РЕФЕРАТ по курсу «Физическая культура» Тема: «Пути и проблемы увеличения занимающихся массовым спортом в Российской Федерации и Республике Татарстан» Содержание Введение 1. Общие положения 2. Основные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации 3. Проблемы массового спорта 4. Информационно-пропагандистская работа по привлечению людей в массовый спорт 5.
Основные направления развития массового спорта 6. Государственная программа развития массового спорта Список литературы. Введение Все больше и больше мы слышим о том, что надо укреплять здоровье нации, необходимо возрождать массовый спорт. Что делать, ослабление социального и нравственного иммунитета населения в постоянной борьбе за выживание действительно стало государственной проблемой номер один. Причем теперь уже каждому понятно, что захлестнувшую страну волну бродяжничества, наркомании и преступности
никак невозможно остановить командно-административными методами или лозунгами с высоких трибун. Спасти ситуацию на деле, а не на бумаге способно лишь массовое спортивное движение, призванное не только оздоровить нацию, но и объединить общество. Идея хорошая, но до самого последнего времени она что-то никак не воплощалась. Мешали множественные просчеты, неправильные подходы и многое, многое другое – что греха таить, у нас могут «заговорить» самое благое начинание.
Но вот, кажется, возрождение массового спорта получило шанс перейти из разряда идей в стадию реально действующего государственного проекта. И трамплином для этого перехода в иное качество становится культивирование спортивного досуга, который отвечает потребностям всех и каждого и при этом никого и ни в чем не ограничивает, а, напротив, помогает человеку развиваться как многосторонней личности. Именно поэтому спортивный досуг способен возродить массовый спорт и вернуть общество к здоровому образу
жизни. Несомненно, для воплощения этой идеи нужны проводники, и такие проводники есть. Это спортивные клубы: сильное и развитое клубное движение, под которым подразумевается отнюдь не фитнес-центры для избранных, а клубы по месту жительства, по интересам, доступные каждому, независимо от объема кошелька. Клубы, объединяющие всех сторонников спорта, где люди могут не просто заниматься спортом, но и общаться. Спорт для всех, спорт без ограничений по возрасту, физическим возможностям или чему-то
еще, спорт, который объединяет и помогает – вот принцип, заложенный Москомспортом в основу программы развития спортивного клубного движения. По мнению Председателя Москомспорта Сергея Короля, именно такие клубы станут каналом продвижения здорового образа жизни в каждый дом, в каждую квартиру. При этом московский опыт проведения этой программы может послужить хорошим примером для прочих регионов страны.
Впрочем, регионам и сейчас есть, что перенять у столицы. В Москве уже действуют тысячи спортклубов, из которых 2 000 – муниципальных. Среди них можно выделить те, что работают как раз по принципу «спорт для всех». Спортивный клуб «Южный», например, предоставляет свою базу Региональной общественной организации развития детского и юношеского спорта, которая начинает создавать
в средних школах бесплатные спортивные центры. По аналогичным схемам работает клуб «ИМА» и еще многие другие. Уже в этом году планируется открыть 40 детских спортшкол. Генеральная схема сооружения спортивных объектов подвергается исправлениям с учетом потребностей москвичей. Так вот, по этой схеме дополнительно к 2010 году в городе построят около 300 спортивных объектов, возведение которых начнется в самое ближайшее время. К примеру, в
Северном административном округе начинается строительство Центра физической культуры и спорта, способного вдвое увеличить в округе количество любителей активного досуга. На перечисленные цели уже сейчас выделяется 16 миллиардов рублей. 1. Общие положения Одно из самых больших достижений в области физической культуры и спорта - это всемирное признание занятий физическими упражнениями и оздоровительными видами спорта в качестве превентивного
средства поддержания и укрепления здоровья и как профилактического средства против различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.), вредных привычек (алкоголизма, курения, наркомании и т.д.) и девиантного поведения. В последние годы многие города России, в том числе Казань, столкнулись с проблемой демографического кризиса и ухудшения здоровья населения.
Сегодня для изменения сложившейся ситуации необходимы самые эффективные меры. Роль и значимость физической культуры и спорта в решении вышеуказанной проблемы неоспоримы. Пришло понимание, что для широкого привлечения населения города к занятиям физическими упражнениями и спортом помимо желания горожан требуется создание необходимых условий. В одном из ежегодных посланий Государственному Совету
Республики Татарстан Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев определил основные направления развития массовой физической культуры и спорта: «Массовый спорт позволяет человеку, независимо от возраста сохранять здоровье, разнообразить досуг. В каждом микрорайоне должны быть спортивные комплексы, включающие в себя баскетбольные, футбольные, волейбольные площадки, хоккейные коробки. Необходимо, чтобы при сдаче жилых домов обязательным условием
стало обустройство современных комплексных спортплощадок для массового занятия физкультурой и спортом». Анализ состояния материально-технического обеспечения спортивных баз в городе Казани показал, что обеспеченность разными видами спортивных сооружений в пересчете на 10 тыс. населения составляет: - плоскостными сооружениями по г.Казани - 32,35%, по Республике Татарстан – 74,6 %; - спортивными залами по г.
Казани - 30,85%, по Республике Татарстан – 43,9 %; - плавательными бассейнами по г.Казани - 4 %, по Республике Татарстан -7,7 %. В то же время имеющиеся спортивные сооружения недостаточно эффективны в использовании ввиду несоответствия многих из них современным требованиям и потребностям горожан. Наряду с проблемами содержания спортивных баз и их материально-технического обеспечения существуют проблемы социальной поддержки физкультурных работников, особенно педагогических кадров в области физической
культуры и спорта. Остаётся низким уровень заработной платы, увеличивается количество нуждающихся в жилье, происходит отток молодых специалистов в другие сферы и старение преподавательского состава. Использование в неполной мере возможностей физической культуры и спорта можно наблюдать при решении проблем наркомании, алкоголизма и правонарушений, хотя доказано, что нет более эффективного средства, чем физическая культура и массовый спорт в борьбе с этим социальным недугом.
Здоровье подрастающего поколения находится в опасности, так как отсутствует физически активная среда, отвечающая потребностям всего населения города и принципам непрерывного развития. К сожалению, сегодня для детей и подростков занятия физкультурой в школе – практически единственная форма развития и проявления физической активности. Возможность удовлетворить эту потребность для горожан старше школьного возраста сведена до минимума.
Для решения проблемы оздоровления населения города необходимо создать условия для удовлетворения потребностей в двигательной активности и расширения возможностей реализации спортивных интересов и спортивного досуга по месту жительства. Занятия оздоровительными массовыми видами спорта вблизи от места проживания будут способствовать пропаганде здорового образа жизни среди казанцев. 2. Основные направления развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации Основными направлениями перестройки и оптимизации процесса физического воспитания являются: 1. Совершенствование дошкольного и школьного базового содержания занятий физической культурой, обеспечивающих укрепление здоровья, разностороннее развитие двигательных способностей и необходимый и возможный уровень физической дееспособности. 2. Совершенствование внешкольных форм организации физической культуры, дополняющих содержание фундаментальной части школьных уроков, разработка современных вариантов
тренирующих программ для младших групп населения. 3. Совершенствование систем внеклассных и внеурочных занятий с учащейся и студенческой молодежью, поддержка творческой инициативы, самостоятельности и самодеятельности в выборе средств активного отдыха. Учет физиологических особенностей развития подростков, введение раздельного обучения для мальчиков и девочек, начиная с 5 класса. Выполнение студенческой и учащейся молодежью объема двигательной активности 8-10
часов в неделю. 4. Внедрение физической культуры и спорта в систему организации труда и отдыха граждан, усиление оздоровительного содержания занятий по производственной гимнастике, лечебной физкультуре, учет профессиональных, возрастных, образовательных особенностей трудящихся в целях рационального использования физических упражнений для продления сроков трудовой активности. Обеспечение условий для выполнения объемов двигательной активности в нерабочее время 3-4,5 часа в неделю.
5. Развитие профессионально-прикладных видов спорта в целях профориентационной подготовки молодежи и подготовки юношей к службе в армии. 6. Разработка и внедрение в систему современного физического воспитания основ национальных традиций, связанных с физической культурой формами активного отдыха, приближая их содержание к требованиям традиционной физической культуры. 7. Разработка мер по эффективному использованию средств физической культуры и спорта для оптимизации
двигательного режима лиц пожилого и пенсионного возрастов, с целью стимулирования активного долголетия, привлечения нетрудоспособных граждан к занятиям физической культурой. 8. Создание учебно-методических центров (объединений, служб) для изучения и апробации новаторских идей в области физической культуры и спорта, распространения новых форм организации работы. 9. Создание широкой сети центров здоровья, физкультурно-оздоровительных групп, секций, диспансерных
и консультативных служб, лечебно-профилактических кабинетов для оказания платных услуг населению. 3. Проблемы массового спорта Для успешного решения проблем массового спорта необходимо обеспечить: 1. Потребность отрасли в научных кадрах, с учетом введения новых специальностей. 2. Потребность отдельных экономических регионов в кадрах спортивных работников и их подготовку на специальных семинарах, в том числе на хозрасчетной основе. 3. Перестройку системы курсовой подготовки и переподготовки
в соответствии с современными требованиями, с учетом развития национальных, нетрадиционных и спортивно-технических видов спорта. 4. Информационно-пропагандистская работа по привлечению людей в массовый спорт 1. Информационно-пропагандистская работа должна быть направлена на: приобщение граждан к здоровому образу жизни; совершенствование физических и моральных качеств, знаний, навыков; искоренение вредных привычек и выработку положительных мотивов для занятий физической культурой и спортом; профилактику заболеваний,
трудовую реабилитацию, активное долголетие. 2. Работа по информированию населения должна строится на доказательстве престижности разносторонней физической подготовки, иметь научное обоснование; разъяснять населению основы гигиенических, физиологических, психологических и социальных воздействий при занятиях спортом. 3. Популяризацию занятий физической культурой и спортом необходимо осуществлять, привлекая к работе с населением известных спортсменов, рекордсменов, заслуженных мастеров и тренеров-педагогов.
