Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экология"


Вода чудо природы

Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего государственного образования
«Новосибирскийгосударственный педагогический университет»
Факультетначальных классов
Кафедра экологии сметодикой преподавания
Конспектвнеклассного урока
«Вода чудоприроды»
Выполнила:
Студентка 3 курса группы 06 – Купино
Ващенко Елена Геннадьевна
Проверил:
Ердаков Лев Николаевич
г. Купино
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Конспектвнеклассного урока на тему: «Вода – чудо природы»
Заключение
Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Всё, что потребляет организм, называется ресурсом, а водаявляется одним из главных ресурсов для жизни человека. Без неё не можетсуществовать не одно живое органическое существо, ведь оно не застраховано отпотерь воды и поэтому запас её в организмах нуждается в постоянном пополнении.
Что такое вода – как ресурс? Какие она имеет свойства исостояния? Как происходит круговорот воды в природе? Каковы её запасы на земле,неисчерпаемы ли они? Насколько богата Новосибирская область водными запасами?Эти и многие другие вопросы учитель должен суметь донести до понимания детей, акак этого достичь я хочу показать в конспекте внеклассного урока «Вода – чудоприроды».
Я – практик, и очень много работаю с детьми по привитиюим основ экологической культуры, ведь их надо закладывать с самого раннегодетства. Познание детьми сегодняшнего мира в значительной мере будетспособствовать охране природе в мире завтрашнем. При усвоении детьмиэкологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существеннуюроль играют внеклассные и внешкольные формы работы.
Разработка и проведение внеклассных мероприятий сиспользованием краеведческого материала способствует развитию у детей, преждевсего, интереса к изучаемой живой и неживой природе, экологического мышления,воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.Именно по этому, мне интересно отразить практическую работу, которую можнопроводить при ознакомлении детей с водой. В заключении к реферату, я расскажу,как можно вести работу по охране водных ресурсов в свободное от уроков время.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО УРОКА НА ТЕМУ: «ВОДА – ЧУДОПРИРОДЫ»
Предшествующая работа:
До занятия детям предлагается нарисовать: снежинки,облака, росу на растениях, айсберги, ледники, реки, озера и моря.
Учитель: Каждый из вас мечтает хоть раз в жизни увидетьчудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболеезамечательных из них – вода. Вот эти фантастические узоры инея, узорчатыекружева падающих снежинок, причудливые формы облаков, мерцание капелек росы,громадные айсберги, ледники, полосы голубых рек, озёр, морей и океанов, безднаторфяных болот, мир растений и животных – всё это вода (демонстрацияиллюстраций).
Вся жизнь человека, животных и растений с первых их днейпоявления на земле была связана с водой. Недаром живые организмы на 60 – 98 %состоят из воды. Всё, что мы с вами увидели, создано благодаря тому, что водаобладает замечательным свойством, присущим только ей одной, находиться в трёхсостояниях: твёрдом, жидком и газообразном, и конечно же, благодаря её неутомимымпомощникам – солнцу и ветру.
А теперь внимательно послушайте рассказ А.Дитриха «Почемуидёт дождь» и будьте готовы ответить на вопросы:
1.Что нужно, чтобы вода превратилась из жидкого вгазообразное состояние?
2. Как образуются дождь и снег?
3. Испаряют ли растения воду и как?
4. Какую воду растения могут поглощать (чистую илигрязную) и какую они отдают обратно в атмосферу?
Рассказ А.Дитриха «Почему идёт дождь»
Давным-давно это было. Однажды Солнце, накатавшисьвдоволь по небу, устало и, вытирая платком золотой лоб, пробормотало:
— Уф! Ну и жара! Пить хочется!
Глянуло оно на землю — а там: моря – океаны плещутся,реки играют, ручьи звенят. Попыталось Солнце дотянуться до воды, но не тут-тобыло.
— Пить хочу! – рассердилось Солнце.
— Пить-пить! Пить-пить! – зашумели в лесах проснувшиесяптицы. – Скорее напьёмся, а то Солнце нам ничего не оставит.
— Ш-ш-ш! – зашептали деревья. – Надо спрятаться в теньреки и ручья, а то небесная печка не оставит на всей земле ни капли воды.
— Пить хочу! – третий раз крикнуло Солнце.
— Может вам чайку ещё подать? – заворчал спросонья Ветер.
Он был ужасно лохматый и не выспавшийся. Вылез из горногоущелья, в котором ночевал, потянулся, зевнул и сказал:
— Так тебе, Светилушко, пить хочется? Сейчас мы это устроим.Ты грей посильнее моря да океаны, вода в них превратится в водяной пар, алёгкий тёплый воздух, поднимаясь от земли, захватит его с собой в небо. Ну и я,конечно, тебе помогу. Как наготовим мы с тобой из пара туч да облаков, я соберуих вместе, поднатужусь, дуну изо всех сил и пригоню их тебе. Взялось Солнце задело, стало греть – сушить моря и океаны, поплыли к небу невидимые капельки.Невидимые потому, что они были совсем крошечные – в обыкновенной капле ихпоместилось бы миллион. И поднималось этих капелек больше, чем песчинок впустыне.
Всё выше и выше поднимались они, всё холоднее и холоднееим становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. А вспомните, когдазимой в морозный денёк ребята бегут по двору – пар изо рта так клубами и валит!Это потому, что в тёплом воздухе, который мы выдыхаем, много влаги. На холодемельчайшие невидимые частички воды соединяются, сливаются друг с другом, растути становятся видимым паром. Так случилось и с капельками, которые с земли внебо уплыли. Высоко – высоко поднялись они и превратились в пар – туман. Надлесами, над полями заклубились огромные облака. Долго бились Ветер и Солнце,стараясь поднять белоснежные облака ещё выше. Солнце жарило и парило во всю,Ветер тоже так старался, что по всей земле пошла пыль столбом.
А бесчисленным капелькам только того и надо. Встретится внебе пылинка, поднятая ветром, — они скок на неё и поехали! Уцепится одна капляза пылинку, другая кричит: «Подвинься! Я тоже хочу прокатиться!» Слилисьмаленькие капельки в одну большую, вырвалась она из облаков и на землю. А рядоммиллионы точно таких же. Хлынул дождь. Рассердилось солнце.
— Как же так? – Говорит оно Ветру. – Я работаю – работаю,а что получилось? Нет, видно так у нас ничего не выйдет.
А Ветру очень понравилось гонять облако по небу да лепитьиз туч всякую всячину. Почесал он в затылке и говорит:
— Терпение, ваше солнечное сиятельство. Этот раз не вышло– другой раз получится. Начнём сначала. Только грей теперь леса. В зелёныхлистьях деревьев всегда много влаги, и находятся листья высоко над землёй, ктебе поближе. Высушишь листья и напьёшься.
Снова взялось Солнце за работу. Изо всех сил лес греет.Горячо листьям, засохли бы они, да спасибо, корни выручают: высасывают водуиз-под земли и шлют её листьям. А листья эту влагу щедро отдают Солнцу. Толькокак Солнце ни греет лист, а нагреть не может: капельки, улетая, всё времяохлаждают лист, забирая с собой немножечко тепла. Миллионы листьев в лесу, икаждый отдаёт немного влаги. Вот и опять поплыли по небу невидимые потоки,выросли из них пушистые облака. А Ветер подхватил их, понастроил из них башни идворцы, понаделал зверей и птиц и очень был доволен. Но опять пошёл дождь и всёиспортил.
Совсем рассердилось солнце, стало звать ветер.
— Где ты, — кричит. – Ветер?! Ветер как услыхал — шмыг испрятался под пушистые облачные перины. Искало его солнце, искало — нигде нет.Наконец заглянуло к самому горизонту, заглянуло под облака. Ба! Вот оно где, голубчик!Хотело солнце сказать Ветру всё, что оно о нём думает, да не успело –закатилось.
С тех пор и повелось: поднимается солнце – пить то емухочется – но и землю греть, воду к небу поднимать: а вдруг, мол, получится,вдруг удастся напиться!
Но к вечеру в страхе стихает и прячется. Солнцезаглядывает под облака, ищет обманщика, сердится, краснеет, хочет крикнуть дане может — горло совсем пересохло. И со злости закатывается. А вода поднятая внебе в виде пара, из туч возвращается назад, обернувшись летним дождём илизимним снежком. (Беседа о прочитанном по заданным вопросам)
Звучит музыка А.Живцова «Летний дождь», входит Вода(можно взять на роль Воды ученицу старших классов) и говорит:
— Здравствуйте ребята! А вот и я –
Вездесущая вода.
В морях и реках обитаю,
Но часто по небу летаю
А как наскучит мне летать,
На землю падаю опять.
Вода проводит с детьми беседу о том, где она встречается,а потом берёт счёты и говорит: «Итак, каковы же мои запасы на земле? Онисоставляют: 1,4млрд. куб. м. Из них:
— на моря и океаны приходится 1,3 млрд.куб.м (97,2%)
— в глубоких слоях суши, на глубинах свыше 80 м – 28,8млн. куб. м;
— в почвах и поверхностных горных породах, в реках,озёрах, болотах – 4,17 куб. м (0,3%);
— в ледниках – 4,5 млн. куб. м (0,3%);
— в атмосфере – 0,12 куб. м (0,001%).
На пресную воду, которая так необходима для всего живого,приходится всего 2% от общих запасов воды». (Детям, соотношение воды, лучшепоказать на круговой диаграмме, где соотношение показано разными цветами).
А теперь ребята отгадайте кроссворд, используя загадки сключевым словом «Осадки»
РОСА
СНЕГ
ТУМАН
ДОЖДЬ
КРУПА
ИНЕЙ
— Скажите, что ещё относится к осадкам? ( град, изморозь)
— Как образуется роса?
Предполагаемый ответ.
Роса начинает образовываться вечером. Всю ночь она лежитна поверхности трав, деревьев. Днём она исчезает, т.к. Солнце вначале нагреетземлю, которая затем отдаёт своё тепло растительности и воздуху. Ночью жепервой остывает земля, затем трава и соприкасаясь с ними, ещё тёплый воздух,охлаждаясь отдаёт им водяной пар в виде капелек росы.
Вода: Итак, роса начинает выпадать вечером. Своего обилияона достигает в предутренние часы. Её появление на поверхности связано сколебанием температур воздуха. С повышением температуры воздуха увеличиваетсяего способность содержать водяной пар. Предельно возможное содержание водяногопара в воздухе при данных температурах (при которых выпадают осадки), составляет:
-30`С – 0,44 г/куб.м;
-20`С – 1,08 г/куб.м;
-10`С – 2,35 г/куб.м;
0`С – 4,86 г/куб.м;
+10`С – 9,41 г/куб.м;
+20`С – 17,32 г/куб.м;
+30`С – 30, 38 г/куб.м.
Температурная шкала должна быть размешена на доске.
— Следовательно, для того, чтобы выпала роса, нужно,чтобы температура воздуха понизилась до определённой точки.
Вода предлагает детям решить несколько задач, например:
« В 15 часов температура воздуха составляет +20`С. В этовремя в 1 куб.м воздуха содержалось 9,41г водяного пара. При какой температуревоздуха выпадает роса?
Ответ: +10`С (смотрим таблицу).
По аналогии можно объяснить образование инея, изморози ипр.
Подводя итог, учитель говорит:
— Превращение воды, из жидкого в газообразное состояние,называется испарением. Этот процесс возможен благодаря солнцу. Вода состоит измолекул, которые двигаются в разные стороны и с разной скоростью. Чем большесолнце греет, тем сильнее дует ветер, тем больше вылетает их с воднойповерхности или влажной почвы в воздух, тем больше этих молекул устремляются сего потоками вверх, где образуются облака. Но для того, чтобы вода изгазообразного состояния снова превратилась в жидкое или твёрдое, нужны твёрдыечастицы, так, в совершенно чистом воздухе, а такого на планете нет, образованиедождя, снега или града невозможно.
Дождевая вода просачивается в землю, проходя через почву,она обогащается в ней питательными веществами и всасывается корнями растений. Адальше в растениях она поднимается по тонким каналам – трубочкам, которых встволе, в ветках, в листьях видимо-невидимо (показывает). По ним вода и бежитнапоить – накормить каждую клеточку растения. Но зелёные растения не толькопоглощают воду, они её и отдают обратно в воздух. В зелёном листе вся нижняяповерхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями –устьицами. Под влияниями температуры и влажности воздуха они — то открываются,то закрываются, как форточки в домах. Когда эти форточки открыты – из листьевиспаряется влага, и новые порции воды снова поступают в них. Поэтому летомзелёный лист всегда холодный.
Зеленые листья растений испаряют в атмосферу совершенночистую воду. Вода же, являясь самым сильным растворителем, может содержать всебе в больших количествах различные вредные вещества. Эти вещества вместе сводой всасываются корнями и оседают в растениях, отчего наши зеленые друзьясильно видоизменяются или совсем погибают. Огромное количество – 650 трлн.тводы в год – переводят из земли в воздух все растения земного шара. Взрослаяберёза «выпивает» около 70 л воды в день, а испаряет – 60 л. Сосновый лес (1га) испаряет в течении лета 470 тонн воды.
К одному из удивительных свойств воды относится то, чтонаходясь в растениях, она превращается в такое состояние, которое ей позволяетне замерзать даже при температуре -30`С. Если охладить такую воду до
-70`С, она превращается не в лёд, а в особое состояние,из которого, чтобы превратить её в жидкую нормальную воду, потребуетсятемпература 650 – 700`С. Поэтому, даже в сильные, трескучие морозы деревья,кустарники не замерзают зимой.
Вода: Где же вы, капельки родные, моросящие, колючие,студёные, тёплые, озорные?
Вы и тучки, и туман,
И ручей, и океан,
И снежинки, и роса,
И кристаллики для льда.
Голос (магнитофонная запись):
Плывём,
Похожие на стадо,
В настороженной тишине
По небу
Тёмных туч армада,
У каждого – дождик на спине.
Вода:
Всё давно готово
К приёму гостя дорогого,
Здесь каждый кустик,
Каждый пруд
Желает дать тебе приют,
И просят тучи, просят
На землю воду сбросить!
Ф. Миронов
Голос:
Матушка родная,
Водица дорогая,
Очень добродушная,
Мягкая, послушная,
Мы над городом плывём,
Ему дождик отдаём,
А к тебе, когда придём,
Много грязи принесём.
Вода:
Плывёт по небу облако
Над сушей и водой,
Всему, чего касается,
Оно грозит бедой.
Ложится тень от облака
На синюю волну.
Дельфин увидел облако –
Уходит в глубину.
И дикий зверь от облака,
Как бешеный бежит,
Пшеница пригибается,
И яблоня дрожит.
Дождём исходит облако
Над степью золотой,
И плачут в поле чибисы
Над мёртвою водой.
М. Дудин
Вода проводит беседу с детьми о том, как они могут помочьоблаку, чтобы в нём всегда находились чистые капельки воды. В заключении онаговорит: « Растения не только в атмосферу дают чистую воду, но и очищают воздухот пыли, вредных газов. Очистительная способность поверхности нашей Земли на 60– 80% зависит от растений, где особая роль принадлежит лесам (особеннохвойным). Лес преобразует и поглощает вредные химические и атмосферныезагрязнения. Так, один гектар елового леса за год усваивает 32 тонны частиц пыли,сосновый 36 тонн».
Ну, а в конце, Вода говорит: « А теперь встречайтедолгожданный озорной дождик проливной». Выходят девочки дождинки (из этого жекласса), каждая несёт над собой облако, изображая действия, говорит слова:
Туча тучу
Повстречала.
Туча туче проворчала:
— Что гуляешь
На пути?
Прочь с дороги,
Дай пройти!
Отвечала туча туче:
— Ты меня
Не трогай лучше!
Я гуляю, где хочу.
Если тронешь –
Проучу!
Туча тучу -
Лбом, лбом.
А по небу –
Бом, бом!
Бой над городом
Грохочет,
Уступить никто не хочет.
Бились тучи
Целый час,
Искры сыпались
Из глаз.
Подрались они всерьёз –
Довели себя
До слёз.
В. Орлов
Вода: Итак, на землю капельки упали, ну куда же онипопали? ( Дети должны составить рассказ на основе ключевых слов: почва,подземные воды, родник, озеро, река, растение, воздух).
Учитель: Новосибирская область богата водными запасами.Здесь встречается более 369 рек — общей протяжённостью их длинны 12 тыс. км.Обь является самой крупной рекой. Она протянулась с севера на юг области нарасстояние белее 400 км. Тихо и спокойно несут свои воды реки: Васюганья,Барабы, Кулунды – Омь, Тара, Каргат, Чулым, Карасук, Баган и др. зимой онипокрываются льдом, который служит надёжной защитой от замерзания всей толщиводы, а следовательно, спасает водных животных от верной гибели.
Так, какое же ещё есть удивительное свойство у воды? (Ответ:все тела при замерзании сжимаются, а вода ниже 4`С наоборот расширяется,превращаясь в лёд увеличивает свой объём, поэтому лёд легче воды. Вот почемулопаются на морозе закупоренные бутылки, в которых замёрзла вода.)
Новосибирская область изобилует озёрами (3500 водоёмов).Есть среди них пресные, солёные и горько-солёные (показывает на карте озёра срозовой окраской – соленые). К самым крупным относятся: Чаны, Сартлан,Убинское, Малые Чаны, Урюм и др. подземные воды в левобережье лежат недалеко отповерхности, примерно – 1-2м. они часто засолены и непригодны, также каксолёные озёра, для питья и технических нужд. Пресные же воды лежат в нижнихгоризонтах на глубине 80 – 150 м, а в некоторых местах Кулунды ещё глубже (300– 350 м). Таким образом, несмотря на обилие водных бассейнов в Новосибирскойобласти, пресной, пригодной для питья воды, мало. Всего для использованиязабирается в год 1036,3 млн. куб. м пресной воды, что составляет 84,5% общеголимита забора. Причём, на долю рек, озёр приходится 907,5 млн. куб. м, наподземные воды – 128,5 млн.куб. м. Из общего количества забранной пресной водыиспользуется: 543,7 млн. куб. м (52,2%) на производственные нужды; 320,4 млн.куб. м (30,9%) для хозяйственно-питьевых нужд; 172,2 млн. куб. м (16,5%) наорошение, сельскохозяйственное водоснабжение и другие нужды. Так вот, из всейзабранной в течении года воды 725 млн.куб. м (70%) её неочищенной илинедостаточно очищенной сбрасывается снова в водоёмы. А это значит, что вода основноймассы рек, озёр без специальной обработки не пригодна для питья, водопроводнуюже воду нельзя использовать без кипячения. В такой воде невозможна Жизнь.Поэтому неслучайно, что даже за последние годы, количество различных видов рыбсильно сократилось. Под охраной находятся: стерлядь, нельма, осётр, пелядь,муксун. Практически исчез налим – коренная сибирская рыба, показатель чистотыводоёма.
Вода:
Так вот почему
Ко мне больные реки
Явились на приём,
Вползли ручьи – калеки
В мой сумеречный дом.
К ногам моим припали,
Чтоб спасла их от беды,
От едких химикалий
Ослепшие пруды.
И я сказала: — Идите
Из комнаты моей
И у людей ищите
Защиты от людей.
По С. Кирсанову
Вода выясняет с детьми, как они могут помочь ей(закрывать кран; понапрасну не тратить воду; садить растения; следить зачистотой береговых линий; высаживать быстрорастущие кустарники, деревья дляукрепления берегов; расчищать реки, озера, пруды; выпускать листовки; вестиразъяснительную работу). Вода прощается с детьми и уходит.
Учитель, в заключение, делает вывод о замечательныхсвойствах воды и говорит: « Вода действительно является чудом природы: без неёневозможна жизнь животного, растения, человека, но запасы воды на Землеограничены, их нельзя ни заменить, ни увеличить. Учеными установлено, что завсю свою жизнь Земля уже поставила из своих недр – глубины более 75% всех еёводных запасов (вода входит в состав летучих веществ, идущих по трещинам иразломам земной коры, с извержениями вулканов и, как правило, идёт на подпиткуподземных вод). Однако, процесс водообразования происходит очень медленно. Внастоящее время население земного шара приближается к 6 млрд. человек. Из нихоколо 1,3млрд. не обеспечены питьевой водой, тогда как в больших городах засутки расходуется 200 – 300 л воды на одного человека. С каждым годом, всёбольше и больше, вода становится непригодной для потребления, а это смерть длявсех нас. [1, c.193 -201]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, хочу рассказать, какую дополнительнуюработу (вне занятий) я с ребятишками провожу по экологическому воспитанию.Во-первых, мы уже несколько лет ведём «жалобную книгу» природы, в которойфиксируем жалобы, поступающие от растений, животных, окружающей среды. В этойкниге есть жалобы и от воды на загрязненные водоёмы и на неразумное потреблениеводы. Все поступившие жалобы мы обсуждаем и составляем ответы на них: что мыможем сделать, чтобы исправить положение. К ответу мы прикладываем рисунки отом, как мы поняли жалобу и ответили.
Во- вторых, продолжая тему воды, можно создать проект«Капелька» (в данный момент он у нас в разработке). Это проект бережливых. Сутьего – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных насбережение запасов чистой пресной воды.
Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос:«Где мы теряем воду?» Мы установили контроль за водопроводными кранами, чтобыустановить, как и сколько дети сами пользуются водой. Возле водопроводныхкранов мы установили предупреждающие знаки, которые дети изготовили сами. Приэтом, придумываем, как и дома сократить потребление воды при выполненииразличных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья и др.
На конец учебного года планируется праздник, на которомКапелька наградит самых бережливых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшегошкольного возраста: пособие / Т.Я.Шипунова. — Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1994.– 273С.
2. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты/И.В.Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с.
3. Шилов, И.А. Экология: Учебник для биол. и мед. спец. вузов/ И.А. Шилов.– Москва: Высшая школа, 2006. – 512с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Значение крупного среднего и малого бизнеса в развитии сферы услуг в разных странах
Реферат А. Блок и европейское средневековье
Реферат Развитие профессионального оперативного мышления будущего учителя в ходе решения психолого-педагогических задач
Реферат Культура эпохи эллинизма Философия научная система Греции
Реферат Использование модели теоретических тарелок для компьютерного прогнозирования характеристик хроматографического разделения
Реферат "Уроки начинаются" 134
Реферат История возникновения причесок. Классификация причесок
Реферат Аналіз та способи підвищення конкурентоспроможності товарів на внутрішньому та зовнішньому ринках
Реферат Borderline Personality Disorde Essay Research Paper BORDERLINE
Реферат Failure Of The Russian Revolution Essay Research
Реферат Павлов Иван Петрович: три основных периода в научной деятельности
Реферат "Экономика и бизнес. Взгляд молодых", которая состоится 31 октября 2007 года
Реферат Теория бюджетного федерализма
Реферат Политология как научная дисциплина
Реферат Анализ чувствительности финансовых результатов к изменениям цены различных элементов издержек