Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спорт в новейшее время

План 1.Введение 2. Формирование в Англии школьного физического воспитания, основанного на современной спортивной и игровой деятельности 2.1 Колыбель футбола—школа 3. Начало распространения спорта — международное влияние арнольдизма 4. Структурные изменения физической культуры 4.1 Кризис систем гимнастики 2. Формирование современного соревновательного спорта 5.

Возникновение внешкольных физкультурных организаций и рекреационных движений 6. Международные спортивные федерации 7. Предыстория олимпийского движения нового времени 8. Заключение 9. Список литературы 1. Введение В XVII—XVIII вв. даже в наиболее развитых странах Европы могли сложиться лишь начальные формы буржуазной физической культуры. В результате накопления энциклопедических знаний и работы пионеров педагогики преподавание физических

упражнений отошло от античных образцов и освободилось от придворных условностей. Однако укоренить его широкое внедрение кроме филантропических учреждений и дворянских академий не смогли даже начинания властителей просвещенного абсолютизма (в Дании, Швеции, Польше, России, странах Габсбургской империи). Общественный в современном понимании спорт, буржуазно-национальное движение в пользу развития гимнастики

и организационно оформленное школьное обучение физкультуре развернулись и получили распространение во всем мире только в течение XIX века — первых двух десятилетий XX века. В этот же период свое физкультурно-спортивное движение, сознательно противостоящее физической культуре правящих классов, создали также общественные силы, сплачивающиеся под руководством рабочего класса. 2. Формирование в Англии школьного физического воспитания, основанного на современной спортивной

и игровой деятельности Во второй половине XVIII в. в высших и средних слоях английской буржуазии, склонявшейся прежде к пуританскому мировоззрению, тоже стало "шиком" следовать обычаям аристократии. Отныне они интересовались не только зрелищной и коммерческой стороной спорта, но подружились и с теми его деятельными сторонами, которые можно было внести в свой актив в качестве атрибутов благородного поведения и видного положения в обществе. В начале

XIX в. война против Наполеона, сражения за колонии, борьба против выступлений английского рабочего класса и крестьянства еще больше сблизили оба класса — не только в политической жизни и в армии, но и в школах и клубах. Этот же процесс вызвал необходимость в такой модернизации физической подготовки подрастающих поколений мужчин, которая совпала с направлением реформы школьной системы Англии, а также с устремлениями к восстановлению пошатнувшегося авторитета англиканской церкви.

2.1 Колыбель футбола—школа Предыстория современного футбола и регби составляет своеобразную главу английского школьного спорта. Упоминавшийся в разделе физкультуры средневековья "массовый футбол" в записях школьной администрации конца XVIII века зачислялся в "дурные привычки, заимствованные из плохой среды". Публичное участие в игре было в принципе запрещено королевским указом. Футбол был предметом преследований со стороны отцов города, настроенных попуритански.

Буржуа не усматривал в этой игре никакой материальной выгоды, а родовая аристократия считала ее чересчур грубой и простонародной. В книге "Спорт и развлечения английского народа", изданной в Лондоне в 1801 г Джозеф Стратт отзывается об этой игре так: "Когда-то в Англии футбол был весьма популярен среди низшего сословия. Однако в последнее время он канул в забвение, и играют в него лишь очень немногие".

Однако в 1820-е годы учащиеся закрытых частных школ занимались им по меньшей мере с таким же энтузиазмом, как и крикетом, именовавшимся господской игрой. Были исключены наиболее грубые приемы, установлены размеры игрового поля, ограничено количество участвующих. Стиль игры дифференцировался в соответствии с возможностями и обычаями соревнующихся колледжей. В Кембридже придерживались традиций, тогда как в Итоне, где имелись небольшие площадки, сложились пристенные

игры, а в Регби — получившая название у этого города силовая разновидность футбола. Об этом свидетельствует не только само название, но и мемориальная доска, установленная школой в честь основателя игры: "Этот камень напоминает о заслугах Уильяма Уэбба Эллиса, который с изящным пренебрежением к принятым в его эпоху правилам футбола впервые взял мяч в руки и пробежал с ним, положив начало отличительной черте игры в регби.

1823 г. от Рождества Христова". В середине 1840-х гг когда был снят запрет на публичные игры, стали и вне школ возникать десятки обществ, чья игра уже напоминала современный футбол. Попечители школ ради "педагогической отточенности" состязаний и предотвращения "побоищ" за мяч, постоянно добивались "упорядочения футбола". Под их воздействием ветераны наиболее престижных колледжей в 1848 г. составили "

Кембриджские правила", которые, однако, не были приняты директорами учебных заведений. Несмотря на это, начиная с 1855 г выпускники стали создавать один за другим любительские футбольные клубы, что привело к новым конфликтам. Волокита закончилась тем, что ставший ректором Аппингэма известный ранее всей Англии как игрок в крикет Эдвард Тринг в 1862 г. переработал "Кембриджские правила" и добился их одобрения советами

учебных заведений. В результате новая форма игры, в которой мяч можно передавать только головой и ногами, отделилась от регби, где возможно касание мяча другими частями тела. В следующем году учебные заведения и добровольные общества образовали Ассоциацию футбола. С этого момента игра получила название "ассошиейшн футбол" (сокращенно "соккер") в отличие от футбола-регби. Ассоциация футбола приняла правила

Тринга, установила количественный состав команд, форму и размеры площадки. Футбол вышел из школьных стен и начал своей победный путь в качестве командного спорта. 3. Начало распространения спорта — международное влияние арнольдизма С конца XVIII века по мере урбанизации и распространения буржуазного образа жизни в правящих классах, а также непосредственного подключения европейских стран к развитию промышленности и торговли на континенте

тоже возрастает интерес к городским клубам, кафе, театрам, купальням и зрелищам. В этой среде, переживающей бурные социальные преобразования, но нединамичной в плане физической культуры, вначале воспринималось лишь как дань моде поведения представлявших плоды индустриального развития Англии членов торговых и промышленных миссий патентств, инженеров, техников, которые ради собственного досуга создавали клубы для занятий гольфом, греблей, парусным спортом, крикетом (в

Пау в 1814 г Гамбурге в 1836 г в Гавре и Амстердаме в 1838 г.). Между тем "лихорадка" пари, распространявшаяся благодаря сообщениям печати, поездкам в Англию знати и предпринимателей и ориентированная на рекордные достижения, побуждала любителей охотничьих и конных состязаний к объединению. Крупные коннозаводчики тоже вскоре оценили возможности, кроющиеся в конных испытаниях. Наряду с организованными по английскому образцу конными, фехтовальными клубами

и гольф-клубами в 30-е .годы XIX в. появляются закрытые объединения владельцев охотничьих собак, любителе" гребли и парусного спорта, охватывавшие наиболее динамичных представителей аристократии и средних землевладельцев и становившиеся нередко выражением политического сплочения. Их прогрессивные круги в Скандинавских странах, Италии, Польше и Венгрии включались в движения, выступавшие за реформы и национальную самостоятельность.

В других странах: Швейцарии, Испании и Франции — они охватывали также традиционные игры, непосредственно содействуя выработке их более современных форм. Во Франции характер национальной приобрела борьба с ударами руками и ногами — "сават", — напоминавшая приемы самозащиты, о которых говорилось применительно к народам Дальнего Востока. Баскская пелота в этот же период стала символом национальной самобытности.

Однако пользовавшиеся поддержкой европейской аристократии начинания в конных и собачьих бегах, фехтовании, гребле, крикете и ходьбе вместе с международными движениями в пользу гимнастики смогли получить лишь небольшое распространение. Буржуазное направление постоянно совершенствующегося "спорта джентльменов" воплотилось в проводившихся голландскими предпринимателями конькобежных соревнованиях и французскими — в профессиональных матчах борцов. В середине XIX в. парижские состязания борцов, голландские — конькобежцев

и хоккеистов играли такую же социальную роль, какую выполняли прежде английские конные соревнования. Наряду с закрытыми клубами аристократии и зрелищами, которым антрепренеры придавали цирковую окраску, появляются и спортивные объединения буржуазии промышленных и торговых городов для проведения досуга (альпинизм, гребля, велоспорт, коньки, шахматы, фехтование, туризм). Первое объединение альпинистов, лондонский "Альпийский клуб", организовал в 1857 г.

Джон Болл. По его примеру оформились австрийский (1862), швейцарский и итальянский (1863), германский (1869) альпийские клубы. В Гамбурге, который называли "столицей регат" Германии, в 1870 г. насчитывалось уже более 15 обществ гребного спорта. В первой шоссейной велогонке между городами (Париж—Руан), состоявшеюся 7 ноября 1869 г на старт вышло 198 участников, в том числе пять женщин. Колониальные чиновники и военнослужащие по политическим соображениям

и ради развлечения приобщались к местным видам состязаний: в Индии — к травяному хоккею, Афганистане — конному поло, в Северной Америке — к байдарке и индейскому прототипу лакросса. По записям начала XIX в солдаты одного из канадских гарнизонов настолько увлеклись зрелищем соревнования в лакросс двух индейских команд, что у них за спиной воины племени заняли покинутый форт.

По другому свидетельству, игроки проникли в открытые ворота форта "по ходу игры". Соревнования колледжей, задуманные в духе арнольдизма, продолжали местные традиции: в Канаде — в крикете и регби, в Австралии благодаря благоприятным географическим условиям — в бурно развивавшемся плавании. В сиднейском бассейне Робинсона в 1846 г. на дистанции в 440 ярдов был проведен первый в современном понимании мировой чемпионат, победителем которого стал ,

Редмэн. В Индии создавались клубы по хоккею на трапе, в Австралии по плаванию, крикету, велосипедному и конному спорту. Влияние арнольдизма, сыгравшего решающую роль в создании организационного, эстетического и этического фундамента современного общественного спорта, помимо английских колоний распространялось и на молодежь США. Бенджамин Франклин составил спой проект реформы школ в

Пенсильвании (1843), опираясь на идеи Томаса Арнольда. Основы современного бейсбола полковник Эбрнер Даблдей разработал в штатах Новой Англии (США) на базе одной из английских разновидностей меты — таунболла. Однако популяризатор, "отец" современного бейсбола АлександерДжой Картрайт в 1845 г. в Нью-Йорке создал бейсбольный клуб "

Никербокер" почти из одних студентов, который с 1846 г. уже регулярно участвовал в матчах с другими университетскими командами. Регата 1852 г. с участием Гарварда и Йеля положила начало межуниверситетским гребным соревнованиям. В 60-х годах XIX века укоренилась и специфическая разновидность регби, "американский футбол". 4. Структурные изменения физической культуры Период национального объединения

Германии (1850—1870), означавший крупный поворот в истории Европы, совпал с порой расцвета немецкой гимнастики. Понятно, что значительная часть историков и военных теоретиков того времени связывала скорые победы Пруссии над Данией, Австрией и Францией с широким распространением гимнастического движения в Германии. Эта преувеличенная, односторонняя оценка сыграла немалую роль в умножении по всей

Европе числа гимнастических обществ, придерживающихся концепций Яна. Они укоренились даже за пределами континента — в США, Японии и Австралии. Гимнастика доминировала не только в школьном физвоспитании, но и в спортивных обществах. 4.1 Кризис систем гимнастики В этот же период, однако, происходили существенные изменения и в экономическом укладе общества. Основанный на свободной конкуренции капитализм вступил в монополистическую

стадию. Его потребности в области физической культуры все в меньшей мере были способны удовлетворять "системы гимнастики". Начались выступления против гимнастики. Герберт Спенсер (1820—1903), Анджело Моссо (1846—1910), П. Ф. Лесгафт (1837—1909), Жорж Демсни (1850—1917) и другие стали подвергать критике однобокий характер основанных на гимнастике систем физического воспитания, исходя из данных педагогики, биологии, социологии

и теории игр. Однако никто из них не замечал, что проявляющиеся в физическом воспитании учащихся, военнослужащих и членов спортобществ противоречия вызваны не "вырождением направлений в гимнастике", а новыми потребностями в сфере физической культуры: 1. Сам по себе материал гимнастических упражнений все менее отвечал изменившимся двигательным потребностям, связанным с трудовыми процессами и боевой подготовкой. Организация труда в условиях машинной индустрии, технология производства, обслуживание усложняющегося

машинного парка требовали формирования человеческого типа, располагающего разносторонними физическими способностями, ловкого, находчивого, с быстрыми и уверенными движениями. Наряду с изменением темпа и интенсивности труда, повышением физических усилий возникла потребность и в высокой точности и ловкости, быстроте реакции и соревновательности. Со своей стороны тактика боя, основанная на совершенствовании видов оружия, требовала гораздо большей

маневренности, чем войны предшествующих времен. 2. Застывший порядок гимнастических замечаний, педантичные нормы, принятые в спортобществах, все меньше удовлетворяли эмоциональные потребности нового образа жизни в досуге и развлечении. Они не давали также возможности непосредственно сравнивать достижения в физической культуре. Хотя в подготовительных упражнениях в спортивных союзах и танцевальных школах были представлены отдельные

элементы гимнастики подобно тому, как на гимнастических праздниках некоторые виды атлетики и игр, исходные побудительные мотивы этих двух течений были разными. 3. Практика гимнастических занятий в школе не могла приспособиться к требованиям, выдвинутым передовыми представителями педагогики* Под воздействием изменившихся условий распались рамки гимнастического движения, ставившего перед собой цель объединить все отрасли физкультуры.

Гимнастика — в качестве одной из отраслей физической культуры — приспособилась к требованиям начала XX столетия. Ее разновидности: общая спортивная, художественная и лечебная гимнастика — стали неотъемлемой частью физической культуры нашего времени. 4.2 Формирование современного соревновательного спорта Наряду с упомянутыми факторами претерпели изменения и эмоциональные потребности буржуазии, вышедшей на решающие позиции в государственных органах и спортивных обществах.

Спорт "джентльменов", основанный на узконациональном практицизме, как и гимнастическое движение, противящееся международному сопоставлению достигнутых показателей, она начала воспринимать как однобокие. Новый ритм жизни нуждался в более игровых и более сложных движениях и впечатлениях. Современный общественный спорт как синтез движений в большей мере удовлетворял запросы людей в отношении физической культуры, чем расчлененный, изолированный двигательный материал гимнастики.

Не случайно наряду с движением в поддержку физкультурных игр дорогу современному спорту проложили соревнования конькобежцев велосипедистов. По примеру Англии и США в руководящих кругах других развитых "дран также стали признавать, что современный спорт — это не только развлечение, но и занятие, полезное и в других отношениях. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали роль спорта для здоровья. Ученые напоминали древнее жизненное правило Ювенала: "

В здоровом теле — здоровый дух". Военные проявляли заинтересованность в спортивной подготовке молодежи. Историки доказывали, что значительная часть потерь в наполеоновских войнах приходилась на долю утонувших. На базе австрийского опыта повсеместно началось обучение новобранцев плаванию. По примеру первых исследователей неизведанных мест и искателей сокровищ объединялись альпинисты и любители красот природы — туристы. Творцы теории игр, несмотря на известные принципиальные ошибки, с многих точек

зрения доказали, что подвижные игры незаменимы в жизни подрастающего поколения. Организационные формы и соревнования образовали в спорте столь широкие рамки, в которые вмещались почти все и вся. Неслучайны заявления современников, что "иное общество похоже на объединение членов господского казино, языческого храма и обуреваемых страстями искателей приключений, скатившихся на дно". "Приверженность добродетели уживается здесь с оргией, вера — с безбожием, патриотизм — с космополитизмом"

. В их неразличимых для стороннего наблюдателя кругах "всякий найдет то, что ищет". На деле речь идет о том, что эта новая область общественной деятельности еще не нашла своего места ни в надстроечных структурах, ни в системе обычаев и этических норм. 5. Возникновение внешкольных физкультурных организаций и рекреационных движений Спортивная публицистика, касаясь истории рекреации, объясняет ее возникновение стремлением городского

