Министерство общего и профессионального образования
РостовскийГосударственный Университет
Реферат натему:
«Понятие экологического права»
Студентки II курса 2 группы
факультетафилософии
и культурологии
г. Ростов-на-Дону
2001 г.
Предмет
Предмет– общественные отношения, складывающиеся по поводу того или иного объекта ивходящие в сферу действия правовых норм.
Если существуют специфическиеобщественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит можноговорить о самостоятельной отрасли права.
Общие правила охраны окружающейсреды обладают всеми признаками права, присущими другим отраслям права. Ониносят волевой характер, т.е. создаются людьми по их усмотрению.
Экологические правовые нормы направленына упорядочение, на решение имеющих важное значение общественных отношений.Таким образом, экологическое право, как и другие отрасли права, являетсярегулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем,нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного (нередкопоощрительного) механизма.
Общие правила поведения,предусматриваемые экологическим правом, не персонифицированы, не исчерпываютсяисполнением, т.е. рассчитаны на неопределенное количество случаев, носят обязательныйхарактер. Это доказывает принадлежность этих правил поведения людей вокружающей среде и отношений с окружающей средой к системе права.
Сердцевиной регулируемыхобщественных отношений являются человеческие, общественные отношения в областивзаимодействия общества и окружающей среды. Они возникают, изменяются ипрекращаются по поводу охраны окружающей среды и рационального использованияприродных ресурсов. Такого рода отношения не регулируются ни одной другойотраслью права.
Можно выделить три составные частиэкологического права:
1. Собственно природоохранное право,регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем икомплексов, общих природоохранных правовых институтов. Сюда относятся нормыЗакона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов обэкологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особоохраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологическогоправа – обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилищалюдей в комплексе, в целом.
2. Регулирование отдельных частей этогоприродного дома. Это – природное право, призванное обеспечивать охрану ирациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод,лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсысоставляют окружающую природную среду, но она является не арифмической суммойвсех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием -–окружающейчеловека природной средой.
3. Нормы других отраслей права,обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Этинормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, ониотносятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся отэкологического права предмет и метод регулирования. В то же время ониподключаются и к экологическим, объединяемые задачей защиты окружающей среды.
Труднонайти отрасль права, которая в той или иной мере не
обслуживала быэкологическое право. Это – конституционная, финансовая, трудовая, процессуальнаяи другие отрасли права. Исключение составляет разве что семейное право.
Метод
Методправового регулирования – это способ правового воздействия на общественныеотношения со стороны государства. Или, другими словами, — это устанавливаемый нормами праваспецифический способ правового воздействия на поведение участников правовыхотношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечениюрационального природопользования, охране окружающей среды и т.д.
В науке правапризнается два метода: административно-правовой и гражданско-правовой, хотя всистеме российского права выделено около 15 отраслей права. Это означает, чтобольшинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования,который был бы вполне адекватен предмету; используются комбинации названныхметодов правового регулирования. Причем административно-правовой методприменяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которыхотносится в основном и право окружающей среды. Применение гражданско-правовогометода преобладает в отраслях частного права.
Суть административно-правового метода регулирования заключается вустановлении предписания к должному поведению и исполнению правовыхпредписаний. Одной из сторон в административных отношениях являетсяуполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравномположении – между участниками административных правоотношений складываютсяотношения власти и подчинения. В праве окружающей средыадминистративно-правовой метод опосредуется в специфических формах –нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и т.д. Он выражается вустановлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду,которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиямспециальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения остроительстве, запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивныхотходов и материалов из других государств и др.
Гражданско-правовойметод регулирования основан на равенстве сторон правоотношения. Вгражданских правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправныесубъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между нимисоглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако,должны соответствовать закону, находиться в его рамках.
В современном праве окружающей средыприменяются оба метода правового регулирования. Причем при определенныхусловиях они могут быть применены оба сразу. Например, заключаются договоры наприродопользование – это гражданско-правовой метод регулирования. Но если впроцессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, ипричиняется существенный экологический вред, может быть примененадминистративно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию.
Принципы
Право строится и функционирует наопределенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение,отражающих главные свойства и особенности. Принципами права должныруководствоваться все участники экологических отношений – органызаконодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, общественныеформирования, граждане. Соблюдение принципов может служить мерилом правового исоциального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечениюрационального природопользования и охраны окружающей среды, защитеэкологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Право окружающей среды основываетсякак на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых).Общими, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальнойсправедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом),единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности инекоторые другие.
Отраслевые принципы могут бытьвыражены в специальных нормах – принципах или выведены из анализа правовыхнорм. Так, основные принципа охраны окружающей среды определены в ст. 3 Закона«Об охране окружающей природной среды». Одновременно они являются и принципамиправа окружающей среды. Этим Законом установлено, что при осуществлениихозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательноевоздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы,предприятия, учреждения, организации, а также граждане РФ, иностранныеюридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоватьсяследующими основными принципами:
· приоритетом охраны жизни и здоровьячеловека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда иотдыха населения;
· научно обоснованным сочетаниемэкологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальныегарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающуюприродную среду;
· рациональным использованием природныхресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающейприродной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущениянеобратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
· соблюдением требованийприродоохранительного законодательства, неотвратимостью ответственности за ихнарушения;
· гласностью в работе и тесной связью собщественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
· международным сотрудничеством в охране окружающейприродной среды.
Развитиеэкологического права на современномэтапе весьма
динамично.Соответственно развиваются и его принципы. Формируемое экологическоезаконодательство и право основывается на следующих принципах:
üпредотвращение вреда окружающей среде в процессе социально-экономическогоразвития. Лицо, осуществляющее или планирующее деятельность, которая оказываетили может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, обязанозаранее принять и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиямизаконодательства для того, чтобы предотвратить возможный вред. Уполномоченныегосударственные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдениеданного принципа;
üохрана жизни и здоровья человека. По существу, это – принцип экологическойбезопасности человека. В соответствии с ним при планировании и ведениихозяйственной и иной деятельности должны быть приняты такие решения иосуществлены такие варианты деятельности, которые позволили бы обеспечитьсохранение жизни людей, предотвратить или снизить воздействие неблагоприятныхфакторов окружающей среды на здоровье человека;
üохрана окружающей среды – дело каждого. Основой этого принципа является ст. 58Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу иокружающую среду, бережно относится к природным ресурсам. Его содержание – нетолько обязанность каждого сохранять природу, но и обязанность государствапоследовательно решать вопросы экологического воспитания и образования;
üдемократизация экологического права. Это проявляется в создании правовыхусловий для вовлечения граждан и общественных формирований в механизм охраныокружающей среды, в частности, в механизм подготовки и принятия экологическизначимых решений, экологического контроля;
üгуманность. В соответствии с этим принципом законодательство предусматриваетмеры по предупреждению нанесения вреда растительному и животному миру, всемформам жизни. Он вытекает из ст. 137 Гражданского Кодекса РФ, устанавливающей,что при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение сживотными, противоречащее принципам гуманности. Данный принцип позволяетпротивостоять антропоцентристским тенденциям в охране окружающей среды;
üобеспечение рационального использования природных ресурсов, в соответствии скоторым, должно быть обеспечено неистощительное, экологически обоснованноеприродопользование в интересах настоящего и будущего поколений, сохранениедолгосрочного потенциала национальных природных ресурсов;
üустойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие. Егосодержание определяется обеспечением учета экологических требований вхозяйственной, управленческой и иной деятельности с учетом интересов настоящегои будущего поколений;
üсохранение и защита экологического равновесия в природе как важнейшегокомпонента не только развития человечества, но и его выживания. Обеспечиваетсяпосредством экологического нормирования, предупреждения экологического вреда,восстановления нарушенного состояния природной среды;
üсвободный доступ к экологической информации. Полная достоверная и своевременнаяинформация о состоянии окружающей среды и уровня антропогенного воздействия нанее является открытой для всех граждан России и не должна составлятьгосударственную и иную тайну;
üплатность природопользования, согласно которому любое использование природныхресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользованияграждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;
üразрешительный порядок воздействия на окружающую среду в соответствии с которымлюбая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающуюсреду, должна осуществляться только на основе соответствующего разрешения, а внеобходимых случаях – при наличии положительного заключения государственнойэкологической экспертизы;
üэкосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды иприродопользования. Этот принцип обусловлен диалектической взаимосвязьюпредметов, явлений и процессов в природе. Реализуется посредством установлениятребований по охране природных объектов и окружающей среды в процессеземлепользования, лесопользования, недропользования, водопользования,пользования иными природными богатствами. Включает обеспечение выработки иосуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетомвзаимозависимости явлений и процессов в экологической системе. Он может бытьреализован в рамках развивающейся отрасли права окружающей среды. Инструментамиего реализации являются экологическое нормирование. Оценка воздействияпланируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза,лицензирование охраны окружающей среды и природопользования.
üответственность должностных лиц, предприятий, общественных организаций играждан за нарушение (невыполнение) требований экологического законодательства;
üгармонизация российского законодательства об окружающей среде сзаконодательством зарубежных государств. Одним из ее проявлений являетсяучастие РФ в международных договорах в области охраны окружающей среды иприродопользования. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РФ являютсясоставной частью ее правовой системы.
Система
Под системой права окружающей средыпонимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей,институтов, норм.
Под институтом экологического правапонимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходныхобщественных отношений. В зависимости от роли и значимости в системеэкологического права институты организованы в две системы, представляющие Общуюи Особенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения,обслуживающие все или значительную группу институтов Особенной части.
В силу этого система экологического права как отрасли права состоит из следующихэлементов:Общая часть
1. право частной, государственной,муниципальной и других форм собственности на природные объекты.
2. Право экологопользования.
3. Государственное регулированиеэкологопользования и охраны окружающей среды.
4. Организационно-правовое обеспечениерационального экологопользования и сохранности экологической системы России.
5. Эколого-правовая ответственность.Особенная часть
Раздел I. Эколого-правовой режим природныхобъектов, составляющих национальную экологическую систему России.
1. Эколого-правовой режим собственности наземлю, землевладения, землепользования и аренды.
2. Эколого-правовой режим недропользования.
3. Эколого-правовой режим водопользования.
4. Эколого-правовой режим лесопользования.
5. Эколого-правовой режим пользованияживотным миром.
Раздел II. Эколого-правовая защита отдельныхкомпонентов экологической системы России.
6. Эколого-правовая защита атмосферноговоздуха.
7. Заповедная эколого-правовая защитаприродных объектов.
Раздел III. Эколого-правовой режим и охранаэкологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности иантропогенного воздействия.
8. Эколого-правовой режим использования иохраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственногопроизводства.
9. Эколого-правовой режим использования иохраны объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства.
10. Эколого-правовойрежим и охрана экологических систем, в которых находятся населенные пункты,рекреационные и лечебно-оздоровительные зоны.
11. Эколого-правовоеобеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
12. Правовоерегулирование захоронения и переработки радиоактивных и других отходовпроизводства и потребления.Специальная часть
1. Международное экологическое право:
· принципы международного взаимодействия вобласти охраны окружающей среды;
· государство как субъекты международногоэкологического права;
· нормативные акты в областимеждународного права.
2. Экология и космос:
· научно-техническая и хозяйственнаядеятельность человека и влияния его на экологию Земли;
· загрязнение околоземноного пространстваобломками космических аппаратов и пути решения проблемы «космического мусора»;
· воздействие ракетно-космической техникина окружающую среду Земли.
Источникиэкологического права РФ.
Под источниками экологического правапонимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения всфере взаимодействия природы и общества.
Поскольку экологические отношениярегулируются нормами не только экологического права, но и других отраслейправа, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся всмежных отраслях права, в особенности природоресурсовых – земельном, водном,лесном и др.
Определение источников праваокружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромноеколичество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этихтрудностей призвана служить их классификация.
Она может быть проведена по рядуоснований.
По юридической силе – на законы иподзаконные акты.
Законы – нормативные правовые акты,принимаемые представительными органами государственной власти.
Всеиные нормативные правовые акты, являющиеся подзаконными. Это акты, принимаемыеПрезидентом РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации,министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
По предмету регулирования – на общие испециальные.
Общие характеризуются тем, чтопредмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иныеобщественные отношения (Конституция РФ).
Специальные – акты, целикомпосвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охранеокружающей природной среды», «Водный кодекс РФ» и др.)
По характеру правового регулирования –на материальные и процессуальные.
Нормативные правовые акты материального характера – акты, содержащиематериальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормыустанавливают права и обязанности, атакже ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы«Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» идр.).
Источники экологического правапроцессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфереприродопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальныхнорм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществленияи соответственного регулирования последовательного ряда процессуальных действий(Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСРи др.).
Систему источников экологического праваобразуют:
· Конституция РФ;
· федеративные договоры;
· международные договоры РФ,общепризнанные принципы и нормы международного права;
· законы (конституционные и федеральные);
· нормативные указы и распоряженияПрезидента РФ;
· нормативные постановления и распоряженияПравительства РФ;
· конституции, законы, иные нормативныеправовые акты субъектов РФ;
· нормативные правовые акты министерств иведомств;
· нормативные правовые акты органовместного самоуправления;
· локальные нормативные правовые акты;
· судебные решения.
Конституция как основной закон
Среди всех законов есть основной –Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя. Права исвободы человека и гражданина. Федеративное устройство, полномочия главыгосударства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти,являющихся самостоятельными, и органовместного самоуправления. Конституционные положения являются отправными длядругих отраслей права, в том числе для экологического. При этом нормыКонституции можно условно разделить на две большие группы: первая –непосредственно посвященные экологическим отношениям; вторая – опосредованноучаствующая в их регулировании.
К первой группе относятся: ст. 9 – оземле и иных природных ресурсах. Находящихся в различных формах собственности;ст. 36 – о праве частной собственности на землю: о свободном владении,пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущербаокружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; ст. 42 – оправе каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 – об обязанностикаждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст. 72 – оботнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного,лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей средыи обеспечении экологической безопасности.
Вторую группу норм составляют болееотдаленные от экологических отношений, но не менее значимые для них предписанияКонституции: о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защитакоторой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17 и 18);о демократическом, правовом и социальном характере Российского государства (ст.1 и 7); о гарантировании единства экономического пространства, поддержкаконкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех передзаконом и судом (ст. 19); о гарантировании государственной защиты прав и свободчеловека и гражданина и, в частности, огарантировании судебной защиты (ст. 45-48); об обязанности каждого платитьзаконно установленные налоги и сборы (ст. 57) и многие другие.
Главенствующее положение Конституциисреди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силусреди других высших нормативных актов – законов и обладает прямым действием навсей территории РФ. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемыев Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ст. 15Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованныезаконы не применяются.
Объектыохраны окружающей среды
Под объектами охраны окружающейсреды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи,отношения по использованию и охране которых урегулированы правом. Объектыклассифицируются по трем группам.
Естественные системы. К этой группе относятся экологическиесистемы и озоновый слой, имеющие глобальное значение. Они обеспечиваютнепрерывный процесс обмена веществ и энергии внутри природы, между природой ичеловеком, представляя природную среду обитания человека. В круг охраняемойзаконом естественной среды обитания не входят товаро-материальные объекты,созданные человеком, части природы; вышедшие из экологической связи с природой(изъятые из естественных условий животные и т.п.); элементы природы, непредставляющие в данное время социальной ценности или охрана которыхневозможна.
Охранеподлежат природные или географические ландшафты – естественные комплексы, вкоторые входят природные компоненты, находящиеся во взаимодействии, образующиерельеф местности. Типичные ландшафты – горные, предгорья, равнинные, холмистые,низменности. Они учитываются и используются при строительстве городов,прокладке дорог.
Такимобразом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушенияподлежит то, что находится на территории России или над ней, а также то, чтоможет быть охраняемо с помощью современных технических средств и посредствомправового регулирования.
Природные ресурсы и иныеобъекты охраны.Основных отдельных природных ресурсов и объектов, подлежащих охране, шесть: земля,ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух.
Подземлей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Самымиценными являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для земледелия(пахотные угодья) и животноводства. Они ничем не могут быть заменены,подвергаются ветровой и водной эрозии, засорены и загрязнены и поэтомузаслуживают повышенной охраны. Земли сельскохозяйственного назначениясоставляют 37% всех земель страны, но их площадь постоянно убывает вследствиероста городов, строительства дорог, водохранилищ, прокладки линийэлектропередач и связи. Несельскохозяйственные земли служат пространственнымоперационным базисом для размещения других отраслей народного хозяйства.
Недрамисчитается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов,простирающаяся до глубин, доступных для изучения и освоения. К недрам относитсяи поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Главныхпроблем две – комплексное использование минеральных ресурсов ввиду ихневозобновляемости и захоронение в недра отходов, особенно токсичных. Правовоерегулирование охраны недр земли осуществляется в Федеральном законе «О недрах»1995 г.
Воды– вся вода, находящаяся в водныыобъектах. Воды могут быть поверхностные и подземные; водный объект – этососредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах,имеющие границы, объем и черты водного режима. Основная задача в использованиивод – обеспечение надлежащего питьевого водоснабжения, предупреждение загрязненияи истощения вод от промышленных и бытовых сбросов. Основным актом в этойобласти является ВК РФ 1995 г.
Объектамиохраны являются леса и инаярастительность, их главная функция – удовлетворение потребностей в древесине,выработка кислорода («легкие планеты»), рекреация. Проблемы