«Особенности организации, проведения и судейства соревнований в избранном виде спорта» Содержание Введение… 1. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм….2. Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры… ….3. Общие положения… 4. Техника игры, классификация… а) Техника игры в нападении… …12 б) Техника игры в защите….19 5.
Обучение волейболистов соревновательной деятельности………… …6. Организация и проведение соревнований… …7. Волейбол в вузе….………28 Заключение….30 Список литературы… ……….31 Введение Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.
Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры. В структуре высшего образования в сфере физической
культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Спортивные игры наряду с другими базовыми дисциплинами имеют существенное значение в становлении профессиональной готовности студентов. Главная задача учебной дисциплины «Спортивные игры» - содействовать формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта
на предметной основе той или иной спортивной игры. Непременным условием успешной деятельности является уверенное овладение навыками спортивных игр, знание структуры игры, техники и тактики. В вузе должны быть созданы все условия для изучения базовых спортивных игр, включенных в различные учебные программы физического воспитания: волейбола, баскетбола, гандбола, хоккея, тенниса. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм
В практике спортивных игр существуют многочисленные сорев¬нования, которые в соответствии с их целевым назначением под¬разделяются на системы. Каждая система соревнований включает взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования. Определенные изме¬нения в названных компонентах существенно влияют в той или иной форме на развитие спортивных игр. Правила соревнований - это документ, в котором четко опреде¬лены условия соревновательной
борьбы в конкретной спортивной игре, которая протекает под контролем спортивных арбитров, спо¬собы фиксирования выигрыша и проигрыша, определения побе¬дителя в отдельной встрече и распределения мест среди участни¬ков соревнования. Правила соревнований являются законом для спортсменов, арбитров, организаторов и руководителей, осуще¬ствляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техни¬ческое обеспечение. Правила соревнований служат мощным рычагом управления функционированием и развитием спортивных игр.
Так, внесение в правила новых пунктов, изъятие некоторых существующих или изменение в них влияют на спортивную игру. Через различные пун¬кты правил можно влиять на контингенты соревнующихся, мате¬риально-техническую и экономическую стоимость игры, степень ее зрелищности, на различные стороны подготовки спортсменов. В Международных федерациях спортивных игр работают комис¬сии по правилам игры, которые занимаются вопросами изменения в правилах соревнования с целью повысить зрелищность игр, спо¬собствовать
их популяризации в мире, вовлечению как можно боль¬шего числа людей в систематические занятия спортом. Положения о соревнованиях определяют многие их основные ха¬рактеристики: цели и задачи соревнований, место и сроки про¬ведения, кто осуществляет руководство соревнованиями, требова¬ния к участникам, программа соревнований, способы проведения встреч и определения победителей, награждение победителей, фор¬мы документов и сроки их представления и др. Изменяя содержание положений о соревнованиях, можно вли¬ять на жесткость
спортивной конкуренции и ее динамику во време¬ни, мотивацию тренеров, спортсменов, арбитров и их стимулы, на зрелищность, материально-техническую оснащенность, на харак¬теристики и уровень подготовленности спортсменов (возраст, фи¬зическое развитие и подготовленность, технико-тактическую осна¬щенность и т.д.). В положениях можно определенным образом из¬менять некоторые пункты правил с целью решать определенные задачи в подготовке спортсменов. С соревновательными правилами и положениями тесно связаны календари
соревнования. Календари призваны упорядочить со¬ревнования по целям, задачам, местам и времени проведения, сос¬таву участвующих команд и спортсменов, затратам средств, уси¬лий и пр. Важным условием эффективности всей системы сорев¬нований является связь календарей всех видов соревнований по ос¬новным параметрам (по целям и задачам, в особенности по срокам проведения). Таким образом формируется определенный комплекс календарей, органически связанный с системой соревнований.
Структура календаря определяет характер проведения сорев¬нований. Все крупнейшие международные соревнования проводятся таким образом, чтобы распределение мест в турнирной таблице обязательно осуществлялось в последние два игровых дня (в пред¬последний день третье и четвертое место, в последний - первое и второе). Соревнования могут быть рассредоточенными по вре¬мени (с разъездами команд), концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).
В практике спортивных игр наибольшее распространение полу¬чили три способа проведения соревнований: первый - круговой, когда все участвующие команды проводят игры между собой независимо от результата отдельных встреч; второй - с выбыванием из со¬ревнований после проигрыша встречи, когда команда после проиг¬рыша одной или двух встреч в дальнейших играх уже не участвует; третий - смешанный, когда первая часть соревнования проводится с выбыванием, а вторая - по круговому способу, или наоборот.
В способе с выбыванием по мере проведения соревнования на каждый новый виток выходят более сильные команды, и так вплоть до финала. Эти соревнования для большинства участвовав¬ших команд должного эффекта как средства подготовки спортсме¬нов не дают. В круговом способе все команды «проходят» через все соревно¬вания, приобретая необходимый опыт соревновательной борьбы. В смешанном варианте удачно сочетаются названные выше два способа проведения соревнований.
В зависимости от вида соревнований (первенство, на кубок, то¬варищеские, матчевые встречи и укороченные или отборочные тур¬ниры), целей и задач строится календарь. Важнейшее требование к календарям - их стабильность, посто¬янство по основным характеристикам. Изменения обычно вносят¬ся после окончания олимпийского цикла на очередное четырехлетие. Таким образом, правила соревнований, положение о соревно¬ваниях и календарь соревнований служат мощными
рычагами управления развитием спортивных игр. Иерархически все соревнования от более высокого масштаба вниз можно выстроить так: Олимпийские игры, чемпионаты и куб¬ки мира, чемпионаты Европы, национальные чемпионаты, первен¬ства республик, областей, городов, районов, коллективов физичес¬кой культуры. Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры В 2000 г. исполнилось 105 лет с того дня, когда в 1895 г. в
США преподаватель физической культуры колледжа Уильям Морган предложил игру, которая получила название волейбол (англ, volley¬ball - «отбивать мяч на лету»). Для игры использовалась резиновая камера, наполненная воздухом, сетка устанавливалась на высоте около 2 м. Мяч подолгу находился в воздухе, поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мяч в возду¬хе» и др. В 1900 г. волейбол выходит за пределы
США и приобре¬тает популярность на всех континентах. В 1947 г. в Париже была учреждена Международная федерация волейбола - Federation Internationale de Volley-ball (FIVB - ФИВБ), в которую вошли 14 стран. В 1948 г. членом ФИВБ стала Всесоюз¬ная секция волейбола. В настоящее время число членов ФИВБ превышает 210.
ФИВБ объединяет национальные федерации, содействует развитию волейбола в мире, проводит официальные соревнования, совершенствует эту игру. Первым президентом ФИВБ был ль Либо, в 1984 г. президентом был избран Рубен Акоста. 1948 -1949 гг. состоялись первые чемпионаты Европы и мира ди женских и мужских команд, волейбол включается в про¬ему
Олимпийских игр (1957 г мужчины, 1962 г женщины), •е в рамках Олимпийских игр турнир по волейболу состоял-4 г. С 1965 г. для мужских команд и с 1973 г. для женских водятся соревнования на Кубок мира, с 1990 г. у мужчин вво-1гры Мировой лиги, с 1993 г соревнования Гран-при у жен-[ сильнейших национальных команд. В 1993 г. олимпийским Дом спорта признан пляжный волейбол.
Представление о расстановке сил в мировом волейболе дают ре-До 80 Т крупнейших международных соревнований (табл. 2). Так, гг- среди мужчин сильнейшими были национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии; среди женщин - команды СССР, Польши, Чехословакии, Японии, Кореи, ГДР, Венгрии.
В 80-е и особенно 90-е гг. в число сильнейших выдвигаются у мужчин команды США, Италии, Бразилии, Кубы, Нидерландов; у женщин - США, Кубы, КНР, Перу, Бразилии. История отечественного волейбола начинается в 1923 г. с проведе¬ния матча между командами Высших художественных и театральных мастерских и государственной школы кинематографии. В 1998 г. спортивная общественность отмечала 75-летие отечественного во¬лейбола.
Волейбол стремительно развивается в Российской Феде¬рации и на всей территории СССР. Проводится большое количе¬ство соревнований среди взрослых и юных спортсменов. С 1933 г. проводятся первенства СССР, с 1935 г. и Всесоюзные первенства среди школьников. С 1956 г. начинают проводиться Всесоюзные спартакиады, в программу которых включается волейбол.
В 40-е и 50-е гг. отечественные волейболисты выходят на меж¬дународную спортивную арену, где достойно представляют нашу страну, о чем можно судить по результатам чемпионатов Европы и мира. Большой вклад в развитие отечественного волейбола вне¬сли мужские команды ЦСКА, «Динамо», МАИ (Москва), «Авто¬мобилист» (Ленинград), женские команды «Локомотив», «Динамо», ЦСКА. В процессе развития волейбола совершенствовались правила игры, техника и тактика, появились разновидности
вида спорта. Уровень игры и правила тесно взаимосвязаны: на определенном этапе развития игры существующие правила начинают сдерживать дальнейшее совершенствование и в них вносятся изменения, откры¬вающие новые возможности улучшения техники, тактики, зрелищности волейбола, интереса к нему различных категорий населения. Первые правила игры были обнародованы в 1897 г размер пло¬щадки был 7,6 х 15,1 м (25 х 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч представлял собой резиновую камеру в кожаном или матерча¬том футляре, окружность
его была 63,5-68,5 см (25-27 дюймов), вес 340 г. Количество игроков и касаний мяча не регламентирова¬лось, очко засчитывалось только при «своей» подаче. Размер пло¬щадки изменялся так: 10,6 х 18,2 м, 9,1 х 18,2 м и с 1925 г. становится 9 х 18м. Высота сетки изменялась так: 213 см, 228 см, в 1917 г 243 см, в 1934 г. для женщин - 224 см. Окружность мяча и вес в 1925 г. были соответственно 66-69 см и 275-285 г.
С 1922 г. разрешалось 3 каса¬ния мяча. В 1965 г. разрешено блокирующим повторное касание мяча. В 1976 г. разрешено после состоявшегося блокирования еще 3 касания. В 1918г. определяется количество игроков в команде -шесть. С 1947 г. запрещена игра впятером (только шесть). С этого же года соревнования для мужских команд проводятся из 5 партий, в 1950 г. это разрешено для
женщин. В 1890 г. счет в партии уста¬навливается в 21 очко, в 1917 г 15 очков. В 1949 г. разрешены 3 перерыва (тайм-аута) в одной партии (60 с, с 1957 г 30 с), заме¬ны игроков (до 1957 г 12, с 1957 г 4, с 1961 г 6). В 1970 г. разрешено блокирование подачи, в 1984 г. запрещено. В 1988 г. ре¬шающая партия играется по системе «тай-брейк» (каждый розыг¬рыш мяча - очко, независимо от того, кто подавал). В 1965 г. бло¬кирующим разрешен перенос рук в пространство соперника.
В 1996 г. разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой. Общие положения Волейбол по своей сути относится к сфере спортивных игр. По иг¬ровой идее и характеру он принадлежит к разделу игр с отбиванием мяча. Соревнования проходят в помещениях (спортивные залы, дворцы спорта), на открытом воздухе, на установленных правилами игры пло¬щадках, через сетку. Размеры площадки — 9x18 м, высота сетки 243 см для мужчин;
224 см для женщин; 220 см — для мальчиков до 14 лет; 210 см — для девочек до 14 лет; 235 см — для юношей до 16 лет; 220 см — для девушек до 16 лет. Вес мяча от 260 до 280 г. Одновремен¬но в игре участвуют две команды по 6 человек на площадке. Помеще¬ния по своим габаритам, освещению должны отвечать правилам со¬ревнований.
Игра начинается подачей. Количество касаний мяча играющей сто¬роной не превышает 3 раз. Целевой установкой для каждой команды является выигрыш встречи. Только нападающая команда получает воз¬можность выиграть очки. Игра продолжается 2-5 партий (2-0; 2-1; 3-0; 3-1; 3-2) и заканчивается выигрышем партии при достижении счета 25 одной из команд, после чего команды меняются площадками1.
Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конк¬ретную направленность, соответственно которой волейболистов раз¬личают по амплуа: связующий, нападающие 1 и 2-го темпа, универ¬сал. Процесс игры определяется наличием техники, тактики и страте¬гии. Без этих составляющих спортивное единоборство команд невоз¬можно.
Техника — это комплекс приемов игры (подачи, передачи мяча, нападающие удары, блокирование, прием мяча). Тактика — это система действий в защите и нападении, направ¬ленных на решение текущих задач борьбы в ходе встречи. Стратегия — это искусство руководства подготовкой к соревнова¬ниям и руководство в период соревнований. В процессе игры на спортсменов действуют определенные раздра¬жители: фактор чужого поля, сложная траектория полета мяча, плохое освещение, начало матчей не вовремя, некорректные отношения
внут¬ри команды и др. Соревнования проходят при зрителях, симпатии которых к командам могут быть разделены поровну; или преимущественно своей ко¬манде, или сильнейшей, или слабой команде. Воздействие зрителей на спортсменов велико: оно способствует содержательной, эмоциональ¬ной игре обеих команд, или подавляет действия игроков (игрока) од¬ной команды и дает эмоциональный заряд другой команде. Техника игры, классификация Технику игры составляют приемы и их разновидности.
Арсенал и разновидности техники отражают техническое мастерство волей¬болиста. Каждый прием игры представляет собой систему взаимосвязан¬ных движений. В приеме игры выделяют три фазы: подготовитель¬ную, основную и заключительную. Подготовительная фаза вклю¬чает в себя исходное положение, основной задачей которого является готовность к действию. В этой фазе создаются наилучшие условия для решения смысловой задачи.
В основной фазе осуществляется взаимодействие с мячом - отбивание посредством оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата игрока. Оп¬тимальная жесткость его обеспечивает, с одной стороны, эффек¬тивность, с другой - вариативность движений. В заключительной фазе завершается выполнение технического приема. Классификация техники игры (рис. 19) в соответствии с распре¬делением приемов по целевому признаку
включает перемещения, передачи мяча, прием подачи, прием-передачи, подачи, атакующие удары, блокирование. Для игры в нападении служат подачи (ниж¬ние прямая и боковая, верхние прямая и боковая, подача в прыж¬ке); передачи двумя руками сверху и снизу; нападающие удары пря¬мой, с переводом, боковой; стойки и перемещения. Для игры в за¬щите служат прием двумя руками снизу и сверху в опорном поло¬жении и в падении; блокирование одиночное и групповое; стойки и перемещения. В каждом приеме выделяют разновидности.
