Реферат по предмету "Экология"


лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

РЕФЕРАТ
на тему: Лицензирование природопользования, деятельности в области охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности
по предмету «Управление природопользованием»

Лицензирование природопользования включаетлицензирование изъятия природных ресурсов, порядок которого определяетсяфеде­ральными законами и принимаемыми в соответствие с ними поста­новлениямиПравительства Российской Федерации и другими нор­мативными актами. В решении этойзадачи основным правовым инструментом становится лицензионный (разрешительный)порядок приобретения прав природопользования, закрепленный законодательно. Особенность использованиялицензионного механизма в рассматриваемой области на современном этапе — еготесное сочета­ние с договорными формами.
Несмотряна последовательное внедрение договорных начал в отношения по использованиюприродно-ресурсного потенциала России, административно-правовой методрегулирования сохраняет здесь господствующее положение. Природно-ресурснаялицензия как акт государственного органа отраслевого управления (Роскомвода,Роскомнедр, Минприроды, Роскомрыболовства, Рослесхоза, и их территориальныхподразделений) разрешает субъекту хозяйственной деятельности пользоватьсяприродным объектом в определенных границах в соответствии с указанной целью втечение установлен­ного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий.Сего­дня известно около 40 видов разрешительных документов в сфереиспользования природных богатств страны. Ввиду специфичности видовприродопользования, в котором они применяются, указанные разрешения крайнеразнообразны не только по своему содержанию и форме, но зачастую и понаименованию. Так, разрешительные доку­менты в лесопользовании, удостоверяющиеправа их владельцев на краткосрочное пользование участком лесного фонда илилесными ресурсами, традиционно именуются лесорубочными билетами (орде­рами) илесными билетами.
Анализзаконодательства позволяет классифицировать природно-ресурсные лицензии поразличным основаниям. В зависимости от срока действия их можно разделить на разовые,краткосрочные и дол­госрочные.
Лицензированиеизъятия природных ресурсов включает выдачу лицензий на пользование водными объектами,недрами, на ком­плексное природопользование. По объему предоставляемых право­мочийразличают отдельные и совмещенныелицензии. Выдача по­следнихпроизводится при пользовании недрами, когда по одному документу лицензиатуразрешается осуществлять в границах горного отвода несколько видов деятельности(например, поиск, разведку и добычу полезных ископаемых).
Отсовмещенных лицензий следует отличать лицензии на ком­плексноеприродопользование, предусмотренные ст. 18 Закона РСФСР «Об охранеокружающей природной среды». Они выдаются органами Минприроды и позволяютодновременно использовать разные виды природных ресурсов. Получение единойлицензии удобно для поль­зователей, например для горнодобывающих предприятий,так как при промышленном освоении участков недр им необходимы водные и другиересурсы.
Наконец,нельзя не выделить и такой новый вид природно-ресурсной лицензии, как распорядительная,нашедшей свое закреп­ление в законодательстве о водных и животных ресурсах.В соответ­ствии с принципом неотчуждаемости природных объектов, основан­ных наисключительном праве государственной собственности, права пользования ими немогут свободно уступаться владельцем лицензий другим лицам. Согласно ч. 3 ст.22 нового Водного кодекса, такой пе­реход в сфере водопользования допускаетсяна основании указанного специального разрешения, выдаваемого органом управленияводным фондом. В данном случае речь идет о распоряжении правами пользо­вания, ане самим природным объектом.
Схожуюфункцию выполняет распорядительная лицензия в об­ласти использования животногомира, разрешая указанным в ней лицам передавать права пользования редкимидикими животными, содержащимися в неволе, в природоохранных и научно-просве­тительскихцелях. Данный вид лицензии выдается Минприроды на основании ст. 24 Федеральноюзакона «О животном мире» в порядке, установленном постановлением ПравительстваРоссийской Федера­ции от 19 февраля 1996 г. № 156.
Пользование водными объектами.Водным кодексомустановлено, что правапользования водными объектами приобретаются на осно­вании лицензии наводопользование и заключаемого в соответствии с ней договора пользованияводными объектами. Основные положе­ния о лицензировании водопользованиясодержатся в гл. 5 (ст. 48-53) Водного кодекса РФ. Постановлением Правительстваот 3 апреля 1997 г. № 383 утверждены «Правила предоставления в пользованиеводных объектов, находящихся в государственной собственности, ус­тановления ипересмотра лимитов водопользования, выдачи лицен­зии на водопользование ираспорядительной лицензии».
