Реферат по предмету "Экология"


Курс лекций по Экологии

--PAGE_BREAK--     



Рис.1


Учение Вернадского о биосфере.

Перед  современным  обществом  стоит задача сохранить природные богатства сегодня и предупредить отрицательные последствия в будущем. Для этого необходимо изучить многообразные процессы, постоянно протекающие в природе. Основой является учение о биосфере Земли.

Биосфера(био- жизнь)- часть Земли, в которой развивается жизнь организмов, населяющих поверхность ' суши, нижние слои атмосферы, и гидросферу.

 Таким образом, биосфера включает в себя:

1)Живые организмы (растения,  животные, микроорганизмы).

2)Тропосфера (нижний слой атмосферы).

3)Гидросфера (океаны, моря, реки и т.д.).

4)Литосфера (верхняя часть земной коры).

Возраст  биосферы приблизительно 4млрд. лет.

Термин «биосфера» введен в1875 г. австрийским геологом Зюссом. Основоположник современного учения— русский ученый Вернадский Владимир Иванович(1863 -1945 гг.).

Суть этого учения: биосфера- это качественно своеобразная оболочка Земли, развитие которой в значительной мере определяется деятельностью живых организмов.

Биосфера представляет собой результат взаимодействия живой  и  неживой  природы.

Элементы неживой природы связаны воедино с помощью живых организмов (рис.2).




       Элементы неживой природы
      Атмосфера






                   Гидросфера                            Живые организмы       






                  Литосфера                                      Биосфера


Рис. 2 Схема строения биосферы
                     Верхняя граница — озоновый слой

20000

                   
                                                                                                          Стратосфера
10000                           Эверест (8848 м)                      

                                                                                                          

                                                                 почва

                                                                                                         Тропосфера




                        Литосфера                                                                 Гидросфера




                                                                                      Филиппинская впадина (10830 м)

                       Нефтяные воды

                 (присутствие бактерий )



3000                           Нижняя граница
    продолжение
--PAGE_BREAK--Рис.3
Нижняя часть биосферы опекается на3 км на суше и на2 км ниже дна океана. Верхняя граница- озоновый слой, выше которого УФ излучения солнца исключаюторганическую жизнь. Толщина- несколько мм. Основой органической жизни является углерод (С).

Решающее значение в истории образования биосферы имело появление на Земле растений, которые в процессе фотосинтеза синтезируют органические вещества из и    под действием солнечного света. В результате фотосинтеза ежегодно образуется100 млрд. тонн органического вещества. Именно благодаря растениям на Земле получили развитие различные виды животных, и осуществляется обмен веществом и энергией между живой и неживой природой.

Основой динамического равновесияи устойчивости биосферы являютсякругооборот веществ и превращение энергии.

Вернадский выделяет вбиосфере глубоко отличных и в то же время генетически связанных частей:

1)Живое вещество- живые организмы.

2) Биогенное вещество- продукты жизнедеятельности живых организмов (каменный уголь, нефть и т.п.).

3)Косное вещество- горные породы (минералы, глины...).

4)Биокосное вещество- продукты распада и переработки горных и осадочных пород живыми организмами (почвы, ил, природные воды).

5)Радиоактивные   вещества,   получающиеся   в результате  распада радиоактивных  элементов (радий, уран, торий и т.д.).

6)Рассеянные   атомы   (химические   элементы), находящиеся в земной коре в рассеянном состоянии.

7)Вещество   космического   происхождения — метеориты, протоны, нейтроны, электроны.

Живое вещество
-это совокупность и биомасса живых организмов в биосфере.

Таблица   биомассы   организмов Земли.

Среда

Организмы

Масса, 1012 т

%

Суша

Растения

2,4

99,04

Животные

0,02

0,825

Океаны

Растения

0,0002

0,008

Животные

0,003

0,124

Суммарный

Общая биомасса

2,4232

100



Живое вещество нашей планеты существует в виде огромного множества организмов разнообразных форм и размеров. В настоящее время на Земле существует более2 млн. организмов, из них0,5 - растения,1,5 - растения и микроорганизмы (из них1 млн. насекомых).
В процессе развития биосферы выделяют3этапа:

1)
Биосфера(где человек воздействовал на природу незначительно. Возраст человечества примерно1,5 млн. лет).

2)
Биотехносфера


Современная биосфера- это результат длительной эволюции органического мира и неживой природы. Человеческое общество- это один из этапов развития жизни на  Земле.  Деятельность  человека  следует рассматривать как составную часть биосферы. Техника— это качественно новый этап ее развития. Возникает вопрос- каким путем пойдет развитие человека и биосферы в будущем, какими средствами избежать   необратимых   последствий   в   природе. Предотвратить изменения невозможно. Очевидно, что следует научиться управлять процессами между человеком и природой так, чтобы они были взаимовыгодны.

3) Ноосфера-сфера разума.

Это понятие ввел французский математик и философ Ле-Руа в1927 году, а обосновал Вернадский в1944 г. Это высшая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. В   ноосфере   человек   становится   крупной геологической силой, он перестраивает своим трудом и мыслью область своей жизни. Человек неразрывно связан с биосферой, уйти из нее не может. Его существование- есть функция биосферы, которую он неизбежно изменяет.



Классификация экологических факторов.


С экологических позицийсреда- это природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых ли косвенных отношениях. Окружающая организм среда характеризуется огромным разнообразием, слагаясь из множества динамичных во времени и пространстве элементов, явлений, условий, которые рассматриваются в качестве факторов.

Экологический фактор
-это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы. В свою очередь организм реагирует на экологический фактор приспособительными реакциями.

Экологические факторы среды, с которыми связан любой организм, делятся на2 категории:

1)Факторы неживой природы(абиотические)

2)Факторы живой природы (биотические)
Абиотические:


•климатические (свет, влага, давление, температура, движение воздуха)

•почвенные   (   состав,   влагоемкость,   плотность, воздухопроницаемость)

•орографические (рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона)

•химические (составы газового воздуха, солевой состав воды, кислотность)

Биотические:

•фитогенные (растения)

•зоогенные (животные)

•микробиогенные (вирусы, бактерии)

•антропогенные (деятельность человека).
Абиотические факторы наземной среды.



1)
Лучистая энергия солнца.

Солнечная энергия- основной источник энергии на Земле, основа существования живых организмов (процесс фотосинтеза).

Количество энергии у поверхности Земли-21*10кДж (солнечная постоянная)- на экваторе. Уменьшается к полюсам примерно в2,5 раза. Также количество солнечной энергии зависит от периода года, продолжительности дня, прозрачности атмосферного воздуха (чем больше пыли, тем меньше солнечной энергии). На  основе  радиационного  режима  выделяют климатические пояса (тундра, леса, пустыни и т. д.) (солнечная радиация).

2)
Освещение.

Определяется   годовой   суммарной   солнечной радиацией,   географическими факторами (состояние атмосферы, характер рельефа и т. д.). Свет необходим для процесса фотосинтеза, определяет сроки цветения и плодоношения растений. Растения подразделяются на:

•светолюбивые- растения открытых, хорошо освещаемых мест.

•тенелюбивые- нижние ярусы лесов (зеленый мох, лишайник).

•тепловыносливые- хорошо растут на свету, но и переносят затенение. Легко подстраиваются под световой режим.

Для животных световой режим не является таким необходимым экологическим фактором, но он необходим для ориентации в пространстве. Поэтому различные животные имеют различную конструкцию глаз. У беспозвоночных- самая примитивная, у других- очень сложная. У постоянных обитателей пещер может отсутствовать. Гремучие змеи видят ИК часть спектра, поэтому охотятся ночью.

3)
Температура:

  Один из важнейших абиотических факторов, прямо или косвенно влияющий на живые организмы.

Температура     непосредственно     влияет     на жизнедеятельность растений и животных, определяя их активность и характер существования в конкретных ситуациях. Особенно заметное влияние оказываетtна фотосинтез,   обмен   веществ,   потребление   пищи, двигательную активность и размножение. Например, у картофеля максимальная продуктивность фотосинтеза при +20°С, а приt=48°С полностью прекращается.

В зависимости от характера теплообмена с внешней средой организмы делятся:

•Организмы, tтела= tокр. среды,т.е. меняется в зависимости отt окр. среды, нет механизма терморегуляции (эффективного) (растения, рыбы, рептилии...). Растения понижаютt за счет интенсивного   испарения,   при   достаточном снабжении водой в пустыне- уменьшаетсяtлистьев на 15°С.

•Организмы с постоянной t тела (млекопитающие, птицы), более высокий уровень обмена веществ. Существует теплоизоляционный слой (мех, перья, жир),t=36-40°C.

•Организмы с постояннойt (еж, барсук, медведь), период активности-const tтела, зимняя спячка-значительно уменьшается (низкие потери энергии).

Также выделяют организмы, способные переносить колебания  t0  в  широких  пределах  (лишайники, млекопитающие,   северные   птицы)   и   организмы, существующие    только    при    определенных    t0 (глубоководные организмы, водоросли полярных льдов).

4)
Влажность атмосферного воздуха.

Наиболее богаты влагой нижние слои атмосферы (до высоты2 км), где концентрируется до50 всей влаги, количество водяного пара, содержащегося в воздухе, зависит отtвоздуха.

5)
Атмосферные осадки.

Это дождь, снег, град и т.д. Осадки определяют перемещение и распространение вредных веществ в окружающей среде. В общем кругообороте воды наиболее подвижны именно атмосферные осадки, т.к. объем влаги в атмосфере меняется40 раз за год. Основными условиями возникновения осадков являются: tвоздуха, движение воздуха, рельеф.

Существуют следующие зоны в распределении осадков по земной поверхности:

•Влажная экваториальная.

Осадков более2000 мм/год, например, бассейны рек Амазонка, Конго. Максимальное количество осадков — 11684 мм/год- о. Кауан (Гавайские о-ва),350 дней в году дождь. Здесь располагаются влажные экваториальные леса- самый богатый тип растительности (более50 тысяч видов).

•Сухая зона тропического пояса.


Осадков менее200 мм/год. Пустыня Сахара и т.д. Минимальное количество осадков— 0,8 мм/год-пустыня Атакама (Чили, Южная Америка).

•Влажная зона умеренных широт. Осадков более500 мм/год. Лесная зона Европы и Северная Америка, Сибирь.

•Полярная область.

Незначительное количество осадков до250 мм/год (низкаяtвоздуха, низкое испарение). Арктические пустыни с бедной растительностью.

6)
Газовый состав атмосферы.


 Состав ее практически постоянен и включает:N-78%, 0-20,9%,СО, аргон и другие газы, частицы воды, пыль.

7)
Движение

воздушных масс (ветер).

Максимальная скорость ветра примерно400 км/час-ураган (штат Нью-Гемпшир, США).

Ветровойнапор- направление ветра в сторону меньшего давления. Ветер переносит примеси в атмосфере.

8)
Давление атмосферы.

760мм ртутного столба или10 кПа.

Абиотические факторы почвенного покрова.

Почва-это поверхностный слой земной коры, который  образуется  и  развивается  в  результате взаимодействия растений, животных, микроорганизмов, горных пород и является самостоятельной экосистемой.

Важнейшим свойством почвы является плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Это свойство представляет исключительную ценность для жизни человека и других организмов. Почва является составной частью биосферы и энергии в природе, поддерживает газовый состав атмосферы.

Состав почвы:твердые частицы, жидкость (вода), газы  (воздух- О, СО),     растения,     животные, микроорганизмы, гумус.

Толщина почвы;0,5м- тундра, горы; 1,5м- на равнинах.

1
см почвы образуется примерно за100 лет.

