СодержаниеВведение1. Вещества, загрязняющие атмосферуи их состав в выбросах1.1. Основные загрязнителиатмосферы1.2. Платежи за загрязнениеокружающей среды2. Методы расчетов выбросовзагрязняющих веществ в атмосферу2.1. Характеристикапредприятия как источника загрязнения атмосферы2.2. Проведение расчетоввыбросов загрязняющих веществ в атмосферу3. Результаты расчетоввыбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЛОК «Радуга»4. Материалы и методыЗаключениеСписок использованнойлитературы
Введение
Особенностьюсовременного этапа хозяйственного развития является формирование представленийо тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. Говоря опроблемах России в период перехода страны к рыночной экономике, необходимоуделить особое внимание экономическому механизму рациональногоприродопользования и охраны окружающей среды. Это определяется как внутреннимипотребностями России, так и процессом интеграции страны в мировое сообщество, азначит, объективными требованиями использования в хозяйственной практикемировых стандартов. В настоящее время от успешного решенияэколого-экономических проблем зависит не только эффективность хозяйственнойдеятельности, но и благополучное существование человечества в целом.
Экономикаприродопользования — относительно молодая научная дисциплина, открывающая новыенаправления исследований с целью принятия научно обоснованных решений пофинансированию, планированию, законодательно-нормативному обеспечениюуправления социально-экономическими процессами в целом и в сфереприродопользования в частности.
Проблемы,которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить вдве большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее экономически эффективногоиспользования природных ресурсов и, во-вторых, проблемы поиска и обоснованиянаиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба отзагрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основезакономерностей естественно-исторического характера, а также исходя изменяющихся потребностей общества, новой системы ценностей с учетомэкономических проблем современности.
Втеоретическом плане экономика природопользования направлена на создание научныхоснов концепции устойчивого эколого-экономического развития, а ее практическоезначение заключается в выработке научно обоснованных рекомендаций по рациональномуиспользованию природных ресурсов и сохранению среды жизнедеятельностичеловеческого общества.
Любаяпроизводственная деятельность обязательно связана с воздействием на окружающуюсреду. Вопрос лишь в том, что такое воздействие может быть большим или меньшим.Наряду с тем, что производство различных товаров приводит к неодинаковомузагрязнению, сами масштабы вредного воздействия могут быть сокращены, еслипроизводитель предпринимает какие-то меры по борьбе с ним.
Цель даннойкурсовой работы – изучение производственной деятельности лечебно –оздоровительного комплекса «Радуга».
Длядостижения данной цели ставим следующие задачи:
1.Рассмотреть общие сведения об источниках загрязнения атмосферы.
2. Выявитьметоды расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
3. Рассчитатьнормы предельно – выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ЛОК «Радуга».
Расчетпредельно-допустимых и временно-согласованных сбросов выполнен в соответствии сдействующими нормативными документами: «Рекомендации по делению предприятий накатегории опасности в зависимости от массы и видового состава, выбрасываемых ватмосферу загрязняющих веществ», «Методика определения выбросов загрязняющихвеществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30тонн пара в час», «Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществв атмосферу из резервуаров», «Методика расчета концентраций в атмосферномвоздухе веществ, содержащихся в выбросах предприятий».
1. Вещества, загрязняющие атмосферу и их составв выбросах 1.1.Основные загрязнители атмосферы
Атмосферныйвоздух — один из главных источников жизни на земле. Потребность человека ввоздухе зависит от его состояния, условий работы и колеблется от 15 до 150 тыс.л в сутки. Воздух используется и во многих производствах, поскольку служитокислителем в процессах горения.
При охранеатмосферного воздуха устанавливают: нормативы предельно допустимых концентрацийи предельно допустимых уровней воздействия физических излучений; порядокразработки и утверждения предельно допустимых выбросов (ПДВ, ВСВ); единуюсистему учета вредных воздействий на атмосферный воздух; государственныйконтроль за охраной атмосферного воздуха и порядок его осуществления.
