Методы управлениякачеством окружающей среды
Оглавление
Введение
1. Недостатки нормативно-правовогообеспечения
2. Экологическая сертификация,страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза
3. Методы управления качествомокружающей среды
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение В
Введение
Вопрос охраны окружающейсреды в последнее десятилетие остро стоит во всем мире. Не секрет, что именнопроизводственная деятельность по добыче нефти и газа остается постояннымисточником техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихсячрезвычайными ситуациями и загрязнением природной среды.[1]Можно много перечислять из-за чего мы губим нашу окружающую среду, но в первуюочередь нужно начинать с самого себя.
Всего в миренасчитывается свыше 1600 многосторонних глобальных и региональных международныхконвенций и свыше 3000 двусторонних договоров, полностью или частичнопосвященных охране окружающей среды и регулированию использования природныхресурсов.[2] Но этих конвенций идоговоров, если их будет даже больше еще в 10 раз не поможет защититьокружающую среду, требуется каждому человеку на планете Земля относиться ксреде, которая его окружает и дает хлеб, более тщательно и задумываться надвопросом: а что я делаю либо не делаю, чтобы наша окружающая среда стала лучше?
В данной работерассматриваются методы управления качеством окружающей среды, потому что можнодолго «переводить стрелки» друг на друга, указывая тем самым кто прав, а ктовиноват, но вопрос все же останется открытым: что делать? Что делать савариями, которые уже нанесли огромный ущерб природной среде, что делать свыбросами всевозможных заводов, что делать с отходами и др.?
Недостаткинормативно-правового обеспечения
Данную тему следуетначать рассматривать с нормативно-правового обеспечения, потому что беззаконов, регулирующих вопросы, касающиеся окружающей среды, невозможно будетрешать проблем и даже не знать в каком направлении двигаться, чтобы улучшитьнашу среду. Но в самих законах, содержатся минусы, которые негативно отражаютсяна решения вопросов.
При обсуждениипредставителями экологических служб методических подходов, реализуемых органамиисполнительной и законодательной власти России при подготовке проектовзаконодательных и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды,можно констатировать следующее. Вместо четких правил установления публичных нормативовна основе технических регламентов в настоящее время продолжает действоватьсистема индивидуального нормирования воздействия на окружающую среду,основанная на согласовании с различными надзорными органами (Роспотребнадзором,Ростехнадзором), когда принятие решений зависит в значительной мере отсубъективного мнения чиновника.
Такая система требует отприродопользователя постоянных согласований в надзорных органах своих действийна разных стадиях разработки, что приводит к затягиванию сроков разработкинормативов и не гарантирует успешного прохождения согласования, поскольку припроведении экспертизы и согласовании также доминирует субъективный фактор.[3]Учет экономических и экологических аспектов требует комплексного подхода кприродопользованию и охране окружающей среды. Для реализации этого подхода напрактике необходимо реформировать законодательную и нормативную системурегулирования природопользования. Нормативная правовая база регулированияохраны окружающей среды и природопользования характеризуется следующимиосновными недостатками:
●недостаточночеткое и обоснованное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов в сфереприродопользования и охраны окружающей среды;
●несовершенствосистемы платежей за загрязнение окружающей среды (включая механизм ихиндексации), других экономических и финансовых инструментов природопользования;
●недостаточночеткое разграничение функций и отсутствие должной координации между органами,осуществляющими контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
●отсутствие условийдля комплексного подхода к природопользованию;
●недостаточнаярегламентация целевого использования средств, предназначенных длявоспроизводства природных ресурсов;
●несовершенствосистемы информационного обеспечения государственного регулированияприродопользования;
●отсутствиедолжного законодательного закрепления форм участия общественных организаций играждан в контроле за использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов.
Экологическаясертификация, страхование, аудирование и государственная экологическаяэкспертиза
Экологическаясертификация. Система обязательной сертификации по экологическим требованиямвводится с целью обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства.По мере развития Системы в настоящий перечень могут быть включены другиеобъекты. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиямявляются:
● предприятия,производства (в том числе опытно-экспериментальные);
●продукция,использование которой может причинить вред окружающей среде;
● отходыпроизводства и потребления, обращение с ними;
● системыуправления охраной окружающей среды.
Экологическоестрахование. Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасностистраны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную средупроживания может стать экологическое страхование как механизм формированияденежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховыхвзносов для компенсации вероятных потерь и предотвращении загрязненияокружающей среды. Введение в действие экологического страхования в Россииявляется особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийногозагрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений вприродоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствийчрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 15 Закона Российской федерации«О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» от 21июля 1997г. №116-ФЗ вводится обязательное страхование ответственности запричинение вреда окружающей природной среде в случае аварии на опасныхпроизводственных объектах. Введение экологического страхования позволитвозместить по экспертным оценкам экономических институтов до 40% убытков,причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средствастраховых компаний, и, тем самым, снижая нагрузку на местный и федеральныйбюджеты. Образован Консультативный совет по экологическому страхованию изпредставителей Госкомэкологии России и экологических фондов, научных истраховых организаций, занимающихся вопросами экологического страхования, атакже представителей заинтересованных министерств и ведомств и финансовыхструктур. Основной задачей Совета является формирование правовой инормативно-методической базы для введения экологического страхования ипланирование эффективного использования резервов превентивных природоохранныхмероприятий, образующихся в страховых компаниях.[4]
Экологическоеаудирование. Работы по экологическому аудированию предусмотрены постановлениямиПравительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1416 «Олицензировании отдельных видов деятельности», от 26 февраля 1996г. №168«Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности вобласти охраны окружающей среды» и от 26 мая 1997г. №643 «Обутверждении Положения о Государственном комитете Российской федерации по охранеокружающей среды». В 1995г. Европейским союзом был принят пакет документовпо экологическому менеджменту и экологическому аудированию (стандарты серии ISO14000). В настоящее время эти стандарты представлены в качестве проектовстандартов Российской федерации.
Государственнаяэкологическая экспертиза. Принято постановление Правительства Российскойфедерации «Об утверждении Положения о государственной экологическойэкспертизе» от 22 сентября 1993 г. № 942. Введен в действие федеральныйзакон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, разработан план мероприятий по реализации данного закона, в соответствии с которымпринято постановление Правительства Российской федерации «Об утвержденииПоложения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»от 11 июля 1996 г. №698 и ряд др. Государственная экологическая экспертизаосуществляет предупредительный контроль а области охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательныхи нормативных требований по вопросам технологической безопасности,конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологическойдопустимости и экономической целесообразности реализации намечаемойдеятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации. Цельгосударственной экологической экспертизы — обеспечение принятия экологическиобоснованных хозяйственных и иных решений органами исполнительной власти,юридическими и физическими лицами. Опыт проведения экспертизы показывает, чтослабо прорабатываются вопросы оценки воздействия на окружающую среду и раздел«Охрана окружающей среды» ТЭО, без должного учета требованийрационального природопользования. Более 40% рассматриваемой системойгосударственной экологической экспертизы документации возвращается надоработку.[5]
Методы управлениякачеством окружающей среды
Источники загрязнения:
1) газообразные отходы(пары бензина, этилацетата, ацетона, этилового, бутилового спирта);
2) туманообразные воздушныемассы, содержащие мелкодисперсные частицы высококипящих растворителей и жидкихпластификаторов (сложные эфиры фосфорной, фталевой, себациновой кислот,диоктилфталат, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат);
3) жидкости (конденсатперечисленных выше растворителей и пластификаторов, насыщенный минеральнымисолями, дисперсиями полимеров и другими взвесями);
4) твердые частицы — пыльразличного состава (поверхностно-активные вещества, ускоряющие полимеризациюмономеров, наполнители, частицы кожи, полимеров и продуктов их распада).
