Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Выносливость человека

План: 1. Понятие о выносливости 2. Задачи по воспитанию общей выносливости 3. Средства воспитания выносливости 4. Методы воспитания выносливости 5. Воспитание выносливости путём воздействия на анаэробные возможности человека: а) совершенствование гликолитического механизма; б) совершенствование фосфоркреатинового механизма. 6. Методика воспитания общей выносливости 7. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости 1.

Понятие о выносливости Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой вре-менное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжительности работа с определенного момента начинает протекать в условиях преодоления возрастающих внутренних трудностей и с повышен-ной мобилизацией воли, благодаря

чему удается сохранять заданные внеш-ние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомле-ния); затем, несмотря на все усилия продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утом¬ления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способ-ность не допускать по ходу работы падения ее эффектив¬ности в течение того

или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продол-жать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно мень¬шим сни-жением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности. Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смы¬сле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяю-щих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Выносливость — это способность противостоять физическому утом-лению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществ-ляется мышечная деятельность определенного характе¬ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плава-ние и т.п.) измеряется мини¬мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви¬дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви¬гательной деятельности.

В сложнокоординационных видах деятель¬ности, связанных с выполнением точности движений (спортив¬ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос¬ливости является стабильность технически пра-вильного выпол¬нения действия. Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос¬ливость — это способность длительно выполнять работу умерен¬ной интен-сивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос¬тью.

Человек, который мо-жет выдержать длительный бег в уме¬ренном темпе длительное время, спо-собен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на вело-сипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож¬ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и био-механическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза¬ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи¬ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой

разви¬тия специальной выносливости. Специальная выносливость — это выносливость по отношению к оп-ределенной двигательной деятельности. Специальная вынос¬ливость класси-фицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель¬ности, в условиях которой решается двига-тельная задача (напри¬мер, игровая выносливость); по признакам взаимодей-ствия с дру¬гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного

решения двигательной задачи (например, силовая выносли-вость, скоростная выносливость, координационная вынос¬ливость и т.д.). Проявление выносливости в различных видах двигательной деятель-ности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональ¬ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед¬ственности), среды и др. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресур-сов, которым располагает организм, и

функциональные воз¬можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле¬ние энергии в процессе работы. Обра-зование энергии, необходи¬мой для работы на выносливость, происходит в результате хими¬ческих превращений. Основными источниками энергообра-зования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана¬эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос¬тью высво-бождения энергии, объемом

допустимых для использова¬ния жиров, углево-дов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме . Физиологической основой выносливости являются аэробные возмож-ности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в про-цессе работы и способствуют быстрому вос¬становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале¬ние продуктов

метаболического обмена. Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь¬ной интенсивно-сти продолжительностью до 15—20 с. Анаэробные гликолитические источ-ники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продол-жающейся от 20 с до 5—6 мин. Факторы функциональной и биохимической энономизации опре¬деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат¬рат на его достиже-ние.

Обычно экономичность связывают с энер¬гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре¬сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд¬няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква¬лификация спортсме-на, особенно в видах спорта, требующих про¬явления выносливости, тем вы-ше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме¬ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци¬ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри¬вать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли ис-пользова¬ния жиров в качестве субстрата окисления. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить актив-

ность функциональных систем организма при неблагопри¬ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на¬растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч¬ной кислоты в крови и т.д.). От функцио-нальной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастаю-щее утомление. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на про-явление выносливости, особенно в сложных

условиях. К ним относят моти-вацию на достижение высоких результатов, ус¬тойчивость установки на про-цесс и результаты длительной дея¬тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен¬ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть небла-гоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу». Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб¬ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед¬ственных факто-ров (коэффициент

наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор су-щественно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в стати-ческой вынос¬ливости; для динамической силовой выносливости влияния на¬следственности и среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при ра-боте субмаксимальной мощности, а на мужской — при ра¬боте умеренной мощности. Специальные упражнения и условия жизни существенно влия¬ют

на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. На-пример, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь¬ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности

и свыше). Наи¬более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. 2. Задачи по воспитанию общей выносливости Они состоят в пер¬вую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной вы¬носливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их на-правленного увеличения можно и нужно создавать в фи¬зическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности

и развития специфической выносли-вости. По мере возрастного созревания организма в воспитании общей выносливости (в широком смысле этого слова) увеличива¬ется значение комплексного воз¬действия на все ее факторы. Основная задача при этом заклю¬чается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функ¬циональных возможностей, лимитирующих способность противосто-ять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо от¬дельные факторы

выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлени¬ем выносливости. Это предпо-лагает систематическую адаптации к разнообразным видам утомитель-ной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям. Основны¬ми задачами развития общей выносливости явля¬ются: - способствовать повышению максималь¬ного

уровня потребления ки-слорода как важ¬нейшего фактора аэробной производительнос¬ти; - развивать способность и поддерживать дли¬тельное время работу в условиях максимального потребления кислорода; - совершенствовать быстроту развертыва¬ния согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма. 3. Средства воспитания выносливости Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля¬ются уп-ражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере¬менной; суммарная длительность выполнения уп-ражнений составляет от нескольких до десятков минут. Средствами развития общей выносливости яв¬ляются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при со¬блюдении следующих условий: -активное участие в работе крупных групп мышц; -значительная продолжительность работы; -интенсивность выполняемой работы долж¬на

быть умеренно-большой, но не выходить за пре¬делы аэробного энергообеспечения. К таким средствам относятся: 1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением продолжитель¬ности бега (например, с 10 до 25-30 мин). 2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускоре¬ниями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с пере-менной скоростью).

3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин. 4. Челночный бег 4 х 100 м. 5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин). 6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое про¬извольными ускорениями. 7. Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема:

100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.). 8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равно-мерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин). 9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время). 10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин. 11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эста-фета-поезд» и др. 12. Прыжки через короткую скакалку. Длитель¬ность непрерывных прыжков 3 мин и более.

Темп прыжков - 135-140 раз в минуту. 13. Преодоление несколько раз подряд отдель¬ных элементов и их соче-таний из полосы препят¬ствий. При выполнении большинства физических упражнений сум¬марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует¬ся следующими ком-понентами: 1) ин¬тенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха. Интенсивность упражнения в циклических упражнениях ха¬рактеризуется скоростью движения, а в ациклических — ко¬личеством двига-тельных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо¬ту функциональных систем организма и характер энергообес¬печения двигательной деятельности. При умеренной ин-тен¬сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха¬ния и кровооб-ращения без большого напряжения обеспечива¬ют организм необходимым

количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в на-чале выполнения уп¬ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол¬ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль¬нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсив-ность упражнения получила название субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения организм за-нимающегося достигает состояния, при

котором потребность в энергии (ки-слородный запрос) будет равна максималь¬ным аэробным возможностям. Та-кая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической называют над- критиче-ской. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значитель-но превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преиму-щественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением

кислородного долга. Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относи-тельно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25 с до 4—5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее! увеличение продолжительности упражнения приводит к менее! выраженному, но постоянному снижению его интенсив-ности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспече-ния.

Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блоки¬рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекра-щает¬ся, либо резко снижается интенсивность

их. Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе¬ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций ор-ганизма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимо-сти от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преиму¬щественное повышение уровня аэроб-ной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых

ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея¬тельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис¬ходя из субъективных ощущений за-нимающегося, его готовно¬сти к эффективному выполнению очередного уп-ражнения, ле¬жит в основе варианта интервального метода, называемого по¬вторным. При планировании длительности отдыха между повторениями уп-ражнения или разными упражнениями в рамках

одного занятия следует раз-личать три типа интервалов. 1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту оче-редного повторения практически такое восстановление рабо¬тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повто-рить работу без дополнительного на¬пряжения функций. 2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная на-грузка попадает на состояние некоторого

недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме¬нение внешних количест-венных показателей (в течение известно¬го времени), но возрастает мобили-зация физических и психических резервов организма человека. 3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж¬ду уп-ражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо¬тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде¬ленных условиях в силу зако-номерностей восстановительных

процессов в организме. Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть ак-тивным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятель-ностью. При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити¬ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб¬ной. 4.

