РЕФЕРАТ
на тему: Лицензирование природопользования, деятельности в области охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности
по предмету «Управление природопользованием»
Лицензирование природопользования включаетлицензирование изъятия природных ресурсов, порядок которого определяетсяфедеральными законами и принимаемыми в соответствие с ними постановлениямиПравительства Российской Федерации и другими нормативными актами. В решении этойзадачи основным правовым инструментом становится лицензионный (разрешительный)порядок приобретения прав природопользования, закрепленный законодательно. Особенность использованиялицензионного механизма в рассматриваемой области на современном этапе — еготесное сочетание с договорными формами.
Несмотряна последовательное внедрение договорных начал в отношения по использованиюприродно-ресурсного потенциала России, административно-правовой методрегулирования сохраняет здесь господствующее положение. Природно-ресурснаялицензия как акт государственного органа отраслевого управления (Роскомвода,Роскомнедр, Минприроды, Роскомрыболовства, Рослесхоза, и их территориальныхподразделений) разрешает субъекту хозяйственной деятельности пользоватьсяприродным объектом в определенных границах в соответствии с указанной целью втечение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий.Сегодня известно около 40 видов разрешительных документов в сфереиспользования природных богатств страны. Ввиду специфичности видовприродопользования, в котором они применяются, указанные разрешения крайнеразнообразны не только по своему содержанию и форме, но зачастую и понаименованию. Так, разрешительные документы в лесопользовании, удостоверяющиеправа их владельцев на краткосрочное пользование участком лесного фонда илилесными ресурсами, традиционно именуются лесорубочными билетами (ордерами) илесными билетами.
Анализзаконодательства позволяет классифицировать природно-ресурсные лицензии поразличным основаниям. В зависимости от срока действия их можно разделить на разовые,краткосрочные и долгосрочные.
Лицензированиеизъятия природных ресурсов включает выдачу лицензий на пользование водными объектами,недрами, на комплексное природопользование. По объему предоставляемых правомочийразличают отдельные и совмещенныелицензии. Выдача последнихпроизводится при пользовании недрами, когда по одному документу лицензиатуразрешается осуществлять в границах горного отвода несколько видов деятельности(например, поиск, разведку и добычу полезных ископаемых).
Отсовмещенных лицензий следует отличать лицензии на комплексноеприродопользование, предусмотренные ст. 18 Закона РСФСР «Об охранеокружающей природной среды». Они выдаются органами Минприроды и позволяютодновременно использовать разные виды природных ресурсов. Получение единойлицензии удобно для пользователей, например для горнодобывающих предприятий,так как при промышленном освоении участков недр им необходимы водные и другиересурсы.
Наконец,нельзя не выделить и такой новый вид природно-ресурсной лицензии, как распорядительная,нашедшей свое закрепление в законодательстве о водных и животных ресурсах.В соответствии с принципом неотчуждаемости природных объектов, основанных наисключительном праве государственной собственности, права пользования ими немогут свободно уступаться владельцем лицензий другим лицам. Согласно ч. 3 ст.22 нового Водного кодекса, такой переход в сфере водопользования допускаетсяна основании указанного специального разрешения, выдаваемого органом управленияводным фондом. В данном случае речь идет о распоряжении правами пользования, ане самим природным объектом.
Схожуюфункцию выполняет распорядительная лицензия в области использования животногомира, разрешая указанным в ней лицам передавать права пользования редкимидикими животными, содержащимися в неволе, в природоохранных и научно-просветительскихцелях. Данный вид лицензии выдается Минприроды на основании ст. 24 Федеральноюзакона «О животном мире» в порядке, установленном постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 156.
Пользование водными объектами.Водным кодексомустановлено, что правапользования водными объектами приобретаются на основании лицензии наводопользование и заключаемого в соответствии с ней договора пользованияводными объектами. Основные положения о лицензировании водопользованиясодержатся в гл. 5 (ст. 48-53) Водного кодекса РФ. Постановлением Правительстваот 3 апреля 1997 г. № 383 утверждены «Правила предоставления в пользованиеводных объектов, находящихся в государственной собственности, установления ипересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование ираспорядительной лицензии».
Получениялицензии на водопользование не требуется:
- при общем водопользовании;
- при использовании водных объектов дляплавания на маломерных судах;
- при разовых посадках (взлетах)воздушных судов;
- при водопользовании для пожарныхнужд;
- при заборе воды из одиночных скважини колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками ипользователями земельных участков, при использовании первого от поверхностиводоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и неможет быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;
- при пользовании обособленными воднымиобъектами.
Пользованиетакими объектами осуществляется на основании гражданского и земельногозаконодательства Российской Федерации.
Пользование недрами.Согласно Закону«О недрах» (ст. 11), предоставлениенедр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виделицензии, которая удостоверяет право ее владельца на пользование участком недрв определенных границах в соответствии с указанной целью в течениеустановленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Положение опорядке лицензирования пользования недрами утверждено ПостановлениемВерховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №3314-1.
Комплексное природопользование.В периодперехода экономики Россиик рыночным отношениям необходимо использовать все возможности экономическогомеханизма охраны окружающей природной среды. Одно из наиболее перспективныхнаправлений — заключение договора на комплексное природопользование между администрациейсубъекта Федерации и природопользователем в соответствии с Законом «Об охранеокружающей природной среды» (ст. 18). Договор закрепляет права и обязанностиприродопользователя на использование природных ресурсов (земля, поверхностные иподземные воды), условия воздействия на окружающую природную среду, размерыплатежей за использование природных ресурсов, ответственность сторон. Черездоговор на комплексное природопользование администрация субъекта Федерации,используя экономические рычаги платы за природные ресурсы (земля,поверхностные воды, недра) и за загрязнение окружающей природной среды,проводит обоснованную экологическую политику по отношению к предприятиям.
Основаниемдля заключения договора на комплексное природопользование служит выдаваемаятерриториальными органами Минприроды России лицензия на комплексноеприродопользование, которая устанавливает экологические требования,ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязненияокружающей природной среды, условия природопользования на предприятии. ПриказомМинприроды России от 23 декабря 1993 г. № 273 утверждено «Временное положение опорядке выдачи лицензий на комплексное природопользование».
Лицензирование деятельности в области охраны окружающейсредыи обеспечения экологическойбезопасности. В сентябре 1998 г. был принят Федеральный закон «Олицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий отношения,возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видовдеятельности. К лицензируемым относятся виды деятельности, которые могут повлечьза собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности издоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых неможет осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Действие этогозакона не распространяется на деятельность по охране окружающей среды идеятельность, связанную с использованием природных ресурсов.
Федеральныеорганы государственной власти, выполняющие лицензирование, определяютсяПрезидентом и Правительством Российской Федерации в соответствии с ихполномочиями, а также федеральными законами. Органы государственной властисубъектов Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в порядке,установленном законодательством субъектов Федерации.
Федеральныеорганы исполнительной власти выдают лицензии на следующие отдельные видыдеятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологическойбезопасности:
•Деятельность в области охраны окружающей среды. Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168, принятым в соответствии сПостановлением № 1418, утверждено «Положение о лицензировании отдельных видовдеятельности в области охраны окружающей среды», которое определяет порядок выдачилицензий:
- на утилизацию, складирование,перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов,материалов, веществ (кроме радиоактивных);
- на проведение экологическойпаспортизации, сертификации, экологического аудирования;
- на осуществление видов деятельности,связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Порядокпроведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в областиохраны окружающей среды утвержден приказом Минприроды России от 18 июня 1996г. № 282.
• Ввоз ивывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Порядок ввоза вРоссийскую Федерацию и вывоза из нее озоноразрушающих веществ и содержащей ихпродукции распространяется на все субъекты хозяйственной деятельности,зарегистрированные на территории Российской Федерации, независимо от формсобственности, ведомственной принадлежности и места регистрации и определяется«Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РоссийскойФедерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции».
Лицензиина ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерацииозоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств и вгосударства, являющиеся сторонами Монреальского протокола по веществам,разрушающим озоновый слой, за исключением их транзитных перевозок черезРоссийскую Федерацию, выдаются Министерством внешних экономических связей РоссийскойФедерации на основании решения Минприроды России о возможности осуществленияввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающихвеществ и содержащей их продукции.
• Деятельность, связанная с источникамиионизирующего излучения. Регламентируется Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 11 июня 1996 г. № 688 «Об утверждении Положения о лицензированиипроизводства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств,Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных идератизационных работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной систочниками ионизирующего излучения (генерирующими)».
• Деятельность в областигидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Федеральная служба России погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды выдает лицензии на осуществлениеследующих видов деятельности:
- гидрометеорологическая экспертизапроектов на строительство и освоение территорий;
- проведение работ по активномувоздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
- гидрометеорологические,океанографические, гелиогеофизические работы и работы в области мониторингазагрязнения окружающей природной среды.
Порядоквыдачи лицензий установлен «Положением о лицензировании отдельных видовдеятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды»,утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа1995 г. № 787.
• Деятельностьпо исследованию и использованию космического
пространства и по предоставлению космических услуг. Лицензирование всех видовданной деятельности в Российской Федерации осуществляется Российскимкосмическим агентством (РКА). Лицензии выдаются на определенный срокпредприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности иведомственной принадлежности, осуществляющим:
- всевиды деятельности по исследованию и использованию космического пространства,включая создание, производство, эксплуатацию, ремонт и модернизациюракетно-космической техники, использование наземной инфраструктуры дляобеспечения ее функционирования (полигоны, командно-измерительный комплекс,стендовая база и т. п.);
- космические услуги, аренду, продажу,покупку или иное отчуждение ракетно-космической техники, космическойинфраструктуры, информации с космических аппаратов и дооснащение космическихаппаратов дополнительной целевой аппаратурой в соответствии с заключеннымиконтрактами;
- индустриальную деятельность вкосмическом пространстве;
- другие виды деятельности поисследованию и использованию космического пространства и по предоставлениюкосмических услуг.
Лицензированиюне подлежат научные работы по исследованию и использованию космическогопространства и по предоставлению космических услуг и поисковые проектныеразработки, не требующие для этих целей запуска или нахождения на орбитекосмических аппаратов и проведения наземных испытаний повышенной опасности(огневых, бросковых и т. п.);
Предприятия,учреждения, организации, предприниматели и граждане (в дальнейшем — заявители)получают лицензии на основании заключаемых с РКА договоров, в которыхопределяются условия выдачи и использования лицензии, вид лицензируемойдеятельности и другие условия. Отказ в выдаче лицензии производится в тех случаях,если:
- у заявителя отсутствуеторганизационная структура, обеспечивающая выполнение заявляемой лицензируемойдеятельности;
- не обеспечивается соблюдение законныхинтересов потребителей;
- производственная и эксплуатационнаябаза, используемая заявителем, не отвечает необходимым техническим иэкологическим требованиям;
- в результате реализации заявляемоговида деятельности по исследованию и использованию космического пространства ипо предоставлению космических услуг могут быть нарушены условия международныхдоговоров и соглашений Российской Федерации;
- заявляемая лицензируемая деятельностьпротиворечит законодательству Российской Федерации;
- заявляемая деятельность поисследованию и использованию космического пространства и по предоставлениюкосмических услуг может нанести технический, экономический или военный ущербРоссийской Федерации;
— заявителем нарушаются требования антимонопольного законодательства.
Контроль за соблюдением условий, оговоренных впредоставленныхлицензиях, осуществляется РКА.
