Реферат по предмету "Экология"


Красная книга. Закон об особо охраняемых территориях.

Министерствообразования РФ
Российскийгосударственный экономический университет
(РИНХ)
Реферат на тему:
Закон об особо охраняемых территориях.
Красная книга.
Выполнила студентка
Группы №416
Суслова А.И.
Научный руководитель
Хван Т.А.
г. Ростов-на-Дону2003 год.
План:
1.   Введение
2.   Создание и ведение Красных книг
3.   Красная книга Международного СоюзаОхраны Природы
4.   Красные книги СССР и СНГ
5.   Красные книги РСФСР и РоссийскойФедерации
6.   Региональные Красные книги вРоссии
7.   Красные книги СССР и стран СНГ(союзных республик)
8.   Особо охраняемые природныетерритории
9.   Заключение
10.  Используемая литература
 ВВЕДЕНИЕ
Человек издавнаоказывал влияние на природу, воздействуя как на отдельные виды растений иживотных, так и на сообщества в целом. Но лишь в текущем столетии ростнаселения, а главным образом качественный скачок в развитии науки и техникипривели к тому, что антропогенные воздействия по своему значению для биосферывышли на один уровень с естественными факторами планетарного масштаба.Преобразование ландшафтов в города и иные поселения человека, всельскохозяйственные угодья и промышленные комплексы охватило уже более 20%территории суши. Расход кислорода в промышленности и транспорте составляет вмасштабе всей биосферы порядка 10% планетарной продукции фотосинтеза; внекоторых странах техногенное потребление кислорода превышает его производстворастениями. В наши дни воздействие человека на природные системы становитсянаправляющей силой дальнейшей эволюции экосистем.
Наибольшее значение имеетвлияние человека на возобновимые ресурсы (относящиеся к исчерпаемым). К этойгруппе относятся все формы живого и биокосного вещества: почвы, растительность,животный мир, микроорганизмы и т.д. Совокупность возобновимых ресурсов — не чтоиное, как глобальная экосистема Земли (или генофонд); она существует на основефундаментальных закономерностей экологии. Для того, чтобы эксплуатациябиологических ресурсов была разумной и способствовала действительному прогрессусоциальной, культурной и научно-технической жизни человечества, нужно четкопредставлять себе механизмы влияния различных сторон деятельности человека наприродные системы, знать закономерности реакции биологических объектов наантропогенные воздействия и на этой основе переходить к управлению экомистемамис целью поддержания их устойчивости и продуктивности.
СОЗДАНИЕ И ВЕДЕНИЕ КРАСНЫХКНИГ — ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ
Международные усилия по сохранению биоразнообразияпродолжаются всего около 100 лет. Потеря любого вида растений и животных — глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. Человечество давноосознало эту опасность, и создание красных книг разного ранга стало первымшагом в его борьбе за сохранение животных и растений, подошедших к черте, из-закоторой нет возврата. Красные книги стали инструментом инвентаризации редких инаходящихся под угрозой исчезновения видов, научным фундаментом их охраны,главным оружием экологического просвещения.
В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международнаяконвенция по охране птиц, которую можно считать первым международнымсоглашением по охране биоразнообразия.
В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы и (МСОП, IUCN) — международная неправительственная организация при ЮНЕСКО с консультативнымстатусом, которая в 1984 г. объединяла уже 502 организации из 130 стран мира. В1949 г. была создана специальная общественная Комиссия по редким видам (SpeciesSurvival Commission), первым председателем которой стал С. Бойле. От СССР в неебыли избраны Г.П. Дементьев (1956), А.Г. Банников (1960), В.Г. Гептнер (1966)
Основной своей целью комиссияпоставила создание мирового аннотированного списка животных, которым грозитисчезновение. Для того, чтобы подчеркнуть особую значимость этого кадастра,Питер Скотт, возглавлявший комиссию вплоть до 1978 г., предложил назвать егоКрасной книгой, поскольку красный цвет — сигнал опасности. Сейчас не многонайдется людей, которые бы ничего не слыхали о Красной книге! Красная книга Международного Союза Охраны Природы
Уже в 1949 г. МСОП начал собирать информацию о редких животных ирастениях. Понадобилось 14 лет, чтобы в 1963 г. появилась первая Красная книгаМСОП (Red Data Book). Два тома представляли собой сводку о 211 таксонахмлекопитающих и 312 таксонах птиц. Это были скрепленные между собой какперекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду.Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимостиот ситуации с охраной редких животных.
В 1966-71 гг. вышло второе издание, которое было уже гораздо более объемным, ивключало сведения не только о млекопитающих и птицах, но и амфибиях ирептилиях. Так же как и первое, это издание не было рассчитано на широкоераспространение.
Тома 3-го издания Красной книги МСОП начали появляться с 1972 г., и уже началипоступать в продажу, ее тираж был значительно увеличен.
Последнее издание, вышедшее в 1978-80 гг., включает 226 видов и 70 подвидов млекопитающих,181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленныхвидов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий.

В последнее время в подготовке материалов и реализации самой идеи Красной книгипоявились новые тенденции и подходы.
С 1981 г. при участии Всемирного центра мониторинга окружающей среды(WCMC) в Кембридже (Великобритания) начали выходить издания, в титуле которыхзначилось «Красная книга МСОП». Теперь это были уже не перекидные страницы, аполноценные книги, обобщающие информацию о редких видах и их охране, и — впервые, — предназначенные к коммерческому использованию, и по очень высокойцене! Несколько позже появились «Красные списки угрожаемых видов» (последний — в 1996 г.), выходящие также под эгидой МСОП при участии более тысячи членовкомиссии по редким видам. Опубликованные списки не являются вариантами Краснойкниги, хотя и близки к ней.Естьоснования с долей сожаления предполагать, что появление таких периодическиобновляемых списков постепенно заменит издание полноценной Красной книги,поскольку они, безусловно, более дешевы и оперативныКрасные книги СССР и СНГ
Красная книга МСОП охватываетживотный мир в глобальном масштабе и содержит рекомендации по охране,адресованные странам и правительствам, на территории которых сложиласьугрожающая для животных ситуация. Эти рекомендации неизбежно носят самый общийхарактер. Именно поэтому необходимым дополнением к Красной книге МСОП стали национальныеКрасные книги. Включение таксона в национальную Красную книгу предполагаломоральную ответственность той или иной страны за его дальнейшее благополучноесуществование. В большинстве стран издавались и издаются соответствующиенормативные акты по охране животных и растений и внесенных в Красные книги исписки.
Началом создания Красной книги СССР можно считать первый список птици млекопитающих для Красной книги МСОП, подготовленный Г.П. Дементьевым, В.Г.Гептнером, А.А. Насимовичем, А.Г. Банниковым и другими зоологами в 1961-64 гг.
В конце 60-х годов был организован сбор материалов по биологии редких птиц имлекопитающих, а в начале 70-х списки редких животных уже активно обсуждались.Работы, в которых участвовали зоологические институты АН СССР, Всесоюзноеобщество охраны природы, научные общества, отдельные зоологи, возглавилаЦентральная лаборатория охраны природы (ЦЛОП) Министерства сельского хозяйстваСССР. Но решение о создании Красной книги и Положение и ней было принятоПостановлением Коллегии этого министерства и приказом министра только в 1974 г.
Первая Красная книга СССР появилась в 1978 г., ее выпуск был приурочен коткрытию XIY Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы (IUCN),проходившей в СССР, в Ашхабаде.

Значение Красной книги СССР в охране редких видов заключалось в первую очередьв том, что она стала основой для законодательных актов, направленных на охрануживотного и растительного мира. Кроме того, она по сути своей представляетсобой научно обоснованную программу практических мероприятий по спасению редкихвидов. И, наконец неоценима роль Красной книги как средства воспитания ипропаганды разумного и бережного отношения к животным и растениям вообще иредким, в частности.
Очевидно, что, как и Красная книга МСОП, Красная книга СССР должна былапостоянно совершенствоваться.
Второе издание Красной книги СССР было осуществлено в 1984 г. Онобыло гораздо более объемным, в первый том «Животные» вошли новые крупныетаксоны: из позвоночных добавился класс рыб, впервые были включеныбеспозвоночные животные. Красная книга растений составила второй том.

Значение этого издания Красной книги чрезвычайно велико. Прежде всего, в нейбыл собран значительный материал по биологии редких видов, который мало«стареет» и используется до сих пор. Структура книги также оказалась весьмаудачно проработанной, и поэтому остается неизменной во всех последующихизданиях этого типа. Материалы Красной книги СССР легли в основуреспубликанских Красных книг, в частности — Красной книги России, а затем иКрасных книг новых независимых государств.
История Красной книги СССР не закончилась с распадом этой державы. Вскоре сталоочевидным, что разделение экологического пространства грозит катастрофическимипоследствиями практически для всех редких видов, обитающих уже в новыхгосударствах.
Особенно ярко это проявилось на примере редких видов — объектахбраконьерской охоты в государствах Средней Азии и в Казахстане. Эти страны неявляются членами Конвенции по торговле видами дикой флоры и фауны (СИТЕС), ипоэтому первыми жертвами ранее строго запрещенной добычи (в СССР) палиэндемичные виды горных баранов, крупные соколы, дрофа-красотка (джек), змеи,черепахи. Масштабы потерь этих видов огромны, а для некоторых видовкатастрофичны. Вторая жертва раздела — мигрирующие животные, в первую очередь — птицы.
Все более вопиющие фактыухудшения состояния редких видов животных на пространствах бывшего СССР, почтиполная информационная изоляция ранее активно сотрудничавших специалистов,наводили на мысль о бесперспективности попыток сохранять природу и еекомпоненты поодиночке. Поэтому закономерно, что в 1992 г. страны СНГ заключилиСоглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды.
Среди прочих обязательств в нем были обозначены подготовкапредложений и предоставление материалов для межгосударственной Красной книги.На YI сессии Межгосударственного экологического совета (МЭС) в 1995 г. былопринято Соглашение и утверждено Положение о книге редких и находящихся подугрозой исчезновения видов животных и растений — Красной книге — государств-участников СНГ. Российская Федерация присоединилась к соглашениюПостановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г.
Таким образом живет идея онеделимости живой природы, продолжаются попытки предпринять совместные усилияпо сохранению ее разнообразия. Создана межгосударственная комиссия по редкимвидам, подготовлен список таксонов для занесения в Красную книгу СНГ,разрабатывается макет листов и структура отдельных очерков. Красные книги РСФСР и Российской Федерации
Продолжается работа и надКрасной книгой России. Официальным основанием для ее создания сейчас являютсяЗакон «О животном мире» (1995 г.) и Постановление Правительства РФ № 158 от19.02.1996 года. В нем, частности, декларируется, что Красная книгаРоссийской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведенийо редких и исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах поих охране и восстановлению.
Решение о создании Красной книги РСФСР было принято в 1982 г., аопубликована она была в 1983 г. В нее было занесено 65 видов млекопитающих, 107видов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 9 видов рыб, 15 видов моллюскови 34 вида насекомых.
Сейчас органом, отвечающим заведение и издание Красной книги России является Госкомэкология РФ, научноеобеспечение возложено на Всероссийский научно-исследовательский институт охраныприроды (ВНИИ природа). Большую роль в подготовке нового издания сыгралаорганизованная в 1992 г. Комиссия по редким и исчезающим видам животных ирастений, в которой работают специалисты Института проблем экологии и эволюциии Зоологического института РАН, других научных учреждений.
В 1997 г. Госкомэкология РФ утвердила новый Перечень объектовживотного мира, занесенных в Красную книгу России. В него вошли новые типы иклассы животных: кольчатые черви (13 видов), Мшанки (1 вид), Плеченогие (1вид), Круглоротые (4 вида). Число видов редких млекопитающих увеличилось на 7,птиц — на 14, рептилий — на 10, земноводных — на 4, список редких рыб и рыбообразныхстал больше в 4 раза, а беспозвоночных животных — в 3 раза.
Само по себе увеличение илиуменьшение числа видов в Перечне еще не отражает качественных изменений всостоянии редких видов.
В результате тщательной проработки новейших данных из Перечня 1983г. были исключены 38 таксонов. В том числе:
·    по причинам отсутствияугрозы исчезновения, пересмотра природоохранного статуса или ролитерритории России в сохранении генофонда — 31 вид;
·    как восстановившиеся — 3 вида (европейский сурок-байбак, белощекаяказарка, белый гусь);
·    как вымерший в пределах территорий, контролируемых страной — 1вид (тюлень-монах);
·    как вымерший в пределах территорий, контролируемых страной — 1вид (тюлень-монах);
·    в связи с совершенствованием таксономии — 3 вида.
·    Перечень внесено 212 новых видов. Из них:
·    по причинам методологического характера — все 109видов беспозвоночных и 47 видов позвоночных животных;
·    в связи с получением новых данных об ухудшении состоянияприродных популяций — 30 видов позвоночных животных;
·    в связи с уточнением природоохранного статуса — 23вида;
·    в связи с уточнением таксономии — 4 вида.
Утверждение нового Перечнявидов животных Красной книги России — серьезный позитивный акт, обеспечивающийновый импульс всей природоохранительной деятельности в области сохраненияредких видов, самой критической части биоразнообразия в нашей стране. Однако,анализ показывает все-таки низкую эффективность практических мер,осуществляемых в рамках сохранения и восстановления редких и исчезающих видов.Из 240 видов и подвидов животных, взятых под охрану и контроль на федеральномуровне, за 15 лет, прошедших с момента публикации Красной книги РСФСР,восстановлено только 3, состояние популяций улучшилось — у 11, осталосьстабильным — у 126 видов. Единственный путь повышения результативностиприродоохранной деятельности в рассматриваемой области — это переход отдекларации к прямым практическим работам. Наиболее реально и перспективно вэтом направлении было бы разработать для каждого объекта или их группыстратегию сохранения, которая должна внедряться в жизнь под государственномконтролем и при бюджетном финансировании. Региональные Красные книги в России
Со второй половины 1980-х гг.в СССР началось составление региональных книг о редких видах животных ирастений в масштабах республик, краев, областей, автономных округов. Это быловызвано необходимостью немедленной охраны ряда видов и форм животных и растенийв регионах, а также быстро растущей в последние годы самостоятельностью местныхвластей и желанием самостоятельно решать свои природоохранные проблемы. Такимрегиональным книгам о редких животных было целесообразно придать статусрегиональных Красных книг. Это укрепило их правовой статус и усилилопрактическое воздействие на общество. Особое значение это имело для национальныхавтономий.
По существу, не региональная Красная книга на Земле одна: этоКрасная книга МСОП — единственная, которая дает информацию о редких видах впределах всего ареала. Лишь в этом случае речь идет о планетарном сохраненииредких видов. Все остальные национальные Красные книги региональны, толькотерриториальные масштабы их различны. Например, в Красной книге СССР (сейчасэто Россия, страны СНГ и Балтии) из 80 видов птиц менее 20 внесены в Краснуюкнигу МСОП, а остальные являются, таким образом, регионально редкими.