Методы воспитания выносливости Основными методами развития общей выносливости являют¬ся: 1) ме-тод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и перемен-ной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) ме-тод круговой тренировки; 4) игро¬вой метод; 5) соревновательный метод. Равномерный метод. Характеризуется непре¬рывным продолжительным режимом работы с рав¬номерной скоростью или усилиями.

Продолжи¬тельность работы в зависимости от уровня подго¬товленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин мало¬эффективна, так как не успевают развернуться ды¬хательные процессы и вы-вести кислородотранс-портную систему (сердце, сосуды, дыхание) на мак¬симальный уровень потребления кислорода. Интенсивность упражнений (скорость передви¬жения) должна повы-шаться постепенно: от невы¬соких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к опти-маль¬ным (140-170 уд/мин).

Такая постепенность необ¬ходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других сис-тем организма. Малоинтенсивная работа не спо¬собствует активизации аэроб-ного обмена, поэто¬му она малопродуктивна. По мере увеличения функциональных возмож¬ностей организма зани-мающихся продолжитель¬ность непрерывной работы и ее интенсивность по-степенно возрастают. Переменный метод. Отличается от равномер¬ного последовательным варьированием нагруз¬ки в ходе непрерывного

упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, ве-личины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоро¬стей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка рабо¬ты увели-чивается до 170-175 уд/мин, а к концу ма¬лоинтенсивного участка снижа-ется до 140-145 уд/мин. Интервальный метод.

Для него характер¬но выполнение работы в виде высокоинтенсив¬ных, но кратковременных повторений, разде¬ленных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха меж-ду нагрузками. Про¬должительность работы для повышения аэроб¬ной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее - вызывает снижение интен¬сивности работы. Интенсивность работы дол¬жна способствовать росту

ЧСС до 160-170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы от¬дыха делаются такой продолжительности, что¬бы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130 уд/мин. Как правило, интервалы отды¬ха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной дви-гательной деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и под¬держивающей его повы-шенное функциониро¬вание.

Число повторений упражнения зависит от индивидуальных воз-можностей занимающего¬ся осуществлять работу в условиях значитель¬ного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно за¬нятие и постепенно повышать до десяти и бо¬лее повторений. Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой ми¬нуты отдыха после на-грузки потребление

кисло¬рода увеличивается, повышается также систо-ли¬ческий объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели до¬статочно высоки, то от повторения к повторе-нию будет постепенно увеличиваться потребление кислорода. Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхатель-ной системам.

Метод круговой тренировки. Предусматри¬вает последовательное вы-полнение специально подобранных упражнений, воздействующих на раз-личные мышечные группы и функциональные системы по типу непре-рывной или интервальной работы. В определенных местах зала или при¬школьной площадки (стадиона) по кругу распо¬лагаются несколько «стан-ций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции занимающийся вы¬полняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех раз. Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять

значитель¬ное число раз (не менее 20-30). ЧСС при вы-полне¬нии упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность вре-мени выполнения упражнений круговым методом со¬ставляет 25-35 мин. Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная дея-тельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигатель-ных

действий в услови¬ях проведения спортивных и подвижных игр, тре¬бующих проявления выносливости. Этот метод позволяет обеспечить по-вышен¬ную заинтересованность занимающихся в дви¬гательной деятельно-сти и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями мо¬нотонного характера (например, продолжитель¬ный бег в равномерном темпе). Нагрузку в игре можно повышать за счет: 1) уменьшения количества игроков при со¬хранении размеров игро-вого поля 2) усложнения приемов игры

и правил, при ко¬торых игроки не поки-дают поле, а остаются на площадке. Продолжительность нагрузки при игровом ме¬тоде должна состав-лять не менее 5-10 мин (без отдыха). Соревновательный метод. Это способ вы¬полнения упражнений на выносливость в фор¬ме различных соревнований и соревнователь¬ных зада-ний, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует мак-симальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей

занимающих¬ся. Обязательным условием соревновательного ме¬тода является подго-товленность занимающихся к выполнению тех упражнении, в которых они дол¬жны соревноваться. Выбор методов в значительной степени опре¬деляется уровнем подготовленности занимаю¬щихся. Важным требованием к приме-няемым методам развития выносливости является нахож¬дение оптимального сочетания продолжительно¬сти и интенсивности нагрузки. 5. Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные

возможности человека. Воспитание выносливости .путем воздействия на анаэроб¬ные возмож-ности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопле-ния недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризу-ется решением двух задач: повышением мощности гликолитического (лак-татного) механизма; повышение мощности фосфоркреатино¬вого (алактатно-го) механизма. Для этого используются ос¬новные и специально-подготовительные упражнения соответ¬ствующей интенсивности.

При этом применяются методы по¬вторного и переменного интервального упражнения. а). Совершенствование гликолитического механизма К упражнениям, применяемым в качестве средств совер¬шенствования лактатного механизма, предъявляются следую¬щие требования. Работа должна выполняться с интенсивностью 90—95% от максималь-ной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 секунд до 2 мин. (длина от¬резков от 200 до 600 м в беге, от 50 до 200

м в плавании). Число повторений в серии 3—4, количество серий для начи¬нающих 2—3, для хорошо тренированных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого повторения — 5—6 минут; второго — 3—4 минуты; третьего — 2—3 минуты. Между сериями должен быть от¬дых, для ликвидации лактатвого долга — 15—20 минут. б). Совершенствование фосфоркреатинового механизма К упражнениям применяемым в качестве средств совер¬шенствования алактатного механизма предъявляются

следу¬ющие требования. Интенсив-ность работы должна быть око¬лопредельной (95% от максимальной); про-должительность упражнения – 3 – 8 сек. (бег 20 – 30 м плавание 8 – 20 м.) интервалы отдыха между повторения – 2 -3 мин между сериями (серия 4 – 5 повторений) – 7 – 10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности по режиму работы мышц, совпа-дающих с основными. 6. Методика воспитания общей выносливости.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выпол-няемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непре-рывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом при-держиваются следующих правил. 1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузоч-ные требования должны соответствовать возможностям

занимающихся. Учи-тываются возраст, пол и уровень общей физи¬ческой подготовленности. В процессе занятий после определенно¬го времени в организме человека про-изойдут изменения физио¬логического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обо¬значает такую трудность требований, которая создает оптимальные

предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущер¬ба для здоровья. 2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и после-довательностью воздействий нагрузочных требо¬ваний. Добиться положи-тельных сдвигов в воспитании общей вы¬носливости возможно в том случае, если будет соблюдаться стро¬гая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также не¬прерывность процесса

занятий. В работе с начинающими дни за¬нятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом. 3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию система-тического повышения нагрузочных требований. Значитель¬ных функциональ-ных перестроек в сердечно-сосудистой и дыха¬тельной системах можно до-биться

в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следова-тельно, необходимо най¬ти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Ис-поль¬зуя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего опреде-лить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолжи-тельность

работы 10—15мин; 11—12лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин. 7. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и характер изме¬нений этих показателей свидетельствуют о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит индикатором общей вы-носливости организма.

Для оценки уровня выносливости широко применяются следующие тесты: 1. 12-минутный беговой тест Купера, испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 12 минут. 2.6-минутный бег: процедура тестирования такая же, как и для 12-минут¬ного бегового теста. Используется для оценки выносливости детей 7-17 лет. 3. Гарвардский степ - тест. 5-минутное восхождение на ступень высо-той 50 см.

Фиксируется частота сердечных сокращений после нагрузки и её вос¬становление. 4. Бег или ходьба на различные дистанции - в зависимости от возраста (600-1000 м-дети 7-10 лет, 2000-3000 м - И лет и старше). Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интен¬сивность деятель-ности. На основе этого критерия разработаны пря¬мой и косвенный способы измерения выносливости.

При прямом способе испытуемому предлагают вы-полнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв¬ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом поль-зуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скорост-ные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу),

затем вычис-лить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В практике физического воспитания в основном применяется кос¬венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан¬ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан¬ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик¬сированной длительностью

бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные воз-можности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в усло-виях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время вы-полнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсив-ность выполнения заданий), так и фи¬зиологические показатели (максималь-ное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.). Специфическими считают такие тесты, структура выполнен которых близка к соревновательной.