жителя удовлетворить свою естественную потребность в движении, а ее истоки находит в мире городов-государств древнего мира. Однако абстрактная постановка вопроса о потребности двигаться не может дать исторически верную трактовку проблемы использования свободного времени, становившейся все более актуальной во второй половине XIX века, а с другой стороны, вопроса о стремлении к компенсации физической деформации, вызывавшейся однообразными трудовыми операциями и сидячим образом жизни, и поэтому позволяет лишь узко толковать

причины возникновения рекреационной деятельности. В то же время внешкольная физкультура и рекреация, носившие характер "массовой культуры") созданной в условиях капиталистической урбанизации, с точки зрения их общественной роли и характера, совершенно непохожи на аналогичные явления, наблюдавшиеся в крупных городах в период, который предшествовал эпохе машинной индустрии (Древний Рим и Александрия, средневековые Дели, Пекин и Нанкин).

Ритм жизни массы рабочих в промышленных центрах XIX века диктовался темпом машинного труда, а мелких торговцев и владельцев небольших предприятий — безжалостной конкурентной борьбой. В течение шести дней недели они проводили ежедневно около одиннадцати часов у станка, в конторах или за прилавком. Утомительный механизм автоматизированной производственной деятельности сменялся апатией воскресных и праздничных дней. Быстрая, бесплановая и стихийная урбанизация вела к возникновению перенаселенных,

почерневших от копоти жилых кварталов, узких, лишенных солнечного света улиц. Сады и парки, находившиеся в частной собственности) были обнесены оградой, из-за скачкообразного роста цен на землю школы и общественные организации лишились площадок для игр, не только вклинившихся в кварталы похожих на казармы домов, но и находившихся в центре городов. Пространство для движения подавляющего большинства пришельцев из деревень и небольших городов, оставивших

там вместе с разоренными мастерскими и хозяйствами традиции народных игр и состязаний, сузилось до улочек, ограниченных открытыми водосточными канавами, до пыльных дворов. Подобная обстановка невольно пробуждала тоску по простору, воздуху и солнечному свету, что нашло свое выражение в романтизировании природы на рубеже XIX и XX веков. Это в значительной части инстинктивное стремление составляло, однако, лишь одну сторону рекреационной

деятельности. С другой стороны, она была связана с образом жизни значительно разросшихся в количественном отношении более зажиточных слоев буржуазии, которые поняли значение спорта и различных игр для здоровья либо стремились подражать привычкам городской аристократии. Они не хотели связывать себя участием в соревнованиях по какому-либо отдельному виду спорта) но и игра на скачках, а также роль пассивных болельщиков не удовлетворяли их.

Толкование развития рекреационного движения под углом зрения истории спорта исходит из обрисованного выше общественного процесса в целом. Его возникновение слилось с распространением школьной физкультуры за пределы гимнастических залов, появлением потребности в связанных с играми эмоциях, развитием здравоохранения, борьбой за предупреждение преступности малолетних, желанием поддерживать необходимую кондицию у новобранцев, обеспечивать восстановление физических и духовных сил, со всяким стремлением индивидуумов к преодолению

своей изолированности путем поиска партнера и в ликвидации очагов социальной напряженности, включая нейтрализацию усилий формирующегося рабочего движения. Развитие этого движения зависело от экономического прогресса и политических устремлений той или иной страны, но иногда, как мы увидим это на примере христианских молодежных и маккавейских организаций, значительное влияние на него оказывали также тенденции в международной жизни.

Сравнительно широкие возможности для выполнения рекреационным движением роли социального саморегулирования обеспечивались в первую очередь тем, что на практике это движение, которым можно было незаметно управлять, воплощалось в форме серии непосредственных контактов личного и группового характера (организация прогулок, обучение системам движений, создание совместных пляжей, гребные походы, велосипедные прогулки в конце недели, периодические игровые состязания, движение бойскаутов).

В его эклектических организационных рамках могли находить выражение стремление к пробуждению чувства "национального предназначения", морализирование, благотворительность, установление связей с политическими и религиозными идеологиями или отход от них, а позже проявление заботы о рабочей силе, военная подготовка и воспитание пополнения для спортивных обществ. Ниже мы более подробно рассмотрим историю образования и деятельность религиозных, полувоенных, местных

и заводских, а также связанных с рабочим движением рекреационных организаций, которые значительно отличались друг от друга с точки зрения сферы деятельности и своего характера. 6. Международные спортивные федерации Интерес к спорту дал также толчок проведению международных состязаний. В последней четверти XIX века вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедному спорту начали проводиться международные встречи и по другим видам

спорта. В связи с бессистемностью первых крупных соревнований, позже объявленных неофициальными чемпионатами континента, Европы и мира, произволом их организаторов стало ясно, что истинную спортивную ценность могут иметь только те мировые соревнования, правила и условия проведения которых заранее согласовываются на международных форумах. Очередность образования международных специализированных спортивных объединений, показывающая также ход развития отдельных видов спорта, была следующей:

Вид спорта. Название международного объединения Год созд. Гимнастика Международная федерация гимнастики (ФИЖ) 1881 Гребля Международная федерация грибных обществ (ФИСА) 1892 Конькобежный спорт Международная федерация конькобежцев (ИСУ) 1892 Боулинг Международная федерация боулинга (ИБФ) 1895

Велосипедный спорт Международный союз велосипедистов (УСИ) 1900 Автомобильный спорт Международная федерация автомобильного спорта(ФИА) 1904 футбол Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) 1904 Авиационный спорт Международная федерация воздухоплавания (ФАИ) 1905 Спортивная стрельба Международный сок" стрелкового спорта (УИТ) 1907

Парусный спорт Международный союз парусного спорта (ИУРУ) 1907 Хоккей на льду Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ) 1908 Легкая атлетика Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) 1912 Мотоспорт Международная федерация мотоспорта (ФИМ) 1912 Теннис Международная федерация тенниса (ИЛТФ) 1913 фехтование

Международная федерация фехтования (ФИЕ) 1913 Борьба Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА) 1914 7. Предыстория олимпийского движения нового времени В сознании венгров, да и в специальной литературе по истории спорта распространено одностороннее убеждение, что олимпийское движение нового времени возникло по инициативе Пьера де Кубертена (1863—1937), благодаря тому, что французский барон возродил идею олимпиад

древности. Это утверждение, повторяемое в самых различных вариантах, верно лишь в известном смысле. Вместе с тем оно затуманивает, замалчивает подлинное значение деятельности Кубертена, исторический фон, на котором она развертывалась, общественные, педагогические и физкультурные принципы, лежавшие в ее основе. Действительно, отдавая дань уважения дипломатическим, спортивно-политическим, спортивно-педагогическим и организаторским заслугам

Кубертена, нельзя забывать и о тех социальных причинах и условиях, которые позволили возродить олимпийскую идею, создали для этого основу. 8. Заключение На примере данного реферата, можно убедиться в том, что спорт являлся неотъемлемой частью культуры нового времени. Спорт был не только привилегией королей, он также был доступен практически любому. Спорт в те времена имел очень важное значение, ведь период

Нового времени – это период непрерывных войн. А тот кто был физически подготовлен, тому безусловно было проще на поле брани. Новое время – это время не только зарождения новых видов спорта, но и развитие старых. В это время появилось большинство современных, классических видов спорта, таких например как бокс или футбол. Не смотря на то, что Новое время это было не простое время, многие государства уделяли спорту большое значение, так как понимали, что здоровье нации это прирагатива государства, да конечно

можно возразить, что и не так уж много внимания уделялось ему по сравнению с сегодняшним днём, ног не надо забывать, что тогда и времена другие были. Именно в Новое время спорт приобретает значение государственного масштаба. Вначале проводятся неофициальные соревнования, которые в последствии перерастут в официальные. А потом и во всемирные Олимпийские игры. Да что говорить

СПОРТ всегда и во все времена был очень важен, как для государства в целом, так и для человека в частности. 9. Список литературы • Л. Кун "Всеобщая история физической культуры и спорта"; Москва "Радуга" 1982. • Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорт. Оренбург, 1997



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :