Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Правовые особенности охраны труда молодежи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ


Реферат

по дисциплине «ОТ на ПМ»

на тему:

«Правовые особенности охраны труда молодежи»


Выполнила

студентка

гр. 08ЭЭ1

Н. А. Болдышева


Пенза 2010

Введение


Проведение социально-экономических реформ в нашей стране привело к активному развитию различных форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.

До 1 февраля 2002 года регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.

С 1 февраля 2002 года введен в действие новый Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 197-Ф3. Одновременно с этим утратил силу КЗоТ РФ с его многочисленными поправками. Среди прочих вопросов в Трудовом кодексе РФ рассматривается охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Следует подчеркнуть, что в ходе экономических преобразований последнего десятилетия охране труда не было уделено должного внимания. Это не замедлило проявиться высоким уровням производственного травматизма и аварийности, причем зачастую со смертельным исходом. Известно, что охрана труда тесно связана с состоянием экономики, техническим состоянием производства и сферой социальной поддержки в государстве. На их неблагоприятном фоне проблемы, связанные с охраной труда решаются медленно. Охрана труда женщин и молодежи требует должного внимания со стороны законодателей.

На рынке труда молодежь - категория многочисленная. Ее готовность к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития общества в будущем. Значимость этого ресурса неуклонно возрастает. В то же время те, кому кроме молодости и амбициозности зачастую нечего предложить работодателю, испытывают острую потребность в особом внимании со стороны общественных и государственных структур.


Особенности охраны труда молодежи


Труд молодежи законодательно определен в ТК РФ. Подростки и молодежь (лица моложе 18 лет) также имеют право на особые условия безопасности труда (глава 42 ТК РФ). Согласно действующему законодательству:

– заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ);

– запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 265 ТК РФ);

– запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и работам в выходные дни (ст. 268 ТК РФ);

– работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (ст. 266 ТК РФ);

– все лица моложе 21 года принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра (ст. 266 ТК РФ);

– ежегодные отпуска работникам моложе 18 лет предоставляются продолжительностью в 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ).

Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» регламентирует работу молодежи при неблагоприятных условиях труда.

Важным элементом системы трудового воспитания является общественно-полезный труд учащихся. Содержание общественно-полезного труда учащихся также определяется с учетом их возраста и здоровья. Главными направлениями трудовой деятельности учащихся являются:

благоустройство и озеленение территории образовательного учреждении;

работа на приусадебном участке;

мероприятия по охране природы;

самообслуживание (работы, выполняемые для школы) и др.

При этом опасные для здоровья и жизни учащихся виды работ запрещены. Нельзя привлекать учащихся к труду, связанному с большой физической нагрузкой, не отвечающей возрасту. Например, детям 1–4 классов запрещается мыть полы, стирать шторы и занавески. Подросткам 5–9 классов запрещается производить погрузку и разгрузку тяжестей, очистку крыши от снега, очистку территории около учреждения от снега и льда, мытье и протирку осветительной арматуры, мытье оконных стекол на любом этаже здания, земляные и строительные работы, уборку санузлов и умывальных комнат, уборку и вывоз мусора.

Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, представленные в таблице 1.


Таблица 1. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъёме и перемещении тяжестей вручную

Характер работы, показатели тяжести труда Предельно допустимая масса груза в кг
Юноши Девушки
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
Подъём и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены 3 3 4 4 2 2 3 3

Подъём и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

- постоянно (более 2-х раз в час)

- при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час)


6


12


7


15


11


20


13


24


3


4


4


5


5


7


6


8


«Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков» содержат перечень условий и видов работ, на которых запрещается производственное обучение подростков до 18 лет.


А. Особо вредные условия

1. Вредные химические вещества (получение и применение в открытом виде):

чрезвычайно опасные и высокоопасные 1-го и 2-го класса опасности;

обладающие канцерогенным действием;

способные вызывать аллергические заболевания в производственных

условиях;

аэрозоли с выраженным фиброгенным эффектом, имеющие предельно

допустимую концентрацию (ПДК) 2 мг/м3;

вещества с остронаправленным механизмом действия; вещества

раздражающего действия.

2. Работы с виброоборудованием и виброинструментом.

3. Работа с лазерами 2–4 класса опасности.

4. Ионизирующие излучения (все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений).

5. Работа с ультразвуком при контактной передаче.

6. Работы с возбудителями инфекционных заболеваний, с инфицированными материалами и материалами, зараженными гельминтами, работы с кровью и лабораторные работы по изучению опухолей.

7. Обслуживание туберкулезных, инфекционных и кожно-венерических больных.

8. Работа с наркотическими, психотропными, снотворными препаратами.

9. Работа с ядовитыми и сильнодействующими растениями и лекарственным сырьем (растения и сырье, относящиеся к списку Б).

10. Работа, связанная с переработкой и получением табачно-махорочной продукции.

11. Работа, связанная с производством этилового спирта и выпуском алкогольной продукции.

Б. Работы с повышенной опасностью травматизма

1. Работы с взрывоопасными веществами.

2. Работы по производству, переработке и непосредственному использованию легковоспламеняющихся веществ.

3. Работа под напряжением 127 В и выше.

4. Верхолазные работы, все работы на высоте.

5. Работа в кессонах, барокамерах, водолазные работы.

6. Работа с оборудованием под давлением выше атмосферного.

7. Работа под землей.

8. Работа по обслуживанию механизмов с открытыми движущимися частями (трансмиссии, транспортеры, лебедки, цепи и др.).

В. Работы, связанные с тяжестью и высокой интенсивностью

1. Все работы, связанные с переносом тяжестей выше нормативов для подростков или занимающих более 1/3 рабочего дня.

2. Работа в ночную смену, сверхурочная работа, работа в выходные дни.

3. Аккордные или иные работы с максимальным темпом труда, со специальной оплатой.

Г. Работы, способные оказать отрицательное влияние на психическое и моральное состояние

1. Работа с трупами и трупным материалом (в моргах, прозекторских, крематориях, кладбищах, изготовление наглядных пособий).

2. Работа по убою скота, отлову и уничтожению животных, переработке трупов животных.

3. Работа в психиатрических больницах, интернатах, диспансерах, включая отделения для лечения наркологических больных в других лечебных учреждениях, работа в хосписах.


Примечания.


1. Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые (1 и 2) классы условий труда.

2. К видам работ и профессиям, отвечающим вышеуказанным требованиям, могут допускаться подростки для самостоятельного труда с 15 лет и занятости в свободное от учебы время с 14 лет.

3. По видам и условиям работ, отнесенным к запрещенным для самостоятельного труда, может допускаться производственное обучение и практика при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов и ограничении их интенсивности. При этом:

условия труда не должны превышать по вредности класс 3.1;

к практике допускаются учащиеся, достигшие 16-летнего возраста и

прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими нормативными документами;

продолжительность рабочего дня должна составлять не более 1/2

рабочего дня взрослых работников.

Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, указывает продолжительность работы учащихся общеобразовательных школ во время каникул в составе трудовых объединений и в лагерях:

для учащихся 2–4 классов – до 2 часов в день;

для учащихся 5–7 классов – до 3 часов в день;

для учащихся 8–9 классов – до 4 часов в день;

для учащихся 10–11 классов – до 6 часов в день.

Продолжительность ежегодной трудовой практики учащихся общеобразовательных школ:

для учащихся 5–7 классов – 10 дней по 3 часа в день;

для учащихся 8–9 классов – 16 дней по 4 часа в день;

для учащихся 10–11 классов – 20 дней по 6 часов в день.

Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время регламентирует продолжительность работы учащихся общеобразовательных школ в свободное от учебы время:

в течение учебного года:

для учащихся от 14 до 16 лет – 12 часов в неделю и до 2 часов в день;

для учащихся от 16 до 18 лет – 18 часов в неделю и до 3 часов в день;

в период каникул:

для учащихся от 14 до 16 лет – 24 часа в неделю и до 4 часов в день;

для учащихся от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю и до 6 часов в день.

При нормировании труда учащихся следует исходить из почасовой нормы выработки взрослых. При этом для подростков до 16 лет почасовая норма не должна превышать 60 % почасовой нормы взрослых, для подростков от 16 до 18 лет – 75 %.


Заключение


Существуют возрастные ограничения при приёме на работу, не допускается приём на работу лиц моложе 15 лет.

Для подготовки молодёжи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учёбы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителя или попечителя.

Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда имеют дополнительные льготы.

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.


Список использованной литературы


http://www.zavodsd.ru/books/oxrana_truda_na_proizvodstve_i/1_4_oxra na_truda_jenschin_osob/3.html

2. http://www.radiooxrana.ru/d/index.php?id=924

3. http://www.hr100.ru/wmc/function/protection/ot07/

4. http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc?_reg_number=%C29401236



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.