользованию средств воздействия на природную среду в военных или иныхвраждебных целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба илипричинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только природные ресурсы,но также вооруженные силы и гражданское население.
Особое значение имеетпонятие “враждебное использование”, которое указывает на необходимость наличиявраждебной цели при осуществлении таких действий. Но не всякое враждебноеиспользование подлежит запрету, а только такое, которое имеет “широкие,долгосрочные или серьезные последствия”. Любого из этих трех критериевдостаточно для того, чтобы считать использование тех или иных средстввоздействия на природную среду неправомерным.
Запрещается такое использование средств воздействия наприродную среду, которое одновременно является враждебным и вызываетразрушения, наносит ущерб, превышающий определенный порог, установленныйКонвенцией. Вне запрета остается использование средств воздействия вневраждебных, мирных целях, даже если оно может вызвать вредные последствия,превышающие определенный порог. Допускается использование таких средств ввоенных или иных враждебных целях при условии, что результаты использованиябудут ниже установленного порога.
Протокол 111 о запрещении или ограничении применениязажигательного оружия к Конвенции о конкретных видах обычного оружия 1980 годазапрещает превращать леса и другие виды растительного покрова в объектнападения с применением зажигательного оружия.
Заключение
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобреннаяраспоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N1225-р, предполагает, что основной задачей в области международногосотрудничества является реализация интересов Российской Федерации путем участияв решении глобальных и региональных экологических проблем и регулированииглобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Для этого необходимы:
— участие Российской Федерации в консолидации усилиймирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке ивыполнении международных договоров по ее охране;
— содействие экологизации положений действующих ипланируемых международных договоров;
— активное участие в международных экологическихорганизациях, в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;
— обеспечение обязательной государственной экологическойэкспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов,реализуемых на территории России;
— упреждающее воздействие на процесс глобализации путемактивного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихсяиспользования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий,товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природнойсреде.
Основныенаправления международного сотрудничества России в области охраны окружающейсреды следующие:
1) государственные инициативы;
2) международные организации;
3) международные конвенции исоглашения;
4) двустороннее сотрудничество.
Список литературы
1. Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. — В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное идополненное/Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект, 1999.
2. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах иответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
3. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: Юристъ, 2002.
4. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право. – М.:АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.
5. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасностьразвивающихся стран (международно-правовые вопросы) -М.: Экон, 2000.
6. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: Дело, 2001.
7. Трусов А.Г. Международное экологическое право. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.