Типы почв:

1.Арктические и тундровые(гумус до1 -3 %)

2.Подзолистые (хвойные леса, гумус до4-5 %).

3.Черноземы (степь, гумус до10 %).

4.Каштановые (в сухих степях, гумус до 4%).

5.Серо-бурые (пустыни субтропические пояса, гумус 1-1,5%).

6. Красноземы (влажный субтропический лес, гумус до6 %).

Гумус-органическое вещество почвы, образующееся в результате биохимического разложения растительных и животных остатков, которое накапливается в верхнем слое почвы. Главный источник питания растений. В гумусе также накапливаются микроэлементы. В процессе эксплуатации почв количество гумуса уменьшается, поэтому необходимо вносить различные удобрения.

Физические свойства:

1.Механический  состав  -  содержание  частиц различного диаметра.

2.Плотность.

3.Теплоемкость, теплопроводность.

4.Влагоемкость, влагопроницаемость (у песка выше влагопроницаемость, у глины- влагопроницаемость).

5.Аэрация- способность насыщения почвы воздухом (рыхление почвы).

Химические свойства:


1.Химический состав:

·         до50 %SiO-кремнезем

·         до25 %AlO -глинозем

·         до10 %-оксидыFe

·         остальное- оксиды Са, К,Mg,Р и т.д.

         2.Кислотность

3.Содержание вредных веществ (пестициды, тяжелые металлы        и т.д.)            

       Влияние кислотности на растения:

•Обитают на кислых почвах (рН

•Нейтральные (рН6,7 — 7,0) большинство культурных растений

•На щелочных почвах (рН> 7,0) степные и пустынные растения (лебеда, полынь...)

•Могут расти на любой почве (ландыш, вьюн, земляника лесная)

Абиотические факторы водной среды.

Водная оболочка Земли называется гидросферой, и включает океаны, моря, реки, озера, болота, ледники и т. д. Вода занимает преобладающую часть биосферы Земли(71 % земной поверхности). Средняя глубина- 3554м, вес 0,022 % веса планеты, площадь— 1350 млн. кв. км-океаны,35 млн. кв. км- пресные воды.

Абиотические факторы водной среды- это физические и химические свойства воды как среды обитания живых организмов.

Физические свойства:

1.
Плотность.

Плотность как экологический фактор определяет условия передвижения организмов, причем некоторые из них (головоногие моллюски, ракообразные и т.д.), обитающие на больших глубинах, могут переносить давление до400 — 500 атмосфер. Плотность воды также обеспечивает возможность опираться на нее, что особенно важно для бесскелетных форм (планктон).

2.
Температура.

      Изменениеt°в зависимости от глубины и колебания (суточные и сезонные).

      Температурный режим водоемов более устойчив, чем на суше, что связано с высокой теплоемкостью воды. Например, колебанияt°верхних слоев океана-10-15°С, более глубокие слой3 -4°С.

3.
Световой режим.

Играет важную роль в распределении водных организмов. Водоросли в океане обитают в освещаемой зоне, чаще всего на глубине до40 м, если прозрачность воды велика, то и до200 м. У Багамских островов обнаружены водоросли на глубине265 м, а туда доходит всего5*10-6солнечной радиации.

С глубиной меняется и окраска животных. Наиболее ярко и разнообразно окрашены обитатели мелководной части океана. В глубоководной зоне распространена красная окраска, здесь она воспринимается, как черный цвет, что позволяет животным скрываться от врагов. В наиболее глубоководных районах Мирового океана в качестве источника света организмы используют свет, испускаемый живыми существами (биолюминесценция).

4.Подвижность- постоянное перемещение водных масс в пространстве.

5.Прозрачность.

Зависит от содержания взвешенных частиц. Самое чистое- море Уэддела в Антарктиде, видимость80м (прозрачность дистиллированной воды).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Химические свойства:

1.Соленость воды- содержание растворенных сульфатов, хлоридов, карбонатов. В  океане 35 г/л солей. Черное море— 19 г/л.

Пресноводные виды не могут обитать в морях, а морские- в реках. Однако, такие рыбы, как лосось, сельдь всю жизнь проводят в море, а для нереста поднимаются в реки.

2.Количество растворенногоО иСО.  О- для дыхания.

3.Кислая, нейтральная, щелочная среда.

Все обитатели приспособились к определенным кислотно-щелочным условиям.  Их  изменение  в результате загрязнения может привести к гибели организмов.



Биотические факторы.

Биотические факторы-это совокупность влияний жизнедеятельности  одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую природу.

Классификация биотических взаимодействий:

1.  Нейтрализм- ни одна популяция не влияет на другую.

2.  Конкуренция- это использование ресурсов   (пищи,   воды,   света, пространства)   одним   организмом, который  тем   самым   уменьшает доступность этого ресурса ддя другого организма.

Конкуренция бывает внутривидовая и межвидовая. Если   численность   популяции   невелика,   то внутривидовая конкуренция выражена слабо и ресурсы имеются в изобилии. При высокой плотности популяции интенсивная внутривидовая конкуренция снижает наличие ресурсов до уровня, сдерживающего дальнейший рост, тем самым регулируется численность популяции.

Межвидовая конкуренция-взаимодействие между популяциями, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживаемости. При завозе в Британию из Северной Америки каролинской белки уменьшилась численность обыкновенной белки, т.к. каролинская белка оказалась более конкурентоспособной.

Конкуренция бывает прямая и косвенная.

Прямая-          это внутривидовая конкуренция, связанная с борьбой за место обитания, в частности защита индивидуальных участков у птиц или животных, выражающейся в прямых столкновениях. При недостатке ресурсов возможно поедание животных особей своего вида (волки, рыси, хищные клопы, пауки, крысы, щука, окунь и т.д.)

Косвенная-    между кустарниками и травянистыми растениями в Калифорнии. Тот вид, который обосновался первым, исключает другой тип. Быстро растущие травы с глубокими корнями снижали содержание влаги в почве до уровня непригодного для кустарников. А высокой кустарник затенял травы, не давая им произрастать из-за нехватки света.

3.Паразитизм- один организм (паразит) живёт за счёт питания тканями или соками другого организма (хозяина), тесно связан в своём жизненном цикле. Паразитов различают по месту обитания:

•находятся на поверхности хозяина. Блохи, вши, клещи- животные. Тля, мучнистая роса- растения. У паразита имеются специальные приспособления (крючки, присоски и т.п.)

•внутри хозяина. Вирусы, бактерии, примитивные грибы- растения. Глисты- животные. Высокая плодовитость. Не приводят к гибели хозяина, но угнетают процессы жизнедеятельности

4.Хищничество- поедание одного организма (жертвы) другим организмом (хищником).

Хищники могут поедать травоядных животных, и также слабых хищников. Хищники обладают широким спектром питания, легко переключаются с одной добычи на другую более доступную.

Хищники часто нападают на слабые жертвы. Норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает.

Поддерживается экологическое равновесие между популяциями жертва-хищник.

5.Симбиоз- сожительство двух организмов разных видов при котором организмы приносят друг другу пользу. По степени партнерства симбиоз бывает:

Комменсализм-один организм питается за счет другого, не нанося ему вреда. Рак- актиния. Актиния прикрепляется к раковине, защищая его от врагов, и питается остатками пищи.

Мутуализм-оба организма получают пользу, при этом они не могут существовать друг без друга. Лишайник- гриб+ водоросль. Гриб защищает водоросль, а водоросль кормит его.

В естественных условиях один вид не приведёт к уничтожению другого вида.

Экосистема.

Экосистема-это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.

Термин предложен в1935 году английским экологом Тексли. Самая большая экосистема- биосфера Земли, далее по уменьшению: суша, океан, тундра, тайга, лес, озеро, пень от дерева, горшок с цветами.




1. Экосистема океана.

Одна из самых больших экосистем(94 % гидросферы). Жизненная среда океана непрерывна, в ней отсутствуют границы, препятствующие расселению живых организмов (на суше  граница- океан между материками, на материке- реки, горы и т.п.). В океане вода находится в постоянном движении. Существуют горизонтальные и вертикальные течения. В воде растворено— 48-10 т солей.

Эти физико-химические особенности создают благоприятные условия для образования и развития разнообразных организмов. В океане насчитывается:

• 160 000видов животных(80 тыс. моллюсков,20 тыс. ракообразных,16 тыс. рыб,15 тыс. простейших).

•10 000видов растений. В основном различные виды водорослей.

Однако органическая жизнь распределяется по горизонтали и вертикали неравномерно. В зависимости от а биотических факторов (световой режим,t,солёность и т.д.) океан подразделяют на несколько зон.

 *         В зависимости от освещения:

•верхняя освещаемая- до200 м (эвфотическая)

•нижняя, лишённая света- свыше200 м (афотическая)

*         Экосистема океана также делится на:

•толща воды (пелагиаль)

•дно (бенталь)

*        В зависимости от глубины:

•до200 м (литоральная зона)

•до2500 м (батиальная зона)

•до6000 м (абиссальная зона)

•более6000 м (ультраабиссальная зона)

В открытом океане по сравнению с прибрежной зоной пища менее сконцентрирована, поэтому здесь разнообразны активно плавающие организмы (рыбы, кальмары, акулы, киты и т.д.).

Пищевая цепь: фитопланктон- зоопланктон- планктоноядные рыбы - хищные рыбы- детритофаги (бактерии, которые живут в основном на дне).

2.
Прибрежная зона.

Прибрежная зона имеет оптимальные условия для жизни по сравнению с открытым океаном (свет,t, достаточное количество питательных веществ и др.)- поэтому здесь наблюдается максимальное видовое разнообразие флоры и фауны (до80 %).

Пищевая цепь: аналогично п.1.

3. Глубоководная рифтовая зона океана.

Открыта в1977 году в зоне подводного хребта Тихого океана к северо-востоку от Галапагосских островов. Здесь на глубине2600 м существуют «оазисы жизни»- гигантские черви (до1,5 м), крупные белые моллюски, креветки, крабы, отдельные виды рыб. Поражает очень высокая плотность биомассы -до15 кг/м, в других местах на такой же глубине- до0,01 кг/м (в1500 раз больше).

Глубоководная зона характеризуется полной темнотой, огромным давлением. Адаптация- редукция плавательного пузыря, органов зрения, развитие органов свечения и т.п.

Рифтоваязона- кроме полной темноты, высокое содержание сероводорода и ядовитых металлов, имеются выходы термальных источников. Аналогичные участки встречаются в других районах океана.

В данной экосистеме серные бактерии играют роль растений, используя вместо солнечного света сероводород и соединения серы (хемосинтез).

Серобактерии- первое звено в пищевой цепи, далее- погонофоры, внутри тела которых обитают бактерии, перерабатывающие сероводород и поставляющие организму необходимые питательные вещества. Также в симбиозе с серобактериями существуют моллюски.

4.
Пресноводная экосистема. Например: пруд.

Пищевая цепь: зелёные растения (кувшинки, кубышка, тростник), водоросли    фитопланктона    -    зоопланктон    (ракообразные) растительноядные рыбы- хищные рыбы (карп)- хищные рыбы (щука).

5.
Экосистема пустыни. Осадки менее250 мм/год

Распространение: Африка (Сахара), Ближний Восток, Центральная Азия, юго-запад США и т.д. Климат: очень сухой, жаркие дни, холодные ночи
Бывают:

               -песчаные (Кара-Кум)                                      -тропические

               -каменистые (Сахара)                                       -умеренные

               -глинистые (Гоби)                                            -арктические


Растительность:редкостойный кустарник, кактусы, низкие травы, быстро покрывающие землю цветущим ковром после дождей. У растений обширная поверхностная корневая система, перехватывающая влагу редких осадков, или стержневые корни, проникающие до грунтовых вод (30 м. и более).