Правовое значение природно-ресурсных лицензий состоит втом, чтоони служат основаниями возникновения, изменения и прекращенияправоотношений между государством в лице его уполномоченных органови субъектами хозяйственной деятельности по поводу использованияприродных объектов. При их долгосрочном использовании, связанном спредпринимательской деятельностью лицензиата, специальные разрешениядополняются договорным регулированием. Заключаемые при этом договорыносят вспомогательный характер, а их содержание сводится к детализации условийвыдачи разрешений. Изменение лицензионных условий влечет внесение поправок вдоговор, аннулирование лицензии — безусловное расторжение договора.
Первым значительным шагом к отказу от господствалицензионной формы в природопользовании стало принятие Федерального закона «Осоглашениях о разделе продукции». Им установлены основы инвестиционногопроцесса в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья и закрепленаосновная роль договора в его регламентации. Сторонами соглашений о разделепродукции должны выступать Российская Федерация в лице уполномоченных органови субъекты предпринимательской деятельности. Для соблюдения формального соответствияранее принятым законодательным актам о недропользовании закон предусматриваетнаряду с заключением указанных соглашений выдачу инвесторам лицензий направо пользования участком недр, сводя их, однако, к вторичным удостоверяющимдокументам. Он, в частности, прямо предусматривает, что лицензия выдается на основаниисоглашения в течение 30 дней с даты его подписания и отказ в ее выдачене допускается (ст. 2, 4 и 5). При этом период действия лицензиизависит от продолжительности срока соглашения.
Сегодня развитие договорных начал необходимо преждевсего в области долгосрочного предпринимательского использования ресурсов. При этомотборочная функция лицензии — проверка предприятий на предмет соответствияопределенным требованиям — вполне может выполняться в рамках проведенияконкурсов и аукционов на право заключения соответствующих договоров. Однакоговорить о господстве договорной формы можно будет только после широкого вовлеченияприродных объектов в гражданский оборот.
Вместе с договорной формой существует рыночный механизм продажи прав на изменение окружающейсреды. Эти права могут продаватьсяпредприятиям и государственным органам другим предприятием. Документом, закрепляющим получение прав,является лицензия.
Использование экологической лицензии позволяетотказаться от налогов и перевести систему государственного регулирования в систему рыночногоуправления. Рынок экологических лицензий, определяя их цены, управляетинтересами предприятий по инвестиции и составу продукции. Концепциюэкологических лицензий с начала 70-х годов XX в.разрабатывает и совершенствует Агентство по охране окружающей среды США.
К основным составляющим механизмов экологического лицензирования относятся:
- политика«облака», которая позволяет экологическим органам оценитьэкологическое влияние фирмы только в целом, а внутри себя фирмасвободно распределяет выбросы между источниками;
- политикакомпенсаций, которая определяет правила экономического роста в регионах, т.е.новая фирма, желающая открыть новые предприятия, должна выкупить право наэмиссию каждого из загрязняющих веществ у других фирм этого региона, при этомпродавцы должнысократить выбросы;
- выпускбанковских обязательств, которые предусматривают возможность накопления лицензийна выбросы, т.е. если фирма опустила свои выбросы ниже уровня, предусмотренногостандартом, то на разницу она получает аккредитив, который может положить в специальный банк,что облегчает поиск продавцов потенциальным покупателям лицензий.
В основе решения, принимаемого предприятием-покупателемэкологической лицензии, лежат два условия: экологическая допустимость и экономическая возможность.
Торговляэкологическими лицензиями является действенным инструментом поощренияпредприятий, ведущих природоохранную деятельность.
Список литературы
1. Голуб А.А.,Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М. Наука,1993.
2. Кондратьев К.Я.,Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология-экономика-политика. СПб:Научный Центр РАН, 1996.
3. Инженернаяэкология и экологический менеджмент/ М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П.Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. _ М.: Логос, 2002.