Техника игры в нападении Стойки и перемещения. Стойка представляет собой положение игрока в ожидании выполнения передачи или нападающего удара. Различают высокую и среднюю стойки, отличающиеся по степени сгибания ног. Выделяют также исходные положения - позы игро¬ка, удобные для выполнения приема игры после перемещения и стойки. Исходные положения входят в подготовительную фазу приема игры, отличаются от стойки положением рук. В зависимости от характера технического приема и игровой си¬туации волейболист использует
различные способы перемещения: ходьба, приставной шаг, двойной шаг, бег, скачок, прыжок. Передвижения шагом и бегом характеризуются мягкостью (отсут¬ствием вертикальных колебаний общего центра масс (ОЦМ)), кото¬рая достигается неполным выпрямлением ног в коленных суставах. Приставные шаги используются для передвижения на неболь¬шое расстояние при передаче мяча, летящего в стороне от волей¬болиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к нуж¬ному направлению, на
всю стопу. В двойном шаге тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впе¬реди, затем ногой, стоящей сзади, волейболист делает шаг вперед и перекат с пятки на носок, вслед за чем выставляется вперед нога, стоявшая сзади, создавая стопорящий момент. Скачок от двойного шага отличается более широким шагом и наличием безопорного положения. Передача мяча двумя руками сверху. С помощью передачи со¬здаются условия для атакующего удара.
Различают следующие спо¬собы передачи: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, од¬ной рукой в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спи¬ну (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется игроками редко. По направлению (относительно передающего) передачи быва¬ют: вперед, над собой, назад. По длине: длинные - через зону, ко¬роткие - из зоны в зону, укороченные в пределах зоны.
По высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м, низкие - до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке - до 0,5 м и уда¬ленные от сетки - более 0,5 м. В технику передачи входят: исходное положение, встречное дви¬жение рук к мячу, амортизация и направление мяча - вылет. В ис¬ходном положении туловище волейболиста расположено верти¬кально,
степень сгибания ног зависит от высоты траектории поле¬та мяча, стопы параллельны или одна (разноименная сильнейшей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 20). Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указа¬тельные являются основной ударной
частью, средние в меньшей степени, а безымянные и мизинцы в ос¬новном удерживают мяч в боковом на¬правлении. Сообщение мячу нового на¬правления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движе¬нии ног, туловища и рук. При этом ОЦМ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью вып¬рямляются.
При передаче в прыжке руки выносятся над головой несколько выше и передача выполняется в высшей точке прыжка за счет активной работы рук. При передаче в прыжке на короткое расстояние после имитации атакующего удара точка встречи рук с мячом повышается еще больше и передача выполня¬ется за счет короткого движения кистей. Применяют также переда¬чу в прыжке одной рукой. При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч.
При этом кисти тыльной частью располагаются над голо¬вой. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и дви¬жения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в груд¬ной и поясничной частях позвоночника. Подачи мяча. В современном волейболе используются верхние прямая и боковая подачи с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу при¬меняется нижняя прямая подача.
Нижняя прямая подача Эффективность нижней пря¬мой подачи обусловлена тремя основными факторами: направле¬нием замаха - строго назад, высотой подбрасывания - небольшой, и точкой удара по мячу - примерно на уровне пояса. Верхняя прямая подача Из положения лицом к сетке игрок подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, вы¬полняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.
Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением мяча -силовая и без вращения - планирующая. Существенными элемен¬тами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Удар по мячу наносится в центр мяча, движение руки перед ударом притормаживается, а ударное движение должно быть кратковременным, ладонной поверхностью напряженной кисти.
Верхняя боковая подача. В исходном положении игрок распола¬гается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях. Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, масса тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, нано¬сят удар полунапряженной кистью. При этом масса тела перено¬сится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значи¬тельно усиливает
ударное движение. Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и при верхней прямой. Подача в прыжке по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке мяч посылают вперед, соответственно меняется характер заключи¬тельного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед-вверх - на расстояние, необ¬ходимое для разбега. Атакующие удары. Атакующий удар осуществляется выше верх¬него края сетки.
Удар через сетку, выполняемый ниже ее верхнего края, называется нападающим (маловероятная возможность выиг¬рыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как в фо¬кусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его при¬тягательная сила. Но это и самые сложные технические приемы, требующие высокого профессионализма от тренера и активности занимающихся при обучении. По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление полета
мяча соответствует направлению разбега иг¬рока; удары с переводом - при несовпадении отмеченных парамет¬ров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на си¬ловые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медлен¬ные). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке). Прямой атакующий удар. В нем выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение (рис. 26). В разбеге делают от од¬ного до трех шагов.
В последнем шаге волейболист выставляет впе¬ред одну ногу (чаще правую), руки отводит назад. Затем быстро приставляет другую ногу, руки одновременно совершают движе¬ние вниз-вперед. Во время прыжка волейболист быстро разгибает ноги, а руки резко поднимает взмахом вверх. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылаются вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх.
Замах начинают с прогибания туловища, затем волейболист под¬нимает и отводит назад плечо, локоть, предплечье и кисть. Кисть не должна заноситься за голову, она должна быть над плечом. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включает¬ся в работу правая (бьющая) рука. В фазе удара по мячу правая рука выпрямляется в локтевом сус¬таве вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последователь¬ным сокращением мышц живота, груди и руки.
При этом кисть бью¬щей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоя¬нии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задача¬ми атаки; напряжение будет увеличиваться при необходимости по¬вышения точности удара. Правильное ударное движение кисти -основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и со¬вершенствования техники атакующих ударов следует особое внима¬ние
уделять не силе удара, а его своевременности и направлению. В четвертой фазе игрок снижается и приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям. Удар с переводом и поворотом туловища. Подготовительные дей¬ствия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом уда¬ре. Особенности техники составляют: небольшой поворот тулови¬ща в сторону удара и
нанесение удара по мячу сверху-сзади-справа. При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, а ле¬вое плечо отводят от сетки Удар с переводом без поворота туловища. Здесь движение туло¬вища в сторону мало выражено. Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху-справа. С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счет финального активного движения предплечья
и кисти, в то время как силовой (прямой по ходу) - вращательным движением плеча в вертикальной плоско¬сти в направлении последующего полета мяча. Боковой атакующий удар. В подготовительной фазе разбег и от¬талкивание выполняются так же, как и при прямом ударе В момент прыжка замах выполняется по типу верхней боковой (си¬ловой) подачи - вниз-в сторону, туловище наклоняется в сторону бьющей руки, левая рука поднимается вверх.
Ударное движение начинается с поворота туловища вокруг вертикальной оси. При этом правое плечо подается вперед и замах выполняется снизу-сза¬ди-вверх. Удар по мячу наносится сзади-сверху-сбоку. Атакующий удар с задней линии в основном выполняют так же, как у сетки. Однако здесь для удара характерно поступательное движение вперед после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперед-вниз, мячу придают более пологую траекто¬рию.
Здесь действия игрока сходны с техникой подачи в прыжке. Техника игры в защите Стойки и перемещения. Специфическими здесь будут стойки и исходные положения для приема подачи для блокирования для приема мяча от атакующего удара и отско¬чившего от блока, перемещения скрестным шагом и прыжок при блокировании, падения при приеме мяча. По положению ног и ступней различают устойчивую стойку, когда нога, противоположная сильнейшей руке,
впереди; основную, когда обе ноги на одном уровне; неустойчивую, когда масса тела перенесена на переднюю треть стоп. Стойка может быть статична или динамична (переминание с ноги на ногу в ожидании атакую¬щего удара). Прием подачи. Качество приема подачи может быть высоким (70% оценки 4-5 по пятибалльной системе), если мяч опускается в зоне нападения так, что создаются благоприятные условия для организации любых нападающих действий, которые имеются в арсенале команды.
Прием подачи производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ. Волейболисты всего мира принимают подачу именно так. В исходном положении ноги согнуты. Одна нога немного впереди, руки под¬готовлены для приема мяча. Большое значение имеет положе¬ние рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, раз¬вернуты снаружи и сближены. Чтобы своевременно занять ис¬ходное положение, игрок должен
уметь предвидеть возможное направление подачи. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти, руки в момент приема мяча выпрямлены, ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Руки приближаются к месту встре¬чи с мячом за счет некоторого разгибания ног - руки «подставля¬ют» под мяч, но не «отбивают» ими его. Существует даже выраже¬ние «прием подачи осуществляется ногами», которое подчеркива¬ет роль своевременного выбора исходного положения.
Степень сги¬бания ног зависит от траектории подачи, своевременности выхода к мячу. При высокой подаче и несвоевременном выходе ноги вып¬рямлены, при низкой - ноги согнуты, возможно последующее па¬дение и перекат в сторону на бедро и спину. Если игрок не успева¬ет занять положение, когда мяч идет прямо на него, то руки выносятся в сторону мяча (вправо или влево) и разворачиваются так, чтобы мяч после приема был направлен к сетке. Прием мяча снизу одной и двумя руками.
Прием снизу – это основной прием защитных действий. Прием снизу двумя руками яв¬ляется основным способом приема мяча от подачи и атакующего удара При некачественном приеме подачи или атакую¬щего удара (низкая траектория) применяется прием-передача мяча, чтобы обеспечить условия для нападающих действий. Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном по¬ложении и в падении.
В опорном положении этим способом при¬нимают мячи, летящие в стороне от игрока, после передвиже¬ния или выпада. Удар выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти. Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на спину или на бедро-бок преимущественно используется в женском волейболе После передвижения игрок выполняет выпад, выстав¬ляя в сторону мяча прямую руку. При этом ОЦМ резко понижает¬ся. После ударного движения по мячу игрок поворачивается на нос¬ке опорной
ноги, после чего делает перекат на бок и округленную спину, его подбородок прижат к груди. Обучение волейболистов соревновательной деятельности Волейбол - командный вид спорта и результат участия в со¬ревнованиях есть итог коллективных усилий членов команды. Но для того чтобы коллективные соревновательные действия были эффективными, необходимо, чтобы волейболисты индивидуаль¬но были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе.
Этому способствуют регулярные соревнования по физической и техни¬ческой подготовке, подвижным и подготовительным к волейболу играм, по волейболу в клубе при стопроцентном охвате волейбо¬листов. Соревнования эти должны носить официальный харак¬тер с выявлением и награждением победителей, лучших команд по возрастам, лучших клубов, лучших игроков. В соревнованиях по физической и технической подготовке волейболист борется «за себя», здесь воспитываются
очень важные «бойцовские» качества. В подвижных и подготовительных к волейболу играх эти качества переносятся в коллективные действия, что в последующем поло¬жительно сказывается на соревновательной «волейбольной» под¬готовке. Соревнования по физической подготовке. Эти соревнования ре¬гулярно проводятся в клубах, командах, в масштабах города, региона. Программы соревнований основаны на материале программ по волейболу для спортивных школ, по физической
культуре для общеобразовательных школ, вузов. В соревнования по общей физической подготовке включаются легкоатлетические многоборья: спринтерские, только прыжки, метания, смешанные многоборья (бег и прыжки, бег и метания), отдельные виды легкой атлетики. В со¬ревнованиях по гимнастике и акробатике включаются подтягива¬ние из виса на перекладине (юноши, мужчины), из виса лежа (де¬вушки, женщины), лазание по канату, опорные прыжки, кувырки, стойки, соединения акробатических упражнений.
В соревнования по спортивным играм включаются баскетбол, гандбол, футбол и др. В программу соревнований по специальной физической подго¬товке входят упражнения скоростно-силового характера: прыжок вверх с места и с разбегу толчком двух ног; пятерной, десятерной прыжок с места; бег 5x6 м, 10x6 м, 92 м с изменением направле¬ния - к 6 точкам волейбольной площадки («елочка»); броски на¬бивного мяча 1 (2) кг двумя руками из-за головы в прыжке на даль¬ность, через волейбольную сетку на точность.
2. Соревнования по типу многоборий: прыжки (3 вида), бег (3 вида), метания (3 вида). Соревнования по технико-тактической и интегральной подготов¬ке. В этих соревнованиях на первый план выступают показатели качества выполнения приемов игры, где главными критериями яв¬ляются точность полета мяча при выполнении передачи, подачи, нападающего удара, правильность выполнения тактической ком¬бинации. Содержание соревнований определяется на основе про¬граммы для спортивных
школ по волейболу (для школьных секций), для клубных команд квалифицированных волейболистов. Ниже приводятся виды соревнований. 1. Соревнования по отдельным приемам игры: передачи сверху двумя руками на точность - стоя лицом и спиной в направлении передачи; подачи на точность, нападающие удары из зон 4, 2, 3 раз¬ личными способами на точность. 2. Соревнования по арсеналу технических приемов - кто больше выполнит приемов из предусмотренных программой
для данного контингента и уровня подготовленности. 3. Соревнования по тактическим действиям. Все занимающиеся выполняют прием, передачу, нападающий удар, блокирование. С 16 лет задания выполняются по игровым функциям: связующего, нападающего первого, второго темпа (первой, второй очереди). 4. Соревнования по арсеналу тактических действий. Участвуют группы игроков («команды») по 4-5 человек, выявляются лучшие команды.
5. Соревнования на переключение приемов игры и тактических действий: передачи в стену стоя и сидя, передачи в стену стоя лицом и спиной к ней, нападающие удары и блокирование и т. п. Соревнования по подвижным играм. В программу таких сорев¬нований включаются подвижные игры, игры подготовительные к спортивным играм, эстафеты, в которых проявляются быстрота реакции и ответных действий, быстрота перемещения и переключе¬ния в действиях, ловкость. Соревнования по волейболу.
Соревнования в общеобразователь¬ной и спортивной школе, в масштабах города, области целесооб¬разно проводить по одному возрасту (13 лет, 14 лет и т.д.), чтобы все учащиеся в равной мере были охвачены соревнованиями. По¬лезны игры старших с младшими с гандикапом. Соревнования проводятся полными составами (6x6) и неполны¬ми: 5x5, 4x4, 3x3, 2x2, 1x1. Такие соревнования в сочетании с со¬ревнованиями по физической и технической
подготовке совершен¬ствуют «соревновательные» качества, которые затем проявляют¬ся в процессе коллективных действий в игре волейбол полными составами. Для юных волейболистов 10-12 лет проводятся соревнования по мини-волейболу по специальным правилам. Для более эффективной подготовки юных волейболистов це¬лесообразно в положении о соревнованиях оговаривать опреде¬ленные моменты: подачу выполнять только нижнюю прямую; при приеме подачи первой передачей мяч направлять: а) в зону 3, б) в зо¬ну 2, в) в зону 4; передачу
на удар выполнять только: а) находясь лицом к нападающему, б) спиной к нему; нападающий удар выпол¬нять средней силы в глубину площадки и т. п. Эти указания увязы¬ваются с программным материалом для соответствующего возрас¬та и направлены на более прочное его освоение в игровой и сорев¬новательной обстановке. Необходимо практиковать комплексный зачет: учитывать ре¬зультаты соревнований по физической, технической, интегральной подготовке и подвижным играм (10-12 лет); по физической, техни¬ческой подготовке и волейболу
(13-18 лет) и т.п. Организация и проведение соревнований Соревнования любого ранга и целевой направленности включают следующие взаимосвязанные компоненты: правила, положения, кален¬дари, нормативно-квалификационные требования. Правила соревнований — документ, четко определяющий условия соревновательной борьбы волейболистов под контролем спортивных судей. Положение о соревнованиях определяет основные характеристики соревнований
и должно иметь следующие ясно сформулированные пун¬кты: 1. Цели и задачи (повышение класса команд, популяризация волей¬ бола, подведение итогов, выявление сильнейших команд и игроков для комплектования сборных команд и т.п.). 2. Сроки и места проведения. 3. Руководство проведением соревнований (указывается, кто проводит соревнование и состав судейской коллегии). 4. Участники соревнований (указывается количество и наименование команд,
допускаемых к соревнованиям; количество игроков, тренеров, представителей медперсонала, членов КНР; требования к возрасту участников и их квалификация). 5. Условия проведения соревнований (указываются способы розыгрыша, оценка результатов, определение победителя, требования к местам соревнований, спортивной форме). 6. Награждение команд и участников (указываются виды поощрений призеров команд).
7. Условия приема и оплаты расходов (расходы организации, проводящей соревнования; направляющих организаций; порядок оплаты су¬ действа). 8. Дисциплинарные проступки (приводится меры воздействия за по¬ ступки и нарушения, совершаемые игроками и тренерами). 9. Порядок подачи протеста (сроки подачи и рассмотрения и орган, которому подают протест). 10. Порядок, сроки подачи заявок на участие в соревнованиях и сроки совещания представителей команд.
С правилами и положением о соревновании тесно связаны календа¬ри соревнований. Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Соревнования могут быть рассредоточенными по време¬ни (с разъездами команд): игра на своем поле, потом на поле соперни¬ка и концентрированными (турами, когда команды соревнуются в од¬ном месте). В практике волейбола имеют место следующие способы проведения соревнований: - круговой (все участвующие
команды играют между собой); - с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; — смешанный (первая часть соревнований проводится с выбывани¬ем, вторая — по круговому способу).1 Планирование спортивных соревнований (в зависимости от ранга) осуществляется соответствующими федерациями, спорткомитетами спортивными клубами и др. Разрабатывается календарный план соревнований с учетом сроков проведения и система проведения, составляется положение, разрабаты¬вается документация (таблицы, протоколы,
отчеты и др.), назначается главный судья, главный секретарь и определяется состав судей, непос¬редственно проводящих соревнования. Состав судейских бригад форми¬руется до начала соревнований. Для подготовки соревнований крупного масштаба создается орга¬низационный комитет, назначаются ответственные исполнители и ко¬миссии по выполнению определенного вида работ, как то: 1. Паспортизация спортсооружений. 2. Подготовка мест размещения и мест тренировок.
3. Организация питания и транспортного обеспечения. 4. Обеспечение правопорядка на спортсооружениях. 5. Подготовка призов, дипломов, медалей, сувениров, значков для награждения. 6. Реклама соревнований. 7. Проведение совещаний судей и представителей команд и др. Соревнования меньшего ранга проводит федерация волейбола ок¬руга, города, края и др.
Для проведения таких соревнований на заседа¬нии федерации избирается спортивно-техническая комиссия (СТК) из состава активистов, специалистов волейбола, тренеров команд, кото¬рая вместе с руководством организации, проводящей соревнование, разрабатывают положение о соревновании, а в ходе соревнования при¬нимают участие в его проведении (совещания после игр, рассмотрение протестов, дисциплинарных поступков и др.). Назначаются главный су¬дья и главный секретарь, которые комплектуют судейские бригады из числа
судейской коллегии округа, города и т.п. За 1,5-2 месяца на совещании представителей команд подтвержда¬ется участие команд в соревнованиях, проводится жеребьевка, состав¬ляется расписание игр. Положение о соревнованиях и расписание игр являются не только организационными, но и методическими документами, определяющими направленность тренировочной работы в период предсоревновательной подготовки. Поэтому они должны быть своевременно разосланы уча¬ствующим в соревнованиях командам.
Соревнования в коллективах физкультуры, школах, вузах прово¬дятся в основном силами должностных лиц с привлечением активистов физической культуры (например, советов физкультуры). Соревнования любого ранга проводятся по действующим правилам соревнований. Волейбол в вузе Волейбол в вузе включен в программу по физическому воспитанию студентов и является составной частью занятий в специальном (оздоро¬вительный волейбол), подготовительном учебных отделениях
и на от¬делении спортивного совершенствования. Волейбол используется в занятиях со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. По мнению медиков, выполнение подач, передач мяча, блокирований является хо¬рошим корригирующим средством. Для этой группы рекомендуется игра облегченными мячами. Занятия должны проводить преподаватели, наи¬более подготовленные в методическом плане, знающие состояние
здо¬ровья и физическую подготовленность каждого занимающегося сту¬дента. На подготовительную часть занятий в этом отделении отводится до 30% всего времени занятия, на основную — до 55% и на заключитель¬ную — около 15%. На занятиях исключаются резкие рывки, падения, нападающие удары и подачи на силу. В подготовительной части даются упражнения на растяжение, перемещения с невысокий скоростью, прыжки без больших мышечных усилий, упражнения с мячами в груп¬пах (передачи, подачи, прием
подач и др.) В основной части — игра по упрощенным правилам или тренировка игровых фрагментов игры. Главная задача занятий волейболом в специальной медицинской груп¬пе — содействие укреплению здоровья студентов. В подготовительном отделении обучение проводится по принципу совершенствования в волейболе. Студенты отбираются в группы в соот¬ветствии с их подготовленностью и с учетом желания заниматься во¬лейболом. На занятиях студенты знакомятся с основами волейбола для после¬дующего участия в массовых соревнованиях
(первенство факультета, курса, первенство института), а также повышают физическую подго¬товленность средствами волейбола. Объем и содержание учебного материала зависят от года обучения. На первых двух курсах материал разнообразен в пределах общеразвивающих, подготовительных и подводящих упражнений, а также элемен¬тов техники и тактики игры. На старших курсах основное внимание уделяется упражнениям для развития общих и специальных физических
качеств, для закреп¬ления техники и тактики игры, освоенной на начальных курсах обу¬чения. Организация учебно-тренировочной работы в вузе на отделении спортивного совершенствования может идти по следующим направле¬ниям: — при хорошей спортивной базе и большом контингенте занимаю¬щихся создаются однородные по спортивной подготовленности группы (команды факультетов, курсов, отделений и др.), из которых лучшие спортсмены приглашаются в сборную команду вуза; — при незначительном количестве студентов
и при посредственной спортивной базе создаются сборные команды из студентов различных курсов и различного уровня подготовленности. Основная направленность работы в группах спортивного совершен¬ствования — совершенствование технике-тактического мастерства и дальнейшее развитие двигательной и функциональной подготовлен¬ности. Сборные команды института участвуют в первенстве города сре¬ди вузов, среди КФК и в других соревнованиях, а для студентов, занимающихся в подготовительном отделении, систематически
про¬водятся соревнования на первенство курсов, факультетов, инсти¬тута. Заключение Таким образом, современный волейбол - олимпийский и про¬фессиональный - необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это - силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сет¬ки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокиро¬вании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игро¬ков передней и задней линии. Однако волейбол интересен также тем, что он удовлетворяет самые разнообразные
запросы и потребности, он существует в раз¬ных ипостасях: игра полными составами (6 х 6), игра неполными со¬ставами (5 х 5; 4 х 4; 3 х 3; 2 х 2; 1x1), игра на ограниченной площади, игра на время, игра с ограничением в счете, два мяча через сет¬ку (пионербол), мини-волейбол, лесной волейбол, волейбол на от¬крытой площадке в зимнее время, пляжный волейбол, волейбол на роликах, волейбол без рук (ногейбол, сепактакроу), теннисбол. Во время игры в волейбол создаются благоприятные возмож¬ности для проявления смекалки, ловкости, силы,
быстроты, вы¬носливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств и свойств личности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессио¬нального образования. Список литературы 1. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений. Под ред. Беляевой А.В Савиной М.В -М.: «Физкультура, образование, наука»,
2000. 2. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портанов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портанова. –М.: Изд. Центр «Академия», 2001
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |