--PAGE_BREAK--РИСКИ НЕВЫПОЛНЕНИЯ
За период с 2010 по 2012 годы прогнозируется рост численности постоянного населения в 1,3 раза, рост валового регионального продукта — в 1,8 раза, рост объема строительных работ — в 6 раз, рост объема продукции сельского хозяйства — почти в 2 раза.
Прогнозируемый рост экономики Калининградской области неизбежно приведет к соответствующему росту выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водоемы Калининградской области, росту водопотребления, а также производства опасных отходов.
В связи с интенсивным развитием промышленности, строительства, сельского хозяйства прогноз объемов сбросов загрязненных вод в водоемы и прогноз объемов выбросов в атмосферный воздух представлены в таблице:
Источники загрязнения
Ед. измерения
2008
2009
2010
2011
2012
Автотранспорт
тыс. т/год
202
210
224
248
259
Стационарные источники
тыс. т/год
34,6
38,2
41,7
43,4
52,8
Сброс сточных вод в водоемы,
млн. куб. м/год
144
159
174
181
220
Рост загрязнения атмосферного воздуха, особенно в городах, отразится на здоровье населения, увеличивая количество заболеваний органов дыхания и болезней сердца и сосудов. Увеличение сбросов загрязняющих веществ в заливах приведет к ухудшению качества питьевой воды, росту числа желудочно-кишечных заболеваний.
МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа согласуется с основными положениями долгосрочной экономической и социальной политики Калининградской области и включает в себя следующие направления:
1) регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на качество окружающей среды Калининградской области;
2) охрана и восстановление лесных, водных ресурсов и водных объектов Калининградской области;
3) охрана и рациональное использование недр Калининградской области;
4) сохранение биологического разнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий Калининградской области;
5) экологическое образование и просвещение населения Калининградской области
6) природоохранные мероприятия, реализуемые в рамках проектов приграничного сотрудничества.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Целью направления является улучшение состояния окружающей среды Калининградской области, предотвращение деградации природных комплексов и снижение воздействия экологически неблагоприятных факторов на здоровье населения.
Намеченная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1) внедрение в производство современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду;
2) строительство и реконструкция сооружений по очистке промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод в водные объекты в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе;
3) предотвращение деградации земель и почвенного покрова;
4) осуществление работ по реабилитации химического загрязнения земель, в первую очередь земель, загрязненных нефтепродуктами;
5) рекультивация нарушенных земель;
6) формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей природной среды и природных ресурсов;
7) обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией о состоянии окружающей среды и источников загрязнения;
8) создание автоматизированной сети экологического контроля за выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта, оснащение их необходимым современным оборудованием;
9) оснащение стационарных источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в водные объекты необходимым оборудованием с целью контроля.
Государственный экологический мониторинг рассматривается как система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды и средство информационного обеспечения для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений. Основные цели государственного экологического мониторинга состоят:
1) в своевременном выявлении и прогнозировании развития негативных процессов, влияющих на качество окружающей среды, ее состояние, разработку и реализацию мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
2) в оценке эффективности осуществляемых мероприятий по охране окружающей среды;
3) в информационном обеспечении управления в области использования и охраны окружающей среды, в том числе для контроля и надзора за использованием природных объектов и их охраной.
Задачами территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калининградской области являются:
1) обеспечение функционирования системы наблюдений за состоянием окружающей среды и происходящими в ней изменениями, источниками антропогенных воздействий;
2) проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды;
3) прогнозирование изменения экологической обстановки Калининградской области;
4) организация и ведение банка данных об окружающей среде и природных ресурсах;
5) сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровья населения (с учетом субъективной оценки этих факторов);
6) формирование текущей картины состояния окружающей среды;
7) выявление факторов экологического неблагополучия региона, в том числе источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
8) подготовка информации, необходимой для принятия управленческих решений, соответствующих экологической обстановке.
Основными мерами реализации направления являются:
1) создание нормативно-методической базы функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды Калининградской области;
2) разработка регламента по обмену экологической информацией между участниками системы государственного экологического мониторинга;
3) издание ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды на территории Калининградской области.
ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕСНЫХ, ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Основными целями направления в части сохранения лесных ресурсов являются:
1) сохранение и воспроизводство лесов;
2) повышение их устойчивости и продуктивности;
3) рациональное и неистощительное использование лесных ресурсов;
4) повышение эффективности охраны лесного фонда.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;
2) обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития.
Необходимыми мерами реализации этих задач являются:
1) воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;
2) охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии, проведение профилактических (предупредительных) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров, улучшение технического обеспечения противопожарной охраны лесов;
3) улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания.
Целями направления по сохранению водных ресурсов и водных объектов являются:
1) восстановление экологического благополучия водных объектов;
2) обеспечение потребностей экономики и населения Калининградской области водой высокого качества;
3) повышение уровня надежности, безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
4) снижение ущерба от вредного воздействия вод.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1) в сфере водообеспечения объектов экономики и населения — реконструкция и строительство сооружений для регулирования стока, водозаборных сооружений;
2) в сфере защиты населения от вредного воздействия вод — осуществление берегозащитных, берегоукрепительных мероприятий; ликвидация последствий вредного воздействия вод;
3) в сфере восстановления и охраны водных объектов — осуществление комплекса мероприятий по снижению поступления загрязняющих веществ в водные объекты;
4) в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений — ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, их оперативное обследование;
5) в сфере информационного и научного обеспечения деятельности по восстановлению и охране водных объектов — развитие наблюдательной сети на водных объектах, разработка научных обоснований для эффективного управления водным фондом.
ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель направления — охрана от истощения запасов полезных ископаемых, а также предупреждение вредного воздействия недр на окружающую среду при их освоении.
Основные задачи:
1) полное, комплексное геологическое изучение недр;
2) соблюдение установленного порядка пользования недрами;
3) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров;
4) предупреждение самовольной и необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
5) предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ.
СОХРАНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель создания системы особо охраняемых природных территорий — сохранение (восстановление) жизнеобеспечивающих функций природных комплексов Калининградской области для стабилизации и повышения качества окружающей среды, ее природно-ресурсной продуктивности как фундаментальных основ качества жизни и устойчивого развития.
Основными целями направления являются:
1) сохранение и восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;
2) сохранение и увеличение численности объектов охоты и рыболовства;
3) развитие системы особо охраняемых природных территорий Калининградской области.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1) наладить устойчивую систему ведения мониторинга редких и исчезающих видов растительного и животного мира;
2) издать и вести Красную книгу Калининградской области;
3) обеспечить правовую базу охраны редких и исчезающих видов растений и животных;
4) наладить гибкую и эффективную систему регулирования охоты на животных;
5) обеспечить научно обоснованную организацию сети охраняемых территорий Калининградской области и отработать механизм управления ею;
6) обеспечить соблюдение всеми субъектами природопользования охранного режима ООПТ;
7) уточнить и обустроить границы всех ООПТ на территории Калининградской области;
8) укрепить материально-техническую базу ООПТ;
9) утвердить список подлежащих особой охране редких и исчезающих видов животных Калининградской области;
10) утвердить порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, на территории Калининградской области.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Наряду с экономическими факторами все большее стратегическое значение приобретают экологическое образование, воспитание и просвещение населения Калининградской области, способствующие реализации общегосударственной экологической политики.
Цели направления состоят в:
1) формировании экологической культуры населения Калининградской области;
2) содействии органам образования в реализации системы непрерывного экологического образования и просвещения населения;
3) обеспечении права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды.
Основными мерами реализации направления являются:
1) организация и управление экологическим образованием и просвещением населения;
2) содействие в разработке научно-методического обеспечения экологического образования и просвещения населения;
3) информационная поддержка экологического образования и просвещения населения;
4) формирование многоуровневой системы всеобщего экологического воспитания, просвещения и образования, включающей следующие блоки:
· дошкольное экологическое образование;
· экологическое образование в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях;
· обязательное экологическое образование в вузах для студентов всех специальностей;
· система послевузовского экологического образования и переподготовки руководящих кадров органов власти всех уровней, организаций;
5) формирование сети центров экологического просвещения в муниципальных образованиях Калининградской области.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой, бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов и муниципальных образований области.
