Реферат по предмету "Школьная психология"


Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

Содержание

I.Введение.
Профориентация учащихся на современном этапе.
II.Духовная культура личности.
Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.
III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.
IV.Элементы духовной культуры, которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.
4.1. Экологическая культура.
4.2. Нравственная культура.
4.3. Эстетическая культура.
VI. Заключение.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Литература

I Введение .

Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,
Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений , способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров; Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ; Н.Н.Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск).
Однако , несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.
Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач , обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор , социально – профессиональная адаптация.
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района , города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и сформулировали тему следующим образом : " Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ".
Предметом исследования является духовная культура учащихся.
Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе выполнения курсовой работы:
1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.
2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно воздействовать в процессе профориентации.
3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы , оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности.
4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры личности в процессе профориентации.
Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня "духовной потребности" , связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются черты как нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.
II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.

Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. " Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции".
Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.
История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр ,Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма , где за основу , как писал К.Маркс , принимался "только один вид труда , именно абстрактно-духовный труд".
В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии " как чисто духовная практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания " . С возникновением материалистической диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры- материальной и духовной.
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.
Формирование культуры личности , включающее в себя действие как объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой , происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.
Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности , её духовного мира.
Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного , профессионального и индивидуально – типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности согласно заданной модели.
Этим объясняется значение комплексного , системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную систему.
В своей работе "Духовная жизнь общества" А.К.Уледов даёт определение духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ общественной деятельности ив то же самое время самостоятельную сферу , связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.
Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.
По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и трудового воспитания.
Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни , раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно активной личности.
" Духовное выживание возможно " - так считали участники дискуссии , которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры. В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный редактор журнала "Иностранная литература"; Н.Кушаев – кандидат педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е.Квятковского).
Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека . "Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования , стать точкой роста новой , очеловеченной системы образования ".
III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста
( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
"Тест" по-английски значит "короткое испытание", "проба", их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.
"Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком , сплошь , сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-таки и не удаётся".
Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1).
По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя.
Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.
Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить.
IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.

Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.
Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения.


4.1. Экологическая культура.

"Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя."
Е. Евтушенко

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово " мир" издревле укоренилось в лексике разных народов , то термин "экология" ( в переводе с греческого – наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская , в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. "Экологическая карта" нашей страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве.
Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.
С одной стороны , "ответная реакция" природы на разрушительные действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры.
С другой стороны , процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности , направленной на преодоление кризисного состояния системы "общество-природа" , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой.
"Заряженность" на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных "Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира" (1986 г) был проведен "круглый стол" "Молодёжь и борьба за охрану природы и мира".
Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.
Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым "выводит" на экологические знания, стимулирует овладение ими.
В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд социологических исследований "Молодёжь и окружающая среда" проведённых группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и изложенных в книге "Экологический импульс", даёт следующие результаты.
Отвечая на вопрос : " Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания ?" – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили "да". В их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 % - затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения.
В анкету был включен вопрос : " если вы считаете необходимым углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?". Далее следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?
Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе: "Эти знания мне нужны для общего развития".Такой ответ дали около 30 % юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.
На второе место вышел ответ: " Такие знания помогают самостоятельно разбираться в экологической обстановке" – 24,2 % опрошенных (31,5 % школьников , 26 % -студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).
Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в ответе: " Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни". Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % - школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.
Четвёртую позицию занял ответ : " Эти знания необходимы для удовлетворения интереса к жизни природы",- собравший 15,5 % голосов ( 23 % - студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).
Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной практической потребности : "Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием участвовать в экологической деятельности".
Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов, 15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).
Шестое место занял ответ : "Эти знания входят в изучаемые мною в школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее 6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес учащихся.
Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив, порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности. Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : "Экологические знания требуются по роду производственной деятельности".
Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ; рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность учащихся.
Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и экологичес-кого. Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча , разрабатываемые в нашей стране.
В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии необходимо :
1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы;
2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии, формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды ;
3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер экологических исследований ;
4. Включение в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально – отраслевой специализацией.
Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.

4.2. Нравственная культура.

" Посеешь поступок – пожнёшь привычку ,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу ."

(Восточная пословица)

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате "Наставление нравов" чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку , который писал : "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней".Там же он приводил известное народное изречение : "Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает".
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует добродетельный
характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал : " Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы , но увы , я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком , и совершенно убеждён , что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.
…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства , того общественного цемента , который иногда согласно с рассудком , а часто и в противоречие с ним , связывает людей в честное , дружное общество".(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский . Он отмечал , что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того , какую нравственность он усвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём , градом так же , как под палящими лучами солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски , в том числе разносы и неумеренные похвалы.
У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ "Синие бабочки".На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным , а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно -легкомысленно , в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие , стройные, изящные , их тело словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством , волнением и живым интересом , слетаясь на музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые , глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду , которое их окружает , они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.
Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна гармония ума и чувства.
В той же сказке есть робот Дирак , летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету , робот прежде всего убил бабочку , чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во внимание , что это не насекомое , а разумное существо.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства патриотизма, любви к природе, людям , Родине.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.
Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело , да ничего сделать не может ,потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или зло.
Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие , трусость и лень.
В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету , позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .
Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём "я" приобретает болезненный характер и становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.
Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения.
Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила.
1.Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора.
2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях , когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.
3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества.
Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей.
4.Нужно быть внимательным к людям .Говорят : лучше лишить человека пищи , чем внимания.
5.Общение – это воспитание полезных привычек , тренировка поступков , достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как сидите , как ходите , танцуете , разговариваете с соседями.
Всё это и многое другое формирует детский характер.
Анализ вышесказанного показывает , что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности , как общественно- политическая , патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

4.3 Эстетическая культура.

"Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать ,
самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается".
К.С.Станиславский

Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни
общества , как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.
Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности , ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей , навыков, а также получения знаний , составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.
Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески – эстетические задатки , неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками.
Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона , которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего деятельно-эмоциональное восприятие.
В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского отмечается , что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане , с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания , начинающегося ещё в детском саду , в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.
Первый этап 1-4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства , а целостный курс общеэстетического развития.
Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения
( шестилетку) , после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима , т.к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами.
В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира.
Второй этап – 5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении "эталонами" деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства.
Третий этап – 10-11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем , таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров , идеалов , своей индивидуальности , что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни.
В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору – дизайном , изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т.д.
Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя , занимаясь различными видами искусства в творческих кружках , студиях по свободному выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь , предоставленная возможность углублять знания , способности , умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок , станет своеобразным компасом в выборе профессии.
Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического воспитания , библиотекарь или приглашенные специалисты.

4.4. Творчество

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том , что социальные , в том числе школьные , условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.
В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность , жесткая дисциплина , рутинный режим ,в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.
В старших классах безынициативность, насаждение хвостизма ( "как все , так и я" ) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность , помноженную на интеллектуальную активность.
В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей "вытравить" творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак , чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному , больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу ,в гости , в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты ,определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.
Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом , гонением новаторов.
Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной : одиндень не должен быть похож на другие дни , ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом , чтобы не было времени на ничегонеделание , а всё время – чередование дел: плановых ,необходимых, неплановых необходимых и по выбору.
Каждый человек по своему темпераменту имеет норму "единочества" – большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить : побыть одному , собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.
Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой , с книгой , с рисунком.
На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое , плохое и хорошее, неправильное и правильное : стремиться не к максимуму , а к оптимуму , делая выбор из множества вариантов , при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом ; рассчитывать вероятность возможных событий , понимая, что
0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает ; а для этого следует смотреть в мир глазами статиста. Это значит что есть авторитеты , но нет непререкаемых авторитетов ; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна , спорна, противоречит старой идее , и когда она победит , появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития.
У человека важно выработать привычку приподниматься с "четверенек" текущих дел , оглядываться , смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться , продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное: резко изменить масштаб ( как это проделал Свифт ), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.
Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.
Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса : "Кем быть?", у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии ( добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё мастерство ).

VI. Заключение.

С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур , как исчезла система пионерской , комсомольской работы, в школе образовался вакуум , который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит , чтобы изучить физику , химию , биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство – в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы , и профориентационной в том числе , должна строиться в первую очередь на культуре , традициях , эстетическом воспитании и художественном развитии. Где , если не в школе , можно дать эту культуру именно каждому ?
"Красота спасёт мир" – с надеждой цитируем из Достоевского. А некоторые – и с привычной иждивенческой ноткой : есть на кого свалить заботу – красота спасёт и вытянет нас из болота , в котором мы сидим по своей лености и нетребовательности духа. Но ведь красоте тоже нужна помощь ! Человека и страну спасёт только дело.
Школе необходим психолог . С одной стороны , школьный психолог – узкий специалист : он детский психолог . с другой стороны , он специалист широкого профиля : также социальный психолог , социолог , специалист по научной организации ученического и учительского труда и профориентации. Профориентация сейчас превращается в самостоятельную профессию, и настанет время, когда вместе будут работать и психолог и профориентатор. При подготовке реформ в педагогике проблеме подготовки преподавательских кадров не уделялось должного внимания. Необходимо подчеркнуть , что без решительных перемен в этом отношении государственное решение проблем эстетического воспитания и художественного образования школьников абсолютно неосуществимо. Кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального уровня педагогов – единственная прочная возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение "воспитывает" другие.

Приложение № 1.

Экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки ( Л) или правой (П) ? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один , то другой глаз. Предмет смещается , если вы закрываете правый глаз или левый ,

В. Станьте в "позу Наполеона" , скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху ?

Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху ?

Теперь посмотрите , что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые
Нормы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный , энергичный, артистический. При общении с таким человеком немешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок , контактен , медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП- аналитический склад ума, основная черта – мягкость , осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям.
В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще , чем среди мужчин.
ПЛЛЛ – а этот тип , наоборот , более характерен для мужчин. Отличается независимостью , непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболее распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив , энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный , но ненавязчивый .Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.
ЛЛПП – характерны дружелюбие , простота , некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость , доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип , у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Приложение № 2.

Художник или мыслитель.

Ответьте на следующие вопросы. Категорическому отрицанию соответствует
0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если , например , первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов , то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку “ за настроение”.
1.У меня преобладает хорошее настроение.
2.Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3.Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её.
4.Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5.Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно даётся алгебра.
7.Я легко запоминаю незнакомые лица.
8.В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 ( левое полушарие) и 3,4,6,7,10 ( правое полушарие).
1. Если ваш “левополушарный “ (Л) результат более , чем на 5 баллов превышает “правополушарный” (П) , то значит , вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы в общем-то , оптимист и считаете , что большую часть своих проблем решите самостоятельно.
Как правило , вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации , полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.
Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом,водителем, чертёжником…
2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях ( шум, различные помехи и т.п.).Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, -художник, актёр, архитектор, врач, воспитатель.
3. Перед человеком , в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления , открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там , где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Литература

1. Бачинин В.А. Духовная культура личности.М.Политиздат.1986 .
2. Белинский В.Г.Соб.соч.в 3 томах.т.2.М.художественная литература.1948.
3. Бондарев В.П.Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда.,М.Педагогика,1989.
4. Бака И.И.Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов,К.,Рад.школа.,1984.
5. Бондаревский В., Формирование нравственного сознания старшеклассников.М.,Просвещение,1978.
6. Борев Ю., Эстетитка.М.,Политиздат,1988.
7. Воробьёв Г.Г.Школа будущего начинается сегодня.М.,Просвещение,1991.
8. Внеклассная работа по труду.М.,Просвещение,1981.
9. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.
10. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., Молодая гвардия,1979.
11. Дейл Карнеги. Путь к счастью. Киевская книжная фабрика.1991.
12. Дёмина Л.М. По законам красоты. М., Просвещение, 1990.
13. Единство обучения и воспитания в процессе подготовки у труду молодёжи. Под ред. Варнаковой Е.Д.М.,1972.
14. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе.М.,Просвещение,1991.
15. Журавлёва А.П., Болотина Л.А.Начальное техническое моделирование.М., Просвещение,1982.
16. Залыгин С.П. Поворот. М.,Мысль , 1987 .
17. Йовайша Л.А.Проблемы профориентации школьников.М., Педагогика, 1983.
18. Комарова А.И.Эстетическая культура личности. К. Вища школа,1988.
19. Кудряшов С.П.,Левашова Т.Н.Эстетическое воспитание будущих молодых рабочих.М.,высшая школа,1972.
20. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.,Просвещение ,1988.
21. Кочнев В.И. Обучение конструированию на уроках труда.М.,Просвещение, 1976.
22. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность.М.,Знание,1987.
23. Нравственное воспитание школьников в труде. М., Просвещение,
24. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс.М.Просвещение,1991.
25. Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1,1991.
26. Просуленко А.А. Человек и город. Донецк "Донбасс",1990.
27. Профориентация молодёжи. М., Высшая школа,1978,
28. Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972.
29. Павлютенкова Е. Профориентация учащихся .К., Рад.школа, 1983.
30. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.
31. Пекелис В. Как найти себя. М., Детская литература,1989.
32. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М., Просвещение ,1990.
33. Самсонкина Л.В., Миттельман Р.И. Воспитывать в труде.К.,Рад.школа,1988.
34. Способности и склонности. Под ред. Голубевой Э.А. М.,Просвещение,1991.
35. Столяров Ю.С. Уроки творчества.М.,Педагогика,1981.
36. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. М.,Просвещение,1983.
37. Техническое моделирование на занятиях в учебных мастерских. М., Просвещение, 1968.
38. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение , 1986.
39. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М.
40. Просвещение ,1978.
41. Федоришин Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками.
42. М., Просвещение,1987.
43. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. К. Рад. школа .1985.
44. Школа и производство. М. Педагогика .,№ 1-12 1991 год,1-3,92.
45. Экология – забота общая , М. Профиздат.,1990.
46. Эстетика. п/ред. Левчук Л.П. К. Вища школа, 1991.
47. Эстетика .Словарь. М. Политиздат,1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.