Атмосфера состоитиз смеси газов и всегда содержит определенное количество примесей, поступающихот естественных и антропогенных источников. К числу примесей, выделяемыхестественными источниками, относятся: пыль (растительного, вулканического,космического происхождения, возникающая- при эрозии почвы, частицы морскойсоли); туман, дымы и газы от лесных и степных пожаров; газы вулканическогопроисхождения; различные продукты растительного, животного имикробиологического происхождения и пр. Уровень загрязнения атмосферыестественными источниками является фоновым и мало изменяется с течениемвремени.
Пораспространению в пространстве загрязнения подразделяются на глобальные,региональные и локальные. Загрязнения могут быть от стационарных и подвижныхисточников.
Более устойчивыезоны с повышенными концентрациями загрязнений возникают в местах активнойжизнедеятельности человека. Антропогенные загрязнения отличаются многообразиемвидов и многочисленностью источников. Если в начале XX в.в промышленностиприменялись 19 химических элементов, то в середине века промышленноепроизводство стало использовать около 50 элементов, а в 70-х годах —практически все элементы таблицы Менделеева. Это существенно сказалось насоставе промышленных выбросов и привело к качественно новому загрязнениюатмосферы, в частности, аэрозолями тяжелых и редких металлов; синтетическимисоединениями, не существующими и не образующимися в природе; радиоактивными,канцерогенными, бактериологическими и другими веществами [13, с.54].
Особенноострой проблема загрязнения атмосферы стала во второй половине XX в., т.ч. впериод научно-технической революции, характеризующийся чрезвычайно высокимитемпами роста промышленного производства, выработки и потребленияэлектроэнергии, выпуска и использования в большом количестве транспортныхсредств.
В Россииосновное загрязнение атмосферы создают ряд отраслей промышленности,автотранспорт и теплоэнергетика. Их участие в загрязнении атмосферы составляет(%): черная и цветная металлургия, нефтедобыча и нефтехимия, предприятиястройматериалов, химическая промышленность — 30; автотранспорт — 40;теплоэнергетика—30.
Самыераспространенные токсичные вещества, загрязняющие атмосферу, — оксид углеродаСО, диоксид серы SО2, оксиды азота NOx, углеводороды СnHm, пыль. Основные примесиатмосферы и их источники приведены в табл. 1.2. Ежегодные выбросы вредныхвеществ в атмосферу показаны в табл. 1.1.
Примерныйотносительный состав вредных веществ в атмосфере больших городов (%): СО — 45, SОx—18, СnНm—15, пыль -12, NОx— 10.
Превышение концентрацийтоксичных веществ в загрязненном атмосферном воздухе над фоновым в среднемсоставляет: по СО —80—1250 и более; по SО2—50—300; по NО2 — до 25; по озону — до7 раз.
Кроме СО, SОx, NОx, СnНm и пыли в атмосферувыбрасываются и другие более токсичные вещества. Так, вентиляционные выбросызаводов электронной промышленности содержат пары плавиковой, серной, хромовой идругих минеральных кислот, органические растворители и т.п. В настоящее времянасчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, их количествовсе увеличивается, что требует действенных мер по очистке атмосферного воздуха.
Таблица 1.1.
Примеси ватмосфере и их источникиПримеси Основные источники примесей Среднегодовая концентрация в воздухе, мг/мэ естественные антропогенные Твердые частицы (зола, пыль и др.) Вулканические извержения, пылевые бури, лесные пожары и др. Сжигание топлива в промышленных и бытовых установках В городах 0,04—0,4
SО2 Вулканические извержения, окисленные сера и сульфаты, рассеянные в море Тоже В городах до 1,0 N0, Лесные пожары Промышленность, автотранспорт, теплоэлектростанции В районах с развитой промышленностью до 0,2 СО Лесные пожары, выделения океанов, природные терпены (углеводороды) Автотранспорт, промышленные энергоустановки, черная металлургия, парфюмерия, производство лекарств В городах от 1 до 50 Летучие углеводороды Лесные пожары, природный метан, природные терпены Автотранспорт, дожигание отходов, испарение нефтепродуктов В районах с развитой промышленностью до 3,0 Полициклические, ароматические углеводороды Автотранспорт, химические заводы, нефтеперерабатывающие заводы В районах с развитой промышленностью до 0,01
Таблица1.2.
Ежегодныевыбросы в атмосферуВещество Выбросы, млн. т Доля антропогенных примесей от общих поступлений, % естественные антропогенные Твердые частицы 3700 1000 27 СО 5000 304 5,7 CnHm 2600 88 3,3 NOx 770 53 6,5 SOx 650 100 13,3 COx 485 000 18300 3,6
Под выбросамипонимается кратковременное или за определенное время (сутки, год) поступление вокружающую природную среду загрязняющих веществ и физических излучений.Величина выбросов нормируется. В качестве нормируемых показателей принятыпредельно допустимый выброс (ПДВ) и временно согласованный с организациямиохраны природы выброс (ВСВ).
Предельнодопустимый выброс — это норматив, устанавливаемый для каждого конкретногоисточника исходя из условия, что от источника и всей совокупности окружающихего источников в городе или промышленном комплексе приземная концентрациявредных веществ с учетом их рассеивания и фона не превышает нормативов качествавоздуха. Кроме нормируемых выбросов существуют аварийные и залповые выбросы.
Выбросыхарактеризуются количеством загрязняющих веществ, их химическим составом, концентрацией,агрегатным состоянием.
Промышленныевыбросы подразделяют на организованные и неорганизованные. Под организованнымивыбросами понимаются выбросы, поступающие в атмосферу через специальносооруженные газоходы, воздуховоды и трубы [16, с.98].
Неорганизованныевыбросы поступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков в результатенарушения герметизации, невыполнения требований охраны атмосферы при погрузке ивыгрузке грузов, нарушения технологии производства или неисправностиоборудования.
По агрегатномусостоянию выбросы подразделяют на четыре класса: I:— газообразные ипарообразные; II — жидкие; III — твердые, IV — смешанные.
Газообразныевыбросы — сернистый ангидрид, диоксид углерода, оксид и диоксид азота,фтористые соединения, сероуглерод, сероводород, хлор, синильная кислота,аммиак, фенол и др.
Жидкиевыбросы — кислоты, щелочи, растворы солей, растворы жидких металлов,органические соединения, синтетические материалы.
Твердыевыбросы — канцерогенные вещества, соединения свинца, органическая пыль,неорганическая пыль, сажа, смолы, синтетические и другие вещества.
По величинемассы выбросы объединены в шесть групп (т/сут): первая группа — масса менее0,01 включительно; вторая — от 0,01 до 0,1; третья — от 0,1 до 1; четвертая —от 1 до 10; пятая — от 10 до 100; шестая — свыше 100.
Для условногообозначения выбросов по составу принята следующая схема: класс (I, II, III,IV), группа (1, 2, ..., 19), подгруппа (1, 2, 3, 4), индекс группы массовоговыброса (ГОСТ 17.2.1.01—76).
Выбросыподлежат периодической инвентаризации, под которой понимается систематизациясведений о распределении источников выбросов по территории объекта, ихколичество и состав.
Целямиинвентаризации являются:
- определениевидов вредных веществ, поступающих в атмосферу от объектов;
- оценкавлияния выбросов на окружающую среду;
- установлениеПДВ или ВСВ;
- выработкарекомендаций по организации контроля выбросов;
- оценкасостояния очистного оборудования и экологичности
- технологийи производственного оборудования;
- планированиеочередности воздухоохранных мероприятий.
Инвентаризациювыбросов в атмосферу проводят один раз в 5 лет в соответствии с «Инструкцией поинвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». Источникизагрязнения атмосферы определяют исходя из схем производственного процессапредприятия.
Длядействующих предприятий контрольные точки принимаются по периметрусанитарно-защитной зоны. Параметры выбросов замеряют сотрудники лабораториипредприятия или лаборатории санитарно-эпидемиологической станции. Правила определениядопустимых выбросов вредных веществ предприятиями изложены в ГОСТ 17.2.3.02—78и в «Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ ватмосферу и водные объекты».
Значения ПДВвредных веществ в атмосферу устанавливают при условии, что они не создадутприземную концентрацию выше пре дельно допустимой (ПДК). Значения ПДВ (ВСВ) длявременных интервалов (20 мин., сутки, месяц, год) регламентируют для каждогоисточника загрязнения атмосферы по каждому вредному веществу. Для неорганизованныхвыбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляторы) устанавливаютсуммарные ПДВ (ВСВ) [10, с.112].
Основныепараметры, характеризующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: видпроизводства, источник выделения вредных веществ (агрегат, установка,устройство), источник выброса (труба, аэрационный фонарь и др.), числоисточников выброса, координаты расположения выброса, высота источника выброса,диаметр устья трубы, параметры газовоздушной смеси на выходе из источникавыброса (скорость, объем, температура), характеристика газоочистных устройств,виды и количество вредных веществ и др.
Вредныевещества, попадающие в атмосферу от промышленных и транспортных предприятий,энергетических установок, транспортных средств, растворяются в воздухе ипереносятся движущимися потоками воздуха на большие расстояния. Рассеиваниезагрязнений приводит к снижению концентрации вредных веществ в зонах их выбросаи одновременному увеличению площадей с загрязненным воздухом.
На характерраспространения вредных веществ в атмосфере и величину зон загрязнения влияютметеорологические условия (горизонтальное и вертикальное движение масс воздуха,его скорость, температура, влажность, дождь, снег, наличие облаков).
Кромеметеорологических факторов рассеивание загрязнений зависит от рельефаместности, наличия лесов, водоемов, гор. На загрязненность городов и населенныхпунктов влияют их планировка и озеленение.
Расчетзагрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий проводят всоответствии с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредныхвеществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)» или «Сборником методикпо расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различнымипроизводствами».
Источникивыброса вредных веществ в зависимости от высоты устья трубы над уровнем земнойповерхности Н подразделяют на четыре класса:
а) высокиеисточники, H> 50 м;
б) среднейвысоты, H= 10 / 50 м;
в) низкие, H= 2 / 10 м;
г) наземные.
Если значенияПДВ не могут быть достигнуты, то по согласованию с местными органами охраныприроды и санитарного надзора предусматривается поэтапное, с указаниемдлительности каждого этапа, снижение выбросов вредных веществ до значений,обеспечивающих ПДК. На каждом этапе устанавливаются временно согласованныевыбросы (ВСВ). При установлении ВСВ пользуются теми же приемами расчета, что идля ПДВ.
Все расчетыпо ПДВ оформляются в виде специального тома в соответствии с «Рекомендациями пооформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ в атмосферу для предприятий».
По расчету ПДВдолжно быть получено экспертное заключение отдела экспертизы местного комитетаохраны природы.
Нормативы ПДВпосле согласования с органами санитарного надзора утверждают органы охраныприроды. На утверждение представляется ходатайство предприятия о рассмотренииПДВ, пояснительная записка, расчеты, планы мероприятий по достижению ПДВ. Послеутверждения нормативов ПДВ (ВСВ) органы охраны природы дают разрешение навыбросы вредных веществ предприятием сроком на 5 лет. Если предприятие не можетобеспечить ПДВ, дается разрешение на ВСВ с установлением размеров снижениявыбросов каждый год и достижения ПДВ в течение 3—5 лет. Разрешение выдает отделохраны атмосферного воздуха и отдел экспертизы областной службы охраны природы.В разрешении указывают этапы изменения выбросов, срок достижения ПДВ, времядействия разрешения, перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных квыбросу в атмосферу.1.2 Платежи за загрязнение окружающей среды
Плата зазагрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, атакже принцип экономической ответственности за нарушение природоохранногозаконодательства и является одним из экономических методов управления в сфереприродопользования. Формирование экономического механизма взимания платы зазагрязнение окружающей среды следует рассматривать поэтапно.
В основесовременной системы платежей лежат методика определения экономическойэффективности природоохранных мероприятий, оценка экономического ущерба иметодика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водногозаконодательства. Согласно этим документам рассматривались два методическихподхода к расчету платы:
— платуопределяют исходя из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного врезультате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного только врезультате превышения установленных нормативов);
— платавключает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.
Посколькуопределение экономического ущерба сопряжено с рядом методических трудностей,предпочтение отдавалось второму подходу. Однако в целом методические разработкине имели практического значения. Кроме того, до конца 1980-х годов в Россиидоминировал подход к загрязнению окружающей среды как преступной деятельности,которая устраняется путем применения жестких административных методов [18, с.35].
