Г. Б. Барышникова
Всвязи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых идетей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением нормповедения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей и многимдругим следует актуализироавть поиск и разработку психолого-педагогических основанийфеномена «экологическая культура и её воспитание у современныхшкольников».
Разрешениеэкологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономическойдеятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, егокультуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией икультурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека сокружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которогоон является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможетвосстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек — природа». Не это ли имел в виду Н. Рерих, говоря о том, что «жизньможет быть преображена утверждающим понятием „культура“?
Культура- та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологическиепроблемы, поскольку в её основании лежат смысло-жизненные ценности или, какчаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход кэкологической проблематике представляется вполне корректным и оправданным.
Тотили иной уровень экологической культуры — результат воспитания, главнойфункцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этоммире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм поотношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуреприродопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии,именно культура способна привести в соответствие деятельность человека сбиосферными и социальными законами жизни.
Исследованиепедагогической феноменологии экологической культуры детей школьного возрастапотребовало определиться в ключевых понятиях. Так, исходным пониманием впедагогических исследованиях экологии служит представление о ней не столько какоб области биологического и природоохранного знания, сколько как о синтезезнаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействиячеловека с окружающей его средой — природной и социальной. Экологическаякультура оперирует качественно новыми понятиями „ценности — отношение — поведение“, тогда как экологическое образование определяется такимипонятиями, как „сознание-мышление — знание — деятельность“.
Так,Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качествесистемообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлиннойинтеллигентности и цивилизованности.
Экологическаякультура — новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно,показатели её сформированности необходимо исследовать на уровне качественныхизменений в структуре личности и на уровне её проявлений во взаимодействии сокружающим миром. Для характеристики качественных изменений личности используемтакие категории, как „потребности“, „мотивы“,»привычки", «способности» и др. На уровне взаимодействияличности учащегося с окружающей его средой задействованы такие понятия, как«отношение», «поведение», «деятельность» и др.
Какпоказывают исследования, основную причину затруднений в воспитанииэкологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологииэкологического воспитания.
Говоряо технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетаниепсихолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемусяпродвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни.Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивидас окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательныетехнологии.
Реализоватьвоспитательный потенциал педагогических технологий удаётся лишь при соблюденииследующих принципов: 1) соблюдение целостного подхода в развитии личности (тоесть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферыпсихики); 2) строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенностиличностного развития; 3) обеспечение преемственности в воспитании экологическойкультуры детей от младшего к старшему возрасту; 4) социокультурнаяпреемственность (обращение к корням народной педагогики); 5) субъектность(ребёнок является активным участником экологической деятельности); 6) учётрегиональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 7)повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей.
Исследуяэффективность использования технологий воспитания экологической культуры,установили, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенностидетей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.
Так,выявлено, что в воспитании экологической культуры младшего школьника акцент делаетсяна формирование отношения к самому себе и ближайшему окружению — сверстникам,учителям, родителям. Это связано со спецификой мироощущения учащихся начальнойшколы — социальный аспект отношений более значим, чем отношение к природе,которую они воспринимают как жизненный фон. Поэтому развитие экологическойкультуры у младших школьников связано с динамикой в системе отношений отперсонифицированного отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности- к Себе (1 класс) — к Другому (2 класс) — к Природе (3 класс).
Отсюдавыбор технологических средств осуществляется с таким расчётом, чтобы они впервую очередь способствовали пониманию ребёнком собственного «Я»,стимулировали у него желание заниматься физической культурой, культуройповедения и навыками диалогового общения, поощряя любые контакты с природой,развивали любознательность, ощущение красоты окружающего мира, умениенаблюдать.
Формированиеэкологической культуры как специфической формы организации деятельности наоснове знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов обуславливаетпотребность в экологическом воспитании и образовании. В программе по экологиидля начальной школы сформулированы следующие направления; разработкаметодического обеспечения экологического образования с учётом вариативныхмоделей; обобщение опыта экологического воспитания и образования школьников. Всовременной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачёв, Н.С.Дежникова, И.Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект,в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые,тренинговые, компьютерные и т.д.) Основой методов и форм воспитанияэкологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные,игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте.
Кформам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционныеучебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа,практикумы, опыты и т.д. — те технологические приёмы, которые, во-первых, внаибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, аво-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.
Обратимсяконкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитанииэкологической культуры. Экологические игры — это форма экологическогообразования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртыванииособой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровеньмотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологическойкультуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательныеэкологические игры, ролевые экологические игры (данная классификацияпредставлена С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным).
Основныезадачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:
формированиесистемы знаний о природе;
формированиемотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения идеятельности в природе;
формированиекоммуникативных умений и навыков.
Технологияпроведения экологической игры состоит в следующем:
Учительвыбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
Определяетместо выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры,выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
Составляетструктуру и ход экологической игры.
Определяетсистему педагогических условий, построенных на основе игрового метода,обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
Составляетсистему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний иотношений, проводит диагностику.
Составляеткомплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода ввоспитании экологической культуры младшего школьника.
Дляопределения психолого-педагогического значения и структуры игры можновоспользоваться следующей схемой:
/>
Приразработке экологической игры учителю необходимо обратить внимание навозможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологическойкультуры.
Технологиивоспитания экологической культуры выполняют функцию двойного назначения — онипозволяют сократить разрыв между базовым и дополнительным образованием иперейти к педагогике развития, расширяя общий кругозор и эмоциональный мирмладшего школьника.
Воспитатьв ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культурывозможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя,обладают определённой экологической культурой. Результаты проведённыхсоциологических опросов позволяют утверждать, что большинство учителей (80%)обеспокоены состоянием окружающей среды, однако это никак не сказывается на ихактивности. При исследовании готовности учителя начальных классов к воспитаниюэкологической культуры были выявлены следующие проблемы, с которыми онисталкиваются: слабая методическая подготовка (32%); дефицит времени (11%);недостаточная разработанность современных технологий в области воспитанияэкологической культуры (20%); недостаточная помощь со стороны семьи (7%);отсутствие методического материала (40%); недостаточная помощь со стороныадминистрации школы (10%). По мнению педагогов, наиболее неразработанной ввоспитании экологической культуры школьников является их методическаяподготовка в области современных образовательных технологий: диалоговых,игровых, тренинговых.
Новаяконцепция образования XXI века разрабатывается через призму повышенияэкологической культуры личности учителя, которая должна включать комплексзнаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечествомкультурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развитияличности, её экологической зрелости.
Впервую очередь экологически грамотным должен быть учитель, он должен бытьносителем высокой экологической культуры, или «экологическикомпетентным». В психологической концепции М.Кяэрста компетентностьрассматривается как конкретное измерение выражения личности. По мнению А.К.Марковой, профессиональная компетентность предполагает сформированность в трудеучителя следующих сторон: педагогическая деятельность, педагогическое общение иличность. Педагогическая деятельность — это «технология» трудаучителя, педагогическое общение — климат и атмосфера этого труда, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.
Разработкаструктуры экологической компетентности педагога имеет научно-теоретическое ипрактическое значение. Данная проблема лежит на стыке структурированияличностной культуры, педагогической культуры и культуры взаимоотношения сприродой.
Вструктуру экологической компетентности должны входить такие показатели:
высокийуровень экологических знаний;
знаниесовременных образовательных технологий в области воспитания;
знаниеэкологической обстановки в России и основных направлений государственнойполитики в области охраны природы;
умениеорганизовать различные виды деятельности в природе с целью формирования умладшего школьника бережного отношения к ней;
умениеанализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитанияэкологической культуры;
общиепедагогические способности;
отношениепедагога к природе как ценности;
умениеанализировать результативность общения в процессе экологической деятельности;
стремлениеповышать уровень экологической культуры.
Эффектвоспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем,насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненнонеобходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своейдеятельности руководствуется мотивом «вынужден», то эффект следуетожидать низкий, если же он движим мотивом «хочу» или «не могуиначе», то и результативность воспитания экологической культурывозрастает.
Практикачаще показывает экокультурную несостоятельность учителя, что является серьёзнымпрепятствием в формировании у младших школьников понимания экологии как новоговидения мира, места и роли в нём человека.
Такимобразом, наш анализ, с одной стороны, подтверждает значение современныхобразовательных технологий в области воспитания экологической культуры, а сдругой, — вероятно, свидетельствует о низком качестве их применения. Даннаяпроблема является сложной и ждёт дальнейшего своего разрешения.
Список литературы
ДерябоС.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1996.
ЗверевИ.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.
ЛихачёвБ.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1.
ГирусовЭ.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
МарковаА.К. Психологическая культура учителя. М.: Просвещение, 1993.
ЦветковаИ.В. Эко-проект «Маленький принц», или Экологические заданиямаленьким хозяевам нашей планеты. М., 1994.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru