Реферат по предмету "Экология"


Биосфера, ноосфера и цивилизация

АруцевАлександр Артемьевич, Ермолаев Борис Валерьевич, Кутателадзе Ираклий Отарович,Слуцкий Михаил Семенович
В.И.Вернадский родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отменыкрепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркогопредставителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет,семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадскогоповлиял его двоюродный дядя — Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийсянаучно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы,связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно,что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им,сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на егонаучное творчество.
Петербургскаяклассическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна излучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история,философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейскихязыков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, анекоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес кистории и философии ученый сохранил на всю жизнь.
ЗатемВернадский поступил на физико-математический факультет Петербургскогоуниверситета, где среди профессоров находились светила русской науки: Менделеев,Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако наибольшее влияние на Вернадского,несомненно, оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодойученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почвНижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересовВернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достигвыдающихся результатов также в геологии, кристаллографии.
Вто же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие егосомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворитьстремление человека найти «смысл жизни», примириться с неизбежностьюсмерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи былиблизки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру внаучное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основелогического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.
В1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинетаМосковского университета. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает вхимических и кристаллографических лабораториях, совершает геологическиеэкспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становитсяпрофессором Московского университета. В 1906 году его избирают членомГосударственного совета от Московского университета. Два года спустя онделается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательствомВернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественныхпроизводительных сил России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадскийосновал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 годувыходит его знаменитая работа «Биосфера», после чего он пишет массуисследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, окосмической пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главнойдля него остается тема биосферы — области жизни и геохимической деятельностиживого вещества.
Доживдо глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцевдо победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережитьтри революции в России и две мировые войны. На его век выпали и не менеереволюционные открытия в науке.
Носамое важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Онблестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримосложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, инад их взаимосвязями.
Каки многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальныхобластях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видяв них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основемироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не тольконоваторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.
Ив центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роличеловека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизациидолгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально,состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихсясозданием А.Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности,
Опьяненныеневиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человекевсего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны ивдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человекеумелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самогоштурвала эволюции.
Вернадскомупри всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовалисьдесятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющейестествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в ключевойидее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царстворазума, не локальный эпизод «на задворках» бескрайней Вселенной, азакономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический.«Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли,величайшей творческой силы Homo Sapiens, человеческой свободной личности,величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которойвпереди», — писал Вернадский.
1. Философские подходы к естествознанию
Центральнойидеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферыи человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корниэтого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества.Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде онпытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройствуокружающего пространства в «глобальном масштабе». Из всего частногоон пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которогонаходится человеческий разум.
Рассмотрим,какие философские мысли встречаются в естественнонаучных работах ученого.
Приизучении Вернадским «костного вещества», кристаллов и минералов, онсумел уловить цельность, но неоднородность мира (пространства). Он исходил неиз общих рассуждений, а осмысливал конкретные научные данные кристаллографии.Вернадский считал, что кристалл — это особая активная среда, особая формапространства. Другими словами: нет однородного пространства мира (всеобщегоэфира), а есть множество его форм, состояний. Кристалл — одно из состояний, длякоторого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях.Точно также Вернадский пытался увидеть историческую роль минералов. Он считал минералыостатками тех химических реакций, которые происходили в разных точках земногошара; эти реакции идут согласно известным законам, и которые, скорее всего,находятся в тесной связи с общими изменениями, какие претерпевает Земля какпланета. Вернадский пытался связать эти разные фазисы развития Земли с общимизаконами небесной механики. На основании этих скупых данных в виде осколковразличных элементов он пробует понять развитие планеты и космоса.
Взгляднатуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в явлениях видимого мираскрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов. Радиоактивные элементы,сила атомной энергии, по мнению Вернадского, определяют особенности поведениявещества земной коры в глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающуюроль в геохимических процессах играют живые организмы и энергия Солнца, Земнаякора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую мощность — всреднем около тридцати километров (что это в сравнении с диаметром Земли — более двенадцати тысяч километров!). Однако именно здесь, в земной коре,осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с однойстороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин)- энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают частьсолнечной энергии, достигающей поверхности планеты. Земные растения как бывпитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию вэнергию синтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живыеорганизмы предстали в новом свете — как особая геохимическая сила. Мыслителипрошлого порой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей земной шар,подобно плесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась«паразитическая» роль жизни, которая питается соками великолепногокосмического плода, называемого Землей. В действительности роль жизни на Землеиная, утверждал Вернадский. Некоторая часть химических элементов планетынаходится в состоянии рассеяния. Для них фактически не имеет значения молекулярнаяэнергия связи. На первое место у них выходит атомная энергия. Но главная массаэлементов земной коры концентрируется в виде месторождений полезных ископаемых,мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющиенакопление химических элементов и противодействующие их рассеиванию. Одна изглавных сил такого рода, по мнению Вернадского — живые существа.
Вакуумпри жизни Вернадского понимался преимущественно как отсутствие в данном объемекаких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако Вернадский считал, чтовакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная областьмаксимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет. Под этиразмышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомовв космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, нотребует отказа от закона сохранения энергии (точнее, ничтожных по величинеотклонений от закона). Однако никто не мешает предположить, что эта энергия,сосредоточенная в вакууме, имеет принципиально другую природу. С этих позицийочень своевременно звучат слова Вернадского: «Об этих пространствах срассеянными атомами и молекулами правильнее мыслить не как о материальнойпустоте „вакуума“, но как о концентрации своеобразной энергии, врассеянном виде содержащей колоссальные запасы материи и энергии...»
Сначала XX века стало преобладать понятие о едином и неразделимомпространстве-времени. Но если пространство и время — части единого целого, тонельзя делать научные выводы о времени, не обращая внимания на пространство.Все особенности пространства отражаются так или иначе во времени. Наконец,возникает вопрос: охватывает ли пространство-время всю научную реальность? Естьли явления вне пространства-времени? По мнению Вернадского, такими объектамимогут быть кванты — мельчайшие неделимые порции энергии. Натуралист наблюдаетреальные объекты, подвластные времени, изменяющиеся непременно, как ни медленнопроходили бы подобные изменения. Эти превращения чаще всего не сводимы кмеханическому перемещению. Это «внутренние» преобразования, которыеостаются вне внимания физиков, вырабатывающих свое представление опространстве-времени на основе теории относительности. Вернадский придавалособое значение принципу единства пространства-времени. Геологические объектыобладают разнообразными свойствами, структурными особенностями. Одно изпроявлений такой разнородности — различные реальные кристаллическиепространства. В их пределах по-разному организована материя (атомы, молекулы), по-разномупроявляется симметрия. Реальное пространство планеты крайне неоднородно,мозаично… Такая формулировка по старинке предполагает разделение пространстваи времени. А если научно доказано их единство, то следует говорить омозаичности пространства-времени. Когда мы исследуем структуру различных видовреального пространства, как утверждает Вернадский, надо иметь в видувозможность структурных особенностей времени для каждого такого вида.
Время- всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне времени, как,впрочем, нет времени вне реальных объектов. Исследуя кристаллы и минералы,Вернадский осуществлял прежде всего научный анализ, рассматривал и группировалотдельные объекты своеобразной структуры и химического состава. Проблема временитребовала преимущественно синтеза знаний. И, не прерывая аналитическихисследований, Вернадский переходил к обобщениям. В отличие от большинствагеологов Вернадский, сочетая научный анализ и синтез, рассматривал судьбукристаллов и минералов в связи с жизнью земной коры, атмосферы, природных вод.Он рассматривал минералы как подвижные, динамичные структуры, подвластные, каки все в природе, времени (тогда как минералы и кристаллы по старой традициипредставлялись ученым неподвижными геометрическими фигурами, не имеющимиистории, то есть находящимися «вне времени»). Поэтому он не мог неотметить роль жизни на Земле: «Органический мир как целое является темсвоеобразным фактором, который разрушает минеральные тела Земли и использует ихэнергию...». Таким образом, Вернадский ставил в один ряд живую и неживуюприроду, как участников единого геологического процесса, то есть он раскрывалглубинные взаимосвязи органического и неорганического миров.
Вчастности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело,строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечнойсистемы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадскийпришел к следующим выводам (биогеохимическим принципам): «Биогеннаямиграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своемупроявлению». Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь жизни», вбиологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранеенедоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокуюприспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.
Вернадскийсвязал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но ивообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческогообщества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только посравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит втонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди- неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимаячасть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Но видеях о космическом «управлении» земными процессами или о разумныхсилах во Вселенной (тем более о Мировом Разуме) ничего оригинального дляВернадского не было. Он писал: "… область человеческой культуры ипроявление человеческой мысли — вся ноосфера — лежит вне космических просторов,где она теряется как бесконечно малое...". То есть, по Вернадскому, мы(человечество) — не придаток Вселенского Разума, мы — часть его.
ДляВернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты.Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческуюдеятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшееразвитие Земли. Для Вернадского человек был, прежде всего, носителем разума. Онверил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно,предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в егодобрую волю. А человеческий разум воспринимался Вернадским как космическоеявление, естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумноесущество, постигая таким образом себя.
Такимобразом, появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере — сфере разумавполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый оставлялсущественное место разуму в глобалистическом его проявлении. В 1938 годуВернадский писал: «Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании вбиосфере нового геологического фактора, небывалого в ней по мощности…
Законченпосле многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всейповерхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком.
Нетна Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному егоразмножению. Научной мыслью и государственно-организованной, ею направляемойтехникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу…
Жизньчеловечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие,происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана,отражается и имеет следствия — большие и малые — в ряде других мест, всюду наповерхности Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весьземной шар.
… Созданиеноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своейоснове, чем человеческая история…
Этоновая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться длясравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает посуществу новое в истории Земли, а не только в истории человечества».
Итак,сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия в историиЗемли. Казалось бы, все ясно. Однако Вернадского не вполне удовлетворялиподобные формулировки. Он продолжал размышлять о ноосфере и в последний годсвоей жизни испытывал не только удовлетворение от сознания верности своих идей,но и серьезные сомнения. В его статье «Несколько слов о ноосфере»есть такие слова: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменятьматериальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен».
Действительно,ноосфера обладает странным свойством: оставаясь областью мысли, разума, онаодновременно активно участвует в перестройке планеты.
«Научнаямысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления, вконце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ееразумом».
Вернадскийписал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временемохватывает всю область жизни и выходит в космос.
Можетпоказаться странным, что он постоянно подчеркивает, утверждает идею ноосферы,не упоминая, скажем, о сфере человека или человечества, об эпохе человека.Тогда не возникло бы никаких недоуменных вопросов о роли разума впреобразовании природы: ведь человек соединяет в себе два мира, две«сферы» — мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысльчеловеческая неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся впроцессе трудовой деятельности и сам, в свою очередь, управлял работойчеловеческого организма.
Разумподобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняюттворения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенныерастения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса…
Ноне вернее ли говорить о том, что создания человека воплощают не только егоразум, но и чувства, волю, умение, силу, сноровку? Одним лишь напряжением уманевозможно сдвинуть даже спичку. Разум выполняет роль организатора,руководителя, провидца. Он совершенно необходим, но недостаточен для измененияматериальных процессов.
Ивсе-таки главная отличительная черта человека — разум, бесконечно увеличивающийвозможности людей. "… Все человечество, вместе взятое, — писалВернадский, — представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связанане с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумомего трудом… Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В нейвпервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и долженперестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни..."
2. Основные положения учения о ноосфере.Единство биосферы и человека
Центральнойтемой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский всвоих работах раскрывает корни этого единства, значение организованностибиосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и рольисторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ееперехода в ноосферу.
Однойиз ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то,что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно посвоим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Этоединство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающейсреды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик.Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияниебиосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.
Ноне только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь.Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека наокружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнеевремя заметно активизировались планетарные геологические силы. "… мы всебольше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало,едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическомзначении Homo Sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — иявляется одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего суточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живоевещество играет основную роль". Так, в последнее время резко меняетсяотражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюциипереносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То естьэволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессеэволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюциявидов переходит в эволюцию биосферы».
Здесьестественно напрашивается вывод о том, что геологической силой являетсясобственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социальногочеловечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал:«Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты.В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видовогоживого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Подвлиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новоесостояние — в ноосферу».
Мыявляемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причемперестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредствоморганизованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат всамой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественногопроцесса эволюции. «Человек… составляет неизбежное проявление большогоприродного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двухмиллиардов лет».
Отсюда,кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, о крушениицивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по меньшей мерестранно, если бы научная мысль — порождение естественного геологическогопроцесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционныхизменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мысльюпереходит в новое эволюционное состояние — ноосферу.
Заселяявсе уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную научнуюмысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогеннуюсилу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частейбиосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинаетпредставлять все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи — средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс — полногозаселения биосферы человеком — обусловлен ходом истории научной мысли,неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, свозможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду напланете».
Приэтом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и долженмыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности,семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как ивсе живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в областижизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно,закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть еефункция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывноизменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологическогоисторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерентем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И скаждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества толькоусиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всехчеловеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годычуть не ежегодно».
Результатвсех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскомугеологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстрогеологически переходит в новое состояние — в ноосферу, то есть такое состояние,в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новуюмощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом,когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось вединое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаряуспехам в технике связи.
Такимобразом:
1.Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякоеживое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном еепространстве-времени;
2.Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
3.Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционныекорни. Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейсявсем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация „культурногочеловечества“ — поскольку она является формой организации новойгеологической силы, создавшейся в биосфере, — не может прерваться иуничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающееисторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чегораньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».
Многоеиз того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня.Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, оединстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, очем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадскийпредвосхитил неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы,так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подходапо-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации.Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы,производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение.Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы всовременных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить идействовать, в биосферном — планетном аспекте.
3. Наука как основной фактор ноосферы
Нескольконеобычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую иисторическую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является темосновным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы ичеловечества.
Особоеместо Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время наблюдается еенебывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества. Наука становитсявселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету.
Вернадскийобращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль врешении задач человечества, на ответственность ученых за применение научныхоткрытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитиичеловечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для нашеговремени.
Какуже указывалось, Вернадский рассматривал науку в качестве средства развитиячеловечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной,имеющей свое независимое существование сущности. Наука — создание человечестваи должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничиваетсянаучными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: воснове она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирическихобобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живыхлюдей...». Так что наука — социальное всечеловеческое образование, воснове которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.
Мынаблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, онаменяет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, исама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами моментсоздания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияниеживого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мысльюHomo Sapiens, переходит в свое новое состояние — в ноосферу.
Историявсей научной мысли — суть история создания в биосфере новой геологической силы- научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен, он закономеренкак всякое природное явление. «Биосфера XX столетия превращается вноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания иоснованного на ней социального труда человечества». Необходимо подчеркнутьнеразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первойнеобходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только приэтом условии.
Значениепроисходящих на планете в XX веке изменений настолько велико, что равные пороли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий моментвряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность этого явления,потому что научно понять — значит поставить явление в рамки реальнойкосмической реальности. Но то что мы можем увидеть — это то, что наукаперестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли реальносмогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно толькочерез сотни лет.
Появлениеразума и результата его деятельности — организация науки — важнейший факт вразвитии планеты, возможно даже превышающий все, наблюдаемое до настоящеговремени. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как быстрый темп,охват больших территорий, глубину исследований, мощность проводимых преобразований.Это позволяет предвидеть научное движение, размаха которого в биосфере еще небыло.
Ноеще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике науки. Здесьвследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали одновременноеизменение самых основ нашего научного познания, понимания окружающего. Такимисовершенно неожиданными и новыми основными следствиями новых областей научныхфактов являются вскрывшиеся перед нами неоднородность Космоса, всей реальностии неоднородность нашего познания. Вернадский писал, что сейчас надо различатьтри реальности: реальность в области жизни человека, то есть наблюдаемуюреальность; микроскопическую реальность атомных явлений, не наблюдаемуючеловеческим глазом; реальность в глобальном космическом масштабе.«Различение трех реальностей имеет неоценимое значение как для пониманиясвязи человечества с биосферой, так и для анализа закономерностей развитиянауки».
Человекнеотделим от биосферы, он в ней живет и только ее и ее объекты можетисследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферыон может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногихкатегорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительнымисследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космическихизлучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества...».Таким образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходесвоего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологическиохватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделениебиосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.
Извсего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1.Научное творчество человека — сила, изменяющая биосферу.
2.Это изменение биосферы — неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.
3.Но это изменение биосферы — стихийный природный процесс, происходящийнезависимо от человеческой воли.
4.Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения — человеческого разума естьприродный процесс перехода биосферы в ноосферу.
5.Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изученииокружающей среды.
Возникновениегеохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотренияявлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Этинауки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы ичеловечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе снауками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского,является учение о биосфере.
Всовременных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идейбиосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.
4. Задачи по созиданию ноосферы
Процессперехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности,целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящиеперед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позицийэтих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушенияцивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зренияВернадского.
Несокрушимостьцивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:
1.Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все большеукрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.
2.Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересывсех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
3.Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулированиеразмножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.
4.Ставится задача распространения научного знания на все человечество.
Вернадскийписал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньшене бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности,перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачисознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они немогут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания».
Уверенностьв будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитиичеловечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не могпредвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и онилишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направленияорганизованности ноосферы.
Однойиз важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос оместе и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научныхисследований.
Вернадскийвысказывался за образование единой (на государственном уровне) научнойчеловеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере исоздавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередныевопросы, которые необходимо решить на этом пути, это — «вопрос о плановой,единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределениябогатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единстваноосферы»; идея о государственном объединении усилий человечества.
Поражаетсозвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательногорегулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна длясегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн изжизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократическихформ организации научной работы, образования, распространения знаний срединародных масс.
5. Переход биосферы в ноосферу: прогноз иреальность
Вернадский,анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переходбиосферы в новое состояние — в ноосферу под действием новой геологической силы,научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного инепротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованнойбиосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще ненаступила), в других в настоящем (мы входим в нее), а иногда связывалформирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновениемпромышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералогаВернадский писал о геологической деятельности человека, он еще не употреблялпонятий «ноосфера» и даже «биосфера». О формировании наЗемле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе «Научнаямысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения историинауки.
Итак,что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадскогопозволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в нихуказан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существованияноосферы. Перечислим эти условия:
1.Заселение человеком всей планеты.
2.Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3.Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4.Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическимипроцессами, протекающими в биосфере.
5.Расширение границ биосферы и выход в космос.
6.Открытие новых источников энергии.
7.Равенство людей всех рас и религий.
8.Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9.Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских иполитических построений и создание в государственном строе условий,благоприятных для свободной научной мысли.
10.Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся.Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты ичрезвычайно ослабить болезни.
11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способнойудовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающегонаселения.
12.Исключение войн из жизни общества.
Проследим,насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся болееподробно на некоторых из них.
1.Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталосьмест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.
2.Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие такжеможно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаемо событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянносовершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавнотрудно было мечтать. И здесь нельзя не вспомнить пророческих слов Вернадского:«Этот процесс — полного заселения биосферы человеком — обусловлен ходомистории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехамитехники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, еёодновременного обсуждения на всей планете». До недавнего времени средствателекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, окоторых писал еще Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одногокомпьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии,документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только впоследние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сетиInternet дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, котораявходит сейчас в эру информации. В 1968 году Министерство Обороны СШАозаботилось связью множества своих компьютеров в специальную сеть, котораядолжна была способствовать научным исследованиям в военно-промышленной сфере.Изначально к этой сети было предъявлено требование устойчивости к частичнымповреждениям: любая часть сети может исчезнуть в любой момент. И в этихусловиях всегда должно было быть возможным установить связь междукомпьютером-источником и компьютером-приемником информации (станциейназначения). Разработка проекта такой сети и его осуществление было порученоARPA — Advanced Research Projects Agency — Управлению передовых исследованийМинистерства Обороны. Через пять лет напряженной работы такая сеть была созданаи получила название ARPAnet. В течение первых десяти лет развитие компьютерныхсетей шло незаметно — их услугами пользовались только специалисты повычислительной и военной технике. Но с развитием локальных сетей, объединяющихкомпьютеры в пределах одной какой-либо организации, появилась потребностьсвязать воедино локальные сети различных организаций. Время от временипредпринимались попытки использовать для этого уже готовую сеть ARPAnet, нобюрократы Министерства Обороны были против. Требовались быстрые решения,поэтому за основу будущей сети сетей Internet была взята структура ужесуществующей сети ARPAnet. В 1973 году было организовано первое международноеподключение — к сети подключились Англия и Норвегия. Однако причиной началавзрывного роста сети Internet в конце 80-х годов стали усилия NSF (NationalScience Foundation — Национальный научный фонд США) и других академическихорганизаций и научных фондов всего мира по подключению научных учреждений ксети. Рост и развитие сети Internet, совершенствование вычислительной икоммуникационной техники идет сейчас подобно тому, как идет размножение иэволюция живых организмов. На это в свое время обратил внимание Вернадский:«Со скоростью, сравнимой скоростью размножения, выражаемой геометрическойпрогрессией в ходе времени, создается этим путем в биосфере все растущеемножество новых для нее косных природных тел и новых больших природныхявлений». "… Ход научной мысли, например, в создании машин, какдавно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов". Еслираньше сетью пользовались только исследователи в области информатики, государственныеслужащие и подрядчики, то теперь практически любой желающий может получитьдоступ к ней. И здесь мы видим воплощение мечты Вернадского о благоприятнойсреде для развития научной работы, популяризации научного знания, обинтернациональности науки. Действительно, если раньше людей разделяли границы иогромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. «Всякийнаучный факт, всякое научное наблюдение, — писал Вернадский, — где бы и кем быони ни были сделаны, поступают в единый научный аппарат, в нем классифицируютсяи приводятся к единой форме, сразу становятся общим достоянием для критики,размышлений и научной работы». Но если раньше для того, чтобы вышла в светнаучная работа, чтобы научная мысль стала известной миру, требовались годы, тосейчас любой ученый, имеющий доступ к сети Internet, может представить свойтруд, например, в виде так называемой WWW странички (Wold-Wide Web — «Всемирная паутина») на обозрение всем пользователям сети, причем нетолько текст статьи и рисунки (как на бумаге), но и подвижные иллюстрации, аиногда и звуковое сопровождение. Сейчас сеть Internet — это мировое сообществоболее 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. НаселениеInternet уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионовкомпьютеров, причем количество узлов каждые полтора года удваивается.Вернадский писал: «Скоро можно будет сделать видными для всех события,происходящие за тысячи километров». Можно считать, что и это предсказаниеВернадского сбылось.
3.Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Этоусловие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая послевторой мировой войны Организация Объединенных наций (ООН) оказалась гораздоболее устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919г. по 1946 г.
4.Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическимипроцессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считатьвыполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в рядеслучаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород,извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в двараза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканамиЗемли.
5.Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетияжизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивалрасширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появлениявысокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров иптиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, ачеловек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.
6.Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, страгическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и ввоенных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничитьсямирными целями, более того — атомная (ядерная) сила вошла в наш век, преждевсего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав.Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского еще болееполувека назад. В предисловии к книге «Очерки и речи» он пророческиписал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию,такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как онзахочет… Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро,а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которуюнеизбежно должна ему дать наука?». Огромный ядерный потенциалподдерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон кзыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалосьсомнительным, он пришелся не ко времени и попал не в те руки. Для развитиямеждународного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ),объединявшее к 1981 году 111 государств.
7.Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, вовсяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людейразличных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого векаколониальных империй.
8.Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.
9.Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских иполитических построений и создание в государственном строе условий,благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этогоусловия в стране, где еще совсем недавно наука находилась под колоссальнымгнетом определенных философских и политических построений. Сейчас наука оттаких давлений свободна, однако из-за тяжелого экономического положения вроссийской науке многие ученые вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучнымтрудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданымеждународные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим напримере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимальногоблагоприятствования для свободной научной мысли.
10.Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся.Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты ичрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судитьобъективно. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы вноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом путивременные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашейстране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.
11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворитьвсе материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающегонаселения. Это условие, не может считаться выполненным, однако первые шаги внаправлении разумного преобразования природы во второй половине XX веканесомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграциянаук на базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент дляэкологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единуюнауку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила начиная с 70-хгодов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. Сейчасэкстремистская форма зеленого движения оказалась там уже не нужной, посколькузаработали государственные механизмы регулирования экологических проблем. ВСССР до 80-х годов считалось, что социалистическое хозяйствование препятствуетугрозе экологического кризиса. В период перестройки этот миф развеялся,активизировалось движение зеленых. Однако в современный период политическоеруководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем,проблемы экологии отошли на задний план. В мировом масштабе для разрешенияэкологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способностьрешения глобальных проблем, что в условиях суверенитета различных государствкажется сомнительным.
12.Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайноважным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и поканеясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допуститьмировой войны, хотя локальные войны еще уносят многие жизни.
Такимобразом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти всеусловия, которые указывал Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу отсуществовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и,вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, скоторого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Но,конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.
СамВернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствованиячеловека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческийразум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то онгениально предвидел, в чем-то, возможно, он ошибался.
ИдеиВернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере этоотносится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, вусловиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятсяясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать впланетном — биосферном аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма,покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьбанашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.
Становлениеэтапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единствомбиосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характеромчеловеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами,развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к мирународов планеты, небывалым расцветом («взрывом») науки и техники.Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферыс развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.
Необходимоиметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Еерешение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новыхценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Народовластие,демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки инародной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованиюи т. п. — все это и есть слагаемые ноосферы.
Устремленностьв будущее, таким образом,- характерная черта ноосферного учения, которое всовременных условиях необходимо развивать со всех его сторон.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта nrc.edu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.