Содержание Введение 3 Врачебный контроль 4 Самоконтроль 6 Заключение 12 Список литературы 13 Введение Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений.
Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений,
артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося. Врачебный контроль Занятия физической культурой и спортом приводят к изменениям функционального состояния организма, в связи с чем необходимо постоянное наблюдение за здоровьем занимающихся как со стороны преподавателя физкультуры или тренера, так и со стороны врача. Врачебный контроль рассматривается как компонент гигиенического
воспитания и осуществляется в следующих направлениях:  регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);  врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;  медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных группах;  санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;  предупреждение спортивного
травматизма и заболеваемости;  медицинское обслуживание массовых оздоровительных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях, на базах и т.п.;  санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта. Все, имеющие отношение к занятиям физической культурой и спортом, без исключения проходят медицинские обследования, результаты которых являются основой для распределения студентов по группам заболеваемости
(«А», «Б», «В»), для занятий на специальном, основном и подготовительном отделениях. Первичное освидетельствование проводится врачом по физконтролю по следующей апробированной схеме с занесением всех данных в специальную карточку или компьютерную программу: 1. Общий и спортивный опрос (анамнез). 2. Наружный осмотр. 3. Антропометрические данные. 4. Обследование нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов
брюшной полости и т.п. 5. Тестирование функциональными пробами с дозировкой физической нагрузки и исследованием ЧСС (пульсометрия), дыхания, давления крови (в покое, после физической нагрузки и реституции – восстановительном периоде). При необходимости для комплексного обследования могут быть приглашены и другие специалисты. Врачебно-педагогические наблюдения и контроль осуществляются врачом по физконтролю, тренером, преподавателем, и проводятся в процессе учебно-тренировочных занятий, физкультурно-массовых мероприятий, соревнований
для выяснения организации и условий проведения занятий, использования методики, объемов и интенсивности нагрузки, соответствия ее уровням подготовленности студентов, гигиенических требований к одежде и обуви, выполнения мер по профилактике травматизма. Самоконтроль Оценка состояния здоровья, динамики положительных и отрицательных изменений не будет объективной, если она не будет дополнена данными самоконтроля – самостоятельными наблюдениями за результатами влияния
физических нагрузок на организм занимающегося. Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и проведения различных проб, студент получает возможность корректировать объемы труда и отдыха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в собственный стиль и, возможно, образ жизни. Все данные обязательно должны фиксироваться в журнале (дневнике) самоконтроля для дальнейшего анализа
через определенные промежутки времени: в начале и конце месяца, семестра, учебного года. Основное требование: проведение проб и тестирования должно осуществляться в одни и те же часы суток, за 1,5-2 часа до и после приема пищи. Как правило количество показателей самонаблюдения не превышает двадцати и не должно быть менее 5-8. информативность показателей зависит от вида спорта, системы занятий. Для занимающихся циклическими видами спорта важны акцентированные наблюдения за частотой сердечных
сокращений, артериальным давлением, жизненной емкостью легких, выносливостью. Для занимающихся ациклическими видами спорта (тяжелая атлетика, единоборства и т.п.) важно следить за массой тела, развитием силовых качеств и т.п. К субъективным показателям следует отнести оценку самочувствия, сна, настроения, аппетита, болевых или других, ранее не проявлявшихся отклонений. Их краткие характеристике находятся в пределах: удовлетворительно, хорошо и оцениваются по пятибалльной
системе. К объективным параметрам относятся те, которые можно оценить и выразить количественно, что очень важно для слежения за динамикой: антропометрические данные, показатели физического развития, подготовленности, функционального состояния. Студентам, занимающимся физическим воспитанием по учебной программе или самостоятельно в оздоровительных целях, рекомендован набор субъективных показателей, что не означает запрета на увеличение их количества. К ним следует отнести: самочувствие, сон (часы), аппетит, пульс
за 1 минуту (лежа после 8-15 минут отдыха или сразу после сна, стоя, разница между этими показателями), масса (вес в кг), нарушение режима (да, нет), болевые ощущения, спортивные результаты. Самонаблюдения проводятся ежедневно, кроме параметра «спортивные результаты». Консультация, полученная у тренера, преподавателя физического воспитания, врача по физконтролю, может намного расширить возможности самонаблюдения, самооценки, самоконтроля.
Альпинисты часто пользуются пробой (тестом) Озерецкого для оценки функционального состояния нервной системы, ее уравновешенности, вестибулярного аппарата: необходимо простоять не менее 15 секунд с закрытыми глазами на одной ноге – другая поставлена пяткой на колено опорной ноги, руки на поясе. При показателе ниже нормы (15 секунд) не рекомендовано идти на восхождение, участвовать в сложных горных, лыжных, велосипедах. Не менее интересен комплексный самоконтроль при помощи «Биоритмотеста», в основе
которого наблюдения за циклическими изменениями самочувствия и работоспособности, разработанного ученными – биоритмологами. В каждом виде спорта тренер и спортсмен разрабатывают свою систему самоконтроля, обусловленную особенностями учебно-тренировочного процесса, задач и целей периода подготовки. Спортсмен обязан уметь оценивать свою физическую подготовленность, функциональное состояние основных систем организма, обеспечивающих его работоспособность, их изменения, в процессе занятий.
Рекомендуется следующий комплекс тестов, проб: 1. Учет самочувствия, сна и аппетита, которые отмечаются в дневнике самоконтроля по пятибалльной шкале. 2. Учет усталости, раздражительности, головных и других болей, фиксируемых по трехбалльной шкале: резко выраженные – 3, умеренно выраженные, несильные и нечастые – 2, слабо выраженные, редкие – 1, их отсутствие – 0. 3. Измерение веса тела. Для определения его нормы можно использовать весоростовой показатель: от
величины роста следует отнимать цифру 100. При высоком (более 175) росте – 105, а при низком (менее 160) – 95. Людям среднего возраста к полученным цифрам можно добавить 3 кг, а пожилым – 5 кг. 4. Измерение окружности грудной клетки, талии и голени с помощью портняжного сантиметра. Особое значение имеет определение дыхательной экскурсии грудной клетки по разнице ее окружности на высоте вдоха и выдоха. У тренированных людей эта экскурсия должна составлять 8—10 см.
Измерив сантиметром окружность талии и верхней, наиболее полной, трети голени, определяют индекс грации, разделив цифру окружности талии. С увеличением массы голени и уменьшением жироотложений в области живота индекс достигает нормы – 50% и более, чему в наибольшей степени способствует велосипедный, лыжный и горно-пешеходный туризм. 5. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). В положении лежа после сна ЧСС составляет у здоровых людей 68-78, у тренированных – 52-68 ударов в
минуту, сидя, соответственно – 74-82 и 56-72. Более ценные сведения о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы дают пробы с дозированной физической нагрузкой типа пробы Мартине (20 полных приседаний за 30 с, выбрасывая вперед руки). ЧСС следует измерять перед нагрузкой и спустя минуту (на 60—75-й с) после приседаний, а если ЧСС не восстановилась за минуту, то через 2 минуты провести измерение еще раз.
Измерения ЧСС проводят за 15 с, затем полученную цифру можно умножить на 4. Сразу после приседаний ЧСС у тренированного человека должна возрасти не более чем на 30%, у нетренированного – не более чем на 40-60%, а через минуту она должна восстановиться не менее чем на 90% у тренированных и на 80% у нетренированных здоровых людей. Для определения показателя интенсивности восстановительных процессов нужно ЧСС в покое разделить на ЧСС, измеренную через минуту после нагрузки.
6. Проба на задержку дыхания. Более ценные показания дает задержка дыхания после полного быстрого выдоха (проба Собразе), характеризующая устойчивость организма к кислородному голоданию. У людей основной медицинской группы норма составляет: 30 с и более – для мужчин и 25 – для женщин. 7. Жизненная емкость легких, которую рекомендуется определить перед отправлением в туристское путешествие и по возвращении во врачебно-физкультурном диспансере или
в поликлинике с помощью спирометра. Этот важнейший показатель жизнестойкости и работоспособности организма у здоровых людей среднего веса (60 кг – у женщин и 70 кг – у мужчин) должен составлять соответственно 3200 и 3800 м и более (по 55 мл на 1 кг веса). 8. Показатели физической подготовленности в виде приседаний на одной ноге, прыжка Абалкова (вверх, с места, фиксируя показатель сантиметровой лентой, прикрепляемой к поясу сзади) или подтягиваний на перекладине, сгибаний и разгибаний рук лежа в упоре.
Повторные исследования необходимо осуществлять в одних и тех же условиях, лучше утром, натощак во избежание получения несопоставимых результатов. Многодневный поход или 6—8 походов с интервалами в 1—3 дня с активными средствами передвижения и с достаточно большой, но не чрезмерной нагрузкой, проведенные за 2—3 недели отпуска (каникул), улучшают показатели здоровья, физической подготовленности и работоспособности в среднем на 10%. У физически неподготовленных и ослабленных туристов после первого и второго дня похода нередки
мышечные боли в ногах и чувство усталости, которые проходят на 3—4-й день. Заключение Управление самостоятельными тренировочными занятиями заключается в определении состояния здоровья, уровня физической, и спортивной подготовленности занимающихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения — в корректировке различных сторон занятии с целью достижения их наибольшей эффективности. Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки
необходимо проведение ряда мероприятий. Целью занятий могут быть: укрепление здоровья, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности. Определение индивидуальных особенностей занимающегося — состояние его здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортивных интересов, условий питания, учебы и быта, его волевых и психических качеств и т. п. В соответствии с индивидуальными особенностями определяется реально достижимая цель занятий.
Список литературы 1. Баранов В.А Венгкинский Т.П Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе. – М.: РГТЭУ, 2004, – 104 с. 2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс,2002, 384 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |