1. Функциональное зонирование городскихтерриторий
Основнымградообразующим фактором и причиной роста городов является развитиепромышленности. Особое место в функционировании городов занимает городскоехозяйство, представляющее собой совокупность организаций и предприятийразличных отраслей. Эти организации и предприятия призваны создаватьблагоприятные условия проживания населения на территории города. Таким образом,городское хозяйство характеризуется сложностью составляющих его элементов.Причем от слаженности действий каждого из них зависит жизнедеятельность ижизнеспособность всего города.
К общимнаправлениям градостроительной деятельности относятся:
· функциональное зонирование территории и комплексная территориальная организация производстваи расселения населения;
· планомерное преобразование сложившейся городской застройки вупорядоченную систему расселения;
· развитие транспортных систем и улично-дорожной сети;
· повышение уровня инженерного оборудования, благоустройства иозеленения территории, развитие инженерных коммуникаций и объектов;
· использование и обогащение природных ландшафтов;
· совершенствование архитектурно-художественного облика существующейи перспективной застройки.
Можновыделить факторы, которые характеризуют использование городских земель: доходынаселения, повышение жилищных стандартов, стоимость земельных участков, уровеньразвития городского хозяйства и средств коммуникации, планировочные концепции истандарты.
Основныминструментом регулирования землепользования в городах является зонирование(функциональное, административное и экономическое). Территориальные зоныпредставляют собой отдельные территории, границы которых фиксируются(выделяются) на основании решений органов государственной власти или местногосамоуправления. Эти зоны выделяются для целей административно-хозяйственногорегулирования имущественных отношений в пределах каждой зоны (земельсельскохозяйственного назначения, природоохранные, градостроительные,промышленные и другие зоны). Под зонированием застроенных территорий понимаетсявыделение в границах города зон различного функционального назначения. Механизмзонирования направлен на уменьшение вероятности конфликта между различнымивидами городской деятельности. По выделенным зонам устанавливается правовойрежим использования земель.
Функциональноезонирование городских территорий представляет собой наиболее общую форму учетаразнообразных требований к рациональному землепользованию, включающую комплекснормативных параметров (целевое назначение участка, его размеры, коэффициент настроенностиучастка, доля озелененных и открытых пространств и другие). При зонированиирассматриваются структуроформирующие и локальные территории градостроительнойсистемы транспортно-функционального, визуально-пространственного, природно-экологического,историко-культурного, инженерно-технического назначения.
Итогомзонирования является план зонирования земель, представляющий собой графическийдокумент, разрабатываемый в составе генплана города с пояснительной запиской.Этот документ определяет состав земель города, объединенных общими признакамиперспективного функционального использования с указанием перспективы и степениэффективности их использования. В условиях рыночной экономики зонированиеземель предопределяет устойчивую форму контроля за использованием территории.
2.Внутрикватальные и внутримикрарайонные проезды
Приустройстве внутриквартальных проездов, тротуаров и площадок учитываютмикрорельеф для максимального сокращения объемов земляных работ. Прежде всего,обеспечивается своевременное устройство водоотвода.
Длящебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий применяют оптимальные смеси материалов фракций 40–120 мм,а для расклинивания – 5–10 мм. Работы выполняют с послойным уплотнениемоснований и покрытий укаткой. Толщину укладываемых слоев проверяют из расчета –один промер не более чем на 2000 м2 покрытия.
Основанияпод асфальтобетонные покрытия очищают от грязи. За 3–5 чдо укладки асфальтобетонной смеси их обрабатывают битумной эмульсией (заисключением случаев, когда укладку ведут по основанию, ранее обработанномуорганическими вяжущими материалами, или по свежеуложенному нижнемуасфальтобетонному слою).
Укладкаасфальтобетонной смеси допускается только в сухую погоду и при температуревоздуха соответственно виду и температуре смеси
Дляопределения свойств асфальтобетонного покрытия отбираются пробы – одна сплощади не более 2000 м2. При устройстве цементобетонныхпокрытий проверяют правильность установки опалубки и устройства швов, режимыбетонирования и ухода за бетоном, ровность покрытия и отсутствие на поверхностипленок цементного молока, плотность и толщину покрытия.
Дляпокрытия из сборных бетонных плит должно быть подготовленоуплотненное песчаное основание толщиной не менее 3 см с боковыми упорамииз грунта, обеспечивающее плотное примыкание плит к основанию. Плиты укладываюттак, чтобы превышение их смежных граней было не более 10 мм, а швы междуплитами составляли не более 15 мм.
Бортовыекамни внутриквартальных проездов, тротуаров и площадокдопускается устанавливать на грунтовом основании, если проектом непредусмотрено бетонное основание. Уступы в стыках бортовых камней в плане ипрофиле не допускаются.
Вместах пересечений проездов и тротуаров устанавливают криволинейные бортовыекамни. Не допускается устройство криволинейных участков радиусом менее 15 миз прямолинейных камней. Швы между камнями должны быть не более 10 мм.Раствор для заполнения швов готовят на цементе марки не ниже 400.
Отмосткипо периметру зданий должны плотно примыкать кцоколю здания. Их уклон должен быть не менее 1 и не более 10°. Основания подотмостки уплотняют до исчезновения отпечатков уплотняющего инструмента ипрекращения подвижек уплотняемого материала. Бетон отмосток по морозостойкостидолжен отвечать требованиям, предъявляемым к дорожному бетону.
Ступенилестниц изготовляются из бетонакласса не ниже В 22,5 и марки по морозостойкости не менее 150 и устанавливают суклоном 1° в сторону вышележащей ступени, а также вдоль ступени.
Грунтовыеоткосы микрорельефа должны иметь уклоны, не превышающиеуглов естественного откоса грунта, из которого они отсыпаны, и быть озеленены.
Спортивныеплощадки устраивают с применениемследующих материалов. Для нижнего слоя покрытия (не менее 50 мм)используют щебень, гравий, шлак, кирпичный щебень фракций 40–70 мм; дляпромежуточного слоя покрытия (не менее 30 мм) – щебень, гравий, шлак,кирпичный щебень фракций 15–25 мм; для верхнего слоя покрытия (не менее 40 мм)– щебень, гравий, шлак, кирпичный щебень фракций 5–15 мм; для слоя износапокрытия (не менее 5 мм) – каменная, кирпичная, шлаковая крошка фракций 2–5 ммили песок с модулем крупности не менее 2,5.
Озеленение выполняют после устройства постоянных проездов, тротуаров,площадок и уборки остатков строительного мусора.
Поспланированному и разрыхленному основанию расстилают растительный грунт слоемтолщиной не менее 10 см. Поверхность осевшего растительного грунта должнабыть ниже окаймляющего его борта на 2–3 см.
Местадля высадки деревьев и кустарников готовят заранее, чтобы посадочные ямы былипредварительно подвергнуты атмосферному воздействию. Ямы для посадки саженцев скомом земли должны иметь глубину 75–90 см, а для посадки саженцев состержневой корневой системой – 80–100 см. Ширина или диаметр ям дляпосадки саженцев с комом должна быть на 0,5 м больше наибольшего размеракома.
Кустарникивысаживают в траншеи шириной и глубиной 50 см. При многорядной посадкекустарников на каждый ряд к величине траншеи по ширине добавляют 20 см.
Посадочныйматериал принимают из прикопов, а трудно переносящий пересадку посадочныйматериал деревьев хвойных, вечнозеленых и лиственных (старше 10 лет) пород – толькос комом, как правило, сразу после выкопки с места выращивания. Саженцы сдиаметром ствола до 5 см на высоте 1,3 м от корневой шейки должны иметьком диаметром или размером стороны не менее 70 см. При увеличении диаметраствола на каждый сантиметр размер кома земли должен быть увеличен на 10 см.Высота кома должна быть 50–60 см, а для саженцев со стержневой корневойсистемой 70–90 см. Пустоты в коме и между комом и упаковкой должны бытьзаполнены растительной землей.
Еслирастения сразу не могут быть посажены, после разгрузки их прикапывают вумеренно влажный грунт на возвышенном и защищенном от господствующих ветровместе.
Поврежденныекорни и ветви растений перед посадкой срезают. Срезы и места поврежденийзачищают и покрывают садовой замазкой.
Высотаустановки растений в яму должна обеспечивать положение корневой шейки послеосадки грунта на уровне поверхности земли. Саженцы после посадки подвязывают кустановленным в ямы кольям. Высаженные растения обильно поливают водой.
Газоныустраивают на полностью подготовленном и спланированном растительном грунте,верхний слой которого разрыхляют на глубину не менее 8 см. Семена должныбыть заглублены в грунт на 1–2 см.
Транспортная сеть микрорайона кроме жилых улиц включает внутренние и вспомогательные(противопожарные) проезды. Внутренние проезды используют для подъезда кзданиям, вспомогательные – для обслуживающего транспорта.
Внутримикрорайонная сеть транспорта рассчитана на три основных вида транспорта: легковыеавтомобили, грузовые для обслуживания микрорайона и населения, автотранспортспециального назначения и хозяйственных служб, иногда маршрутные такси. Припроектировании транспортной сети микрорайона главное условие – соблюдениебезопасности для жизни и деятельности населения, сохранение возможно высокихусловий комфорта (защита от шума, пыли, газа). Поэтому при проектированиипроездов учитывают возможную интенсивность движения, которая зависит отчисленности населения обслуживаемого микрорайона, вместимости объектовкультурно-бытового обслуживания, уровня автомобилизации и т.п. Проездыпроектируют таким образом, чтобы исключить транзитный проезд и большую скоростьдвижения. В связи с этим применяют тупиковые и закольцованные проезды (рис. 1).
/>
Рисунок 1. Пример транспортногообслуживания микрорайона (район Строгино, Моспроект-1): 1 – улицы и дороги; 2 – Внутримикрорайонныепроезды; 3 – автостоянка; 4 – остановка общественного транспорта
Ширину проездов к группам домов для двустороннего движения принимают 6 м,для одностороннего движения и тупиковых проездов – 3,5… 6 м. На концетупиковых проездов предусматривают разворотную площадку размером 12 х 12 мили кольцо с радиусом по оси улиц не менее 10 м или Т-образный разворот.Минимальные радиусы поворотов по внутренней кромке основных проездов – 10 м,для вспомогательных – 8 м (рис. 2).
/>
Рисунок 2. Пример решения транспортныхустройств: а, б – разворотныеплощадки на тупиковом проезде; в — площадка для кратковременной стоянкиавтомобилей
Ковсем зданиям микрорайона необходимо предусматривать пожарные проезды шириной3,5…6 м с одной стороны для жилых зданий ниже 9 этажей и общественных ниже5 и с двух сторон при большей этажности. Поэтому между проездами и стенамизданий нельзя размещать ограждения и рядовую посадку деревьев. Планировкапроездов должна обеспечивать возможность механизированной уборки. На проездахшириной 3,5 м и длиной более 100 м предусматривают разъездныеплощадки длиной 15 м и шириной 6 м, включая проезжую часть.
Проезды должны примыкать к проезжим частям улиц не более чем через300 м в проектируемых и не более чем через 180 м в реконструируемыхрайонах с периметральной застройкой.
Натерритории микрорайона предусматривают площадки для временного храненияавтомашин и мотоциклов индивидуальных владельцев из расчета 25 машиномест на1000 жителей, на один автомобиль следует отводить 25 м2. Крометого, необходимо запланировать у жилых зданий гостевые автостоянки.Использование разворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается. Вреконструируемых районах в качестве стоянок можно применять закрытые длясквозного движения улицы, переулки и проезды и т.п., но не в районах, гдепроводится механизированная уборка. Наличие автостоянок около учрежденийкультурно-бытового обслуживания обязательно.
Впроектируемых районах предусматривают подземные гаражи. Это наиболее удобный вэкологическом отношении вид хранения автомобилей. Расстояния от стоянок игаражей до зданий и сооружений микрорайона лимитируют требования СНиП 2.07.01–89*.
Натерритории микрорайонов, озелененных пространств допускается размещениевелосипедных дорожек шириной 1,5…2,5 м.
3. Методы вертикальной планировки
Проектирование вертикальной планировки территории осуществляется водну нлн две стадии. В одну стадию проектируют вертикальную планировкунесложных объектов. Большая часть проектов вертикальной планировки проводится вдве стадии: 1 стадия – проект. На этой стадии определяют основные объемыземляных работ, принимают основные решения. II стадия – рабочая документация,более конкретная разработка вертикальной планировки территории, выполняется наоснове утвержденного проектного здания.
Проектирование вертикальной планировки осуществляется тремяметодами: методом проектных профилей, методом проектных (красных) горизонталейи графоаналитическим методом.
Метод проектных профилей состоит в том, что на плане местностичерез 20…200 м (в зависимости от размеров участка и степени необходимойконкретности) наносят сетку, по которой в обоих направлениях выполняют условныесечения – профили. На профилях наносят существующий рельеф поверхности земли(черные отметки) н основные уклоны. Объемы работ могут быть подсчитаны лишь присопоставлении всех профилей. На практике часто прибегают к частичнойвертикальной планировке территории: прорабатывают только улицы, проезды,площади н основные виды площадок.
Составление проектных профилей улиц и других линейных сооруженийявляется частным случаем этого метода. Сетка проектных профилей проходит в этомслучае по осям улиц и через пикеты. Проектные профили, составляемые по осямулиц. называют продольными. Точки пересечения осей улиц на перекресткахявляются пикетами. Между перекрестками пикеты устанавливаются через каждые 20…50 м и нумеруются от первого перекрестка: ПК-0; ПК-1; ПК-2 и т.д. Покаждому пикету делается поперечное сечение – поперечный профиль улицы. Дляудобства проектирования и большей наглядности профили выполняют в разныхвертикальных н горизонтальных масштабах.
Для поперечных профилей принято соотношение масштабов I: 10(вертикальным масштабам 1:50, 1: 100 соответствуют горизонтальные масштабы 1:500, 1; 1000). Для поперечных профилей это соотношение равно 1:2 (вертикальномумасштабу 1: 100 соответствует горизонтальный масштаб 1; 200), При сопоставлениивсех продольных и поперечных профилей с нанесенным проектный рельефомпроизводят подсчет земляных работ по выемкам н насыпям грунта на исследуемомили проектируемом участке улицы. Метод проектных профилей весьма трудоемок и неочень точен, Его применяют на первой стадии проектирования для принятия общихпланировочных решений. Упрошенная разновидность этого метода – метод проектныхотметок. Он состоит в нанесении на плаце городских территорий красных отметокточек изменения уклона, да улиц н проездов красных отметок пикетов.
4. Закон гармонии колер
Следует помнить, что наклумбе должны гармонично сочетаться цветущие, лиственно-декоративные растения изеленые травы. Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительныхработ и имеет большое значение в композиционном оформлении зеленых насаждений.Последним и очень важным этапом в оформлении участка является созданиецветников.
Цветники располагают насамых видных, парадных местах, вдоль дорожек, в местах отдыха и т.д., причемтак, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечивал непрерывность цветения втечение всего вегетационного периода.
Закон гармонии колеров означает постепенноеувеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Руководствуясьэтим законом, можно при посадке растений на клумбе или на всем цветникеиспользовать любой колер, но с различной его интенсивностью. Если интенсивностьколера возрастает от края к середине клумбы, например от светло-розового крозовому, светло-красному, ярко-красному в центре, то клумба выглядит болеекрасочно, чем при снижении интенсивности колера.
Значение нейтральных колеров. Нейтральныеокраски – белая и черная. Они находят широкое применение. Однако растений счерной окраской в природе практически не существует (почти черную окраску имеетвиола, колеус), а с белой – очень много. Белая и другие светлые окраски хорошовидны издали, они, как правило, очень нарядны. Их часто используют длясмягчения резких сочетаний. Белый цвет сглаживает диссонанс колеров, уничтожаетдисгармонию. Сочетание красного и фиолетового воспринимается тяжело, кажетсягрубым, а если разобщить его белым, то оно значительно смягчается. Белый цветсглаживает, смягчает контрастность или оттенок, а черный – усиливает иподчеркивает яркость расцветки.
Важнейшие комбинации цветов.
/>
Дополнительные цвета. Противоположные тона в световом спектре называютсякомплементарными цветами. В комбинации друг с другом они повышают зрительноенапряжение. Если тона (например, сине-оранжевые) не отличаются чистотой, ноосветляются белым цветом или затемняются черным, то в результате этого резкостьконтраста уменьшается.
/>
Цветовой треугольник. В световом спектре можно построить равносторонний треугольник,вершины которого в результате его вращения приходятся на все новые цветовыетона. При условии равностороннего треугольника образуются постоянные яркиекомбинации цветов (например, красного, синего, желтого), которые гармоничносочетаются путем перехода через просветленные и затемненные формы.
/>
Цветной четырехтональный спектр. Внимание! Избегайте чересчур большого количества цветов. Обычносразу же выделяется комбинация из четырех цветов, в особенности, если сочетатьцветовой треугольник с нейтральными цветами – белым и зеленым. Все обычные треугольникиможно получить путем вращения равностороннего или равнобедренного треугольника.
/>
Переход цветов. Соседние по спектру цвета одного сегмента светового спектра могутобразовать гармоническую привлекательную комбинацию. При этом, однако, следуетразделять холодные и теплые тона. Если добавить осторожно немного один или дваконтрастных цвета, то композиция будет еще живописнее, оживленнее.
зонирование проездпланировка отход
5. Оборудование и транспортные средства для удаления отходов
Проблемасанитарной очистки территории является одной из приоритетных в решении задач поохране окружающей среды.
Несанкционированныесвалки, расположенные на территории района не имеют элементарногоблагоустройства: территория их не огорожена и не всегда определена, нетгидроизоляции основания, отходы размещаются беспорядочно, уплотнение ипересыпка отсутствует. Как следствие, учет и контроль на таких свалках неведется. Не налажен контроль поступающих отходов, в результате совместноразмещаются твердо-бытовые, строительные и промышленные отходы разных классовопасности (вплоть до токсичных, медицинских, и других опасных отходов). Несоблюдается технология захоронения отходов, не проводится мониторинг состоянияокружающей среды.
Особоговнимания требует проблема утилизации токсичных и экологически опасных отходов.Состав отходов разнообразен: отходы нефтепродуктов, строительный мусор,металлолом, отходы деревопереработки, ртутьсодержащие отходы (люминесцентныелампы, ртутные приборы, их бой), автошины, аккумуляторные батареи,нефтепродукты, масла, растворители, лакокрасочные материалы, металлические порошки,химические реактивы и др.
Большаячасть промышленных отходов образуется на автотранспортных и промышленныхпредприятиях, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Многиепредприятия обезвреживают промотходы способами, противоречащими санитарнымнормам – вывозят на свалки ТБО, сжигают не в специализированных установках ибез очистки образующихся при этом выбросов.
Учетразмещаемых на объектах захоронения отходов либо не ведется, либо ведется пообъему, вывозимому спецавтотранспортом и может рассматриваться как оценочный.
Основнымифакторами неудовлетворительного состояния сбора, вывоза и обезвреживания ТБОявляются:
· Размещение ТБО осуществляется преимущественно на необустроенных ине имеющих проекта свалках, на которых отсутствует система защиты отзагрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, и расположенных иногда вэкологически неприемлемых местах (водоохранных зонах).
· Эксплуатация свалок не соответствует действующимсанитарно-гигиеническим требованиям (нет уплотнения мусора, изоляции,последовательной рекультивации карт, подъездные дороги и окрестности свалокзагрязнены).
· Контроль за содержанием отходов, привезенных на полигоны (свалки),не осуществляется, поэтому помимо ТБО туда бесконтрольно вывозятсяпромышленные, крупные строительные, медицинские отходы.
В связи снедостаточным количеством усовершенствованных свалок, а также слабым контролемсо стороны муниципальных властей и природоохранных органов за деятельностьюнаселения, промышленных, строительных и торговых организаций по сбору и вывозунакопившихся отходов, в районе распространена практика вывоза отходов в местанеорганизованного складирования, то есть на несанкционированные свалки.
Сложившеесяположение в районе обезвреживания и утилизации бытовых отходов ведет кпрогрессирующему загрязнению окружающей среды и представляет серьезную угрозуздоровью людей. Местами образования и накопления бытовых отходов являютсянаселенные пункты.
Решениевопросов охраны окружающей среды требует выполнения на современном уровнекомплекса мероприятий по совершенствованию схемы санитарной очистки и уборкинаселенных мест.
Основнымизадачами управления отходами являются:
· максимальное использование селективного сбора ТБО с цельюполучения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;
· оптимальная эксплуатация полигонов ТБО с учетом последующейрекультивации территорий;
· организация региональной и межрегиональной кооперации производствпо использованию вторичных ресурсов на основе создаваемого «информационногобанка отходов».
Такимобразом, политика в сфере управления отходами главным образом ориентируется наснижение количества образующихся отходов и на их максимальное использование.
При такойпостановке задачи одним из важнейших элементов является селективный сбор исортировка отходов перед их обезвреживанием с целью извлечения полезных ивозможных к повторному использованию компонентов.
Предусматриваетсяразвитие обязательной планово-регулярной системы сбора, транспортировки всехбытовых отходов (включая уличный смет), их обезвреживание и утилизация.
Основнымиположениями организации системы санитарной очистки являются:
· Сбор, транспортировка и удаление твердых бытовых отходов (ТБО), атакже всех видов отходов.
· Обезвреживание и утилизация всех отходов.
· Организация сбора и удаление вторичного сырья.
· Сбор, удаление и обезвреживание специфических отходов (подлежатучету и отдельному обеззараживанию).
· Уборка территорий от мусора, смета, снега.
ПолигоныТБО.
Кпервоочередным мероприятиям по решению проблемы образования и утилизацииотходов следует отнести:
· Рекультивация и санация мест размещения свалок ТБО;
· Строительство полигонов ТБО в соответствии с нормативнымитребованиям.
На первомэтапе основным методом обезвреживания отходов является их захоронение наполигоне. (В перспективе следует ориентироваться на прогрессивные техническиерешения, предусматривающие термические методы).
На полигонедопускается обезвреживать:
· бытовой мусор от жилых зданий, культурно-бытовых иадминистративных учреждений;
· уличный смет;
· неутилизируемый строительный мусор и другие нетоксичные отходыпроизводства, не подлежащие вторичной переработке.
Недопускается складирование и обезвреживание нефтегазосодержащих отходов, труповживотных, жидких отходов, которые должны обезвреживаться или ликвидироваться наспециальных сооружениях.
Полигон ТБОкак комплекс сооружений, предназначенных для размещения и обезвреживанияотходов, концентрирует на ограниченной территории значительное количествозагрязняющих веществ. Для исключения опасности для окружающей природной средыпри проектировании и строительстве полигона ТБО должны быть предусмотрены меры,исключающие возможность загрязнения: устройство противофильтрационного экрана,планировка уклона основания для сбора фильтрата, организация системы перехватаи отвода атмосферных осадков с прилегающих земельных участков.
Защитасреды от загрязнения в зоне потенциального влияния полигона должна быть решенакак комплекс мероприятий, создающих изоляционный слой в основании полигона ипредусматривающих минимизацию объемов образования фильтрата полигона за счетпоэтапного освоения территории и устройства водозащитного покрытия по внешнимоткосам и поверхности отходов.
В первуюочередь необходимо обеспечить полигонами крупные населённые пункты. Новыеполигоны должны проектироваться, при возможности, с учетом прогноза образованиябытовых отходов в близлежащих населенных пунктах и быть рассчитаны наэксплуатацию несколькими населёнными пунктами, по крайней мере, в течение 15–20лет.
Термическиеметоды обезвреживания отходов
В экологическиуязвимой среде Амурской области, в котором расположен Благовещенский район,биотермические процессы разложения отходов могут продолжаться десятки лет,представляется целесообразным на перспективу применение термических методов –мусоросжигательные установки (МСУ). Применение МСУ имеет следующие достоинства:
· в результате высокотемпературной обработки ТБО биологическиезагрязнения уничтожаются полностью;
· вторичные отходы высокотемпературной переработки ТБО (зола, шлак)могут быть утилизированы в производстве строительных материалов или втехнологии строительных, дорожных работ;
· содержащиеся в ТБО опасные соединения «тяжелых» металлов подвоздействием высоких температур и окислительной среды разлагаются. Конечныепродукты термообработки содержат фактически нерастворимые в почвенной средеокислы этих металлов.
Целесообразностьприменения МСУ определяется следующими условиями: отсутствие гарантированныхпотребителей компоста, экологические требования к окружающей среде.
Эффективностьсжигания значительно повышается после организации селективного сбора отходов вместах их образования (или на мусоросортировочной станции).
Экологическоевоздействие мусоросжигания в основном связано с загрязнением воздуха, в первуюочередь – мелкодисперсной пылью, оксидами серы и азота, фуранами и диоксинами.
В настоящеевремя разработаны режимы сжигания ТБО (температура процесса, длительностьпребывания продуктов переработки при высокой температуре), позволяющиеисключить возможность образования диоксинов и дибензофуранов. Требуетсятщательная система очистки дымовых газов, также возникает необходимостьстрахования риска образования диоксинов в переходные периоды эксплуатацииустановки (т.е. при остановке процесса или выхода на режим после простоя).Наличие узлов абсорбации и фильтрации повышает экологическую безопасность.
Напереработку предусматривается принимать:
· твердые бытовые отходы (ТБО);
· биологические отходы;
· строительный мусор;
· крупногабаритный мусор (КГМ).
Техническиерешения переработки и захоронения ТБО и биологических отходов с использованиемМСУ имеют два основных варианта.
Первыйвариант – обезвреживание (пиролизное сжигание) всего объема ТБО и биологическихотходов с предварительным отбором металла и стекла из ТБО.
Второйвариант – обезвреживание только биологических отходов. Весь объем ТБО подлежитзахоронению на полигоне.
Применениеобеих вариантов возможно во всех населенных пунктах района, так как дляразмещения зданий и сооружений комплекса по переработке отходов не требуетсяпроводить отчуждение территории больших площадей.
Конкретныетехнические решения по каждому поселению в части строительства пунктовпереработки отходов принимаются на стадии проектирования после выбора площадокдля строительства и проведения инженерных изысканий.
Целесообразнорассмотреть возможность размещения пунктов на одной территории с проектируемымиполигонами ТБО или рядом с ними, так как оба варианта обезвреживания отходовтребуют организации площадок для складирования и захоронения строительногомусора, стекла и коксозольного остатка, образующегося в результате сжиганияТБО.
Приорганизации мест временного складирования и хранения отходов поступающих напереработку и отходов, образующихся в процессе их переработки и обезвреживаниянеобходимо предусмотреть меры по предохранению загрязнения почвы: площадкихранения отходов должны быть оборудованы гидроизолирующим покрытием.
Такженеобходимо оборудовать защитным кожухом расходные емкости для дизельноготоплива, что исключит возможность попадания нефтепродуктов в почву.
В перспективеследует ориентироваться на переход от ликвидационного термического метода кутилизационному, с использованием тепловой энергии, а также с использованиемполучаемых шлака, золы (практически безвредная масса оксидов) – в изделияхстроительного и дорожного назначения, при рекультивации территории.
Скотомогильники
Натерритории района проектируются скотомогильники с биологическими камерами дляутилизации биологических отходов.
Биологическимиотходами являются:
· трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
· абортированные и мертворожденные плоды;
· ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животногопроисхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойныхпунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках,организациях торговли и др. объектах;
· другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевогосырья животного происхождения.
Места,отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должныиметь одну или несколько биотермических ям. Выбор и отвод земельного участкадля строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямыпроводят органы местной администрации по представлению организациигосударственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно– эпидемиологического.
Висключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия иневозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания вбиотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решениюГлавного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъектаРоссийской Федерации.
Биологическиеотходы, зараженные или контаминированные возбудителями:
· сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатогоскота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека,катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней,ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа),миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, сжигают на месте, атакже в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;
· энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна – маэди, перерабатываютна мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;
· болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России,сжигают.
Запрещаетсясброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.
Категорическизапрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывозих на свалки и полигоны для захоронения.
Медицинскиеотходы
Особаягигиеническая значимость медицинских отходов заключается в том, что в ихсоставе кроме микробиологических и токсических составляющих могутприсутствовать самые разнообразные вредные примеси, включая неиспользованныелекарственные средства, радиоактивные и полимерные материалы.
В районе несоздана единая система сбора, сортировки, маркировки, транспортировки,захоронения и утилизации отходов объектов здравоохранения в соответствии стребованиями СанПиН 2.1.7.728–99 «Правила сбора, хранения и удаления отходовЛПУ».
Подмедицинскими отходами (далее – отходы ЛПУ) понимаются все виды отходов,образующихся в больницах, поликлиниках, диспансерах, станциях скороймедицинской помощи, станциях переливания крови, учреждениях длительного уходаза больными, научно-исследовательских институтах и учебных заведенияхмедицинского профиля, ветеринарных лечебницах, аптеках, фармацевтическихпроизводствах, оздоровительных учреждениях, санитарно-профилактическихучреждениях, учреждениях судебно-медицинской экспертизы, медицинскихлабораториях.
К отходам,образующимся на территории лечебно-профилактического учреждения, в зависимостиот класса опасности предъявляются различные требования по сбору, хранению итранспортированию.
Дляснижения негативного влияния отходов ЛПУ, а также в целях урегулированияотношений, возникающих между организациями в процессе сбора, транспортировки,уничтожения данного вида отходов необходимо:
· провести инвентаризацию образующихся отходов, ввести учет объемовобразования, накопления и вывоза отходов, иметь документальное подтверждениеразмещения отходов в установленных местах;
· уничтожение отходов, содержащих фармацевтическую продукцию,осуществлять только на специальных установках с оформлением соответствующейдокументации по согласованию с органами Роспотребнадзора и федеральнымиорганами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление вобласти охраны окружающей среды.
Необходимыразработка и утверждение на уровне муниципального образования положения опорядке сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания иразмещения отходов ЛПУ. Изготовление тары для хранения и удаления отходов ЛПУвозможно из вторичных материальных ресурсов на основании областного(муниципального) заказа.
На первуюочередь необходимо строительство установки (муфельной печи) для обезвреживаниябиологических и медицинских отходов. Проектом предлагается строительство даннойустановки в центральной районной больнице.
Транспортныеотходы
Транспортнымиотходами являются:
· снятые с эксплуатации, механически поврежденные, брошенные иразукомплектованные транспортные средства: кузова легковых, грузовых,специальных автомобилей, автобусов, подвижной состав железных дорог, плавучиесредства, авиационная техника, сельскохозяйственные и строительно-дорожныемашины, полуприцепы;
· не подлежащие к использованию компоненты транспортных средств:двигатели, шасси, шины, электрооборудование, включая аккумуляторы иэлектролиты, подшипники качения, оборудование для технического обслуживания иремонта транспортных средств, другие агрегаты и узлы;
· расходуемые в процессе использования транспортных средств ибытовой техники конструкционные и эксплуатационные материалы;
· отходы эксплуатации и переработки техники, промасленные ветошь иопилки, осадок очистных сооружений оборотного водоснабжения транспортныхпредприятий.
С цельюснижения вредного воздействия отходов, образующихся при эксплуатацииавтотранспорта, на экологическую обстановку в районе необходимо принять ряд мер,в том числе:
· проработать с промышленными предприятиями района возможностьсоздания на их базе технологических линий по переработке транспортных отходов;
· выделить площадки для временного хранения и сортировки отходовпотребления транспортных средств;
· создать специализированное предприятие или возложить на имеющиесяпредприятия функции по обращению с отходами потребления транспортных средств;
· разработать специальную подпрограмму по обращению с отходамипотребления транспортных средств.
Производственныеотходы
В составепромышленных отходов содержатся нетоксичные отходы, которые можно обезвреживатьсовместно с ТБО и отходы, требующие специальных мероприятий для их эффективнойтехнологической переработки или обезвреживания. Отходы должны размещаться в соответствиис нормативами отраслевых ведомств, часть отходов временно хранится напредприятиях в соответствии с действующими нормативными документами.
Производственныеотходы должны храниться в специально отведенных местах; отходы составляющие, втой или иной степени, вторичные материальные ресурсы, подлежат утилизации поотдельной схеме.
Предприятия,на которых образуются отходы, должны производить периодически инвентаризацию иклассификацию отходов, согласовывать материалы с органами охраны природы, вестисистематический контроль за токсичностью образующихся отходов. Предприятиядолжны иметь проекты нормативов образования и лимитов размещения отходов.
Учитываянарастающую опасность загрязнения отходами природной среды района (прежде всегоповерхностных и подземных вод, почв) необходимо предусмотреть организациюсооружений для утилизации и обезвреживания экологически опасных отходов всехвидов.
Дляснижения негативного воздействия на окружающую среду от влияния рыбных отходов,предлагается рассмотреть возможность строительства мини перерабатывающегокомбината, для полной переработки рыбных отходов.