Содержание 1. Понятие о спортивной тренировке 2. Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая 3. Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена 4. Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная 5. Средства ОФП 6. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость 7.
Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность 8. Пульс покоя и после нагрузки 9. Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании» 10. Роль разминки в учебно-тренировочном занятии 11. Понятия: состояние боевой готовности, стартовая апатия, стартовая лихорадка 12. Литература 1. Понятие о спортивной тренировке. Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообраз¬ное использование знаний, средств, методов и условий,
позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естест¬венного перехода части тренирующихся из массового спорта в «боль¬шой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить Здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться Максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной под¬готовки (тренировки), то они аналогичны
как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. 2. Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая. Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы. Под технической подготовленностью следует понимать степень ос¬воения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактичес¬кими возможностями
спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спор¬тивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подго¬товленности спортсменов. В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующе¬гося в
данном виде спорта. К дополнительным относятся второстепенные движения и дейст¬вия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рацио¬нальность и в то же время характерны для индивидуальных особен¬ностей данного спортсмена. Физическая подготовленность — это возможности функциональ¬ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта. Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на¬сколько
он овладеет средствами спортивной тактики (например, тех¬ническими приемами, необходимыми для реализации выбранной так¬тики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Тактические задачи могут носить перспективный характер (напри¬мер, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре.
При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-так¬тические возможности, но и возможности партнеров по команде и со¬перников. Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновре¬менно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психичес¬кую подготовленность. Волевая подготовленность связана с такими качествами, как
целе¬устремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос¬тью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и дейст¬виями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их
часть воспиты¬вается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировоч¬ной работы и спортивных соревнований. Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на ха¬рактер и степень развития отдельных психических качеств у спортсме¬нов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методи¬ки волевой подготовки служат следующие требования. 1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.
Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодоле¬нии трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спор¬тивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физи¬ческих сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремлен¬ности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость. 2. Системно вводить дополнительные трудности. Это значит постоянно включать дополнительные усложненные
двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложнен¬ных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсор¬но-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные програм¬мы. 3. Использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психи¬ческой напряженности спортсмена (табл. 5.4), а значит, к нему предъ¬являются дополнительные требования: проявить активность, инициа¬тивность,
самообладание, решительность, стойкость и смелость. 3. Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена. В процессе физического воспитания применяются как об¬щепедагогические методы, так и специфические, основанные на актив¬ной двигательной деятельности: • метод регламентированного упражнения; • игровой метод; • соревновательный метод; • словесные и сенсорные методы.
Соревновательный метод используется как в относительно эле¬ментарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревнова¬тельного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упо¬рядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообраз¬ных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование уме¬ний, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состяза¬ний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и спо¬собствует максимальному проявлению функциональных возможнос¬тей организма.
Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки. 4. Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная. Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс со¬вершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой)
для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере де¬ятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле¬дующие задачи: • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответст¬вующей силы мышц; • приобрести общую выносливость; • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности; • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц; • улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать
простые и слож¬ные движения; • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овла¬деть умением расслабляться. С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физичес¬ких способностей, соответствующих требованиям человеческой дея¬тельности в определенных исторически сложившихся условиях про¬изводства, военного дела и других сферах общественной жизни. Кон¬кретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами
и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует тре¬бование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физи¬ческая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в кон¬кретной спортивной дисциплине или в различных видах профессио¬нального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышен¬ное развитие выносливости, в других — силы
и т.д т.е. необходима специальная подготовка. Специальная физическая подготовка — это процесс воспи¬тания физических качеств, обеспечивающий преимущественное разви¬тие тех двигательных способностей, которые необходимы для кон¬кретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой де¬ятельности. Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам: • спортивная подготовка; • профессионально-прикладная физическая подготовка.
5. Средства ОФП. К средствам физического воспитания относятся физичес¬кие упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиени¬ческие факторы. Физические упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естест¬венное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, ко¬торые возникли
первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоиз¬меняясь, становились физическими упражнениями — средствами фи¬зического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физи¬ческим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно вели¬ко. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержа¬нию и
по целевой направленности. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факто¬ры также являются средствами физического воспитания. Такие при¬родные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и вод¬ной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Оздоровительные силы природы используются в процессе физи¬ческого воспитания в двух направлениях: • как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в ус¬ловиях горного климата), усиливающие воздействие
физических упражнений; • при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны). Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспи¬тания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота,
освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений. 6. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Физическими качествами принято называть те функцио¬нальные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.
Их проявление зависит от возможностей функци¬ональных систем организма, от их подготовленности к двигательным. Воспитание силы Силой (или силовыми способностями) в фи¬зическом воспитании называют способ¬ность человека преодолевать внешнее сопро¬тивление или противодействовать ему по¬средством мышечных напряжений. Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышеч¬ных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно из¬менять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся
ат¬летической гимнастикой, путем регулярных и методически правильно построенных трениро¬вочных занятий. Воспитание быстроты Под быстротой понимают комплекс функ¬циональных свойств человека, непосредст¬венно и по преимуществу определяющих ско¬ростные характеристики движений, а также двигательной реакции. Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью пере¬движения. Скорость конькобежца больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота)
движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные спо¬собности». Понятие «быстрота» в физическом воспитании не отли¬чается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают: • латентное время двигательной реакции; • скорость одиночного движения; • частоту движений. Воспитание выносливости Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить
так: вы¬носливость — это способность противосто¬ять утомлению. Предмет нашего рассмотрения — физическое утомле¬ние, непосредственно связанное с разновидностями мышечной рабо¬ты, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости — общую и специальную. Общая выносливость — это способность выполнять работу с невы¬сокой интенсивностью в течение продолжительного
времени за счет аэробных источников энергообеспечения. В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма ус¬ловно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интен¬сивности, а для другого — высокой). Признак аэробного энергообеспе¬чения работы является определяющим. Воспитанию общей выносли¬вости служат циклические упражнений (продолжительный бег, пере¬движение на
лыжах, плавание, гребля, велосипед). Воспитание ловкости Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выра¬жается в умениях быстро овладевать новы¬ми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигатель¬ной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи: • осваивать координационно
сложные двигательные задания; • быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр); • повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий. Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требую¬щих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единобор¬ства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетра¬диционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью
решения двигательных задач. Развитие координационных способнос¬тей тесно связано с совершенствованием специализированных воспри¬ятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют уме¬ние занимающегося эффективно управлять своими движениями. Воспитание гибкости Гибкость — способность выполнять движе¬ния с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регуляр¬ные
физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воз¬действуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.
Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), актив¬ную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. 7. Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность. Методические принципы физического воспитания совпа¬дают с общедидактическими, и это оправданно, ибо
физическое воспи¬тание — один из видов педагогического процесса и на него распростра¬няются общие принципы педагогики: • сознательность и активность, наглядность, • доступность, • систематичность, • динамичность. Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполня¬ются содержанием, отражающим специфику процесса. Принцип доступности Этот принцип обязывает строго учиты¬вать возрастные и половые особенности, уровень
подготовленности, а также инди¬видуальные различия в физических и пси¬хических способностях занимающихся. Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-трениро¬вочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, ко¬торые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом про¬цессе — не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает
оптимальную меру доступности. Принцип доступности в практике физического вос¬питания студентов предусматривает определение посильного упраж¬нения, задания, оптимальных методических условий для их реализа¬ции. Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодо¬ления некоторой частью студентов объективных трудностей при до¬стижении установленных программой нормативных требований. Чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, до¬ступные «средней части» студентов (фронтальный
подход). Отрица¬тельная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы ра¬ботает в облегченных условиях, а слабейшая — в усложненных. По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподава¬тель все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Каждая из микрогрупп получает оптимальное задание.
Микрогруппы не постоянны, так как у каждого студента своя «степень доступности» при выполнении разных упражнений. Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся , учебно-тренировочной группы. Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым.
В соответ¬ствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям. Принцип систематичности Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по фи¬зической культуре никогда не проводят
в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематич¬ности объясняется программное требование по дисциплине «Физи¬ческая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмот¬ренных учебным расписанием. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последователь¬ность в освоении учебного материала. Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании
нагрузок и отдыха. Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным заня¬тием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформирован¬ные умения и навыки сохраняются в течение более длительного вре¬мени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем Наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важ¬ность принципа систематичности и одной из
его сторон — непрерыв¬ности учебно-тренировочного процесса. Повторяемость и вариативность в применении различных упраж¬нений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности. Принцип динамичности Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в по¬становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих.
Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регуляр¬но обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интен¬сивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.
Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к не¬изменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к на¬грузкам.
Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу. Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы. Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годо¬вом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают¬ся прямолинейная и ступенчатая динамика. 8. Пульс покоя и после нагрузки. Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой
на его организм, вызывающей активную реакцию функци¬ональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих сис¬тем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких по¬казателей много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности на¬грузки, особенно
в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокраще¬ний. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: О, I, II, III. Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изме¬нение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических про¬цессах при нагрузках разной интенсивности.
Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности,
для восстановления (при повтор¬ном или интервальном методах тренировки) или для активного отды¬ха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих. ' Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным про¬цессом его обмена в
организме) происходит у них начиная с ЧСС, рав¬ной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом го¬товности. При воспитании общей выносливости для подготовленного спорт¬смена характерно естественное «вхождение» во вторую зону интенсив¬ности нагрузок. Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспече¬ния мышечной деятельности.
Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных зани¬мающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130— 140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160—165 удар/мин. В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенст¬вуются анаэробные механизмы энергообеспечения
на фоне значитель¬ного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть инфор¬мативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес по¬казатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности ко¬личество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы (при покое 0,25 с — сокращение, 0,75 с — отдых; при 180 удар/мин — 0,22 с — сокращение,
0,08 с — отдых), резко возрастает кислородный долг. К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях сорев¬нований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тре¬нировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций со¬ревновательного характера (прикидки и т.д.).
9. Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании». Временное снижение работоспособности называют "мертвой точкой", состояние организма после ее преодоления называют «вторым дыханием». Эти два состояния характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности. В состоянии «мертвой точки» существенно учащается дыхание, на¬растает легочная вентиляция, активно поглощается кислород. Несмот¬ря на то, что увеличивается и выведение углекислоты, ее напряжение в крови
и в альвеолярном воздухе нарастает. Частота сердечных сокра¬щений резко увеличивается, давление крови повышается, количество недоокисленных продуктов в крови растет. При выходе из «мертвой точки» за счет более низкой интенсивности работы легочная вентиля¬ция еще какое-то время остается повышенной (необходимо освобо¬дить организм от накопившейся в нем углекислоты), активизируется процесс потоотделения (налаживается механизм теплорегуляции), со¬здаются необходимые соотношения между
возбудительными и тор¬мозными процессами в центральной нервной системе. При высокоин¬тенсивной работе (максимальная и субмаксимальная мощность) «вто¬рого дыхания» не наступает, поэтому продолжение ее осуществляется на фоне нарастающего утомления. Различная длительность и мощность работы обусловливает и раз¬личные сроки возникновения «мертвой точки» и выхода из нее. Так, при забегах на 5 и 10 км она возникает через 5—6 мин после начала бега.
На более длительных дистанциях «мертвая точка» возникает позднее и может иметь место повторно. Более тренированные люди, адаптированные к конкретным нагрузкам, преодолевают состояние «мертвой точки» значительно легче и безболезненнее. Одним из инструментов ослабления проявления «мертвой точки» является разминка, которая способствует более быстрому наступле¬нию «второго дыхания». Необходимо также помнить, что в процессе тренировочных занятий организм приспосабливается к проявлению
волевых напряжений, учится «терпеть», преодолевать неприятные ощущения, имеющие место при кислородной недостаточности и на¬коплении в организме недоокисленных продуктов. Наступлению «вто¬рого дыхания» также способствует произвольное увеличение легочной вентиляции. Особенно эффективны глубокие выдохи, способствую¬щие удалению (с выдыхаемым объемом воздуха) углекислоты из ор¬ганизма и восстановлению кислотно-щелочного равновесия.
10. Роль разминки в учебно-тренировочном занятии. Одним из известных приемов, регулирующих предстартовые реак¬ции, является разминка, словесные воздействия на вторую сигналь¬ную систему, массаж, произвольные изменения ритма и глубины ды¬хания. Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способст¬вует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной систе¬мы и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температу¬ры тела,
деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на подготовку тех образований и звеньев двигатель¬ного аппарата, которые ответственны непосредственно за выполнение предстоящей деятельности. Под влиянием разминки повышается ак¬тивность ферментов и скорость протекания биохимических реакций непосредственно в мышцах, их возбудимость и лабильность, готовность к напряженной деятельности. В среднем разминка должна продолжать¬ся 10—30 мин и сопровождаться началом потоотделения, свидетельст¬вующего
о готовности теплорегуляционных механизмов к повышен¬ным требованиям во время основной физической работы. Однако необ¬ходимо помнить, что разминка не должна приводить к утомлению, а должна способствовать успешному врабатыванию организма. 11. Понятия: состояние боевой готовности, стартовая апатия, стартовая лихорадка. Связанные с выполнением физических упражнений обще¬го и особенно специального (спортивного, соревновательного) харак¬тера изменения многих функций организма (увеличение частоты сердечных сокращений, систолического
и минут¬ного выброса сердцем крови, легочной вентиляции, потребления кис¬лорода, повышение интенсивности обмена веществ и энергии и т.д.) могут наблюдаться еще до начала выполнения какой-либо мышечной деятельности, в результате возникновения предстартового и стартово¬го состояния. Физиологическими исследованиями выявлено три разновидности предстартовых состояний: 1) боевая готовность (оптимальный и желаемый результат), когда имеют место умеренные соматические и
вегетативные реакции: повышаются возбудимость и лабильность (подвижность) двигательного аппарата, усиливается деятельность органов дыхания, кровообращения и ряда других физиологических систем, заинтересованных в успешном выполнении предстоящей физической нагруз¬ки; 2) предстартовая лихорадка характеризуется резко выраженными процессами возбуждения, снижающими способность к дифференциро¬ванию раздражителей и ухудшению процессов координации и управления движениями, приводящими
к необоснованному повышению вегетативных сдвигов; 3) предстартовая апатия, когда преобладают тормозные процессы (как правило, имеет место у недостаточно трениро¬ванных лиц, объективно неподготовленных к предстоящей мышечной деятельности). Проявление предстартовых реакций связано с уровнем тренированности и вполне может быть регулируемо. Литература: 1. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания 2. Зимкин
Н.В. Физиология человека 3. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |