Министерство образования и науки Саратовской области Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №87» Осанка и её влияние на функционирование внутренних органов Реферат ученицы 11«а» класса гимназии №87 Березиной Евгении Саратов 2007 Содержание Введение 3 Глава 1.Понятие осанки и её нарушения 4 1.1.
Понятие осанки, факторы, влияющие на неё 2. Признаки правильной осанки 3. Виды нарушений осанки 6 Глава 2. Влияние осанки на функционирование внутренних органов 8 Глава 3.Упражнения на формирование правильной осанки 9 Заключение 12 Список использованной литературы 13 Введение В настоящий момент времени чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях.
И не последнюю роль в этом смысле имеет осанка, то есть привычная непринужденная поза человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. И действительно, ведь нормальная, правильная осанка создает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Но, к сожалению, в современном мире часто бывает трудно сформировать и сохранить правильную осанку,
а неправильна осанка ведет к различного рода «сбоям» в работе организма. Глава 1.Понятие осанки и её нарушения 1. Понятие осанки Во-первых, необходимо определить, что именно имеют в виду, говоря об осанке. Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Нормальная, правильная осанка создает оптимальные условия для функционирования
всех органов и систем организма как единого целого. Формируется осанка в процессе роста и развития человека. При этом на формирование осанки сильно влияют наследственность, перенесенные заболевания, а также бытовые условия. Таким образом, осанка является одним из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия и заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических
свойств позвоночника и нижних конечностей. Определяется осанка по многим факторам, из которых следует выделить следующие наиболее значимые. Во-первых, это длина и форма конечностей, так как для правильной осанки необходимо, чтобы длина и форма ног были одинаковы, ведь даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца (крестец - это основание позвоночника, на котором базируются все остальные отделы).
Таким образом, даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника. Во-вторых, это угол наклона таза - угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин - 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости. В-третьих, положение и форма позвоночника.
В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет. Так же огромное значение имеют положение лопаток, степень развития мускулатуры (у детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого человека- 35 - 40% и более, даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей
к значительным нарушениям осанки) и наличие хронических болезней, которые сопровождаются защитным напряжением мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. 2. Признаки правильной осанки Ценным является умение выявить отсутствие каких-либо нарушений развития осанки. Главным признаком правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. При этом голова должна держаться прямо, то есть линия, проведенная через наружный слуховой
проход и нижний край глазницы должна быть горизонтальной, плечевые суставы разведены, надплечья находятся на одном уровне, углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Так же грудная клетка не должна иметь западений и выпячиваний, должна быть симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны и на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке, а треугольники
талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, должен проходить вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецироваться на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, должен проходить через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецироваться на опорную поверхность на уровне центра пятки.
3. Виды нарушений осанки Все нарушения подобного рода можно разделить на 3 вида: дефекты во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их. К таким нарушениям относят сутулость (нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза;
шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков; надплечья приподняты; плечевые суставы приведены; живот выступает), круглая спина или тотальный кифоз (нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза; шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован; для компенсации отклонения проекции общего центра масс дети стоят и ходят на
слегка согнутых ногах; угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела; голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища), кругловогнутая спина (нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника; угол наклона таза увеличен; ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах; передняя брюшная стенка перерастянута, живот
выступает, либо даже свисает; надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела), плоская спина (нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза; из-за уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед; это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы
при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию), плосковогнутая спина (нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе; шейный лордоз часто тоже уплощен; угол наклона таза увеличен). Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотической или асимметричной осанкой.
Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику и к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево.
При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется. Глава 2. Влияние осанки на функционирование внутренних органов Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по разным данным от 60 до 70% детей. Такой огромный процент присутствия нарушений вызывают
особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма. И действительно, неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов. А именно, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, а ребенок с нарушением осанки становится вялым, апа¬тичным и часто избегает подвижных игр.