Все эти отходы загрязняютокружающую среду. Поэтому весьма желательно их нейтрализовать или, что ещелучше, ввести в производственный цикл, для чего необходимо разработать принципымалоотходной и безотходной технологии.[6]
Проблемы развитиябезотходной технологии впервые были рассмотрены еще в 1976 г. на Международном симпозиуме стран — членов СЭВ. В Ногинском научном центре АН СССР состояласьПервая всесоюзная конференция по научно-техническим основам безотходногопроизводства, где были сформулированы четыре основных направления безотходнойтехнологии.
1. Создание бессточныхтехнологических систем различного назначения на базе существующих иперспективных методов очистки и повторно-последовательного использованиянормативно-очищенных стоков. Образующиеся при очистке стоков шламы обычно неутилизируются, а направляются на захоронение. Но места захоронения шламов такжене исключают негативного воздействия на окружающую среду.
2. Разработка и внедрениесистем переработки промышленных и бытовых отходов, которые рассматриваются приэтом как вторичные материальные ресурсы. Реализация таких систем на отдельныхстадиях технологических процессов приводит к созданию малоотходных производств,сопровождающихся переработкой всех видов отходов в продукты, пригодные кпотреблению.
На современном уровненаучно-технического развития еще нет возможности переработать все виды токсичныхотходов производства не только в продукты потребления, но и в продукты,инертные к окружающей среде. Поэтому возникает необходимость в создании новыхтехнологических процессов.
3. Разработкатехнологических процессов получения традиционных видов продукции принципиальноновыми методами, при которых достигается максимально возможный перенос веществаи энергии на готовую продукцию. Такие процессы должны иметь максимальнуюматериальную энергетическую, экологическую и экономическую эффективность. Инымисловами, речь идет о малоотходных процессах с минимизированными потерямивещества и энергии в окружающую среду.
Следует полагать, чтоэффективность использования вещества и энергии в таких процессах будет близка кэффективности их использования в естественных биохимических процессах исоставит 95-98%. По-видимому, именно этот уровень следует считать оптимальнымпри разработке экологически обоснованных технологических процессов.
4. Разработка и созданиетерриториально-промышленных комплексов (ТПК) с возможно более полной замкнутойструктурой материальных потоков и отходов производства внутри них. При такомрешении особенно возрастает роль разного рода предприятий, способных усваиватьотходы основного производства.
Почти все производствалегкой промышленности отличаются большими энергетическими потерями в системепроизводство-окружающее пространство, загрязняющими это пространство.[7]
Технологии не стоят наместе и позволяют использовать различные методы очистки, утилизации и др. напроизводстве, позволяет выбрать ценовой барьер, но вопрос в том, будут ли этоделать предприниматели? По просмотру данных фотографий (см. Приложение А) можносделать вывод, что применяют данные методы далеко не всегда.
Заключение
Ключом к решениюэкологических проблем является переход к экологически чистим технологиям.Поэтому способность к стимулированию технологической адаптации служит важнымкритерием оценки достоинств методов экологической политики.
Существуют законы,которые регулируют вопросы по охране окружающей среды, но многимпредпринимателям закон «не писан» и они его не боятся, но если человек разумныйи хочет, чтобы его дети и будущее поколение росли здоровыми то нужно помнить,что загрязнение окружающей среды – причина 40% смертей в мире! Уже эту цифрустоит бояться! Казалось как просто — простая бактерия способна очиститьокружающую среду от загрязнений, но загрязнили уже настолько сильно, чтоостались жить и развиваться только вредные бактерии и вирусы. Следуетпросмотреть фотографии (см. приложение В), и не допустить, чтобы в будущемтакое произошло с нашей планетой.
Библиографическийсписок
1. Голуб А.А., Струкова Е.Б.Экономика природопользования. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 188 с
2. Журнал «Менеджер-эколог выпуск №42009г. с.45
3. Журнал «Менеджер-эколог выпуск №42009г. с.10
4. Журнал «Экология производства»выпуск №4 2009г. с.16
5. Конституция Российской Федерации
6. Цаценко Л.В., Малюга Н.Г.Чувствительность различных тестов на загрязнение воды тяжелыми металлами ипестицидами с использованием ряски малой Lemma minor L. // Экология. — 1998. — № 5. — С. 407. 15