Организация реализации Программы возлагается на органы исполнительной власти Калининградской области, уполномоченные осуществлять мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию.
Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Калининградской области, утверждающими перечни конкретных мероприятий с объемами финансирования из областного бюджета, в пределах ассигнований, предусмотренных законом Калининградской области на очередной финансовый год и плановый период.
Для реализации основных мероприятий Программы предусматривается привлечение средств федерального, областного, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. Дополнительное привлечение внебюджетных источников финансирования будет обеспечиваться:
1) использованием средств хозяйствующих субъектов в финансировании программных мероприятий;
2) развитием арендных отношений при освоении природных ресурсов;
3) ведением систем регулирования природоохранной деятельности на основе механизмов экологического страхования, аудита, сертификации;
4) ужесточением мер по экологическому контролю и надзору в сфере ответственности за сохранение окружающей среды со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих контролю со стороны субъекта Российской Федерации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) создать комплексную систему управления отходами производства и потребления;
2) довести качество очистки сточных вод на очистных сооружениях Калининградской области до проектных показателей и норм, отвечающих экологическим требованиям (46%);
3) уменьшить риск техногенного загрязнения поверхностных вод и других объектов тяжелыми металлами и значительно уменьшить расход воды;
4) сократить объем сброса в водные объекты загрязняющих веществ — к 2012 году суммарный сброс загрязняющих веществ в водные объекты Калининградской области не должен превышать 112 тыс. т/год:
· в 2011 году — 118 тыс. т/год;
· в 2012 году — 112 тыс. т/год;
5) сохранить экологический и ресурсный потенциал лесного фонда, обеспечить своевременное воспроизводство лесов хозяйственно-ценными древесными породами;
6) уменьшить площадь лесов неудовлетворительного санитарного и лесопатологического состояния, предотвратить возникновение очагов массового размножения вредителей и болезней леса;
7) улучшить качество воды в водных объектах, в результате снизить число заболеваний, для которых вода открытых водоемов является фактором передачи;
8) снизить ущерб от наводнений;
9) снизить риск возникновения аварий на гидротехнических сооружениях;
10) обеспечить оперативный контроль за состоянием водных объектов и их использованием;
11) совершенствовать систему биологического мониторинга;
12) восстановить и увеличить численность объектов растительного и животного мира, находящихся на грани исчезновения;
13) сохранить численность и увеличить воспроизводство рыбных запасов и охотничьих животных на территории области;
14) организовать оптимальную и эффективную с экологической и экономической точек зрения сеть ООПТ области, обеспечить соблюдение их охранного режима;
15) обеспечить продолжение научных исследований на территории области;
16) создать благоприятные условия для перехода Калининградской области на модель устойчивого развития;
17) обеспечить формирование экологического мировоззрения, воспитание гражданственности и национального самосознания на базе культурных и духовных традиций региона.
Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием экологически неблагоприятных факторов, сохранением генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений, в том числе:
1) по ожидаемой продолжительности жизни достичь уровня по Российской Федерации или странам Европейского Союза;
2) снизить показатель смертности от болезней органов кровообращения до уровня по странам Европейского Союза;
3) снизить уровень заболеваемости экологически зависимыми болезнями.
Экономическая эффективность Программы будет оцениваться путем сравнения денежных средств, направляемых в процессе инвестиционной деятельности хозяйствующими субъектами Калининградской области на мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию за отчетный год по отношению к году, предшествующему отчетному.
Бюджетная эффективность Программы будет оцениваться исходя из дополнительных поступлений доходов в консолидированный бюджет Калининградской области, получаемых от уплаты налогов, платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафных санкций за залповое или аварийное загрязнение окружающей среды.
продолжение
--PAGE_BREAK--