Вопросы поЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
1. Понятие экологическогоправа. Экологическое право как отрасль права
Экологическоеправо как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическимспособом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижениягармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих внашем общем и единственном доме— наЗемле.
Всякая системапредставляет собой множественность составляющих ее элементов, которыеобъединены системообразующими факторами.
Благодарядействию системообразуюших факторов экологического права «правовая работа», содной стороны, разделена между конкрет-ными отраслями и нормами права, каждаяиз которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой— на случай возникновения коллизий междунормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иныенормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральнымзаконам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст.76 Конституции РФ. В случае возникновенияпротиворечия междуфедеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действуетфедеральный закон (ч.5 ст.76 Консти-туции РФ).
Метод экологического права,направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется насоблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, таки обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избираетспособы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.
Экологическое право как наука
Научноеобоснование концепции экологического права еще не выра-жено. Однако можноопределить основные пути становления экологиче-ского права как науки:
а) историческийподход к исследованию проблем эколого-правового регулирования;
6) логический подход, предполагающийисследовать вначале общие закономерности, а затем переходить к изучению частныхявлений;
в) экономический подход кизучению регулируемых отношений, пред-полагающий охват всех сторон и связейисследуемых явлений.
Экологическоеправо как наука представляет собой систему научных знаний об экологическомправе как (отрасли права, а также об экологиче-ском праве как учебной дисциплине.
2. Предмет экологическогоправа
Предметомправового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которыеобладают определенными признаками.
1. Эти отношения должны иметь волевой характер,то есть их возник-новение, изменение и прекращение определяется в значительнойстепени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могутвыступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулиро-ванию(миграции животных — нет) и имеющие «правовую природу».
Вместе с темне всякие поддающиеся правовому регулированию обще-ственные отношениясоставляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государствав экологические общественные отношения является средством достиженияэкологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство необходимо,когда возникают определенные общественные противоречия. Например, в Леснойкодекс РСФСР была включена ст.35, допускающаявозможность переводить леса из одной группы в другую лишь до началастроительства объекта.
2. Эти отношения должны складываться по поводуобъектов природы, образующих различные экологические системы (по сути этоокружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешнихэкономических связей. (литосферу, гидросферу и атмосферу)
3. Эти отношения должны быть направлены нарегулирование сово-купности объектов, составляющих среду обитания человека иобеспечива-ющих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.
Еслиобщественные отношения складываются по использованию объ-ектов имущественногохарактера, не относящихся к числу объектов при-роды, то данные отношения невсегда следует признавать предметом экологического права. Например,общественные отношения, складываю-щиеся по поводу мелиоративных работ, являютсяпредметом экологиче-ского права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративныхсистем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративныхмашин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношенияимущественного характера.
Предмет экологического права—это складывающиеся в сфере действия эколого-правовыхнорм исторически обусловленные производственные от-ношения между гражданамии организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения,улучшения, восстановления, эффектив-ного использования природных объектов(экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего ибудущего поколений.
3. Метод правовогорегулирования экологического права
Спецификаметода обусловлена спецификой предмета (Предмет- складывающиеся в сфере действия эколого-правовыхнорм исторически обусловленные производственные от-ношения между гражданамии организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения,улучшения, восстановления, эффектив-ного использования природных объектов(экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего ибудущего поколений) экологического права, поэтому комплекс экологическихобщественных отношений, состав-ляющих предмет экологического права, выражен вкомбинации методов его правового регулирования.
В экологическомправе ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизациюотношений общества и природы. Метод экологизации порожден особенностямипредмета экологическо-го права, заключающегося в том, что любой видэкологопользования связан с применением законов природы, а для успешной егореализации необхо-димо подчиняться данным законам, т. е. экологизировать каждоедействие, сопряженное с вторжением в природную среду.
Методэкологизации включает следующие элементы: 1. Закрепление в законодательстве техэлементов эколо-гической системы страны, которые экологически и экономическизначимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается впра-вовом регулировании и обеспечении. (необходимо придать правовой статусэкологическим связям природных объектов, имеющим большую значимость; уровнямплодородной силы земли; закрепить ланд-шафтный подход в отводе земель иформировании регионов и т. п.) 2. Закрепление в законодательстве структурытех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использованияприрод-ных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологиче-скойсистемы страны. (закреплена общероссийская служба охраны природы и управленияприродопользованием (Министер-ство охраны окружающей среды и природных ресурсовРФ), межведомст-венные и ведомственные службы.) 3. Закрепление в действующемзаконодательстве круга экологополь-зователей, а также лиц (физических июридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями неизбежно влияютна экосистему страны. (в законодательстве определены пользователи земли,недро-пользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи живо-тногомира (ст.27 Закона о недрах; ЛК РФ). 4.Четкая регламентация правилэкологопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объектаэкологопользования, а с другой - правовымстатусом экологопользователл. Так, пользование дикой фау-ной (охота) регламентировано,с одной стороны, с учетом особенностей дикой фауны (дикие кабаны, лоси, куропаткии т. п.), а с другой— уставной правоспособностьюорганизации, которой выделены данные охотничьи угодья (промысловая, научно-исследовательскаяи т. п.). 5. Установление юридической ответственности за нарушения правилэкологопользования. Так, законом предусмотрена дисциплинарная (ст. 135 КЗоТ РСФСР), административная (ст.46—48, 50—87 КоАП РСФСР и др.), уголовная (ст.246—262 УК РФ и др.), материальная (ст.118—121 КЗоТ РСФСР и ст.1064 ГК РФ и др.) и специальная (лишение правапользования теми или иными объектами, изъятие объектов и т. п.)ответственность.
Перечисленныепять элементов составляют содержание метода эколо-гического права.
Метод правового регулированияэкологического права — способправового воздействия на экологические общественные отношения путемзаконодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимыхдля правового регулирования, структуры органов управления и кругаэкологопользователей, а также установление четкой регламентации правятэкологопользования и юриди-ческой ответственности за нарушение правомочийсубъектов экологи-ческих правоотношений.
4. Принципы экологическогоправа
Всем принципамэкологического права присущи следую-щие черты:
1.Объективная обусловленность. Правовой принцип только тогда можно признатьверным, если он соответствует природе, истории и обще-ству. 2.Историческая обусловленность. С изменением государственной по-литики игосударственного строя меняются в первую очередь принципы правовогорегулирования. Так, если по Конституции СССР1977г. земля и природные объекты находились в исключительнойсобственности госу-дарства, то по Конституции России 1993г. они могут находиться и в частной собственностиграждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природныеобъекты изменен. 3.Системность. Все принципы экологического права можно класси-фицировать наобщеправовые, на принципы Общей части и принципы Особенной части.
Основные принципы. Общеправовые(конституционные) принципы экологического права в основном закреплены вКонституции России. 1. Принцип народовластия, предоставляющий возможностьроссийско-му народу осуществлять свою власть в экологических отношенияхнепос-редственно, а также через органы государственной власти и органы местногосамоуправления (ч.2 ст.3 Конституции РФ). 2. Принцип гуманизма, выражающийся в том, что отношенияэколого-пользования в стране и в сфере международных отношений строятся преждевсего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей. 3.Принцип социальной справедливости,заключающийся в равноправии всех перед судом и законом (ст.19 Конституции); в праве каждого наблагоприятную окружающую среду (ст.42Конституции); в гарантии су-дебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ,если они кем-либо нарушаются (ч.1 ст.46 Конституции) и т. п. 4. Принцип законности, выражающийся в точном и безусловномвы-полнении всех нормативных предписаний всеми субъектами экологическихправоотношений. 5. Принцип интернационализма,имеющий международную и нацио-нальную стороны. (международное сотрудничество вобласти охраны окружающей среды (ст.92Закона об охране окружающей природной среды) и внутригосударственноесотрудниче-ство Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования ираспоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользованиии охране окружающей среды (пп. «в», «д» ст.72 КонституцииРФ). 6.Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических пра-воотношений(ст.42 и58 Конституции РФ), выражающийся в том, что осуществление прав и свободнеотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. 11. Принцип гласности,предполагающий право каждого проживающего на территории России на правдивуюинформацию о состоянии окружаю-щей среды (ст.42Конституции РФ) 7. Принцип строго целевого использования природных объектов, обязыва-ющий каждогоэкологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с ихцелевым назначением. В частности, не допуска-ется использование земельсельскохозяйственного назначения для несель-скохозяйственных целей, заисключением случаев, допускаемых законом. 8. Принцип рационального и эффективного использованияприродных объ-ектов отражает экономическую сторону экологополь-зования,выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффектот хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономическогои экологического вреда.
5. Система экологическогоправа
Раскрыть понятие отрасли праваозначает раскрыть и его систему. Понятие «система экологического права» имееттри смысловых значе-ния: отрасль права, наука и учебная дисциплина.
Система эколоппеского права как отрасль права. «Первокирпичиком»отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющаясобой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанноена неоднократное примене-ние. Эколого-правовая норма также является системой,состоящей из эле-ментов, т. е. своего рода микросистемой, и из такихмикросистем состоит экологическое право как отрасль права.
Под институтомэкологического права понимается совокупность пра-вовых норм, регулирующих узкийкруг сходных общественных отношений (институт права государственной и другихформ собственности на природ-ные объекты; институт права экологопользовании идр.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического праваинституты организованы в две системы, представляющие Общую и Осо-бенную части.В Общую часть входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все идизначительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входятинституты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводукоторого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования,недропользования, водопользования и др.
Система экологического права как науки Экологическое право какнаука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отраслиправа. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей системуэкологического права как отрасли права, включаются следующие самостоятельныетемы: 1)методы научных исследований; 2) правоприменительная и правотворческаяпрактика; 3) история развития экологического права; 4) источники экологическогоправа; 5)международно- правовое регулирование экологопользования; 6) источники научно-правовойинформации; 7) понятийный аппарат,раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.
Система экологического права как учебной дисциплины Эта системапрактически совпадает с системой экологического права как науки; различиеобусловлено потребностями будущей специализации,
6. Понятие источниковэкологического права. Источники эк. права.
Источникиэкологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащиеэколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:
1. Нормативно-правовой актдолжен иметь объективно выраженную форму—в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.
2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишьпринятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственнойорганизацией, которой делегированы права на при-нятие данныхнормативно-правовых актов.
3. Принятые уполномоченными органами государстванормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.
4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт сталисточником экологического права, он должен быть принят в условиях установленнойпроцессуальной формы правотворчества.
Классификация: 1. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты. Законы какисточники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемыепредставительным и законодательным органом Российской Федерации— Федеральным Собранием РФ, состоя-щим из двухпалат— Совета Федерации иГосударственной Думы. (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон о животном мире (22марта 1995 г.)).Подзаконные нормативно-правовые актыпредставляют собой документы правового характера, прини-маемые ПравительствомРФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными изаконодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а такжеиными органами и должно-стными лицами, имеющими право на принятие данных актов.2.По предмету регулирования все источникиможно классифицировать на общие и специальные. Общие источники характернытем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологическиеобщественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Специальные источники отличаются от общихтем, что имеют пред-метом регулирования только экологические илипреимущественно эколо-гические общественные отношения. 3. По направленностиправового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальныеисточники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения,складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов.Процессуальные источники, направлены на процедуру обеспеченияэкологопользования, являются формой его обеспечения. 4. По степени значимости врегулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основныенорма-тивно-правовые акты и вспомогательные.
Основныенормативно-правовые акты составляют конструкцию дей-ствующего законодательстваи представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемыена неопределенный крут лиц, общий характер экологических поступков и т. п.Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило,технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или инойнормативный правовой акт к регулируемому отношению. 5. Особое место среди источников экономического права занимаютис-точники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью ее правовой системы. Если международнымдоговором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которыесодержатся в национальном законодательстве, то применяются правиламеждународного договора при условии его ратификации в уста-новленном порядке. 6. Судебная и арбитражная практика. Руководящиеразъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзяотносить к числу источников экологического права, но они оказывают определенноевлияние на совершенствование экологических отношений. Эти акты служат делусовершенствования действующего законодательства, поскольку ст. 104 КонституцииРФ данным организациям предоставлено право законодательной инициативы.
Под источником экологического права следуетпонимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органомв установ-ленной форме и процедуре и содержащий государственную волюзаконодателя в области экологопользования.
7. Понятие права частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
Под понятиемправа собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых,совокупность правовых норм, регулиру-ющих данный вид собственнических отношений,которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Во-вторых,совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектомсобственности (право собствен-ности в субъективном смысле). В-третьих, правоотношение,возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и неявляющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеетструктуру, сходную со структурой любого правоотношения.
Структуралюбого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента:объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.
Объектами права частной,государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объектыявляются: 1) отдельные природные объекты(земля, недра, леса и т. п.);2) толькоте, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологическиевзаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);3) при условии, если они находятся в экологической связи сокружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину напредприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзясчитать находя-щимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят вразряд имущества, становясь объектами гражданского права.
Субъектами права частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсыявляются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля идругие при-родные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни идеятельности. Заметчу, что в законе народам не предоставлено статусасобственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природнымиресурсами по-прежнему будет осуществлять государственный аппарат.
8. Содержание права частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
Содержаниеправа государственной и иных форм собственности на землю и иные природныеобъекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования иправе распоряжения.
Право владения природными объектамипредполагает обладание ими, фактическое госполсгво над ними, удержание вобладании. Например, Российское государство обладает правом владения вэкономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии200 морских миль, отсчитываемых от тех жеисходных линий, что и территориальные воды (территориальное мор) РоссийскойФедерации. В этой, находящейся далеко за пределами государственных граництерритории, Россия вправе лишь осуществлять определенные виды экологопользования:использова-ние дикой фауны и т. п.
Право пользования землей и природнымиобъектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении изних полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностейобщества. Право пользования землей и природными объектами осуществляется ссоблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введенаЗаконом РФ «Об охране окружающей природной среды» и которые конкретизируются вкодексах республик и в законах РФ об использовании и охране природных объектов;о животном мире; об охране атмосферного воздуха.
Право распоряжения собственника землей иприродными объектами. Если в цивилистическом понимании этот терминпредполагает возможность определять юридиче-скую судьбу имущества, то вотношении природных объектов больше подходит термин «определение юридическогостатуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяетсостояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек невсегда может оказать решающее влияние.
Владение,пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственностиосуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всейэкологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находитсяв сфере отношений государственной и иных форм собственности на природныеобъекты.
9. Экологическая система какобъект права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственностина природные объекты
Системаотношений государственной и иных форм собственности складывается под влияниемдвух основных тенденций: интересов государства в максимальной эффективностипроизводства и сохранности природных объектов и экосистемы страны в целом.Поэтому обязанности экологопользователей государство устанавливает с позицийэффективного использования природных объектов при охране и повыше-нии ихестественной продуктивности.
Эколотическаясистема страны рассматривается законодательством с трех основных позиций: какцелостный интегрированный объект, как определенные части этого целостногоинтегрированного объекта, облада-ющие определенной самостоятельностью, и какиндивидуальные природ-ные объекты, обладающие относительной самостоятельностью.
Экологическаясистема страны представляет собой систему экологи-ческих систем, каждая изкоторых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других инеразрывной взаимосвязью с остальными. Несмотря на их индивидуальность, можнотипизировать эти экосистемы, и поэтому в законодательстве предусмотрены такиеобъекты, как типичные ландшафты, курортные местности, заповедники, заказники,достоприме-чательные природные объекты и другие составные экологическиесистемы.
Таким образом,правовое регулирование экосистемы страны идет по трем основным уровням,регулируя использование и охрану экосистемы страны в целом, отдельные экосистемы,входящие в экосистему страны, отдельные природные объекты (землю, недра, леса ииную растительность, животный мир, микроорганизмы, поверхностные, подземныеводы, генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, природныеландшафты и др.) природные ресурсы континентального шельфа, которые являютсяпервичными элементами экосистемы страны и составляющих ее экосистем.
Правовоерегулирование осуществляется с позиций взаимосвязи природных объектов и ихотносительной самостоятельности, а поэтому относительно основных природныхобъектов экосистемы имеются головные нормативно-правовые акты, которыевзаимосвязаны и при всей своей обособленности осуществляют в целом комплексноеправовое регулирование экологопользования.
10. Понятие (виды, значение)права экологопользования
Экологопользованиесуществует со времени появления человечества на Земле (плоды деревьев, охота намамонтов — исчезание видов). Современные охотники, довели экологопользование дотакого состояния, что человечество вынуждено от природоресурсового правовогорегулирования переходить к эколого-правовому, т. е. расширить правовоевмешательство и взять под правовую охрану не только природные объекты, но иэкологические связи между ними.
Вэкологопользовании преследуются не менее значимые, чем в природопользовании,экономические и хозяйственные цели, но в первом виде взаимосвязей человеческогообщества и природной среды производственные отношения строятся в полнойгармонии с объективными экологическими законами, в то время как во втором видеотношений эти объективные законы зачастую игнорируются. В силу своейспецифичности понятие «право экологопользования» отличается от понятия «правоприродопользования».
Если правоприродопользования определено как установленный законом порядок использованияприродных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей народногохозяйства и граждан, то право экологопользования следует определить какинститут экологического права, регулирующий правомочия экологопользователейчерез правоотношения собственности в зависимости от видов и состояния природныхобъектов с учетом их экологических взаимосвязей, экологической системой России,планетарной экологической системой и взаимодействия субъектов экологическихправоотношений.
Термин «право эко.тогополь-ювания» егоэле-менты. 1. Правоэкологопользования как институт экологического права пред-ставляет собойсовокупность норм. закрепленных п нормативно-правовых актах различного уровня:в Конституции РФ, законах бывшего Союза ССР (Основы законодательства о земле, онедрах, водного и лесного законода-тельства); законах независимых государств(кодексы: земельный, водный, лесной, о недрах); постановлениях правительства идр. Данное понятие иначе называется «право экологопользования в объ-ективномсмысле», потому что экологические нормы, будучи порожден-ными государственнойволей, обязательны и дта государства как автора этих норм, и лляэкологопользователей до тех пор, пока не будут изменены или отменены вустановленном порядке. 2. Право экологопользования— совокупность прав и обязанностейэкологопользователей, исполнение которых зависит от последних. Так,пользователи земли имеют право использовать полезные свойства земель-ныхучастков, которые предоставлены им на определенном правовом статусе в пользование,но не обязаны это делать. 3. Право экологопользования какправоотношение представляет собой механизм реализации субъективных правомочийэкологопользователей, закрепленных в объективном праве экологопользования,процесс их при-менения в практике.
Значение права экологопользования дляреализации экономических и экологических задач общества состоит в следующем:
а) через правоэкологопользования реализуются правомочия государ-ства и иных собственниковприродных объектов. б) через право экологопользования достигаются задачиправильной хозяйственной эксплуатации природных богатств. в) через правоэкологопользования реализуются правомочия всех субъ-ектов экологическихправоотношений по отношению к другим субъектам. Так, основные праваэкологопользователей выражаются в праве на собственные действия, в праве натребование определенного поведения от иных лиц и в праве на защиту.
В результатевозникновения права экологопользователя возникает правовая форма общественныхотношений, благодаря которой обеспечи-вается надлежащий режим использованияприродных объектов и взаимо-отношений субъектов правовых отношений.
Виды права экологопользования можноподразделить на три основные группы:
а) в зависимости от объекта праваэкологопользования экологополь-зование может быть общим или специальным, т. е.осуществляемым без каких-либо разрешений либо по специальному разрешению. б) взависимости от субъектов экологопользования право экологополь-зования можноподразделить на право экологопользования организаций и право экологопользованияграждан. Такое подразделение юридически обусловлено тем, что если гражданеимеют общую экологическую право-способность, то организации— специальную. (обусловлена уставом). в) взависимости от вида эксплуатируемых природных объектов и их состояния правоэкологопользования можно подразделить на виды: зем-лепользование,водопользование, лесопользование, недропользование и т. п.
11. Содержание праваэкологопользования
Для раскрытиясодержания права экологопользования необходимо исследовать все его элементы.
1. Объектом права экологопользования являетсяпрежде всего матери-ализованная субстанция, которой возможно обладать какреальной вещью. Не может быть объектом права экологопользования атмосферный воздух,ибо он не материализован и им невозможно обладать как вещью. Нематериализованныесубстанции могут являться объектом права эко-логопользования лишь при условии,что они являются частью тех природ-ных объектов, которыми можно обладать как вещами.Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеется почвенныйвоздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушный режим почвы.Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется в составематериализованного объекта— земельногоучастка, предоставленного ему в пользование. В связи с этим юридическимобъектом экологопользования могут быть лишь земельные участки, участки дляразработки недр, водные объекты или части их, участки леса для заготовкидревесины и других лесопользований, имеющих побочный характер, а также охотничьиугодья и иные участки обитания дикой фауны.
Природныйобъект может быть объектом права экологопользования лишь в том случае, если ониимеет естественное происхождение. Так, нельзя считать объектом праваэкологопользования искусственные теплицы. (не подходят и дикие живо-тных,содержащиеся в неволе)
2. Субъектами права экологопользования могутбыть граждане РФ, а также иностранцы и организации, учреждения и предприятия,включая иностранные юридические лица. В ЛК РФ говорится, чтолесопользовате-лями в РФ могут быть юридические лица, в том числе иностранные,и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондомв соответствии с законодательством РФ и т. п. Для обретения статуса объектаправа экологопользования необходимо два юридических аспекта: а) наличие экологическойправоспособности субъектов, определенной в законе в специальныхнормативно-правовых актах. Так. для российских организаций определена полнаяэкологическая дееспособность, а для иностранных организаций— частичная. б) реализованность данной экологической правоспособности вуста-новленном порядке. Так, для получения земельного участка в пользованиеграждане и организации, обладающие экологической правоспособностью, должныпройти определенную процедуру: обратиться в установленном порядке кгосударственному органу, уполномоченному предоставлять зе-мельные участки впользование или собственность, где должно быть оформлено дело об отводе землизаявителю, получить разрешение на этот отвод и т. п.
Содержаниеправа экологопользования включает наличие нескольких правомочий: права собственности,п