4. Необходимо предусмотреть выпуск популярных печатных изданий, методических пособий, других наглядных материалов, способствующих повышению самообразования граждан, формированию интереса к систематическим занятиям спортом. 5. Основные направления развития массового спорта 1. Особенность проблемы внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт населения Российской Федерации состоит в том, что необходимо первоначально сформировать у граждан, особенно в
детском возрасте, осознанную потребность в физическом совершенстве. Культурная привычка к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, являющаяся основой здорового образа жизни, должна вырабатывается в раннем дошкольном возрасте, и закрепляться в школе, других учебных заведениях. Решение этой проблемы требует проведения занятий с детьми в эмоционально-игровой форме, как правило, на открытом воздухе, постоянного обновления их содержания.
В основе занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях и учебных заведениях должна быть разносторонняя физическая подготовка, оказывающая тренирующее воздействие, повышающая функциональные возможности организма, гармонически развивающая все основные физические качества организма. 2. Необходимо обеспечить постепенный переход с учебной на внеучебную работу, с учетом интересов школьников к видам спорта и системам физических упражнений, превратить школьные уроки физкультуры в уроки физического
образования, воспитать устойчивую потребность в физическом совершенстве и здоровом образе жизни. В этих целях необходимо: научить на уроках рационально использовать факторы природы, сочетать труд и отдых; правильно двигаться, дышать, питаться, закаливаться; научить основам физической тренировки, сочетанию объемов и интенсивности, правильному выполнению упражнений и их последовательности; дать необходимый объем теоретических знаний о функциональных возможностях организма, гигиене занятий физическими
упражнениями, основах самомассажа и технике безопасности. 3. Анализ состояния инфраструктуры спорта показал, что функционирующие физкультурно-спортивные базы и сооружения при их максимальном заполнении и бесперебойной работе могут обеспечить занятия лишь 20 процентов населения, а возможности заниматься под руководством специалистов физической культуры всего - 12-15 процентов. Поэтому наиболее реальным и доступным является приобщение населения к систематическим
самостоятельным занятиям физической культурой и спортом посредством создания необходимых условий и предпосылок для физкультурно-спортивных занятий, повышения личной физической культуры каждого гражданина России. 4. С этой целью необходимо разработать и внедрить в практику работы систему социально-экономического стимулирования рабочих и служащих организаций, которые добиваются высоких производственных показателей, систематически занимаются физической культурой и спортом, укрепляют свое здоровье и снижают уровень
заболеваемости; развивать национальные виды спорта, добиться органичного соединения фестивалей фольклора и национальных видов спорта на всех этапах их проведения. 6. Государственная программа развития массового спорта Государственная программа развития массового спорта в России содержит основные принципиальные положения, являющиеся исходными в разработке отдельных программ
физического воспитания для различных регионов и социально-демографических групп населения. Программа предусматривает преемственность физического воспитания для следующих социально-демографических групп населения: детей дошкольного возраста; учащихся общеобразовательных, профессионально-технических школ и колледжей; студентов высших учебных заведений; юношей призывного и допризывного возраста; трудящихся; граждан пожилого возраста; лиц с физическими и умственными недостатками развития.
Государственная программа развития массового спорта в Российская Федерация на 1996-2000 годы предусматривает: совершенствование системы управления физкультурно-спортивным движением; развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов; обеспечение товарами физкультурно-спортивного назначения; подготовку и обеспечение отрасли профессиональными кадрами; совершенствование проведения физкультурно-спортивных мероприятий; организационное научно-методическое
и медицинское обеспечение; пропаганду физической культуры и спорта среди населения; решение вопросов подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва. Ожидаемые результаты Важнейшим результатом реализации Программы станут: удовлетворение потребности горожан в занятиях физической культурой и спортом, внедрение новых методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, укрепление и совершенствование материально-
технической базы физической культуры и спорта, обеспечение условий для эффективной работы спортивных сооружений, создание условий для профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков и молодёжи. Список литературы 1. Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. //»Российская Газета» - Федеральный выпуск N4539 от 8 декабря 2007 г.
2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. №7). 3. Послание президента РФ Федеральному собранию. Опубликовано 05.11.2008г. Документ: http://www.regnum.ru/news/ 1079115.html 4.
Жильцов Е. Н Казаков В. Н.; Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учебное пособие / М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007г. 5. Гостев Р.Г. Государственное регулирование развития сети физкультурно-спортивных сооружений Спортивная отрасль России. Ежегодник, выпуск второй: Москва, 2007 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |