РЕФЕРАТ
На тему:
«Концепция природопользования»
1. Взаимодействиеобщества и природы на этапе перехода России к устойчивому развитию
Проблемыопределения сущности взаимосвязи человека и среды, взаимодействия общества иприроды во все века привлекали внимание различных философских школ инаправлений. Жить в согласии с природой – один из основополагающих принциповжизни на Земле: повелевать природой можно, только повинуясь ее законам. Тем неменее, взаимодействие общества и природы на современном его этапе имеет всепризнаки антропогенного экоцида – людьми разрушаются необходимые условияжизнедеятельности и даже собственного существования.
До серединыXX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическиепроблемы – как преодолимые. И в настоящее время немногие осознают всю глубинупоразившего весь мир и Россию экологического кризиса.
Еще в начале20-х гг. XX в. В.И. Вернадский пришел к мысли, что изменение природы«силой культурного человечества» становится явлением геологического масштаба.Человек, как часть биосферы, своим трудом многократно усиливает планетарнуюфункцию живого вещества, она становится все более управляемой человеческимразумом. Этот процесс естественно и неизбежно приводит к постепенномупреобразованию земной биосферы в «мыслящую оболочку», сферу разума – ноосферу.
По мнениюакадемика РАН Н.Н. Моисеева, устремление в ноосферу должно бытьреализовано через коэволюцию (совместную, взаимосвязанную эволюцию)человеческого общества и биосферы.
Все большеепризнание получают теории и концепции, нацеленные на совмещение требованийэкологии и экономики, предусматривающие экологически безопасное устойчивоеразвитие общества. В 1983 г. была создана Международная комиссия ООН поокружающей среде и развитию. В 1987 г. комиссия акцентировала вниманиеобщественности на необходимости поиска Новой модели цивилизации, опубликовавдоклад «Наше общее будущее», в котором показана возможность формулировать ирешать крупные экологические задачи вне их связи с социальными, экономическимии политическими проблемами. После одобрения Генеральной Ассамблеей ООН этогодоклада в обиход вошло близкое к понятию «экологическое развитие» понятие«устойчивое развитие» – такая модель социально-экономического развития, прикоторой достигается удовлетворение жизненных потребностей, современного ибудущих поколений. Многие страны приступили к реализации этой модели.
В Россиипереход к экологически безопасному устойчивому развитию определен указамиПрезидента РФ от 04.02.94 №236 «О государственной стратегии РоссийскойФедерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от01.04.96 №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивомуразвитию».
Главноеназначение экологической функции государства при этом состоит в том, чтобыобеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономическихинтересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционногоправа человека на благоприятную природную среду, обеспечить необходимые условиядля осуществления промышленно-хозяйственной и иных видов деятельности.
Эти задачирешаются в процессе взаимодействия общества и природы в формахприродопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологическойбезопасности.
Природопользование– это деятельность предприятия, связанная с извлечением полезных свойствприродных объектов и использованием их для обеспечения технологическогопроцесса и всей деятельности предприятия с целью выпуска продукции, оказанияработ и услуг. Организуя природопользование в рамках действующегозаконодательства, предприятие стремится придать ему рациональный комплексныйхарактер и ограничить техногенное воздействие на окружающую среду.
2.Понятие, сущность и основные виды природопользования
Подприродопользованием понимают возможность использования человеком полезныхсвойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных иоздоровительных.
Формыприродопользования осуществляются в двух видах:
а) общегоприродопользования;
б) специальногоприродопользования.
Общееприродопользование не требует никаких разрешений. Оно осуществляется любымгражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и существования,например пользование водой, воздухом и т.д.
Специальноеприродопользование осуществляется физическими и юридическими лицами наосновании разрешения уполномоченных государственных органов.
Специальноеприродопользование связано с потреблением природных ресурсов (лес, газ, нефть идр.), поэтому оно соотносится через правовое регулирование с отраслевымприродоресурсным законодательством России: Лесным кодексом, Земельным кодексом,Водным кодексом, законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Обиспользовании и охране животного мира» и др.
Правопотребления природных ресурсов осуществляется через определенный порядоклицензирования, который регулируется постановлением Правительства РФ от27.05.93.
По своей сутилицензия на природопользование имеет три признака:
являетсяактом собственника природного ресурса;
являетсяформой проявления контроля государства за рациональным использованиемприродного ресурса;
являетсясредством регулирования рационального природопользования.
Природоресурснаялицензия – это разрешение специального органа на ведение определенного видадеятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса.
Лицензиявыдается уполномоченным государственным органом. Такими органами в РФ являютсяМинистерство природных ресурсов (МПР) и его территориально-отраслевыедепартаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенцияэтих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. В Россииизвестно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии вобласти природопользования.
Вот некоторыеиз них:
Лицензия наиспользование земель выдается администрацией района, города в видеземельно-отводного акта на основе решения о предоставлении земель определенномусубъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи порезультатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается дляиспользования земель строго по целевому назначению – ведения крестьянскогохозяйства, городского хозяйства, сельскохозяйственного производства,садоводства, хозяйственного городского производства, разведки полезныхископаемых и т.д.
Лицензия наиспользование вод. Водный кодекс РФ различает общее, специальное и обособленноеводопользование. Разрешения выдаются администрацией и органами Роскомвод РФ.
Водный кодексРФ устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство,лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования иохраны.
Организациясистемы лицензирования возлагается по поверхностным водам на Роскомвод, поподземным водам – на Роскомнедра.
Выдачалицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующейтерритории, совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам.
Выданныелицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, еслипроизойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природнойсреде и здоровью населения.
Лицензия наиспользование недр выдается в соответствии с Законом РФ «О недрах».
УказомПрезидента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условияхсоглашения инвестору – юридическому лицу или группе юридических лиц (в томчисле и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемойадминистрацией.
Лицензия наиспользование леса. Лесной кодекс РФ предусматривает два вида лесопользования:основное и побочное.
Основное – этозаготовка древесины и живицы; побочное – сбор ягод, грибов, орехов,сенокошение, охота и рыболовство.
Контроль завыполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего районаили города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюденияосновных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.
Для человекаи окружающей среды его обитания важна, прежде всего, охрана той части растительностипланеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на лесараспространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии ихзащищенности, – группировка и расчетная лесосека.
Лицензия наиспользование животного мира. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.95 определяетследующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных,использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных,пользование животным миром в научных, культурно-просветительских,воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.
Лицензии наих пользование выдают органы охраны и использования животного мира. Вчастности, по диким животным – органы охотнадзора; по лову рыбы и охранеиспользования водных живых ресурсов – органы рыбоохраны.
Лицензиивыдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности запределы государства (МПР России). На вывоз из России лекарственного сырья – ещеи Минздравом России.
3.Лимитирование природопользования
Лимиты наприродопользование – это система экологических ограничений по территориям. Онипредставляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которыеустановлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а такжевыбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ иразмещения отходов производства.
Лимиты, также как и лицензии, являются одним из эффективных средств охраны окружающейсреды. Так же как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностьюзапасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования ивоспроизводства.
Лимитированиеприродопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по «которымосуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного веществаиз природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда и лимиты могутустанавливается на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использованияприродного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормывыбросов, сбросов вредных веществ в природную среду размещения отходов.
Лимиты наизъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются иреализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводстваприродных ресурсов. Они распределяются по определенным объектам:
по землям – действуютнормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, аэропортов,магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин,предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т.д. Все вышеуказанныенормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации;
по воднымобъектам – применяются утвержденные органами водного хозяйства лимитыпотребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов,промышленного потребления, эксплуатации систем коммунального хозяйства(водоснабжения и канализации);
в областиохраны, использования и воспроизводства лесов – главным лимитирующимпоказателем является расчетная лесосека, определяющая равенство междуколичеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовокдревесины;
в областиохраны и использования животного мира – разрабатываются лимиты по отстрелу,отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периодыохоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим, рыбопромысловымхозяйствам.
Цельустановления этих и подобных им лимитов двойная: природоохранная иэкономическая. Средства, полученные от сбора пошлины за потребление ресурсов,идут на их воспроизводство и рациональное использование.
4. Договорныеформы природопользования
В Россиинаибольшее развитие получил известный по гражданскому праву тип договора – аренда.
Вслед заарендой, которая еще только развивается в области лесопользования, рыбного иохотничьего хозяйства обозначаются и другие возможные виды договоров.
Несмотря нато, что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений(при отсутствии рыночных атрибутов – купли-продажи, мены, залога и т.д.),договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему в этих условияхоснованием возникновения экологического природоресурсного отношения будетсчитаться лицензия, а договор – средством ее конкретизации и выполнения.
Арендныеотношения в области природопользования
Предметомарендных отношений в механизме природопользования является характериспользования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. Подоговору на аренду природных ресурсов сторона (арендодатель) обязуется передатьдругой стороне (арендатору) для целевого хозяйственного использованияконкретно-определенные виды природных ресурсов (земельные, лесные,лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленныйдоговором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором аренднуюплату и соблюдать правила рационального использования и охраны природныхресурсов.
Арендатором вдоговоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическоеили юридическое лицо.
Договорныеотношения на рынке экологических услуг
Стремлениесоздать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природнойсреды и с надеждой на ее возможное улучшение породило в последние десять летцелую серию предложений и новаций в сфере природопользования.
К сожалению,эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они ужепретендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур.Так, например, в Горно-Алтайской Республике была попытка внедрить в практикутезис о статусе эколого-экономической зоны, где экономическая эксплуатацияприродных ресурсов сочеталась бы с их экологической охраной на основеиностранных инвестиций. Но эта идея не осуществилась из-за недостаточнойзаинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы наохрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.
В настоящеевремя идут дебаты о развитии рынка экологических услуг на базе широкихдоговорных связей с привлечением частного капитала и с расширениемчастнопредпринимательской деятельности.
Сейчасназрела необходимость подумать о целесообразности подготовки типового договорана экологическую услугу, где наряду с общими нормами подрядного договора,предусмотренного Гражданским кодексом РФ, следует отразить специфические черты,характерные для экологической деятельности в период формирования рынка.
Договоркомплексного природопользования
Существованиеподобного договора предусмотрено ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающейприродной среды», вступившего в силу 10.01.02. Комплексное природопользованиеявляется одним из принципов охраны окружающей среды (ст. 3), а заключениетакого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основприродопользования России.
Подкомплексным природопользованием понимается использование одного или несколькихприродных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды исоблюдением требований рационального использования и воспроизводства природныхресурсов.
Договорныеобязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем,что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежнозатрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.
Договор накомплексное природопользование является еще новым видом договорных связей вобласти природопользования. К сожалению, еще не разработаны типовые формыдоговоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с даннымдоговором других договорных отношений по одному и тому же предмету.
Литература
1. Авраменко И.М. Природопользование.Белгород, 2007.
2. Арустамов Э.А. Природопользование.М., 2006.
3. Гофмау К.Г. Экономикаприродопользования. М., 2008.
4. Закон РФ «Об охранеокружающей природной среды». М., 2002.
5. Комментарий к Земельномукодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. М-, 2002.
6. Коробкин В.И. и др. Экология.Ростов-на-Дону, 2007.
7. Пахомова Н.В. Экономикаприродопользования и экологический менеджмент. СПб., 2005.
8. Петров В.В. Экологическоеправо. М., 2003.