Неправильная осанка способствует появлению остеохондроза, изменению в худшую сторону по¬ложения внутренних органов грудной и брюшной полости, что ведет к снижению их функциональности в целом. Большинство нарушений осанки ведет к неправильному развитию мускулатуры и ослаблению нижних конечностей. В результате возрастает травмоопасность, в частности, увеличивается шанс получить переломы конечностей при выполнении спортивных упражнений. Именно по этой причине при нарушениях осанки не рекомендуются
выполнять какие-либо прыжки, заниматься акробатикой и длительное время оставаться в одном и том же положении. Глава 3.Упражнения на формирование правильной осанки Для формирования правильной осанки и исправления уже имеющихся дефектов обычно прибегают к корректирующей гимнастике. В её задачи входят активизация общих и локальных обменных процессов, формирование мышечного корсета, выработка силовой и общей выносливости мышц туловища, улучшение координации движений, нормализация
дыхания и эмоционального тонуса, укрепление сводов стоп, а так же обучение восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях. Основные задачи решаются, как правило, подбором общеразвивающих и специальных упражнений, при этом необходимо учитывать возраст и физическое состояние детей, в то время как исправление дефектов можно достичь только путем выполнения специальных упражнений. В частности, их применение позволяет скорректировать угол наклона таза, восстановить симметричное положение
крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы и величину изгибов позвоночника. Очень важно тщательно подбирать упражнения, так как при неправильном подборе они могут навредить. Например, для укрепления мышц брюшного пресса с целью уменьшения поясничного лордоза и угла наклона таза часто используют подъем нижних конечностей из положения лежа на спине. При этом функцию сгибания конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берет на себя подвздошно-
поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза, то есть получается противоположный желаемому результат. Таким образом, подбирая упражнения для укрепления мышечных групп, имеющих тенденцию к гипотонии и увеличению длины, необходимо тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт, подбирать исходные положения, сводящие к минимуму возможность замещения.
Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются упражнения, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся упражнения с исходным положением лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках. При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза - упражнения, способствующие укреплению ишиокруральных, ягодичных мышц, брюшного пресса;
при уменьшении угла наклона таза - упражнения, способствующие укреплению разгибателей поясничного отдела позвоночника, мышц передней поверхности бедра. Устранению крыловидности лопаток способствуют упражнения, укрепляющие нижние и средние фиксаторы лопаток, расслабляющие и растягивающие верхние фиксаторы лопаток, большую и малую грудные мышцы. При асимметричной осанке наиболее важны симметричные упражнения, дающие выравнивание силы мышц и устранение дефекта. Обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной
осанки достигается путем контроля осанки и выполнения специальных упражнений перед зеркалом из различных исходных положений. Приведем несколько конкретных примеров упражнений. 1) Исходное положение - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнуться. Замереть в этом положении на 3-5 секунд, затем вернуться в исходное положение. 2) Исходное положение - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове,
нижний - к тазу). Присесть, вернуться в исходное положение. Наклониться вперед, вернуться в исходное положение. Наклониться вправо, затем влево. Каждое движение выполнять 8-12 раз. 3) Исходное положение - стоя у стены, касаться её затылком, лопатками, ягодицами и пятками, руки находятся внизу. Выполнить движения ру¬ками вперед, в стороны, на пояс, сохраняя сопри¬косновение со стеной; вернуться
в исходное положение (по счету: 1,2,3,4). Упражнение повто¬рять 3—5 раз. 4) Исходное положение - стойка на коленях, руки находятся внизу. Прогибаясь, наклониться назад, ста¬раясь руками достать пятки (по счету 1 ,2,3…), вернуться в исходное положение (по счету 4). Упражнение повторять 5—7 раз. 5) Исходное положение - стоя, руки за головой. С силой отвести руки в стороны, подняв руки вверх, прогнуться.
Замереть на 2-4 секунды и вернуться в исходное положение. Упражнение повторять 6-10 раз. Дыхание произвольное. Заключение В настоящее время необходимо очень важно следить за состоянием своего здоровья. А так как нарушение осанки ведут к серьезным изменениям работы внутренних органов организма, необходимо отводить особое внимание формированию и укреплению правильной осанки.
Положительного результата можно добиться путем систематического выполнения общеразвивающих и специальных упражнений. При этом неправильно подобранные упражнения могут привести к ухудшению осанки, поэтому следует с особой тщательностью продумывать набор упражнений. Таким образом, задачей чрезвычайной важности является систематическое повторение лечебно-оздоровительных комплексов и неукоснительное следование рекомендациям при работе.
Список использованной литературы 1. Чаклин В.Д Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы, М 1973. 2. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста, М 1969. 3. Ишал В.А Изаак А.П. Метод производства и графического анализа фронтальных рентгенограмм позвоночника при сколиозе. Методические рекомендации,
Омск, 1974.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |