Реферат по предмету "Экология"


Мировые тенденции развития ядерной технологии

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Радиационная экология»
Мировые тенденции развития ядернойтехнологии

2006

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Ядерная политика членов «ядерного клуба». 5
1.1 Ядерная политика США. 5
1.2 Ядерное оружие и английская политика. 8
1.3 Ядерная политика Франции. 12
1.4 КНР и ядерное оружие. 15
2. Роль ядерной энергетики в структуре мировогоэнергетического производства XX1. 20
2.1 Основные этапы развития ядерной энергетики в XXI в. 20
3. Ядерное оружие. 21
3.1 Из истории создания ядерного оружия. 21
3.2 Дальнейшее развитие ядерного оружия. 23
4. Будущие перспективы… 25
5. Иранский кризис: перспективы развития. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 34
/>ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, прогресс науки базируется на достижениях техники, апрогресс техники – на достижениях науки. Это взаимный процесс. Наука и техникавзаимно обогащают друг друга. Ядерная эпоха обогатила человечество множествомновых технологических направлений. Здесь следует сказать, что когда речь идётоб энергии, то имеется в виду её исключительное свойство, заключающееся в том,что энергия не может быть заменена никакими другими ресурсами, однако сама онаможет заменить или восполнить многие. Отсюда и возник тот фейерверк технологий,который получил стремительное развитие в ядерную эпоху
Отправной точкой создания мирового рынка атомной энергии можно считатьмеждународную конференцию по проблеме нераспространения ядерного оружия,организованную в 1953 году по инициативе американского руководства. На нейстранам-участникам был гарантирован доступ к безопасной и дешевой атомнойэнергии в обмен на отказ от ядерного оружия. Как показали аварии на станциях вЧернобыле и Three Mile Island в США в конце 20 века, 100-процентно безопаснойэта энергия не оказалась. Да и многие участники той конференции, подписавшиеакт о нераспространении ядерного оружия по миру, как, оказалось, лукавили,надеясь таким образом войти в ядерный клуб. Однако факт остается фактом, и стех пор мирный атом стал, встал в один ряд с другими энергоисточниками. Изначение его, не один раз подвергавшееся пересмотру, сейчас вновь растет вместес ценами на нефть и газ.
История экспорта Россией мирных ядерных технологий насчитывает вот ужепочти 50 лет. В 1956 году СССР подписал соглашения о сооружении первых атомныхстанций в Чехословакии и ГДР. Катастрофическими для отечественной отрасли можносчитать 80-е — 90-е годы. Только за первые два года 90-х было прекращеносооружение АЭС «Белене» в Болгарии, 3-го блока АЭС«Темелин» в Чехии, АЭС «Жарновец» в Польше, а также атомнойстанции в КНДР. В те же годы была прекращена эксплуатация 2-х АЭС в Германии,построенных с помощью СССР. Не удивительно, что в Минатоме готовы былиухватиться даже за идею захоронения на территории России чужих ядерных отходов.Однако строительство новых АЭС за рубежом вновь стало реальным по мере того,как развивающиеся страны стали испытывать все больший энергетический голод.
/>1. Ядерная политика членов «ядерного клуба»/> 1.1Ядерная политика США
Текущая обороннаяполитика США определена «Четырехлетним обзором состояния обороннойполигики»,представленным конгрессу в сентябре 2001г., то естьпрактически сразу же после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне.«Обзором состоянияядерных сил», «Стратегией национальной безопасности США» и «Национальной стратегией борьбы с распространением оружия массовогоуничтожения».
Первый документсодержит четыре весьма амбициозных концептуальных принципа, на основекоторых Соединенные Штаты намерены добиваться главных целей вобеспечении своих национальных интересов и национальной безопасности:«гарантировать, разубеждать, сдерживать и наносить поражение».Кратко остановимся на этих принципах:
·  гарантировать — поддерживать уверенностьсоюзников и друзей а стабильности целей США и их способности выполнятьсвои обязательства в области безопасности;
·  разубеждать — обеспечить понимание потенциальнымипротивниками бессмысленности проведения программы или операции, которые могли бы представлять угрозу интересам США или их союзников;
·  сдерживать — предупреждать агрессию и осуществлятьдавление путем развертывания сил и быстройреакции на атаку, а также сурового возмездия за агрессию, нанося ущерб живой сигм и технике, инфраструктуре вооруженных сил противника;
·  наноситьпоражение решительнонаносить поражение любому противнику вслучае провала тактики сдерживания.
В соответствии с направлениями,обозначенными для оборонного планирования США в четырехлетнем обзореновой ядерной доктрины, представленной конгрессу в конца 2001 г., при планированииамериканских стратегических сил подходывремен «холодной войны», основанныена угрозах, заменены новыми, базирующимисяна так называемой концепции «возможность возможностей» Подход к обеспечениюнациональной безопасности, основанный на этой концепции, исходит из того, что вXXI веке по отношению к США неисключено возникновение множества угроз и возможна реализация множестваконфликтов, неопределенных во времени, интенсивности и направленности. ПоэтомуСША должны концентрировать свое внимание в военной области на том, какнеобходимо воевать, а не на том. кто и когда будет противником. Это означаетпостоянную готовность к любому неожиданному нападению, для чего нужны вариантывыбора, способные противостоять широкому спектру возможностей и угроз, которымиможет обладать любой потенциальный противник.
Согласно формулировкам, новая ядерная политика отличается от принятой, аноябре 1997 г. директивой президента № 60. в которой был сделан упор насдерживании применения ядерного оружия и исключена действовавшая со временпрезидента Р. Рейгана рекомендация вооруженным сипам США быть готовыми кпродолжительной ядерной война с последующей победой в ней. При этомподтверждалось положение, сформулированное в «Обзоре ядерной политики» от 1994г., о том, что основными целями стратегического ядерного оружия США являютсяядерное оружие другой стороны и связанная с ним инфраструктура, а не города ипромышленные центры.
Тогда это не означало изменения ядерной политики США по вопросу опредоставлении негативных гарантий безопасности и неприменения ядерного оружия,хотя сохранялось положение, позволяющее США применять ядерное оружие е случаеконфликта путем нанесения превентивного удара.
Одна из концептуальных посылок новой ядерной политики заключается в том,что подход к сдерживанию в духе времен «холодной войны» более не уместен, ипрежде всего в отношениях с Россией, строившихся ранее на взаимном Сдерживанииугрозой гарантированного уничтожении. Это положение можно было бы рассматриватьпротиворечащим наличию у Пентагона стратегических планов применения ядерногооружия против России, Китая и ряда других государств. Но при этом следуетучитывать заявление, сделанное министром обороны России С. Ивановым: «Как глававоенного ведомства я прекрасно понимаю, что Министерство обороны должнопланировать любые сценарии, в том числе исходящие из самого худшего. Меня неудивляют никакие планирования».
В новой ядерной стратегии впервые в развернутом виде сформулированаконцепция нового этапа развития потенциала военного обеспечения национальнойбезопасности США — переход к новой триаде. Ее наполнение неядернойнаступательной составляющей, компонентами активной и пассивной обороны,включающей ПРО, развитой оборонной промышленной инфраструктурой, «замыкание»всех этих компонент, включая и «старую» ядерную триаду, на современные средствауправлении двух целей, направлены на уменьшение, а долговечной перспективезависимости от ядерного оружия и увеличение возможности по сдерживанию атакперед лицом распространения ОМУ.
Таким образом, признается факт, что сами по себе наступательные силы не всостоянии сдержать агрессию вХХ1 веке, и события 11 сентября 2001г.подтверждают это. Активная и пассивная оборона не являются совершенными.Однако, не допуская ограниченных ударов и сокращая их эффективность, оборонасможет предотвратить нападение и создать новые возможности для урегулированиякризисных ситуаций. Считается, что реализуемая в рамках этой триады комбинацияновых неядерных средств вместе с уменьшенными численно ядерными силами вбольшей степени соответствует новой ситуации, а области безопасности, передкоторой могут оказаться США сейчас, через 10 или 20 лет.
Прогнозируется, что разработка новых ядерных возможностей сильнейшей, амире державой подтолкнет остальные страны к развитию своих собственныхпрограмм, что программа создания в США проникающих зарядов малой мощности дажепри отсутствии негативных экологических последствий является подрывом принциповнераспространения./> 1.2Ядерное оружие и английская политика
Обеспечение безопасности королевства и строительство вооруженных сипосуществляется е соответствии с правительственной программой «Основы военной политикиВеликобритании», рассчитанной до 2015 г. Характерной чертой претворяемой вжизнь военной реформы является концепция объединения однотипных сил и средствразличных видов вооруженных сил в единые формирования. Великобритания по-прежнемуориентируется на сохранение ядерных сил, представленных стратегическимиракетными силами морского базирования, как основу ядерного сдерживанияпротивника и определенного силового давления на страны третьего мира.
Стратегические ядерные сипы Великобритании сосредоточены только начетырех современных подводных лодках-ракетоносцах собственной разработки, программаввода которых в боевой состав осуществлена за последние 10 лет. Первая из них «Vanguard» начала патрулирование в декабре1994 г., вторая — «Victorious» — вдекабре 1995 г., третья — «Vigilant» -осенью 1998 г. и четвертая — «Vengeance» — в феврале 2001 г. Каждаясубмарина имеет 16 пусковых установок для баллистических ракет подводных лодок{БРПЛ). Пункт базирования — база Клайд в Шотландии (32 км северо-западнееГлазго).
Английская ядерная политика исторически тесно связана с американской намногих уровнях. Лондон традиционно сделал ставку на максимально тесноесотрудничество с США, начавшееся еще в годы второй мировой войны, в том числе ина американскую систему предупреждения о ракетном нападении.
Применение ядерных средств Великобритания планирует осуществлять, а двухформах: в упреждающем ядерном удара всем составом боеготовых средств (скореевсего, совместно с США) или в ответном ударе дежурным составом (одной — двумяПЛАРБ) самостоятельно из района боевого патрулирования.
Согласно материалам внешнеполитического ведомства, Великобритания, как иСША готова пересмотреть инструменты борьбы с нераспространением ОМУ. 20 марта2002 г. министр обороны заявил: «Британия готова использовать ядерное оружиедля защиты своих войск от ОМУ».
Анализируя планы модернизации ядерных сил, следует отметить, что времяразработки ПЛАРВ составляет около 15 лет, а срои ее службы — 25 лат. Поэтомуспустя 10 лет после ввода первой лодки нового поколения необходимо начинатьработы по разработке субмарины следующего поколения. Б ближайшие годы Англиядолжна принять решение о судьбе ППАРБ, а пока министерство обороны отрицает,что существует план строительства новой лодки. Так, в преддверии конференции поДНЯО в 1998г. правительство заявляло преждевременности отказа от разработки преемникаПЛАРБ с БРПЛ «Trident», поскольку, участвуя в процессеядерного разоружения, оно должно быть, уверено, что в будущем безопасностьможно обеспечить без ядерного оружия. И если в 2000-2001 гг. комитет по оборонепалаты общин, комментируя долгосрочную ядерную политику, не уточнил этупроблему, то уже в Послании по безопасности в изменяющемся мире за 2003 г.(Белая книга 2003 г.) фактически были расставлены все точки над «is: минимальное ядерное сдерживание спомощью рэкет «Trident* останетсянеобходимым элементом безопасности Великобритании до 2028 г. В условияхвысокого риска распространения ОМУ существующее ядерное оружие должно бытьсохранено.
Пока же официальное решение не принято, вопрос сдерживания ядернымисредствами остается открытым вплоть до принятия решения парламентом. Вообще вплане открытости лейбористское правительство отказалось от ежегодных заявленийпо ядерной политике, практиковавшихся в 80-90-х годах прошлого века.
Так, в 1995 г. Англия объявила, что прекращает производстворасщепляющихся материалов для ядерного оружия. До 1980 г. она приобретала у СШАважнейший элемент термоядерного боезаряда — тритий, который используется всовременных боезарядах, повышая их мощность до 10 раз, и подлежит обновлениючерез 7-8 лет. С1980 г. в Чапеп-Кроссе было налажено производство собственноготрития. Планируется, что в марте 2005 г. его производство будет остановлено иуж производствособственного трития. Планируется, что в марте 2005 г. его производство будетостановлено и уже, а 2008-2010 гг. закрыто. Характерно, что, а октябре 2003 г.США после длительного перерыва возобновили производство трития. Не исключено,что отсутствующий тритий Британия вновь начнет закупать в США. Тем более чтонедавно в Альдермастоне был открыт новый, более безопасный цен по работе стритием.
С одной стороны, Англия заявила о полном объеме своих запасоврасщепляющихся материалов, а также поставила те из них, которые более нетребуются для оборонных цепей, под международные гарантии. Она предоставила всеобъекты по их обогащению и переработке для проведения международных инспекций иначала работу по национальной исторической отчетности по произведеннымрасщепляющимся материалам. Страна начала программу накопления опыта в области провероксокращений и ликвидации ядерного оружия. Так, на третью сессиюПодготовительного комитета Конференции 2005 г. по рассмотрению действия ДНЯОбыл вынесен вопрос о проверке технологий контроля возможности их потенциальногоиспользования на снятых боезарядах.
С другой стороны, сторонники ядерного разоружения критикуют правительствоза прямые нарушения ДНЯО. План строительства нового предприятия по изготовленобоезарядов противоречит статье 6, а продолжающееся активное сотрудничество сСША (планы продления соглашения о сотрудничестве, совместные работы ученых,участие в подкритических испытаниях и работах по созданию ПРО) — статье 1.Позиция лейбористов по разработке ядерного оружия, по возможности егоиспользования в подстратегической миссии нанесения ограниченных ударов, в томчисле по неядерным странам — участницам Договора противоречит заявлениямпремьер-министра об избавлении мира от ядерного оружия, ОМУ и о выполнениипрактических шагов ядерного разоружения.
Сторонники ядерного разоружения считают, что за 50 лет английское ядерноеоружие не сыграло никакой роли а прошедших военных конфликтах, страна неполучила никаких преимуществ от обладания им. А вскрывшийся факт нахождения наборту одного из судов ядерного оружия во время конфликта с Аргентиной заМальвинские острова лишь вызвал международный скандал. Если Англия откажется отядерного оружия, ее безопасность не уменьшится. Поэтому правительство должнорешить и объявить, что не будет разрабатывать новые средства доставки, когдапримерно через 20 лет истекут их сроки эксплуатации.
Запасы оружейного плутония должны быть сокращены до минимальнонеобходимого уровня для существующих СЯС — одна тонна или менее, а избыточноеколичество должно находиться под международным контролем.
Британия также не должна в дальнейшем производить и приобретать тритийдля военных целей после вывода из строя реактора в Чапел-Кроссе. А национальныелаборатории не должны далее поддерживать возможности создания новых боевыхзарядов, им необходимо переключиться на проверку и другие аспекты контроля заядерным оружием, нераспространением, разоружением и перестроить свою работу впользу гражданских отраслей.
Наконец, Лондон должен приложить усилия по принятию международногосоглашения о неиспользовании первым ядерного оружия.
Вряд ли можно сомневаться в том, что перечисленные требования английскихсторонников ядерного разоружения не будут выполнены. Но нельзя не учитыватьзначительного влияния авторитетных общественных организации Великобритании наполитику парламента и правительства. Наиболее сдержанная ядерная политикастраны по сравнению с другими государствами — официальными членами «ядерногоклуба» может рассматриваться как следствие постоянного давления противниковядерного оружия, а мире и в Великобритании, а том числе. Поэтому, прогнозируяперспективы, можно предположить, по крайней мере, отсутствие намеренийувеличить запасы ядерного оружия и минимизации усилий по era совершенствованию./> 1.3Ядерная политика Франции
В настоящее время во Франции осуществляется военная реформа, главнойзадачей которой является обеспечение готовности страны отразить любую угрозу,исходящую из какого-либо региона земного шара. Стратегия национальной обороныопирается на четыре принципа: ядерное сдерживание, предупреждение конфликтов,реагирование на конфликты за пределами государства и защита территории.Реформированию подвергнуты сипы ядерного сдерживания, обычные вооруженные сипыи военная жандармерия. На первом этапе (1996-2002) вооруженные сипы былисокращены и переведены на контрактную основу. На первом этапе (2003-2006)основное внимание будет уделено модернизации имеющихся и принятию на вооружениеновых образцов боевой техники. Определена необходимость усилить оборонныйпотенциал Франции в условиях новых реалий, повлекших за собой изменение природыугроз. Безопасность Франции в перспективе базируется на модернизации иевропеизации своих собственных оборонных инструментов и возможностииспользовать элемент ядерного устрашения.
В условиях, когда ядерное оружие и средства его доставки получают всебольшее распространение в мире, в том числе в зонах военно-политическойнапряженности, ядерное сдерживание играет ключевую роль во французскойоборонной стратегии. Сдерживание гарантирует безопасность от угроз жизненныминтересам и является фактором международной стабильности.
Сдерживание обеспечивается тремя компонентами: морскими стратегическимиядерными силами, нестратегическими ядерными силами воздушного базирования иинфраструктурой разработки нового и подтверждения боевых характеристиксуществующего оружия.
По данным на апрель 2004 г., ядерные силы Франции состоят из 348оперативно развернутых боевых зарядов трех типов (TN71, TN75 иTN81) суммарной мощностью 51,6 Мт. Сконца 2004 г. при сохранении общего количества боезарядов их останется толькодва типа суммарной мощностью 46,8 Мт.
Несмотря на увеличение к 2015 г. количества БРПЛ морские СЯС Франциибудут иметь тот же ядерный потенциал, что и сейчас.
В 2003-2008гг. финансирование ядерных сил Франции составит в среднем 2,8млрд. евро ежегодно, или 20% военного бюджета, что на 5% больше, чем в1997-2002гг. и на 40% больше, чем в 1990-1996гг.
Ядерные сипы функционируют по принципу «строгой достаточности». На боевомпатрулировании постоянно находится одна АЛЛ с БРПП. Воздушная составляющаядемонстрирует возможности гибкого использования ядерного оружия. Тактическоеоружие рассматривается как средство «последнего предупреждения» о готовностиприменить стратегическое ядерное оружие. Вместе с тем щепанные в апреле 2004 г.заявления министра обороны могут свидетельствовать о нежелании Францииразрабатывать миниатюрные ядерные заряды для поражения высокозащищенных изаглубленных объектов управления, хранения и развертывания ОМУ.
