Реферат по предмету "Экология"


Воздействие на экологию производственной деятельности лечебно–оздоровительного комплекса "Радуга"

/>Содержание
Содержание
Введение
1. Вещества,загрязняющие атмосферу и их состав в выбросах
1.1 Основныезагрязнители атмосферы
1.2 Платежи зазагрязнение окружающей среды
2. Методы расчетоввыбросов загрязняющих веществ в атмосферу
2.1 Характеристикапредприятия как источника загрязнения атмосферы
2.2 Проведениерасчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
3. Результатырасчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЛОК «Радуга»
4. Материалы иметоды
Заключение
Списокиспользованной литературы 
Введение
Особенностью современногоэтапа хозяйственного развития является формирование представлений о теснойвзаимосвязи экономического и экологического благополучия. Говоря о проблемахРоссии в период перехода страны к рыночной экономике, необходимо уделить особоевнимание экономическому механизму рационального природопользования и охраныокружающей среды. Это определяется как внутренними потребностями России, так ипроцессом интеграции страны в мировое сообщество, а значит, объективнымитребованиями использования в хозяйственной практике мировых стандартов. Внастоящее время от успешного решения эколого-экономических проблем зависит нетолько эффективность хозяйственной деятельности, но и благополучноесуществование человечества в целом.
Экономикаприродопользования — относительно молодая научная дисциплина, открывающая новыенаправления исследований с целью принятия научно обоснованных решений по финансированию,планированию, законодательно-нормативному обеспечению управлениясоциально-экономическими процессами в целом и в сфере природопользования вчастности.
Проблемы, которыеисследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в двебольшие группы. Во-первых, это проблемы наиболее экономически эффективногоиспользования природных ресурсов и, во-вторых, проблемы поиска и обоснованиянаиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба отзагрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основезакономерностей естественно-исторического характера, а также исходя изменяющихся потребностей общества, новой системы ценностей с учетомэкономических проблем современности.
В теоретическом планеэкономика природопользования направлена на создание научных основ концепцииустойчивого эколого-экономического развития, а ее практическое значениезаключается в выработке научно обоснованных рекомендаций по рациональномуиспользованию природных ресурсов и сохранению среды жизнедеятельностичеловеческого общества.
Любая производственнаядеятельность обязательно связана с воздействием на окружающую среду. Вопрослишь в том, что такое воздействие может быть большим или меньшим. Наряду с тем,что производство различных товаров приводит к неодинаковому загрязнению, самимасштабы вредного воздействия могут быть сокращены, если производительпредпринимает какие-то меры по борьбе с ним.
Цель данной курсовойработы – изучение воздействия на экологию производственной деятельностилечебно–оздоровительного комплекса «Радуга».
Для достижения даннойцели ставим следующие задачи:
1. Рассмотреть общиесведения об источниках загрязнения атмосферы.
2. Выявить методы расчетов выбросов загрязняющих веществ ватмосферу.
3. Рассчитать нормыпредельно – выбросов загрязняющих веществ ватмосферу в ЛОК «Радуга».
Расчетпредельно-допустимых и временно-согласованных сбросов выполнен в соответствии сдействующими нормативными документами: «Рекомендации по делению предприятий накатегории опасности в зависимости от массы и видового состава, выбрасываемых ватмосферу загрязняющих веществ», «Методика определения выбросов загрязняющихвеществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30тонн пара в час», «Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществв атмосферу из резервуаров», «Методика расчетаконцентраций в атмосферном воздухе веществ, содержащихся в выбросах предприятий».
1. Вещества, загрязняющиеатмосферу и их состав в выбросах
 1.1 Основные загрязнителиатмосферы
Атмосферный воздух — одиниз главных источников жизни на земле. Потребность человека в воздухе зависит отего состояния, условий работы и колеблется от 15 до 150 тыс. л в сутки. Воздухиспользуется и во многих производствах, поскольку служит окислителем впроцессах горения.
При охране атмосферноговоздуха устанавливают: нормативы предельно допустимых концентраций и предельнодопустимых уровней воздействия физических излучений; порядок разработки иутверждения предельно допустимых выбросов (ПДВ, ВСВ); единую систему учетавредных воздействий на атмосферный воздух; государственный контроль за охранойатмосферного воздуха и порядок его осуществления.
Атмосфера состоит изсмеси газов и всегда содержит определенное количество примесей, поступающих отестественных и антропогенных источников. К числу примесей, выделяемыхестественными источниками, относятся: пыль (растительного, вулканического,космического происхождения, возникающая- при эрозии почвы, частицы морскойсоли); туман, дымы и газы от лесных и степных пожаров; газы вулканическогопроисхождения; различные продукты растительного, животного имикробиологического происхождения и пр. Уровень загрязнения атмосферыестественными источниками является фоновым и мало изменяется с течениемвремени.
По распространению впространстве загрязнения подразделяются на глобальные, региональные илокальные. Загрязнения могут быть от стационарных и подвижных источников.
Более устойчивые зоны сповышенными концентрациями загрязнений возникают в местах активнойжизнедеятельности человека. Антропогенные загрязнения отличаются многообразиемвидов и многочисленностью источников. Если в начале XX в.в промышленностиприменялись 19 химических элементов, то в середине века промышленноепроизводство стало использовать около 50 элементов, а в 70-х годах —практически все элементы таблицы Менделеева. Это существенно сказалось насоставе промышленных выбросов и привело к качественно новому загрязнениюатмосферы, в частности, аэрозолями тяжелых и редких металлов; синтетическимисоединениями, не существующими и не образующимися в природе; радиоактивными,канцерогенными, бактериологическими и другими веществами [13, с.54].
Особенно острой проблемазагрязнения атмосферы стала во второй половине XX в., т.ч. в периоднаучно-технической революции, характеризующийся чрезвычайно высокими темпамироста промышленного производства, выработки и потребления электроэнергии,выпуска и использования в большом количестве транспортных средств.
В России основноезагрязнение атмосферы создают ряд отраслей промышленности, автотранспорт итеплоэнергетика. Их участие в загрязнении атмосферы составляет (%): черная ицветная металлургия, нефтедобыча и нефтехимия, предприятия стройматериалов,химическая промышленность — 30; автотранспорт — 40; теплоэнергетика—30.
Самые распространенныетоксичные вещества, загрязняющие атмосферу, — оксид углерода СО, диоксид серы SО2, оксиды азота NOx, углеводороды СnHm, пыль. Основные примеси атмосферы иих источники приведены в табл. 1.2. Ежегодные выбросы вредных веществ ватмосферу показаны в табл. 1.1.
Примерный относительныйсостав вредных веществ в атмосфере больших городов (%): СО — 45, SОx—18, СnНm—15, пыль -12, NОx— 10.
Превышение концентрацийтоксичных веществ в загрязненном атмосферном воздухе над фоновым в среднемсоставляет: по СО —80—1250 и более; по SО2—50—300; по NО2 — до 25; по озону — до 7 раз.
Кроме СО, SОx, NОx, СnНm и пыли ватмосферу выбрасываются и другие более токсичные вещества. Так, вентиляционныевыбросы заводов электронной промышленности содержат пары плавиковой, серной,хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т.п. Внастоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющихатмосферу, их количество все увеличивается, что требует действенных мер поочистке атмосферного воздуха.
Таблица 1.1. Примеси ватмосфере и их источникиПримеси Основные источники примесей Среднегодовая концентрация в воздухе, мг/мэ естественные антропогенные Твердые частицы (зола, пыль и др.) Вулканические извержения, пылевые бури, лесные пожары и др. Сжигание топлива в промышленных и бытовых установках В городах 0,04—0,4
SО2 Вулканические извержения, окисленные сера и сульфаты, рас сеянные в море Тоже В городах до 1,0 N0, Лесные пожары Промышленность, автотранспорт, теплоэлектростанции В районах с развитой промышленностью до 0,2 СО Лесные пожары, вы деления океанов, при родные терпены (угле водороды) Автотранспорт, промышленные энергоустановки, черная металлургия, парфюмерия, производство лекарств В городах от 1 до 50 Летучие углеводороды Лесные пожары, при родный метан, при родные терпены Автотранспорт, дожигание отходов, испарение нефтепродуктов В районах с развитой промышленностью до 3,0 Полициклические, ароматические углеводороды Автотранспорт, химические заводы, нефтеперерабатывающие заводы В районах с развитой промышленностью до 0,01
Таблица 1.2. Ежегодныевыбросы в атмосферуВещество Выбросы, млн. т Доля антропогенных примесей от общих поступлений, % естественные антропогенные Твердые частицы 3700 1000 27 СО 5000 304 5,7 CnHm 2600 88 3,3 NOx 770 53 6,5 SOx 650 100 13,3 COx 485 000 18300 3,6
Под выбросами понимаетсякратковременное или за определенное время (сутки, год) поступление в окружающуюприродную среду загрязняющих веществ и физических излучений. Величина выбросовнормируется. В качестве нормируемых показателей приняты предельно допустимыйвыброс (ПДВ) и временно согласованный с организациями охраны природы выброс(ВСВ).