С помощью специфически тестов измеряют вы-носливость при выполнении определение деятельности, например в плава-нии, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Количественно это различие можно оценить по относительным показа-телям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относитель-ными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс вынос-ливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м плавании и т.д.) при прохожде-нии всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке. Запас скорости Зс= tn - tk , где tn — время преодоления эталонного отрезка; tk — лучшее время на этом отрезке. Индекс выносливости (Т.Cureton, 1951) — это разность между време-нем преодоления длинной дистанции

и тем временем этой дистанции, кото-рое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показывае-мой им на коротком (эталон ном) отрезке. Индекс выносливости = t - tk * n , где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk — время преодоления короткого (эталонного) отрезка; n — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития вы-носливости. Коэффициент выносливости (Г. Лазарев,

1962) — это отноше¬ние вре-мени преодоления всей дистанции ко времени преодоле¬ния эталонного от-резка. Коэффициент выносливости = t : tk , где t — время преодоления всей дистанции; tk — лучшее время на эталонном отрезке. Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (напри¬мер, количество повторе-ний теста с отягощением) нужно соот¬носить с уровнем максимальной силы в этом движении. В качестве показателей выносливости используются и биомеха¬нические

критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания об¬щего центра масс в дви-жении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнива¬ют их значения в начале, середине и конце упражнений. По вели¬чине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изме¬няются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Использование тестов на выносливость позволя¬ет дать количественную оценку способности сердеч¬но-сосудистой и дыхательной систем выдержи-вать определенную физическую нагрузку или нормаль¬но функционировать в экстремальных ситуациях. Оценка выносливости по времени бега на 2000 и 3000 м Класс Юноши Девушки Бег на 3000 м (мин, с) Бег на 2000 м (мин, с) Удов. Хорошо Отлично Удов. Хорошо Отлично 10 16.30 15.00 13.00 12.30 11.30 10.00 11 16.00 14.40 12.40 12.00 11.00 9.30

Оценка уровня развития выносливости учащихся 16-17 лет по 6-минутному бегу (по В.И. Ляху, 1998) Уровень Пробегаемая дистанция, м Юноши Девушки 16 лет 17 лет 16лет 17 лет Низкий 1 1 00 и ниже 1100 900 и ниже 900 Средний 1300-1400 1300-1400 1050-1200 1050-1200 Высокий 1500 и выше 1500 1300 и выше 1300 Оценка выносливости по результатам 12-минутного теста в беге и пла-вании (по

К. Куперу, 1987) Оценка Расстояние, преодолеваемое за 12 минут Бег (км) Плавание (м) Юноши Девушки Юноши Девушки Очень плохо Меньше 2,1 Меньше 1,6 Меньше 450 Меньше 350 Плохо 2-2,2 1,6-1,9 450-550 350-450 Удовлетворительно 2,2-2,5 1,9-2,1 550-650 450-550 Хорошо 2,5-2,75 2,1-2,3 650-725 550-650 Отлично 2,75-3,0 2,3-2,4 Больше 725 Больше 650 Превосходно

Больше 3,0 Больше 2,4 - -



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Машины для земляных работ
Реферат План изучения регионального развития экономики стекольной промышленности и города в целом
Реферат Проблема злочинності серед молоді
Реферат Сущность и роль финансового планирования на предприятии
Реферат «Отечественные и импортные продукты питания: ценовая политика и контроль за качеством. Достижения Брестской области»
Реферат Особенности молодежной политики
Реферат Особливості функціонування партійних систем
Реферат Индивидуальные особенности памяти школьников и их проявление в процессе обучения
Реферат Why The Electric Chair Is A Fair
Реферат Объемная штамповка и обработка металлов резанием
Реферат Автоматизированная информационная система учета движения контингента студентов ВУЗа
Реферат Источники финансирования террористических организаций на Ближнем Востоке
Реферат Особенности хозяйственного порядка Украины
Реферат Rear Guard
Реферат Основные приемы бухгалтерской отчетности