Предположим следующую схему поведения Франции (это же относится и кАнглии) в случае дестабилизации военно-политической обстановки вмире:
а) осуществляется обширная программа натурной отработки ядерного оружия,что обеспечит era высокую эффективность иэксплуатационную безопасность;
б) делается заявление об отказе от ядерных испытаний и финансируетсяпрограмма создания эффективной и мощной расчетной и имитационной базывиртуальных испытаний ядерного оружия;
в) отрабатываются на новой базе методики расчета и оценки существующего инового ядерного оружия;
г) объявляется об отказе от Договора о всеобщем запрещении ядерныхиспытаний и одновременно с началом процедуры выхода из Договора начинаетсяподготовка к возобновлению ядерных испытаний.
д) проводятся ограниченные серии натурных ядерных испытаний в целяхаттестации и калибровки результатов виртуальных испытаний ядерного оружия.
Одним из принципиальных доктринальных положений Франции в отношенииядерного оружия декларируется сохранение максимальной свободы выбора вприменении ядерного оружия. В «Белой книге по вопросам обороны» 1994г.зафиксировано, что в определенных случаях не исключается применениепревентивных ядерных ударов. Следуя этой политике, Париж официально сохраняетнеопределенность относительно применения или неприменения своего ядерногооружия.
Признавая общий для западноевропейских стран характер угроз, Франциявыдвинула концепцию «согласованного сдерживания», предусматривающуюодностороннее расширение французской ядерной гарантии на европейские страныНАТО и сотрудничество в этой области с Великобританией, с которой достигнутопрактически полное совпадение взглядов по проблемам ядерной политики.Руководство изучает вопрос о создании на базе ядерных сил Франции и Англии такназываемых европейских ядерных сил.
/>1.4 КНР и ядерноеоружие
Ядерная политика Китая как составная часть военной политики направлена наобеспечение условий реализации национальной стратегии развития, цепью которойявляется достижение Китаем к середине XXI века статуса великой державы, занимающей доминирующее положение вАзиатско-Тихоокеанском регионе и равной по своему политическому влиянию,экономической и военной мощи другим великим державам.
Основные тенденции в области оборонного строительства КНР ныне формируютсяпод влиянием новых моментов в военно-доктринальных взглядах, главным из которыхявляется отход от концепции неизбежности новой мировой войны. Прежнийстратегический принцип постоянной готовности и широкомасштабной войне поотражению нападения изменен на принцип военного строительства в мирное время.Согласно оценке Дэн Сяопина, на рубеже XX и XXIвеков, а связи с отсутствием неизбежности возникновения новой мировой войныКитай впервые в новейшей истории получил возможность сосредоточить усилия намодернизации экономики и одновременной укреплении обороны.
К факторам нестабильности е Китае относят сохраняющийся в миренерациональный и несправедливый порядок в сфере политики и экономики, что вусловиях глобализации ведет к увеличению разрыва между развитыми иразвивающимися странами; новые проявления гегемонизма и политики с позициисипы; обострение соперничества между странами, а борьбе за природные ресурсыпланеты.
По китайским оценкам, угрозы безопасности в мире проявляются вмногообразных формах и имеют глобальный характер, поэтому следует быть готовымк любым изменениям международной обстановки в неблагоприятном для Китаянаправлении.
Политика руководства страны в сфере военной безопасности направлена напредотвращение войны путем осуществления превентивных мер политического,дипломатического, экономического и военного характера в целях созданияблагоприятных условий вокруг Китая и уменьшения факторов нестабильности.Одновременно осуществляется курс на совершенствование качественных параметровоборонного потенциала, включая его ядерную составляющую.
Во время войны в Ираке китайские вооруженные силы были приведены вповышенную боевую готовность, а генштабом НОАК было организовано наблюдение изкосмоса за ходом боевых действий, сбор и анализ получаемой информации. ВЦентральном военном совете КНР была создана «группа реагирования на войну междуСША и Ираком» во главе с председателем КНР Ху Цзиньтао, что указывает на еговозрастающую роль в деятельности этого совета.
Закупки российских вооружений и военной техники, а также лицензий на ихпроизводство позволили Китаю приступить к переоснащению военно-воздушных ивоенно-морских сип, сил ПВО, а также к модернизации военно-промышленногокомплекса е интересах повышения оборонного потенциала в новых историческихусловиях, характеризующихся возрастающим значением в возможной войне высокихтехнологий.
Подтверждением возросшего научного и технологического потенциала Китаястал состоявшийся в октябре 2003г. успешный запуск первого китайскогокосмонавта, которым стал подполковник ВВС Ян Ливэй.
Исходя из характера политических заявлений относительно Тайваня на XVIсъезда КПК, можно предположить, что в перспективе модернизация вооруженных силбудет направлена на создание противовеса армии Тайваня и использование военногофактора в качестве силового аргумента в интересах решения ближайшейстратегической задачи урегулирование тайваньской проблемы.
Ядерная стратегия Китая, взявшего обязательство не применять ядерногооружия первым, отражена в концепции «ограниченного ответного ядерного удара»,предполагающей строительство ограниченных по боевому составу ядерных силсдерживания, способных созданием угрозы нанесения неприемлемого ущербавероятному противнику заставить последнего отказаться от применения ядерногооружия против Китая. Такой подход не делает акцента на достижении ядерногопаритета и является рациональным с точки зрения экономии материальных ифинансовых ресурсов.
К концу рассматриваемого периода в составе стратегически ядерных силКитая монет быть 75-100 межконтинентальных ракет, обладающих высокойбоеготовностью, технической надежностью и живучестью. Возможности китайскогоВПК позволяют оснастить ракеты разделяющимися головными частями вместомоноблочных, а также комплексом преодоления ПРО. Об этом, в частности, свидетельствуетосуществленный в 1981 с запуск на околоземную орбиту трех искусственныхспутников Земли одной ракетой.
Вместе с тем включение Китая в ядерную тонну весьма маловероятно.Учитывая приоритетное внимание, уделяемое экономическому строительству ирешению сложных социально — экономических проблем, имеющих тенденцию кобострению, следует полагать, что масштабы и характер военного строительства вобозримой перспективе будут определяться, исходя из принципа обороннойдостаточности, предполагающего создание ограниченных по составу ядерных сипсдерживания.
Исходя из определившегося на рассматриваемую перспективу курсанормализации отношений Китая с большинством стран мира как необходимого условиясохранения высоких темпов экономического роста, можно предположить развитиеядерных сил, прежде всего в качестве средства сдерживания, что не окажетзаметного влияния на баланс сил в треугольника Россия-Китай-США и вАзиатско-Тихоокеанском регионе.