Животный мир;разнообразные грызуны (суслик, тушканчик), ящерицы, змеи, орлы, грифы, много мелких птиц, насекомые. Особенности: занимают1/3 поверхности и площадь их возрастает.

6.
Саванны.

Осадки— 750 — 1650мм/год, главным образом во время сезонных дождей.

Распространение-субэкватриальная Африка, Южная Америка, юг Индии.

Климат-сухой, жаркий, большую часть года обильные дожди в течении влажного сезона.

Растительность-трава с редкими листопадными деревьями (акация, кактусы).

Животный мир-крупные растительноядные животные- зебры, антилопы, жирафы, хищники- львы, леопарды, гепарды, термиты (детритофаги).

7.
Степи. Осадки— 250 — 750мм/год

Распространение-центр Северной Америки, Россия, отдельные районы Африки, Австралии.

Климат-сезонный. Лето- от умеренно тёплого до жаркого. Зима-tC.

Растительность-травы (до2 м. в Северной Америке или

Животный мир-крупные травоядные- бизоны, антилопы, дикие лошади, кенгуру) жирант, зебры, хищники- львы, леопарды, гепарды, гиены, птицы, мелкие роющие млекопитающие- кролик, суслик.

Особенности-большинство степей превращено в с/х поля-кукуруза, пшеница, соя, пастбища- овцы, рогатый скот.

8.
Тропические влажные леса. Осадки-более2400 мм/год, почти каждый день дождь.

Распространение-север Южной Америки, Центральная Америки, экваториальная Африка, юго-восточная Азия.

Климат-без смены сезонов, среднегодовая температура приблизительно равна28 С.

Растительность-Самая большая по разнообразию видов и биомассе растений экосистема.    Леса с деревьями до 60м. и выше (красное дерево, шерстяное, шоколадное, бальзовое, леопардовое дерево, сандал). На стволах, ветвях- лианы.

Животный мир-очень разнообразен. Обезьяны, змеи, ящерицы, белки-летяги, лягушки, пауки, муравьи, попугаи, колибри, насекомые (много).

Особенности-почвы бедные, большая часть питательных веществ содержится в биомассе поверхностно укоренённой растительности.

9.
Лиственные леса. Осадки— 750 -2000 мм/год.

Распространение-восток Северной Америки, Европа, Россия.

Климат-сезонный. Зимниеt С.

Растительность   -   листопадные   деревья.   Характеризуются многоярусностью. Деревья- дуб, липа, клён, ясень... Кустарники, травы, мхи, лишайники.

Животный мир-олень, косуля, кабан, заяц, ёж, волк, лиса, рысь. Птицы- тетерев, глухарь, рябчик, дрозд, дятел, синица, сова, сокол В почве- кроты, землеройки, черви, нематоды, клещи...

Особенность-адаптация к сезонному климату- сброс листьев, зимняя спячка, миграция в    тёплые страны.

10.
Тайга. Осадки— 250 — 750мм/год.

Распространение-северные районы Северной Америки, Европы, Азии.

Климат-сезонный. Долгая холодная зима, много осадков в виде снега (сохраняет тепло в почве).

Растительность-вечнозелёные хвойные- кедр, сосна, ель, пихта, лиственница.

 Животный мир-травоядные- лось, олень, заяц, белка, грызуны. Хищники- рысь, волк,   лиса, медведь, норка, росомаха. Множество птиц- рябчик, глухарь, дятел... Кровососущие— 40 видов мошек.

Особенности-много озёр и болот, толстая подстилка из хвои.

11. Тундра.

 Осадки-менее250 мм/год.

Распространение-север Евразии и Северной Америки.

  Климат-сезонный. Очень холодная длинная зима (полярная ночь). Среднегодовая        температура ниже-15 С. Летом вечная мерзлота оттаивает всего на метр.

Растительность-мхи, лишайники, травы, низкорослые кустарники (адаптация- холодостойкость), голубика, морошка, брусника.

Животный мир-мелкие млекопитающие сурки, суслики, лемминги. Хищники- песец,   горностай, волк, сова. Северный олень, зайцы. Множество птиц- гуси, куропатки, утки, кулики. Комары, оводы, пауки.

  Особенности- болотистые почвы.

Все экосистемы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Люди со своими культурными растениями и домашними животными образуют экосистему человека, которая взаимодействует со всеми другими экосистемами планеты..

Биотическая структура экосистемы.

Несмотря на громадное разнообразие экосистем- от тропических лесов до пустынь, леса, болота, озера, по мнению экологов им свойственна одинаковая биотическая структура. Все экосистемы включают  одни и те  же  основные  категории  организмов, взаимодействующих друг с другом, стереотипным образом. Это следующие категории: зелёные растения, консументы, детритофаги.

1.
Зелёные растения.

Это в основном зеленые растения (одноклеточные водоросли, травы, деревья, и т.д.).

Фотосинтез-это химическая реакция, протекающая при участии хлорофилла клетки зеленых растений за счет солнечной энергии. СО2 из воздуха, Н2О из почвы и солнечная энергия- получается глюкоза( простейший из Сахаров) иО. Фотосинтез идет в каждой клетке зеленых листьев.
              6
СO2+6 Н2O

+
Q=
C6H12O6
+6O6

О2выделяется в атмосферу. Из глюкозы и минеральных элементов из почвы растения синтезируют сложные вещества, входящие в состав организма (белки, жиры, углеводы, ДНК и т.д.).
                                                                                                                      О





Т.о. растения продуцируют сложные органические соединения из простых неорганических (СO, НО). При этом солнечная энергия накапливается в органических соединениях наряду с химическими элементами.

2.
Консументы.

Животные питаются органическими веществом, используя его как источник энергии и материал для формирования своего тела. Т.е. зелёные растения продуцируют пищу для других организмов экосистемы. К консументам относятся рыбы, птицы, млекопитающие... и человек. уровням

Животные, питающиеся непосредственно растениями, называются первичными консументами (растительноядные). Их самих употребляют в пищу вторичные консументы (хищники). Бывают консументы третьего, четвёртого и более высоких порядков. Заяц ест морковь- первичный консумент, лиса, съевшая зайца- вторичный консумент. Человек- ест овощи- первичный консумент, а мясо- вторичный, хищную рыбу (щуку) - третьего порядка. Т.е. организм может соответствовать различным и называется-всеядный.

3.
Детритофаги.

Это организмы, которые питаются мёртвыми растительными и животными остатками (опавшие листья, фекали, мёртвые животные- это называется детрит).

Это грифы, гиены, черви, раки, термиты, муравьи, грибы, бактерии и т.д. Их главная роль- питаясь мёртвой органикой детритофаги разлагают её. Отмирая, сами становятся частью детрита.

Некоторые организмы не укладываются в эту схему. Например: насекомоядные растения. Они улавливают насекомых, частично переваривают их с помощью ферментов и органических кислот, в результате чего восполняют недостаток азота и других питательных веществ. В России— 20 видов (венерика мухоловка, саррацения, росянка). Обитают в местах с недостаткомN,Р, К (болота- очень бедны питательными веществами).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Пищевая сеть. Трофические уровни.

При изучении биотической структуры экосистемы становится очевидным, что одно из важнейших взаимоотношений между организмами- это пищевое. Можно проследить бесчисленные пути движения вещества в экосистеме, при котором один организм поедается другим, а тот- третьим и т.д.

Пищевая цепь-это путь движения вещества (источник энергии и строительный материал) в экосистеме от одного организма к другому.

Растениекорова

Растение корова человек

Растение кузнечик мышь лиса орёл

Растение жук лягушка змея птица

      обозначает направление движения.

В природе пищевые цепи редко изолированы друг от друга. Гораздо чаще представители одного вида (растительноядные) питаются несколькими видами растений, а сами служат пищей для нескольких видов хищников. Перенос вредных веществ в экосистеме.

Пищевая сеть-это сложная сеть пищевых взаимоотношений.

                                         Детритофаги

      Орёл                                                                         Детритофаги                                   V

          Лиса                             Человек                          Орёл                   Детритофаги                              IV

        Мышь               Заяц                     Корова                  Человек               Детритофаги             III

                                                                                                                                                             II

Пшеница                               Трава                       Яблоня                                                     I

Несмотря на многообразие пищевых сетей, они все соответствуют общей схеме: от зелёных растений к первичным консументам, от них к вторичным консументам и т.д. и к детритофагам. На последнем месте всегда стоят детритофаги, они замыкают пищевую цепь.

Трофический уровень-это совокупность организмов, занимающих определённое место в пищевой сети.

Iтрофический уровень- всегда растения,

IIтрофический уровень- первичные консументы

IIIтрофический уровень- вторичные консументы и т.д.

Детритофаги могут находиться наII и выше трофическом уровне.

Обычно в экосистеме насчитывается3-4 трофических уровня. Это объясняется тем, что значительная часть потребляемой пищи тратится на энергию(90 — 99 %), поэтому масса каждого трофического уровня меньше предыдущего. На формирование тела организма идет относительно немного(1 — 10 %.Соотношение между растениями, консументами, детритофагами выражают в виде пирамид.

Пирамида биомассы-показывает соотношение биомасс различных организмов на трофических уровнях.

Пирамида энергии-показывает поток энергии через экосистему. (см.рис.)

Очевидно, что существование большего числа трофических уровней невозможно, из-за быстрого приближения биомассы к нулю.






III                                              3,5 дж                                         вторичный консумент (волк)




II                                               500 дж                                        первичный консумент (корова)




I                                               6200 дж                                        растения
       

                                              2,6*10дж                                     поглощено солнечной энергии
 

                                             1,3*10дж                                     падает на поверхность земли на


                                                                                                    некоторую площадь         






                                                                                                   Пирамида энергии





III                        10 кг                  лиса (1)
II                        100 кг                     заяц (10)
I                        1000 кг                    растения на лугу (100)







                                                                                                   Пирамида биомассы.



Автотрофыи гетеротрофы.

Автотрофы-это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию.

К ним относятся растения( только растения). Они синтезируют из СО, НО (неорганические молекулы) под воздействием солнечной энергии- глюкозу (органические молекулы) и О. Они составляют первое звено в пищевой цепи и находятся на1 трофическом уровне.

Гетсротрофы
-это организмы, которые не могут строить собственное тело из неорганических соединений, а вынуждены использовать созданное автотрофами, употребляя их в пищу.

К ним относятся консументы и детритофаги. И находятся наII и выше трофическом уровне. Человек тоже гетеротроф.

Вернадскому принадлежит идея, что возможно превращение человеческого общества из гетеротрофного и автотрофное. В силу своих биологических особенностей человек не может перейти к автотрофности, но общество в целом способно осуществить автотрофный способ производства пищи, т.е. замена природных соединений (белки, жиры, углеводы) на органические соединения, синтезированные из неорганических молекул или атомов.
Изменение вещества и энергии в организмах.

Зелёные растения.

В растениях происходит процесс фотосинтеза, при котором из СО, НО и солнечной энергии получаются глюкоза иО. При этом солнечная кинетическая энергия превращается в потенциальную энергию молекул глюкозы. Глюкоза- это органическая молекула с высокой потенциальной энергией. Из солнечной энергии около2 % превращается в потенциальную энергию молекул глюкозы.

Глюкоза в растениях выполняет2 функции:

1.Служит строительным материалом тела, т.е. из глюкозы образуются сложные органические молекулы (крахмал, целлюлоза, липиды, белки, нуклеиновые кислоты).

2.   Источник энергии для всех процессов жизнедеятельности растений, т.е. построение тканей, поглощение питательных элементов из почвы, дыхание.

                                                                                                                 О                                                                                                                       

                                                                                           

             Фотосинтез                     Глюкоза




                       

                      Клеточное                   Строительство

СО                 дыхание                           тканей




                        

                         Энергия

                                                                                                                 СО

                                                                                                                                   

                                                                                          Заяц               Лиса






НО                                                                                                  скременты

С6Н12О6+ О2Þ6СО2+ 6H2О+Q

Процесс расщепления органических молекул с выделением энергии называется клеточным дыханием. Т.е. молекула глюкозы в присутствии кислорода разрушается доÑО, НО с выделением энергии. Данный процесс идёт в каждой клетке и в целом противоположен фотосинтезу.

Травы- энергия40-50%

Деревья— 70-80% (в основном на дыхание)

 Продуктивность экосистем, т/м2×
год:

•Влажные тропические леса -   2200, лиственные леса– 1200, тайга– 800, тундра– 140, пустыни— 90, озера, реки— 250,океан- 80

Т.о. только часть глюкозы используется растением для своего роста, а другая часть вновь разрушается с выделением энергии, необходимой для протекания физиологических процессов.

 Консументы.


Животным свойственна активная выработка кинетической энергии (движение, бег, поддержание постоянной температуры тела, дыхание и т.д.). Источник энергии- потенциальная энергия органических молекул, потребляемых в составе пищи. Значительная часть пищи(90 — 99 %) разрушается с высвобождением энергии, обеспечивающий все функции организма и теряющейся в конце концов в виде выделяемого телом тепла.

Строительная роль пищи.

Часть съеденной, переваренной и поступившей в кровь пищи служит сырьём для роста и обновления тканей тела. Для этого также необходимые определённые витамины и микроэлементы(Fe,Си,Mn, Zn). Если в пище нет какого-либо из необходимых ингредиентов, сколько бы калорий не содержала пища, неизбежны функциональные расстройства.

Неусвояемое вещество.

Часть пищи не переваривается и просто проходит через пищеварительный тракт и выводится в виде фекалий или экскрементов.

Детритофаги-аналогично консументам.

                                                                  рост тканей тела.

Пища                                                     клеточное дыхание                          О

органическое                                (энергия)  вещество с высокой

потенциальной энергией                                                         СО

НО,N,Р... (с мочой)

экскременты

Т.о. происходит превращение энергии из одной формы в другую, а именно солнечной энергии в потенциальную энергию, запасаемую растениями, а её-в другие виды по мере прохождения по пищевой цепи. На каждом трофическом уровне часть потенциальной энергии пищи расходуется на жизненные функции и часть теряется в виде тепла. Т.е. происходит поток энергии через систему.

                          Зелёные                     Первичные                           Вторичные

                          растения                    консументы                           консументы




                                                            Детритофаги               

   

            Минеральные

             вещества                                               Тепло   
        энергия

----  вещество
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Принцип функционирования экосистем.


1.Получение ресурсов и избавление от отходов происходят в рамках кругооборота всех элементов. Мы видим как четко взаимодействуют растения, консументы и детритофаги, поглощая и выделяя различные вещества. Органика и кислород, образуемые при фотосинтезе в растениях, нужны консументам для питания и дыхания. А выделяемый консументами СО и минеральные вещества мочи- необходимы растениям.

2.Экосистемы существуют за счёт не загрязняющей среду и практически вечной солнечной энергии, количество которой относительно постоянно и избыточно.

Солнечная энергия  химическая потенциальная энергия растений (передаётся по пищевым цепям) теряется в виде тепла

Избыток- растения используют0,5% от падающей на Землю

Вечная- несколько млрд. лет

3. Чем больше биомасса популяции, тем ниже занимаемый его трофический уровень(99 % на энергию).

Закон лимитирующего фактора.

Для разных видов растений и животных условия, в которых они особенно хорошо себя чувствуют, неодинаковы. Например, одни растения предпочитают очень влажную почву, другие- сухую. Одни требуют сильной жары, другие лучше переносят более холодную среду и т.п. В лабораторных экспериментах эти различия проявляются особенно четко.

Проведены  следующие  лабораторные  исследования.  Растения выращивают в различных камерах, где контролируются все абиотические факторы. При этом один фактор изменяется, а остальные остаются неизменными. В данном случае изменяется температура / Результаты показывают, что по мере повышения температуры от некоторой величины, ниже которой рост вообще не возможен,,. растение развивается всё лучше и лучше, пока скорость роста не достигнет максимального значения. При дальнейшем повышении температуры растение будет чувствовать себя всё хуже и хуже и в конечном итоге погибнет. Графически это можно изобразить следующим образом .

Скорость

  роста





                                                                                                                                                  t,С




                                     8                               18                    28                               38

                                                 Зона                        Зона                    Зона

                                               стресса                 оптимума              стресса




                                                                   Диапазон устойчивости

                                       






                 Нижний предел                                                                                    Верхний предел                   

У каждого фактора, влияющего на рост, размножение и выживание организма, есть оптимум, зона стресса и далее зона, в которой существование данного организма не возможно.

Зона оптимума-это обычно диапазон температур, а не конкретная величина т.е. диапазон температур, при которых максимальна скорость роста.

Слева и справа от зоны оптимума находятся зоны стресса, в них растение испытывает стресс с скорость роста резко уменьшается.

Диапазон устойчивости-диапазон температур, в котором возможен рост растения.

Предел устойчивости-минимальная и максимальная температура пригодная для жизни.

Сходные эксперименты можно провести и дня проверки влияния других факторов, причём результаты графически всегда одинаковы.

Подобные эксперименты показывают, что виды могут существенно различаться с точки зрения оптимальных условий и пределов устойчивости. Например, количество воды оптимальное для одного вида вызывает стресс у другого и приводит к гибели третий вид. Некоторые растения вообще не переносят заморозков(t

В описанном выше эксперименте изменялся только один фактор, а остальные как бы соответствовали зоне оптимума. Таким образом мы наблюдали действие закона лимитирующего фактора.

Даже единственный фактор за пределами своего оптимума приводит к стрессовому состоянию организма, а в пределе- к его гибели.

Такой фактор называется лимитирующим. Это относится к любому влияющему на рост параметру, которого «слишком мало» или «слишком много». Например, гибель растений вызывается и чрезмерным поливом и избытком удобрений, так и недостатком воды и питательных веществ. Это известно садоводам.

Закон лимитирующего фактора был сформулирован Либихом в1840 году в ходе его наблюдений за влиянием на растения минеральных удобрений. Он обнаружил, что ограничение дозы любого удобрения ведёт к одинаковому результату- замедлению роста.

Дальнейшие наблюдения показали, что он относится ко всем влияющим на организм абиотическим и биотическим факторам. Это может быть и конкуренция, хищничество и паразитизм.



Кругооборот веществ в биосфере.


Процессы фотосинтеза органических веществ продолжаются сотни миллионов лет. Но поскольку Земля конечное физическое тело, то любые химические элементы также физически конечны. За миллионы лет они должны, казалось бы, оказаться исчерпанными. Однако этого не происходит. Более того, человек постоянно интенсифицирует этот процесс, повышая продуктивность созданных им экосистем.

Все вещества на нашей планете находятся в процессе биохимического кругооборота веществ. Выделяют2 основных кругооборота большой или геологический и малый или химический.

Большой кругооборотдлится миллионы лет. Он заключается в том, что горные породы подвергаются разрушению, продукты разрушения сносятся потоками воды в Мировой океан или частично возвращаются на сушу вместе с осадками. Процессы опускания материков и поднятия морского дна в течении длительного времени приводят к возвращению на сушу этих веществ. И процессы начинаются вновь.

Малый кругооборот,являясь частью большого, происходит на уровне экосистемы и заключается в том, что питательные вещества почвы, вода, углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и жизненные процессы. Продукты распада почвенной микрофлоры вновь разлагаются до минеральных компонентов, доступных растениям и вновь вовлекаются в поток вещества.

Кругооборот химических веществ из неорганической среды через растения и животные обратно в неорганическую среду с использованием солнечной энергии химической реакций называется биохимическим циклом.

Содержание химических элементов в теле человека.

О-62,81%, С-19,37%, H-9,31%,N-5,14%,Ca-1,38%, Р-0,64%,S-0,63%,Na-0,26%,К-0,22%,CI-0,18%,Mg-0,04%, F-0,009%, Fe-0,005 %, Mn-0,0001%.

Микро
и макро элементы.

Человек :




Макро:   - С, Н,N,О,S,Р.




 Микро:  — Cu, Mn, Fe, Zn, Mo, F, I, Se.
Растения:

        Микро       для фотосинтеза— Mg, Fe, Zn, V, Cl.
1
.Кругооборот углерода.

Сложный механизм эволюции на Земле определяется химическим элементом «углерод». Углерод- составная часть скальных пород и в виде СО- часть атмосферного воздуха. ИсточникиСО - вулканы, дыхание, лесные пожары, сжигание топлива, промышленность и др.

Атмосфера интенсивно обменивается СО с мировым океаном, где его в 60 раз больше, чем в атмосфере, т.к.СО хорошо растворяется в воде (чем ниже температура- тем выше растворимость, т.е.СОбольше в низких широтах). Океан действует как гигантский насос: поглощаетСО в холодных областях и частично «выдувает» в тропиках.

Избыточное количествоСО  в океане соединяется с водой, образуя угольную кислоту. Соединяясь с Са, К,Na, образует стабильные соединения в виде карбонатов, которые оседают на дно.

Фитопланктон в океане в процессе фотосинтеза поглощаетСО. Умирая, организмы попадают на дно и становятся частью осадочных пород. Это показывает взаимодействие большого и малого кругооборота веществ.

 



                                         Фотосинтез                Глюкоза




  СО

 



                                                                                                          Заяц            Лиса           




          НО




                                                     

                             
                                                                                                      






                                                                                                                                                                                                                                                                

                                     СО                                                                                   СО






Углерод С из молекулыСО2в ходе фотосинтеза включается в состав глюкозы, а затем в состав более сложных соединений, из которых построены растения. В дальнейшем они переносятся по пищевым цепям и образуют ткани всех остальных живых организмов в экосистеме и возвращаются в окружающую среду в составе СО2.

Также углерод присутствует в нефти и угле. Сжигая топливо, человек также завершает цикл углерода, содержащегося в топливе- так возникает био- технический кругооборот углерода.

Оставшаяся масса углерода находится в карбонатных отложениях дна океана (1,3-10т), в кристаллических породах (1-10т), в угле и нефти (3,4- 10т). Этот углерод принимает участие в экологическом кругообороте. Жизнь на Земле и газовый баланс атмосферы поддерживается относительно небольшим количеством углерода (5-10т).

2.
Кругооборот фосфора.

Этот элемент входит в состав генов и молекул, переносящих энергию внутри клеток, в костную ткань. В различных минералах фосфор содержится в виде ионов PO. Фосфаты растворимы в воде, но не летучи. Растения поглощают ионы POиз водного раствора и включают в состав различных органов соединений. По пищевым цепям он переходит от растений к другим организмам. На каждом этапе фосфор может быть выведен из организма в составе мочи.

Разница с кругооборотом углерода- в кругообороте углерода есть газообразная фаза(СО2), у фосфора- газовой фазы нет.

Фосфаты циркулируютв экосистеме лишь в том случае, если содержащие фосфор отходы жизнедеятельности откладываются в местах поглощения данного элемента. В естественных экосистемах так и происходит. Фосфор может также поступать с моющими средствами и удобрениями.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.