Реферат по предмету "Экология"


Влияние атмосферных загрязнений автомототранспортом на растения березы бородавчатой

Влияниеатмосферных загрязнений автомототранспортом на растения березы бородавчатой

ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХЗАГРЯЗНЕНИЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТОМ НА РАСТЕНИЯ БЕРЕЗЫ БОРОДАВЧАТОЙ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

АННОТАЦИЯ
Исследованиевыполнялась в 2005-2007 году в условиях города. В работе дан анализ влиянияокружающей среды и подтверждены литературные данные об отрицательномвоздействии автомототранспорта на рост и развитие на растения.
Объектомисследования стала береза бородавчатая или повислая (Betula pendula) широкоприменяемая в озеленении г. Ленинска-Кузнецкого.
Изучаласьвеличина прироста побега за вегетационный период, длина и количество жилок влисте, длина черешка листа, размер почек и женского соплодия, ширина и длиналиста, наличие различных повреждений листа, качество пыльцевых зерен. Дляоценки точности и достоверности полученных результатов проводиласьстатистическая обработка данных.
Исследовательскаяработа имеет практическое значение для школьников, стремящихся овладетьметодами научного поиска, жителей города, учителей биологии и экологии какпрактическое руководство по овладению методами биологического мониторинга.

ВВЕДЕНИЕ
Проблемазагрязнения атмосферного воздуха – одна из наиболее острых экологическихпроблем Кемеровской области, так как основная часть населения проживает врайонах, где концентрация загрязняющих веществ регулярно превышает ПДК.Загрязнение атмосферы в Кемеровской области является результатом чрезвычайновысокой концентрации различных производств и большого числа передвижныхисточников (включая автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт). Поданным Комитета по охране окружающей среды Кемеровской области выбросы отпередвижных источников составляют 237,423 тыс. тонн (19,2%), в том числе:автомобильный транспорт – 225,116 тыс. тонн [3]. Таким образом, доляавтотранспорта в выбросах от передвижных источников составляет 94,8%. Запоследние годы происходит увеличение выбросов от автомототранспорта в среднемна 2,8% (6,408 тыс. тонн) в год в связи с увеличением количества единицавтотранспортных средств. Транспортные средства, особенно автотранспорт,являются источником комплексного воздействия на объекты окружающей среды.Происходит загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания моторноготоплива, водные объекты принимают талые воды снеговых отвалов, ливневых смывовс дорог, почва загрязняется и захламляется отходами, образующимися в результатеэксплуатации автомобилей: шинами, аккумуляторами, кузовным ломом, продуктамисгорания моторного топлива. Воздушное, водное и почвенное загрязнениеавтомототранспортом неизбежно оказывает прямое или косвенное влияние нарастительность города.
Уровеньзагрязнения воздуха в г. Ленинске-Кузнецком и районе оценивается как высокий[3,9]. Для ослабления шума, защиты от пыли и отработанных газов в городе вдольтранспортных магистралей устраивают защитные зеленые полосы. Они позволяютулучшить санитарно-гигиеническую обстановку на улицах города. Культивированиерастений позволяет людям приблизить к себе мир живой природы, тягу к которомувсе в большей мере испытывают горожане. Природная красота была и остаетсявечной ценностью человеческого бытия.
/>Растения считаются надежнымииндикаторами загрязнения природной среды различными токсическими веществами всвязи с тем, что они не могут уйти от стрессового воздействия, и вынуждены адаптироватьсяк нему с помощью физиолого-биохимических и анатомо-морфологических перестроекорганизма. Фиксация и оценка этих изменений дают достоверную картину условийместа произрастания растений и отражают состояние городской среды.
Длязащитных полос вдоль магистралей необходимо применять более долговечные видырастений, устойчивые к воздействию выхлопных газов автомобилей. Возникаетпроблема выяснения степени устойчивости растений, используемых в озеленениинашего города к действию атмосферных токсикантов.