Отношения Китая с США несут на себе отпечаток негативной реакции Пекинана односторонний выход США из Договора с Советским Союзом по ПР0 1972 г. ипланы создания США НПРО и ПРО ТЗД, ведущие, по китайским оценкам, к новомувитку гонки вооружений, поскольку применяемые для их создания технологии впринципе могут быть использованы в наступательных системах нового поколения.Особое беспокойство Китая вызывают американские планы создания ПРО ТВД вСеверо-Восточной Азии, а также перспективы оказания содействия в этой областиТайваню. Тем не менее, Китай, будучи заинтересованным, в нормальных отношенияхс США, выражает готовность к конструктивному диалогу по данной проблеме. Связипо линии военных ведомств двух стран, прерванные из-за инцидента азстолкновением китайского и американского военных самолетов в апреле 2001 г., возобновленыи имеют тенденцию к некоторому оживлению.
Китай является участником Договора о нераспространении ядерного оружия и,согласно официальным заявлениям, принял на себя обязательства по гарантииконтроля за его выполнением со стороны МАГАТЭ.
Пекин выступает за запрещение и полное уничтожение ядерного оружия,проводит политику его нераспространения и, согласно официальным заявлениям, неоказывает содействия другим странам в его создании. В то же время Китайвыступает за соблюдение права всех стран на мирное использование атомнойэнергии.
После прекращения ядерных взрывов и объявления моратория на ядерныеиспытания в 1996 г. Китай присоединился к Договору о всеобъемлющем запрещенииядерных испытаний, который представлен правительством на рассмотрение Постоянногокомитета Всекитайского собрания народных представителей.
Экспорт ядерных материалов из Китая осуществляется под контролемкомпетентных государственных органов при соблюдении трех принципов: экспортпредназначен для мирных цепей, реэкспорт без разрешения Китая не допускается, атакже принимается гарантийный контроль со стороны МАГАТЭ.
Принципиальная позиция Китая в подходе к решению проблемы ядерногоразоружения заключается в том, что раньше всех практические шаги в этомнаправлении должны предпринять главные ядерные державы, на которых лежит особаяответственность за контроль над вооружениями и разоружением.
 
/>2. Роль ядерной энергетики в структуре мировогоэнергетического производства XX1
Значительный рост энергопотребления является неизбежным в XXI в.,особенно, а развивающихся странах. Даже если исходить из очень низких темповроста, потребление энергии, по всей видимости, удвоится к середине века. Этотрост зависит от развития мировой экономики, увеличения населения и стремления кболее равномерному распределению потребления энергии по регионам мира./> 2.1Основные этапы развития ядерной энергетики в XXI в.
Оценивая предстоящие этапы развития ядерной энергетики, можно увереннопрогнозировать сочетание эволюционного улучшения отработанных и успешнореализуемых технических подходов с постепенной разработкой и освоением новыхтехнологических решений. Условно можно представить следующие этапы развитияядерных технологий в XXI в,:
ближний этап (10—20 лет) — эволюционное развитие реакторов и технологийтопливного цикла, разработка и опытная эксплуатация улучшенных и инновационныхтехнологий реакторов и топливного цикла;
период активного роста ядерной энергетики (до середины столетия) —расширение масштабов в 4—5 раз, освоение инновационных технологий реакторов итопливного цикла;
период устойчивого развития крупномасштабной ядерной энергетики (втораяполовина столетия) — развертывание инновационных ядерных технологий,многокомпонентная ядерная энергетика, атомно-водородная энергетика.
/>3. Ядерное оружие/> 3…Из истории создания ядерного оружия
В 1894г. Робер Сесил, бывший премьер-министр Великобритании, в своемобращении к Британской ассоциации содействия научному прогрессу, перечисляянерешенные проблемы науки остановился на задаче: что же действительнопредставляет собой атом — существует он на самом деле или является лишьтеорией, пригодной лишь для объяснения некоторых физических явлений; какова егоструктура.
В США любят говорить, что атом — уроженец Америки, но это не так.
На рубеже XIX и XX веков занимались главным образомевропейские ученые. Английский ученый Томсон предложил модель атома, которыйпредставляет собой положительно заряженное вещество с вкрапленными электронами.Француз Беккераль открыл радиоактивность в 1896 г. Он показал, что всевещества, содержащие уран, радиоактивны, причем, радиоактивностьпропорциональна содержанию урана.
Французы Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри открыли радиоактивный элементрадий в 1898. Они сообщили, что им удалось из урановых отходов выделить некийэлемент, обладающий радиоактивностью и близкий по химическим свойствам к барию.Радиоактивность радия примерно в 1 млн. раз больше радиоактивности урана.
Англичанин Резерфорд в 1902 году разработал теорию радиоактивногораспада, в 1911 году он же открыл атомное ядро, и в 1919 году наблюдалискусственное превращение ядер.
А. Эйнштейн, живший до 1933 года в Германии, в 1905 году разработалпринцип эквивалентности массы и энергии. Он связал эти понятия и показал, чтоопределенному количеству массы соответствует определенное количество энергии.
Датчанин Н. Бор в 1913 г. разработал теорию строения атома, которая леглав основу физической модели устойчивого атома.
Дж. Кокфорт и Э. Уолтон (Англия) в 1932 г. эксперементально подтвердилитеорию Эйнштейна.
Дж. Чедвик в том же году открыл новую элементарную частицу — нейтрон.
Д.Д. Иваненко в 1932 г. выдвинул гипотезу о том, что ядра атомов состоятиз протонов и нейтронов.
Э. Ферми использовал нейтроны для бомбардировки атомного ядра (1934 г.).
В 1937 году Ирен Жолио-Кюри открыла процесс деления урана. У Ирен Кюри иее ученика-югослава П. Савича результат получился невероятный: продуктомраспада урана был лантан — 57-ой элемент, расположенный в середине таблицыМенделеева.
Мейтнер, которая в течении 30 лет работала у Гана, вместе с О. Фришем,работавшим у Бора, обнаружили, что при делении ядра урана части, полученныепосле деления, в сумме на 1/5 легче ядра урана. Это им позволило по формулеЭйнштейна посчитать энергию, содержащуюся в 1 ядре урана. Она оказалась равной200 млн. электрон-вольт. В каждом грамме содержится 2.5X1021 атомов.
В начале 40-х гг. 20 в. группой ученых в США были разработаны физическиепринципы осуществления ядерного взрыва. Первый взрыв произведен наиспытательном полигоне в Аламогордо 16 июля 1945 г. В августе 1945 2 атомныебомбы мощностью около 20 кт каждая были сброшены на японские города Хиросима иНагасаки. Взрывы бомб вызвали огромные жертвы — Хиросима свыше 140 тысяччеловек, Нагасаки — около 75 тысяч человек, а также причинили колоссальныеразрушения. Применение ядерного оружия тогда не вызывалось военнойнеобходимостью. Правящие круги США преследовали политические цели — продемонстрировать свою силу для устрашения СССР.
Вскоре ядерное оружие было создано в СССР группой ученых во главе сакадемиком Курчатовым. В 1947 Советское правительство заявило, что для СССРбольше нет секрета атомной бомбы. Потеряв монополию на ядерное оружие, СШАусилило начатые еще в 1942 работы по созданию термоядерного оружия. 1 ноября1952 в США было взорвано термоядерное устройство мощностью 3 Мт. В СССРтермоядерная бомба была впервые испытана 12 авг. 1953.
На сегодняшний день секретом ядерного оружия обладают кроме России и СШАтакже Франция, Германия, Великобритания, Китай, Пакистан, Индия, Италия./> 3.2Дальнейшее развитие ядерного оружия
Утратив атомную монополию, администрация Трумана ухватилась за идеюсоздания термоядерного оружия. На первых этапах работы над водородной бомбойпоявились серьезные трудности: для начала реакции синтеза необходима высокаятемпература. Была предложена новая модель атомной бомбы, в которой механическийудар первой бомбы используется для сжатия сердцевины второй бомбы, которая всвою очередь воспламеняется от сжатия. Затем вместо механического сжатия длявоспламенения топлива использовали радиацию.
1 ноября 1952 г. в США было проведено секретное испытание термоядерногоустройства. Мощность “Майка” составила 5-8 млн. тонн тринитротолуола. Кпримеру, мощность всех взрывчатых веществ, использованных, во 2-ой мировойвойне равнялась 5 млн. тонн. Ядерное горючее “Майка” представляло собой жидкийводород, взрыв которого детонировался атомным зарядом.
8 августа 1953 года в СССР была испытана первая в мире термоядернаябомба. Мощность взрыва превзошла все ожидания. Наблюдательный ближайший пунктбыл расположен на расстоянии 25 километров от места взрыва. После экспериментаКурчатов, создатель первой советской атомной и термоядерной бомбы, заявил отом, что нельзя допустить применения этого оружия по назначению. Его работывпоследствии продолжил А.Д. Сахаров.
22 ноября 1955 было произведено очередное испытание термоядерной бомбы.Взрыв был столь мощен, что произошли несчастные случаи. На расстояниинескольких десятков километров погиб солдат — завалило траншею. В близлежащемнаселенном пункте погибли люди, не успевшие укрыться в бомбоубежищах.
Весной 1955 года Хрущев объявил об одностороннем маратории на ядерныеиспытания (в 1961 году испытания возобновятся, поскольку американскиеисследователи стали обгонять советские разработки).
Весной 1963 г. в штате Невада был испытан первый вариант нейтронногозаряда. Позже была создана нейтронная бомба. Ее изобретатель Самюэль Коэн. Этосамое маленькое оружие в семействе атомных, оно убивает не столько взрывом,сколько радиацией. Большая часть энергии расходуется на выпусканиевысокоэнергетических нейтронов. При взрыве такой бомбы мощностью в 1 килотонну(что в 12 раз меньше мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму) разрушения будутнаблюдаться только в радиусе 200 метров, в то время как все живые организмы погибнутна расстоянии до 1.2 км от эпицентра.
/>4. Будущие перспективы
Сейчас в 30 странах мира действуют 442 АЭС. Основные мощностисосредоточены в Западной Европе и США. Лишь 39 станций находятся в развивающихсястранах, которые вырабатывают лишь 5,6 процента от общемирового объемаэлектроэнергии «атомного» происхождения. При этом, например, вБразилии, Китае и Индии проживает около 40 процентов населения планеты. УМеждународного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) существуют два сценариябудущего развития отрасли до 2030 года — «пессимистичный» и«оптимистический». Согласно первому, отношение к атомной энергетике вмире будет весьма прохладным. Поэтому ни одной новой АЭС к 2030 году построеноне будет. В результате, доля атомной энергии в ее общем объеме по всему мируснизится через 25 лет с нынешних 16 до 12 процентов. Оптимистичный сценарийпредполагает, что к 2030 году электроэнергии, производимой на АЭС, будетвырабатываться на 70 процентов больше, чем в 2002 году. Правда, как признают вМАГАТЭ, общее производство электроэнергии из всех источников в целом будетрасти еще быстрее.
Однако даже оптимистичный сценарий не учитывает в полной мере возможностибыстрого истощения мировых запасов энергосырья. Если учитывать этот фактор, то,как показывают расчеты ооновской межправительственной группы экспертов поизменению климата, производство атомной энергии может вырасти к 2030 году в 2,5раза, что может составить 27 процентов всего объема электроэнергии, котораябудет вырабатываться на Земле к тому моменту. Эксперты ООН особенно отмечаюттот факт, что АЭС позволяют существенно снизить выбросы вредных веществ ватмосферу, которые, согласно принятой сейчас теории о глобальном потеплении,являются главной причиной последнего. Если бы все существующие ныне АЭС былизакрыты, то их замещение с помощью тепловых энергостанций привело бы кдополнительным выбросам в атмосферу 600 миллионов углекислого газа в год. Кромеэтого, ядерное топливо остается самым дешевым. Если цена ядерного топливавырастет в 2 раза, то стоимость электричества, вырабатываемого на АЭС,увеличится на 2-4 процента. А вот если, к примеру, удвоится цена природногогаза, то цена электричества подпрыгнет на 70 процентов. Вторят МАГАТЭ испециалисты Росэнергоатома: средние тарифы на электроэнергию на оптовом рынкедля ТЭС составляют 556 руб/МВтч без учета инвестиционной составляющей, а дляАЭС — порядка 472 руб/МВтч, причем с учетом инвестиционной составляющей.
Однако стоимость строительства новых АЭС весьма высока, поэтомубольшинство межгосударственных контрактов на строительство атомных станций, темболее в развивающихся странах, финансируется за счет долгосрочных кредитов состороны правительств тех стран, где находятся строительные компании. Кстати,именно поэтому иранский контракт был так важен для России, так как Тегеранплатил живыми деньгами, а не настаивал, как Китай и Индия, на предоставлениикредитов. Поэтому, пожалуй, сложно представить себе другую отрасль, где рольгосударства была бы столь важна при поддержке «отечественногопроизводителя», который решил выйти на международный рынок.
/>5. Иранский кризис: перспективы развития
Иранский кризис объективно подошел к пороговому пределу, дальнейшееразвитие которого может привести к трудно предсказуемым последствиям как дляБлижнего и Среднего Востока, так и для соседних регионов, в том числе иЦентральной Азии. Причем данные угрозы варьируются от опасности распространенияэкстремизма, прежде всего религиозного, вплоть до вовлечения тех или иныхрегиональных государств в потенциальный военный конфликт.
Своеобразным доказательством этого явился целый ряд событий, начиная отвозобновления Ираном ядерной программы вплоть до вынесения иранского вопроса наобсуждение Совета Безопасности ООН, которые объективно резко уменьшили шансы надостижение именно долговременного, а не краткосрочного и аморфного, компромиссапо иранской проблеме.
Разрыв отношений между МАГАТЭ и Ираном обозначил новый этап эволюционированияиранского кризиса. Решение Совета управляющих МАГАТЭ о передаче «ядерного»досье Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН может повлечь за собойзакрепление за Тегераном статуса «международного изгоя», прежде всего черезвведение экономических санкций, вопрос о которых будет рассмотрен в марте 2006года. Более того, заявление лидера республиканского большинства в СенатеКонгресса США Б.Фриста о решимости американской администрации использоватьсиловые механизмы воздействия на Иран следует расценивать в качественедвусмысленного намека на глубину и масштабность иранского кризиса, преждевсего в контексте дальнейшего выстраивания отношений между Вашингтоном иТегераном. Казахстан в складывающейся ситуации может столкнуться созначительными проблемами. Главную озабоченность вызывает тот факт, чтомеждународная изоляция Ирана и вероятное перерастание латентного иранскогокризиса в открытый конфликт в состоянии полностью дестабилизировать обстановкув стратегически важном для государства Каспийском регионе. Причем необходимопринимать во внимание, что масштабность потенциальных угроз не поддается,моделированию и будет зависеть от выбора доступных опций, как самим Ираном, таки международным сообществом, оставляя Казахстану роль не субъекта рассматриваемогопроцесса, а лишь наблюдателя. Более того, Казахстан невольно становится переддилеммой выбора приоритетов в данном вопросе: продолжать рассматривать Иран вкачестве регионального партнера, занимая «нейтральную» позицию, в том числе ипо «ядерному» вопросу, которая может вызвать негативную реакцию США и рядадругих государств, или начать постепенно подстраивать внешнеполитическуюактивность в данном направлении под изменяющиеся тенденции, которые обозначаютИран в качестве международного «изгоя». Оба варианта могут привести кдвойственным результатам. Стоит отметить, что углубление и интенсификацияиранского кризиса были запрограммированы изначально, в особенности послепроведения США и их союзниками афганской и иракской кампаний. Вашингтону объективноневыгодно дальнейшее сохранение Ирана в качестве сильного регионального актора,обладающего значительным воздействием на мировой энергетический рынок испособного активно сдерживать геополитические амбиции «глобального жандарма» наБлижнем и Среднем Востоке, в особенности после его закрепления в Афганистане иИраке. Более того, необходимо учитывать то обстоятельство, что США напрямуюпозиционируют усиление стабильности в упомянутых государствах от Ирана,учитывая его влияние, что наводит на размышления по последующим путям развитияситуации вокруг Ирана. Безусловно, углублению кризиса способствовала и резкаяриторика руководства Ирана во главе с М.Ахмадинеджадом в отношении США, Израиляи Запада в целом, подкрепленная ядерными амбициями, которая явилась своеобразнымобосновательным элементом инспирирования иранской «угрозы» в глобальноммасштабе и активизации антииранской кампании на международном уровне.
Однако по большей степени подробная риторика Тегерана была не более чемреакцией на комплексное давление Запада. Фактически из-за этого Иран сталрассматриваться в качестве нескрываемого и главного вызова для Запада и, преждевсего для США, в рамках «глобальной оси зла». Примечательно, что Иран началпозиционироваться не только в качестве ядерной угрозы, но и как один изосновных глобальных центров экстремисткой и террористической активности.Создается впечатление, что США акцентировано, разыгрывают карту нового«глобального врага», которая призвана достичь совсем других по сути целей,прежде всего, оправдать проявляющийся имперский внешнеполитический концепт иуменьшить внутренний гедонизм американского общества.
На настоящий момент со стороны США и некоторых других заинтересованных авторовобъективно просматривается своеобразный зондаж позиций международногосообщества, а также проведение скрытой кампании по постепенной подготовкиобщественного мнения, по вопросу если не о масштабной военной интервенции по«иракскому сценарию», то, как минимум, о возможности ограниченных«превентивных» военных операций в отношении Ирана и инспирирования выгодныхвнутриполитических процессов.
Объективно в процессах, наблюдаемых вокруг Ирана, просматриваетсяреализация элементов курса, направленного на силовое подчинение данногогосударства. Более того, в определенном смысле интервенционистские кампании вАфганистане и Ираке можно рассматривать в качестве целенаправленной предтечи,определяющей по сути более обширные имперские амбиции ряда международныхакторов в отношении Ирана. Фактически в настоящий момент Иран уже оказался вмеждународной изоляции, как минимум политической, которая в состоянии повлечь впоследствии использование силовых мер. Россия и Китай, которые ранее довольноактивно выступали с критикой международного, точнее американского, давления наИран, на настоящий момент объективно заняли более умеренные позиции, что былообусловлено, главным образом, выпадами Тегерана в адрес Израиля и отсутствиемвидимого прогресса в разрешении ядерного вопроса.
Однако, большой вопрос в том, пойдет ли Запад, понимая под даннымпонятием прежде всего США и Великобританию, на серьезные силовые действияпротив Ирана, несмотря на активное создание предпосылок. Как минимум на данныймомент он к этому не готов. Учитывая складывающиеся обстоятельства,развертывание полномасштабной военной кампании против Ирана фактическинеосуществимо. Западу крайне невыгодно возникновение еще одного очагамасштабной нестабильности с непосредственным задействованием его военных иматериальных ресурсов, и способного повлечь за собой усугубление «вьетнамскогосиндрома».
Ведь подобный шаг может вызвать не только прямые последствия, как-тоокончательная дестабилизация обстановки в Афганистане и Ираке, вовлечениеоккупационных сил в долговременные позиционные военные действия, стратегическоеистощение и последующее выдавливание, к примеру США, из региона, но косвенныерезультаты, варьирующиеся от потенциального крушения мирового энергетическогорынка вплоть до внутреннего недовольства и гражданских беспорядков вгосударствах, осуществляющих интервенцию. Причем необходимо учитывать, чтомасштабность потенциальных угроз не поддается, моделированию и будет зависетьот выбора доступных опций как самим Ираном, так и «международным сообществом».Хотя, принимая во внимание зачастую иррациональные подходы администрации США кпроцессу осуществления внешнеполитической стратегии, полностью отрицатьподобного варианта не стоит. Как следствие реальной единственной опцией для СШАи их союзников может стать реализация тактики умеренного сдерживания Ирана, втом числе в качестве своеобразного «переходного», ослабляющего, варианта,который может растянуться на относительно долгий период времени. В этой связивероятно введение экономических санкций, причем показательно в этой связи, чтоВашингтон готов ввести экономические санкции в обход возможного отрицательногорешения Совета Безопасности ООН, а также осуществление ограниченных по масштабуи краткосрочных «точечных» вооруженных действий. В то же время, подобныедействия вряд ли приведут к декларируемым результатам и, без сомнения, вызовутдальнейшую радикализацию иранского политического курса со всеми вытекающимипоследствиями.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ядерная энергетика – не только один из главных действующих факторовмирового энергетического рынка, но и один из важнейших действенных инструментовсохранения здоровья людей и окружающей природной среды. Понимание важности иактуальности поиска новых реакторных технологий побудило мировое сообщество корганизации двух близких по духу международных проектов: ИНПРО по инициативеРоссии и под эгидой МАГАТЭ и GIF-4 (Generation IV International Forum) поинициативе и при поддержке США. Это очень важное явление в истории планеты,когда государства объединяются не в военные союзы, не для экономической выгоды,а для решения глобальной проблемы – поиска перспективных энергоисточниковбудущего. Можно только надеяться, что сам факт такого сотрудничества сформируетновые отношения между государствами, учитывая его планетарные цели.
Историческая миссия ядерной энергетики, с которой она родилась 50 летназад, остаётся непреходяще судьбоносной благодаря:
энергоресурсному потенциалу, заключенному в ядерном топливе с егопрактически бесконечным технологическим оборотом;
энергоэкономическому потенциалу, обеспечивающему высокуюконкурентоспособность энергогенерирующего производства независимо от местарасположения;
энергоэкологическому потенциалу, реально освобождающему биосферу отпродуктов «огневой» энергетики и способному надежно и безопасносправиться с остаточной радиоактивностью ЯТЦ.
Россия является родиной мирного атома, мировым центром атомной науки иядерных технологий. В эти дни, отмечая 50-летие со дня пуска первой в мире АЭС,положившей начало атомной эре, страна воздаёт дань глубокого уважения творцамрукотворного источника энергии.
История развития технологий XX века дает уникальный материал для анализа.Задача специалистов атомщиков – практически реализовать неограниченныевозможности ЯЭ и ядерно-энергетических технологий, и, в частности, осилитьтакие задачи, как победа над бедностью и создание условий постоянной готовностипланеты к предупреждению астероидной и военной опасности. Это наше будущее иобъединяющая идея, которая может создать созидательный настрой, так необходимыйсегодня для населения планеты.
/>СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Гагаринский А.Ю., Игнатьев В.В., Пономарев-Степной Н.Н.,Субботин С.А., Цибульский В.Ф. Роль ядерной энергетики в структуре мировогоэнергетического производства XX1 в.– Атомная энергия,2005г., т. 99, вып.5, с.323-335.
2. Проблемы ядерных испытаний.
Владимир Дворкин. Ядерная политика членов «Ядерного клуба» //Бюллетень по атомной энергии, 2004. – №10 – с.71-80
3. Муратов О.Э. Подземные АЭС: эффективность и безопасность// Вопросы атомной науки и техники, сер.«Физика радиационных повреждений ирадиационное материаловедение», 2002, №6, с.19-28.
4. Муратов О.Э. Подземные АЭС на базе судостроительныхтехнологий – перспективный путь повышения эффективности и безопасности ядернойэнергетики // АНРИ, 2003, №4 (35), с.15-27.
5. Адамов Е.О., Габараев Б.А, Орлов В.В. Роль ядернойэнергетики в крупномасштабной энергетике России XXI века // Атомная энергия,2004, т.97, вып.2, с.83-91.
6. Иоффе Б.Л., Шведов О.В. Тяжеловодные реакторы и ядерныеустановки в СССР и России: прошлое, настоящее и будущее // Атомная энергия,1999, т. 86, вып. 4, с.310-321.
7. Шведов О.В., Волков Е.Б., Игумнов М.М. и др.Электроядерные системы – ядерные энергетические установки нового поколения //Атомная энергия, 2004, т.97, вып. 2, с.145-152.
8. Зродников А.В., Тошинский Г.И., Григорьев О.Г.и др.Модульный быстрый реактор малой мощности со свинцово висмутовым теплоносителемдля многоцелевого применения СВБР 75/100 // Атомная энергия, 2004, т. 97, вып.2, с. 91-96.
9. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977, с.7-16,46, 226.
10. Мещеряков В., Кошелев Ф. Перспективы развития ядернойэнергетики в Томской области // Бюлл. по атомной энергии, 2004, № 9, с.15-19.
11. Логачев В., Логачева Л., Матущенко А., Соколова Е. Былатом и солдатом, и рабочим // Бюлл. по атомной энергии, 2005, № 1, с 32-39; № 2с.58-63.
12. Адамский В., Клишин В., Смирнов Ю. Советская программаподземных ядерных взрывов в мирных целях: надежды и результаты // Бюлл. поатомной энергии, 2005, № 1, с.40-45.
13. Яроцкая Л. Малая энергетика: актуальность и необходимость// Бюлл. по атомной энергии, 2005, №2, с.12-18.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.