--PAGE_BREAK--1. Характеристика состава налоговых доходов федерального бюджета.
Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием РФ в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового продукта.
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
2. Федеральные налоги и сборы.
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
Это один из основных бюджетных доходов: его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 50%. НДС – один из самых распространенных косвенных налогов. Кроме выполнения фискальной роли, НДС используется и как инструмент регулирования экономики.
Правила взимания налога регулируются главой 21 НКРФ.
Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Иностранные юридические лица имеют право исполнять обязанности плательщика НДС Налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн.руб.
Данный налог является налогом на широкое потребление, поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории России объектом обложения налогом является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие операции с товарами (работами, услугами).
Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном по «рыночной цене». При исчислении базы НКРФ предусматривает перечень операций, не облагаемых НДС. Данные операции носят социальный характер, они утверждаются исполнительными органами федерального уровня.
Налоговая база расширяется за счет любых платежей, связанных с оплатой товара. Первоначально в погоне за ростом доходов бюджета ставки налога были явно завышены (в 1992 г. – 28%). НК установил три ставки налога: 18% — основная ставка; 10% — ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей); 0% — ставка для экспортируемых товаров и услуг.
Предусмотрены две расчетные ставки (9,09 и 15,25%), связанные с основными ставками. Их использование жестко регламентировано НК.
Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо: рассчитать величину налога, начисленную к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и ставки; исчислить величину налоговых вычетов. Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как квартал.
2.2. Акцизы
Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).
Второе и третье места по поступлениям в федеральный бюджет с незначительным разрывом делят акцизы и налог на прибыль.
В Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате акцизов осуществляется по методу начисления, независимо от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров (смены права собственности). Этот механизм позволяет избежать ситуации, когда товар произведен и отгружен потребителям, а оплата не производится в течение длительного времени.
Плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.
Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном оценка «по рыночной цене». Но шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям. При этом в налоговую базу включаются любые выплаты, прямо или косвенно связанные с поставкой подакцизных товаров, в том числе авансовые выплаты.
НК РФ установил ставки, которые постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки приведены в НК РФ (глава 22, статья 193).
По данному налогу налоговый период – календарный месяц.
Сумма акциза, начисленная за истекший налоговый период, рассчитывается по каждому виду подакцизных товаров путем умножения установленной ставки акциза на величину налоговой базы. Общая сумма акциза, начисленного за налоговый период, исчисляется путем суммирования полученных результатов. Налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на величину установленных налоговых вычетов.
Виды налоговых вычетов и порядок их применения регламентируются НКРФ. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой акциза исходя из налоговой базы за соответствующий налоговый период и суммой налоговых вычетов.
2.3.Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования макроэкономических процессов и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета.
Налогоплательщиками признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России.
Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
К доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Ряд доходов не учитывается для определения налоговой базы: имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования, и т. д.
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
· расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
· расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
· освоение природных ресурсов;
· научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
· обязательное и добровольное страхование;
· прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Налоговая база – это денежное выражение прибыли, исчисляемой в соответствие в гл.25 Налогового кодекса. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов РФ. законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. В федеральный бюджет зачисляется налог на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ, по ставкам 20 и 10%; налог на доходы с дивидендов – по ставкам 0, 9 и 15% и налог на доходы по государственным ценным бумагам – по ставкам 15, 9 и 0%.
Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления налога следующий: налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартальной прибыли, подлежащей налогообложению.
2.4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно обеспечивало и продолжает обеспечивать достаточные поступления доходов в бюджеты всех уровней, оказывает влияние на структуру личного потребления и сбережения граждан. Являясь федеральным налогом, НДФЛ используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Таковыми являются физические лица, которые находятся на территории России более 183 дней в году.
Объектом налогообложения у физических лиц, лиц – резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НКРФ на установленные вычеты. Если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налогооблагаемая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, за исключением суммы, израсходованной на приобретение и строительство жилья.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст.40 НКРФ, где сказано, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, она считается рыночной. К доходам, полученным в натуральной форме, относятся, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха.
Доходы в виде материальной выгоды означают:
· получение экономии на процентах за пользование заемными средствами;
· приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам, более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги;
· приобретение ценных бумаг по ценам ниже рыночной стоимости этих бумаг.
Налоговая ставка. С 01.01.2001 г. При исчислении налога на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы стала применяться единая ставка 13%. Ставка 30% применяется в отношении сумм доходов физических лиц – нерезидентов РФ. Налогообложение дивидендов производится по ставке 9%.
Сумма налога рассчитывается как соответствующая каждой налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом при фактической выплате денежных средств.
2.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Наиболее значимым из платежей за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых.
Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр.
Объект обложения – полезные ископаемые, добытые на участке, предоставленном организации в пользование.
В п. 2 ст. 336 Налогового кодекса РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу:
· общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
· добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
· полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение.
· полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;
· дренажные подземные воды, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых.
Налоговую базу рассчитывают по каждому из полезных ископаемых, для чего определяют количество и стоимость их добычи. Предусматривается два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, — прямой и косвенный. При прямом используются измерительные средства, учитываются фактические потери. Косвенный способ можно применять только в том случае, когда известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерителей. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.
Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых.
Налоговый период по НДПИ – календарный месяц.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Срок уплаты налога в бюджет – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2.6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели – пользователи объектами животного мира и водных ресурсов. Объектами обложения выступают объекты животного мира и водных ресурсов, содержащиеся в перечне ст. 333.3 НКРФ (дикие животные, птицы, рыбы, морские млекопитающие и другие морепродукты).
Ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных. К примеру, максимальная ставка применяется при изъятии овцебыка, гибрида зубра с бизоном или домашним скотом, в размере 15 тыс. руб., а минимальная – 20 руб. за фазана или тетерева. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных применяется ставка, пониженная на 50%.
Ставки сбора за пользование водными ресурсами установлены в рублях за одну тонну объекта водных биологических ресурсов и за одно млекопитающее. Дифференциация ставок осуществлена по бассейнам морей, рек, озер, водохранилищ и видам биологических ресурсов.
Ставки сбора за морских млекопитающих дифференцированы по их видам.
Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных ресурсов определяется как произведение соответствующего количества объектов, ресурсов и установленной ставки сбора.
Сбор за пользование объектами животного мира и водными объектами уплачивается в виде разовых и регулярных взносов. Разовый сбор составляет 10% от исчисленной суммы и вносится при получении лицензии, оставшаяся часть платится равными долями в виде регулярных взносов в течение срока действии лицензии ежемесячно не позднее 20-го числа. Сумма сборов зачисляется на счета органов федерального казначейства для последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
2.7. Водный налог
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование.
Объекты налогообложения возникают в том случае, если организация и физические лица: забирают воду из водоемов; сплавляют по воде лес в платах и кошелях; используют водное пространство в других целях, помимо сплава леса в платах и кошелях. К таким целям относятся, например, добыча полезных ископаемых, проведение буровых и строительных работ и т.д.
Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту (таблица 1)
Таблица 1
Налоговая база по каждому виду водопользования
Объект налогообложения
Налоговая база
Забор воды
Объем воды, забранной за налоговый период, тыс.м3
Использование акватории водных объектов для сплава в плотах и кошелях
Объем сплавляемой древесины, тыс. м3, умноженный на расстояние сплава в км/100
Использование акватории водных объектов в других целях
Площадь предоставленного водного пространства
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии
Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период
Налоговые ставки дифференцированы по видам водопользования, бассейнам рек, озер, морей (таблица 2).
Таблица 2
Налоговые ставки установлены в следующих единицах измерения
Объект налогообложения
Единица измерения ставок
Забор воды
В рублях за 1 тыс.м3 забранной воды
Использование акватории водных объектов для сплава в плотах и кошелях
В рублях за 1 тыс. м3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава
Использование акватории водных объектов в других целях
В тыс. рублей в год за 1 км2 используемой акватории
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии
В рублях за 1 тыс. кВт ч электроэнергии
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога. Срок уплаты налога – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговый орган представляется налоговая декларация.
2.8. Государственная пошлина
Государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Плательщиками являются граждане РФ, иностранные граждане лидо лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
Размер государственной пошлины за совершение действий по юридическому оформлению гражданско-правовых обязательств и выдаче документов регулируется федеральным законодательством и един на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются в следующих формах: в твердой сумме, выраженной в рублях; в процентном отношении к соответствующей сумме (иска, удостоверяемого договора и т.д.). При этом в некоторых случаях для исчисления государственной пошлины применяется регрессивная шкала ставок, при которой ставка, выраженная в процентах, снижается по мере роста налоговой базы (иска, договора и т.п.).
Действующим законодательством РФ предусмотрен достаточно широкий перечень лиц и организаций, освобожденных от уплаты государственной пошлины. В частности, освобождаются от уплаты государственной пошлины Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных воздействий. Не уплачивают государственную пошлину также налоговые, финансовые, таможенные органы.
3. Распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней.
Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации относится к предмету регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации.
Регулирующие доходы в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на соответствующий финансовый год. При этом недоимка как сумма налога и сбора, не уплаченная в установленный срок, в бюджетном законодательстве обезличивается.
Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ показаны в приложении 1. продолжение
--PAGE_BREAK--
III
. Анализ поступлений администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2008-2010 гг.
1. Анализ налоговых доходов за 2008-2009 г. (таблица 3).
млрд. руб.
2008 год
2009 год
в процентах к 2008 году
Всего поступило в бюджетную систему РФ
10 032,8
8 379,3
83,5
в том числе:
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)
8 455,7
6 798,1
80,4
Государственные внебюджетные фонды
1 577,1
1 581,2
100,3
Налоги и сборы — всего (вкл. ЕСН)
8 455,7
6 798,1
80,4
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)
4 078,7
3 012,4
73,9
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
4 377,0
3 785,7
86,5
из них:
Налог на прибыль организаций
2 513,0
1 264,4
50,3
в федеральный бюджет
761,1
195,4
25,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
1 751,9
1 069,0
61,0
Налог на доходы физических лиц
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
1 665,6
1 665,0
100,0
Единый социальный налог в федеральный бюджет
506,8
509,8
100,6
Налог на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
998,4
1 176,6
117,9
на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь
40,3
30,6
76,0
Акцизы
314,7
327,4
104,0
в федеральный бюджет
125,2
81,7
65,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
189,4
245,7
129,7
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
1 742,6
1 080,9
62,0
в федеральный бюджет
1 637,5
1 006,3
61,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
105,1
74,7
71,1
в том числе:
налог на добычу полезных ископаемых
1 708,0
1 053,8
61,7
в федеральный бюджет
1 604,7
981,5
61,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
103,4
72,3
70,0
из него нефть:
1 571,6
934,3
59,5
в федеральный бюджет
1 493,0
887,6
59,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
78,6
46,7
59,5
Таблица 3
В 2009 году поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ по сравнению с 2009 годом уменьшилось на 1657,6 млрд.руб., что составляет 19,6 %. На это повлияло снижение поступлений от уплаты налога на прибыль организаций на 1248,6 млрд.руб. (49,7 %), снижение поступлений от уплаты налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 661,7 млрд.руб. (38%).
2. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2009 – 2010 г. (таблица 4).
Таблица 4
млрд. рублей
январь-сентябрь 2009 года
январь-сентябрь 2010 года
в процентах к 2009 году
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации
4 564,1
5 627,4
123,3
в том числе:
в федеральный бюджет
1 819,0
2 351,1
129,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
2 745,1
3 276,3
119,4
из них:
Налог на прибыль организаций
936,8
1 342,1
143,3
в федеральный бюджет
142,9
182,9
128,0
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
793,9
1 159,2
146,0
Налог на доходы физических лиц
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
1 175,5
1 240,9
105,6
Налог на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
889,4
980,1
110,2
на товары, ввозимые на территорию РФ
21,7
35,0
161,3
Акцизы
241,2
327,2
135,7
в федеральный бюджет
59,9
83,6
139,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
181,3
243,7
134,4
из них:
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию
3,1
3,4
111,6
в федеральный бюджет
1,6
1,8
113,0
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
1,5
1,6
110,2
на табачную продукцию
57,7
78,4
135,8
в федеральный бюджет
57,7
78,4
135,8
акцизы на нефтепродукты
107,5
125,3
116,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
107,5
125,3
116,5
млрд. рублей
январь-сентябрь 2009 года
январь-сентябрь 2010 года
в процентах к 2009 году
акцизы на пиво
23,1
63,2
272,9
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
23,1
63,2
272,9
акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин)
45,9
49,5
107,8
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
45,9
49,5
107,8
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
747,8
1 050,6
140,5
в федеральный бюджет
696,5
1 027,6
147,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
51,4
23,1
44,9
в том числе:
налог на добычу полезных ископаемых
730,2
1 025,2
140,4
в федеральный бюджет
680,5
1 004,2
147,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
49,7
21,1
42,4
из него нефть:
645,0
922,4
143,0
в федеральный бюджет
613,2
922,4
150,4
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
31,7
0,0
0,0
газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья
54,1
63,3
117,1
в федеральный бюджет
54,1
63,3
117,1
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья
4,8
7,4
155,3
в федеральный бюджет
4,5
7,4
163,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
0,2
0,0
0,0
продолжение
--PAGE_BREAK--