Реферат по предмету "Экология"


Источники экологического права 2

--PAGE_BREAK--4. По характеру нормативно-правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.
         К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативные акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. К их числу следует отнести прежде всего Закон РФ об охране окружающей природной среды.
         Подавляющее число экологических нормативно-правовых актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы природопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, то есть объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.
5. По степени значимости в регулировании экологических общественных отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.
         Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю.
         Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, в основном, технико-юридический характер и позволяют применять тот или иной нормативный акт к регулируемому правоотношению. Отсутствие вспомогательных нормативных актов затрудняет применение и основных.
      Источники экологического права образуют различные законодательства, которые имеют свою систему: по горизонтали и повертикали.
По горизонтали экологическое законодательство подразделяется на природоохранное и природоресурсное законодательство.
К природоресурсному законодательствуотносятся:
-       Земельный кодекс РФ (ЗК РФ);
-       Водный кодекс РФ. Как источник экологического права ВК РФ состоит из общей, особенной и заключительной части. Общая часть уделяет внимание таким вопросам, как: объекты водных отношений, субъекты водных отношений; устанавливает право собственности и другие пра­ва на водные объекты, а также основания приобретения и прекращения прав пользования водными объектами; предусматривает осущест­вление и защиту прав пользования водными объектами, государственное
управление в области использования и охраны водных объектов, экономическое регулирование использования, восстановления и охраны
водных объектов,  ответственность за  нарушение водного законодательства РФ. Особенная часть уделяет внимание целевому использо­ванию водных объектов, целям использования водных объектов;
         — Лесной кодекс РФ, который устанавливает правовые основы рацио­нального использования, охраны, зашиты и воспроизводства лесов, по­вышения их экологического и ресурсного потенциала. Нормы ЛК РФ регулируют лесные отношения с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и дру­гих компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение Федеральный закон РФ «О животном мире»;
-       Закон РФ «О недрах» как источник экологического права регулирует отношения, которые возникают в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающе­го и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая под­ земные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Этот закон содержит правовые и экономические основы комплексного ра­ционального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр;
-       Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха». Как ис­точник  экологического  права  определяет  статус  континентального
шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации
на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с
Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
К природоохранному законодательствуотносятся нормативные акты:
-       Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»;
-       Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях»;
-       Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе».
Деление по вертикалипредставляет собой иерархию соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ: Кон­ституция РФ, конституционные и федеральные законы, нормативные акты, указы и распоряжения Президента РФ, постановления распоряжения Пра­вительства РФ, нормативные акты субъектов РФ, а также нормативные акты министерств и ведомств, локальные нормативные акты[8].
  В приведенный перечень источников современного права окружающей среды России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования.       Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ), Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире». Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права[9].
3.  Основные источники экологического права 3.1 Конституция Российской Федерации          Одной из групп, входящих в систему конституционных основ, являются гуманитарные нормы. Этими нормами за гражданами РФ закрепляются определенные права и обязанности. Так, например, ст. 42 Конститу­ции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окру­жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правона­рушением. В то же время Конституцией РФ за каждым гражданином за­креплена обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[10].
         Вторую группу составляют природоресурсные нормы, которыми установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответ­ствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц.
         Конституционные основы охраны окружающей среды включают так­же группу норм, определяющих компетенцию высших органов государст­венной власти. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Рос­сийской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека, в том числе экологических; федеральную собственность, В том числе на при­родные ресурсы; установление основ федеральной и экологической поли­тики; определение статуса и зашиты территориального моря, воздушного -пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метриче­скую систему и исчисление времени; геодезию и картографию; наимено­вания географических объектов. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Рос­сийской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользо­вания и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное зако­нодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
         Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов проводится по предмету ведения, согласно которому Российская Федера­ция принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ в свою очередь имеют право на собственное регулирование экологических отношений вне пределов ведения Российской Федерации. При этом в Конституции РФ отмечено, что законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могутпротиворечить федеральным законам.
         Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФобеспечивает Проведение единой государственной политики в области экологии и осуще­ствляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и ох­ране собственности. 3. 2 Международные договоры РФ в области
природопользования и охраны окружающей среды Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Согла­шения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез­новения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др[11].
  Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это – особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.
Кроме того, Конституция РФ – это весьма существенный шаг в направлении распространения юридической силы международного права на регулирование общественных отношений в пределах государства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции источниками национального права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права.
Что касается международных актов в области прав человека и гражданина, то в соответствии с Конституцией РФ, а также в связи со вступлением России в Совет Европы они стали источниками национального права в части признания, регулирования в целях обеспечения и защиты экологических прав личности в России. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому к источникам национального права относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.)[12].
3.3 Российское законодательство как источник экологического права В правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон. Это означает прежде всего, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты, должно определяться основное содержание правового регулирования общественных отношений собственности на природные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды.
Закон есть средство закрепления государственной экологической политики. Поэтому как акт, принимаемый органом представительной ветви государственной власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Таким образом, народ через своих представителей в законодательных органах имеет возможность формулировать государственную экологическую политику.
Особое место закона в системе источников экологического права обусловлено также тем, что все другие акты как источники права носят подзаконный характер. Их правовое содержание предопределяется обязательностью соответствия требованиям закона. Подзаконные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут применяться.
Среди относящихся к экологическому праву законов России нужно отметить         Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
         Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
         Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
         Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды[13].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Descartes And The Existence Of God Essay
Реферат Развитие права в России в начале ХХ века
Реферат Основные черты аргументированного эссе (на примере проблемы обязательной службы в армии)
Реферат Агропромышленный комплекс РБ и проблемы его реформирования
Реферат Развитие системы снабжения промышленного предприятия (на примере ОАО "Минский завод "Калибр")
Реферат Общенациональная саморегулируемая организация «Межрегиональная рыбохозяйственная ассоциация»
Реферат Загальна характеристика адміністративної реформи в Україні
Реферат Учет, налогообложение, аудит и анализ товародвижения при экспортной деятельности предприятия
Реферат Салтыков-Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Реферат Профессиональные болезни - вибрационная болезнь
Реферат Milky Way Essay Research Paper The Milky
Реферат Анализ инвестиционных возможностей предприятия на примере ОАО ТАТНЕФТЬ им. В.Д.Шашина в соврем
Реферат Кесарево сечение мелких домашних животных
Реферат Понятие и признаки нормы права 2
Реферат Степные наследники Великого переселения народов