Реферат по предмету "Экология"


Исследование экологического состояния реки Пара методом биоиндикации

Содержание
1.   Введение
2.   План проведенияисследований
3.   Характеристикарайона исследований
4.   Методикапроведения исследований
5.   Направлениедеятельности экологических исследований
6.   Результатыисследований
6.1.              Протокол А-1 ифотографии исследований
6.2.              Протокол Б-2 ифотографии исследований
6.3.              Протокол В-3 ифотографии исследований
6.4.              Вспомогательныерасчеты при определении класса качества вод
7.   Карта проведенияэкологических исследований реки Пара
8.   Выводы
9.   Литература

Введение
Россиябогата водными ресурсами. По всей её территории протекает большое количествобольших и малых рек, ручьев. Много в России озер и прудов. Все эти водныеэкосистемы подвержены антропогенному воздействию. Водоемы, находящиеся вгустонаселенных районах, испытывают такое воздействие в большей степени, чем водоемымалонаселенных районов. Человеческая жизнь всегда связанна с производством и,как правило, накоплением отходов этого производства и их утилизацией. Проблемаотходов еще не находит должного решения, т.к. совершенно безотходногопроизводства человечество ещё не изобрело. Различные виды отходов: твердые,жидкие, радиоактивные хранятся и утилизируются различными способами. Свалкитвердых отходов постепенно утилизируются гниением и разложением. Такие свалкизанимают очень большие территории, которые могли бы использоваться с болеепродуктивными целями. В результате разложения выделяется большое количествовредных газообразных веществ и в отличие от газообразных веществ, выбрасываемыхпредприятиями, которые, в какой то степени улавливаются мощными фильтрами, этигазообразные вещества беспрепятственно уходят в атмосферу, загрязняя воздух.Все это наносит большой вред окружающей природной среде.
Длярадиоактивных отходов строятся специальные хранилища с высокой защитнойпрочностью, т.к. период разложения этих веществ очень долог. Это оченьдорогостоящие хранилища и утверждение, что атомная энергетика – это дешево,является спорным.
Жидкиеотходы, как правило, сливаются в водоемы. И внешней непривлекательности этиотходы не имеют, т.к. в большинстве случаев поглощаются водными экосистемами исмешиваются с ними. Поэтому человек менее болезненно и с меньшей тревогойреагирует на такие загрязнения. Хотя на самом деле водные экосистемы получаютогромный стресс от больших концентраций загрязняющих веществ, с которыми онисправляются с огромным трудом (процесс самоочищения) или не справляются совсеми экосистема гибнет. В ней отсутствует всякая жизнь и растительный мир. Поэтомутревога глобального загрязнения экосистем охватывает большую часть населения,как на всемирном, так и на местном уровнях. В том числе и участники нашейэкологической группы, которые тоже обеспокоены экологическим состоянием местныхречек, озер и прудов. Для определения экологического состояния водных экосистемнеобходима высокоэффективная и мало затратная методика. Такая методикасуществует – это «Метод биологического анализа водных экосистем» под редакциейС. Г. Николаева, Московского института аквакультуры, 2005 г. Её мы используем всвоей работе.

Планисследования экологического состояния р. Пара методом биоиндикации
Цельюисследований экологической группы является выявление влияния водотока р. Ибредана экосистему р. Пара. Проводиться исследования будут методом биоиндикации пометодике С. Г. Николаева на 3-х створах р. Пара.
1-йствор в 0,5 км выше устья реки Ибреда
2-йствор в 0,5 км ниже устья р. Ибреда
3-йствор в 15 км ниже устья р. Ибреда (в районе моста)
Характеристикарайона исследования
Р.Пара берет свое начало за пределами Рязанской области в районе д.Новочеркасовка. Начинается она не большим ручейком и через 15-20 км пересекаетграницу Рязанскую области в районе д. Калиновка и далее до самого впадения вОку течет по территории Рязанской области. Её длина около 192 км. На своем путиона принимает много мелких, средних и крупных притоков, которые от истока доустья увеличивают в несколько раз её полноводность. Наиболее крупными притокамиявляются р.Пожва, р.Верда, р.Ибреда. Р.Верда впадает в р.Пару в её верхнемтечении. Бассейн сбора вод р.Пара составляет более 300 кв. км. Река с её притокамипроходит через много населенных пунктов, которые потенциально могут являтьсязагрязнителями её вод. Но в данном случае район исследования обозначеннебольшим участком, находящимся в Шиловском районе между с. Тимошкино ижелезнодорожным мостом, протяженностью 15 км. В этом районе река сильно петляет, протекая по заболоченной местности с заливными лугами. На этом участке на еёберегах находятся два населенных пункта: с. Тимошкино и не большая деревня содноименным названием районного центра – Шилово, а в 1,5 – 2 км от этой деревнинаходится и само Шилово. Напротив села Тимошкино в реку Пара впадает рекаИбреда, которая берет своё начало в районе с. Красный Холм. На её берегахнаходится ещё два населенных пункта – д. Сасыкино и д.Ибредь.
Методикапроведения исследовательской работы
Методикаоснована на применении метода биоиндикации. Основными показателями загрязненияводной среды является наличие тех или иных индикаторных микроорганизмов(таксонов), способных существовать в различных по состоянию условиях среды.Отбор таксонов делаем из водных биотопов и по атласу методики определяем ихназвание. Затем по шкале качества вод определяется к какому классу относитсяиндикаторный таксон и все эти данные заносим в таблицу вспомогательныхрасчетов. По наибольшему числу определяется класс качества воды в данномстворе. Сопоставление данных с нескольких створов дает возможность определенияи изменения состояния водной среды на большом участке реки и возможность болеебыстро отыскать причины этих изменений.
Кромеопределения качества водной среды при исследовании реки, заполняется протокол.В нем отображаются такие характеристики реки как, район исследования, ширина,глубина, скорость течения, внешний вид водотока, источники загрязнения,состояние берегов, зарастание водной растительностью, состояние грунта,обследованные биотопы, наличие рыбы, раков, наличие населенных пунктов,сведения об обнаруженных индикаторных видах, их количество, расчет иустановленный класс качества воды.
Всеэти данные помогут провести анализ и сделать выводы экологического состоянияисследуемой реки.

Направлениедеятельности экологических исследований
Цельюисследований нашей экологической группы является выявление влияния водотока р.Ибреда на экосистему р.Пара.
Поэтомуперед нами стоит задача провести исследование р. Пара и определить состояниеводной среды на 3-х створах методом биоиндикации.
Первыйствор в 0,5 км выше устья р. Ибреда. Второй створ в 0,5 км ниже реки Ибреда итретий створ в 15 км ниже устья р. Ибреда.
Исследованияна 1-м створе дадут нам исходную картину экосистемы реки Пара, состояние еёрастительного мира, водной среды.
Исследованияна 2-м створе укажут как изменилась экосистема р. Пара после впадения в неё р.Ибреда при смешивании вод.
Исследованияна 3-м створе покажут как экосистема р. Пара самоочищается под воздействиембиологически активных микроорганизмов и водной растительности.
Описательнаяхарактеристика реки даст возможность на обследуемом участке определить видводотока: ширину, глубину, скорость течения, источники загрязнения, состояниеберегов, поймы, зарастание водной растительностью, характер придонного грунта,сведения о наличии рыбы, раков, данные о населенных пунктах, сведения обобнаруженных индикаторных видах, их количестве.
Всеэти данные помогут сделать анализ и выводы влияния водотока р. Ибреда наэкосистему р.Пара.
Результатыисследований
Нашаэкологическая группа провела исследования по намеченному плану на р. Пара околос. Тимошкино. По результатам анализа проб на 3-х створах реки определили пометодике исследования состояние водной среды р. Пара и влияние водотока р.Ибреда на её водную среду.
Впробах первого створа, в районе с. Тимошкино, выше впадения в р. Пара речкиИбреда, нами были обнаружены 7(семь) индикаторных таксонов — это плоскиепиявки, перловицы, шаровки, речной рак, вислокрылки, красотки и дедки. Пометодике исследований наибольшая суммарная значимость оказалась в 3-м(удовлетворительной чистоты) классе качества воды, равная 40 единицам.Ближайший к этому показатель оказался 35 единиц, находящийся в 4-ом(загрязненные воды) классе качества с разницей 5 единиц.
Впробах второго створа, в районе старого моста, были обнаружены 5(пять)индикаторных видов — это речной рак, вислокрылки, красотки, дедки, роющиеподенки. По методике исследований наибольшая суммарная значимость оказалась в3-м ( удовлетворительной чистоты ) классе качества, равная 25 единицам.Ближайший к этому показатель оказался 18 единиц, находящийся во 2-м (чистыеводы) классе качества. Разница между 3 и 2 классами 7 единиц.
Впробах третьего створа исследований, в районе моста в с. Борки, нами былиобнаружены 9(девять) индикаторных видов — это червеобразные пиявки, затворки,беззубка, шаровки, риакофилла, вислокрылки, мотыль, красотки и дедки. Пометодике исследований наибольшая суммарная значимость оказалась в 3-м(удовлетворительной чистоты) классе качества, равная 35 единицам. Ближайший кэтому показатель оказался 30 единиц, находящийся во 2-м (чистые воды) классекачества с разницей 5 единиц.
Порезультатам анализа этих данных сделаны выводы. Параллельно с исследованиямиводной среды проводилась описательная характеристика реки. Все данные этихнаблюдений и измерений отображены в протоколах исследований в пунктах 1-10 (см.протокол).
ПРОТОКОЛ
 
обследованияреки …Пара….дата…19.09… год…2006… створ №…А — 1
1.  Расположениествора: Шиловский район, Рязанской области (указать административныйрайон, расстояние в км выше или ниже населенного пункта или другого постоянногоориентира) выше с.Тимошкино (выше устья р. Ибреда)
2.Ориентировочно:ширина водотока50м, скорость течения 0,3 м /сек; глубина насередине: менее 1 м, более 1 м, более 2 м…………………………….
3.Внешний вид водотока: русло закоряжено, захламлено бытовым мусором,металлоломом, строительным ломом, следы нефтепродуктов, пена, вода мутная,прозрачная, цвета чая, зеленая, с неприятным запахом,……………цвета………..………………………………………
4.Замеченные источники загрязнения: свалка, животноводческие фермы, загоны,водопой и летняя стоянка скота, силосные ямы, склад удобрений; промышленные,бытовые, животноводческие стоки……………………………………………………
5.Состояние правого берега: высокий, пологий, эрозия, топкий, заболоченный,вытоптан скотом; травяной покров не нарушен, нарушен; заросли ольхи,ивняка………………сплошные, редкие, отсутствуют………………………………………………………………
Пойма:залесенная, залуженная, выпас скота: интенсивный, умеренный, не ведется;ближайшая распашка в……….м от берега; садовые участки, строительство,животноводческие сооружения………………………………….
6.Состояние левого берега: высокий, пологий, эрозия, топкий, заболоченный,вытоптан скотом; травяной покров не нарушен, нарушен; заросли ольхи, ивняка сплошные,редкие, отсутствуют
Пойма:залесенная, залуженная, выпас скота: интенсивный, умеренный, не ведется;ближайшая распашка в……….м от берега; садовые участки, строительство,животноводческие сооружения
7.Зарастание водной растительностью: воздушно-водные растения ( типа тростника,осоки) только у берегов, на значительном удалении от берегов, по всей шириневодотока; погруженная растительность ( типа элодеи, рдестов) у берегов, близкок середине, по всей ширине реки…………………………………………..
Примечание:нужное в содержании пунктов со 2-го по11- ый подчеркнуть или обвести
8.Грунт на середине реки: каменистый, плотный, глинистый, песчаный чистый, песчаныйзаиленный, отложения черного ила, светлые илы, наносы эрозионного материала
9.Обследованы биотопы: топняк, камни переката, прибрежные камни и растения,середина реки, прибрежные участки: песчаные отмели, отложения илов…………
10.Сведения, полученные от населения: рыба не водится, рыба есть, отравления рыбыне было, было, в связи с ……………………………
Речныераки: есть, нет, водились………… лет тому назад.
Изменениереки на памяти местных жителей: обмелела, стала уже, заилилась, заросладревесной и водной растительностью, стала чище, грязнее……………
Вближайших населенных пунктах стало проживать людей: меньше, больше. Вокрестностях реки перестали работать: фермы, заводы ……………………появились новыепредприятия…………………
11.Сборы индикаторных таксонов зафиксированы формалином………
,снабжены этикетками,…………шт. пузырьков направлены для анализав…………………………………………………………………

обнаружены таксоны: (+ или — ) /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>Губки Шаровки
/>Риакофила
/>Красотки и…
/>Крыска Плос. пиявки
/>Затворки
/>Моланна и… Дедки
/>Мотыль
/>Черв. пиявки
/>Бокоплав
/>Гидропсиха
/>Вилохвостка
/>Трубочник
/>Вод. ослик
/>Роющ. поден
/>Лич. мошки
/>Перловица
/>Реч. рак
/>Плоские поден
/>Вислокрылка
/>Беззубка
/>Афелохирус
/>Веснянки
/>Мотыль в массе
Расчет классности вод:1 класс 2 класс 3класс 4 класс 5 класс 20 6 5 7 20 /> 4 8 5 24 40 35
12. Обследование створа проведено: Шарова Ю.И., ………………( ( (фамилия, имя, отчество) (подпись) (Установленный класс качества воды: полевому берегу 3-4, по правому берегу 3-4 по полному разрезу 3-4Оценка качества воды по образцам индикаторных организмов проведена: ШароваЮ.И., ……………., дата 19.09.2006г. (фамилия, имя, отчество) (подпись)

ПРОТОКОЛ
 
обследованияреки …Пара….дата…19.09… год…2006… створ №…Б-2
1.Расположение створа: Шиловский район, Рязанской области (указать административныйрайон, расстояние в км выше или ниже населенного пункта или другого постоянногоориентира) ниже с.Тимошкино (ниже устья р. Ибреда)
2.Ориентировочно:ширина водотока30м, скорость течения 0,5 м /сек; глубина насередине: менее 1 м, более 1 м, более 2 м…………………………….
3.Внешний вид водотока: русло закоряжено, захламлено бытовым мусором,металлоломом, строительным ломом, следы нефтепродуктов, пена, вода мутная,прозрачная, цвета чая, зеленая, с неприятным запахом,……………цвета………..………………………………………
4.Замеченные источники загрязнения: свалка, животноводческие фермы, загоны,водопой и летняя стоянка скота, силосные ямы, склад удобрений; промышленные,бытовые, животноводческие стоки……………………………………………………
5.Состояние правого берега: высокий, пологий, эрозия, топкий, заболоченный,вытоптан скотом; травяной покров не нарушен, нарушен; заросли ольхи, ивняка сплошные,редкие, отсутствуют
Пойма:залесенная, залуженная, выпас скота: интенсивный, умеренный, не ведется;ближайшая распашка в……….м от берега; садовые участки, строительство,животноводческие сооружения………………………………….
6.Состояние левого берега: высокий, пологий, эрозия, топкий, заболоченный,вытоптан скотом; травяной покров не нарушен, нарушен; заросли ольхи, ивняка сплошные,редкие, отсутствуют
Пойма:залесенная, залуженная, выпас скота: интенсивный, умеренный, не ведется;ближайшая распашка в……….м от берега; садовые участки, строительство,животноводческие сооружения………………………………….
7.Зарастание водной растительностью: воздушно-водные растения ( типа тростника,осоки) только у берегов, на значительном удалении от берегов, по всей шириневодотока; погруженная растительность ( типа элодеи, рдестов) у берегов, близкок середине, по всей ширине реки…………………………………………..
Примечание:нужное в содержании пунктов со 2-го по11- ый подчеркнуть или обвести
8.Грунт на середине реки: каменистый, плотный, глинистый, песчаный чистый,песчаный заиленный, отложения черного ила, светлые илы, наносы эрозионногоматериала
9.Обследованы биотопы: топняк, камни переката, прибрежные камни и растения,середина реки, прибрежные участки: песчаные отмели, отложения илов…………
10.Сведения полученные от населения: рыба не водится, рыба есть, отравления рыбыне было, было, в связи с
Речныераки: есть, нет, водились………… лет тому назад.
Изменениереки на памяти местных жителей: обмелела, стала уже, заилилась, заросладревесной и водной растительностью, стала чище, грязнее……………
Вближайших населенных пунктах стало проживать людей: меньше, больше. Вокрестностях реки перестали работать: фермы, заводы……………………появились новыепредприятия
11.Сборы индикаторных таксонов зафиксированы формалином……………………
….,снабжены этикетками,…………шт. пузырьков направлены для анализа в

обнаружены таксоны: (+ или — ) /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>Губки Шаровки
/>/>Риакофила
/>/>Красотки и…
/>/>Крыска
/>Плос. пиявки
/>Затворки
/>Моланна и… Дедки
/>Мотыль
/>Черв. пиявки
/>Бокоплав
/>Гидропсиха
/>Вилохвостка
/>Трубочник
/>Вод. ослик
/>Роющ. поден
/>/>Лич. мошки
/>Перловица
/>Реч. рак
/>Плоские поден Вислокрылка
/>Беззубка
/>Афелохирус
/>Веснянки
/>Мотыль в массе
Расчет классности вод:1 класс 2 класс 3класс 4 класс 5 класс 20 6 5 7 20 /> 3 5 2 18 25 14
12. Обследование створа проведено: Шарова Ю.И., ………………( ( (фамилия, имя, отчество) (подпись) (Установленный класс качества воды: полевому берегу 3, по правому берегу 3 по полному разрезу 3 Оценкакачества воды по образцам индикаторных организмов проведена: … Шарова Ю.И.,……………., дата 19.09.2006г. (фамилия, имя, отчество) (подпись)

ПРОТОКОЛ
 
обследованияреки …Пара….дата…19.09… год…2006… створ №…В-3
2.  Расположениествора: Шиловский район, Рязанской области (указать административныйрайон, расстояние в км выше или ниже населенного пункта или другого постоянногоориентира) ниже устьяр. Ибреда,15 км
2.Ориентировочно:ширина водотока70м, скорость течения 0,1 м /сек; глубина насередине: менее 1 м, более 1 м, более 2 м…………………………….
3.Внешний вид водотока: русло закоряжено, захламлено бытовым мусором,металлоломом, строительным ломом, следы нефтепродуктов, пена, вода мутная,прозрачная, цвета чая, зеленая, с неприятным запахом, ……………цвета……бесцветная………………
4.Замеченные источники загрязнения: свалка, животноводческие фермы, загоны,водопой и летняя стоянка скота, силосные ямы, склад удобрений; промышленные,бытовые, животноводческие стоки……………………………………………………
5.Состояние правого берега: высокий, пологий, эрозия, топкий, заболоченный,вытоптан скотом; травяной покров не нарушен, нарушен; заросли ольхи, ивняка сплошные,редкие, отсутствуют
Пойма:залесенная, залуженная, выпас скота: интенсивный, умеренный, не ведется;ближайшая распашка в……….м от берега; садовые участки, строительство,животноводческие сооружения………………………………….
6.Состояние левого берега: высокий, пологий, эрозия, топкий, заболоченный,вытоптан скотом; травяной покров не нарушен, нарушен; заросли ольхи, ивняка сплошные,редкие, отсутствуют
Пойма:залесенная, залуженная, выпас скота: интенсивный, умеренный, не ведется;ближайшая распашка в……….м от берега; садовые участки, строительство,животноводческие сооружения………………………………….
7.Зарастание водной растительностью: воздушно-водные растения ( типа тростника,осоки) только у берегов, на значительном удалении от берегов, по всей шириневодотока; погруженная растительность ( типа элодеи, рдестов) у берегов, близкок середине, по всей ширине реки…………………………………………..
Примечание:нужное в содержании пунктов со 2-го по11- ый подчеркнуть или обвести
8.Грунт на середине реки: каменистый, плотный, глинистый, песчаный чистый,песчаный заиленный, отложения черного ила, светлые илы, наносы эрозионногоматериала
9.Обследованы биотопы: топняк, камни переката, прибрежные камни и растения,середина реки, прибрежные участки: песчаные отмели, отложения илов…………
10.Сведения полученные от населения: рыба не водится, рыба есть, отравления рыбыне было, было, в связи с………………………………………………………….
Речныераки: есть, нет, водились………… лет тому назад.
Изменениереки на памяти местных жителей: обмелела, стала уже, заилилась, заросладревесной и водной растительностью, стала чище, грязнее……………
Вближайших населенных пунктах стало проживать людей: меньше, больше. Вокрестностях реки перестали работать: фермы, заводы……………………появились новыепредприятия…………………………
11.Сборы индикаторных таксонов зафиксированы формалином……………………
….,снабжены этикетками,…………шт. пузырьков направлены для анализа в

обнаружены таксоны: (+ или — ) /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>Губки
/>/>Шаровки Риакофила
/>/>/>Красотки и…
/>/>/>Крыска
/>Плос. пиявки
/>Затворки
/>Моланна и… Дедки Мотыль
/>Черв. пиявки
/>Бокоплав
/>Гидропсиха
/>Вилохвостка
/>Трубочник
/>Вод. ослик
/>Роющ. поден
/>Лич. мошки
/>Перловица
/>Реч. рак
/>Плоские поден
/>Вислокрылка
/>Беззубка
/>Афелохирус
/>Веснянки
/>Мотыль в массе
Расчет классности вод:1 класс 2 класс 3класс 4 класс 5 класс 20 6 5 7 20 1 5 7 4 1 20 30 35 28 20
12. Обследование створа проведено: Шарова Ю.И., ………………( ( (фамилия, имя, отчество) (подпись) (Установленный класс качества воды: полевому берегу 2-3, по правому берегу 2-3 по полному разрезу 2-3Оценка качества воды по образцам индикаторных организмов проведена: … ШароваЮ.И., ……………., дата 19.09.2006г. (фамилия, имя, отчество) (подпись)Вспомогательные расчетыпри определении класса качества вод реки ПараКлассы качества воды 1 2 3 4 5
Инд. класс, значимость
 таксонов 20 6 5 7 20 Створ «А»
— отметки обнаружения
таксонов //// //////// /////
-      количество отметок в
классе 4 8 5
-      суммарная классовая
значимость 24
/>40 35 Створ «Б»
-      отметки обнаружения
таксонов /// ///// //
— количество отметок в
классе 3 5 2
-      суммарная классовая
значимость 24
/>25 14 Створ «В»
-      отметки обнаружения
таксонов / ///// /////// //// /
— количество отметок в
классе 1 5 7 4 1
-      суммарная классовая
значимость 20 30
/>35 28 20

/>/>/>/>Карта проведенияэкологических исследований на р. Пара
/> - Место проведения экологическихисследований

Выводы
При проведении исследований на 3 створах р. Пара, нами былоопределено, что качество водной среды в первом створе является переходным между3 (удовлетворительной чистоты) и 4 (загрязненные воды) классами качества.
Во втором створе класс качества воды улучшился и сталсоответствовать 3-ему (удовлетворительной чистоты) классу качества.
В третьем створе исследования класс качества воды ещё немногоулучшился и стал соответствовать переходному от 3-его (удовлетворительнойчистоты) ко 2-ому (чистые воды) классу качества.
Из всех этих данных можно сделать вывод, что водная средареки Пара в пределах наших исследований улучшает свои качественныехарактеристики.
Этопроисходит потому, что идет активный процесс самоочищения водной среды. Этомуспособствует хорошее течение, с перемешиванием разных слоев воды. А значит водалучше обогощается кислородом и в ней ведется более активная деятельность водныхмикроорганизмов и водных растений, которые способствуют самоочищению иулучшению качества воды.
Между первым и вторым створами исследований в р. Пара впадаетр. Ибреда, на берегу которой находится с. Ибредь с расположенным в немИбредским крахмалопаточным заводом. По наблюдениям местных жителей былозамечено, что иногда воды этой речки меняли свой цвет, запах и мутность. Этоговорит о залповых сбросах этого завода неочищенных вод в речку, и далее в р.Пара. Других источников загрязнения в этом районе не наблюдается. На моментисследования воды р. Пара ниже впадения в неё реки Ибреда оказались болеечистыми, чем ожидалось. Значит водоток реки Ибреда не оказывает негативноговоздействия на экосистему реки Пара и крахмалопаточный завод пересталсбрасывать неочищенные воды в р. Ибреда.
По внешним характеристикам воды р. Пара достаточно чистые,берега не захламлены различным мусором, только в районе старого моста черезреку, в воде, и на берегу два больших металлических понтона. Берега реки внекоторых местах заросли ивняком и прибрежной растительностью, в воде такжемного погруженной растительности, особенно в зоне 2-ого створа исследований.Пойма реки вызывает опасения большими площадями выпасных угодий для скота,который вытаптывает и уничтожает травяную растительность в местах водопоя. Намибыло замечено 3-4 стада крупнорогатого скота и летний загон. все это можетнегативно сказываться на экосистеме р. Пара.

Литература
1.        «Мониторингводных объектов Рязанской области методом биоиндикации» Пакет информационных иучебно-методических материалов. На основе методических указаний оперативномуметоду биоиндикации уровня загрязнения малых рек центральных областей России: Москва,2005г. Научное руководство: К.б.н. С. Г. Николаев.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.