Национальные Красные книги, за редким исключением, дают информацию лишь очастях ареалов видов и подвидов животных и растений. Только в случаях сузкоареальными видами можно говорить о сохранении мирового генофонда вмасштабах той или иной национальной или даже региональной Красной книги. Дляживотных это довольно редкое явление (например, русская выхухоль или эндемикиозера Байкал).
Как правило, чем регион больше, тем он значимее для дела охраны живой природы.Исключение составляют некоторые сравнительно небольшие территории, обладающиеисключительным биологическим разнообразием, обилием эндемичных видов или видов,редких и исчезающих в мировом масштабе. Таковы, например, Кавказ, Алтай, югДальнего Востока, некоторые районы Средней Азии.
В последние годы, несмотря натяжелое экономическое положение стран бывшего СССР, появился целый ряд новыхрегиональных Красных книг различного административного уровня. Причем нужноотметить, что по своему научному, природоохранному и полиграфическому уровнямКрасные книги Беларуси, Казахстана, Украины значительно превосходят своихпредшественниц советского периода.
В Субъектах Российской Федерации вышли следующие издания:
Алтайский край. 1994 г.
Республики Алтай. Животные. 1996г.
Архангельской область 1995 г.
Башкирская АССР. 1984, 1987 гг.
Бурятской АССР. 1988 г.
Волгоградской области. 1992 г.
Республика Дагестан, 1999 г.
Еврейская АО Часть 1. Растения. 1997 г.
Карачаево-Черкесия. 1988.
Карелия. 1985, 1995,
Краснодарский край. 1994 г.
Красноярский край. 1995 г.
Липецкой области. 1997г.
Республика Марий Эл. 1997 г.
Московская область. 1998 г.
Омская область. 1982 г.
Оренбургская область. 1998г.
Саратовская область. 1996 г.
Северная Осетия. 1981г.
Смоленская область. 1997 г.
Свердловская и Пермская области. 1996г.
Татарстан. 1995 г.
Хабаровский край. 1997,99 гг.
Якутская АССР. 1987 г.
Ямало-Ненецкий АО. 1997 г.
Красные книги СССР и стран СНГ (союзных республик)
Красная книга СССР. 1978, 1984.
Азербайджанская ССР. Животные и растения. 1989.
Армянская ССР. 1987,1990.
Белорусская ССР., 1981
Рэспублiка Беларусь. 1993
Грузинская ССР. 1982.
Казахская ССР. Ч. 1. Позвоночные животные. 1978, Ч. 2. Растения. 1981,1991.
Казахстан. Том «Животные», ч.1., Позвоночные животные. 1996.
Киргизская ССР. 1985 г.
Молдавская ССР. 1978 г.
РСФСР, Животные. 1983, 1985.
РСФСР, Растения.1988.
Таджикская ССР. 1988 г.
Туркменская ССР. 1985 г.
Узбекская ССР. 1983, 1984 гг.
Узбекская ССР. 1988 г.
Украинская ССР. 1980 г.
Червона книга Украiни. 1996 г.
Анализ большинстварегиональных красных книг советского периода показал, что в основном это быликомпилятивные произведения, в той или иной степени перепевавшие материалыКрасной книги СССР. Особенно это относится к областным красным книгам, уровенькоторых зачастую был настолько низким, что дискредитировал саму идею. Впоследние годы деятельность субъектов Российской Федерации по разработкесобственных Красных книг приняла законные основания, это вменяется им законом«О животном мире». Однако, при создании Красной книги области, края или дажерайона следует исходить только из тех природоохранных задач, которые можнорешить на региональном уровне.
Суть концепции регионализма по отношению к редким видам заключается в том, чтоохрана животных всегда должна быть сосредоточена на конкретных популяциях итерриториальной. Общая проблема охраны любого вида на деле распадается на целыйряд частных проблем, связанных с его охраной в тех регионах, на которые делитсяего ареал. Провозгласить охрану вида в целом — еще не значит решить вопрос оего спасении: для этого надо решить десятки вопросов, связанных с егосуществованием в конкретных условиях.
Концепция регионализма в охране редких видов животных подразумеваетиспользование следующих принципов (Рогачева,1990):
1. Списки регионально редких видов нельзя составлять путем простоговыписывания их из Красных книг большего административного ранга. В каждомсписке должны присутствовать виды, редкие именно в данном регионе. При этом,разумеется, в нем должны быть виды, внесенные в Красные книги МСОП и России — даже в тех случаях, когда виды, охраняемые как угрожаемые объекты мировогогенофонда, в данном регионе более или менее обычны, как эндемики озера Байкалили краснозобая казарка, которая гнездится почти исключительно на Таймыре, идр.
2. В региональных Красных книгах проявляется необходимость использованияпопуляционного подхода. Почти никогда вид не охраняется и не требует охраныв одинаковой степени по всему ареалу. Яркий пример — дикий северный олень вКрасноярском крае. Таймырская популяция служит основой для промысла, в то времякак популяции этого вида в таежной части края и в Саянах нуждаются вбезусловной охране и почти все внесены в региональную Красную книгу.
Популяционный принцип вдвойне важен для мигрирующих птиц, у различных популяцийкоторых, нередко гнездящихся на одной и той же территории, имеются различныепути пролета и различные зимовки. В этом плане уникальны утки и другиегусеобразные Западной и Центральной Сибири.
3. Принцип опережающей природоохранной стратегии предполагает включениевидов в региональные Красные книги на основе прогноза ухудшения состояния средыих обитания. Многие группы животных и растений особо уязвимы в условияхантропогенных изменений окружающей среды. Среди птиц это почти все степные илесостепные виды, большая часть хищных птиц и сов, журавли, большая частьдругих водных и околоводных видов. В отношении таких групп стратегия охраныдолжна опережать их угнетение и резкое снижение численности, иначе гибель ихбудет неизбежной.
Почти все Красные списки иКрасные книги европейских стран, так же как и многих стран СНГ, составлены сучетом принципа опережающей природоохранной стратегии. Так, в Красную книгуЛатвии включено 72 вида птиц (во втором издании Красной книги СССР — только 80видов), а в Красном списке птиц Германии — 171 вид птиц. В суровых условияхСибири, при интенсивном использовании биологических ресурсов и невысоких темпахих воспроизводства, этот принцип также необходим. Поэтому в Красную книгуКрасноярского края (в прежних границах) внесено 111 видов птиц.
Таким образом роль региональных Красных книг заключается в первую очередь втом, что их материалы должны стать основой для национальной Красной книги, а ненаоборот. Именно на региональном уровне, в частности, можно начать работу посовершенствованию карт ареалов.
Нужно отметить, что качество картографических материалов всех безисключения изданий Красной книги в нашей стране было крайне низким.Распространение животных было показано как правило в одном и том же масштабе,что при колоссальном разбросе площади ареалов просто невозможно. Именно поэтомуони были либо слишком обобщенными, либо чересчур «кружевными». Решение проблемылежит как раз на региональном уровне, поскольку современные количественные данныео распространении животных могут быть получены только при работенепосредственно в местах их обитания. Следует отметить здесь и перспективыиспользования картографических методов при отображении данных не только ораспространении животных, но и в разделе «местообитания».
Одним из центральных разделовкрасных книг любого ранга являются рекомендации по мерам сохранения вида.Именно в региональных книгах должны содержаться предложения о регламентациииспользования тех или иных редких в регионе животных, устанавливаться мерыохраны местообитаний редких видов путем организации особо охраняемых территорийв ранге заказников разного типа.
В заключение следует отметить, что идея Красной книги за 50 лет еесуществования пустила в нашем обществе глубочайшие корни. Она как никакаядругая, имеющая отношение к охране природы, популярна и понятна. Именно этиммогло бы ограничиться ее позитивное значение в деле сохранения биоразнообразия.Однако, на самом деле, ведение Красной книги редких и исчезающих видов животныхи растений стало реальным стержнем всей современной природоохраннойдеятельности — в первую очередь, конечно, научной, но также и организационной,управленческой и даже политической. Действительно, многие заповедники и другиеохраняемые территории были организованы ради сохранения редких животных ирастений, а необходимость сохранения редких видов зачастую диктует принятие техили иных хозяйственных решений. В конечном итоге, именно отношение к проблемесохранения редких животных и растений фактически стало зеркалом всейгосударственной деятельности в области сохранения биоразнообразия.ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Основу территориальной охраныприроды в России составляет система особо охраняемых природных территорий ( ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется Федеральным Законом «Обособо охраняемых природных территориях», принятым Государственной Думой 15февраля 1995 г. Согласно Закону «Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, гдерасполагаются природные комплексы и объекты, которые имеют своеприродоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственнойвласти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которыхустановлен режим специальной охраны.»
Россия унаследовала от СССРдовольно сложную систему категорий ООПТ, которая формировалась эволюционно. ВЗаконе выделяются следующие категории:
государственные природныезаповедники, в том числе биосферные;
национальные парки;
природные парки;
государственные природныезаказники;
памятники природы;
дендрологические парки иботанические сады;
лечебно-оздоровительныеместности и курорты.
Среди этих территорий лишьзаповедники, национальные парки и заказники федерального значения имеютфедеральный статус (заказники могут быть и местными), остальные формы охранытерритории обычно имеют местный статус и здесь не рассматриваются. Кроме того,Закон постулирует возможность создания и других категории ООПТ, что ужереализуется. Традиционно высшей формой охраны природных территорий в нашейстране являются заповедники.
Заповедники организуются постановлением Федеральногоправительства и находятся под совместным управлением Федерации и ее Субъекта,на территории которого они располагаются — чисто федеральной собственности наприродные объекты действующее законодательство страны не предполагает.Территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования ине могут отчуждаться, кроме того, заповедники имеют научный отдел,осуществляющий постоянное изучение их природных комплексов. Задачи заповедниковограничиваются охраной и исследованием природных комплексов, просвещением,участием в экологической экспертизе, подготовке соответствующих кадров. Обычнона территории заповедника выделяется зона, полностью закрытая для всякоговоздействия. Нередко вдоль границ заповедников располагаются их охранные зоны,выполняющие буферную функцию за счет ограничений на определенные виды хозяйственнойдеятельности.
В статусе заповедниковреализуется наиболее действенный для охраны территорий режим. На 1 января 1998г. в России действовало 98 заповедников общей площадью 32.9 млн. га .Территория этих высших форм охраны составила 2.1% от общей площади страны.
На карте размещениязаповедников приводится их площадь без морских акваторий, что позволяеткорректно сопоставлять их с данными по площади земель. В качестве фона на картепоказана степень антропогенной трансформации природных экосистем, главнымфактором которой выступает отчуждение территорий — распашка и урбанизация.Карта показывает, что создание заповедников определяется уровнем антропогеннойтрансформации экосистем. При низком уровне, свойственном главным образомсеверным и таежным регионам, легко организовывать крупные заповедники. Здесьбез особых проблем удавалось изыскивать новые участки для создания обширныхзаповедников. Характерно, что самый большой заповедник страны — БольшойАрктический (4,2 млн. га) — расположен на безлюдных берегах и островах Арктики.В целом площади заповедников растут с юго-запада на северо-восток, исключениесоставляют лишь несколько крупных заповедников Кавказа, но и они охраняют восновном слабо населенные и сравнительно малоиспользуемые высокогорные леса илуга.
На равнинных плотнозаселенных людьми участках с продуктивными почвами создание заповедниковзатруднено. В таких районах создание ООПТ высокого ранга встречает ожесточенноесопротивление природопользователей, поэтому если ООПТ и создаются, то имеютздесь небольшие, порой, точечные размеры. Особенно сложной является ситуация сохраной природных экосистем, расположенных в пределах степной зоны, где этиэкосистемы наиболее интенсивно трансформированы. Именно здесь немногиеимеющиеся заповедники крайне малы по площади, а в сибирской части этой зоны ихи вообще нет. В то же время наиболее крупные заповедники расположены либо вмалотрансформированных Арктике и сибирской тайге, либо в горнолесных районах.
Старейший из существующихзаповедников России — Баргузинский — был создан в 1916 г. Первый бум созданиязаповедников пришелся на 30-е гг… В 1951 и 1961 гг. прошли две волны закрытиязаповедников и существенного сокращения площадей сохранявшихся. Новая оченьмощная волна создания заповедников наблюдается уже в 90- х гг. В 1993 году всистеме Госкомприроды России было создано 6, в 1994 году — 5, в 1995 г. — 4, в1996 г. — 1 и в 1997 г. — 4 новых заповедника. Таким образом, за последние 5лет было создано более одной пятой существующих в стране заповедников общейплощадью в 10,3 млн. га, т.е. почти треть заповедной территории страны. Встоль высокой интенсивности создания новых заповедников проявилось рядобстоятельств переломной эпохи. Во-первых, это перераспределение власти отцентра к местным органам — экологическая общественность легко добивалась успехана местных уровнях, апеллируя к региональному престижу местных властных элит врегионах, где до последнего времени заповедники отсутствовали. Во-вторых,сказался резкий рост активности «зеленых» движений в конце 80-х — начале 90-х гг. И, наконец, в- третьих, положительный эффект возымела неясностьв вопросах собственности на землю. Пока земля не получила реальныхсобственников или не вернулась полностью в руки государственных чиновников,сопротивление производителей природоохранным усилиям экологов оказалосьослабленным. Позже такого же благоприятного периода не будет при любом сценарииразвития России.
Национальные парки в отличие от заповедников наряду с задачами по охранеи изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан.На их территории могут сохраняться земельные участки иных пользователей исобственников с преимущественным правом национального парка на покупку такойземли. На 1 января 1998 г. в России действовало 32 природных национальных паркаобщей площадью в 6.7 млн. га. Территория этих высших форм охраны составила 0.2%от общей площади страны.
Национальные природные парки- новая для России форма охраны территорий. Первые два (Лосиный остров иСочинский) были созданы лишь в 1983 г., 12 из 32 — в последние пять лет.Реализация правового статуса национальных парков пока еще сталкивается ссерьезным противодействием со стороны хозяйствующих субъектов, деятельностькоторых этим статусом ограничивается. Пока эту форму нельзя считать эффективнымметодом территориальной охраны живой природы, однако внимание общественности итенденции, известные по другим странам, дают достаточно надежд на постепеннуюреализацию потенциала этой формы охраны природных комплексов.
Природные заказникиотличаются от предыдущих категорий тем, что их земли могут как отчуждаться, таки не отчуждаться у собственников и пользователей, они могут быть какфедерального, так и местного подчинения. Среди заказников федерального значениянаибольшую роль играют зоологические, другие формы — ландшафтные, ботанические,лесные, гидрологические, геологические — распространены в меньшей степени. На 1сентября 1994 г. в стране существовало 59 охотничьих и комплексных заказниковфедерального значения общей площадью в 62.0 млн. га. Основной их функциейявляется охрана охотничьей фауны. Охота запрещена всегда, но нередко бываютвведены и весьма существенные ограничения на лесоэксплуатацию, строительство инекоторые другие виды хозяйственной деятельности. Охрана этих резерватов обычнодовольно неплохо налажена.
Среди не оговоренных в Законеможно указать на такую категорию ООПТ, как водно-болотные угодья,имеющие международное значение — главным образом в качестве местообитанийводоплавающих птиц, которые создаются в плане выполнения страной ееобязательств, вытекающих из членства в Конвенции о водно-болотных угодьях(Рамсарская). Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 13сентября 1994 г. в стране определено 35 таких объектов, площадь которых составляетоколо 10 млн. га. В состав этих угодий входят не только водно-болотныеэкосистемы, но и связанные с ними сухопутные комплексы. Наличие международногостатуса и специального правительственного постановления позволяет рассматриватьэту форму как существенный фактор охраны экосистем России, прежде всего озерныхи болотных.
Статус этих объектов покаразработан пока слабо. Основным отличием этого типа охраняемых территорий отостальных является комплексность — на территории водно-болотных угодий, имеющихмеждународное значение, могут находится заповедники, заказники, памятникиприроды и земли, не имеющие специального статуса охраны, в том числе ииспользуемые в сельском хозяйстве. На территориях заповедников и т.п.осуществляется режим охраны, соответствующий их статусу. На специально неохраняемых территориях вводятся ограничения (вплоть до полного запрещения) навиды хозяйственной деятельности, вредно сказывающиеся на функционированииводно- болотных угодий. Природосберегающие виды деятельности стимулируются.Такой подход делает эту форму охраны потенциально особенно перспективной, таккак, во-первых, количество площадей, где возможен полный запрет хозяйственнойдеятельности, имеет свои пределы, во-вторых, на огромных, используемых очагами,территориях России сочетания строгой охраны в наиболее ценных и уязвимыхучастках с разумным регулированием природопользования представляется наиболееэффективным.
В условиях России оценказначения площади мало нарушенных природных комплексов, имеющих ограничения нахозяйственную деятельность, будет неполной, если исключить из рассмотрения двевесьма разные категории землепользований — государственные лесоохотничьихозяйства и полигоны Министерства обороны.
Лесоохотничьи хозяйства — это унаследованные от советской системы элитныеприродные комплексы, предназначавшиеся для загородного отдыха руководителейвысокого ранга. Эти территории всегда имели принципиально более высокий уровеньохраны, на них ограничивалась хозяйственная деятельность, нарушающая условияобитания животных, не допускались отводы земель. Несмотря на нынешние проблемыбюджетного финансирования, инерция особого статуса этих территорий сохраняетсяи используется новой элитой. Таким образом, государственные лесоохотничьихозяйства вполне могут быть отнесены в одну группу с охраняемыми территориями всилу их элитного положения, наличия реальной охраны и ограничений нахозяйственную деятельность. Так, в сохранении крупных млекопитающих вМосковской области огромную роль сыграло Истринское ГЛОХ, его территория избежалатотальной для области тенденции трансформации лугов, болот и лесов в дачныепоселки.
Земли, переданные в ведение Министерстваобороны, никогда не рассматривались как объекты природоохранногоназначения. Конечно же, они таковыми и не являются, но в силу особого режимадоступа на эти территории и отсутствия традиционных видов хозяйственнойдеятельности (особенно аграрной и лесозаготовительной) многие полигонывыполняли роль резерватов для животных и сохраняли естественный ходсукцессионных процессов в растительном покрове. В отличие от большинства стран,эти территории играли в СССР серьезную позитивную роль в деле охране природы.Дело в том, что земли в стране много, нужды армии всегда считалисьпервоочередными, поэтому, армия легко получала обширные участки земли и нестремилась интенсивно их использовать. Учебные стрельбы и бомбежки не наносилисерьезного ущерба территории, а животные к ним быстро привыкали. Затопосторонние люди старались здесь не появляться. В результате, например, полигонна оз. Ханка долгое время был основной территорией, где сохранялись нагнездовье японский и даурский журавли и дальневосточный аист, полигон вСаратовском Заволжье сыграл ключевую роль в сохранение важнейших в Россиипопуляций дрофы и, особенно, стрепета в годы их максимальной депрессии и т.д.
Размещение всех перечисленныхформ особой охраны территорий федерального уровня показано на следующей карте.Характерно, что Ставропольский и Алтайский края, находящиеся оба в основном встепной зоне, вообще не имеют особо охраняемых территорий федерального статуса,что внушает особенно глубокие опасения. В основном же карта иллюстрируетпреобладание таких территорий в тайге, в горах и их острый недостаток в степнойзоне. Практически все области степной зоны имеют низкий показатель и лишь там,где имеются обширные территории, принадлежащие армии, или создаютсяводно-болотные угодья международного значения большой площади, ситуациянесколько лучше.
Чрезвычайно важно отметить,что практически вся Европейская часть страны имеет гораздо меньше охраняемыхтерриторий целевого назначения. Именно здесь решение многих проблем охраныживой природы должно осуществляться не прямым заповеданием или “заказом”, агибким взаимодействием с лесхозами, охотничьим хозяйством и даже военными.
Вызывает беспокойство иситуация в промышленных регионах к северо-востоку от Москвы и в Предуралье. Этирегионы, имеющие достаточно мощную и “грязную” промышленность, а также являющиеся зоной осаждения воздушного загрязнения со всейтерритории Европы, безусловно, повышено уязвимы.
В целом можно отметить, чтосистема малонарушенных природных территорий в России представляется довольноразвитой и сравнительно гибкой. Причем, густота сети этих территорий и гибкостьсистемы охраны в последние годы растет. Хотя эта система (как и вся страна вцелом) переживает сейчас существенные экономические трудности, прогноз ееразвития в общем благоприятен. Основным недостатком сети ООПТ России являетсяее неравномерность и, особенно, малая густота в наиболее подверженнойантропогенной трансформации степной зоне. В европейской степи есть заповедники,но они (по масштабам России) микроскопические, в западносибирской же степи нетни заповедников, ни национальных природных парков. Создание здесь в 1994 г.трех водно-болотных угодий международного значения можно рассматривать лишь какпервый и довольно робкий шаг в деле налаживания охраны природных территорийэтого крайне важного региона. В то же время основные площади особо охраняемыхтерриторий сконцентрированы в малотрансформированных тундре и тайге. Россия вэтом отношении уподобляется человеку, который «ищет потерянную монету нетам, где ее потерял, а там, где светло». ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобальнаяэкологическая проблема состоит в трудностях преодоления экологического кризиса,возникшего на нашей планете из-за разрушительного воздействия людей на природу.В качестве основных проявлений экологического кризиса чаще всего называютследующие:
1.Загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, образование парниковогоэффекта, “озоновых дыр”, “кислотных дождей”, отравленных рек и озер, целых зонэкологического бедствия с заболеваниями людей и т.д.
2.Глобальные изменения климата, угрожающие в будущем климатической катастрофой(общее потепление, неустойчивость погоды, засухи, таяние полярных ледниковыхшапок, повышение уровня Мирового океана, затопление огромных территорий,плодородных земель и т.д.).
3.Сокращение пахотных угодий и ухудшение плодородия почв из-за их чрезмернойэксплуатации, эрозии, отравления, засоления, заболачивания, опустынивания,поглощения городами и промышленностью и т.д.
4.Уничтожение и вымирание лесов, обеднение животного и растительного мира,огромное количество отходов и т.д.
Средипутей решения экологической проблемы можно выделить следующие:
1.Разработка и осуществление согласованной международной программы охраныокружающей среды, включающей такие мероприятия, как:
а)создание международного экологического фонда для организации и проведенияприродоохранных мер мирового значения (по прекращению вырубки тропическихлесов, улучшению качества питьевой воды и пр.);
б)установление международных экологических стандартов и контроля за состояниемприродной среды (с правом инспектирования любой страны);
в)введение международных квот (норм) на вредные выбросы в атмосферу (такой опытуще существует с 2987 г. в отношении озоноразрушающих газов);
г)объявление природной среды достоянием всего человечества и введение вмеждународную практику принципа “платит загрязняющий” (например, введениемеждународного “зеленого налога” на вредные выбросы).
2.Постоянное, полное и правдивое информирование людей о состоянии среды ихобитания и формирование экологического мировоззрения в обществе.
3.Создание обоснованного природоохранного законодательства, в которомдолжны быть предусмотрены высокая ответственность за его нарушение идейственные стимулы, побуждающие к охране окружающей среды (например,введение специальных “экологических налогов” на применение наиболее “грязных”технологий и, наоборот, — налоговых льгот для экологичных производств).
4.Переход к новой, экологичной технологической культуре (рациональныеподходы к использованию природных ресурсов, применение наиболее “чистых” инаименее редких из них, забота о воспроизводстве возобновляемых ресурсов,внедрение безотходных (или малоотходных), ресурсо- и природосберегающихтехнологий, экозащитных систем и т.д.).ЛИТЕРАТУРА
1.   «Вокруг света»№2(2725), февраль2001г.
2.   Лесной фонд России (по учету на 1января 1993 г.) / Справочник. М.: ВНИИЦ лесоресурс, 1995
3.   Охрана окружающей среды. С.В.Яковлев и др. 1998.
4.   Охотничье хозяйство СССР. Под ред.Н.Н. Гракова. 1973.
5.   Редкие животные нашей страны. Подред. Л.Р. Потапова. 1990.
6.   Экология. И.А. Шилов. 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кальвинисты во Франции при Людовике XIII и Людовике XIV
Реферат Russian Association of International Forwarders Российская ассоциация международных экспедиторов
Реферат Молочность свиноматок физиология, значение и методы повышения молочности
Реферат Автоматизация основных средств на предприятии
Реферат Проблемы региональной политики в условиях социально – экономического кризиса, на примере Республики Коми
Реферат Звіт маркетингової роботи фірми Каштан
Реферат Автоматизация бизнес-процессов продажи билетов ООО Зритель
Реферат Reality Of Emotional Abuse Essay Research Paper
Реферат Статья Ю. Лотмана Сватовство, брак, развод
Реферат Технические средства автоматизизированных систем управления в строительстве
Реферат Physician Assited Suicide A Policy And Analysis
Реферат Технология сборки и монтажа блока питания
Реферат Сила, быстрота и ловкость как физические качества
Реферат Афанасьевич Булгаков уникальный писатель, произведения которого являются не столько художественной литературой, сколько зашифрованным посланием к потомкам, т
Реферат Царица грозная в Москве