Text
/>
Сопровождение к слайдам
«Межпредметные связи в развитии школьного химического образования»
Учитель химии
МОУ «СОШ №7»
Г. Сыктывкара
Н.О. Полле
1 слайд
Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире.
Установление взаимосвязей со смежными дисциплинами расширяет объем опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения программного материала по химии. Интеграция с теми предметами, которые кажутся школьникам достаточно привлекательными, позволяет успешно повышать интерес к химии и развивать мотивацию её изучения. Интеграция с прикладными дисциплинами раскрывает возможности практического применения приобретаемых химических знаний.
Я считаю, что конечная цель интеграции – дать учащимся целостное представление об окружающем мире с целью использования его в дальнейшей жизни. Поэтому в моей практике я использую «Межпредметные связи …»
2 слайд
Химия относится к естественнонаучным дисциплинам и является трудной для усвоения учащимися. Заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение моему предмету, связать обучение с решением практических задач посредством практической реализации интегративных связей: химия – биология; химия – география; химия – физика; химия – математика; химия – экология; химия – история – вот проблема, которую я вижу и над решением которой я работаю.
Мотивационная сфера признается стержневой в структуре личности, поскольку именно в мотиве утверждается и закрепляется то, что представляет ценность для личности.
Химия относится к естественно-научным дисциплинам, и она обязательно содержит в себе межпредметные связи.
Интеграцию химии с другими предметами я рассматриваю на содержательном уровне, который раскроет учащемуся значение знаний по химии в понимании окружающего мира и в грамотном, научно обоснованном природопользовании, в жизни конкретного человека. Межпредметные связи, на мой взгляд, демонстрируют как можно использовать материал разных дисциплин для того, чтобы процесс обучения стал ярким, понятным для ребенка.
3 слайд
Межпредметные связи в современном обучении рассматриваются как самостоятельный дидактический принцип, отражающий социальные задачи школы и методологические основы учебного познания. Межпредметные связи – условие формирования мировоззрения и познавательной активности, а также системы знаний, умений, навыков.
Межпредметные связи реализуют в обучении следующие принципы.
И основное, межпредметные связи в процессе обучения направлены на решение главных дидактических задач.
4 слайд
Интеграция химии с информатикой.
На сегодняшний день роль компьютера трудно переоценить, Интернет и различные программы помогают ребятам узнать больше о современном состоянии науки, ученики с удовольствием делятся с учителем новой информацией. Учащиеся должны уметь правильно оформлять свои доклады и рефераты, а в электронной версии этот материал можно дополнить и обработать.
Интеграция химии с историей.
Любое открытие в химии имеет свою дату, и при обсуждении его ребята имеют представление в какую историческую эпоху это произошло (какие потребности, проблемы и знания тогда были). Примером может служить Международный съезд химиков в г. Карлсруэ в 1860г. – произошло накопление фактов, обсуждение и принятие определенных принципов привело к открытию ПЗ и ПСХЭ
5 слайд
Интеграция химии с физикой.
Важнейшей частью курса химии является тема: «Строение атома», на которой базируется все дальнейшее изучение химии.
Интеграция химии с математикой.
Любая химическая задача, уравнение, проблема, зависимость может быть решена только с помощью математических навыков и приобретенных логических приемов. Для того чтобы решить химическую задачу, необходимо: определить химический аспект (процесс), разобраться в нем, а дальше (сплошная математика) математические вычисления.
6 слайд
Алгоритм – математическое понятие, которое я широко применяю в обучении химии.
При ответе по алгоритму развиваются монологическая речь, коммуникативные способности. Ученик четко знает, что делать, и уже может сказать, на каком этапе возникают трудности. Даже очень слабый ученик может работать по алгоритму. В более старших классах ребята могут уже сами строить алгоритм.
7 слайд
Интеграция химии с биологией и экологией.
При изучении любого химического вещества мы говорим о его пользе, вреде для человека и окружающего мира, о том что оно является составляющей частью живого организма.
При изучении темы «спирты» на уроке химии рассматриваются не только строение, но и физические и химические свойства, но и ребята сами готовят сообщения о наркотическом действии спиртов на организм и о глобальной проблеме алкоголизма. («кислород», «вода»)
Не может быть, чтобы ребенок не знал и не любил все предметы, поэтому интеграция химии с другими образовательными дисциплинами, позволяет раскрыться личности.
8 слайд
Исследовательская деятельность школьников — это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, постоянно обращаясь к теории.
9 слайд
Приемы реализации и формы организации межпредметных связей представлены – красным цветом выделены используемые в практике.
Учащиеся должны понимать, что серьезные теоретические обобщения, являются не простым и не легким делом, а требуют от человека больших знаний, широкого научного кругозора, большого научного воображения, смелости мысли. Великие обобщения делаются великими учеными. Работа с детьми в плане воспитания научных убеждений требует от учителя постоянного саморазвития, самореализации. Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо творить, создавать, искать.
Определив роли, которые играют межпредметные связи в решении основных дидактических задач, я вижу, в каком направлении мне необходимо двигаться дальше, какие требования предъявлять к содержательной части урока, каким образом мотивировать учащихся на изучение нового материала, с помощью каких способов проводить закрепление изученного, каким образом построить исследовательскую работу с учащимися. Text
/> Text
/> Text
/> Text
/> Text
/> Text
/> Text
/> Text
/> Text
/> Text
/> Graphics
Graphics
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Graphics
Graphics
Формирование всесторонней научной картины мира Graphics
Межпредметные связи Главная дидактическая функция: Последовательное отражение в содержании естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Дидактические принципы: научность; систематичность; связь теории с практикой; познавательная активность; доступность; прочность; наглядность; мировоззренческая направленность; положительный эмоциональный фон; сочетание коллективного и индивидуального характера учебной работы. Graphics
Повышение научности и последовательности учебной информации Реализация связей между химией и информатикой: Способствует приобретению новых знаний, развитию познавательного интереса (дополнительные знания по предмету). Создаёт: более доступные для учащихся схемы объяснения химических явлений; условия для развития пространственного мышления (пространственное видение молекулы и описание её свойств по увиденной модели). Формирует культуру оформления собственных исследований (презентации исследований, рефератов); навыки систематизации и архивирования материала. Позволяет осуществлять более эффективный контроль за усвоением знаний (компьютерное тестирование). Graphics
Повышение научности и последовательности учебной информации Реализация связей между химией и физикой: Формирует представление о базисной основе химии (тема «Строение атома» впервые вводится в курсе физики и является основой изучения химии). Способствует усвоению химических понятий путём переноса имеющихся знаний из курса физики в курс химии («Газообразное состояние вещества», «Электролитическая диссоциация», «Электролиз»). Использует теории и законы, общие для физики и химии. Использует физические понятия, величины и единицы измерения. Реализация связей между химией и математикой: Способствует конкретизации математических знаний (с помощью графиков изображаются закономерности химических процессов). Показывает прикладной характер математики (использование математического аппарата для описания процессов, протекающих в жизни; применение математических методов, способов при решении химических задач). Укрепляет измерительно-вычислительные и графические умения. Воспитывает культуру работы с математическими инструментами. Повышает эффективность обучения химии посредством алгоритмизации процесса обучения. Алгоритм — математическое понятие, широко применяемое в обучении химии. Алгоритмизация — способ обучения химии, способствующий формированию общеучебных навыков, монологической речи, развитию коммуникативных способностей, экономии времени, выбору наиболее рационального способа решения, отсутствию эмоционального дискомфорта. Graphics
Алгоритм — строгое предписание выполнения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной задачи. Предназначение: Преимущества алгоритма: Graphics
Стимулирование познавательных интересов и активного отношения обучающихся к усвоению знаний Реализация связей между химией, экологией и биологией: Формирует правильное воззрение на науку о природе как результат обобщения человеческого опыта. Показывает практическую связь науки с жизнью. Объясняет: происходящие вокруг процессы; суть строения и функций организмов; как и почему существуют организмы на Земле; как сохранить имеющееся многообразие. Graphics
Воспитание научных убеждений Graphics
Приемы реализации межпредметных связей Приемы реализации межпредметных связей Постановка межпредметных вопросов; Выполнение комплексных заданий; Решение межпредметных задач; Выполнение межпредметных домашних заданий; Выполнение межпредметных контрольных работ; Использование комплексных наглядных пособий; Решение межпредметных учебных проблем.