Предельно допустимыйвыброс — это норматив, устанавливаемый для каждого конкретного источника исходяиз условия, что от источника и всей совокупности окружающих его источников вгороде или промышленном комплексе приземная концентрация вредных веществ с учетомих рассеивания и фона не превышает нормативов качества воздуха. Кроменормируемых выбросов существуют аварийные и залповые выбросы.
Выбросы характеризуютсяколичеством загрязняющих веществ, их химическим составом, концентрацией,агрегатным состоянием.
Промышленные выбросыподразделяют на организованные и неорганизованные. Под организованнымивыбросами понимаются выбросы, поступающие в атмосферу через специальносооруженные газоходы, воздуховоды и трубы [16, с.98].
Неорганизованные выбросыпоступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков в результате нарушениягерметизации, невыполнения требований охраны атмосферы при погрузке и выгрузкегрузов, нарушения технологии производства или неисправности оборудования.
По агрегатному состояниювыбросы подразделяют на четыре класса: I:— газообразные и парообразные; II —жидкие; III — твердые, IV — смешанные.
Газообразные выбросы —сернистый ангидрид, диоксид углерода, оксид и диоксид азота, фтористыесоединения, сероуглерод, сероводород, хлор, синильная кислота, аммиак, фенол идр.
Жидкие выбросы — кислоты,щелочи, растворы солей, растворы жидких металлов, органические соединения,синтетические материалы.
Твердые выбросы —канцерогенные вещества, соединения свинца, органическая пыль, неорганическаяпыль, сажа, смолы, синтетические и другие вещества.
По величине массы выбросыобъединены в шесть групп (т/сут): первая группа — масса менее 0,01включительно; вторая — от 0,01 до 0,1; третья — от 0,1 до 1; четвертая — от 1до 10; пятая — от 10 до 100; шестая — свыше 100.
Для условного обозначениявыбросов по составу принята следующая схема: класс (I, II, III, IV), группа (1,2, ..., 19), подгруппа (1, 2, 3, 4), индекс группы массового выброса (ГОСТ17.2.1.01—76).
Выбросы подлежатпериодической инвентаризации, под которой понимается систематизация сведений ораспределении источников выбросов по территории объекта, их количество исостав.
Целями инвентаризации являются:
-    определение видоввредных веществ, поступающих в атмосферу от объектов;
-    оценка влияниявыбросов на окружающую среду;
-    установление ПДВили ВСВ;
-    выработкарекомендаций по организации контроля выбросов;
-    оценка состояния очистногооборудования и экологичности
-    технологий ипроизводственного оборудования;
-    планированиеочередности воздухоохранных мероприятий.
Инвентаризацию выбросов ватмосферу проводят один раз в 5 лет в соответствии с «Инструкцией поинвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». Источникизагрязнения атмосферы определяют исходя из схем производственного процессапредприятия.
Для действующихпредприятий контрольные точки принимаются по периметру санитарно-защитной зоны.Параметры выбросов замеряют сотрудники лаборатории предприятия или лабораториисанитарно-эпидемиологической станции. Правила определения допустимых выбросов вредныхвеществ предприятиями изложены в ГОСТ 17.2.3.02—78 и в «Инструкции понормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водныеобъекты».
Значения ПДВ вредныхвеществ в атмосферу устанавливают при условии, что они не создадут приземнуюконцентрацию выше пре дельно допустимой (ПДК). Значения ПДВ(ВСВ) для временных интервалов (20 мин., сутки, месяц, год) регламентируют длякаждого источника загрязнения атмосферы по каждому вредному веществу. Длянеорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников(вентиляторы) устанавливают суммарные ПДВ (ВСВ) [10, с.112].
Основные параметры,характеризующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: вид производства,источник выделения вредных веществ (агрегат, установка, устройство), источниквыброса (труба, аэрационный фонарь и др.), число источников выброса, координатырасположения выброса, высота источника выброса, диаметр устья трубы, параметрыгазо-воздушной смеси на выходе из источника выброса (скорость, объем,температура), характеристика газоочистных устройств, виды и количество вредныхвеществ и др.
Вредные вещества,попадающие в атмосферу от промышленных и транспортных предприятий,энергетических установок, транспортных средств, растворяются в воздухе ипереносятся движущимися потоками воздуха на большие расстояния. Рассеиваниезагрязнений приводит к снижению концентрации вредных веществ в зонах их выбросаи одновременному увеличению площадей с загрязненным воздухом.
На характерраспространения вредных веществ в атмосфере и величину зон загрязнения влияютметеорологические условия (горизонтальное и вертикальное движение масс воздуха,его скорость, температура, влажность, дождь, снег, наличие облаков).
Кроме метеорологическихфакторов рассеивание загрязнений зависит от рельефа местности, наличия лесов,водоемов, гор. На загрязненность городов и населенных пунктов влияют ихпланировка и озеленение.
Расчет загрязненияатмосферы выбросами промышленных предприятий проводят в соответствии с«Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ,содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)» или «Сборником методик по расчетувыбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами».
Источники выброса вредныхвеществ в зависимости от высоты устья трубы над уровнем земной поверхности Нподразделяют на четыре класса:
а) высокие источники, H > 50 м;
б) средней высоты, H = 10 / 50 м;
в) низкие, H= 2 / 10 м;
г) наземные.
Если значения ПДВ немогут быть достигнуты, то по согласованию с местными органами охраны природы исанитарного надзора предусматривается поэтапное, с указанием длительностикаждого этапа, снижение выбросов вредных веществ до значений, обеспечивающихПДК. На каждом этапе устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ). Приустановлении ВСВ пользуются теми же приемами расчета, что и для ПДВ.
Все расчеты по ПДВоформляются в виде специального тома в соответствии с «Рекомендациями пооформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ в атмосферу для предприятий».
По расчету ПДВ должнобыть получено экспертное заключение отдела экспертизы местного комитета охраныприроды.
Нормативы ПДВ послесогласования с органами санитарного надзора утверждают органы охраны природы.На утверждение представляется ходатайство предприятия о рассмотрении ПДВ,пояснительная записка, расчеты, планы мероприятий по достижению ПДВ. Послеутверждения нормативов ПДВ (ВСВ) органы охраны природы дают разрешение навыбросы вредных веществ предприятием сроком на 5 лет. Если предприятие не можетобеспечить ПДВ, дается разрешение на ВСВ с установлением размеров снижениявыбросов каждый год и достижения ПДВ в течение 3—5 лет. Разрешение выдает отделохраны атмосферного воздуха и отдел экспертизы областной службы охраны природы.В разрешении указывают этапы изменения выбросов, срок достижения ПДВ, времядействия разрешения, перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных квыбросу в атмосферу. 1.2 Платежи за загрязнениеокружающей среды
Плата за загрязнениеокружающей среды реализует принцип платности природопользования, а такжепринцип экономической ответственности за нарушение природоохранногозаконодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.Формирование экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающейсреды следует рассматривать поэтапно.
В основе современнойсистемы платежей лежат методика определения экономической эффективностиприродоохранных мероприятий, оценка экономического ущерба и методика подсчетаубытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. Согласноэтим документам рассматривались два методических подхода к расчету платы:
— плату определяют исходяиз расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результатезагрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного только в результатепревышения установленных нормативов);
— плата включает затратына осуществление природоохранных мероприятий.
Поскольку определение экономическогоущерба сопряжено с рядом методических трудностей, предпочтение отдавалосьвторому подходу. Однако в целом методические разработки не имели практическогозначения. Кроме того, до конца 1980-х годов в России доминировал подход кзагрязнению окружающей среды как преступной деятельности, которая устраняетсяпутем применения жестких административных методов [18, с.35].
Плата за загрязнениевзимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственнойдеятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:
— выброс в атмосферузагрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
— сброс загрязняющихвеществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числе черезканализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющихвеществ;
— размещение отходов.
По своей экономическойсути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годовогоудельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещениезатрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ нареципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения.
Базовые нормативы платыза выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются какпроизведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативоввыбросов (сбросов) и показателей относительной опасности конкретногозагрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовыенормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат наразмещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности показателей,учитывающих классы токсичности отходов. Показатели относительной опасностиконкретного загрязняющего вещества рассчитываются как величина, обратнаяпредельно допустимой концентрации данного вещества в атмосферном воздухе иливодном объекте.
Базовые нормативы платыежегодно умножаются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а такжекорректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации, которыеучитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещениемотходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентовявляется показатель степени загрязнения и деградации природной среды натерритории экономического района. Коэффициенты экологической ситуации могутбыть увеличены решением органов исполнительной власти субъектов Федерации:
— дляприродопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районахКрайнего Севера и местностях, приравненных к ним, на территории национальныхпарков, заповедников, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, покоторым заключены международные конвенции (до двух раз);
— дляприродопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и промышленныхцентров — на 20%.
Установлены два видабазовых нормативов платы:
— за нормативные выбросы (сбросы)загрязняющих веществ, (в пределах ПДВ, ПДС);
— за сверхнормативные(сверхлимитные) выбросы.
Таким образом, в Россиииспользуется система двухставочного платежа: плата за выбросы, осуществленные впределах установленного норматива и плата за сверхнормативные выбросы (вразмере пятикратной ставки за нормативные выбросы).
Источники платы зазагрязнение окружающей природной среды:
— себестоимость продукции— в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);
— прибыль предприятия,если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющихвеществ, размещение отходов.
Кроме того, приневыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс)весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный, ипредприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в егораспоряжении прибыли [15, с.136].
При взимании платежей зазагрязнение предусмотрены льготы, которые играют стимулирующую роль дляпредприятия. Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а реализуются приналогообложении доходов, имущества предприятий.
Согласно Закону РФ «Обосновах налоговой системы» используются следующие виды льгот: изъятие изналогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налоговотдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.
Таким образом, изналогооблагаемой прибыли предприятия исключаются суммы:
— реинвестируемые внутрипредприятия на природоохранные нужды или используемые на финансированиедолевого участия в строительстве и эксплуатации региональных объектовэкологической инфраструктуры;
— взносов в экологическиефонды.
При налогообложенииимущества предприятия исчисляемая для целей налогооблагаемая база уменьшаетсяна балансовую (нормативную) стоимость объектов природоохранного назначения. Адля малых предприятий при приобретении природоохранного оборудования,проведении ими научно-исследовательских и конструкторских работ используетсяинвестиционный налоговый кредит в размере 10% цены закупленного и введенного вдействие оборудования, изготовленного в России, в котором стоимость закупленныхза пределами страны составляющих не превышает 40% общей стоимости.
Размеры платежейкорректируются территориальными природоохранными органами с учетом освоенияпредприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия. Основой дляэтого является план мероприятий, проводимых предприятием, согласованный сПримерным перечнем природоохранных мероприятий. Корректировке подлежат только90% суммы платежей (10% направляются в федеральный бюджет для финансированиядеятельности территориальных органов охраны природы). Все расчеты основываютсяна проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входитэколого-экономический паспорт предприятия.
Практически предприятияосуществляют следующие действия в связи с платежами за загрязнение:
— плановые и фактическиерасчеты платежей поквартально и в целом за год (расчеты могут уточняться поокончании планового периода в сторону как увеличения, так и снижения взависимости от фактических затрат);
— планирование и учетприродоохранных затрат;
— согласование иутверждение расчетов платежей в природоохранных органах;
— отчеты передприродоохранными органами и налоговой службой.
Средства от платежей зазагрязнение (плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредныхвеществ, размещение отходов) перечисляются в бесспорном порядке в доходыбюджетов всех уровней, в том числе:
— 90% в доход бюджетовфедерального, регионального и местного уровней (10, 30, 60%) соответственно;
— 10% — в доходфедерального бюджета для финансирования деятельности органов государственногоуправления в области охраны окружающей среды.
Контроль за правильностьюрасчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение в территориальныебюджеты осуществляют специально уполномоченные территориальные подразделения поохране окружающей природной среды; за поступлением 19% в доход федеральногобюджета — Госналогслужба совместно с территориальными органами охраны природы.
В случае заниженияпредприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли всясумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф (основанием является акто выявленных нарушениях, составляемый контролирующими органами). В случаенесвоевременного поступления средств взыскивается пеня (процент от суммыплатежа за каждый день просрочки). Излишние платежи, поступившие в результатенеправильного их начисления, подлежат возврату по письменному заявлениюпредприятия в течение 30 дней с даты его поступления или зачету в счет будущихпериодов.
Если платежи зазагрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимыхнормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке илипрекращении деятельности этого предприятия [19, с.264].
Таким образом, значениеплатежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий ксамостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также ваккумулировании средств для их проведения.
Рассмотрим некоторыепроблемные аспекты действия экономического механизма взимания платы зазагрязнение.
1.      Отсутствуетцелостная система права: принятые законы (о предприятии, о налогообложении) несоответствуют природоохранному законодательству.
2.      Различаютсяметодологические базы расчета платы за загрязнения, сохраняя традицииведомственного подхода (например, разно гласилпо нормативам платы за сброс сточных вод промышленного происхождения междуприродоохранными органами и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства).
3.      Фактически невзимается плата за загрязнения, превышающие ПДВ, вследствие сложностиустановления и доказательства причинно-следственных связей.
4.      Размерыиндексации платежей за загрязнение не соответствуют реальности.
5.      В условияхпрогрессирующего экономического спада производства предприятия не в состоянииплатить большие штрафы, что приводит к усилению административно-правовых формвоздействия на предприятия.
6.      Корректировкаплатежей за загрязнение не имеет законодательного статуса, она зависит отконкретных ответственных лиц. В результате, как показывает практика, льготы поплатежам не выполняют своей стимулирующей функции и не всегда обоснованы.
7.      При несоблюдениисроков уплаты и других нарушениях по платежам, направляемых в системувнебюджетных экологических фондов, нормы налогового законодательства неприменяются.
Перспективы развитияэкономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей средыопределяются следующими направлениями:
1)      развитиемприродоохранного законодательства, в том числе по упорядочению использованияльгот по платежам за загрязнение;
2)      формированиемрыночных институтов природопользования, дополняющих систему правового иадминистративно-экономического механизма;
3)      введениемдейственной системы контроля над незарегистрированными источниками загрязнения;
4)      введением новыхвидов платежей с учетом региональных особенностей хозяйственной деятельности, атакже технологических особенностей производства, например взимание платы за загрязнениепочв, особенно в районах интенсивного земледелия; взимание платежей за особоопасные виды загрязнения; введение платежей на топливо и др.;
5)      использованиемсистемы компенсационной ответственности и штрафных санкций за загрязнениеокружающей среды в ходе военных действий, испытаний оружия, уничтожениябоеприпасов и вооружений;
6)      усовершенствованиеммеханизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнеминфляции.
С экономической точкизрения плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия на нееявляется платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды.
2. Методы расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
 2.1 Характеристика предприятия какисточника загрязнения атмосферы
 
Основным видомдеятельности ЛОК «Радуга» является предоставление комплексалечебно-оздоровительных услуг. Предприятие общей площадью 7,3093 га расположено на левом берегу Камы в 10 км. от г.Набережные Челны. Количество сотрудников:
-         АУП –22 чел.
-         медицинскийперсонал – 42чел.
-         производственныйперсонал – 62 чел.
На территории предприятиярасположены следующие участки: котельная, сварочный пост, мазутохранилище,спальные и оздоровительные корпуса, сауна, прачечная и столовая.
По данным инвентаризациина предприятии находится 3 источника загрязнения атмосферного воздуха (2организованных, 1 неорганизованный), выделяющих 11 вредных веществ (основноетопливо) и 14 вредных веществ (резервное топливо).
Источниками выделениязагрязняющих веществ в атмосферу являются:
-         котлы котельной,работающие на газе (резервное топливо — мазут; годовой расход газа — 153 тыс. мЗ/год,годовой расход мазута- 104 т/год);
-         наземные мазутныеемкости (две емкости) — при закачки и хранении;
-         электросварочныйаппарат (расход электродов УОНИ-13/65 — 30 кг/год) — при проведении сварочныхработ.
Перечень загрязняющихвеществ, выбрасываемых в атмосферу ЛОК«Радуга» представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Переченьзагрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу ЛОК «Радуга»Наименование вещества Код ПДК м.р ПДК с.с. ОБУВ
Класс
опасности Выброс вещества Существующее положение Перспектива
мг/м3 г/с т/год г/с т/год 1 2 3 4 5 6 7 8 Железо(II, Ш) оксиды 0123 - 0,04 - 3 0,0006 0,00013 0,0006 0,00013 Марганец и его соединения 0143 0,01 0,001 - 2 0,0002 0,00004 0,0002 0,00004 Азот (IV) оксид 0301 0,085 0,04 - 2 0,0111 0,348576 0,0111 0,348576 Азот (II) оксид 0304 0,4 0,06 - 3 0,0018 0,056644 0,0018 0,056644 Углерод черный 0328 0,15 0,05 - 3 0,0041 0,128186 0,0041 0,128186 Сера диоксид 0330 0,5 0,05 - 3 0,0194 0,61152 0,0194 0,61152 Сероводород 0333 0,008 - - 2 0,0002 0,000064 0,0002 0,000064 Углерод оксид 0337 5,00 3,00 - 4 0,0175 0,552789 0,0175 0,552789
Фтористые газообразные
соединения 0342 0,02 0,005 - 2 0,0002 0,00004 0,0002 0,00004 Фториды неорг. плохо растворимые 0344 0,20 0,03 - 2 0,0001 0,00002 0,0001 0,00002 Бенз(а)пирен 0703 - 1Е-06 - 1 0,0000 0,0000007 0,0000 0,0000007 Углеводороды пред. (С12-С19) 2754 1,00 - - 4 0,0373 0,13166 0,0373 0,013166 Мазутная зола (в пересчете на ванадий) 2904 - 0,002 - 2 0,0003 0,010977 0,0003 0,010977
Пыль неорганическая (SiО2 70-20% 2908 0,30 0,10 - 3 0,0001 0,00002 0,0001 0,00002 ВСЕГО 0,0929 1,7221727 0,0929 1,7221727
2.2 Проведение расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Разработка проектанормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферудля источников ЛОК «Радуга» выполнена в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78«Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредныхвеществ промышленными предприятиями».
Материалы представлены вобъеме согласно требованиям «Рекомендаций по оформлению и содержанию проектанормативов ПДВ для предприятий».
Расчет категорииопасности предприятия ЛОК «Радуга» представлен в таблице 2.2 и 2.3
Таблица 2.2. Расчеткатегории опасности предприятия (КОП) (основное топливо)Расчет категории опасности предприятия (КОП) (основное топливо)
ПДК с.с
мг/мЗ Класс опасности
Годовой выброс,
т/год Значение КОП 1 2 3 4 5 Железо ( П, Ш) оксиды 0,04 3 0,00013 0,00 Марганец и его соединения 0,001 2 0,00004 0,02 Азот (IV) оксид 0,04 2 0,153591 5,75 Азот (В) оксид 0,06 3 0,024959 0,42 Сероводород 0,008 2 0,000062 0,00 Углерод оксид 3,00 4 0,552789 0,22
Фтористые газообразные
соединения 0,005 2 0,00004 0,00 Фториды неорг. плохо растворимые 0,03 2 0,00002 0,00 Бенз(а)пирен 0,000001 1 0,0000001 0,02 Углеводороды пред. (С12-С19) 1 4 0,012752 0,02
Пыль неорганическая (SiО2 70-20%) 0,10 3 0,00002 0,00
КОП = 6,45
КОП
Категория опасностипредприятия – 4
Таблица 2.3. Расчеткатегории опасности предприятия (КОП) (резервное топливо)Расчет категории опасности предприятия (КОП) (основное топливо)
ПДК с.с
мг/мЗ Класс опасности
Годовой выброс,
т/год Значение КОП 1 2 3 4 5 Железо ( П, Ш) оксиды 0,04 3 0,00013 0,00 Марганец и его соединения 0,001 2 0,00004 0,02 Азот (IV) оксид 0,04 2 0,348576 5,75 Азот (II) оксид 0,06 3 0,056644 0,42 Углерод черный 0,008 2 0,128186 0,00 Сера диоксид 3,00 4 0,61152 0,22 Сероводород 0,005 2 0,000064 0,00 Углерод оксид 0,03 2 0,552789 0,00
Фтористые газообразные
соединения 0,000001 1 0,0,00004 0,02 Фториды неорг. плохо растворимые 1 4 0,0,00002 0,02 Бенз(а)пирен 0,10 3 0,0,0000007 0,00 Углеводороды пред. (С12-С19) 0,013166 Мазутная зола (в пересчете на ванадий) 0,010977
Пыль неорганическая (SiО2 70-20% 0,00002
КОП = 42,37
Согласно «Рекомендаций,по делению предприятий на категории опасности в зависимости от массы и видовогосостава выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ» ЛОК «Радуга» относитсяк 4 категории опасности КОП = 6,45 (основное топливо) и КОП = 42,37 (резервноетопливо).
Расчет концентраций ирассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе выполнен по программе«Эколог» версии 1.31, разработанной фирмой «Интеграл» г. Санкт-Петербург.
«Эколог» — программаавтоматизированного расчета концентраций и рассеивания вредных примесей ватмосфере без учета влияния застройки, реализующая методику, изложенную в ОНД — 86, согласована в Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова ирекомендована к использованию.
Исходные данные ирезультаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухеприведены
Метеорологическиехарактеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющихвеществ в атмосферном воздухе, представлены в таблице 2.4 на основании данныхмноголетних наблюдений Татарского Республиканского центра по гидрометеорологии.
Расчет производится впрямоугольнике с размерами сторон 3000 м * 3000 м в узлах сетки с шагом 50 м. Центр расчетного прямоугольника находится в точке с координатами: х = 1500,у = 1500. Угол перебора направлений ветра 10°. Чтобы показать концентрациизагрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны и у спального корпуса,произведен расчет в заданных точках с координатами:
т.1 (х=1585, у = 1500);
т.2 (х = 1680, у= 1600);
т.З (х- 1725, у = 1500);
т.4 (х= 1675, у = 1430);
т.5 (х= 1545, у = 1500).
Таблица 2.4. Метеорологическиехарактеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющихвеществ в атмосфереНаименование характеристики Величина
Коэффициент, зависящий от стратификации
атмосферы, А 160 Коэффициент рельефа местности 1,0 Средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, С 25,3
Средняя максимальная температура наружного воздуха
наиболее холодного месяца года, С -18,4 Среднегодовая роза ветров, % : С 8 СВ 9 В 8 ЮВ 9 Ю 13 ЮЗ 20 З 19 СЗ 14 Штиль 18 Скорость ветра по средним многолетним данным, повторяемость превышения которой, составляет 5 %, м/с 9  
3. Результаты расчетов выбросов загрязняющих веществ ватмосферу ЛОК «Радуга»
Расчеты рассеивания дляобоснования норм ПДВ проводились от всех источников предприятия при самыхнеблагоприятных условиях.
Данные о загрязненииатмосферного воздуха получены в долях ПДК в виде изолиний концентраций по всемуполю расчетного прямоугольника.
Результаты расчетовконцентраций и рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы отисточников предприятия приведены в таблицах 3.1, 3.2.
Перечень источников,дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы приведен в таблице 3.3.
Таблица 3.3 Переченьисточников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферыНаименование вещества Макс.расчетные концентрации в долях ПДК без учета фона на границе СЗЗ Координаты расчетной точки Источники, дающие наибольший вклад в макс. концентрацию Принадлежность источника X У №ист %вклада 1 2 3 4 5 6 7 Железо (ИДИ) оксиды 0.18 1585 1500 6001 100 Сварочный пост Марганец и его соединения 0.24 1585 1500 6001 100 Сварочный пост Сероводород 0.19 1585 1500 0002 100 Мазутохранилище Фтористые га зообразные со единения 0.12 1585 1500 6001 100
Сварочный
пост Углеводороды предельные С 1 2 -С19 0.29 1585 1500 0002 100 Мазутохранилище


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.