Получениялицензии на водопользование не требуется:
-   при общем водопользовании;
-   при использовании водных объектов дляплавания на мало­мерных судах;
-   при разовых посадках (взлетах)воздушных судов;
-   при водопользовании для пожарныхнужд;
-   при заборе воды из одиночных скважини колодцев с примене­нием бытовых насосов, обустроенных собственниками ипользовате­лями земельных участков, при использовании первого от поверхно­стиводоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и неможет быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;
-   при пользовании обособленными воднымиобъектами.
Пользованиетакими объектами осуществляется на основании гражданского и земельногозаконодательства Российской Федера­ции.
Пользование недрами.Согласно Закону«О недрах» (ст. 11), пре­доставлениенедр в пользование оформляется специальным государ­ственным разрешением в виделицензии, которая удостоверяет право ее владельца на пользование участком недрв определенных границах в соответствии с указанной целью в течениеустановленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Положение опо­рядке лицензирования пользования недрами утверждено ПостановлениемВерховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №3314-1.
Комплексное природопользование.В периодперехода экономики Россиик рыночным отношениям необходимо использовать все воз­можности экономическогомеханизма охраны окружающей при­родной среды. Одно из наиболее перспективныхнаправлений — за­ключение договора на комплексное природопользование между ад­министрациейсубъекта Федерации и природопользователем в соответствии с Законом «Об охранеокружающей природной среды» (ст. 18). Договор закрепляет права и обязанностиприродопользователя на использование природных ресурсов (земля, поверхностные иподземные воды), условия воздействия на окружающую природную среду, размерыплатежей за использование природных ресурсов, от­ветственность сторон. Черездоговор на комплексное природополь­зование администрация субъекта Федерации,используя экономиче­ские рычаги платы за природные ресурсы (земля,поверхностные во­ды, недра) и за загрязнение окружающей природной среды,проводит обоснованную экологическую политику по отношению к предпри­ятиям.
Основаниемдля заключения договора на комплексное природо­пользование служит выдаваемаятерриториальными органами Мин­природы России лицензия на комплексноеприродопользование, ко­торая устанавливает экологические требования,ограничения, пре­дельные объемы использования природных ресурсов и загрязненияокружающей природной среды, условия природопользования на предприятии. ПриказомМинприроды России от 23 декабря 1993 г. № 273 утверждено «Временное положение опорядке выдачи лицен­зий на комплексное природопользование».
Лицензирование деятельности в области охраны окружающейсре­дыи обеспечения экологическойбезопасности. В сентябре 1998 г. был принят Федеральный закон «Олицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий отношения,возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видовдеятельности. К лицензируемым относятся виды деятельности, которые могут повлечьза собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нрав­ственности издоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых неможет осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Действие этогозакона не распростра­няется на деятельность по охране окружающей среды идеятельность, связанную с использованием природных ресурсов.
Федеральныеорганы государственной власти, выполняющие ли­цензирование, определяютсяПрезидентом и Правительством Рос­сийской Федерации в соответствии с ихполномочиями, а также фе­деральными законами. Органы государственной властисубъектов Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в по­рядке,установленном законодательством субъектов Федерации.
Федеральныеорганы исполнительной власти выдают лицензии на следующие отдельные видыдеятельности в области охраны окру­жающей среды и обеспечения экологическойбезопасности:
•Деятельность в области охраны окружающей среды. Постанов­лением ПравительстваРоссийской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168, принятым в соответствии сПостановлением № 1418, утвер­ждено «Положение о лицензировании отдельных видовдеятельности в области охраны окружающей среды», которое определяет порядок выдачилицензий:
-   на утилизацию, складирование,перемещение, размещение, за­хоронение, уничтожение промышленных и иных отходов,материа­лов, веществ (кроме радиоактивных);
-   на проведение экологическойпаспортизации, сертификации, экологического аудирования;
-   на осуществление видов деятельности,связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Порядокпроведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в областиохраны окружающей среды утвержден прика­зом Минприроды России от 18 июня 1996г. № 282.
• Ввоз ивывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Порядок ввоза вРоссийскую Федерацию и вывоза из нее озоноразрушающих веществ и содержащей ихпродукции распро­страняется на все субъекты хозяйственной деятельности,зарегистри­рованные на территории Российской Федерации, независимо от формсобственности, ведомственной принадлежности и места реги­страции и определяется«Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РоссийскойФедерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции».
Лицензиина ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Россий­ской Федерацииозоноразрушающих веществ и содержащей их про­дукции из государств и вгосударства, являющиеся сторонами Мон­реальского протокола по веществам,разрушающим озоновый слой, за исключением их транзитных перевозок черезРоссийскую Федера­цию, выдаются Министерством внешних экономических связей Рос­сийскойФедерации на основании решения Минприроды России о возможности осуществленияввоза в Российскую Федерацию и выво­за из Российской Федерации озоноразрушающихвеществ и содер­жащей их продукции.
• Деятельность, связанная с источникамиионизирующего излу­чения. Регламентируется Постановлением Правительства Россий­скойФедерации от 11 июня 1996 г. № 688 «Об утверждении Положе­ния о лицензированиипроизводства дезинфекционных, дезинсекци­онных и дератизационных средств,Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных идератизационных работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной систочниками ионизирующего излучения (генерирующими)».
• Деятельность в областигидрометеорологии и мониторинга ок­ружающей среды. Федеральная служба России погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды выдает лицензии на осуществле­ниеследующих видов деятельности:
-   гидрометеорологическая экспертизапроектов на строительство и освоение территорий;
-   проведение работ по активномувоздействию на гидрометеоро­логические и геофизические процессы и явления;
-   гидрометеорологические,океанографические, гелиогеофизические работы и работы в области мониторингазагрязнения окру­жающей природной среды.
Порядоквыдачи лицензий установлен «Положением о лицензи­ровании отдельных видовдеятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды»,утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа1995 г. № 787.
•        Деятельностьпо исследованию и использованию космического
пространства и по предоставлению космических услуг. Лицензиро­вание всех видовданной деятельности в Российской Федерации осуществляется Российскимкосмическим агентством (РКА). Лицен­зии выдаются на определенный срокпредприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности иведомственной принадлежности, осуществляющим:
-        всевиды деятельности по исследованию и использованию космического пространства,включая создание, производство, эксплуатацию, ремонт и модернизациюракетно-космической техники, использование наземной инфраструктуры дляобеспечения ее функ­ционирования (полигоны, командно-измерительный комплекс,стендовая база и т. п.);
-   космические услуги, аренду, продажу,покупку или иное отчу­ждение ракетно-космической техники, космическойинфраструкту­ры, информации с космических аппаратов и дооснащение космиче­скихаппаратов дополнительной целевой аппаратурой в соответствии с заключеннымиконтрактами;
-   индустриальную деятельность вкосмическом пространстве;
-   другие виды деятельности поисследованию и использованию космического пространства и по предоставлениюкосмических услуг.
Лицензированиюне подлежат научные работы по исследованию и использованию космическогопространства и по предоставлению космических услуг и поисковые проектныеразработки, не требую­щие для этих целей запуска или нахождения на орбитекосмических аппаратов и проведения наземных испытаний повышенной опасно­сти(огневых, бросковых и т. п.);
Предприятия,учреждения, организации, предприниматели и граждане (в дальнейшем — заявители)получают лицензии на основа­нии заключаемых с РКА договоров, в которыхопределяются условия выдачи и использования лицензии, вид лицензируемойдеятельности и другие условия. Отказ в выдаче лицензии производится в тех случа­ях,если:
-   у заявителя отсутствуеторганизационная структура, обеспечи­вающая выполнение заявляемой лицензируемойдеятельности;
-   не обеспечивается соблюдение законныхинтересов потреби­телей;
-   производственная и эксплуатационнаябаза, используемая зая­вителем, не отвечает необходимым техническим иэкологическим требованиям;
-   в результате реализации заявляемоговида деятельности по ис­следованию и использованию космического пространства ипо пре­доставлению космических услуг могут быть нарушены условия меж­дународныхдоговоров и соглашений Российской Федерации;
-   заявляемая лицензируемая деятельностьпротиворечит законо­дательству Российской Федерации;
-   заявляемая деятельность поисследованию и использованию космического пространства и по предоставлениюкосмических услуг может нанести технический, экономический или военный ущербРоссийской Федерации;
— заявителем нарушаются требования антимонопольного зако­нодательства.
Контроль за соблюдением условий, оговоренных впредоставлен­ныхлицензиях, осуществляется РКА.
Правовое значение природно-ресурсных лицензий состоит втом, чтоони служат основаниями возникновения, изменения и прекра­щенияправоотношений между государством в лице его уполномо­ченных органови субъектами хозяйственной деятельности по поводу использованияприродных объектов. При их долгосрочном исполь­зовании, связанном спредпринимательской деятельностью лицен­зиата, специальные разрешениядополняются договорным регулиро­ванием. Заключаемые при этом договорыносят вспомогательный ха­рактер, а их содержание сводится к детализации условийвыдачи разрешений. Изменение лицензионных условий влечет внесение по­правок вдоговор, аннулирование лицензии — безусловное расторже­ние договора.
Первым значительным шагом к отказу от господствалицензион­ной формы в природопользовании стало принятие Федерального за­кона «Осоглашениях о разделе продукции». Им установлены основы инвестиционногопроцесса в сфере поиска, разведки и добычи мине­рального сырья и закрепленаосновная роль договора в его регламен­тации. Сторонами соглашений о разделепродукции должны выступать Российская Федерация в лице уполномоченных органови субъекты предпринимательской деятельности. Для соблюдения формального соответствияранее принятым законодательным актам о недропользо­вании закон предусматриваетнаряду с заключением указанных согла­шений выдачу инвесторам лицензий направо пользования участком недр, сводя их, однако, к вторичным удостоверяющимдокументам. Он, в частности, прямо предусматривает, что лицензия выдается на основаниисоглашения в течение 30 дней с даты его подписания и от­каз в ее выдачене допускается (ст. 2, 4 и 5). При этом период действия лицензиизависит от продолжительности срока соглашения.
Сегодня развитие договорных начал необходимо преждевсего в области долгосрочного предпринимательского использования ресур­сов. При этомотборочная функция лицензии — проверка предпри­ятий на предмет соответствияопределенным требованиям — вполне может выполняться в рамках проведенияконкурсов и аукционов на право заключения соответствующих договоров. Однакоговорить о господстве договорной формы можно будет только после широкого вовлеченияприродных объектов в гражданский оборот.
Вместе с договорной формой существует рыночный механизм продажи прав на изменение окружающейсреды. Эти права могут продаватьсяпредприятиям и государственным органам другим пред­приятием. Документом, закрепляющим получение прав,является лицензия.
Использование экологической лицензии позволяетотказаться от налогов и перевести систему государственного регулирования в сис­тему рыночногоуправления. Рынок экологических лицензий, опре­деляя их цены, управляетинтересами предприятий по инвестиции и составу продукции. Концепциюэкологических лицензий с начала 70-х годов XX в.разрабатывает и совершенствует Агентство по охране окружающей среды США.
К основным составляющим механизмов экологического лицен­зирования относятся:
-   политика«облака», которая позволяет экологическим органам оценитьэкологическое влияние фирмы только в целом, а внутри се­бя фирмасвободно распределяет выбросы между источниками;
-   политикакомпенсаций, которая определяет правила экономи­ческого роста в регионах, т.е.новая фирма, желающая открыть новые предприятия, должна выкупить право наэмиссию каждого из загряз­няющих веществ у других фирм этого региона, при этомпродавцы должнысократить выбросы;
-   выпускбанковских обязательств, которые предусматривают возможность накопления лицензийна выбросы, т.е. если фирма опустила свои выбросы ниже уровня, предусмотренногостандартом, то на разницу она получает аккредитив, который может положить в специальный банк,что облегчает поиск продавцов потенциальным покупателям лицензий.
В основе решения, принимаемого предприятием-покупателемэкологической лицензии, лежат два условия: экологическая допус­тимость и экономическая возможность.
Торговляэкологическими лицензиями является действенным инструментом поощренияпредприятий, ведущих природоохранную деятельность.

Список литературы
1.        Голуб А.А.,Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М. Наука,1993.
2.        Кондратьев К.Я.,Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология-экономика-политика. СПб:Научный Центр РАН, 1996.
3.        Инженернаяэкология и экологический менеджмент/ М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П.Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. _ М.: Логос, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.