Объектомисследования стала береза бородавчатая (Betula pendula) из семейства березовых (Betulaceae), распространенная по всей лесной и лесостепнойзоне Западной Сибири. Предмет исследования: рост и развитие однолетнего побегаберезы за вегетационный период.
Цельработы: выявление особенностей роста и развития березы под влиянием воздушногозагрязнения автомототранспортом.
Решаемыезадачи:
·          Изучитьнеобходимую для работы литературу;
·          Овладеть научнымиметодами исследования;
·          Выявить параметрыроста и развития березы, позволяющие тестировать наличие атмосферныхтоксикантов.
·          Определитьвозможность использования березы бородавчатой для мониторинга окружающей средыи озеленения улиц города.
Изучениенекоторых морфологических характеристик березы осуществлялось в 2005-2007 году.Выполненная работа позволяет определить возможности использования березы возеленении улиц города и для мониторинга качества окружающей среды.
Ознакомлениес литературой показало, что многие авторы (Е.И. Князева, В.С. Николаевский) иисследовательские институты (КГУ г.Кемерово, ЦСБС СО АН РФ г. Новосибирск) активнозанимаются проблемой устойчивости растений к воздушному загрязнению. Подустойчивостью растений к действию газообразных токсикантов понимают их способностьблагодаря анатомо-морфологическим, физиологическим и биохимическим особенностямвыдерживать значительные концентрации токсических газов без снижения роста иразвития (Культиасов, 1982).
Результатыисследований ряда авторов убеждают в существовании глубоких структурных ифизиолого-биохимических различий у растений, произрастающих в различных по антропогенномувоздействию зонах (Красинский, 1950; Кулагин, 1974; Культиасов, 1982; Рубин,1976).
Глава 1. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТОМ НА РАСТЕНИЯ БЕРЕЗЫБОРОДАВЧАТОЙ
Березабородавчатая (Betula pendula) из семейства березовых (Betulaceae) образуетчастые насаждения и входит в состав смешанного леса. Береза является важнейшейлесообразующей породой, преобладающей в 60% лиственных и хвойно-лиственныхлесов. Она прекрасно приспособлена к перенесению низких температур, не страдаетот весенних заморозков [4]. Характерная особенность Б. бородавчатой – маленькиебугорки на молодых побегах. Продолжительность жизни от 40 до 120-150 лет.
Корневаясистема мощная, кора белая, гладкая. Листья очередные, с перистонервнымжилкованием, с более или менее длинными черешками, с пильчатым или зубчатымкраем. Цветет береза одновременно с распусканием листьев. Пыльца разносится ветром.После пыления мужские соцветия усыхают и отваливаются, женские развиваются,увеличиваются во много раз, видоизменяются и превращаются в соплодия.
Воснову изучения взяты программа и методика сортоизучения плодовых иорехоплодных культур [10], методическое руководство ВИР им. Н.И. Вавилова [5],учебно-методическое пособие «Школьный экологический мониторинг» [14].
Наблюденияосуществлялись в трех точках: 1 – растения зеленой полосы вдоль улиц Энгельса иМусохранова (опыт 1), 2 – на расстоянии 100 метров от дороги (опыт 2), 3 – в глубине парковой зоны отдыха — 900-1000 метров от дороги (контроль). Элементы учета: длина прироста основного и боковых побегов березыза вегетационный период, размер боковых и верхушечных почек, площадь листовойпластинки, длина и количество жилок в листе, длина черешка листа, длинаженского соплодия, виды повреждений листа, качество пыльцевых зерен.
Возрастрастений, используемых для наблюдения примерно одинаков, все пробы были взятына одной высоте от поверхности земли. Измерение длины и ширины учетных объектовосуществлялось сантиметровой лентой, изучение площади листовой пластинкипроводилось на аналогах листьев, переведенных на миллиметровую бумагу, что облегчилоподсчет площади листа. Методика анализа качества пыльцы заключается вопределении процента ненормальных (абортивных) пыльцевых зерен.
Взятиепроб осуществлялось один раз в вегетационный период: май 2006, 2007 г.г. – пыльца; сентябрь 2005, 2007 г.г. – побеги березы бородавчатой. Повторность шестикратная.
При наблюденияхи измерениях проводилась статистическая обработка полученных результатов. Этопозволило оценить точность и достоверность полученных результатов, избежатьошибочных выводов.
/>По литературным данным[3,9] в выбросах автомототранспорта преобладают свинец, сажа, оксид азота,оксид углерода, углеводороды, диоксид серы, иногда превышающие ПДК в несколькораз. Наибольшую опасность для растений представляет сернистый ангидрит (SO2), соединения фтора (HF,FSi4), хлористый водород (HCl),оксиды азота (NO, NO2),пылевые частицы, содержащие абсорбированные газы и оксиды различных металлов.
Выбросыавтомототранспорта – это комплекс различных инградиентов. Суммарное действиеэтих веществ на растения иное, чем каждого газа в отдельности.
Впервую очередь, отрицательное воздействие воздушного загрязнения сказывается налистьях растений. Листва задерживает городскую пыль, очищает воздух. Химическоедействие пыли определяется составом, количеством и токсичность для данногорастения. Физическое действие пыли проявляется, прежде всего, в образованиичехла, препятствующего нормальному тепло- и влагообмену листа с атмосферой иуменьшающего интенсивность доступного для растений света. Температура листаповышается на 8-10єС, соответственно увеличивается скорость транспирации. Присплошном покрытии листьев пылью испарение воды прекращается, и растенияпогибают. Иногда физиологические повреждения не сопровождаются внешнимиизменениями, но обычно признаки поражения растений токсикантами выражаются внекрозах края листа, побурении листьев, уродливых формах листа («смятыелистья»), скручивании, «ожогах», а в тяжелейших случаях – засыхании и опаданиилистьев, отмирании растений [2].
Сильноеповреждение листового аппарата не всегда приводит к гибели растения. Благодарярегенерационной способности растения восстанавливают новые листья и побегивзамен поврежденных.
Визученной нами литературе имеются данные о различной степени устойчивостирастений к загрязнению окружающей среды [1, 9, 12, 13].
Приозеленении улиц города необходимо учитывать способность растенийконцентрировать и накапливать из атмосферы вещества антропогенногопроисхождения, которые могут оказывать негативное воздействие, как на растение,так и на здоровье человека. Все растения способны очищать атмосферу, различиявозникают только в эффективности процесса. По данным сотрудников ЦБС АНБелоруссии наибольшей емкостью поглощения (за вегетацию) обладают топольбальзамический, тополь лентовидный, ива белая, а из хвойных пород – пихтаодноцветная, ель колючая, ель голубая [2]. Высокая газопоглотительнаяспособность у бирючины обыкновенной, тополя китайского, боярышника колючего(всего около 30 видов).
Для озеленениягородов и населенных пунктов в Кемеровской области Центральным Сибирскимботаническим садом СО АН РФ г. Новосибирска рекомендован ассортимент местных иинтродуцированных древесных и кустарниковых растений, включающий в себя 158видов. Из них древесные растения составляют 47 видов, а кустарниковые – 111видов (см. приложение).
/>В озеленении г.Ленинска-Кузнецкого повсеместно используется несколько пород. Это – топольсибирский, клен ясенелистный, карагач, акация желтая, сирень обыкновенная. Запоследние годы в посадки стали вводить новые растения: березу бородавчатую,липу мелколистную, лиственницу сибирскую, рябину сибирскую, клен татарский, лохсеребристый, сирень венгерскую и др.
Присоздании зеленого наряда г.Ленска-Кузнецкого необходимо учитывать морозо- игазоустойчивость деревьев и кустарников. По данным А.П. Баранник наибольшейморозоустойчивостью и газоустойчивостью обладают: ива белая, сибирские видырябины, тополя, лиственницы, боярышник, кизильник черноплодный, березабородавчатая, вяз гладкий, карагач, сирень обыкновенная, роза морщинистая,ясень зеленый и другие. Хвойные виды менее устойчивые к воздействиюпромышленных выбросов в озеленении используют реже.
Вассортименте растений, рекомендованных ЦСБС СО АН РФ г. Новосибирска, береза отнесенак растениям неустойчивым к действию воздушных загрязнителей (приложение 1).
Длязащитных полос автомагистралей необходимо применять более долговечные видырастений, устойчивые к воздействию выхлопных газов автомобилей. Работа,выполненная мной, позволяет выявить влияние атмосферного загрязненияавтомототранспортом на березу бородавчатую и определить возможностииспользования ее в озеленении улиц города Ленинска-Кузнецкого.
Загрязнениеатмосферы приводит к различным нарушениям развития растений, вызывая сокращениесроков вегетации, уменьшение площади ассимилирующих органов, торможениепроцессов развития [9]. Осевшая на растениях пыль тормозит рост растений.
Наблюденияза состоянием побега осуществляли на живом растении, без отделения побега отосновного растения. При измерении длины побега пользовались сантиметровойлентой. Из полученных измерений произвольно взяли каждое пятое измерение. Такимобразом, n = 50. Затем провели статистическую обработку данных (приложение 2,табл.1).
/>При анализе полученныхданных была установлена достоверность в различиях длины основного однолетнегопобега в опыте и контроле. В условиях сильного атмосферного загрязненияпроисходит снижение величины прироста однолетнего побега березы бородавчатой завегетационный период (диаграмма 1)
Диаграмма 1. Средняя величинаоднолетнего побега березы
/>
Разницав длине побега в зоне сильного загрязнения составляет: основного – 31,4 %,бокового – 42,3 %. В сравнении с 2005 годом происходит снижение средней длиныпобега в среднем на 1 %. Это может быть связано с увеличением количествазагрязняющих веществ в воздухе или с климатическими условиями вегетационногопериода, (сравнительный анализ не производился). Изучая данные по встречаемостипобегов различной длины, было отмечено, что в опыте чаще всего встречаютсяпобеги с длиной 21-23 см, а у контрольных растений – 25-35 см. диаграмма 2)
Диаграмма 2 Длина побега,см.
/>
Впроцессе приспособления к условиям загрязненной атмосферы у растений появляетсямелкоклеточность, утолщение клеточных оболочек, уменьшение площади листовойпластинки, увеличение жилкования и количества устьиц [7].
Анализируядлину листовой пластинки у растений произрастающих в зоне загрязнения и условночистом по воздушному загрязнению регионе, мной было обнаружено, что в опытепроисходит значительное снижение величины признака (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Средняя длина листовой пластинки, мм
/>/>
Пристатистической обработке данных в 2005 году опыт был признан недостоверным,хотя полученное значение t = 1,93 очень близко к достоверному (t = 2). Этопозволило предположить, что загрязнение воздуха оказывает влияния на рост листав длину (приложение 2, табл.2), а недостоверность опыта вызвана неточностьюизмерений.
Приизучении зависимости ширины листа от величины атмосферного загрязнения былоустановлено, что растения вдоль автотрассы имеют более узкие листья (диаграмма4).
Диаграмма 4.Средняя ширина листа, мм
/>

Статистическаяобработка данных и определение достоверности полученных результатов говорит овысокой точности опыта (приложение 2, табл.3).
Полученныеданные позволяют утверждать об отрицательном воздействии автомобильноготранспорта на ширину листовой пластинки березы бородавчатой.
Анализируядлину черешка листовой пластинки у растений разных участков произрастания (опыти контроль) я получила следующие результаты: у растений, произрастающих впридорожной зоне, происходит уменьшение длины черешка листа (диаграмма 5).
Диаграмма 5.Длина черешка листовой пластинки, мм
/>
/>При сравнительнойхарактеристике длины черешка листьев, произрастающих в разных условияхзагрязнения воздуха, было отмечено, что у опытных растений чаще встречаютсялистья с черешком длиной 21-22 мм., а у контрольных растений с черешком длиной25-30 мм. (диаграмма 6).

Диаграмма 6. Длина черешка листовой пластинки, мм
/>
Достоверность опытавысокая, что позволяет говорить о прямой зависимости длины черешка отколичества загрязняющих веществ в воздухе (приложение 2, табл. 4).
Изучениеплощади листовой пластинки проводилось на аналогах листьев, переведенных намиллиметровую бумагу, что позволило с большей точностью высчитать ихповерхность.
Анализполученных данных и статистическая обработка результатов позволили установитьзависимость между площадью листа и экологическими условиями произрастания (приложение2, табл. 5).
Сильнаязагазованность атмосферного воздуха вызывает резкое снижение площади листовойпластинки (диаграмма 7). Этот признак хорошо прослеживается, доступен дляизучения, легко просчитывается, что позволяет использовать его как показательзагрязнения воздушной среды.
Диаграмма 7.Средняяплощадь листовой пластинки, см2
/>

/>При изучении количестважилок в листе, величины боковых и верхушечных почек не получено достоверныхразличий в результатах между данными опыта и контроля, что говорит о возможнойустойчивости данных показателей к автомобильному загрязнению воздуха.
Действующаяна растения двуокись азота вызывает периферическое повреждение листьев,скручивание их вовнутрь, появление коричневой окраски на завершающем этаперазвития листьев. Присутствие в атмосфере NO2задерживает рост и развитие овощных культур, снижают их урожайность и качество продукции[7, 9, 14].
Большуюопасность для растений представляют фтористые соединения, оказывающиефитотоксическое действие в небольших концентрациях (менее 0,6 мкг/ м3).Фтор не является необходимым для развития растений элементом и не участвует вобмене веществ. Поэтому и не происходит его детоксикация в растительной клетке.Фтор накапливается в растениях, создавая опасность для здоровья животных ичеловека при употреблении растений на корм или в пищу [7,9]. Большая частьфтора в виде пыли, осевшей на поверхности растений, смывается осадками и непроникает внутрь растений.
Появлениесимптомов повреждений связано с перемещением фторидов, поглощенных из воздуха кверхушкам и краям листьев. В начале на листьях образуются хлоротические пятна,сопровождающиеся некрозами и иссушением тканей. Листья покрываются пятнамисветло-коричневого и бурого цвета. Газообразные токсиканты начинают оказыватьвлияние на растение с момента контакта с покровными тканями. Важную роль впроявлении устойчивости растений играет устьичный аппарат листьев, какмеханизм, с участием которого происходит проникновение газов внутрь листа [6].
Сернистыйгаз, повреждая растения, способствует ослаблению их устойчивости к различнымфакторам среды, болезням, вредителям. Признаки повреждения растенийсероводородом – потеря тургора, появление светло-желтых и буро-черных пятен,ожогов преимущественно в середине листовой пластинки. В основе патологическихизменений лежит нарушение структуры цитоплазматических мембран, падениеинтенсивности фотосинтеза и дыхания листьев растений. Молодые листья сильнеепоглощают сернистый газ и больше страдают. Наряду со снижением количествахлорофилла сернистый газ вызывает сдвиги в структуре мембран хлоропластов. Онистановятся неправильной формы, происходит утоньшение их мембран. Под действиемзначительных концентраций вредных газов, особенно двуокиси серы и фтора, клеткимезофилла сплющиваются, сама клетка деформируется, разрушаются хлоропласты, ипроисходит падение интенсивности фотосинтеза [7, 9, 12].
Реакциярастительного организма на газообразные токсиканты определяется химическойприродой токсиканта (реакционностью, концентрацией, продолжительностьювзаимодействия с растением), а также индивидуальными особенностями растений(интенсивностью газообмена, способностью нейтрализовать токсикант ирегенерировать частично нарушенные клеточные органеллы и функциональныесистемы) (7,9).
/>Под влиянием различныхвеществ, содержащихся в выхлопных газах, происходит видимое повреждениелистьев. В процессе изучения поверхности листа было выявлено 5 типовповреждений: точечный и пятнистый некроз, мертвый край листа и мертваяверхушка, изменение формы листа. Распределение этих повреждений показано на диаграммах8,9,10,11.
Диаграмма 8 Точечныйнекроз листьев березы, %
/>
Диаграмма 9.Пятнистыйнекроз листьев березы, %
/>/>
Количествонекрозов листа в 2007 году возросло в среднем на 17,75 %, что говорит оповышении количества соединений серы в воздухе.Диаграмма10.Мертвый край листа, %
/>Диаграмма11. Мертвая верхушка листа, %
/>
Наприведенных диаграммах видно, что с 2005 года произошло увеличение количествалистьев березы с отмирающими, в процессе вегетации, краем и верхушкой листа.Рост составил в среднем 16,65 %. Можно предположить, что это вызвано возросшимколичеством соединений азота и фтора в воздухе вдоль автомагистралей.
Наблюдаяза изменением формы листа, было обнаружено увеличение деформированных листьев урастений вдоль дорог в сравнении с контрольными березами в парке (диаграмма12).
Диаграмма 12. Изменения формы листовой пластинки, %/> 
Известно,что деформация листа связана с действием этилена, содержащегося в выхлопныхгазах автомобиля. Небольшое уменьшение количества деформированных листьев в 2007году можно объяснить погрешностью опыта.
Постепени видимых повреждений листа можно установить интенсивность атмосферногозагрязнения. Чем выше количество атмосферных токсикантов, тем больше степеньразличных повреждений вегетирующих органов. Разница между опытными иконтрольными растениями составила 95, 34 %.
/>От уровня физического ихимического загрязнения среды в большой степени зависит качество пыльцевыхзерен. Пыльца отличается высокой чувствительностью к действию отрицательныхфакторов и может являться индикатором загрязнения среды генетически активнымикомпонентами. У плодовых культур затормаживаются процессы созревания пыльцы,повреждаются рыльца пестиков в цветках, вследствие чего снижается плодоношение,ухудшается качество продукции растениеводства, снижается урожайность [9].Генетически активные факторы среды нарушают процесс образования пыльцы, доводядо полного отсутствия в пыльниках нормальных пыльцевых зерен.
Загрязнениеокружающей среды вызывают снижение количества нормальных пыльцевых зерен вцветках березы. Эта закономерность четко прослеживается при исследовании пробпыльцы, взятых у дороги и в глубине парковой зоны (диаграмма 13).Диаграмма 13. Качество пыльцевых зерен, %
/>
Количествонормальных пыльцевых зерен уменьшается в придорожной зоне на 39 %, одновременновозрастает количество абортивных пыльцевых зерен в пробах растений этой зоны на46,6 %, что говорит о высоком фоне загрязнения среды.
Длинаженского соплодия у березы позволяет, предположительно, выяснить количествообразующихся семян, но такой зависимости я не изучала. Анализируя полученныеданные о длине соплодия за два года наблюдений, можно утверждать о зависимостидлины соплодия от экологических условий произрастания (диаграмма 14).Диаграмма 14. Длинаженского соплодия, мм
/>/>

Пристатистической обработке данных получена высокая достоверность данных, т.о.наблюдаем прямое влияние среды на длину женского соплодия (приложение 2, табл.6).
Изучениевстречаемости различной длины женского соплодия показало, что величина женскогосоплодия варьирует от 20 до 25 мм. (опыт) и от 24 до 34 мм. (контроль). У контрольных растений чаще всего встречаются соплодия с длиной 26 мм., а у опытных растений с длиной 23-24 мм. (диаграмма 15)
Диаграмма 15. Длинаженского соплодия, мм.
/>
Впроцессе изучения признака было обнаружено уменьшение средней длины женскогосоплодия в опыте, примерно на 32,17 %, что говорит о значительном влияниизагазованности на развитие женской сережки.
Растения,подвергшиеся в течение вегетационного периода действию токсикантов, становятсяменее устойчивыми к другим неблагоприятным абиотическим и биотическим факторам(засухе, низким температурам, вредителям и болезням и др.) [7].
Наблюдаяпроцессы роста и развития березы, было отмечено, что у растений произрастающихв придорожной зоне количество вредителей молодого побега больше, чем наконтрольных растениях в парковой зоне. Точный количественный и качественныйучет вредителей не осуществлялся, но визуальные наблюдения над внешним обликомберезы позволяют утверждать о снижении сопротивляемости растений нашествиювредителей./>

ВЫВОДЫ
Подводяитоги выполненной работы можно сказать, что имеющиеся литературные данные оботрицательном воздействии автомототранспорта на рост и развитие растений былиподтверждены результатами исследовательской работы. Проведя разовые наблюдениянад растениями березы бородавчатой, произрастающей в трех точках с различнымуровнем воздушного загрязнения, я смогла сделать следующие выводы:
·         Береза бородавчатая может быть использована для мониторинга качестваокружающей среды;
·         В зоне сильного воздействия выхлопных газов автомототранспортапроисходит нарушение роста и развития растения (уменьшение величины приростапобега, размеров и площади листа, увеличивается количество нарушенийповерхности листовой пластинки и качества пыльцевых зерен);
·         Не получено достоверных различий между количеством жилок в листеи величиной верхушечных и боковых почек в результатах опыта и контроля, чтоговорит о возможной устойчивости данных показателей к атмосферному загрязнению;
·         Критерием, используемым для выявления загрязнения атмосферыавтомототранспортом, можно считать: площадь листовой пластинки, наличиенекрозов и отмерших частей листа, длина черешка листа, количество абортивныхпыльцевых зерен в цветках березы;
·         Возможно использование березы для озеленения города, при условииконтроля над наличием вредителей и болезнями растения.
ЛИТЕРАТУРА
1.        Баранник А.П. Озеленение городов Кузбасса, Кемерово, 1984, 88 с.
2.        Горышина Т.К. Экологиярастений, М., Высшая школа, 1979
3.        Доклад осостоянии окружающей среды Кемеровской области в 1998 году. МатериалыГосударственного Комитета РФ по охране окружающей среды, Кемерово, 1999
4.        Жизнь растений,т. 5. Цветковые растения (под ред. А.Л. Тахтаджяна)- М.: Просвещение, 1980, с.314-320
5.        Изучение динамикироста побегов, формирования почек и цветков у плодовых растений, Метод.Руководство под ред. В.Л. Витковского, Л., 1979
6.        Красинский Н.П.,Теоретические основы построения ассортиментов газоустойчивых растений. В кн.:Дымоустойчивость растений и дымоустойчивые ассортименты, М.: 1950
7.        Кулагин Ю.З.Древесные растения и промышленная среда, М., 1974
8.        Культиасов И.М.Экология растений, М., изд-во МГУ, 1982
9.        Природа иэкологические проблемы Кузбасса, Кемерово, ИУУ, 1983, 120с.
10.      Программа иметодика сортоизучения плодовых, ягодных и орехоплодных культур, Мичуринск,1973
11.      Опыт и методыэкологического мониторинга, Пущино, 1978
12.      Растения ичистота природной среды, сб.ст.; Минск, 1983, 90 с.
13.      Рубин Б.А. Курсфизиологии растений, М., Высшая школа, 1976, с. 157-167
14.      Школьныйэкологический мониторинг, Учебно-метод. пособие под ред. Т.Я. Ашихминой.- М.:АГАР, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.