Плата зазагрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессехозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:
— выброс ватмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
— сбросзагрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числечерез канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющихвеществ;
— размещениеотходов.
По своей экономическойсути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годовогоудельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещениезатрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ нареципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения.
Базовыенормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществопределяются как произведение удельного экономического ущерба в пределахдопустимых нормативов выбросов (сбросов) и показателей относительной опасностиконкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения.Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затратна размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности показателей,учитывающих классы токсичности отходов. Показатели относительной опасностиконкретного загрязняющего вещества рассчитываются как величина, обратнаяпредельно допустимой концентрации данного вещества в атмосферном воздухе иливодном объекте.
Базовыенормативы платы ежегодно умножаются на коэффициенты индексации с учетоминфляции, а также корректируются с помощью коэффициентов экологическойситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами,сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории.Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградацииприродной среды на территории экономического района. Коэффициенты экологическойситуации могут быть увеличены решением органов исполнительной власти субъектовФедерации:
— дляприродопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районахКрайнего Севера и местностях, приравненных к ним, на территории национальныхпарков, заповедников, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, покоторым заключены международные конвенции (до двух раз);
— дляприродопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и промышленныхцентров — на 20%.
Установленыдва вида базовых нормативов платы:
— за нормативныевыбросы (сбросы) загрязняющих веществ, (в пределах ПДВ, ПДС);
— засверхнормативные (сверхлимитные) выбросы.
Такимобразом, в России используется система двухставочного платежа: плата завыбросы, осуществленные в пределах установленного норматива и плата засверхнормативные выбросы (в размере пятикратной ставки за нормативные выбросы).
Источникиплаты за загрязнение окружающей природной среды:
— себестоимостьпродукции — в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);
— прибыльпредприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросовзагрязняющих веществ, размещение отходов.
Кроме того,при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс,сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный, ипредприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в егораспоряжении прибыли [15, с.136].
При взиманииплатежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые играют стимулирующую рольдля предприятия. Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а реализуютсяпри налогообложении доходов, имущества предприятий.
СогласноЗакону РФ «Об основах налоговой системы» используются следующие виды льгот:изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплатыналогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговыйкредит.
Такимобразом, из налогооблагаемой прибыли предприятия исключаются суммы:
— реинвестируемыевнутри предприятия на природоохранные нужды или используемые на финансированиедолевого участия в строительстве и эксплуатации региональных объектовэкологической инфраструктуры;
— взносов вэкологические фонды.
Приналогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налогооблагаемаябаза уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектовприродоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретенииприродоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских иконструкторских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере10% цены закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного вРоссии, в котором стоимость закупленных за пределами страны составляющих непревышает 40% общей стоимости.
Размерыплатежей корректируются территориальными природоохранными органами с учетомосвоения предприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия.Основой для этого является план мероприятий, проводимых предприятием,согласованный с Примерным перечнем природоохранных мероприятий. Корректировкеподлежат только 90% суммы платежей (10% направляются в федеральный бюджет для финансированиядеятельности территориальных органов охраны природы). Все расчеты основываютсяна проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входитэколого-экономический паспорт предприятия.
Практическипредприятия осуществляют следующие действия в связи с платежами за загрязнение:
— плановые ифактические расчеты платежей поквартально и в целом за год (расчеты могутуточняться по окончании планового периода в сторону как увеличения, так иснижения в зависимости от фактических затрат);
— планированиеи учет природоохранных затрат;
— согласованиеи утверждение расчетов платежей в природоохранных органах;
— отчетыперед природоохранными органами и налоговой службой.
Средства отплатежей за загрязнение (плата за нормативные и сверхнормативные выбросы,сбросы вредных веществ, размещение отходов) перечисляются в бесспорном порядкев доходы бюджетов всех уровней, в том числе:
— 90% в доходбюджетов федерального, регионального и местного уровней (10, 30, 60%)соответственно;
— 10% — вдоход федерального бюджета для финансирования деятельности органовгосударственного управления в области охраны окружающей среды.
Контроль заправильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение втерриториальные бюджеты осуществляют специально уполномоченные территориальныеподразделения по охране окружающей природной среды; за поступлением 19% в доходфедерального бюджета — Госналогслужба совместно с территориальными органамиохраны природы.
В случаезанижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается изприбыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф (основаниемявляется акт о выявленных нарушениях, составляемый контролирующими органами). Вслучае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня (процент от суммыплатежа за каждый день просрочки). Излишние платежи, поступившие в результатенеправильного их начисления, подлежат возврату по письменному заявлениюпредприятия в течение 30 дней с даты его поступления или зачету в счет будущихпериодов.
Если платежиза загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимыхнормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке илипрекращении деятельности этого предприятия [19, с.264].
Такимобразом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулированиипредприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, атакже в аккумулировании средств для их проведения.
Рассмотримнекоторые проблемные аспекты действия экономического механизма взимания платыза загрязнение.
1.Отсутствуетцелостная система права: принятые законы (о предприятии, о налогообложении) несоответствуют природоохранному законодательству.
2.Различаютсяметодологические базы расчета платы за загрязнения, сохраняя традицииведомственного подхода (например, разно гласил по нормативам платы за сброссточных вод промышленного происхождения между природоохранными органами ипредприятиями жилищно-коммунального хозяйства).
3.Фактическине взимается плата за загрязнения, превышающие ПДВ, вследствие сложностиустановления и доказательства причинно-следственных связей.
4.Размерыиндексации платежей за загрязнение не соответствуют реальности.
5.В условияхпрогрессирующего экономического спада производства предприятия не в состоянииплатить большие штрафы, что приводит к усилению административно-правовых формвоздействия на предприятия.
6.Корректировкаплатежей за загрязнение не имеет законодательного статуса, она зависит отконкретных ответственных лиц. В результате, как показывает практика, льготы поплатежам не выполняют своей стимулирующей функции и не всегда обоснованы.
7.Принесоблюдении сроков уплаты и других нарушениях по платежам, направляемых всистему внебюджетных экологических фондов, нормы налогового законодательства неприменяются.
Перспективыразвития экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающейсреды определяются следующими направлениями:
1)развитиемприродоохранного законодательства, в том числе по упорядочению использованияльгот по платежам за загрязнение;
2)формированиемрыночных институтов природопользования, дополняющих систему правового иадминистративно-экономического механизма;
3)введениемдейственной системы контроля над незарегистрированными источниками загрязнения;
4)введениемновых видов платежей с учетом региональных особенностей хозяйственнойдеятельности, а также технологических особенностей производства, напримервзимание платы за загрязнение почв, особенно в районах интенсивного земледелия;взимание платежей за особо опасные виды загрязнения; введение платежей натопливо и др.;
5)использованиемсистемы компенсационной ответственности и штрафных санкций за загрязнениеокружающей среды в ходе военных действий, испытаний оружия, уничтожениябоеприпасов и вооружений;
6)усовершенствованиеммеханизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнеминфляции.
Сэкономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и другие видывоздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциаломприродной среды.
2. Методырасчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 2.1Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы
Основнымвидом деятельности ЛОК «Радуга» является предоставление комплексалечебно-оздоровительных услуг. Предприятие общей площадью 7,3093 га расположенона левом берегу Камы в 10 км. от г.Набережные Челны. Количество сотрудников:
- АУП–22 чел.
- медицинскийперсонал – 42чел.
- производственныйперсонал – 62 чел.
На территориипредприятия расположены следующие участки: котельная, сварочный пост,мазутохранилище, спальные и оздоровительные корпуса, сауна, прачечная истоловая.
По данныминвентаризации на предприятии находится 3 источника загрязнения атмосферноговоздуха (2 организованных, 1 неорганизованный), выделяющих 11 вредных веществ(основное топливо) и 14 вредных веществ (резервное топливо).
Источникамивыделения загрязняющих веществ в атмосферу являются:
- котлыкотельной, работающие на газе (резервное топливо — мазут; годовой расход газа — 153 тыс.мЗ/год, годовой расход мазута- 104 т/год);
- наземныемазутные емкости (две емкости) — при закачки и хранении;
- электросварочныйаппарат (расход электродов УОНИ-13/65 — 30 кг/год) — при проведении сварочныхработ.
Переченьзагрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу ЛОК «Радуга» представлен втаблице 2.1.